Раскрыть смысл высказывания лингвиста Реформатского: “Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис (ЕГЭ по русскому). Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Коммуникативная функция языка состоит в передаче людьми друг другу в процессе общения своих мыслей, воле­изъявлений, чувств. Давайте задумаемся, что в действи­тельности обеспечивает выполнение этой функции? Мини­мальная единица текста, содержащая законченную мысль, называется предложением. Его изучает синтаксис. Это зна­чит, что общение невозможно без этой единицы синтаксиса.

Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина.

Односоставные безличные предложения могут выражать различные чувства, состояния, испытываемые участниками общения, как, например, снисхождение и прощение (предл. 61), которое познает рассказчик. А определенно-личные предложения не только помогают избежать словесного по­вторения, например, местоимения «мы» или словосочетания «мы с тобой» (предл. 49, 50), но и создают интонацию дове­рительности, концентрируют внимание читателя или слу­шателя на действии, переданном глаголом.

Именно это свойство синтаксиса подметйл известный лингвист А.А. Реформатский, считавший, что «в языке... главную роль - функцию общения» выполняет синтаксис.

Вариант 2

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис», - считал из­вестный лингвист А.А. Реформатский.

В самом деле, такая синтаксическая структура, как предложение, главной чертой которого является его способ­ность формировать и выражать мысль, служит средством общения людей, позволяет различать смысловые оттенки.

Например, в бессоюзном сложном предложении 2 пояс­нительные отношения между его частями помогают читате­лю понять, каким именно было главное развлечение школь­ников во время уборки урожая картошки. Конечно, получить удар тяжелым шариком, слепленным из глины, неприятно, и понять, почему выступили слезы на глазах рассказчика, легко: противительные отношения между про­стыми предложениями в составе сложносочиненного пред­ложения 6 дают представления об этом: мальчику просто стало очень обидно.

Таким образом, синтаксис, помогая передать информа­цию полно, связно, понятно, выполняет функцию, указан­ную лингвистом Реформатским.

Вариант 3

Человеческий язык обладает рядом функций, основная из которых - функция общения.

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис», - утверждал известный лингвист А.А. Реформатский.

В самом деле, с помощью такой синтаксической структу­ры, как предложение, мы можем формулировать и выражать мысли, общаться с окружающими людьми.

Докажем это примерами из текста В. Солоухина.

Так, разные виды предложений играют разные роли в передаче информации. Например, употребление односостав­ных безличных предложений в составе сложного предложе­ния 47 позволяет представить состояние рассказчика, кото­рому уже не хочется мстить своему другу.

Что же повлияло на его решение простить обиду? Вторая часть бессоюзного сложного предложения 60 помогает по­нять эту причину, позволяет «услышать» рассуждения мальчика.

Приведенные аргументы доказывают абсолютную право­ту утверждения А.А. Реформатского.

Текст для работы

(1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик - кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убе­гает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, под­крался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз непо­вадно было.

(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда все забудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подо­шел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

- (17)Да уж... (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.

- (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теп­линку.

(22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно де­ло - нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело - весь этот раз­говор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом­нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди ме­ня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

- (32)Смотри, смотри! - закричал Витька, показывая на круглую норку. - (ЗЗ)Шмель оттуда вылетел, я сам ви­дел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.

(36) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!»

(37) На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.

- (39)Айда за солью! - предложил Витька. - (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(42) А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский за­мысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищу­чу в лесу!»

(43) Мы принесли соль и два куриных яйца.

- (44)Теперь давай ямку копать.

(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засы­пали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем до­мой, и тут я буду должен... (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой...

- (48)Бежим на речку, - говорю я Витьке. - (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.

(51)Ну вот, мы и попили, и увдылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто - ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.

(61)Ладно! (62)Если он еще раз стукнет меня между ло­паток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь - ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

(По В. Солоухину)

Сочинения к варианту 15

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: "Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис". Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вспомним, что такое синтаксис .

Синтаксис вместе с морфологией составляет грамматику русского языка.

Синтаксис (гр. syntaxis – составление) – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, различные типы синтаксических единиц, их строение, функции и условия употребления. Получается, что синтаксис изучает строй связной речи .

Синтаксическими единицами являются предложение и словосочетание. Их роль и назначение в речи неодинаковы. Минимальной единицей общения является предложение. Предложение – основная синтаксическая единица. Оно служит главным средством выражения и сообщения мысли в процессе общения между людьми. Словосочетание представляет собой вспомогательную единицу, используемую для построения предложения.

Следовательно, синтаксис изучает предложение – его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание – минимальное грамматически связанное объединение слов. (©www.tutoronline.ru)

Пишем сочинение вместе!

Известный лингвист А.А. Реформатский писал: "Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис". (Следующее предложение к омментирует это высказывание с опорой на теоретические сведения о синтаксисе - см. выше.) Как известно, синтаксис изучает словосочетание и предложение, которое является минимальной единицей общения. Именно синтаксические единицы, построенные по определенным законам, служат средством выражения мысли в общении между людьми. Чтобы подтвердить справедливость этой мысли, обратимся к предложенному тексту.

Рассказ Л. Пантелеева представляет собою диалогическое единство, то есть последовательность взаимосвязанных реплик. Это его главная синтаксическая особенность. Именно в ходе диалога рассказчик получает ответ на свои многочисленные вопросы о том, почему мальчик-часовой не может покинуть свой пост: " ... цитируйте предложение 22 ..."

Помимо коротких предложений, характерных для диалога, в тексте есть и более сложные синтаксические конструкции. (Приведите в качестве примера сложное предложение, укажите виды синтаксической связи в нем. Скажите, почему в данном случае автор использовал именно сложное предложение. Далее зеленым шрифтом я привожу свой пример, но вы при написании сочинения должны заменить его другим.) В сложном предложении " Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра - все равно" используются разные виды связи между частями: сочинительная и подчинительная. Придаточные условия и уступки помогают автору выразить свое отношение к мальчику с сильной волей и крепким словом.

(Вы можете привести в пример предложения 1, 23, 30 или 55)

(Пишем вывод) Итак, А.А. Реформатский прав: именно синтаксис, который отвечает за построение предложения и целого текста, помогает осуществлять коммуникативную функцию языка.

Задание 15.2

Пишем сочинение вместе!

В финале своего рассказа "Честное слово" Л.Пантелеев пишет: "Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей". В этом предложении рассказчик выражает свое восхищение поступком ребенка. Оставшись в одиночестве, страшась надвигающейся ночи, мальчик тем не менее... (продолжайте)

Нарушить слово мальчик не мог, хотя обстоятельства переменились: о нем и данном ему поручении забыли. Но для него игра в войну - серьезно занятие: "Я - часовой", "Я честное слово сказал". А это крепкое слово!

Оставаясь верным данному обещанию, мальчик проявил удивительную для ребенка силу воли. (Приведите примеры из текста. Обратите внимание на предложения 5-6, 27-29).

(Завершить сочинение нужно так, чтобы не повторять словосочетания "сильная воля" и "крепкое слово", которые мы уже не раз употребили в сочинении).

Итак, автору удалось убедить читателей в том, что его маленького героя ничто не заставит быть трусом. Со своим высоким представлением о чести и долге он вырастет настоящим... (см. предложение 47) , настоящим... (см. предложение 55)

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Когда вы будете писать сочинение, имейте в виду, что поведение мальчика в экстренней ситуации - это результат его работы над собой, результат самовоспитания.

В качестве примеров из жизненного опыта могут послужить тексты о Суворове и о Демосфене. Ведь эти люди тоже с самого детства воспитывали в себе волю и целеустремленность.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

А. А. Реформатского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Текст из варианта № 1108. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 год

(1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему.

(3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку...

(4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар.

(9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

(11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она

жаловалась? (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя?

(16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.

(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

– (25)Сыграйте, дяденька, ещё.

– (26)Что тебе, мальчик, сыграть?

– (27)Что хотите, дяденька.

(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.

(30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее.

(33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.

– (34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. – (35)Вася думал вслух, не переставая играть. – (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на

границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всё равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Скрипки не слышно.

(50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть.

– (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:

– (55)За что?

– (56)Я не знаю, за что...

(57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла. (61)Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось.

(По В. Астафьеву) *

* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.

Работаем с черновиком, используя схему:

План работы
I. Вступление II. Основная часть. III. Заключение Главные понятие в высказывании: язык, функция общения, синтаксис. Вспоминаем: Важнейшим средством человеческого общения является язык. Он выступает орудием общения, осуществляя коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Осуществить общение можно при помощи слов, которые строятся в словосочетания, предложения, предложения при письменном общении объединяются в текст. Словосочетание, предложения и текст – объекты изучения синтаксиса. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания. II. Аргументы. 1. Перед нами самая крупная единица синтаксиса –текст. Это текст, потому что все предложения в нём объединены по смыслу и грамматически. Тема текста – воздействие музыки на человека. Ей подчинён синтаксис. 2. Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 34-42, это монолог Васи, 52-56). 3. Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи. Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине. III. Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка.

Сочинение

В высказывании А. А. Реформатского указывается на основную функцию языка. Язык служит средством общения между людьми. С помощью языка мы передаём друг другу свои мысли, чувства, переживания. Позволяет выполнить эту главную функцию синтаксис, то есть раздел языка, изучающий словосочетание, предложение и текст.

Мне кажется, в справедливости утверждения

А. А. Реформатского легко убедиться, анализируя любой текст, в том числе и текст В. П. Астафьева.

Перед нами действительно текст, так как все предложения в нём связаны по смыслу и грамматически. Всё в этом рассказе подчинено теме огромного воздействия музыки на человека.

Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 52-56).

Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи (предложения 34-42). Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине.

Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка.

Сочинение № 2

C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания авторов книги «Знаки препинания» Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко: «Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Гранник,

С. М. Бондаренко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст из варианта № 1110. Государственная (итоговая) аттестация

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Роль синтаксиса в общении В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Возникновение синтаксиса вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.



Черёмуховый дед (1)Лето. (2)Солнце разливает мед по сотам дворов, раскрашивает яркой зеленкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: На воротах Пашка и Митька! (5)Футболисты! (6)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: Домой! не разобьет последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч. (7)Как и в моем детстве. (8) Помню, мальчишкой идешь по бульварам, утопленным в аромате черемухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листоверток. (9)Возьмешь такой в руки, и, если не уснула в нем в предвкушении крыльев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь ее хрупкий кокон - и подарит, встревоженная, давно забытую историю... (11)Был у нас во дворе дед. (12)Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черемухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера. (13)Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (16)Детству не интересна старость. (17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летнего двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишками соседнего района.(19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля. (20) Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька грудью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь команды и славу лучших голкиперов школы, нам и не приходилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и властители турнирного календаря! (23) Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошел их, опираясь на палочку, и ушел со двора. (25)Согнали старика, - нахмурился мой отец. (26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлеченные игрой, и ему пришлось обратить на себя внимание негромким окликом: (28) - Орлы! (29) А ну подь-ка сюда!


(30)Дед принес нам мяч. (31)Настоящий, из черно-белых шестиугольников, тугой - не чета нашему затертому серому сдутышу! (32) Чего рты раззявили? (33)А ну на поле - марш! (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал настоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул. (35)Мы капитулировали. (36)Мальчишескую спесь, напускное презрение к футбольным советам отцов, наши позиции в мальчишеском рейтинге игроков - все отрезал и оставил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали равнение на сухонькую фигурку в тени черемухи. (38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьей. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников и прорываться к их воротам.(40) У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещенный прием, или осмеливался схитрить, или позволить себе играть в полноги. (42)Дед не выкрикивал имен, но каждый, замирая, думал: Не мне ли свистят?, и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и каждый старался не подвести старика. (43)За какие-то три месяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой дружной командой района. (44)А потом дед пропал. (45)Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу… (46)Вечером пятницы я пришел домой, толкнул открытую дверь - родители, видимо, только что сами вернулись с работы - неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: Как же Коле объяснить, что деда больше нет?». (47)- Мама!? (48)Она обернулась, ахнула: (49) - Колечка, мы хотели сказать… (50)…Во всем нашем пацанячьем детстве не было слез горше… (51)Наша дворовая команда продержалась до самого выпускного. (52)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведения. (53)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (54)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черемуховому деду усомниться в том, что его уроки честности - перед командой, противником и, в первую очередь, перед самим собой - прошли не зря. (По Павловой О.)




Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка: Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Единицы Уровни Предложение Синтаксический Части речи (словоформы)Морфологический Лексемы (слова)Лексический Морфемы (части слова)Морфемный Фонемы (звуки)Фонемный


Основные синтаксические единицы Словоформа это минимальная единица синтаксиса, слово в определенной грамматической форме. Словосочетание объединение двух или нескольких словоформ. Это назывная, номинативная единица. Предложение грамматически организованное объединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Сверхфразовое единство объединение нескольких предложений, призванных раскрыть одну микротему (например, строфа стихотворения). Текст композиционно завершенное произведение.


Синтаксические связи между синтаксическими единицами Подчинительная Сочинительная Предикативная (между главными членами предложения) Полупредикативная (связь, которая обнаруживается при обособлении второстепенных членов предложения) Присоединение (к основному высказыванию присоединяется вторичное высказывание)




Предложение как коммуникативная единица синтаксиса. В коммуникативном аспекте предложение рассматривается прежде всего как носитель актуальной для говорящего информации, ради сообщения которой он и высказывается. В коммуникативном плане предложение двучленно: в нем выделяются два компонента - тема, то есть исходный пункт высказывания, содержащий уже известную слушателю информацию, и рема, то есть сообщение о теме, та новая информация, ради сообщения которой и предпринимается высказывание. Рема есть ответ на действительный или подразумеваемый вопрос о теме предложения.




Невопросительные высказывания Повествовательные (информирующие) Повествовательные высказывания содержат глагольные формы изъявительного или сослагательного наклонения. Фильм уже закончился. Я хотел бы посмотреть этот спектакль. Побудительные (побуждающие к действию) Побудительные высказывания содержат формы повелительного наклонения или инфинитив в императивном значении. Приходи поскорее! Стоять! Ни с места!


Классификация функционально-смысловых типов вопросительных высказываний. Вопрос направлен на поиск информации – общей или частной Что у вас нового? Как ты сдал экзамен? Вопросительные высказывания направлены на сообщение информации. Кто в силах удержать меня? Это ли не свидетельство его ума?






Экспрессивные возможности структуры предложения При оценке экспрессивности и художественного своеобразия текста можно сопоставить предложения из текста с абстрактной моделью идеального предложения: в ней предложение является двусоставным, полным, распространенным /очень незначительно/, неосложненным, с прямым порядком слов и типичными способами выражения членов. Чем больше отличается предмет анализа от модели, тем он интереснее в стилистическом отношении.


Исследуем текст Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов Выделяет отдельные слова, подчеркивает единство перечисляемого Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Градация Расположение однородных членов по возрастающей или убывающей значимости Последовательно усиливает или ослабляет названные предметы, явления, действия Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Инверсия Нарушение прямого порядка слов Привлекает внимание к самым важным в смысловом отношении словам Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Композици- онный стык Повторение в начале нового предложения слов, заключающих предыдущее Выделяет слова, значимые в смысловом и эмоциональном плане



Известный лингвист А. А. Реформатский утверждал, что в языке синтаксис выполняет функцию общения. В самом деле, сообщение позволяет передать такая синтаксическая структура, как предложение, главной чертой которого является его способность формировать и выражать мысль. Например, в предложении 38 составные именные сказуемые помогли читателю понять, кем стал дед для рассказчика и его друзей-футболистов, почему он покорил сердца мальчишек, сплотил их и создал настоящую команду. О том, какой она стала, можно узнать из предложения 43, где ряд однородных определений характеризует её : «самая честная, самая бесстрашная, дисциплинированная и … самая дружная команда района». Следовательно, утверждение А.А.Реформатского справедливо.



Литература Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация М.: Просвещение, 1981 Белошапкова В.А. Современный русский язык. М., Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. М., Беловольская Л.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения. М., 2001 Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М., Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. -Л., Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. - М., Одинцов В.В. О языке художественной прозы.- М., Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. - М., Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л.,

Известный ученый-лингвист А. А. Реформатский писал: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

Эту фразу я понимаю так: функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. Приведу примеры из текста В. Дроганова.

Так, в реплике диалога предложения №6 (« Санёк, спасибо за книгу!») нахожу обращение, помогающее в процессе общения обозначить лицо, которому адресована речь.

А в предложении №10 автор использует вводное слово «конечно», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою уверенность в том, что говорит.

Таким образом, утверждение А.А. Реформатского справедливо: именно синтаксис позволяет выполнить языку коммуникативную.

79) Высказывание Л.В. Успенского я понимаю так: в языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. Попытаюсь доказать это, используя текст В. Железникова.

Например, в предложении №2 нахожу сравнительный оборот «как первый тёплый день». Автор, используя возможности лексики, передаёт мысль о том, как хороши были первые весенние цветы. Вот пример того, как грамматика, связав между собой слова, помогла выразить мысль.

А предложение №34 («Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!») в данном тексте восклицательное. Следовательно, произносится оно с особой интонацией, очень эмоционально. Так автор, используя возможности синтаксиса, передаёт мысль о том, что герой очень раздосадован тем, что оказался, как он считает, в глупой ситуации, и в этом обвиняет маму. Вот пример того, как грамматика, связав между собой слова, помогла выразить мысль.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении №5 автор использует несколько запятых. Так, первая из них выделяет вводное слово «действительно», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою уверенность в том, что говорит. Вторая - отделяет друг от друга два простых предложения в составе сложносочинённого, помогая одно явление противопоставить другому.



Таким образом, могу сделать вывод о том, что прав был Л.В. Успенский, когда говорил, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».