Что относится к отделке древесины. Обработка деревянных изделий

Виды отделки древесины могут быть разделены на следующие основные группы: прозрачная, непрозрачная, имитационная и др.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или еще более проявляющими текстуру древесины. Применяют ее для от­делки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

Прозрачную отделку получают лакированием, полированием, воскованием и покрытием прозрачными пленками. При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленко­образующие вещества в органических растворителях, растворители и др.

Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфир­ные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, ре­же - масляные и спиртовые. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прозрачную, эластичную, прочную и достаточно ат-мосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с бле­стящей поверхностью, достаточно прозрачную. Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосферостойка, но недо­статочно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточ­ной прочностью, атмосферостойкостью, слабым блеском. По сте­пени блеска различают покрытия глянцевые, полуглянцевые и матовые.

При восковании, т. е. нанесении на поверхность древесины сме­си воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипида­ром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополни­тельно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской, встроенной и детской мебели, дверей, окон.

Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые, водоэмульсион­ные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразую­щих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количе-


ством - полуглянцевые, а при окраске масляными красками - матовые.

Имитационной отделкой улучшают внешний вид изделий, изго­товленных из древесины, текстура которых не отличается краси­вым рисунком. Основными методами имитационной отделки явля­ются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с рисун­ком древесины ценных пород, отделка шпоном, пленками, листо­вым пластиком.



Эксплуатационные качества лакокрасочных покрытий должны обладать рядом физико-механических свойств: адгезией, твердо­стью, тепло-, свето- и водостойкостью.

Под адгезией понимают прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, под твердостью - сопротив­ление лакокрасочного покрытия проникновению в него более твер­дого тела.

Водостойкость - способность покрытия противостоять воздей­ствию воды на поверхность изделия. Она играет очень существен­ную роль при эксплуатации столярных изделий (оконных блоков, наружных дверей) в условиях переменной влажности.

Лакокрасочные покрытия должны быть теплостойкими, т. е. не разрушаться при нагревании солнечными лучами или другими ис­точниками теплоты. Кроме того, они должны быть эластичными, так как при изменении атмосферных условий лакокрасочные покрытия усыхают или набухают, вследствие чего образуются трещины, покрытия сморщиваются или отслаиваются.

Открытый урок по технологии

«Отделка древесины»




Учитель технологии:

Аблятифова У.С.

План-конспект урока

по технологии 5-б класса

На тему: «Отделка древесины»

Дата: 08.12.2017 год

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить знания по отделке древесины, ознакомить учащихся с правилами безопасности при работе.

Задачи:

    Образовательная: ознакомить учащихся с отделкой древесины; сформировать у учащихся навыки выполнения отделочных работ: выпиливание, выжигание, нанесение рисунка и лакирование.

    Воспитательная: воспитать точность, внимательность и аккуратность в работе, усидчивость.

    Развивающая: развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Планируемые результаты:

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения.

Место проведения: компьютерный кабинет, учебная мастерская

Оборудование: тетрадь, карандаш, ластик, линейка, рисунки, копировальная бумага, дощечка (ольха, береза, клен), выжигательный аппарат, лобзик, кисть, лак.

Дидактический материал к учебному занятию: подборка иллюстраций работ; образцы изделий на которых выполнена все виды отделки древесины.

Методы обучения : объяснительно-иллюстрированный.

Технологическая карта урока

- Сегодня мы продолжим свою работу над изучением древесины. И прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вместе вспомним последовательность изготовления изделий из древесины, на примере разделочной доски.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам отгадать тему нашего урока. Внимание на слайд.

Отгадав тему, ученики формируют понятие о содержании темы урока.

Постановка учебных задач

Сегодня на уроке мы должны с вами изучить, какие существуют виды отделки. А также, с какими видами мы будем работать (слайд).

Ученики просматривают слайды презентации, наглядности представленные учителем.

Открытия учащимися новых знаний

Виды отделки:

1. Выпиливание лобзиком (слайд). Любое изделие из фанеры можно преобразовать, сделать красивым и оригинальным с помощью лобзика. Лобзик – это инструмент, предназначенный для выпиливания из фанеры различных контуров, в том числе криволинейных. Им можно вырезать как по внешнему контуру, так и по внутреннему. Правила безопасной работы.

2. Выжигание – это один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Лучший материал для выжигания – фанера. Перед выжиганием поверхность шлифуем наждачной бумагой. После, при помощи выжигательного аппарата, приступаем к выжиганию. Сначала по внешнего контуру, затем по внутреннему. Правила безопасной работы.

3. Нанесение рисунка (гуашь, акварель). Любое изделие можно сделать ярче и оригинальнее. Следующий вид отделки – нанесение рисунка при помощи гуаши или акварели. Правила безопасной работы.

4. Лакирование – вид отделки, при котором остается виден натуральный цвет и текстура древесины. Лак предохраняет поверхность от проникновения влаги и гниения. Правила безопасной работы.

Первичное закрепление знаний

Опрос в виде карточек по пройденному материалу.

Карточка

    Лобзик – это инструмент , предназначенный для выпиливания из фанеры различных контуров , в том числе криволинейных.

    Выжигание – это один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

    Лакирование – вид отделки, при котором остается виден натуральный цвет и текстура древесины.

Динамическая пауза

Учитель показывает движение для разминки.

Выполнение движений за учителем.

Творческая практическая деятельность

Организация деятельности учащихся по применению новых знаний. Задача - выполнить технологическую карту.

Рефлексия деятельности

Учитель организовывает рефлексию. Теперь оценим урок и полученные знания, в целом. На столах у каждого находятся смайлики, где красный см. – материал не усвоен, желтый – есть вопросы, зеленый – материал усвоен хорошо.

Учащиеся осуществляют самооценку собственной деятельности. Также, проводиться просмотр работ учащихся и их оценка. Кроме того, учащиеся оценивают уровень полученных знаний на уроке.

Домашнее задание

Выучить технологическую карту разделочной доски. Усвоить все правила безопасности при отделки древесины.

Отделкой древесины называют любую обработку ее поверхности, которая улучшает внешний вид изделий или защищает их от непосредственного влияния внешней среды. Художественной отделкой придают предмету наиболее красивый и выразительный вид. Улучшение внешнего вида изделий достигается также путем различных видов художественной обработки самой древесины: резьбой, тиснением, выжиганием, облицовкой различными декоративными материалами, например набором облицовочной фанеры (инкрустация), текстурной бумагой, полимерными материалами, тканями, фольгой (тонкими листками металла) и т. п. древесина ламинат паркет

Для отделки древесины используют грунты, замазки, шпаклевки, краски, эмали, лаки, политуры. Все виды отделки деревянных изделий делят на следующие группы: столярную, малярную и имитационную.

Столярная отделка сохраняет природную текстуру древесины, подчеркивает и усиливает ее. Столярную прозрачную отделку производят восковыми составами, лаками, политурами и сухими смоляными отделочными пленками. В зависимости от применяемого материала виды отделки называют: восковой, лакирование, полирование и панелирование.

Восковую отделку производят в теплом помещении. На подготовленную поверхность наносят слой восковой мастики. Когда поверхность пропитается мастикой, ее растирают щеткой или сукном до блеска, усиливают блеск протиркой бархоткой и закрепляют это невлагостойкое покрытие нанесением одного слоя лака или политуры. Восковую мастику приготовляют путем смешивания расплавленного воска со скипидаром или лаковым керосином (уайт-спиритом). Восковые покрытия придают поверхности крупнопористой древесины ровный глубокий мягкий глянец, который при необходимости нетрудно восстановить протиранием щеткой или суконкой.

Лакирование--на поверхность, подготовленную к прозрачной отделке, наносят несколько слоев (покрытий) лака. В зависимости от состава лака различают лакирование спиртовыми, масляными и нитроцеллюлозными лаками. Спиртовые лаки обычно наносятся 2--3 раза с промежуточной сушкой в течение 2 ч при 18--20°. Нижние слои шлифуют шкуркой № 180. Масляный лак наносят два раза с промежуточной сушкой не менее 8 ч при 18--20°; шлифуют перед последним покрытием.

Полирование придает поверхности зеркальную гладкость и блеск. Полирование осуществляют различными способами: столярным, полуполированием, располированием и панелированием. Собственно полированием в деревообработке является только столярное полирование, сущность которого заключается в том, что на тщательно подготовленную поверхность наносят политурпый покров, имеющий очень небольшую толщину. Процесс полирования длителен, поэтому его применяют лишь для отделки изделий высшего класса (например, предметов художественного значения, мебели).

Панелирование заключается в том, что на сухую, хорошо отшлифованную поверхность наклеивают с помощью горячего прессования лист смоляной мочевино-меламиновой или фенолоформальдегидной пленки. Такое отделочное покрытие по влагостойкости, теплостойкости и твердости значительно превосходит отделку полированием, по внешний вид панелированноп поверхности не имеет той глубины и игры текстуры древесины, которые свойственны столярному полированию.

Малярная отделка -- нанесение па поверхность непрозрачных (укрывистых) цветных пленок -- красок и эмалей. Данной отделке подвергают изделия, изготовленные из древесины мягких пород или недекоративной по текстуре. Применяют для дверных и оконных блоков, панелей, деревянных лестниц, полов, мебели. В зависимости от условий эксплуатации изделий, условий производства и требований потребителя укрывистую отделку осуществляют клеевыми, эмульсионными, масляными и эмалевыми красками. Нанесение красочных покрытий в мелких производствах и при монтаже делают вручную (кистями), а в массовых и серийных производствах -- распылением, окунанием, вальцеванием на станках.

Водными составами клеевых и эмульсионных красок окрашивают изделия, предназначенные для службы в сухих помещениях. Технологический процесс отделки состоит из операций шпаклевания, шлифования, грунтования, отбелки и нанесения колера.

Масляными и эмалевыми красками покрывают поверхности предметов, предназначенных для работы на открытом воздухе или в условиях переменной температуры и влажности. Гладкость и зеркальный блеск придают путем располировки. Технологический процесс окраски масляными красками и эмалями состоит из операций грунтования, шпаклевания и не менее чем двукратной окраски. Необходима промежуточная сушка и шлифование, а иногда и вы- правка (подмазка) после нанесения первого красочного покрытия.

Имитационная отделка -- это искусственное воспроизведение текстуры, несвойственной отделываемой породе. Красивой текстурой обладают дуб, орех, красное дерево и др.

Облицовка текстурной бумагой . Текстурную бумагу выпускают с рисунками, имитирующими ценные породы дерева. Изготовляют ее па печатных машинах. На поверхность древесины текстурную бумагу приклеивают различными клеями. Процесс оклейки и отделки осуществляется одновременно путем горячей запрессовки текстурной бумаги на каком-либо основании между двумя смоляными пленками (фенолоформальдегидными или мочевино-меламиновыми).

Облицовка шпоном и фанерой. Для такого вида облицовки применяют лущеный шпон, клееную и строганую фанеру. Оклейку производят непосредственно по основанию, которым служит щит из обвязок, образующий подрамник. Горячий клей наносят ровным, не очень тонким слоем на подогретую поверхность. Наложенный шпон или фанеру к основанию прижимают струбцинами. Если оклейку производят несколькими кусками шпона или фанеры, то, прифуговав кромки, их укладывают вплотную друг к другу и склеивают. При оклейке криволинейных поверхностей предварительно подготавливают шаблон соответствующей формы.

Имитация под ценные породы дерева. Поверхность древесины очищают, зачищают, шлифуют и окрашивают масляной краской, которая по цвету подходит к основному фону имитируемого дерева. Когда краска высохнет, на нее накладывают густую краску в цвет жилок и волокон. Затем эту краску гребенками снимают, так чтобы оголить нижний слой краски и получить на поверхности рисунок имитируемой древесины. Другой способ получения рисунка древесины -- печатание с резинового валика, имеющего на поверхности выпуклый рисунок жилок. Третий способ -- отпечаток наносится с непростроганной доски, т. е. гладко выстроганную доску окрашивают в цвет жилок и сразу же на нее накладывают доску, с которой предполагают сделать отпечаток, при этом краска ляжет на выступающие слои. Полученный отпечаток подправляют от руки.

Аэрография в отделке древесины представляет собой усовершенствованный способ ручной имитации под текстуру ценных пород древесины. Вместо применяемых при ручной разделке различных кистей, гребешков, губок и других инструментов в процессе аэрографии пользуются только распылителем-аэрографом. Раствор красителя струей сжатого воздуха, выходящего через сопло распылителя диаметром 0,4--1,2 мм при давлении 1,5 -- 2,0 ат (0-1 МПа), подается па обрабатываемую поверхность, причем художественное качество имитации зависит от подбора красок и от умения и навыка исполнителя. Способом аэрографии наиболее удобно имитируется ленточная (орех, красное дерево), пламеобразная и крапчатая (чинар) текстуры.

Акваграфия . Известно, что, растекаясь по поверхности воды, жидкости (масло, нефть), имеющие массу меньше единицы, образуют различные узоры. Добавляя в такие жидкости различные краски, на поверхности воды получают цветные рисунки мрамора, гранита и др. Сущность акваграфии состоит в том, что в ванну с водой наливают различные красящие составы, расплывающиеся в виде неопределенного рисунка. Рисунок обогащают набрызгиванием дополнительных красок. Колебанием ванны на поверхности воды образуются волны, придающие рисунку вид годичных колец древесины. На поверхность накладывают и сразу же снимают изделие, предназначенное к окраске.

Таким способом можно наносить рисунок на бумагу, фанеру, бетон, железо, стекло и другие материалы. Рисунок можно печатать не только на плоскости, но и на любых сложных поверхностях. При печатании рисунка надо обращать внимание на то, чтобы не было защемленного воздуха, так как в этих местах поверхность останется без окраски. После того как вся окрашиваемая поверхность получит соприкосновение с водой, материал вынимают и помещают для сушки, затем поверхность лакируют и полируют. Сходство имитаций акваграфией с натуральной текстурой древесины ценных пород лишь приближенное, что ограничивает применение этого вида имитации.

Морение (крашение) древесины отличается от окраски тем, что оно окрашивает дерево не только поверхностно, но и на глубину (до 0,5 мм). Морилки должны представлять собой цветные жидкости, но не цветные суспензии. Перед морением поверхность циклюют, смачивают для поднятия ворса, шлифуют, высушивают, выдерживая его 3--4 суток в сухом и теплом месте, и лишь потом приступают к морению. Морение осуществляют равномерным смачиванием всей поверхности водными красящими растворами, наносимыми распылением или погружением. Глубокое крашение осуществляют различными способами, например, путем обработки заготовок в автоклаве, в котором создается повышенное давление, в пределах 8--10 ат.

После крашения древесину осторожно шлифуют и после просушки поверхность лощат, т. е. протирают коком волоса, грубым сукном или войлоком.

В настоящее время большинство лесоматериалов перерабатываются в заводских условиях и на строительную площадку они поступают в виде готовых изделий, деталей и конструкций.

Под отделкой понимают обработку поверхности, улучшающую внешний вид изделий и защищающую их от воздействия окружающей среды. При отделке поверхности покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают, украшают резьбой, мозаикой, накладным декором.

В зависимости от применения отделочных материалов, техники их нанесения и обработки ручными инструментами отделка бывает:

Прозрачная, сохраняющая текстуру древесины; -- непрозрачная, закрывающая текстуру и цвет древесины; -- имитационная; -- специальная художественная.

При отделке ручными инструментами прозрачное покрытие на поверхность древесины наносят жидкими (лаки, политуры) отделочными материалами. Простейший вид прозрачного покрытия -- тонкий слой лака, нанесенного на древесину. При этом древесина впитывает в себя часть лака, а часть остается на поверхности в виде прозрачной тонкой пленки. Древесина впитывает лак неравномерно: рыхлые слои -- больше, плотные -- меньше. Если после высыхания первого слоя лака нанести второй, то он не будет впитываться древесиной или будет впитываться незначительно. Нанесением двух-трех слоев лака получают отделанную лаком поверхность с открытыми порами. Так, например, при ручной отделке создают защитные покрытия древесины нитролаками без применения специальных грунтовок. Нанесением большого количества слоев лака и втиранием лака в поры древесины можно получить на поверхности древесины лаковые покрытия с закрытыми порами. Например, при ручной отделке нитролаками применяют растирание (разравнивание) лаковой пленки специальными жидкостями. При разравнивании лаковой пленки тампоном, смоченным разравнивающей жидкостью, происходит заполнение пор.

Процесс прозрачной отделки жидкими отделочными материалами включает: подготовку поверхности к отделке, нанесение и сушку отделочного материала, облагораживание покрытий.

Подготовка поверхности к отделке. Жидкими прозрачными лакокрасочными материалами отделывают поверхности, облицованные шпоном, и из массива древесины. Поверхность, облицованную шпоном, строгают циклей и шлифуют. Перед циклеванием с поверхности снимают клеевую ленту и срезают стамеской свесы шпона, выступающие за кромки основы. Клеевую ленту снимают циклей, предварительно смочив ленту. После циклования поверхность шлифуют. Шлифование древесины выполняют абразивными зернами шлифовальной шкурки (шлифовального инструмента). Шлифовальная шкурка представляет собой гибкую бумажную или тканевую основу, на которой с помощью клеящего вещества (связующего) закреплены абразивные зерна - резцы.

Зерно имеет грани и кромки, число и расположение которых произвольно, с различной степенью плотности. Промежутки между зернами необходимы для размещения стружки (древесной пыли) при шлифовании. По мере работы зерна - резцы шлифовальной шкурки затупляются и заменяются другими резцами, лежащими ниже.

Ручное шлифование выполняют с помощью колодок. Колодки изготавливают из пробкового дерева или куска древесины, на одну сторону которого наклеивают эластичную подошву из пробкового дерева или войлока.

При шлифовании колодку, обернутую куском шлифовальной шкурки, кладут зерном на обрабатываемую поверхность заготовки и перемещением колодки со шкуркой срезают зернами стружку, транспортируя ее на всем пути резания. В начале шлифования стружка срезается более высокими зернами, а после их удаления (замены) начинают работать более низкие, отчего качество поверхности шлифования улучшается. Поверхность шлифуют вдоль волокон древесины. При шлифовании поперек волокон на поверхности образуются царапины, ухудшающие качество обрабатываемой поверхности.

Поверхности шлифуют шкурками различной зернистости: сначала зернистостью 32 -- 1 6 и более, благодаря чему быстро уничтожаются следы предыдущей обработки, затем применяют более мелкие шкурки зернистостью 8 -- 5.

При шлифовании качество получаемой поверхности зависит не только от номера зернистости шкурки, но и от давления шкурки на шлифуемую поверхность, а также от твердости древесины. Шероховатость поверхности уменьшается со снижением давления, однако одновременно падает производительность шлифования. Поэтому при первом шлифовании крупнозернистыми шкурками применяют значительное давление, увеличивая производительность шлифования. По мере уменьшения номеров шкурок давление снижают для получения поверхности с меньшей шероховатостью.

При равных условиях шлифования шероховатость поверхности твердой древесины получается меньше, чем мягкой.

Подготовленная циклованием поверхность имеет ворс в виде приглаженных и неприглаженных волокон древесины. При шлифовании часть ворса срезается зернами шкурки, часть вновь приглаживается к поверхности.

Чтобы при шлифовании ворс не приглаживался, а срезался зернами шкурки, можно придать ворсу жесткость. Для этого поверхность увлажняют 3 -- 5%- ным раствором глютинового клея в теплой воде. При отделке поверхности под натуральный цвет дерева для увлажнения можно применять жидкие растворы нитролака.

Подготовленная под прозрачную отделку поверхность должна быть гладкой и ровной. Небольшие трещины в шпоне заделывают шпатлевкой, подобранной под цвет отделываемой поверхности. Обычно шпатлевку изготавливают из древесной пыли, смешанной с клеем. Чтобы придать шпатлевке требуемый цвет, ее подкрашивают. Шпатлюют поверхность перед шлифованием.

Если при отделке необходимо изменить цвет древесины, то поверхность после шлифования отбеливают или окрашивают.

Назначение отбеливания -- искусственное изменение цвета древесины с целью осветления и получения равномерного цвета отделываемой поверхности путем воздействия на нее отбеливающих составов. Осветление светлых пород древесины, например березы, клена, ясеня, позволяет расширить цветовую гамму отделки мебели. Для осветления при меняют 20%- ную перекись водорода или комбинированные составы, изготавливаемые по следующей рецептуре:

Окрашивают древесину для придания ей нового цвета или при имитации цвета мало ценных пород древесины под цвет древесины ценных пород, сохраняя при этом ее текстуру. Для окрашивания применяют водорастворимые анилиновые и протравные красители. Водные растворы анилиновых красителей окрашивают поверхность древесины в цвет красящего раствора. Действие протравных красителей основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами. В качестве протравных красителей применяют 1 -- 5%- ные растворы железного и медного купороса, двухромовокислого калия (хромпика) и их смеси. Протравные красители растворяют в подогретой до 60 -- 70 °С воде.

При крашении вручную анилиновыми красителями поверхность обильно смачивают раствором красителя, пользуясь тампоном или поролоновой губкой, затем насухо протирают сухим тампоном вдоль волокон древесины. При крашении протравными красителями после нанесения раствора красителя на окрашиваемую поверхность делают небольшую выдержку, чтобы краситель вступил в химическую реакцию с дубильными веществами.

После окрашивания на поверхности может подняться ворс. Поэтому после высыхания поверхность протирают вдоль волокон древесины жесткой тканью или мягкой стружкой, чтобы пригладить ворс и одновременно удалить излишки красителя.

Поверхности древесины хвойных пород шлифуют шкурками. Шлифование начинают шкурками зернистостью 40 -- 32, затем применяют более мелкие шкурки. После трех - четырехразового шлифования обработку заканчивают шкурками зернистостью 8 -- 5 В промежутках между шлифованием шкурками различной зернистости поверхность увлажняют для поднятия ворса.

Процесс шлифования значительно ускоряется при использовании ручных шлифовальных машин.

Применяют ручные электрические шлифовальные машины со шлифовальным диском прямоугольной площадкой и непрерывной лентой. Шлифовальные машины со шлифовальным диском применяют для шлифования плоских поверхностей рамок, плит и кромок, расположенных под углом до 45 ° к пласту. Диаметр диска 120 мм, частота вращения от 2000 до 3000 об / мин. Шлифование выполняют лобовой поверхностью диска, на которой закреплена шкурка. Недостаток дисковых машин -- неодинаковая скорость шлифования -- от нулевой в центре до максимальной у кромки, а также дугообразный характер оставляемых абразивными зернами шкурки рисок. Вследствие высокой скорости шлифования у кромки диска малейший его перекос вызывает на поверхности дугообразное углубление, которое не всегда устранимо.

Этого недостатка не имеют шлифовальные машины с прямоугольной площадкой и непрерывной шлифовальной лентой. При работе прямоугольная площадка совершает возвратно - поступательные прямолинейные или вибрационные эллипсоидные движения. Величина хода площадки 5 -- 10 мм, число ходов до 5000 в минуту. Размеры площадок 50 -- 85 х 100 -- 200 мм. Площадь прижима непрерывной шлифовальной ленты к шлифуемой поверхности 165x100 мм.

Электрические шлифовальные машины имеют электродвигатели мощностью от 100 до 500 Вт и корпус массой 2,5 -- 6 кг для гашения вибрации, создаваемой рабочими органами при шлифовании.

После шлифования ручными шлифовальными машинами поверхность дополнительно шлифуют вручную два раза для снятия рисок, оставленных зернами шкурки.

Поверхность из массива древесины лиственных пород может быть окрашена водорастворимыми красителями. При окрашивании древесины из массива хвойных пород поверхность получается неровной, с непрокрашенными полосами из-за наличия 8 древесине смолы.

Небольшие трещины, оставшиеся после шлифования, неглубокие выколы и вырывы волокон в древесине хвойных пород заливают густым прозрачным лаком и после его высыхания шлифуют. Подобрать шпатлевку под натуральный цвет древесины хвойных пород практически невозможно.

При нанесении отделочных материалов ручными инструментами различают лакирование и полирование. Для лакирования применяют прозрачные лаки, для полирования -- политуры, разравнивающие и полировочные жидкости.

Для прозрачной отделки мебели в условиях домашних мастерских применяют главным образом нитроцеллюлозные и щелочные спиртовые лаки.

Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) используют в основном марок НЦ -218 и НЦ - 222. Содержание сухого остатка в лаке (пленкообразующих) 22 -- 33%. Время практического высыхания (от пыли) -- 1 ч, полного высыхания -- не менее суток. При загустевании лаки разбавляют растворителями 646 и 647. Лаки наносят кистью, тампоном, распылением. Отверждение лаков происходит при температуре 1 8 -- 20 °С.

Для получения матовых поверхностей применяют лак НЦ -243, в состав которого входит специальная матирующая добавка. Его разбавляют растворителем 646. Лак, подогретый до 70 °С, следует наносить распылением или кистью. Лак отверждается при температуре 18 -- 23 °С. Нитролаки -- основной материал для отделки мебели в домашних условиях. Нитролаковое покрытие практически бесцветно. Со временем оно несколько темнеет и принимает желто - янтарный цвет.

При нанесении нитролаков надо следить, чтобы в помещении не было слишком высокой влажности воздуха и сквозняков, что может вызвать помутнение лаковой пленки. Причинами помутнения лаковой пленки могут быть также нанесение чрезмерно толстых слоев лака, применение избыточного количества растворителя для разбавления нитролаков или растворителей, не рекомендуемых для этих целей.

Шеллачные лаки представляют собой раствор шеллачной смолы (продукт жизнедеятельности тропических насекомых) в 95%- ном этиловом спирте. Для изготовления лака шеллак растворяют в спирте до получения 25 -- 40%- ной концентрации. По внешнему виду шеллачный лак -- это мутная жидкость от светло - до темно - коричневого цвета. Содержание сухого остатка в лаке 35 -- 37%. Лак наносят тампоном или кистью. Продолжительность полного высыхания при температуре 1 8 -- 20 °С -- не более 1 ч.

Для нанесения отделочных материалов на плоские поверхности применяют щетинные и волосяные кисти - ручники круглой формы. Для разравнивания слоев жидкого лака на отделываемой поверхности используют плоские кисти - флейцы. Специальные круглые кисти применяют для нанесения лаков на фигурные поверхности, отделки резьбы и т. п. Тампон делают из мебельной ваты или вязальной шерсти, завернутой в полотняную ткань.

Наносить отделочные материалы кистью можно на поверхности любых форм. При отделке тампоном отделочные материалы не наносятся на поверхность углублений (фальцы, пазы, резьба по дереву).

При лакировании кисть окунают в сосуд с лаком и наносят лак на отделываемую поверхность вдоль волокон древесины.

При лакировании лак следует наносить ровным слоем, не допуская потеков и неравномерной толщины пленки. Потеки лака могут появиться при использовании очень жидких лаков, а неравномерная толщина пленки -- при применении загустевших лаков. И в том и в другом случае необходимо привести вязкость лаков к норме.

Лаковые покрытия сушат в условиях мастерской при температуре не ниже 18 °С. Во время сушки жидкие отделочные покрытия отвердевают. При сушке необходимо следить, чтобы на покрытие не попадала пыль. Для этого пол в мастерской увлажняют, для удаления пыли делают влажную уборку.

Выводы по главе 2.

В технологической части рассматривается ручной столярный инструмент, который применялся при изготовлении журнального столика. Кроме того, в главе дано описание технологии отделки изделий из древесины.

Интерьер, выполненный из дерева и других натуральных материалов в эко-стиле, безусловно, один из самых востребованных на сегодня. Это не только дань моде, но и понимание, что он является наиболее здоровым и приближенным к природе способом организации помещения.

Обшивка полов, стен, а также других элементов внутреннего пространства отделочными материалами из натуральной древесины призвана придать помещению привлекательность, утеплить и защитить его от излишней влажности.

При отделке натуральным деревом внутри дома между обрешеткой и отделочной поверхностью обычно помещают многослойную конструкцию с теплоизолирующими и звукоизолирующими качествами.

Преимущества отделки деревом

При условии произрастания в экологически чистых районах, древесина является одним из самых чистых материалов для отделки внутреннего пространства жилища.

Уют и комфорт в доме

Дерево может применяться для любых поверхностей внутри дома и служить материалом для:

  • стен;
  • пола;
  • потолка;
  • лестничных пролетов;
  • перекрытий;
  • дверных конструкций;
  • оконных рам;
  • декоративных элементов.

Отделка из древесины способна создавать в жилище особый здоровый микроклимат, при котором все процессы жизнедеятельности протекают нормально: хорошо спится, работается, дышится. В отличие от искусственных материалов, выделяющих вредные пары, дерево не вызывает головную боль, а также чувство хронической усталости и способно нейтрализовать вредное действие других материалов.

Дерево уменьшает сырость в помещении, предотвращает развитие бронхо-легочных заболеваний, а также появление плесени и других последствий излишней влажности.

Выбор дерева для отделки внутри дома

Прежде чем заняться отделочными работами, следует определиться с выбором породы дерева. Сначала надо решить, будет ли это хвойная или лиственная древесина. Здесь критерием будут служить условия эксплуатации и требования по стойкости к износу. Для помещений с избыточной влажностью (бань, ванных комнат, саун) следует выбирать древесину хвойных пород дерева. А хорошо вентилируемые обычные комнаты можно декорировать деревом лиственных пород (ольха, дуб, липа).


Необходимо правильно подобрать материал для работы

Вагонка

Под вагонкой подразумевается собирательное понятие, объединяющее все отделочные материалы, снабженные замковой системой. Крепление осуществляется способом шип в паз и может быть «в стык» или «внахлест».

Особенность применения этого материала – его исключительная простота в монтаже, позволяющая завершить работы по внутренней отделке дома в короткий срок. Имея информацию о площади и форме комнаты, которую планируется обшить, можно совершенно точно рассчитать необходимое количество вагонки.

Материал обладает практичностью, универсальностью и высокими декоративными свойствами, благодаря которым прекрасно комбинируется с любым дизайнерским направлением. Обшивка вагонкой может проводиться в вертикальном и горизонтальном направлении.

Вагонка при соответствующем уходе и отношении способна просуществовать очень долго. Популярность ее со временем только растет, не уступая более современным отделочным материалам. При ее производстве применяется тщательно высушенное дерево как с гладкой, так и с необработанной поверхностью.

Преимущества вагонки:


Практичный и универсальный материал
  • натуральность;
  • экологичность;
  • приятный запах;
  • уникальный внешний вид;
  • гигроскопичность;
  • легкость в монтаже;
  • доступность;
  • долговечность;
  • теплоизоляция и звукоизоляция.

Недостатки:

  • возможность деформации;
  • чувствительность к температурным перепадам;
  • разбухание от воздействия влаги.

Качество изготовления евровагонки строго контролируется на всех его этапах. Для ее изготовления используется сырье самого высшего сорта, полученное из древесины хвойных пород, зачастую выращиваемой специально в этих целях. Евровагонка делится на 1-3 классы по качеству и соответствует всем принятым европейским стандартам.


Материал изготавливается в соответствии с евростандартами

От обычной вагонки этот материал отличается точно выверенными размерами, а также наличием специальной борозды, обеспечивающей вентиляцию и отвод влаги. Эта конструктивная особенность повышает долговечность, предотвращает деформацию и разбухание облицовки при использовании во влажной среде. Прекрасное качество материала дает возможность производить сборку с наименьшими допусками. Благодаря этому результат работы имеет высокую декоративность.

В условиях промышленного производства поверхность евровагонки покрывается особым составом, освобождающим владельцев дома от необходимости дополнительной обработки лакокрасочными материалами.

Отличие евровагонки от обычной вагонки:

  • значительно более гладкая поверхность;
  • неукоснительное соблюдение стандартов качества;
  • минимальный уровень влажности (12% против 15-28% у вагонки);
  • полиэтиленовая упаковка;
  • наличие специального защитного покрытия;
  • больший размер шипа;
  • наличие паза на стыке;
  • большее количество вентиляционных борозд.

Доска пола

Бывает двух разновидностей: массивная доска и клееная. Первый вариант производится из цельного массива, а другой – из срощенных кусков. Кроме того, доска пола делится на шпунтованную (имеющую шипы и пазы) и нешпунтованную.


Варианты деревянной доски для пола

Есть обычная доска и евродоска. Последняя изготавливается по особой технологии на новейшем оборудовании из качественного сырья с соблюдением европейских норм. Такая доска довольно дорого стоит, но обладает высоким качеством. Она имеет гладкую поверхность, совершенную форму, низкую влажность и полностью лишена дефектов (дырки, сучки, синева). Массивная евродоска снабжена вентиляционными пазами, позволяющими избежать деформации за счет распределения нагрузки, исключить риск развития плесневых грибов, а также увеличить срок эксплуатации.

Плюсы и минусы обычной массивной доски для пола


Материал отличается экологичностью и простотой монтажа

Преимущества:

  • натуральность;
  • экологичность;
  • скорость и легкость монтажа;
  • долговечность;
  • красота материала;
  • низкая теплопроводность, звукоизоляция;
  • здоровый микроклимат дома.

Недостатки:

  • иногда присутствуют смоляные карманы;
  • сучки, снижающие качество доски.

Также одним из самых основных преимуществ такой доски является возможность ее многократной реставрации. Ее можно шлифовать до 15 раз, это продлевает время ее эксплуатации до срока не менее 100 лет.

Чтобы доска пола прослужила как можно дольше, следует выбрать подходящую подложку и соблюдать несложные правила по уходу за ней.

Очень благородно этот материал смотрится в больших помещениях с хорошим естественным освещением.

Деревянный блок-хаус

Этот материал используется для внутренней и наружной отделки помещений. Он практичен, удобен, прост в уходе, при этом весьма декоративно выглядит. Все эти качества, а также экологичность и доступная цена материала делают его популярным среди потребителей. Высокая степень просушки древесины исключает деформацию, преждевременную порчу и растрескивание материала. Обработка антисептиками и антипиренами продлевает его полноценное использование.

Для изготовления блок-хауса применяется дерево различных пород, но наиболее используемые виды – лиственница и сосна . Весьма декоративно смотрится блок-хаус из липы, березы или кедра.


Доступный и экологичный материал

Разные малопривлекательные поверхности, вроде бетона или кирпича, после отделочных работ с применением блок-хауса выглядят более чем достойно. Ощущение цельного фасада создается благодаря тому, что отдельные его элементы в углах стыкуются специальными уголками.

Блок-хаус из древесины лиственницы обладает благотворным влиянием на нервную, а также сердечнососудистую систему и органы дыхания, благодаря выделению лиственничной древесиной летучих веществ – фитонцидов. Это его свойство полностью перекрывает неудобства при обработке этого твердого, смолистого материала.


Имитация бруса выгодно выделит самые уютные зоны

Это изделие представляет собой эффектный материал для внутренней отделки, позволяющий без кардинальных мер изменить пространство дома.


Материал не подвержен деформации

Имитация бруса производится по особой технологии. Сначала его сушат в течение 8-12 недель при помощи специальных камер до практически полного испарения влаги и уничтожения вредителей. Затем готовые доски сортируют и обрезают. Изготовленные подобным способом панели не подвержены деформации, растрескиванию, а также прекрасно сохраняют изначальную форму.

Сборку полотна из отдельных элементов благодаря системе шип-паз вполне можно осуществить своими руками без наличия особой квалификации.

Стоимость изделия зависит от класса и породы древесины. Самые популярные материалы – сосна и ель. Они имеют невысокую цену, а по некоторым техническим характеристикам даже превосходят более дорогие породы, например, ту же лиственницу.

Имитация бруса, как и все натуральные деревянные изделия, имеет низкую теплопроводность и прекрасно сберегает тепло в помещении. При необходимости можно сделать дополнительную теплоизоляцию строения с применением слоев утеплителя, помещенного между отделочным покрытием и стеной дома.


Монтаж деревянных брусков

Многообразие видов отделочного материала позволяет создать свой уникальный дизайн дома, а богатство расцветок поможет подобрать его практически к любому виду интерьера.

Внутренняя отделка деревом – отличный вклад в здоровый образ жизни, возможность окружить себя элементами этно-стиля, созданного самой природой.