Значение слова магриб. Страны Магриба: общая характеристика

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова магриб

магриб в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

магриб

МАГРИБ (араб. - запад) регион в Африке, включающий Тунис, Алжир, Марокко (собственно Магриб), а также Ливию, Мавританию, Зап. Сахару, образующих вместе с собственно Магрибом Большой Магриб, или Арабский Запад.

Магриб

(араб. ≈ запад), регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно М.), а также Ливии, Мавритании и территории Западной Сахары (исп.), образующих вместе Большой М., или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока ≈ Машрика). В средние века в понятие М, включалась также мусульманская Испания (Андалусия) и другие владения бывшего Арабского халифата в западной части Средиземного моря (Балеарские острова, Сардиния, Сицилия). Наряду с литературным арабским языком в странах М. распространены арабские диалекты, в том числе диалект хасания (в Мавритании и Западной Сахаре), берберские диалекты и так называемый мальтийский язык (с письменностью на основе латинского алфавита).

После достижения независимости Марокко и Тунисом (1956) король Марокко Мухаммед V и премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба выдвинули идею создания регионального объединения «Великий Арабский Магриб». Проблеме объединения были посвящены конференции ряда стран М. в Танжере (1958) и Рабате (1963). В 1964 был создан Постоянный консультативный комитет стран М., в который вошли министры экономики Марокко, Алжира, Туниса, Ливии. В 1964≈68 созданы отраслевые комиссии при комитете и подписан ряд соглашений о сотрудничестве стран М. в различных областях экономики. С 1970 в комитете участвует Мавритания (в качестве наблюдателя). Ливия в 1970 вышла из всех региональных организаций М.

Википедия

Магриб (значения)

Магриб:

  • Магриб - регион в Северной Африке.
  • Союз арабского Магриба - панарабская организация.
  • Магриб - четвёртая по счёту молитва в исламе.

Магриб (молитва)

Магриб - вечерняя молитва в исламе, совершаемая после захода солнца.

Четвёртая по счёту из пяти обязательных ежедневных молитв совершаемая мусульманами. Пять ежедневных молитв в совокупности образуют второй из Пяти столпов ислама. Состоит из трёх ракаатов, в первых двух из которых суры из Корана произносятся вслух. Также после обязательной молитвы магриб мусульманам желательно совершить двухракаатный суннат-намаз. Персофоны называют этот намаз "шом",некоторые тюрки "ахшам". Состоит из 3 ракаатов фарза и 2 ракаатов сунната.

Время

Промежуток времени для совершения Магриб очень короткий (на низких широтах, где солнце заходит очень быстро), поэтому особенно не рекомендуется откладывать её совершение. Во время Рамадана призыв на Магриб означает окончание поста.

Период времени, в течение которого должна быть совершена молитва Магриб следующее:

  • Время начала молитвы наступает после окончания предвечерней молитвы аср, то есть когда солнце полностью зайдёт ниже горизонта;
  • Время окончания молитвы наступает перед началом ночной молитвы иша, то есть когда наступает полная темнота и с неба исчезла краснота.

Магриб

Ма́гриб - название, данное средневековыми арабскими географами и историками странам, расположенным к западу от Египта.

Арабы называют эту страну Эль-Магриб или Эль-Магреб эль-Акса, что означает «страна дальнего Запада», европейцы — Марокко (по имени одной из ее древних столиц — Марракеш, что означает «красный» или «прекрасный»), историки — Шерифским государством, путешественники — Холодной страной с горячим солнцем, поэты — Краем золотого заката.

История Магриба (так когда-то называли Северную Африку) по-восточному цветиста. В Марокко в свое время «отметились», оставляя после себя языки, религии и обрывки архитектурных стилей, карфагеняне, римляне, берберы, португальцы и испанцы.

Марокко — одно из государств Магриба, занимающее крайне западную часть арабского мира.

Как европейцы конца XV века обращали в христианство американских индейцев, так и мусульмане за несколько веков до этого двигались на запад, чтобы достичь Эль-Магреб-эль-Акса и обратить в свою веру европейцев, насаждая мусульманскую цивилизацию…

Вдохновленный учением Корана, один из первых арабских миссионеров — Сиди-Окба-ибн-Нафи — в 666 году во главе кавалерийского отряда отправился на запад покорять язычников, христиан и евреев и через 18 лет дошел до Марокко.

Арабские летописи говорят, что в долине Сус, неподалеку от города Труданта, Окба разбил огромную армию берберов, настолько большую, что «один лишь Аллах мог сосчитать ее воинов». По легенде, дойдя до берега Атлантического океана, Окба направил своего скакуна в воду, крича: «Аллах! Если бы это море не остановило меня, я бы мог пойти дальше, в «закатные земли», до конца жизни обращая в ислам неверных!» С тех пор много веков Марокко было сильнейшим государством, но к концу XIX века самоизолировалось и стало настолько бедным и слабым, что уже к началу ХХ века позволило европейским державам колонизировать его. За влияние в этой стране соперничали Британия, Франция, Германия и Испания. Несколько десятилетий страну раздирали на части, делили и перекраивали, но в 1956 году султан Мухаммед-бен-Юсуф принял имя короля Мухаммеда V и стал первым правителем независимого Марокко.

Ничегонеделание — национальная черта марокканцев. Более четверти местного населения безработные, а остальные предпочитают действию праздность. Мужчины часами сидят на улице без дела, а женщины… впрочем, увидеть хотя бы одну сидящую без дела нам так и не удалось!
В провинции мусульманки одеваются традиционно. В столице можно встретить девушку-сту- дентку с открытым лицом, в джинсах и обтягиваю-щей майке. В деревнях же все наоборот — черная ткань на лице и бесформенная джелаба до пят.

Входить в мечети в Марокко немусульманам категорически запрещено. Это правило в свое время ввел генерал-резидент Марокко маршал Лиоте. Времена колонизации давно прошли, а введенный французами запрет так понравился, что ему следуют до сих пор.

Путешествующий по Марокко европеец довольно скоро замечает, что марокканцам все время что-то от него нужно: то один дирхем, то сувенир, то поменяться часами…

А об их таланте торговать впору слагать легенды. Продавая какую-нибудь вещь, хозяин поднимает цену приблизительно в 300 раз. Просто так, чтобы поторговаться.

Марракеш

Марракеш, расположенный у подножья гор Высокого Атласа, дал название всей стране. С 1062 года он стал столицей гигантской империи и оставался ею долгое время. Одной из главных достопримечательностей Марракеша является Дворец Бахия, что в переводе означает — «дворец красавицы». Его построил для одной из своих 24 законных жен Сиди Мусса — Великий Визирь султанов Мулай-Хассана и Мулай-Абд-аль-Азиза. Уже после начала строительства Визирь постоянно приобретал все новые и новые участки по соседству. Его дворец постоянно разрастался. В результате после 7 лет строительства он превратился в настоящий лабиринт. После смерти Великого Визиря Сиди Муссы дворец был разграблен.

Марракеш — традиционно был центром древней гомеопатии. В глазах людей марракешский аптекарь становился кудесником и последней надеждой больного. Говорят, местные знахари еще хранят секреты снадобий из арсенала таинственных магрибских колдунов, когда из серой амбры получали приворотное снадобье, коралл пользовали при болезнях сердца, а рог носорога — при сексуальных расстройствах.

Кажется, с древних времен в марракешских аптеках мало что изменилось. В любой из них можно купить практически все — от волшебных специй к мясу до лекарств от бронхита, насморка или астмы.

Эссуэйра

Еще совсем недавно Эссуэйра была известна под другим, португальским названием — Могадор. Могадор основал султан Мухаммед-бен-Абдаллах как свободный порт для европейцев и марокканских евреев, связанных с транссахарской торговлей золотом, слоновой костью и черными рабами. Позднее город стал центром кровожадных пиратов. И к XIX веку разбогател настолько, что многие марокканские евреи решили переехать сюда окончательно.

Евреи и европейские торговцы в Эссуэйре быстро нашли общий язык. Дело в том, что граждане, нанимавшиеся на работу к европейским купцам, освобождались от уплаты налогов султану. Такое положение вещей позволяло, например, ростовщикам, официально работавшим носильщиками, получать баснословные барыши.

Кстати, именно в окрестностях Эссуэйры марокканцы добывали бесценный темный сахар, который потом обменивали на восхитительный каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии морем. Пропорции были просты — килограмм сахара на килограмм мрамора…

Главным архитектором Эссуэйры был инженер-европеец Теодор Корню. Еще до того, как попасть в плен к султану Мухаммеду-бен-Абдаллаху, Корню стал известен проектами крепостей во французской провинции Лангедок-Руссильон. Собственно, и само название Эссуэйра означает «крепость». Перекрестный огонь двух установленных Корню круглых бастионов делал город неприступным со стороны моря, не оставляя нападавшим никаких шансов.

Сейчас о былом величии Эссуэйры говорят лишь крепостные стены, точнее, расположенные на них старые пушки.

Сегодня Эссуэйра мало чем отличается от обычных бедных приморских городов Марокко. Злые языки утверждают, что ее «золотой век» кончился в 1967 году, когда отсюда на восток эвакуировали всех евреев…

Касабланка

Касабланка является символом современного Марокко, будучи больше похожим на города юга Европы, чем на любой другой из крупных североафриканских городов… За долгую историю Касабланка пережила несколько взлетов и падений. В VII-VIII веках на этом месте существовало небольшое берберское поселение Анфа, когда-то бывшее столицей берберского государства Бергоуата. В средние века жители Анфы торговали с Италией, Испанией и Португалией. Позднее в порту Анфы нашли прибежище пираты, нещадно грабившие европейские торговые корабли. В середине XV века разгул пиратства у берегов Марокко достиг таких масштабов, что португальцы, больше других страдавшие от нападений на море, решили навсегда покончить с пиратами. В 1468 году они направили в Анфу карательную экспедицию. Город был взят штурмом и сожжен дотла.

Однако спокойствие в прибрежных водах длилось недолго. В 1515 году пиратские набеги возобновились и португальцы направили в Анфу вторую военную экспедицию, снова разрушившую город. В районе порта португальцы построили колонию и оборонительные укрепления. Форт и город они назвали Каза Бранка, то есть «белый дом» — поскольку в центре города стояло белоснежное здание, служившее путникам ориентиром.

В 1755 году Каза Бранку разрушило лиссабонское землетрясение, не оставившее от города камня на камне. Лишившиеся укреплений португальцы под давлением войск султана Мухаммеда-бен-Абдаллаха покинули Каза Бранку.

Арабы перевели название города на свой язык. Получилось — Дар-эль-Бейда. Но часто бывавшие в этих местах испанские торговцы из Кадиса и Мадрида называли город на свой манер — Касабланка, которое и сохранилось до наших дней. Теперь многие марокканцы ласково-сокращенно называют свой город просто Каса.

Одна из фраз Корана гласит: «Трон Аллаха находится на воде». В Касабланке на берегу океана стоит одна из самых больших и прекрасных мечетей мира — мечеть Хассана II. Это самая западная и вторая в мире по величине мечеть после Мекки. Удивительно, но ее архитектор — француз Мишель Пинсо — даже не был мусульманином.

Высота минарета мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой пирамиды Хеопса и на 40 метров — собора Святого Петра.

Одновременно в мечети Хассана II могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч — на площади возле нее. Общая стои- мость этого грандиозного сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это — пожертвования верущих. Мечеть Хассана II — одно из немногих религиозных сооружений в Марокко, куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового гранита, полы устланы плитами из золотистого мрамора и зеленого оникса, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 дирхемов (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сфотографировать все это великолепие.

Фес

Этот удивительный и таинственный город был основан почти 1200 лет назад великим марокканским святым Мулай-Идрисом I. С начала IX века Фес — столица и духовный центр Марокко.Говорят, своим названием этот город обязан обыкновенному инструменту — мотыге. По легенде, святому Мулай-Идрису подарили мотыгу из золота и серебра. Ею он и очертил границы крепости, которой суждено было стать столицей династии Идрисидов — первой арабской династии Марокко. Вряд ли Мулай-Идрис предполагал тогда, что Фес станет столицей империи, простиравшейся от Испании до Сенегала…

«Фес — это африканские Афины, это таинственная столица Магриба, где в запрятанных уголках, тесных улочках и древних арабских дворцах еще таятся великие предания прошлого», — говорили о Фесе иностранцы. Сами фесцы считают, что обладают особым характером, сложившимся из благородства арабов, утонченности испанцев, хитроумия евреев и терпимости берберов.

Первоначально основное население города составили 8 000 арабских семей, изгнанных христианами из Андалусии, Кордовы, Севильи и Гранады. Через 100 лет к ним присоединились еще 2 000 семей из местечка Карауин в Тунисе. Так образовался большой город. В Фесе говорят: «Все дороги ведут к Карауину». В 859 году в память об отце женщина — беженка из Туниса — Фатима-эль-Фериа основала карауинскую мечеть. Когда-то она была самой большой в Северной Африке, и каждая из правивших династий считала своим долгом достроить и приукрасить ее.

В давние времена Кара- уин — самый западный университет ислама — был известен на весь мир. Сюда приезжали учиться богословию и мудрости студенты со всего Магриба и из Мессира, как тогда называли Египет.
Оказывается, именно с Карауином связано происхождение известного выражения «халиф на час». На ежегодном празднике студенты выбирали себе правителя на неделю — от пятницы до пятницы. Вечером в день избрания халиф-студент ехал в гости к настоящему правителю, и тот целый час принимал его как равный равного.

Усыпальница основателя города — Мулай-Идриса считается одним из самых священных мест мусульманского Марокко. Сюда стремятся попасть паломники со всей страны.

Узкие извилистые улочки медины, шум и сутолока восточного базара соединяются в Фес-эль-Бали в непривычную для европейца картину. Заблудиться здесь можно в несколько минут — более 9,5 тысяч улочек и переулков не имеют названий.

Самая старая медина Марокко просто делится на районы — ткачей, сапожников, гончаров, ковроделов.

Эти улочки, пожалуй, самые узкие в мире. Идя по некоторым, касаешься стен обоими плечами.

С XIV века в красильнях и дубильнях Шуара обрабатывают и красят кожу и шерсть. Когда-то здесь использовали исключительно натуральные красители. Теперь — химические. Времена изменились, но старая мастерская так и осталась на прежнем месте.

Кстати, местные жители совершенно уверены, что головной убор, который мы привыкли называть феской, придумали не где-нибудь в Египте или Турции, а в Фесе. И именно в честь их родного города он и получил свое название.

Танжер

Согласно греческой мифологии, этот город основал сын Посейдона и Геи — Антей. Когда Геракл задушил Антея, оторвав его от земли, город назвали по имени его вдовы — Тинги. Позднее название Тинги трансформировалось в Танжер.

Порт Тинги упоминали еще карфагенские путешественники в 500 году до нашей эры. Финикийские моряки, вероятно, бывали здесь и ранее. После падения Карфагена Тинги вошел в состав берберского королевства Мавритании. Позднее, во времена правления императора Диоклетиана, Тинги был колонией Великой Римской империи, столицей мавританской Тингитании и частью Византийской империи.

К XIV веку Танжер превратился в один из главных средиземноморских портов, куда часто заходили парусники из Европы, груженные тканями и металлом, которые на местных базарах меняли на кожу, ковры, сахар и пряности.

Почти 300 лет город, занимавший уникальное географическое положение на стыке Африки и Европы, переходил из рук испанцев в руки португальцев и англичан. Настоящим яблоком раздора для Европы Танжер стал в конце XIX века. За него боролись Франция, Испания, Великобритания и Германия. В 1906 году была созвана специальная конференция, на которой Марокко поделили на зоны влияния: испанскую и французскую. А Танжеру, который так и не смогли поделить, был присвоен статус особой зоны под управлением международной комиссии.

Войти в состав королевства Марокко город смог только после 1956 года, когда была объявлена независимость всей страны.

Танжерскую касбу, или крепость, построили португальцы в 1771 году. За материалом далеко ходить не пришлось — им стали сохранившиеся обломки строений времен Римской империи. Со смотровой площадки в касбе как на ладони виден Гибралтарский пролив и горы на его испанской стороне.

В 18 километрах от города на берегу моря находятся знаменитые Геркулесовы пещеры. Нам так и не удалось понять, имеют ли эти пещеры отношение к герою греческой мифологии. А вот престарелый служитель рассказал, что еще до объявления независимости богатые европейцы любили устраивать в этих пещерах пикники, на которых в качестве угощения подавали только ледяное шампанское и гашиш…

Мекнес

Мекнес основали в Х веке берберы-зенеты. Выходцы из засушливых краев, они нашли здесь обилие воды, плодородные земли и оливковые рощи. Место это так и назвали — Оливковый Мекнес. В эпоху Альморавидов здесь возник укрепленный город. А в XVII веке Великий султан Мулай-Исмаил превратил Мекнес в главный город своей обширной империи.

Городская тюрьма в Мекнесе была построена по личному приказу Мулай-Исмаила. Это глубокое подземелье площадью 7 на 7 километров теперь частично разрушено землетрясениями.

Сегодня двери подземной тюрьмы открыты, но даже немногие местные жители отваживаются спускаться в нее — в Мекнесе уже нет человека, которому были бы известны все хитросплетения лабиринтов, уходящих под землю далеко в глубь города.

Современник французского короля Людовика XIV, Мулай-Исмаил стремился установить торговые связи с Францией. Могущественные суверены обменивались богатыми подарками. Султан присылал французскому монарху диковинных для Европы страусов, тигров и львов, получая в ответ дорогое оружие, часы и ткани. Мулай-Исмаил даже предлагал Людовику XIV принять ислам.

В 1699 году марокканское посольство имело большой успех при французском дворе.

Послы так расписали султану достоинства герцогини де Конти, дочери Людовика и мадемуазель де Лавальер, что Мулай-Исмаил решил просить ее руки.

При французском дворе предложение вызвало панику. Но, набравшись смелости, французы все-таки решили дать отказ. В шикарной усыпальнице Мулай-Исмаила, куда удалось попасть нашей группе, по сей день идут часы, присланные султану королем Франции в качестве компенсации за отказ красавицы-герцогини.

Долина 1 000 касб

Когда-то ничем не примечательный городок Эрфуд, расположенный неподалеку от границы с Алжиром, служил хорошо укрепленным форпостом французских колонизационных войск в Марокко. Сейчас здесь находится закрытая военная база марокканской армии. Восточней Эрфуда лежит долина Дэйдс с огромными 200-метровыми песчаными холмами. Трудно поверить, но именно в этих зыбучих песках местные жители добывают мрамор. В 70-х годах французские геологи обнаружили в северной части Сахары редкий черный и коричневый мрамор. Он буквально валялся у них под ногами. Старожилы утверждают, что когда-то над этим песком возвышалась большая мраморная гора. Но прошло несколько десятилетий, гору распилили и отдельными глыбами вывезли на фабрику.

Второе название долины Дэйдс — долина 1 000 касб, или крепостей. Каждая касба представляет собой укрепленную деревню, в которой живут 1 000 и более семей. Как правило, касбы строили вокруг ксара, что по-арабски означает «дворец». В этих засушливых местах касбу или ксар закладывали там, где есть хоть какая-нибудь вода. А новому строению давали имя его основателя. Так и появились на свет касба Скура или ксар Акбар.

Штукатурить или тем более красить дома в Марокко принято только в крупных городах. В глубинке же оседлые жители вместо штукатурки покрывают дома раствором глины и грязи, взятыми буквально из-под ног. Большинство же домов просто сложены из камней, найденных рядом.

Считается, что в долине Дэйдс самые вкусные во всем мире финики. Финиковые пальмы растут здесь уже тысячелетиями. И, наверное, столько же местные жители лакомятся их плодами. В год с одного дерева их можно собрать до 50 килограммов. Кстати, изданный недавно в Марокко закон категори- чески запрещает рубить эти пальмы. Свежие финики очень питательны, достаточно нескольких штук, чтобы насытиться. Говорят, даже сам пророк Мухаммед две недели питался исключительно финиками и молоком...

Рабат

Название современной столицы Марокко произошло от слова «рибат», то есть — «укрепленный монастырь», где располагался гарнизон монахов-солдат.

Город был основан в XII веке как арабский военный форпост на берегу Атлантического океана.

Рабат — один из четырех «имперских» городов Марокко, наряду с Марракешем, Фесом и Мекнесом. Он построен в одной из пяти долин Марокко — «эль эрба», что значит «запад» или «западная долина». Своего расцвета город достиг во времена «священной войны» мусульманского Марокко с Испанией. Марокканский султан Абд-эль-Мумен и его воинственный внук Якуб-эль-Мансур превратили Рабат в неприступный форт. Название главной крепости города — Касба Удайя — происходит от названия одного из берберских племен — удайя, составлявшего ее первый гарнизон.

Центральная улица крепости — Джемаа. Здесь стоит самая древняя мечеть города, построенная еще в 1150 году. Но одна из главных достопримечательностей «Касбы Удайя» — прекрасный сад с цветами и апельсиновыми деревьями.

Внук Абд-эль-Мумена, амбициозный Якуб-эль-Мансур, хотел увековечить память о себе, построив в Рабате вторую по величине в мире мечеть. В колоссальной по тем временам мечети все его многочисленное войско должно было молиться одновременно. Говорят, будто ступени внутри сделаны так, чтобы воинственный султан мог подняться наверх для призыва войска к молитве, не слезая со спины жеребца... Однако закончить «стройку века» ему было не суждено.

Со смертью Якуба-эль-Мансура строительные работы прекратились и мечеть так и осталась недостроенной. 360 сохранившихся каменных колонн должны были поддерживать гигантскую крышу. Но лиссабонское землетрясение 1755 года разрушило большую часть построенного.

Единственным современным строением возле мечети Хассана стал мавзолей Мухаммеда V — короля, при котором Марокко обрело независимость от Франции. Лишь через 10 лет после этого события — в 1971 году— король Марокко Хассан II по сложившейся традиции решил увековечить память своего отца в мозаике, мраморе и золоте.

Впрочем, вернемся к истории. Марокканское владычество в Испании, начинавшееся как раз из Рабата, продолжалось до 1609 года, до тех пор, пока испанский король Филипп II, стремившийся очистить страну от мавров, заставил их покинуть Испанию. Потомки мавров-завоевателей, многие из которых забыли или никогда не знали арабского языка, или вовсе стали христианами, вернулись в Рабат, как говорят, на историческую родину. Поначалу испанским маврам в Марокко трудно было найти общий язык. Но потом в Рабате их объединило весьма опасное и доходное занятие — пиратство. С 1621 по 1647 год на берегах Бу-Регрега образовалась настоящая пиратская республика, заставившая считаться с собой самые могущественные державы Европы. При частых в этих местах туманах суда садились на мели у берегов. Кровожадные арабы подплывали к кораблям на маленьких лодках, грабили и убивали моряков. Вплоть до 1845 года могущественные европейские монархи даже платили ежегодную подать марокканскому султану, чтобы обезопасить свои корабли. Но тщетно…

Рабат сегодняшний представляет собой мирный столичный город. Здесь находится главный дворец-резиденция нынешнего короля Марокко — Мухаммеда VI. Гавань Бу-Регрег обмелела и может служить лишь для водных увеселений. Однако удачливым папарацци иногда удается заснять молодого короля, катающегося по старой пиратской гавани на мощном спортивном гидроцикле...

Магриб - регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко (собственно Магриб), а также Ливии, Мавритании, Западной Сахары, которые вместе образуют Большой Магриб, или Арабский Запад (в отличие от Арабского Востока - Машрика). В средние века в понятие Магриба включалась также мусульманская Испания и другие владения Арабского халифата в западной части Средиземноморья.

Исторический словарь. 2000.

Далее читайте:

Марокко с 789 г. до наших дней.

Мусульманские династии Алжира, Туниса и Ливии:

Династия Рустамидов (Зап. Алжир), 761-909 гг.

Имя основателя династии Абд ар-Рахман ибн Рустам говорит о его персидском происхождении. В 777 году он стал имамом всех ибадитов, ветви секты хариджитов, широко распространившейся в VIII веке среди берберского населения Северной Африки. Ещё до этого, в 761 году, он со своими сподвижниками основали хариджитское государство, центром которого был город Тихарт (Тахарт).

Абд ар-Рахман ибн Рустам 761/77-784

Абд ал-Ваххаб (или ал-Варис)

ибн Абд ар-Рахман 784-823

Абу Сайд Афлах 823-872

Абу Бакр ибн Афлах 872-?

Абу-л-Йакзан Мухаммад?-894

Абу Хатим Йусуф 894-897

Йакуб ибн Афлах 897-901

Абу Хатим Йусуф (вторично) 901-907

Йакзан ибн Мухаммад 907-909

Государство разгромлено Фатимидами. Большинство Рустами- дов погибло, оставшиеся в живых бежали на юг, в горы Варгала и Нуфуза.

Династия Аглабидов (Ифрикия), 800-909 гг.

В 765 году халиф ал-Мансур назначил своим наместником в Северной Африке ал-Аглаба ибн Салима ат-Тамими. Но тот вскоре погиб в войне против хариджитов. Его малолетний сын Ибрахим ибн Аглаб был отправлен в Египет на обучение. После этого в Северной Африке сменилось много наместников, большинство которых погибло в неспокойной стране. В 800 году халиф Харун ар-Рашид назначил наместником провинции подросшего Ибрахима ибн ал-Аглаба. Значительная отдалённость от центра, а также непростая внешнеполитическая ситуация для халифата позволили Ибрахиму ал-Аглабу обрести значительную долю самостоятельности. Харун ар-Рашид вынужден был признать его в качестве вассального правителя.

Аглабиды вели широкую экспансионистскую политику в Сре-диземноморье.

Ибрахим I ибн ал-Аглаб 800-812

Абдаллах I 812-817

Зийадат-Аллах I 817-838

Абу Икал (Аффан) ал-Аглаб 838-841

Мухаммад I 841-856

Ахмад 856-863

Зийадат-Аллах II 863

Абу-л-Гараник Мухаммад II 863-875

Ибрахим II 875-902

Абдаллах II 902-903

Зийадат-Аллах III 903-909

Владения династии завоёваны Фатимидами. Последний правитель из-за мятежа военных бежал в Египет.

Династии Зиридов и Хаммадидов (Ифрикия и Вост. Алжир), 972-1152 гг.

Зириды происходили из берберского племени санхаджи, обитавшего в Центральном Магрибе. Они рано примкнули к Фатимидам. Когда фатимидский султан ал-Муизз в 969 году перенёс свою резиденцию в Египет, он назначил наместником Ифрикии Булуггина ибн Зири. Уже в 973 году Булуггин объявил о своей независимости. Далее Зириды лишь формально признавали сюзеренитет Фатимидов.

Внук Булуггина Насир ад-даула Бадис, испытывая трудности в управлении своими обширными владениями, назначил правителем западной их части дядю - Хаммада ибн Булуггина I ибн Зири. Таким образом династия Зиридов разделилась на две ветви - собственно Зиридов и Хаммадидов. Ещё одна ветвь династии, идущая от Зави ибн Зири, создала своё государство в Испании (о ней в параграфе «Мусульманские династии на Пиренейском полуострове»).

Династия Зиридов, 972-1148 гг.

Йусуф Булуггин I ибн Зири ибн Мунад 972-984

ал-Мансур ибн Булуггин 984-996

Насир ад-даула Бадис Абу Мунад 996-1016

Шараф ад-даула ал-Муизз 1016-1062

Тамим Абу Йахйа 1062-1108

Йахйа Абу Тахир 1108-1116

Али 1116-1121

ал-Хасан 1121-1148

В XII веке Зириды платили дань сицилийским норманнам, но в 1148 году те уничтожили государство Зиридов, после чего ал-Хасан бежал на территорию современного Алжира. Вскоре туда пришли альмохадские войска под командованием Абд ал-Мумина. Ал- Хасан присоединился к последнему, принимал участие в отвоева- нии своих бывших владений у норманнов, и был назначен ал-Му- мином там наместником.

Династия Хаммадидов, 1015-1152 гг.

Хаммад ибн Булуггин I ибн Зири 1014/5-1028

ал-Каид Шараф ад-даула ибн Хаммад 1028-1054

ал-Мухсин ибн ал-Каид 1054-1055

Булуггин II ибн ал-Мухсин 1055-1062

ан-Насир ибн Аланас ибн Хаммад 1062-1088

ал-Мансур ибн ан-Наср 1088-1104

Бадис ибн ал-Мансур 1104-1106

Абд ал-Азиз ибн ал-Мансур 1105-1121/4

Йахйа ибн ал-Азиз 1121/4-1152

В 1041 году Зириды объявили себя вассалами аббасидских халифов и независимыми, таким образом, от Фатимидов. Хаммади- ды придерживались суннитского толка, к тому же в 1044 году также объявили о своей независимости. Поэтому Фатимиды направили на Хаммадидов и Зиридов орды арабских кочевников-бедуинов из племён хилал и сулайм, проживавших до этого в Нижнем Египте. Кочевники в сражениях разгромили армии и Хаммадидов, и Зиридов, оттеснили-и тех, и других на побережье Средиземного моря, но окончательно уничтожить оба государства не смогли.

В 1152 году владения Хаммадидов были завоёваны Альмохадами.

Династия Абд ал-Вадидов (иначе Заййанидов, Зап. Алжир), 1236-1544 гг.

В 1235 году против Альмохадов в Западном Алжире восстало племя абд ал-вад (другое его название - бану заййан). В результате было создано новое государство со столицей в Тлемсене.

Йагамрасан ибн Заййан 1236-1283

Абу Сайид Усман I 1283-1304

Абу Заййан I 1304-1308

Абу Хамму Муса I 1308-1318

Абу Ташуфин Абд ар-Рахман I 1318-1337

Период 1337-1348 гг. - маринидская оккупация.

Абу Сайид Усман II 1348-1352

Абу Сабит Займ 1348-1352

Абу Хамму Муса II 1352-1386

Абу Ташуфин Абд ар-Рахман II 1386-1393

Абу Сабит Йусуф I 1393

Абу Хажжаж Йусуф II 1393-1394

Абу Заййан Мухаммад II 1394-1399

Абу Мухаммад Абдаллах I 1399-1401

Абу Абдаллах Мухаммад III 1401 - 1411

Абд ал-Рахман III 1411

Сайд ибн Муса 1412

Абу Малик Абд ал-Вахид 1411-1423

Абу Абдаллах Мухаммад IV 1423-1427

Абу Малик Абд ал-Вахид (вторично) 1427-1430

Ахмад ал-Мутасим 1430-1461

Мухаммад V ал-Мутаваккил 1461-1468

Мухаммад VI ал-Тхавити 1468-1505

Абу Абдаллах Мухаммад VII 1505-1516

Абу Хамми Муса III 1516-1526

Абу Мухаммад Абдаллах II 1526-1540

Абу Абдаллах Мухаммад VIII 1540

Абу Заййан Ахмад 1540-1550

Хасан ибн Абдаллах 1550-1553

Владения династии завоёваны турками-османами.

Династия Хафсидов (Тунис и Вост. Алжир), 1228-1574 гг.

Династия получила своё название от шейха Абу Хафса Умара (ум. в 1176 г.), ученика основателя альмохадского движения Ибн Тумарта и одного из военачальников Абд ал-Мумина. Его потомки занимали при Альмохадах различные высокие должности, в том числе и наместников Ифрикии. Один из хафсидских наместников Абу Закарийа Йахйа в 1237 году отказался признавать верховную власть альмохадского халифа и создал независимое государство.

Абу Закарийа Йахйа I 1228/37-1249

Абу Абдаллаз Мухаммад I ал-Мунтасир 1249-1277

Абу Закарийа Йахйа II ал-Васик 1277-1279

Абу Исхай Ибрахим I 1279-1282

Ахмад ибн Абу Умара (узурпатор) 1282-1284

Абу Хафс Умар I (в Тунисе) 1284-1285

Абу Закарийа Йахйа III ал-Мунтахаб (в Буджае и Константине до 1299) 1285-1295

Абу Абдаллах Мухаммад II ал-Мунтасир (илиАбуАсид) 1295-1309

Абу Йахйа Абу Бакр I аш-Шахид 1309

Абу-л-Бака Халид 1 ан-Насир 1309-1311

Абу Йахйа Закарийа I ал-Лихйани (в Тунисе) 1311-1317

Абу Дарба Мухаммад III ал Мустансир ал-Лихйани 1317-1318

Абу Йахйа Абу Бакр II ал-Мутаваккил 1318-1346

Абу Хафс Умар II 1346-1348

Период 1348-1349 гг. - первая оккупация Туниса войсками ма-рокканских Маринидов.

Абу-л-Аббас Ахмад I ал-Фадл ал-Мутаваккил (в Тунисе) 1349-1350

Абу Исхак Ибрахим II ал-Мустансир 1350-1357

В 1357 г. - вторая оккупация Туниса войсками марокканских Маринидов.

Абу Исхак Ибрахим II (втор, в Тунисе) 1357-1369

Абу-л-Бака ХалидП (в Тунисе) 1369-1370

Абу-л-Аббас Ахмад II ал-Мустансир 1370-1394

Абу Фарис Абд ал-Азиз ал-Мутаваккил 1394-1434

Абу Абдаллах Мухаммад IV ал-Мунтасир 1434-1435

Абу Умар Усман 1435-1488

Абу Закарийа Йахйа IV 1488-1489

Абд ал-Мумин 1489-1490

Абу Йахйа Закарийа II 1490-1494

Абу Абдаллах Мухаммад V ал-Мутаваккил 1494-1526

Абу Абдаллах Мухаммад ал-Хасан 1526-1534

Период 1534-1535 гг. - первая османская оккупация Туниса.

ал-Хасан (вторично) 1535-1543

Ахмад III 1543-1569

Период 1569-1573 гг. - вторая османская оккупация Туниса.

Абу Абдаллах Мухаммад VI 1573-1574

Власть династии постепенно слабела в результате внутренних неурядиц и из-за нападений христиан и турок. В 1574 году турки окончательно захватили Тунис, а последний Хафсид попал в плен и был отправлен в Стамбул.

Алжирское регентство в составе Османской империи

(Алжир, Тунис, Триполитания), 1519-1582 гг.

Пират Арудж, сын гончара из Митилены (Лесбос), в 1514- 1516 годах сумел захватить власть в Алжире, изгнав большинство испанских гарнизонов и сместив многочисленных местных дина- стов (зачастую физически их истребляя). Но в 1518 году он потерпел поражение и погиб в борьбе с высадившимся испанским экспедиционным корпусом. Его дело продолжил его брат Хайр ад- дин, также преуспевший в ремесле пиратства. Понимая, что собственных сил у него недостаточно, он признал над собой сюзеренитет османского султана, от которого получил титул берлейбея (1519), а также поддержку войсками и оружием. Собравшись с силами, Хайр ад-дин завоевал Алжир (1523) и Тунис (1534). Позднее он получил от султана титул капудан-паши (командующего турецким флотом) и с 1536 года до своей смерти в 1546 году жил в Стамбуле. Наследовавшие Хайр ад-дину бейлербеи управляли обширной территорией, на которой расположены современные государства Алжир, Тунис и Ливия. Оставаясь верными вассалами турецких султанов, они обладали довольно большой внутренней автономией.

Арудж 1516-1518

Хайр ад-дин Барбаросса (с 1536 по 1546 год

жил в Стамбуле) 1519-1546

Хасан Али (заместитель Хайр ад-дина) 1536-1543

Хасан ибн Хайр ад-дин (в 1543-1546 годах -

заместитель Хайр ад-дина) 1543-1552

Салах Раис 1552-1556

Текелерли 1556

Хасан ибн Хайр ад-дин (вторично) 1557-1567

Мухаммад ибн Салах Раис 1567-1568

Ульдж Али (большую часть своего регентства

Ульдж Али жил в Стамбуле) 1568-1587

Араб Ахмад (заместитель Ульджа Али) 1571-1574

Рамдан (заместитель Ульджа Али) 1574-1577

Хасан Венециано (заместитель Ульджа Али) ... 1577-1580

Джафар (заместитель Ульджа Али) 1580-1582

Ликвидация султаном единого регентства и раздел его территории на три части: Алжир, Тунис и Триполитания, - каждая изкоторых управлялась периодически назначаемыми в Стамбуле пашами. Впрочем, большая отдалённость от столицы империи очень рано обусловила значительную автономию этих пашалыков. Очень скоро паши там стали фигурами чисто номинальными, а за реальную власть боролись различные военные группировки.

В Алжире с 1659 года правили янычарские аги, затем с 1671 года деи, которых сначала избирали раисы, а с 1689 года офицеры войска. Всё это сопровождалось заговорами, переворотами, убийствами. С 1689 по 1830 год в Алжире сменилось более тридцати деев. Наиболее известные из них - Али Мельмули (1754-1766) и Мухаммад ибн Осман (1766-1791).

В Тунисе в 1590 году в результате военного переворота установилось правление выбираемых войском деев. Но если первые деи Осман (1590-1610) и Йусуф (1610-1637) ещё обладали реальной властью, то их преемники постепенно лишились её в ущерб беям, которые в 1612 году получили от османского султана право на наследственную передачу должности. В конце XVII века беи уже по своему усмотрению назначали и смещали деев, а после 1705 года беи стали полноправными хозяевами Туниса.

Деи Алжира

Мухаммад I 1671-1682

Хасан 1 1682-1683

Хусайн I 1683-1689

Шабан 1689-1695

Ахмад I 1695-1698

Хасан II 1698-1700

Мустафа I 1700-1705

Хусайн II Ходжа J 705-1707

Мухаммад II Бекташ 1707-1710

Ибрахим I 1710

Али I 1710-1718

Мухаммад III 1718-1724

КурдАбди 1724-1732

Ибрахим II 1732-1745

Ибрахим III Кучик 1745-1748

Мухаммад IV 1748-1754

Али II 1754-1766

Мухаммад V 1766-1791

Хасан III 1791-1798

Мустафа II 1798-1805

Ахмад II 1805-1808

Али III ар-Расул 1808-1809

Али IV 1809-1815

Мухаммад VI 1815

Умар 1815-1817

Али V Ходжа 1817-1818

Хусайн III 1818-1830

Оккупация Алжира Францией.

Беи Туниса

Династия Муратидов, 1612-1702 гг.

Мурад I 1612-1631

Мухаммад I (Хамуда) 1631-1659

Мурад II 1659-1675

Мухаммад II 1675

Али 1675-1765

Мухаммад III 1675

Мухаммад II (вторично) 1675-1676

Али (вторично) 1676-1688

Мухаммад II (в третий раз) 1688-1695

Рамадан 1695-1698

Мурад III 1698-1702

Ибрахим аш-Шариф 1702-1705

В результате переворота ага спахиев Ибрахим захватил власть, истребил всех потомков Хамуды и в 1702 году сам стал беем. Но в 1705 году в стычке с алжирскими войсками он потерпел поражение и попал в плен. Новый ага спахиев Хусайн отбил нападение, и был провозглашён беем.

Династия Хусейнидов, 1705-1957 гг.:

Хусайн ибн Али 1705-1735

Али-паша 1735-1756

Мухаммад 1 1756-1759

Али II 1759-1782

Хамуда 1782-1814

Осман (Усман) 1814

Махмуд 1814-1824

Сиди Хусайн 1824-1835

Мустафа 1835-1837

Ахмад 1837-1855

Мухаммад II 1855-1859

Мухаммад III ас-Садек 1859-1882

АлиШМуддат 1882-1902

Мухаммад IV ал-Хеди 1902-1906

Мухаммад V ан-Наср 1906-1922

Мухаммад VI ал-Хабиб 1922-1929

Ахмад-Паша 1929-1942

Мухаммад VII ал-Монсеф 1942-1943

Мухаммад VIII ал-Амин I 1943/1956-1957

С конца 1870-х годов Тунис являлся колонией Франции. В 1956 году страна получила независимость. Королём нового независимого государства был провозглашён Мухаммад Ламин I, но уже в 1957 году монархия была упразднена, и провозглашена Тунисская Республика.

Династия Санусидов (Ливия), 1837-1969 гг.

Основатель династии Мухаммад ибн Али происходил из Алжира. Долгое время он обучался сначала в Фесе (Марокко), а затем в Хиджазе. Там в Мекке в 1837 году он основал свой орден Санусийа. Так как Алжир был захвачен Францией, Мухаммад со своими сторонниками обосновался в Киренаике. Санусидские отряды вели борьбу с французами в Судане, а затем против захвативших Ливию итальянцев. Вступление Италии во Вторую мировую войну на стороне Германии способствовало тому, что Великобритания признала тогдашнего главу санусидов Мухаммада Идриса, до этого около двадцати лет жившего в изгнании в Египте, эмиром санусидов Киренаики. В 1951 году он стал королём Соединённого Королевства Ливии в составе Киренаики, Триполитании и Феццана.

сейид Мухаммад ибн Али ас-Сануси

ал-Кабир 1837-1859

сейид ал-Махди 1859-1902

сейид Ахмад аш-Шариф (в 1918 году отказался от военного и политического руководства, но до своей смерти в 1933 году сохранял сан

религиозного главы) 1902-1918/1933

сейид Мухаммад Идрис

(с 1951 года - король Идрис I) 1918/1951-1969

В результате военного переворота в 1969 году монархия в Ливии была свергнута, и провозглашена Ливийская Арабская Республика (с 1977 года - Социалистическая Народная Ливийская Джамахирия).

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 729-738.

И Ливия), входит в состав Североафриканского мусульманского макрорегиона. Магриб – историко-географическая область на севере Африки, включающая арабские страны, расположенные к западу от Египта. Название Магриб имеет арабское происхождение и означает в переводе «запад». В узком смысле к Магрибу относятся только три страны: Марокко, Алжир и Тунис. Иногда к Магрибу относят также Мавританию, Западную Сахару, еще реже – Ливию. Тем не менее, если в качестве стержня арабского мира рассматривать реку Нил ( и Судан), то вполне логично все страны, расположенные к западу от Египта (в т.ч. и Ливию), называть Магрибом, а к востоку – Машриком (т.е. «востоком»). Магриб располагает одновременно богатыми рекреационными ресурсами и большим количеством памятников архитектуры разных исторических эпох.

Культурную специфику Магриба определяет мусульманская религия. На побережье Средиземного моря и Атлантического океана проживают небольшие группы католиков и иудаистов. Большинство населения Магриба говорит на языках семитской группы (арабы) и берберской группы (туареги, кабилы и др.) семито-хамитской (афразийской) семьи. Берберы проживают, главным образом, на юге Алжира, западе Ливии и в центральной части Марокко.

Королевство Марокко (446,6 тыс. кв. км, 34,3 млн. жит. в 2008 г.) получило свое название по городу Марракеш. Сами же марроканцы называют свою страну также Эль-Мамляка-эль-Магрибия («королевство Магрибия») или Эль-Магриб-аль-Акса («дальний запад»).

Алжирская Народная Демократическая Республика (2 млн. 381,7 тыс. кв. км, 33,8 млн. жит. в 2008 г.) названа по имени своей столицы. Город Алжир был основан в Х в. на четырех прибрежных островах и потому получил название Эль-Джезаир (араб. «острова»). В русском употреблении название закрепилось в искаженной форме Алжир.

Также имя своей столицы получила Тунисская Республика (164,2 тыс. кв. км, 10,4 млн. жит. в 2008 г.). Город Тунис – бывший пригород Карфагена, носившей сначала имя финикийской царицы Луны Танит. В 698 г. город был захвачен арабами, и название превратилось в Тунис.

Ливия (полное название – Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия; 1 млн. 759,5 тыс. кв. км, 6,2 млн. жит. в 2008 г.) получила название благодаря одному из племен, проживавшему в оазисах к западу от Нила, – либу. Греки стали именовать Ливией сначала север Африки, а затем – всю Африку. Однако впоследствии это название было забыто и вновь стало использоваться только в начале ХХ в. для обозначения итальянской колонии на севере Африки, получившей в 1951 г. независимость.

Всего в пределах туристского региона в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включено 28 объектов, из них 26 являются памятниками культуры. Подавляющее большинство этих памятников относится к двум наиболее значительным историко-культурным пластам: античному и арабо-мусульманскому. Представлены также памятники древнейшей и колониальной эпох.

Древнейшими памятниками культуры Северной Африки являются наскальные рисунки плато Тассилин-Аджер и гор Тадрарт-Акакус. Оба памятника расположены почти в центре Сахары вблизи от нагорья Ахаггар. В окрестностях песчаникового плато Тассилин-Аджер (Алжир) обнаружено около 15 тысяч наскальных рисунков. Это самое крупное в мире «собрание» древнейшей наскальной живописи. Предположительно рисунки оставили в V-IV тыс. до н.э. предки туарегов – одного из берберских племен. К востоку от плато Тассилин-Аджер и от оазиса Гат расположен горный массив Тадрарт-Акакус (Ливия). Здесь найдено несколько тысяч пещерных рисунков самых разных стилей, создаваемых с XII в. до н.э. до II в. н.э. Рисунки отражают важные изменения, произошедшие с флорой и фауной в центральной части Сахары.

Страны Магриба-Марокко, Алжир и Тунис - составляют западную часть Северной Африки; восточную часть Северной Африки занимает Египет. Между ними находится Ливия, которую относят иногда также к странам Магриба. Магриб-это горная страна, высоко поднятая над прилегающей к ней с юга пустыней и резко от нее отграниченная. С запада страны Магриба омывает Атлантический океан, с севера и востока - Средиземное море.

Основа рельефа этих стран - горы Атласа - разделяются на несколько горных цепей, имеющих в общем направление с юго-запада на северо-восток. В Марокко северная гряда их называется Джебель-Риф, южнее пролегают Средний Атлас, Высокий Атлас и Анти-Атлас. В Алжире северная гряда именуется Телльским Атласом, южная - Сахарским Атласом. Все эти горные цепи непосредственно продолжают единую южноевропейскую горную систему: на западе-Сьерра-Невада в Испании, на востоке - горы средиземноморских островов Пантеллерия и Сицилия и Апеннинские горы в Италии.

Область Атласа, изрезанная во всех направлениях горными цепями, долинами, ущельями и реками, представляет собою как бы остров, омываемый с севера морем, а с юга граничащий с песками Сахары. Арабы называют Северную Африку Джезират-аль-Магриб, т. е. «Остров Запада», или, если речь идет о Марокко-Магриб-аль-Акса, т. е. «Дальний Запад».

С южного побережья Испании в туманной дали на юге виднеются скалы Сеуты - это часть горного хребта Риф, отрогов Атласских гор. В этом месте Европа и Африка сходятся ближе всего. Гибралтарский пролив, шириной от 14 до 21 км, никогда не был серьезной преградой между ними.

Западная часть Марокко - это равнина, окруженная горными хребтами и простирающаяся от устья р. Тенсифт до устья р. Себу, от ркеана до подножий Среднего Атласа. К ней примыкает долина Хауз, jC одним из главных городов Марокко - Марракешем.

Все три горные цепи - Средний Атлас, Высокий Атлас и Анти-Атлас, сливаясь на востоке, образуют возвышенность, края которой приподняты с севера и юга.

Главные хребты Алжира - Телльский и Сахарский Атлас. Сахарский Атлас состоит из нескольких рядов горных хребтов, идущих с запада на восток. Они разделены между собой и позволяют легко проникнуть со стороны Сахары на плоскогорье, расположенное между Сахарским и

Телльским Атласом. Плоскогорья южного Алжира в средней своей части снижаются. Здесь тянется цепь солончаковых озер и болот, называемых шоттами. Почти все горные хребты Сахарского Атласа, как, например, горы Улед-Наиль, Джебель-Амур, Джебель-Аурес и др., с северной стороны имеют покатые склоны, постепенно спускающиеся к плоскогорью. Южные их склоны, обращенные к Сахаре, обрываясь отвесной стеной, порою возвышаются над пустыней на 1500-1600 м. Лишь там, где существуют горные проходы между отдельными хребтами, где плоскогорье постепенно спускается на юг, открываются как бы ворота в пустыню, и кочевники Сахары издавна пользуются ими, перекочевывая со своими стадами из Алжирской Сахары на север.

Все плоскогорье, а соответственно и вся область шоттов в западной части своей выше, чем в восточной; самые восточные из шоттов находятся ниже уровня моря. Телльский Атлас, состоящий из горных хребтов и возвышенностей, по мере продолжения на восток подходит к берегам Средиземного моря все ближе, пока не обрывается, наконец, у самой северо- восточной окраины Туниса. К северу от Телльского Атласа лежит узкая прибрежная равнина. Берега Туниса, Алжира и Марокко в значительной своей части круто обрываются к морю. В восточной части Алжирского побережья расположены горные массивы Большой и Малой Кабилии. Во многих местах горы подходят к самому берегу; линия берега почти прямая, и корабли находят себе убежище лишь в немногочисленных бухтах. Здесь находятся порты: Оран, Алжир, Тунис, Бизерта - одна из главных гаваней французского военного флота, и др. Восточная часть Туниса представляет собой низкую равнину, полого спускающуюся к морю. На побережье расположены небольшие порты - Габес, Сфакс и др.

Климат стран Магриба определяется их географическим положением, рельефом поверхности и влиянием барических систем. Северо-западные влажные ветры, дующие с океана, приносят осенью и зимой осадки, которые выпадают на северных и западных склонах гор, обращенных к морю. Южные и восточные склоны, обращенные к Сахаре, открыты сухим ветрам, и дожди здесь бывают довольно редко. Больше всего осадков выпадает на восточной части побережья в Большой и Малой Кабилии, в Бужи - 1000 мм в год и в районе Хрумирских гор (с.-з. часть Туниса) - до 1800 мм в год; далее на восток эта цифра уменьшается. На западную часть побережья попадают ветры, прошедшие над южной Испанией и горами Сьерра-Невада и потерявшие часть приносимых ими осадков.

Западное побережье Марокко получает достаточное количество влаги, уменьшающееся с севера на юг. В районе Танжера выпадает около 800 мм осадков, в Рабате 500 мм и в Могадоре всего лишь 334 мм. Влияние прохладных вод Атлантического океана сказывается на температуре, которая отличается умеренностью. Средняя температура августа в Танжере +24°, в Могадоре +20°. Во внутренних областях северного Марокко - Мекнесе, Фесе и Тазе - выпадает до 600 мм осадков, а в широком прибрежном поясе марокканской низменности, между Касабланкой и Агадиром,- всего 250-400 мм.

В южных районах Алжира количество осадков колеблется от 100 до 200 мм. Средняя температура августа в г. Алжиро 25,3°, в Лагуате 28°, в Бискре 34°.

В Алжире и Тунисе область Телля 1 (включающая Телльский Атлас и прибрежную равнину) обращена к северу. Климат и растительность Телля

носят средиземноморский характер. Между его горными хребтами лежат плодородные долины. Это главная земледельческая область Алжира и Туниса. Обилие водных источников, частые дожди и мягкий климат благоприятствуют земледелию и садоводству. Ближе к морю разводят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль, фиги. Несколько дальше от берега, в плодородных и хорошо орошаемых долинах Телля сеют пшеницу, ячмень, кукурузу, овес, сорго, бобовые. На огородах выращивают разнообразные овощи: картофель, помидоры, лук, морковь и др. Ранние овощи идут на экспорт.

Северные склоны Атласских гор доступны влажным ветрам и покрыты густым лесом. На горах, выше 1200м над ур. м., растут ливанский кедр, можжевельник, ниже - вечнозеленый дуб, пробковый дуб, арган, алеппская сосна. Предгорья покрыты зарослями кустарника и фисташковыми деревьями, карликовыми пальмами; таков же характер богатой растительности и на горных склонах, спускающихся к равнинам западной части Марокко. В долинах рек запада преобладает земледелие - это основные земледельческие районы Марокко. Степи плоскогорья богаты альфой - травой, идущей на изготовление бумаги.

Области южнее Телля и вся восточная часть Марокко, лежащая за горными хребтами, почти лишены осадков (от 200 до 400 мм в год и меньше). Климат здесь континентальный; все эти области открыты знойным, сухим ветрам Сахары. В Алжире и Тунисе, южнее Телля, в области шоттов земледелие без искусственного орошения уже почти невозможно 1 ; это область кочевого скотоводства, захватывающая также восточную часть Марокко. Юго-восточные склоны гор, обращенные к Сахаре, также почти лишены осадков.

В восточном Марокко леса на горных склонах переходят в низкий кустарник, далее к югу начинаются сухие степи, которые переходят в полупустыню, сливающуюся с каменистыми пустынями Сахары.

В Триполитании господствует жаркий пустынный климат; лишь узкая прибрежная полоса получает около 200 мм осадков в год; к югу климат становится все суше и суше.

К югу от Магриба начинается Сахара. Ее часто представляют в виде безграничного моря песка. Это неверно. Песчаные пустыни - эрги - составляют примерно всего лишь седьмую ее часть. Наибольшая песчаная пустыня - это Великий эрг в Ливийской пустыне, неподалеку от западных границ Египта. Другой эрг находится в южной части Алжира, на границе с Ливией. Остальную поверхность Сахары занимают хаммада и серир. Хаммада - это каменистое плато, состоящее из черного песчаника и красных глин, с выходом на поверхность гранитных и базальтовых образований; вся центральная часть Сахары-Феццан, Ахаггар, Тибести, Аир - представляет собой хаммаду. Серир - пустыня, покрытая мелкой галькой и округлыми камнями.

Необозримые пространства Сахары пересечены многочисленными вади (уэд) - руслами высохших рек, орошавших Сахару несколько тысячелетий назад. Самые крупные из них впадали в оз. Чад, имевшее некогда значительно большие размеры. Теперь вади наполняются водой лишь изредка, после ливней, выпадающих иногда в центральной части Сахары.

Огромный пояс пустынь отделяет страны Магриба и побережья Триполитании и Киренаики от плодородных степей Судана. На западе Сахара выходит непосредственно к берегу Атлантического океана в пределах колонии Испанская Сахара (Рио-де-Оро), а на севере - к берегам залива Сирт, деля Ливию на западную и восточную части. Восточная часть Сахары доходит до Красного моря; лишь Нил, с его плодородной долиной, пересекает ее. По мнению географов, Египет представляет собою в сущности лишь самый крупный оазис Сахары. Неподалеку от него находится несколько оазисов-Сива, Куфра и ныне заброшенный Уэнат; далее, в Ливии,- оазисы Гат, Ин-Эззан и многие другие и, наконец, в южной части Алжира - целая цепь оазисов: Туат, Лагуат, Гардая, Мзаб.

Климат Сахары резко континентальный. В центральной Сахаре выпадает меньше 25 мм годовых осадков. Однако Сахара обитаема. По склонам горных кряжей и в оазисах разбросано редкое население, с севера на юг проходят караванные пути, связывающие средиземноморское побережье с Суданом. Важнейшие из этих путей ведут из Тимбукту через Туат, Биск- ру к Тунису и из города Куки (оз. Чад) через Мурзук к Триполи.