Сдам егэ литературе на 100 баллов. Как сдать ЕГЭ по литературе? Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными

На этой неделе школьники напишут первые экзамены — по литературе и географии. «Газета.Ru» решила помочь 11-классникам и провела опрос среди студентов, сдавших ЕГЭ на 100 баллов и поступивших в ведущие российские вузы на бюджет. Участники опроса поделились рецептом своего успеха и рассказали, можно ли списать на экзамене.

Дмитрий Киселев (100 баллов за ЕГЭ по математике и по физике)

Я ЕГЭ сдавал сам, без репетиторов и какого бы то ни было читерства. ЕГЭ по физике и математике сложными быть не могут, там все задания в стиле «прочитай условие и не ошибись в одной формуле», а вот по русскому языку сдать на 100 баллов не получилось. Потерял пару первичных баллов где-то в районе «логики и связности текста» в части С. Вот здесь уже зависит от проверяющего, то есть если на физике или математике можно получить 100 баллов, руководствуясь одной формулой (опять же прочитать условие и не ошибиться, ну и, конечно, оформить аккуратно), то на русском языке половина успеха части С зависит от проверяющего.

Списать на ЕГЭ? Не знаю, не пробовал. Говорят, что это довольно легко. Не знаю, правда ли это, но, наверное, можно. Одна моя ученица (я тут репетиторствую понемножку) вообще готовиться перестала, говорит, ей больше 60 баллов не надо, а на 60 она спишет чего-нибудь. Да так-то полно способов обмануть теоретически честную систему.

Слышал от знакомых, что папа их подруги, суровый бизнесмен, гроза округа, пришел к директору школы, в которой должна была сдавать экзамен дочь, выложил на стол крупную сумму и сказал: «Она напишет, что знает, а ваши там пусть допишут правильные ответы».

Слава богу, закончилось все относительно хорошо: она написала, что знала, но дописать не смогли. Отцу деньги вернули, последствий он никому не учинил, но факт налицо: кто захочет — спишет.

На английском языке все еще веселее. Знакомые учителя, поставленные надзирателями, рассказывают, что качество микрофонов, на которые надо надиктовывать текст, прямо скажем, не очень. То есть запись может оказаться настолько корявой, что половину слов разобрать будет невозможно. Не знаю, случайность это или нет, но самому сдавать расхотелось, благо для поступления он не понадобился. Я уже не говорю про ситуацию прошлых лет, когда всех поголовно срезали на одной задаче, чтобы понизить количество 100-балльников в стране. Никому потом ничего доказать не удалось, хотя люди божились, что написали задачу идеально.

Дарья Титова (100 баллов за ЕГЭ по литературе)

«За полгода до сдачи экзаменов я внезапно решила, что мне обязательно нужно сдавать литературу. Отчасти потому, что, честно говоря, ее никто больше не сдавал, а мне хотелось выделиться.

А еще потому, что я твердо решила поступить на факультет журналистики, чем очень удивила мою семью врачей.

На этом сумасшедшем желании поначалу я сама зубрила первоисточники и читала критику.

Но настоящая моя подготовка началась в тот момент, когда я нашла репетитора — преподавательницу вуза, которая когда-то занималась непосредственно разработкой тестов по литературе. Она знала саму кухню: как что оценивается, что стоит и не стоит писать в сочинениях. С ней мои абсолютно несистематизированные знания по предмету были абсолютно вымыты от лишней мишуры и переживаний — были четкие планы анализа произведений и финального ответа. Ничего лишнего.

Не обошлось без удачи: в моем билете все произведения я хорошо знала.

Списывать я даже не пыталась: не хватало времени еще и об этом думать, плюс это был первый экзамен, и я была напугана строгой обстановкой.

Вспоминая весь этот процесс сейчас, думаю, что сдать все предметы на 100 баллов невозможно. Этот экзамен проверяет не знания, ну, или не только знания. К такой системе нужен механический подход. Стоит хоть немного определиться с дальнейшей учебой, выбрать экзамены, которые будешь сдавать, и сфокусироваться на них. Пять-шесть 100-бальных ЕГЭ не дают никаких гарантий дальнейшей счастливой жизни».

Алексей Кубарев (100 баллов за ЕГЭ по математике)

«Я сдал ЕГЭ на 100 баллов просто благодаря способностям (оба родителя окончили мехмат МГУ, с математикой проблем не было даже в одной из лучших физико-математических школ Москвы). К ЕГЭ готовился только в школе на проверочных экзаменах, а еще мне помогал учитель, который иногда давал на дом задачи из бывшей части С. Никаких репетиторов у меня не было — просто пришел и написал. О сложности не волновался, волновался только о маленьком количестве времени (к тому же я медленно пишу), так что на экзамене старался быстро оценивать, каким путем задачи решаются, и писать решения сразу в чистовик.

На черновике практически ничего не писал, разве что некоторые вычисления.

Естественно, каким бы способным ты ни был, нельзя гарантировать написание ЕГЭ на 100 баллов, но 90+ гарантировать можно. Лично я, когда шел на ЕГЭ, надеялся, что мне повезет с двумя задачами из части С, в остальном был уверен.

Сегодняшним 11-классникам могу посоветовать поменьше волноваться на самом экзамене и до него. Лично я много выступал на сцене, поэтому от волнения отвык. Также ни в коем случае нельзя готовиться всю ночь напролет, особенно перед экзаменом. Хотя бы за пару-тройку дней до него надо начать ложиться вовремя: на экзамене совершенно необходимо быть выспавшимся.

По поводу списывания: я с этим не сталкивался, но от знакомых из других школ слышал, что в принципе списать реально.

Например, говорят, что народ проносил шпаргалки, прикалывая их булавками к одежде: булавки слишком маленькие, чтобы металлоискатель их почувствовал.

Но это, конечно, совсем не для тех, кто нацелен на 100 баллов: им просто некогда откуда-то там списывать, только успевай задачи решать.

Написать все ЕГЭ на 100 баллов вполне реально, хотя и сложно. Во-первых, конечно, без везения ничего не выйдет, а везение на трех экзаменах — это не то же самое, что на одном. Во-вторых, нельзя забывать о человеческом факторе. Вот сидит проверяющий, твоя работа у него сотая, он уже уставший, а у тебя, скажем, плохой почерк. Естественно, у него складывается негативное впечатление, и вероятность получить сотню сильно падает. В математике это не так страшно, а, скажем, в русском легко можно схлопотать снижение балла в сочинении на каком-нибудь пункте вроде «выразительность речи». И иди потом докажи, что у тебя за этот пункт должен быть максимальный балл!

В общем, советую поменьше волноваться, выспаться перед экзаменом, а также не рвать на себе волосы уже после написания за обнаруженные ошибки или несделанные задания.

Себе нервы (и прическу) испортите, а балл не поднимите».

Екатерина Карцева (100 баллов за ЕГЭ по истории)

«К ЕГЭ подготовилась за год, до этого историей вообще не занималась, только дату Куликовской битвы знала. Но помогло то, что в школе ко мне хорошо относились, и в 11-м классе я, можно сказать, школу не посещала. Вместо этого с одиннадцати до восьми вечера я несколько дней в неделю зависала у репетитора, который, видя мое рвение, денег с меня брал на удивление мало. Социальные контакты, конечно, пострадали за год, потому что из дома не выходила.

Хорошо подготовиться к ЕГЭ за короткий срок реально, просто нужно чем-то жертвовать (временем, тусовками, другими предметами). Ну и система важна.

Готовилась так: каждый день начинала с конспектирования мгимошного учебника, потом учила конспект. Дальше решала +10 тестов, пролистывала паблики в ВК, разбирала все ошибки и выписывала их в отдельные тетради, которые перечитывала перед сном. Вечером просила маму проверять даты (в обе стороны), где-то штук по 25. Ближе к экзамену уже отказывалась от учебников, а больше переписывала и перечитывала сборник заданий части С (за год собрала большой вордовский файл). В общем, на все это дело обычно и уходил почти весь день.

На мой взгляд, получить 100 баллов по нескольким предметам можно, если ты в школе выполнил образовательный стандарт, а в 11-м классе натаскался на тесты плюс тебе повезло на экзамене. Но для этого все учителя должны быть сильными предметниками, а школьник должен обладать устойчивой мотивацией на протяжении всей старшей школы. В общем, на практике почти нереализуемо, я думаю. Сама пожертвовала математикой ради предметов, которые нужны были для поступления (49 баллов вроде было). А вот по русскому 100 баллов всегда можно получить, предмет легкий.

Списать на экзаменах можно было, люди телефоны доставали, у меня шпаргалки были с собой».

Анна Ландау (100 баллов за ЕГЭ по русскому языку)

Я занималась два года с репетитором, но и на ЕГЭ довольно-таки повезло. Мне попался хороший текст с ясной проблемой, и было достаточно легко подобрать аргументы. Я считаю, что ЕГЭ по русскому на 100 баллов сдать вполне реально, нужно лишь вызубрить определенный набор правил, нарешать заданий, подобрать достаточное количество аргументов для разных тем и написать несколько десятков сочинений — так сказать, набить руку.

Списать, как по мне, было невозможно, потому что был жесткий надзор и контроль на входе.

С моей точки зрения, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужна скорее удача, нежели знания. При мне бывали и случаи, когда человек, писавший пробники на 60 баллов, на самом экзамене набирал 90+ и наоборот. Так что результат, скорее, зависит от везения и от того, какой вариант попадется.

Наталья Кирашева (100 баллов за ЕГЭ по географии и по русскому языку)

«Так вышло, что два ЕГЭ — по русскому языку и географии — я сдала на 100 баллов. Честно говоря, не ожидала. Как и все, стремилась к высоким результатам, но цифра 100 никогда не была заветной. С репетиторами я не занималась: школьных занятий и самостоятельной подготовки вполне хватало. Еще и время оставалось — на танцы, друзей и походы. Я считаю, что высокие результаты — это заслуга учителей. Они у меня были замечательные: не пугали «этим ЕГЭ, от которого зависит вся жизнь», а спокойно, урок за уроком, вкладывали в наши головы знания.

Было ли сложно? Сильного волнения, если честно, не помню. По поводу возможности списать: самые хитрые, пожалуй, всегда найдут таковую, но по мне проще подготовиться и быть уверенным в своих знаниях, чем волноваться и бояться, что тебя «засекут».

Хотя шпаргалки у меня были почти на всех экзаменах — не для списывания, а исключительно для уверенности.

Я думаю, что сдать ЕГЭ и по русскому, и по математике на 100 баллов возможно, наверняка есть такие ребята. Хотя я таких, кажется, не встречала».

Ольга Зинченко (100 баллов за ЕГЭ по обществознанию и по русскому языку)

«Я получила 100 баллов за обществознание и русский язык. Занималась с репетиторами (не помню точно, но, по-моему, с каждым раз в неделю), по обществознанию и истории еще дополнительно ходила на групповые курсы (в Сибирском федеральном университете и подготовительные курсы ВШЭ). В гимназии у нас были очень сильные преподаватели, поэтому, по сути, подготовка была многосторонней, если можно так выразиться. Дополнительно занималась историей, но в последний момент не стала ее сдавать (потому что стала призером Всеросса по английскому, что было достаточно для вузов, куда я хотела), хотя, по мнению педагога, я могла бы сдать на 100 баллов (это, конечно, уже из категории сослагательного наклонения, но все же).

Что касается рецепта успеха, то могу сказать, что взяла этот рубеж только за счет тяжелого труда. В неделю выполняла по три-четыре теста (по каждому предмету, включая часть С), по истории еще слушала аудиокниги (по дороге на курсы / к репетиторам). Без репетиторов было бы сложно, так как ЕГЭ — это все-таки определенный формат, ты можешь быть потрясающе грамотным, но если не написал сочинение по определенному шаблону, то баллы будут снижены.

На ЕГЭ принципиально не списывала, но знаю, что многие сидели с телефонами.

Некоторые фотографировали задания и высылали, а им потом репетиторы / старшие друзья или еще кто-то присылали ответы. Сейчас, наверное, такая система не пройдет, слышала, что ставят глушилки, хотя и нас ими пугали».

Чтобы успешно сдать экзамен по литературе, надо прочитать огромное количество книг, выучить стихотворений. А главное – качественно писать сочинения! Как справиться со всеми этими трудностями, узнали у уже поступивших ребят.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Анастасия Мишина, первокурсница СПбГУ, факультета отечественной филологии, 91 балл

Тем, кому только предстоит пройти испытание ЕГЭ, мне хотелось бы пожелать не волноваться и серьезно подходить к подготовке. За год систематических занятий можно выйти на высокий уровень, поэтому ни в коем случае не нужно переживать, мечты всегда сбываются!

Мне кажется, моя история скорее исключение, чем правило. К экзамену действительно серьезно готовиться я начала лишь за два месяца, потому что до этого я писала всероссийские олимпиады, на которые и рассчитывала. На тот момент я не знала, куда поступать. Но знала, что олимпиада дарит широкой выбор направлений. Я была уверена, что занять призовое место для меня не составит труда, и уже потом я решу, какую специальность выбрать. Но в апреле я разочаровалась – не хватило двух баллов до призерства. Тогда я поняла, что необходимо срочно начинать готовиться к ЕГЭ, ведь осталось только два месяца!

К счастью, я всегда интересовалась литературой, у меня изначально была хорошая база по этому предмету, к тому же я занималась журналистикой, работала корреспондентом в пресс-центре, поэтому мой выбор пал либо на факультет журналистики, либо на филологический факультет.

Я начала усиленно готовиться, ходить к репетиторам-экспертам ЕГЭ и решать банк заданий ФИПИ. Я заучивала цитаты, писала сочинения, много читала и морально настраивалась на успешную сдачу экзаменов.

Результаты меня поразил! Я, честно, плакала от счастья, когда увидела цифру: «91», потому что до конца не была уверена, что смогла за короткий срок подготовиться и сдать на такие высокие баллы.

МОЛИТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ

Анастасия Заховаева, первокурсница СПбГУ, филологического факультета, кафедра отечественной филологии, 100 баллов

К ЕГЭ по литературе я начала готовиться с одиннадцатого класса. Однако экспресс-подготовка началась за три месяца до экзамена. В среднем на занятия литературой, включая школьные уроки, факультативы и самообразование, тратилось по 14 часов в неделю.

Конечно, было страшно, особенно потому, что ЕГЭ по литературе был 25 мая, то есть первым из всех. За день до этого не стоит успокаивать себя тем, что ты трудился весь учебный год, надо продолжать добросовестно повторять материал и просить всех пожелать тебе удачи. Да, удача при сдаче ЕГЭ очень важна! Молиться на вариант, который попадется, никогда не помешает.

Потом главное сосредоточиться, не обращать внимания на скрипящие парты и стулья, на пристальный взгляд наблюдателя, сверлящего твою спину, и просто выложиться на все 100%. Не стоит пугать себя во время экзамена мыслью о том, что решается твоя судьба. Это действительно так, но психологическому состоянию пользы она не принесет. Лучше думать об этом во время учебного года, когда есть еще время, силы и определенный задор.

Поверьте, перед ЕГЭ вы будете настолько уставшими от постоянных требований преподавателей, родителей, от собственных требований к самому себе, что единственным желанием перед экзаменом будет сдать его поскорее, чтобы выйти из пункта сдачи и вдохнуть майский воздух грудью свободного человека.

Тем не менее, необходимо заставить себя забыть об этом желании непосредственно перед ЕГЭ. Пока у вас есть еще год для подготовки, пишите много сочинений, читайте учебники, но давайте себе иногда время на простой отдых.

В следующий раз вы узнаете, как сдать ЕГЭ на 90+.

Фото из инстаграм @kkaterina_che

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

Полтора года назад я решила, что буду сдавать ЕГЭ по литературе. Полгода назад я окончательно поняла, что создание, разбор и анализ текстов – это то, что мне действительно интересно, а самое главное – у меня это неплохо получается. Весь этот год я не сидела за пособиями, не ходила к репетиторам, не вникала в тонкости историко-литературного процесса. Я просто читала книги, писала статьи, заметки, участвовала в различных литературных и журналистских конкурсах и олимпиадах. Одним словом, я занималась тем, что было мне интересно и давало возможность на бумаге выразить свое понимание мира и всего, что в нем происходит. Да, я решала тесты, перечитывала произведения из кодификатора, писала сочинения, но делала я все это не системно, а по наитию.

Все изменилось в тот момент, когда я стала победителем олимпиады по литературе из перечня тех, что учитываются при поступлении.. Льготы, подтвержденные баллами ЕГЭ 74+, давали бы мне реальный шанс поступить на бюджет вуза мечты. Я с самого начала знала, что ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Самый субъективный. Самый скупой на баллы. Я купила толстое пособие для подготовки к ЕГЭ и сначала боялась его даже открыть, потому что все мои знакомые, тоже сдающие литературу, уже вовсю занимались с репетиторами и посещали различные курсы. А я просто всегда знала, что разбираюсь в предмете и все медлила с интенсивной подготовкой. Приступить к ней мне помогла мотивация. Когда ты ставишь перед собой четкие цели, путь к ним становится очевиден. И у меня он был один – заниматься литературой каждый день в течении 4 месяцев. Никакие репетиторы к ЕГЭ меня не готовили.

Я начала решать тесты по 15-20 вариантов каждый день. Очень скоро я поняла, что половина купленного мной толстенного справочника мне не понадобится. Эта половина касалась теоретико-литературных понятий и историко-литературного процесса. Оказалось, что подготовка к олимпиадам, участие в конкурсах сделали меня подкованной в этих вопросах. Это послужило отличным толчком к моей дальнейшей кипучей деятельности. Я основательно взялась за сочинения. Изучила критерии оценивания и взяла за правило писать по три каждый день, продолжая прорешивать десятки тестов. Пару раз в неделю я относила свои работы моей учительнице по литературе, мы их разбирали, анализировали ошибки. Главной проблемой за месяц до экзамена для меня оставалась лирика. Почему-то я всегда думала, что поэзию я не понимаю и понять не способна. Для анализа на олимпиадах я всегда выбирала прозаические произведения. Но стоило только заставить себя сесть за сборник стихов первого поэта в кодификаторе, я поняла, что не всё так плохо. Мое понимание стихотворений в большинстве случаев совпадало с их анализами в пособиях. Постепенно к 25 мая я повторила творчество всех поэтов, чьи произведения могут встретиться на экзамене.

Я понимала, что объективно готова к любой теме. Меня не пугало то, что попадется какой-то незнакомый мне автор или стихотворение. Я была настроена анализировать любой текст. При этом я вовсе не была уверена в том, что получу высокие баллы. Пределом мечтаний все еще были заветные 74 балла. Весь год я заходила в группы в ВКонтакте для подготовки к ЕГЭ по литературе, видела сочинения других ребят, их амбиции и уверенность в получении высоких баллов. Себя на фоне этого всего я чувствовала посредственностью, крепким середняком и в глубине души надеялась на свои 74 балла.

Первое, что я сказала, выйдя с экзамена по литературе: «Ничего хуже в своей жизни я не писала». Так получилось, что последнее сочинение, самое «дорогостоящее» в плане баллов, я писала сразу на чистовик. У меня не хватало времени, и другого выхода не было. За него я мечтала получить в лучшем случае 10/14 баллов.

Я была абсолютно спокойна в течение девяти дней. На десятый, 3 июня, меня начало трясти, я постоянно обновляла страницу, где должен был появиться мой результат, но его там не было. Ночью один кошмар, где я получаю 69 баллов, сменял другой, где я получаю 58. 4 мая на ЕГЭ по математике я пошла не выспавшаяся, издерганная и нервная. Перед тем, как пройти в ППЭ, я еще раз обновила страницу результатов, но баллы по литературе там так и не появились. Надо ли говорить, что 4 часа на математике моя голова была занята вовсе не синусами и косинусами. После экзамена я отправилась домой, тут-то и раздался звонок... «У тебя 100 баллов по литературе», – я услышала и не поверила, потому что так не бывает. Просто не могло быть, что я одна из 200 человек, кто написал на отлично самый субъективный и скупой на баллы экзамен, но это было так.

Я обновила страницу результатов. В графе тестовый балл – трехзначное число. Я обновляла эту страницу регулярно в течении суток. И сегодня обновлю перед сном, потому что мне до сих пор сложно привыкнуть к этой мысли. Все знакомые говорят мне, что я заслужила этот результат, радуются за меня. Я тоже радуюсь, конечно, но точно знаю, что могла получить и 70, и 60, и 80 баллов. Могла получить любой балл. И мне ужасно грустно и обидно читать истории тех, кто готовился год, два, три, а получил не 100 баллов. Есть много тех, кто, по-моему мнению, достоин этого больше меня.

С одной стороны, ЕГЭ – это лотерея, с другой – везет тому, кто везет. Можно долго и много говорить о том, что ЕГЭ – это не показатель знаний. Но самый главный совет, который я бы дала тем, кто планирует сдавать литературу в будущем -– это готовиться, готовиться и еще раз готовиться. Не ради высоких баллов, не ради оправдания чьих-то надежд, а ради своей мечты. Наслаждаться тем, что ты делаешь, получать кайф, создавая оригинальный текст и вкладывать душу в каждое написанное слово.

Весь выпускник школы хочет получить наибольшее число баллов по ЕГЭ . Правда вдалеке не все знают, что необходимо в таком случае делать, да и вообще, дозволено ли получить 100 балов по ЕГЭ по литературе? Если да, каков он, многофункциональный рецепт для того, дабы удачно сдать ЕГЭ ?

Вам понадобится

  • Желание сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов.

Инструкция

1. На самом деле, только придерживаясь этого метода, есть ручательство сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Метод, на самом деле, дюже примитивен – примитивно подлинно прочитать всю литературу, нужную для сдачи. Для этого, безусловно, потребуется крупное число времени и сил, впрочем, в таком случае вы можете небезосновательно рассчитывать на огромное число баллов.

2. Сегодня в продаже возникли особые пособия, которые обещают, что даже без каких-нибудь умений вы сдадите ЕГЭ на самый максимальный бал. На самом деле, вы, безусловно, можете приобрести их все и ознакомиться с «магическими формулами», но на деле настоящий триумф это вряд ли принесет.

3. Существует суждение, что подлинно заинтересованный учитель сумеет обучить своего ученика каждому нужному для сдачи ЕГЭ . Доля правды в этом есть, а следственно, есть толк записаться к дорогостоящему репетитору. Впрочем не торопитесь платить деньги вперед. Договоритесь о определенном итоге ЕГЭ и передавайте деньги лишь в случае удачной сдачи.

4. Есть уйма школьных примет и обрядов, исполняя которые, вы якобы сумеете успешно сдать ЕГЭ . На практике, ничего всеобщего с действительностью у этих мистификаций нет, но вот больше уверенными в себе с их поддержкой, вы подлинно будете.

Удачное написание ЕГЭ по литературе представляет собой приобретение как дозволено больше высокой оценки за положительное выполнение заданий. Залогом триумфа при сдаче экзамена станет усиленная и долгая подготовка.

Инструкция

1. Читайте художественную литературу. Чем огромнее прочтете, тем отменнее. Речь идет не только о требуемом школьной программой минимуме художественных произведений. Не ограничивайтесь школьной программой – читайте увлекательные вам книги, выходящие за ее рамки. Познания никогда не бывают лишними – чтение любимых авторов расширит кругозор и не станет лишним для возрастания всеобщего умственного яруса. Читая школьную программу в ускоренном темпе, начинайте с больше трудных произведений. Короткие рассказы и альманахи стихотворений читаются гораздо легче, чем психологическая драма либо роман о войне.

2. Конспектируйте объемные произведения. Короткое оглавление, написанное собственноручно, облегчит вам повторение пройденного материала непринужденно перед экзаменом. Прочитав его, вы освежите в памяти основные моменты произведения. Не перегружайте конспект непотребными подробностями, излишними изложениями природы и малозначительными диалогами. Впрочем подробнее опишите нравы героев и жизненные перипетии, ставшие центральным сюжетом произведения. Конспектируйте материал блоками – скажем, систематизируйте произведения по стилю. Перед ЕГЭ по литературе просмотрите конспект, акцентируя на них внимание – так писать результаты на вопросы будет значительно легче.

3. Интересуйтесь смежными науками – историей, философией, культурологией, обществознанием. Это даст вам вероятность развивать гуманитарное мышление и вольно ориентироваться в исторических романах, философских задачах произведений и нормах права и морали.Написание ЕГЭ по литературе полагает знание изъяснить свои мысли не только в пределах этого предмета, но и опираясь на уроки истории, представления правовой культуры и тезисы философии.

4. Подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе полагает также выполнение пробных тестов. Вы сумеете ознакомиться с приблизительным перечнем вопросов и продумать заблаговременно допустимые варианты результатов. На полновесном экзамене вы будете ощущать себя удобнее, вольно ориентироваться в заданиях. Экзаменационная работа разбита на три части. Первая часть полагает выполнение 20 заданий, толк их состоит в выборе одного правильного результата из четырех допустимых вариантов. Результаты на 2-й блок вопросов полагают высказывание собственного суждения в формате коротких результатов на поставленные вопросы. Третья часть представляет собой сочинение – развернутый результат на поставленный в том либо другом произведении вопрос.

Видео по теме

Обратите внимание!
Помните, что оценки – это вдалеке не основное, а следственно, даже если вы сдали ЕГЭ не потому что хотели – не расстраивайтесь.

Полезный совет
1. В написании шпаргалок нет ничего плохого, чай даже если вы ими не воспользуетесь, запомните часть написанного наверно.2. Не сомневайтесь в своих познаниях и указывайте тот вариант, тот, что пришел вам в голову первым.