Марк валерий марциал. Поэтические достоинства творчества Марциала

Текст печатается по изданию:

Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. - М.: Худож. лит., 1968. - (Б-ка антич. лит.)

За отсутствующие эпиграммы благодарим издательство. – Прим. OCR.

ЭПИГРАММЫ МАРЦИАЛА

Наряду с такими всеми признанными корифеями латинской поэзии, как Вергилий, Гораций, Овидий и Катулл, не меньшей славой пользовался и при жизни и по смерти Марк Валерий Марциал,

По всему известный свету

Эпиграммами в книжках остроумных.

нисколько не уступая современнику своему - сатирику Ювеналу. «Слышу, - говорит в одном из своих писем Плиний Младший, - что умер Валерий Марциал, и жалею об этом. Он был умен, ловок и остроумен. В стихах его было много соли и желчи, но не меньше и простодушия» (III. 21). Но, совершенно правильно оценив поэтическое дарование и мастерство Марциала, Плиний ошибся, однако, сказав, что «эпиграммы Марциала не будут вечными». Прошло и пройдет немало столетий после смерти этого мастера эпиграмм, но они никогда не забывались и не забудутся.

Марциал не был уроженцем Италии. Он, как и философ Сенека, и ритор Квинтилиан, и поэт Лукан, был родом из Испании, из города Бильбилы (около нынешнего города Калатаюда). В Рим Марциал приехал в возрасте двадцати трех-двадцати шести лет, в последние годы правления Нерона, но первые его произведения были изданы им значительно позд- нее - так называемая «Книга зрелищ» в 80 году (при Тите), а «Гостинцы» и «Подарки» в 84 - 85 годах.

Однако из первого же стихотворения первой книги его «Эпиграмм» видно, что Марциал стал выступать как поэт значительно раньше, чем начал объединять свои эпиграммы в отдельные книги и поручать их переписку и распространение римским книгопродавцам. Стремясь войти в римское общество и обеспечить себе известность и признание в высших его кругах, он становится клиентом то одних, то других римских патронов, являясь к ним с приветствием ранним утром, сопровождая их на форум и получая от них, наряду с толпою других клиентов, разные подачки, то в виде корзиночки с едой - спортулы, то в виде ничтожной суммы денег, то в виде плаща или тоги. Постоянно в эпиграммах Марциала мы находим об этом упоминания, по которым, однако, никак нельзя заключать, что он действительно нуждался в подачках (см. VI, 82 и др.). Марциал только не хочет выделяться из ряда других попрошаек-клиентов, доставляя этим, конечно, немалое удовольствие своим покровителям. А все жалобы Марциала на свою бедность - это, несомненно, литературный прием, и по ним никак нельзя выводить заключений о каком-то жалком положении в Риме этого поэта.

Несмотря на то что в своих эпиграммах Марциал постоянно говорит о себе, далеко не все его стихотворения надо принимать на веру и считать автобиографическими. Но есть среди этих эпиграмм и Такие, каким можно, безусловно, доверять - и подобных эпиграмм у него немало.

Вполне понятно, что по приезде в Рим Марциал далеко не сразу обосновался в нем с удобствами; сначала ему пришлось поселиться в скромной наемной квартире, но впоследствии (во всяком случае, не позднее 94 г.) у него был и собственный дом в Риме (см. IX, 18) и даже (не позднее 85 г.) усадьба в Номенте, в двадцати километрах на северо-восток от Рима (II, 38). Поэтому можно с уверенностью сказать, что быть клиентом заставляла Марциала не нужда или бедность. Положение его в Риме при Домициане (81-96 гг.) совершенно упрочилось. Прожил он в Риме целых тридцать четыре года (X, 103 и 104; XII, 34), лишь один 87 год проведя на севере Италии, главным образом в Корнелиевом форуме (ныне Имола), где он издал третью книгу своих эпиграмм (111, 4). По эпиграммам этой книги видно, что Марциал считает себя человеком вполне обеспеченным и самостоятельным, а уехать ненадолго из Рима заставило его то, что

надоело ему тогу напрасно таскать,

то есть необходимость подчиняться надоедливым правилам и обычаям столичной жизни и требованиям патронов (III, 4). Но скоро Марциала опять потянуло в Рим, в привычную ему оживленную, хотя и суетливую обстановку. Надо, однако, сказать, что, живя в Риме, Марциал никогда не забывал о своей родной Испании, к которой был он искренне привязан (I, 49; IV, 55; X, 96, и др.).

Причины, заставившие Марциала навсегда покинуть Рим после смерти Домициана, точно не известны, но, скорее всего, его отъезд на родину объясняется резкой переменой его общественного положения при Нерве и Траяне. Марциал был уже стар, чтобы привыкать к новым порядкам, да и устал от жизни в шумной столице. Приехав в свою родную Бильбилу, Марциал отдыхает и всласть спит до позднего утра «сном глубоким и крепким», «тоги пет и в помине», и живет он, как говорит в послании к Ювеналу, тихой сельскою жизнью (XII, 18). Богатая и образованная испан- ка Марцелла подарила Марциалу прекрасное поместье (ХII, 31), и кажется поэту, что нашел он наконец под старость лет спокойное пристанище. Он забрасывает литературные занятия и не издает больше эпиграмм. У него нет и привычных ему слушателей, нет ни библиотек, ни театральных зрелищ, ни общества. И это начинает его раздражать и беспокоить. Но вот приезжает в Испанию его друг и земляк Теренций Приск, и Марциал, в котором отнюдь не угасло его дарование, вновь принимается за привычное дело и выпускает новую, уже последнюю, книгу эпиграмм.

Дошедший до нас сборник эпиграмм Марциала состоит из пятнадцати частей, из которых первая и обе последние не относятся к тем «Книгам эпиграмм», на которые сам Марциал поделил свое основное произведение, состоящее из двенадцати книг, следующих одна за другой в хронологическом порядке их выпуска в свет. Об этом он сам говорит в прозаических предисловиях к некоторым книгам, а также и в самих эпиграммах (см. предисловие к книге VIII, начальную эпиграмму книги VI, вторую эпиграмму книги X, где прямо указаны номера книг). Таким образом, Марциал считал своим основным произведением, своим opus, как он говорит в предисловии к книге VIII, именно двенадцать книг эпиграмм. Тот же порядок, в котором издаются теперь эпиграммы Марциала, ему самому не принадлежит и даже нарушает хронологическую последова- тельность так называемыми XIII и XIV книгами («Гостинцы» и «Подарки»). Эти последние две книги представляют собою наиболее ранние произве- дения Марциала, так же как и «Книга зрелищ». Тема «Книги зрелищ» - описание представлений в открытом при Тите амфитеатре Флавиев (Колизее), тема книг XIII и XIV - надписи для подношений, главным образом в дни декабрьского праздника Сатурналий.

От этих ранних стихотворений Марциала резко отличаются его «Две- надцать книг эпиграмм». Тема их - жизнь во всевозможных ее проявлениях, доступных наблюдению Марциала и его интересующих. Его современник Ювенал тоже описывал жизнь, но существенная разница между этими поэтами, во-первых, в том, что Марциал описывает жизнь и нравы современного ему Рима, говоря о том, что он видит и слышит сегодня, а Ювенал в большинстве случаев язвит своими сатирами не то, что есть, а то, что было; во-вторых, у Ювенала «порождается стих возмущеньем» (сатира I, 79), тогда как Марциала редко покидает веселый юмор, и даже то, что его возмущает, он изображает обычно без злобы, а с насмешкой, хотя и язвительной, и очень острой.

Марциал всецело живет настоящим и наслаждается этим настоящим как истинный художник: все его занимает, все он подмечает и сейчас же зарисовывает ловкими, смелыми и яркими чертами. Однако далеко не все эпиграммы Марциала носят насмешливый или сатирический характер. Немало у него и таких, какие скорее следует назвать лирическими сти- хотворениями. К этим лирическим эпиграммам Марциала относятся те, в которых он говорит об Испании (1, 49; X, 104; XII, 18; XII, 31), эпиграммы, обращенные к Юлию Марциалу (например, IV, 64), и другие, даже слегка насмешливые, вроде описания собачки Иссы (I, 109). «Он все видел и все описал: блюда и обстановку богатого пира и убогого угощения, наряд щеголя и убранство гетеры, тайны римских терм и спален, роскошь городских дворцов и загородных дач, все прельщения и разврат театров и цирка, вакханалии Субуры и ужасы Колизея и вместе с тем - такова обаятельная сила его дарования - заставляет еще нас, после восемнадцати столетий, грустить с ним над смертью рабыни-малютки и сочувствовать отцу, льющему слезы над могилой безвременно похищенной дочери» [А. Олсуфьев. Марциал, М., 1891, стр. 80].

Марциал Марк Валерий

(ок. 40 – ок. 104 гг.)

поэт

Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге.

Книжки мои соблюдать приучены меру такую: лиц не касаясь, они только пороки громят.

Правдивей правды.

Не могу жить ни с тобой, ни без тебя.

Люби, чтобы тебя любили.

Тот, кто всюду живет, нигде не живет.

Порядочный человек всегда простак.

Грабь, хватай, копи, владей – все придется оставить.

Жизнь легко презирать, когда очень трудно живется; мужествен тот, кто сумел добрым в несчастии быть.

Истинна скорбь у того, кто втихомолку скорбит.

Слава, которая приходит к тому, кто стал уже прахом, – запоздалая слава.

Сам бог повелевает тебе помнить о смерти.

Не бойся последнего дня, но и не призывай его.

Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды.

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

КЛАВДИЙ II, Марк Аврелий Валерий Римский император в 268-270 гг. Род. ок. 214 г. Умер 270 г.Клавдий происходил из незнатного иллирийского рода (впрочем, было распространено мнение, что он один из побочных сыновей Гор-диана II). Военную службу Клавдий начал при Деции, а Валериан

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР, Марк Флавий Валерий Римский император в 305-306 гг. Род. ок. 250 г. Умер 25 июля 306 г.Говорят, что Констанций по матери приходился внуком императору Клавдию. В 293 г. Диоклетиан провозгласил его своим соправителем с титулом цезаря. При этом он велел Констанцию

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

МАКСЕНЦИЙ, Марк Аврелий Валерий Римский император в 306-312 гг. Сын Максимилиана. Род. ок. 280 г. Умер 28 окт. 312 г.Максенций был зятем Галерия, но не получил своей доли во власти, так как император откровенно недолюбливал его. Всю жизнь прожив вдали от Рима, Галерий предполагал

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

МАКСИМИАН ГЕРКУЛИЙ, Марк Аврелий Валерий Римский император и 286-305, 307-308 гг. Род. ок. 250 г. Умер 310 г.Геркулий происходил из сельской местности в Паннонии. Он родился недалеко от Сирмия в семье поденщика. По свидетельству Аврелия Виктора, Геркулий был необузданного нрава,

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

МАРЦИАЛ (ок. 40 - ок. 104) римский поэт Тому, кто все покупает, возможно, придется все продать. * * * Многие хвалят одни книги, но читают все же другие. * * * Не бойся последнего дня, но и не призывай его. * * * Деньги даются теперь только одним богачам. * * * Чтоб быть любимым, люби. * *

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

СЮТКИН ВАЛЕРИЙ Родился 22 марта 1958 года. (Собака, Овен) в Москве.В начале 70-х играл в школьных ансамблях на бас-гитаре и барабанах.С 1980 по 1984 выступал в группе «Телефон», где проявил себя как незаурядный вокалист.В 1985 году был приглашен в группу «Зодчие», где оставался до 1988

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Валерий Максим (1-я половина I в. н.э.) писатель, историк Имеет все тот, кто ничего не желает.Клочок земли, у которого больше хозяев, чем требуется работников. (О бедном крестьянском хозяйстве).Счастье и умеренность плохо уживаются друг с другом.Чрезмерное пристрастие

Из книги автора

Катулл Гай Валерий (ок. 87 – ок. 54 гг. до н.э.) поэт То, что говорит женщина любящему ее человеку, писано на ветре и быстротекущей воде.Нет ничего глупее глупого смеха.Будь упорен и

Из книги автора

Марциал Марк Валерий (ок. 40 – ок. 104 гг.) поэт Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге.Книжки мои соблюдать приучены меру такую: лиц не касаясь, они только пороки громят.Правдивей правды.Не могу жить ни с тобой, ни без тебя.Люби, чтобы тебя

Из книги автора

Марциал Марциал (ок. 40 - ок. 104) - римский поэт, один из наиболее прославленных остроумцев прошлого. Родился в Испании, переехал в Рим. Полвека назад наши литературоведы подчёркивали, что в его эпиграммах слышатся „жалобы талантливого, но задавленного нуждой поэта“.

Из книги автора

МАРЦИАЛ Марк Валерий Марциал (ок. 40 – ок. 102) – римский поэт.* * * Мужествен тот, кто сумел добрым в несчастии быть. Люби, чтобы тебя любили. Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды. Грабь, хватай, копи, владей – все придется оставить. Порядочный

Из книги автора

МАРЦИАЛ Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге. «Эпиграммы», I, предисловие (11, с.609)

Из книги автора

Гай Валерий КАТУЛЛ (Gaius Valerius Catullus, ок. 87 – ок. 54 до н. э.), римский поэт 128 Плачь, Венера, и вы, Утехи, плачьте! Плачьте все, кто имеет в сердце нежность! Бедный птенчик погиб моей подружки. Бедный птенчик, любовь моей подружки. «Книга стихотворений», 3, 3–4; пер. Адр. Пиотровского?

Из книги автора

Марк Валерий МАРЦИАЛ (Marcus Valerius Martialis, ок. 40 – ок. 104), римский поэт 271 Пусть шаловливы стихи – жизнь безупречна моя. «Эпиграммы», I, 4, 8; пер. Ф. Петровского? Марциал, с. 31 У Катулла: «Сердце чистым должно быть у поэта, /Но стихи его могут быть иными» («Книга стихотворений», 16, 5–6;

Марциал Марк Валерий (ок. 40-104 гг.)

Римский поэт. Родился в г Билбилис в Испании. Получив хорошее образование в провинции, Марциал в 64 г переселился в Рим, где свел знакомство с Сенекой и Луканом.

Смерть обоих покровителей, участвовавших в заговоре Пизона против Нерона (65 г.), означала для Марциала крушение всех надежд, однако в правление Тита и Домициана его положение улучшилось. В этот период Марциал получил некоторые привилегии. Императоры поощрили его также должностью военного трибуна.

Марциал проживал на Квиринале и владел небольшим загородным имением, полученным в дар. Среди его друзей были Квинтилиан, Плиний Младший и Ювенал. Несмотря на все соблазны столичной жизни, в 98 г Марциал вернулся в родной Билбилис.

Принадлежащие ему стихотворения (всего 1561) создавались постепенно. В 80 г он написал 36 стихотворений по случаю открытия Колизея императором Титом. В 84-85 гг. созданы «Подарки и гостинцы» -350 двухстрочных «надписей», прилагавшихся к преподносимым на праздник Сатурналий подаркам. Начиная с 86 г., Марциал ежегодно издавал по книге (всего 12 книг, насчитывающих 1175 стихотворений), которые прославили его имя Написаны они элегическим дистихом, а также различными типами ямба:, гекзаметром и одиннадцатисложником.

Под пером Марциала эпиграмма окончательно оформилась как жанр - короткое, остроумное и ироничное стихотворение, как правило, с неожиданной концовкой. Марциал проницательно подмечал уловки, слабости и недостатки людей. Следует, однако, отметить, что у него было и немало злостно-непристойных эпиграмм

Х, где Марциал упоминает мартовские Календы (то есть 1 марта) как свой день рождения и говорит, что ему исполняется 57 лет.

«Поэт Марциал несколько раз называет себя кельтибером из Билбила» (Джон Коллис «Кельты: истоки, история, миф»).

Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. В Бильбиле он получил грамматическое и риторическое образование. В он (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката) приезжает в Рим . В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошёл корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить своё однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. LIBRIS
  3. Sopena G.  Celtiberian ideologies and religion (2005) (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года. (англ.)
  4. цитата по публикации А. И. Малеина (1900), с.86 - см.
  5. - портрет Марциала в профиль (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  6. - портрет Марциала анфас
  7. (исп.) , (англ.) и

Любовное дрожанье нежных зайцев
И дикие игрища резвых львов
Смогли в стихи мои пробраться,
Как в пачку малых, так больших листов…
Так дважды описав все их движенья,
Я, Стелла, обращаюсь лишь к тебе,
Если кажется излишним мое пенье,
Друг за другом зайцев явишь мне…

В переводе стиха последняя строчка звучит не явишь мне, а принесешь, т.е. имеется ввиду как яства, что не изменяет смысла ироничной эпиграммы Марциала, т.к. как в этой строчке заключен двойной смысловой подтекст…

P.S. Марк Валерий Марциал (лат. Marcus Valerius Martialis, около 40 года - около 104 года) - римский поэт-эпиграмматист, в творчестве которого эпиграмма стала тем, что мы сейчас понимаем под этим литературным термином.
Происходил из испанского города Бильбилис (или Бильбила, Bilbilis, сегодня холм Бамбола, Cerro de Bambola, Испания), на реке Салон (сегодня Халон), притоке Гибера (сегодня Эбро). Дата рождения восстанавливается по одной из эпиграмм (X 24), написанной в конце 90-х, где Марциал упоминает мартовские Календы (то есть 1 марта) как свой день рождения и говорит, что ему исполняется 57 лет. «Поэт Марциал несколько раз называет себя кельтибером из Билбила» (Джон Коллис «Кельты: истоки, история, миф»). Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. В Бильбиле он получил грамматическое и риторическое образование. В 64 он (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката) приезжает в Рим. В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом. Это был последний период правления Нерона. В 65, после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведет малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов. В годы правления Тита (79-81) и Домициана (81-96) Марциалу сопутствует удача. При Тите он становится известен как литератор, при Домициане к нему приходит слава. В эти годы Марциал сближается с известными столичными литераторами: ритором Квинтилианом, поэтом Силием Италиком, сатириком Ювеналом, адвокатом и магистратом Плинием Младшим. Общается с образованными земляками, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находит покровителей своему таланту. Марциала привлекают близкие ко двору богатые и влиятельные вольноотпущенники - Парфений, Сигерий, Энтелл, Секст, Эвфем, Криспин - через которых он подносит свои произведения императорам и от которых, как клиент, прославляющий добродетель патронов, ищет для себя милостей. В 80 выходит первый сборник эпиграмм Марциала, написанный по поводу торжественного открытия амфитеатра Флавиев, Колизея. После публикации сборника, который принес автору литературную известность, со стороны императора последовало почетное вознаграждение: Марциалу было пожаловано «право трех сыновей» и соответствующие льготы, которыми пользовались римляне, имеющие не менее трех сыновей. (Во времена Марциала это исключительное право могли получать бездетные и даже холостые мужчины.) Привилегии, дарованные Титом, были подтверждены и расширены его преемником Домицианом; Марциал был награжден званием всадника. Значительного материального благосостояния это не принесло, но дало возможность жить в достатке и не испытывать нужды. В окрестностях Номентана у Марциала появляется скромное поместье, а в Риме вблизи Квиринала - дом. К 84 были написаны и опубликованы еще две книги стихотворений: «Xenia» и «Apophoreta» («Гостинцы» и «Подарки»). В 85-96 регулярно (почти каждый год) появляются новые сборники эпиграмм. Они имеют большой успех. Вместе с ростом известности улучшается и материальное положение Марциала, хотя заслугой тому являются не продажи книг. По поводу своего «всенародного признания» Марциал жалуется: «мой кошелек вовсе не знает о том»; книги Марциала продавались у троих книготорговцев, но своим достатком он все равно был обязан влиятельным и богатым друзьям. (Авторского права Рим не знал: издателем книги становился книготорговец, купивший у автора произведение. Приобретая произведение, издатель не приобретал исключительного права на его издание; книга, вышедшая в свет, становилась «публичным достоянием»; каждый купивший мог отдать ее в переписку своим или наемным специалистам-переписчикам и открыть собственную торговлю. Хотя в точности положение дел с выплатой гонораров в Риме нам неизвестно, стать обеспеченным на литературный доход было, во всяком случае, невозможно.) Тем не менее, несмотря на достаток и «всенародное признание», Марциал по-прежнему продолжает вести клиентский образ жизни. Остается предполагать, какие обстоятельства заставляют его быть клиентом; во всяком случае, не бедность (даже при том, что в стихах поэт часто «рисуется» собственной необеспеченностью).
К 88 Марциал смог позволить себе длительное путешествие, в Корнелиев форум в Галлии Цизальпийской; там он пишет и издает третью книгу эпиграмм. Вернувшись в Рим, Марциал не покидает его до тех пор, пока императорами не становятся Нерва и затем Траян. Здесь, скорее всего, ему не удается снискать расположения правителей: в 98 он покидает город, в котором прожил 34 года, и возвращается в родную Испанию, теперь уже навсегда. В последние годы жизни Марциал пользуется расположением богатой Марцеллы, которая дарит ему поместье вблизи Бильбилы, где он проводит остаток дней. В 101 он публикует последнюю книгу эпиграмм (в сборниках традиционно 12-я). Умер Марциал в 101 или 102 (не позже 104 года). Когда известие о его смерти достигло Рима, Плиний Младший написал в одном из своих писем: «Слышу, умер Валерий Марциал, горюю о нем. Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности».