М ф решетнев. Опорный университет

Дерунов Павел Фёдорович - директор Рыбинского моторостроительного завода Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 27 марта 1916 года в селе Алтайское Бийского уезда Томской губернии, ныне Алтайского района Алтайского края в семье фельдшера. Русский. В 1923 году с родителями переехал в поселок Песочное, ныне Рыбинского района Ярославской области. Здесь окончил школу-семилетку. Учебу продолжил в Калязинском механическом техникуме (Тверская область), с 1934 года – в институте.

В 1939 году окончил в Рыбинский авиационно-технологический институт. Получил направление на работу на завод имени Сталина в городе Пермь. Работал инженером-технологом, затем старшим технологом участка, начальником участка, ведущим технологом.

В 1944 году был направлен на Рыбинский моторостроительный завод и назначен на должность главного инженера предприятия. Внес большой вклад в восстановление производства на заводе, разрушенного войной, когда большая часть оборудовании и рабочих была эвакуирована в Уфу (Башкирия).

В послевоенные года П.Ф. Дерунов внес большой вклад в освоение на заводе серийного выпуска новых авиационных двигателей конструкции А.Д. Швецова . Еще в конце 1944 года завод освоил серийный выпуск мотора АШ-62ИР, который устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, а чуть позднее - на АН-2. По своим эксплуатационным данным мотор в свое время не уступал лучшим зарубежным образцам. В послевоенный период завод освоил серийный выпуск еще более мощного двигателя АШ-73ТК, который выпускал до 1957 года. Эти двигатели, оснащенные каждый двумя турбокомпрессорами, устанавливались на самолет-бомбардировщик Ту-4, а двигатели АШ-73 без компрессора - на летающую лодку Бериева Бе-6. С 1954 г. наряду с авиационными двигателями предприятие стало выпускать тракторные дизели Д-48.

В 1958 году П.Ф. Дерунов, как инициативный руководитель и высококвалифицированный специалист а, был назначен директором Ярославского моторного завода, а затем заместителем председателя Ярославского совнархоза (1959).

В марте 1960 года был назначен директором завода № 36 - Рыбинского моторостроительного завода. Много сделал для внедрения на предприятии научной организации труда, производства и управления. В 1960-е годы на предприятии был налажен серийный выпуск турбореактивного двигателя конструкции А.М. Люльки АЛ-7Ф-1. Как серийное изделие этот двигатель выпускался заводом почти 14 лет и устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители Су-9, Су- 17, разработанные КБ П. О. Сухого. В КБ завода были разработаны и переданы в серию двигатели РД36-51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36-41 для сверхзвукового дальнего бомбардировщика Т-4 (так называемой «сотки»). По итогам семилетки в 1966 года завод был награжден орденом Ленина.

Большое распространение в это время на заводе получила система НОТ (научная организация труда). За разработку системы количественной оценки НОТПУ, П.Ф. Дерунов был удостоен Государственной премия СССР в области науки и техники в 1969 году. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий.

В начале 1970-х годов предприятие получило большой заказ по выпуску двигателей для гражданской авиации. В 1971 году со сборки сошел первый серийный двигатель П.А. Соловьева Д-30КУ для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М, годом позднее производящийся и по сей день двигатель Д-30КП для транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Дерунову Павлу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В феврале 1973 года был назначен на должность заместителя Министра авиационной промышленности СССР. В декабре 1974 года вернулся в Рыбинск на свой завод, получивший новый статус - производственного объединения моторостроения.

В 1974-1986 годах - генеральный директор Рыбинского производственно-конструкторского объединения (с 1976 года - производственного объединения машиностроения) Минавиапрома СССР.

Наряду с выпуском основной продукции – авиационных двигателей, предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления.

Обладая большим организаторским талантом и разносторонним производственным опытом, глубокими экономическими и техническими знаниями внес крупный вклад в развитие объединения и повышение эффективности его работы. За период работы Павел Федорович прилагает большие усилия для улучшения социального развития города Рыбинска. Руководил предприятием до выхода на пенсию в 1986 году.

Принимал активное участие в партийной и государственной деятельности. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го, 9-го (1971-1980) и 11-го (1985-1990) созывов. Был членом Ярославского областного комитета КПСС и Андроповского горкома КПСС, депутатом Андроповского городского Совета народных депутатов и членом бюро парткома объединения.

Жил в городе Рыбинск. Скончался 30 июня 2001 года. Похоронен на Южном кладбище города Рыбинск.

Награжден 3 орденами Ленина (22.07.1966; 26.04.1971; 28.03.1986), орденами Октябрьской Революции (29.03.1976), Трудового Красного Знамени (10.03.1981), Красной Звезды (16.09.1945), "Знак Почёта" (20.04.1956), медалями. Почетный гражданин города Рыбинск (22.02.1973)

В городе Рыбинск в его честь в 2001 году была переименован площадь Юбилейная, в 2013 году на площади установлен памятник. На доме где жил Дерунов установлена мемориальная доска. Его имя присвоено рыбинской средней общеобразовательной школе № 12.

В 2013 году День города в Рыбинске ознаменовался особым событием, которого все горожане ждали с нетерпением. На аллее Славы был открыт памятник почетному гражданину Рыбинска – Павлу Фёдоровичу Дерунову, напротив площади, носящей его имя. История современного города неразрывно связана с этим человеком, повлиявшим на его облик, сделавшим его комфортным и красивым.

П. Ф. Дерунов родился 27 марта 1916 года в Алтайском крае в селе Алтайское, а уже в 1924 году вместе с родителями переехал в село Песочное, которое принадлежало Рыбинскому уезду Ярославской губернии. И с тех пор жизнь тогда еще маленького мальчишки тесно переплелась с историей этой местности. Дальше была фабрично-заводская школа, потом механический техникум. А в 1934 Павел поступил в Рыбинский авиационный институт, тем самым связав себя и с городом, и с авиастроением. Переездов и перемен в жизни было много, но Дерунов постоянно возвращался в город, судьбу которого ему предстояло изменить.

В памяти рыбинцев Павел Фёдорович Дерунов навсегда останется целеустремленным и ответственным, справедливым и заботливым человеком. Он был своим и настоящим, знал каждый нюанс жизни города, заботился о его процветании и благополучии. Но главным делом его жизни был Рыбинский моторный завод, которым Дерунов руководил в течение тридцати лет. Эти годы были ознаменованы не только расширением производственных площадей и увеличением количества и номенклатуры выпускаемой на заводе продукции, но и расцветом самого города. Заботясь о работниках родного предприятия, директор задумал и смог осуществить грандиозное по своим масштабам жилищное строительство. Благополучие и улучшение жилищных условий трудящихся были одной из приоритетных задач для руководителя предприятия. Город разрастался на глазах, удивляя тихие, почти деревенские улочки все новыми и новыми высотками.

В Дерунове удивительно гармонично сочетались волевые, деловые и человеческие качества. Он умел быть твердым и заботливым, настойчивым и мягким, руководить огромным предприятием и оставаться простым и близким к народу. За эти заслуги Павел Фёдорович был вознагражден всеобщим уважением и искренней любовью.

Средства на строительство и возведение памятника были собраны из добровольных пожертвований благодарных горожан. Скульптор Александр Рукавишников необычайно точно сумел передать характер и внутреннюю мощь Дерунова. А торжественное открытие, приуроченное ко Дню города, стало настоящим праздником для всех рыбинцев.

Фотогалерея

Дерунов шагает на работу…

Па́вел Фёдорович Деруно́в (27 марта 1916, село Алтайское - 30 июня 2001) - директор Рыбинского НПО моторостроения, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1969 г.), депутат Верховного Совета РСФСР VIII (1971 г.), IX (1975 г.) и XI (1985 г.) созывов, член Ярославского обкома КПСС и Рыбинского (Андроповского) горкома КПСС, депутат Рыбинского (Андроповского) городского Совета народных депутатов, почётный гражданин г. Рыбинска (22 февраля 1973 г.), награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почёта. Родился на Алтае в семье фельдшера. В 1923 г. семья переехала в посёлок Песочное. В 1933-34 гг. учился в техникуме в городе Калязин и в 1934-1939 в Рыбинском авиационном институте, после чего работал на Пермском моторном заводе им. Сталина. В 1944 году переведён в Рыбинск на должность главного инженера, перевод был связан с необходимостью восстановления производства на Рыбинском моторостроительном заводе, эвакуированном в 1941 г. в Уфу. В 1958 году назначается на должность директора Ярославского моторного завода, а в 1959 становится заместителем председателя Ярославского совнархоза. Директором Рыбинского моторостроительного завода стал в 1960 году. Всесоюзную известность П. Ф. Дерунову принесла активно продвигаемая им в 60-х годах идея применения НОТ в производстве. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий. Именно за эту идею он в 1971 г. получил Государственную премию. В 1972-1973 работал заместителем Министра авиационной промышленности, но в скором времени вернулся в Рыбинск, и до ухода на пенсию в 1986 г. возглавлял НПО, возникшее в результате слияния завода с конструкторским бюро. Под его руководством рыбинский завод стал одним из ведущих производителей авиационных моторов, развивались и другие направления - производство дизельных моторов, новинкой для СССР стало производство снегоходов «Буран». Производственные успехи поддерживались соответствующими инвестициями, в городе велось активное жилищно-коммунальное строительство, возводились спортивно-зрелищные сооружения. Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. В память о нём одна из центральных площадей города, создаваемая при его участии к юбилею Октябрьской революции в 1977 г. и носившая название Юбилейной переименована в площадь П. Ф. Дерунова, решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва № 130 от 22.09.2005 года. В 2012 году проведён конкурс проектов на создание памятника. Торжественное открытие памятника состоялось 31 августа 2013 года и стало одним из знаковых событий празднования Дня города Рыбинска.