Обобщающие слова при однородных членах. Кровавое Эхо (136 стр.) Пунктуация при однородных членах с обобщающими словами

Транскрипт

1 Промежуточная аттестация_русский язык. 8 класс, 2017 г Фамилия, имя Класс Годовая контрольная работа по русскому языку 5 класс 2017 г. Инструкция На выполнение работы отводится 45 (75*) минут. Сначала выполняется тестовая часть. На ее решение отводится 45 минут. В поле ответов необходимо указать только краткие ответы. Задания тестовой части можно решать в произвольном (любом) порядке. Все задания оцениваются в 1 балл. Максимальное количество баллов На последнее задание отводится 30 минут. Его выполняют учащиеся социально-гуманитарной направленности. Максимальное количество баллов за письменную часть 8. Выполняйте письменную часть аккуратным почерком. Желаем успеха! 1. Отметьте верное: «Русский язык относится к» индоевропейской семье, славянской ветви, западно-славянским языкам индоевропейской семье, славянской ветви, южно-славянским языкам индоевропейской семье, славянской ветви, восточно-славянским языкам 2. Укажите слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: подняв балуясь включенны завидно молящий 3. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом: Изучая различные орфограммы, у нас появился интерес к русскому языку. Находясь в лесу, нас застала гроза.

2 Анализируя это стихотворение, учениками были сделаны интересные наблюдения. Рассказывая о предстоящей экскурсии, учитель заразил нас своим энтузиазмом. 4. Укажите, в каких словах на месте пропуска пишется НН: Книга прочита..а Беше..ый взгляд Вяза..ый свитер Несляха..ое происшествие 5. Укажите строку, в которой все слова с НЕ пишутся раздельно: (не)вступивший в силу закон, (не)выполнив задание, (не)был дома никому (не)нужная вещь, (не)высохшее бельё, письмо (не)отправлено (не)большая, но рыбная речка, (не)знающий забот человек, (не)найдя ошибок ещё (не)решённая задача, ошибки (не)найдены, ничем (не)примечательный день 6. Укажите, какие слова пишутся через дефис: Думать ПО_ИНОМУ Шли БОК_О_БОК ПО_ПРАЗДНИЧНОМУ одетый Выполнить ТОЧЬ_В_ТОЧЬ 7. Укажите, как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении: Она наклонялась(1)ловко срезала деревцо(2)и(3)оборвав ветки(4)надкусив толстую часть у корневища(5)одним движением сдирала лыко для лаптей. 1,2,4,5 запятые: однородные сказуемые, выделение деепричастных 1,3,4,5 запятые: однородные сказуемые, выделение деепричастных 1,2,4,5 запятые: однородные сказуемые, выделение причастных 1,4,5 запятые: однородные сказуемые, выделение деепричастных 8. Соотнесите вид связи и следующие словосочетания: Учебник по истории согласование В этом доме управление Окружающих его примыкание Иногда снилось 9. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками:

3 Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо она сыграна.(сенека) Пословица не клинок, а колет в бок (Пословица) Площадь комнатки - двадцать квадратных метров Принять хороший совет значит увеличить собственные возможности Каждый человек, разумеется, целый мир. 10. Определите вид односоставных предложений, соотнесите примеры. Надо быть вежливым по Назывное отношение к взрослым. Почту разносят по утрам. Определенно-личное На минуту не дашь мне ручку? Неопределенно-личное Ветра уже нет. Безличное Городская библиотека Обобщенно-личное Здесь не разуваются. 11. Среди пронумерованных предложений найдите простое односоставное определено-личное предложение ИЛИ сложное(ые), в состав которого входит односоставное определенно-личное (1)Начинает светать. (2)Иду к реке. (3)Отплываю в тумане. (4)Восток розовеет. (5)Впереди затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, вод, облаков. (6)И эту затерянность всегда ощущаешь как счастье. (7)Об этом часто говорят и пишут. (По К.Паустовскому) 12. Прочитайте предложение: В беседке слышался неясный шёпот. Дополнив предложение определениями, получили несколько вариантов. Отметьте верное(ые) пунктуационное(ые) оформление(я). В беседке слышался неясный сдержанный, детский шёпот. В беседке слышался неясный, сдержанный детский шёпот. В беседке слышался детский шепот, неясный, сдержанный. В беседке слышался неясный, сдержанный шепот. В беседке слышался неясный детский шепот. В беседке слышался неясный, детский шепот. 13. Отметьте обобщающее слово в предложении: Повсюду виднелись плоды человеческого труда: вспаханные поля, ухоженные сады, хорошо асфальтированные дороги. Повсюду Плоды Труда Дороги 14. Отметьте среди однокоренных слов вводное(ые) (знаки не расставлены).

4 Казалось все только и ждут его ответа. Мне казалось ситуация была безвыходной. Кажется мы где-то с Вами встречались. Нам кажется пора возвращаться домой. Нам кажется безнравственным такое поведение. 15. Расставьте недостающие знаки. Количество необходимых знаков запишите цифрой: Другая шуба почти в два раза дороже очень понравилась ей и склонная покупать все самое дорогое она во что бы то ни стало захотела ее приобрести. 16. Среди предложений текста найдите обособленное приложение. Укажите его номер(а). (1) Но потом он, очень грустный и печальный, вновь заговорил о том же: (2) Скучная у меня, Маленький принц, жизнь: я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. (3) Все куры одинаковы, и люди, мои вечные враги, все одинаковы. (4) И живется мне скучновато. 17. В приведенном отрывке пронумерованы все запятые. Укажите цифры запятых при обращении: И,(1) умиленными очами Их озирая, (2) говорит: «Простите, (3) мирные долины, (4) И вы, (5) знакомых гор вершины, (6) И вы, (6) знакомые леса. Прости, (8) небесная краса, (9) Прости, (10) веселая природа!» (А.С.Пушкин) 18. Расставьте недостающие знаки препинания. Отметьте верно оформленные предложения: Каждая поляна как выставка цветов. Незабываемые женские образы создали как Пушкин, так и Толстой. От слов как и от острых предметов могут оставаться уколы на всю жизнь Вся цепь гор была видна как на ладони Солнце как большой раскаленный шар катилось по горизонту. Работает она с утра до ночи, то есть крутится как белка в колесе. 19. Раскройте скобки, оформите прямую речь по правилам русского языка. Или (П/п)родолжал Печорин (Я/я) тебе совершенно ненавистен? Я выдрессировала своего экспериментатора! (Г/г)оворит одна лабораторная крыса другой (Т/т)еперь он каждый раз когда я нажимаю рычаг он приносит мне корм.

5 20* Прочтите текст и выполните задание (1)На большой перемене Васек вместе с ребятами вышел на школьный двор. (2)Ребята сейчас же затеяли перестрелку снежками, но Васек потихоньку удалился в самый угол двора и, засунув руки в карманы пальто, стал ходить по дорожке вдоль забора. (3) Его беспокоила заметка, которую он обещал сегодня же дать в стенгазету. (4) Он завидовал Одинцову, который легко справлялся с такими вещами. (5) "Он, может, вообще будущий писатель, а я, наверно, архитектор какой-нибудь о чем мне писать? Васек сердился на всех и на себя. (6) Если б я еще дома сел и подумал, а так сразу какая это заметка будет!" (7) Он слышал веселые голоса и хохот ребят, видел, как ожесточенно нападали они друг на друга, как шлепались о забор и разлетались белые комочки снега. (8) "Бой с пятым классом. (9)Наши дерутся. (10) А я здесь..." (11) Трубачев, Трубачев, сюда! несся издали призыв Саши. (12) Закрываясь руками, он боком шел на врага, сзади него стеной двигались ребята из четвертого "Б", и даже девочки поддерживали наступление, обстреливая неприятеля со стороны. (13)Трубачев!..(14) Васек рванулся на призыв, но вдруг остановился, круто повернулся спиной к играющим, присел на сложенные у забора бревна и вытащил из кармана бумагу и карандаш. (15) Несколько любопытных малышей вприпрыжку подбежали к нему. (16)Куда? (17) Кыш отсюда! грозно крикнул на них Васек и, устроившись поудобнее, решительно написал: «(18)Ребята! (19) Ничего нельзя делать в последнюю минуту, потому что торопишься и ничего толком не думаешь. (20) Эту заметку я мог бы написать дома, а сейчас пишу на большой перемене. (21) Последняя минута самая короткая из всех минут, а сейчас я вспомнил, что мог бы о многом написать о дисциплине, например. (22) Но в школе уже звонок, а заметку я обещал дать во что бы то ни стало, и получилось у меня плохо. (23) Давайте, ребята, ничего не будем оставлять на последнюю минуту! В. Трубачёв». (24) Васек решительно свернул листок и зашагал по тропинке. (25) Одинцов, прими заметку, не глядя на товарища, сказал он. (26) Уже? удивился Одинцов, вытирая шарфом мокрое, разгоряченное лицо. (27) Я так и знал, что ты пишешь! (28) А мы тут пятых в угол загнали. (29) Как окружили их со всех сторон и давай, и давай! (30) Сашка орет: (31) "Трубачев! Трубачев!" Слышал? (32) Слышал... я на бревнах сидел, с сожалением сказал Васек. (33)Сам себя наказал... да еще написал плохо... (34) Плохо? Посмотрим, важно сказал Одинцов, пряча заметку. (35)Он почувствовал себя ответственным редактором. (36) Плохо, так исправишь.

6 (37) Отстань, пожалуйста! (38) Я и эту-то наспех писал, когда мне исправлять ее? (39) Не на уроке же! рассердился на товарища Васек. (40) Плохо не бери. (41) Вот и все! (42) "И зачем это я такую дурацкую заметку дал? (43) Может, лучше назад взять, а то все надо мной смеяться будут. (44) Пойти к Одинцову?" (45) Но к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или осрамиться с плохой заметкой. (По В.Осеевой) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы это значит дать движение фразе». Аргументируя свой ответ, приведите пример из прочитанного текста. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.Н.Толстого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. *Задание не является тестовым и оценивается учителем по критериям: Содержание текста: Текст соответствует заданию 1б Логических ошибок и нарушений абзацного отступа нет -1б. Приведено не менее одного аргумента (примера!) из текста - 1б Грамотность письменной речи: Грамматических ошибок нет 1б. Орфографических ошибок нет 1 б. Пунктуационных ошибок нет -1б. Речевое оформление: Речевых ошибок нет 2б. Допущена не более1 речевой ошибки - 1б. Допущена 1 речевая ошибка и 1 фактическая, допущено 2 и более речевых ошибки - 0б.


Зачет 4 по тестам ОГЭ Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе(бланке ответов 2).Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. 1 Прослушайте текст и напишите

Диагностическая работа в формате ОГЭ Вариант 8 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Задания для самостоятельной работы за 8 февраля 2016 года Предмет Класс Тема Примечания Русский язык 8 1. П.44, упр.268, 272. Литература 8 1. Читать отрывок из произведения «История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Промежуточная итоговая аттестация в формате ОГЭ Вариант 8 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы

Промежуточная аттестация Русский язык. 8 класс, 2018 г Фамилия, имя Класс 2018 Инструкция На выполнение работы отводится 45 (75*) минут. Сначала выполняется тестовая часть. На ее решение отводится 30 минут.

Диагностическая работа в формате ОГЭ Вариант 1 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе Тест по русскому языку в 8 классе состоит из 2 частей: часть А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательнокоммуникативного)

Текст 3. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть

Вариант 6 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2-14 (1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! (3)Это мне

Диагностическая работа в формате ГИА (ОГЭ) Вариант 2 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по

Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Промежуточная аттестационная работа по русскому языку 8 класс Инструкция по выполнению работы Работа состоит из 2-х частей, включающих в себя 12 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится

Промежуточная аттестация. Русский язык. 6 класс. 2019 г Фамилия, имя Класс Годовая контрольная работа по русскому языку 5 класс 2019 г. Инструкция На выполнение работы отводится 45 минут. Сначала выполняется

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Стат град русский язык 9 класс вариант ря90801 >>> Стат град русский язык 9 класс вариант ря90801 Стат град русский язык 9 класс вариант ря90801 Учтите, 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому языку

Требования к уровню подготовки учащихся 1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя

Промежуточная аттестация по русскому языку в 8 классе. Пояснительная записка. Материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе составлен на основе федерального государственного

Аналитическая справка о результатах регионального экзамена по русскому языку обучающихся 7-го класса МБОУ «Джарлинская ООШ» в 2015-2016 учебном году Сроки проведения: 19.05.2016 г. В региональном экзамене

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Район Город (населенный пункт)

Промежуточная аттестация по русскому языку в 8 классе. Пояснительная записка.. Назначение работы - Аттестационная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся

Фамилия, имя Класс Годовая контрольная работа по русскому языку 5 класс 2019 г. Инструкция На выполнение работы отводится 45 минут. Сначала выполняется тестовая часть. На ее решение отводится 30 минут.

Региональная оценка качества знаний учащихся ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ, 4 класс 2014 (4053-1/5) Контрольная работа по русскому языку и литературному чтению Вариант 4053 Инструкция для ученика Ребята! Вам предлагается

8 КЛАСС (105ч, 3 часа в неделю 35 учебных недели) О языке (1ч) Русский язык в семье славянских языков. Речь (17 ч) Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых

Русский язык. 9 класс. Варианты РЯ90301 90302 1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём

Вариант 4 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2-14 (1)Веньке здорово не повезло с именем Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок

Урок 1. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Цели урока: - Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого. - Обеспечить понимание учащимися

8 класс, русский язык Тема: «Обособленные члены предложения» Тип урока: обобщение изученного материал Цель урока: проверить знания учащихся по изученной теме. Оборудование: 1.Учебник по русскому языку

8 класс Диагностическая работа в формате ОГЭ (2016) Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 13 заданий. Часть 1 включает одно задание и представляет

Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс. Прочтите текст и выполните задания 2 15. (1)Больше всего на свете я ценю дружбу! воскликнула Марина. (2)А

Вариант 10 Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2-14 (1) Петя с мамой и сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. (2) Вот раз мама пошла с девочками купаться. (3) А Петя остался

РУССКИЙ ЯЗЫК 10 (Вариант 02 1/5) Мониторинг учебных достижений (РУССКИЙ ЯЗЫК - 10 класс) Вариант 02 На выполнение работы по русскому языку даётся 1,5 часа (90 минут). Работа выполняется на основе прочитанного

9 класс Повторение. Морфология. Синтаксис. Цели урока Учебные. Повторить сведения по теме «Морфология» и «Синтаксис»; обобщить и систематизировать знания: повторить основные части речи, повторить сведения

Я буду переводчиком. Через год нам нужно сдать экзамен ТРКИ2. сдавать сдать экзамен Она из Кореи. На какой факультет вы хотите поступить? На филологический факультет. Кем вы потом будете? Я не знаю, но

Цели деятельности учителя Тип урока Планируемые образовательные результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Нагляднодемонстрационный материал ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПРОЕКТ Спецификация работы для регионального экзамена по русскому языку в 8 классе 1. Назначение тестовой работы Назначение экзаменационной работы выявить и оценить степень соответствия подготовки обучающихся

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Наименование раздела, Дата предп. Дата факт. Примечание п/п темы Введение (1.) 1 Введение. Функции русского языка в современном 2.09

П/п Учебный предмет Класс Количество тетрадей Текущих Контрольных Практических (лабораторных) Творческих работ 1. Русский язык 1 прописи - период обучения грамоте - - - 1-4 2 1-1 5-9 2 1-1 (используются

Вариант 26 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2-14. (1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки... (2) Писать стихи

Вариант 1504181 Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ 101 1. Текст, начинающийся словами «Времена меняются. Приходят новые поколения,» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест «ЧТЕНИЕ» Инструкция по выполнению субтеста Время выполнения субтеста 30 минут. Субтест включает 10 позиций.

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012) 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Русский язык. Работа над ошибками 1. Большая буква в начале предложения Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную буква.

Диагностическая работа в формате ОГЭ Вариант 10 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет

Экзаменационная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной

Тематическое планирование по русскому языку, 8 класс (36) Тема, содержание урока Кол-во. Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире. Повторение изученного в 5 7 классах

1-4 2 1 - - 5-9 2 1-1 10-11 1 1 - - 2. Литература 5-7 1 - - - 8-11 1 - - 1 3. Математика 1 прописи - период обучения - - - грамоте 1-4 2 1 - - 5-6 2 1 - - 4. Алгебра 7-11 2 1 - - 5. Геометрия 7-11 2 1

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 2 Русский язык. 9 класс. Вариант 2-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа

Положение о ведении тетрадей обучающимися Приложение 5 УТВЕРЖДЕНО приказом от 02.09.2014 220 Настоящее положение разработано в целях упорядочения ведения и соблюдения единого орфографического режима в

Спецификация контрольного измерительного материала для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе 1. Назначение КИМа - оценить уровень обученности учащихся 8 класса по предмету «русский

1 Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) ;рабочих программ «Русский язык», предметная линия учебников

Вариант ря 10201 ответы >>>

Вариант ря 10201 ответы >>> Вариант ря 10201 ответы Вариант ря 10201 ответы Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена В одном из выделенных ниже слов допущена

Вариант ря 10201 ответы >>> Вариант ря 10201 ответы Вариант ря 10201 ответы Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена В одном из выделенных ниже слов допущена

Вариант ря 10201 ответы >>> Вариант ря 10201 ответы Вариант ря 10201 ответы Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена В одном из выделенных ниже слов допущена

Спецификация экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе для проведения регионального экзамена 2014 года подготовлена государственным бюджетным учреждением «Региональный центр развития образования

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 8 класс. В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать - слова с непроверяемыми орфограммами; - виды словосочетаний, типы связи

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 11 заданий. Ответы к заданиям 1 10 запишите в работе

Козлова Елена Сергеевна учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 30 имени С.Р.Медведева

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

8 класс русский язык Тема урока Кол - во часов Дата Планируемый результат Формы уроков (виды деятельности) О функции русского языка в современном мире. 3.09 Получить представление о роли русского языка

Сценарий классного часа на тему «Правила поведения в школе» (1 класс). Цели занятия: -формирование навыка правильного поведения в школе. -сплочение детской группы. -развитие наблюдательности, мыслительной

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из трех частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Тема: Однородные члены предложения. Цель: создание условий для формирования устойчивой положительной мотивации к урокам русского языка. Задачи: 1) познакомить учащихся с понятием однородные члены, учить

Комплексная проверочная работа для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных организациях 2014 года Вариант 1 ЧАСТЬ 1 Район Город (населённый

Там 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу). 0. Обучающиеся 6 классов пользуются стандартными тетрадями (2 8 листов). Общие тетради могут использоваться в 7

1. Назначение тестовой работы Спецификация работы для регионального экзамена по русскому языку в 8 классе Назначение экзаменационной работы выявить и оценить степень соответствия подготовки обучающихся

Сочинение зимний вечер с безличными предложениями Выберите односоставные безличные предложения,укажите способы предложениями нужен разказ о зимне утро,или о весений вечер,или на оборот. год Сочинение Зимние


V . Тренировочные упражнения.

1. Упр. 422 выполняют устно, учитель обращает внимание на то, как читают ученики, ребята оценивают чтение одноклассников.

2. Выборочный диктант по упр. 423. Учащиеся выписывают предложения с цитатами.

3. Речевая разминка по упр. 428. Учащиеся анализируют отрывки из ученических сочинений, вносят необходимые исправления, учатся включать цитаты в текст.

4. Самостоятельная работа по упр. 425. Проверяется умение учащихся вводить цитаты в текст.

5. Диктант «Проверь себя».
Антон Павлович Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость -- сестра таланта», что «язык должен быть прост и изящен».

«Нет сомнений - говорил Тургенев при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году, - что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением». «Начиная с Пушкина, наши классики создали тот,великий, прекрасный язык”, служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого» - так оценивал А. М. Горький значение литературы. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».
Тестовые задания

1. Какое предложение с цитатой оформлено верно?

а) Лев Толстой писал, что «музыка высшее в мире искусство».

б) «Музыка - высшее в мире искусство», считал Лев Толстой.

в) Лев Толстой утверждал: «Что музыка - высшее в мире искусство».

г) Лев Толстой утверждал - «музыка - высшее в мире искусство».

Ответ: а.
2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) А. С. Пушкин писал: «Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы».

б) «Мудрено пишут только о том, чего не понимают», утверждал В. Ключевский.

в) М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека».

г) Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Ответ: б.
3. Найдите неправильный способ цитирования.

а) А. Т. Твардовский говорил: «Кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства».

б) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего - есть еще смех радости...»

в) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного - есть еще смех радости».

г) А. Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим, «есть еще смех... озорства».

Ответ: г.
V I. Домашнее задание: учить правила на с. 203, 205; сделать упр. 424 (устно), 427 (письменно).

Урок 94. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Повторение материала по теме «Чужая речь»

Цели урока: познакомить учащихся с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью, на учить производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью, по вторить материал по теме «Чужая речь».
I . Проверка домашнего задания (упр. 424, 427).

Фронтальный опрос по § 72.

Что такое цитата? Как она оформляется?

Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью?

В какой речи научной или художественной чаще употребляются цитаты, а в какой - диалог?
II. Повторение.

Творческая работа.

Составьте предложения, включив в них в виде прямой речи следующие цитаты полностью или частично. Цитаты проецируются на доску.
1) Кто не спрятался в окопчик,

Поминая всех родных,

Кто он - свой среди своих -

Не зенитчик и не летчик,

А герой - не хуже их?
2) В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

(А. Твардовский)
III. Объяснение нового материала.

Восьмиклассники знакомятся с образцами синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью на с. 208-209.
I V . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 431 разбирают устно и письменно по два предложения.

2. Устная работа по упр. 432.

3. Самостоятельная работа по упр. 429.

4. Объяснительный диктант.
ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Антон Павлович Чехов был человек большой совести, любящего сердца, великий художник.

Лев Толстой и Максим Горький оставили о Чехове очень теплые воспоминания. Называя Чехова «несравненным художником», Толстой любил в писателе «прелестного, искреннего и честного человека». «Это был обаятельный человек, - говорил он, - скромный, милый».

«Красиво-простой, он любил все простое, настоящее, искреннее», - писал Горький о Чехове. По воспоминаниям Горького, «всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее...».
З а д а н и я к тексту:

1. Назовите способы передачи чужой речи.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).
Тестовые задания

1. Укажите неверное утверждение.

а) Прямая речь точная передача чужих слов.

б) Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.

в) При цитировании всегда используются кавычки.

г) Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

Ответ: в.
2. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

б) Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.

в) Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.

г) Клава с живым интересом поинтересовалась, можно ли ей играть.

Ответ: а, в.
3. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи.

«Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.

а) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

б) Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

в) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

г) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

Ответ: а.
V . Домашнее задание: повторить материал § 65-72; ответить на контрольные вопросы на с. 209-210, сделать упр. 433.

Урок 95. Контрольный диктант по теме «Чужая речь»
Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тетя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! - чуть не плача от обиды закричал Петя. - Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов)

(В. Катаев)
Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2. Начертить схемы предложений с прямой речью.

Повторение и систематизация изученного в V III классе
Урок 96. Синтаксис и морфология (§ 73)

Цели урока: повторить материал о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, о взаимосвязи синтаксиса и морфологии, совершенствовать умения производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи, разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения.
I . Анализ диктанта. Работа над ошибками.
II. Фронтальный опрос.

Назовите разделы науки о языке.

Что изучает синтаксис?

Что изучает морфология?

Почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики грамматике?

1. В упр. 435 графически указывают члены предложения, над ними надписывают способ морфологического выражения.

2. Творческая работа по упр. 437. Учащиеся составляют предложения с данными словосочетаниями, делают синтаксический разбор одного из словосочетаний.
Тестовые задания

1. Укажите ответы, в которых верно определены грамматические признаки выделенных слов.

а) крича друг другу - наречие

б) идти впереди колонны - предлог

в) сделать побольше наречие в сравнительной степени

г) летучий газ - причастие

д) в продолжение лета имя существительное

Ответ: б, в.
2. Найдите неверные утверждения.

а) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

б) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.

в) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

г) деепричастия имеют признаки глагола и наречия.

д) Сочинительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

Ответ: а, д.
3. Найдите предложение, в котором определение выражено именем прилагательным.

а) Берег быстро темнел, становился голубым, лиловым

б) Как своей тревогой милому помочь?

в) Сколько прелести есть в человеческих лицах!

г) Смелый к победе стремится.

Ответ: в.
4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

а) Отъезжающие вошли в вагон.

б) Бывалые и старые поучали молодых.

в) Несколько провожающих стояли у вагона.

г) Встречающие, пройдите на второй путь.

Ответ: а.
5. Найдите предложение, в котором выделенное слово может играть роль двух разных членов.

а) Всех взволновала мысль о поездке.

б) Завтра будет не похоже на сегодня.

в) Ветер был встречный.

г) Утро вечера мудренее.

Ответ: а.
I V . Домашнее задание: составить предложения со следующими словами (три, тройка, трое, тройной, втроем, утроить, трижды ); сделать синтаксический разбор одного предложения.

Урок 97. Синтаксис и пунктуация (§ 74)

Цели урока: повторить материал по теме «Синтаксис и пунктуация», знать о значении пунктуации для оформления письменной речи, о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации, научить алгоритму рассуждения при постановке знаков препинания, разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение).
I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают составленные предложения, один ученик делает синтаксический разбор предложения.

II. Фронтальный опрос.

Что изучает синтаксис, пунктуация?

Какова роль словосочетаний и предложений в языке? Что общего и чем различаются простые и сложные предложения?

С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного? Как они отделяются друг от друга?
III. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 438 учащиеся выполняют устно, делают вывод, какую роль в речи играет пунктуация, от какого умения зависит успешность овладения ею.

2. В упр. 439 учащиеся читают инструкцию, озаглавливают ее, отвечают на вопрос.

3. Работа с таблицей «Типы знаков препинания»

Примечание. Сетка таблицы проецируется на доску. Таблица заполняется в совместной работе, где выбираются лучшие примеры учащихся.

Рекомендации учителю: напомните учащимся синтаксические условия употребления знаков выделения (две запятые): придаточное предложение, причастный оборот, деепричастный оборот, обращение.
4. Самостоятельная работа по упр. 441.
5. Диктант «Проверь себя».
МОРЕ

Море гудело под ногами грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье.

Чувствовалось, что в этой безлюдном месте властно царила теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, и забитый на зиму дом, и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью.

(И. Бунин)
Тестовые задания

1. Укажите, в каком примере нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Этот доктор был замечательным человеком.

б) Стремиться вперед вот цель жизни.

в) Бедность не порок.

г) Капли дождя словно алмазы.

Ответ: б.
2. В каком примере запятая перед союзом как не нужна (знаки препинания не расставлены)?

а) Ночь идет на мягких лапах дышит как медведь.

б) Полученный ответ рассматривается как согласие.

в) В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное.

г) Черты лица ее были такие же как и у сестры.

Ответ: б.
3. Укажите предложение с верно расставленными знаками препинания при однородных членах с обобщающими словами.

а) Ему пришлось испытать в детстве: радость и горе, бедность и непосильный труд.

б) От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени.

в) Повсюду виднелись: вспаханные поля, ухоженные сады.

г) Ни в воздухе, ни на земле, ни под водой - никогда не должно быть ядерных взрывов.

Ответ: б.
4. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

а) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.

б) В поэзии Некрасова есть и злоба и сарказм и нежность и надежда.

в) Снег лежал и на крыше, и на балконе, и на деревьях.

г) На севере туча росла и захватывала запад, и восток.

Ответ: в.
5. Найдите необособленное определение (знаки препинания не расставлены).

а) Обрадованный этим известием он поспешил домой.

б) Ошеломленный этим ударом казак зашатался.

в) Книга написанная известным писателем вышла из печати.

г) Уже покрывшаяся первыми весенними цветами равнина была прекрасна.

Ответ: г.
6. Найдите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

а) Впрочем, он, может быть, пристрастно судил о вещах, мало знакомых ему, и, встретив недоумевающий взгляд, замолчал.

б) Наш кораблик, украшенный флагами по случаю бури, долго стоял в гавани, ловко примостившись между судами-великанами.

в) Мы, туристы, очень спешили, но за неимением билетов, смогли уехать на поезде, отправляющемся только через час.

г) Девочка-босоножка, лет девяти, трясла на камнях грудного ребенка, прижав его к себе, и стараясь за ткнуть ему рот хлебной жевкой в тряпице.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказал берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему. Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его. — Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство... — упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор. — Что? Началось? Пора? — заговорил Пьер, проснувшись. — Изволите слышать пальбу, — сказал берейтор, отставной солдат, — уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали. Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком. — Пора, граф, пора! — прокричал адъютант. Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге. Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде — спереди, справа и слева — виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, — это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее. Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света — то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища. Пуфф! — вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно-белым цветами дым, и бумм! — раздавался через секунду звук этого дыма. «Пуф-пуф» — поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум-бум» — подтверждали звуки то, что видел глаз. Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф... (с остановкой) пуф-пуф — зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум... бум-бум-бум, — отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах-та-та-тах — трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами. Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем. — Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, — говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него. Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана. — К переправе! — холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», — подумал Пьер и пошел по направлению за генералом. Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Прямоугольная рама на гвоздях, слегка покосившаяся влево. На поперечной доске написано имя. Впрочем, солнце успело сделать надпись совершенно нечитаемой. Далее шло несколько акров обработанной земли. Вдоль темных полос пашни была проложена самодельная система орошения. Кое-где высились груды камней и лежали аккуратные деревянные рамы, на которых крепилась проволока для укрепления кустов, которые уже перестали расти. Все стало сухим и ломким. Повсюду виднелись следы изнурительного труда, отчаянной борьбы за выживание, в которой обитатели фермы потерпели поражение.

В сотне ярдов от последней полосы обработанной земли стоял дом. Он выглядел совсем неплохо. Маленький и низкий, выкрашенный в белый цвет. Дерево успело потрескаться под палящими лучами солнца. За домом виднелась ветряная мельница. Еще дальше - сарай, где находился насос, качающий воду, и небольшой поврежденный грузовик. Входная дверь была закрыта. Элис поставила «фольксваген» рядом с домом.

Их зовут Гарсия. Уверена, что они дома, - сказала она.

Двадцать тысяч долларов в коричневом пакете произвели потрясающий эффект. Это был дар, возвращающий людей к жизни. Пять Гарсия, два поколения, двое старших и трое молодых. Все они были невысокими людьми, не умеющими связно излагать собственные мысли. Родителям было под пятьдесят, старшей дочери Ричер дал бы двадцать четыре года. Младшим братьям на вид было двадцать и двадцать два года. Они все молча столпились рядом с входной дверью. Элис весело поздоровалась с ними, подошла к кухонному столу и высыпала на него деньги.

Он передумал, - сказала она по-испански. - И решил заплатить.

Гарсия собрались вокруг стола и молча смотрели на деньги, словно такой поворот в их судьбе был настолько неожиданным, что у них даже не осталось сил, чтобы радоваться. Они не задавали никаких вопросов. Просто приняли это как данность, а потом начали строить планы. Прежде всего они подключат телефон, чтобы не нужно было ходить за восемь миль к соседям. Потом электричество. Выплатят долги друзьям. Купят дизельное топливо, чтобы насос снова заработал. Потом починят грузовик и съездят в город за зерном и удобрениями. Они замолчали, когда до них дошло, что они еще успеют вырастить урожай и продать его до наступления зимы.

Ричер остался у входа, и у него появилась возможность осмотреться. Он сразу понял, что в кухне ели и одновременно жили. Дверь из кухни вела в маленькую гостиную. Там было жарко и душно, на полке стояли тома энциклопедии в ярд длиной и несколько религиозных статуэток. На стене висела фотография в черной рамке. Портрет был сделан в студии. Мальчику едва исполнилось четырнадцать, над верхней губой виделись первые усы. Он был в белом одеянии для конфирмации и смущенно улыбался, глядя в камеру.

Ричер обернулся и увидел, что у него за спиной стоит мать мальчика.

Его убили, когда мы добирались сюда, - сказала она.

Ричер кивнул.

Я знаю. Мне рассказали. Пограничный патруль. Приношу свои соболезнования.

Это произошло двенадцать лет назад. Его звали Рауль Гарсия.

Она произнесла имя своего старшего сына с особенным выражением, словно отдавала должное его памяти.

Как это случилось? - спросил Ричер.

Женщина немного помолчала.

Это было ужасно. Они охотилась за нами ночью в течение трех часов. Мы шли, мы бежали, а у них был грузовик с мощными фарами. В темноте мы разделились. Рауль остался с сестрой. Он ее защищал. Ей было тогда двенадцать лет. Он послал ее в одну сторону, а сам пошел на свет фар. Он знал, что девочкам приходилось хуже всех, если их ловили. Он пожертвовал собой, чтобы спасти сестру. А они даже не попытались его арестовать.

Обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к тому, что обозначено однородными членами предложения.

  • Петя бережно нёс под мышкой свои драгоценности : банку с заспиртованными морскими иглами и коллекции бабочек, жуков, ракушек и крабов. (Драгоценности - обобщающее слово.)
  • (В. П. Катаев)

Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены предложения.

  • Солнце светит одинаково всем - и человеку , и зверю , и дереву .
  • (М. М. Пришвин)
  • Первыми прибыли трое : муж , жена и собака .

Пунктуация при однородных членах с обобщающими словами

1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие: : O , O , … .

  • В несколько минут он [снег] покрыл все следы : и заячьи, и человечьи, и санные, и так же скоро перестал.
  • (А. И. Куприн)

2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то , а именно , то есть , например , то перед ними ставится запятая, а после них - двоеточие: , как-то (а именно, то есть, например): O , O … .

  • Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно : из флигеля, конюшни, сарая и бани.
  • (И. С. Тургенев)

3. Если обобщающее слово отсутствует, двоеточие перед однородными членами ставится в том случае, если необходимо предупредить о дальнейшем перечислении.

  • Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кой-какие привлекательные узелки и коробочки.
  • (Л. Н. Толстой)

Подобные конструкции характерны для делового и научного стилей речи: Роли исполняли…; На заседании кафедры присутствовали… .

4. Если однородные члены предложения, перед которыми стоит обобщающее слово, не завершают предложения, то после них ставится тире: : O , O … - … .

  • Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах - происходили шумные разговоры.
  • (В. М. Гаршин)

5. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире: O , O … - … .

  • И в холодке под навесом, и на солнце - везде расположились, разбежались утята.
  • (И. А. Гончаров)

6. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом, короче говоря) , то перед последним ставится тире, а после него - запятая:

O , O … - словом , … .

  • Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом , всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
  • (В. К. Арсеньев)

7. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами и после них:

а). : O , O , … - … .

б). : O , O , … - словом (одним словом, короче говоря) , … .

  • Вдруг всё: это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - всё заструится, задрожит беглым блеском...
  • (И. С. Тургенев)

8. В современном русском языке наблюдается тенденция к вытеснению двоеточия знаком тире:

а). - O , O , … .

б). - O , O - … .

  • В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда - скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики.
  • (В. К. Кетлинская)