Как научится вокалу. Как научиться петь в домашних условиях? Правила и упражнения для самостоятельного обучения пению в домашних условиях

Почти во всех любительских или начинающих группах на позицию орущего ртом становятся либо основатель, либо обладатель самой мощной энергетики для заведения толпы, либо тот, кто просто . Если ты хочешь правильно научиться петь, и чтобы твой вокал не путали со звуками испражнения, то тебе нужно усвоить хотя бы азы правильной постановки голоса.

Эти правила п рименяются в академическом вокале, после которого, в принципе, можно петь все, что душе угодно. Даже если от природы у тебя все с кладывается и звучит неплохо , а все мышцы спроектированы самим Орфеем, занятия с профессионалом все равно будут очень полезны .

Как научиться петь: дыхание

Важная часть, одна из основ. Дыхание в вокале берется не грудью, а всей нижней частью живота, и это аксиома. В оздух вдыхается только через нос, можешь забыть о быстрых и громких вдохах через рот. Дыхание держится с помощью диафрагмы, и тут есть два тонких момента. Во-первых, ее нельзя держать расслаблено, так как звук просто не будет соединятся с воздухом. Во-вторых, ее нельзя перенапрягать, так как в данном случае звук тоже будет не соединяться, а « отрываться» от дыхания, которое зажимается диафрагмой и не дает голосу выйти наружу.

При правильно поставленной дыхательной опоре, когда воздух соединяется со звуком, ты будешь чувствовать своеобразный столб, который будет идти от горла до паховой области во время очередного завывания. Также немаловажным является расход воздуха при пении. Д ля правильного понимая принципа советую сделать полный вдох и постепенно, как можно медленнее, выдыхать воздух. Словно на занятиях йогой. При неправильном расходе ты просто не сможешь до конца допеть даже две-три строчки текста, судорожно вдыхая кислород, как будто тебя топили в тазике. В целом, понять, как правильно брать и держать дыхание - одна из самых простых, но в тоже время главных задач в вокале, и этим занимаются в первую очередь.

Избавить тело от зажимов и правильно открывать рот

Следующая важная задача, без которой невозможно научиться нормально петь - это снятие зажимов твоего тела, в частности, начиная от шеи до макушки. Признаться, нередко бывают исключения и человек изначально поет хорошо, при этом не чувствуя и не понимая, как именно ему удается петь свободно . Но таких людей очень немного.

Мышц, участвующих в пении, несколько десятков, и каждая должна работать в правильном режиме. Е сли слышишь, что твое пение оставляет желать лучшего, и на первом занятии сказали, что есть зажатости, то готовься: в ближайшие несколько месяцев тебе придется усердно их устранять. Чуть прижал глотку - звук паршивый, н е открыл до конца рот - звук паршивый, д рожат губы и поджимается подбородок - звук все еще паршивый!

Чтобы правильно звучать, ты должен запомнить одну вещь: нижняя челюсть и вся нижняя часть головы, включая шею, должны быть максимально расслаблены, как у спящей красавицы. Ты не должен чувствовать ни малейшего напряжения в этих зонах, так как в противном случае звук будет держаться этими мышцами, не давая выйти ему в полном объеме. Даже когда напрягается задняя часть шеи, это отражается на звуке, поскольку сказывается на всех остальных мышцах.

Нижняя челюсть при пении должна просто падать вниз, так как открываем рот мы верхней челюстью. Как только ты снимешь все зажатости и полностью расслабишь нижнюю часть головы и шею, то сразу почувствуешь разницу. З вук будет лететь наружу спокойно, без каких-либо преград. Некоторые люди даже представить не могли, что у них может быть такой голос и были искренне удивлены своим новым звучанием . Вообще, к огда звук не держится и не остается внутри тела, он способен лететь очень далеко, да так, что ранним утром на безлюдной улице тебя можно будет услышать почти с другого конца города.

Но это еще не все. Когда все зажатости сняты, наступает следующий и важнейший момент.

Открывать и держать открытой глотку

У всех нас есть второй рот. Нет, не как у Чужого. Я имею в виду т у часть тела, куда в первую очередь валится вся еда и льется весь алкоголь, и ее нужно научиться чувствовать и контролировать. Лишь п равильно открывать свой обычный рот не поможет тебе разрывать толпы юных поклонниц.

Глотка, или второй рот, должен работать синхронно с твоим обычным ртом. И если для последнего тебе нужно лишь подобрать оптимальные параметры , то глотку ты должен хорошо раскрывать и держать все время, вплоть до конца твоей музыкальной карьеры. На самых верхних нотах делать это надо так, чтобы язычок, который висит у тебя на верхнем небе, уходил вверх полностью, когда звук с воздухом начнет вылетать из твоего рта.

Говоря проще, ты должен подтягивать верхнее небо вверх, при этом опуская еще и гортань. Самый простой пример для понимания - зевок. Когда будешь зевать, обрати внимание, как свободно и широко раскрывается твоя глотка. Теперь ты должен научится делать это без природных механизмов твоего тела. Конечно, тебе не нужно раскрывать так рот на всем диапазоне, но на самых верхних нотах ты должен ощущать так называемый пред-зевок.

Есть е ще один пример, чтобы понять ощущения. Если ты глотал какой-нибудь большой кусок еды, который не до конца разжевал, то в спомни как медленно он проходил вниз по глотке. Примерно так ты и должен открывать ее . Главное — научиться не напрягать при этом корень языка и сам язык. Так он будет закрывать проход твоего второго рта. Если во время пения твоя глотка не будет достаточно раскрыта, звук будет слабым и тусклым, неоднородным.

Кроме того , открывать глотку и петь нужно стараться в вертикальном положении, а не в горизонтальном, для более собранного и звонкого звука, поднимая вверх небную занавеску. Для того, чтобы научиться все это делать, а так же помочь мышцам быстрее адаптироваться к новой работе, можно начать с самого простого и одновременно очень действенного способа. Постарайся к аждый день читать все статьи или книги в слух, при этом проговаривая все на открытой глотке. Еще одним отличным тренингом будет все то же самое проделывать со скороговорками.

Направление звука вперед, работа с резонаторами

Следующий шаг: направление звука вперед и к резонаторам . В зависимости от типа голоса, у тебя будут разные преимущества в музыкальных диапазонах. Если твой тип - тенор, то у тебя будут сильные верха, но слабый грудной резонатор. Если бас, то грудь будет отвечать на ура, но головной регистр будет хромать. Позанимавшись несколько лет, ты, конечно, выровняешь голос на всем своем диапазоне. Однако это тяжелая и рутинная работа, которой нужно посвящать время.

Оставив резонаторы, так как работа с ними должна происходить в последнюю очередь, обратим внимание на важную вещь - направление звука. К ак часто бывает в мире вокала, лучший метод - ощущать, визуализировать и представлять. Весь з вук должен выходить наружу, вперед, а не оставаться в тебе. Одна из точек для его направления - место между корнями зубов и верхним твердым небом.

Направление звука и набивание резонаторов - очень долгое и непростое занятие, если ты достигнешь в нем мастерства, то можешь с гордостью называть себя эталонным вокалистом. После освоения этих умений остаются упражнения на технику. Т ак как совершенству нет предела, можно и нужно делать их постоянно и бесконечно .

Все могут научится правильно петь. Важно понимать, что у каждого человека есть свой диапазон и потенциал голоса, поэтому ты не обязательно будешь звучать как Лучано Паваротти, но, скорее всего, сможешь научиться петь как Стинг. Однако б ез помощи наставника все это с делать будет трудно , так как оценить самого себя непросто.

Мы всего лишь изложили основные принципы правильной постановки вокала, но если хочется круто и правильно звучать, а главное, быть профессионалом, то стоит идти к преподавателю. Ж елательно начиная с академического вокала. Помните, что голос - это тоже инструмент, и фальшивить на нем еще хуже, чем на всем остальном.

Перед вами подробный материал о пении для новичков. Мы расскажем, как научиться петь самостоятельно, какие делать упражнения, как избежать ошибок или исправить их, преодолеть страх и найти преподавателя. Каждый блок статьи независим от других, так что можно читать в любом порядке.

Что помогает петь

Если вы можете говорить, значит, можете петь. Физиологически пение немного отличается от речи, но схема голосообразования остаётся той же.

Человек говорит и поёт на выдохе. Воздух проходит через сомкнутые голосовые связки, они колеблются и создают звук. Сам по себе звук от связок очень слабый, но в полости рта или носа он усиливается до нормальной громкости. Губы, язык и зубы помогают формировать речь.

За качество и громкость пения отвечают резонаторы. Резонанс - это отражение звука. У гитары резонатор - дека, отдельно от неё струна звучит тихо, но дека усиливает звук, делает его глубже. Наш организм, как дека у гитары. Его резонаторы - это грудная клетка, голова, ротовая и носовая полость. Помещение - тоже резонатор. Сначала звук резонирует внутри человека, а потом снаружи. Поэтому нам так нравится петь в душе - там акустика хорошая.

У нас есть акустический слух. С помощью него мы слышим шум, звуки и слова. Но кроме внешних звуков, мы неосознанно слушаем себя. Это помогает нам управлять голосом и речью. Почти все глухие умеют разговаривать. Их речевой аппарат в полном порядке, но отсутствие слуха мешает им управлять - речь получается неразборчивой.

Чтобы полноценно слушать и исполнять песни, нужен хорошо развитый музыкальный слух. Он помогает различать звуки по окраске, высоте, громкости и продолжительности. Видов музыкального слуха много и каждый по-своему важен.

Чтобы хорошо петь, нужно тренировать дыхание, музыкальный слух и чувство ритма, грамотно планировать занятия. Про эти вещи мы и расскажем подробнее.

Тренируйте дыхание

Существуют разные типы дыхания, но для начала достаточно почувствовать разницу между грудным и брюшным. При грудном расширяется грудная клетка, выдох получается резкий - его трудно контролировать. При брюшном дыхании грудь не двигается, а надувается живот и расширяются нижние рёбра. Этот тип дыхания лучше подходит для пения потому, что с ним мы лучше контролируем выдох.

Мы дышим животом во сне, но не осознаём этого. Одна из первых задач - научиться дышать животом сознательно, особенно во время пения. Следите за дыханием, когда лежите - так проще почувствовать работу диафрагмы. Здесь нет секретных методов, нужно просто приучить организм.

Развивайте музыкальный слух

Музыкальный слух бывает абсолютным и относительным. Абсолютный слух - это умение называть ноту каждого звука на память. Относительный - умение на слух определять расстояния между двумя нотами.

Людей, у которых совсем нет музыкального слуха - не существует. Просто у некоторых он совершенно не развит. Если вы можете послушать мелодию, а потом повторить её голосом, поздравляем, у вас есть слух. И чем больше нюансов вы слышите и осознаёте, тем лучше.

Если вы не способны понять, попадаете в ноты или нет, вероятно, ваш музыкальный слух развит слабо. В таком случае, нужно начинать с азов. То есть, с одной ноты. Нужно найти ноту, которую вы хорошо слышите и пропеваете (хотя бы одна такая есть у всех) и постепенно прибавлять к ней соседние. В этой ситуации нужна помощь преподавателя.

А если вы хорошо воспринимаете музыку и слышите фальшь в чужом голосе, но сами хорошо спеть не можете, значит, у вас слабая координация между слухом и голосом. У вас есть способность к восприятию музыки, осталось научить голосовой аппарат издавать правильные звуки.

Развивайте чувство ритма

Ритм простыми словами - это длительность звуков и пауз. Вокалистам он сообщает, когда начать и закончить звук. Чувство ритма тоже можно тренировать.

Когда слушаете песню, пытайтесь понять её ритм. Хлопайте и топайте в такт. Если идёте по улице, шагайте или щёлкайте. Например, песня длится четыре минуты - идите ровно в этом темпе и на одну и ту же долю щёлкайте. Это помогает.

Ритм есть не только в музыке. Он есть у текста, стиха, простой речи и пения. Чтобы петь хорошо, нужно учиться чувствовать ритм песни с мелодией и без. Когда вы разучиваете песню, пытайтесь держать ритм без музыки. Скачайте метроном на телефон и читайте её, как стихотворение. Затем под метроном пропевайте мелодию песни отдельно от слов. Каждый звук голоса должен попадать в долю метронома, а не болтаться между отщёлкиваниями.

Можно заниматься дома

У новичков в любых занятиях одна проблема - нужно побольше и побыстрее. Побольше блинов на штангу, чтобы быстрее стать сильным. Побольше вещей в руки, чтобы два раза не ходить и быстрее попасть домой. Побольше нагрузить голос, чтобы быстрее научиться петь. Но итог всегда один - сломанные спины, порванные пакеты и сорванный голос.

Если хотите научиться петь с помощью видеоуроков, выбирайте педагога, которому доверяете. Быстро не получится, даже не пытайтесь. Но способы безопасно ускорить обучение есть:

Всегда разогревайтесь

Повышайте сложность

Постепенно выходите за пределы возможностей и расшатывайте границы. Но не надрывайтесь: чрезмерное напряжение лишит вас голоса, и тогда на какое-то время придётся оставить занятия. После напряжённых моментов делайте комфортное упражнение, чтобы связки успокоились, пришли в естественное положение.

Чередуйте упражнения

Например, упражнение на дыхание с упражнением на развитие резонаторов или положение гортани. И всегда после чего-то сложного дайте себе возможность перевести дух, растянуть мышцы, чтобы они пришли в естественное положение.

Следите за прогрессом

Записывайте своё пение на диктофон или камеру. Ищите ошибки, смотрите, где вы чрезмерно напрягаетесь, где поёте мимо ноты или ритма. Сравнивайте записи между собой, чтобы понять, что изменилось.

Забудьте про талант и возраст

Талант - это знания, которые мы получаем неосознанно. Например, от родителей, друзей или знакомых. Если кто-то живёт в семье певцов, то получает преимущество. Он видит, как поют родители, запоминает и обучается лучше. Но хорошо петь с рождения - не умеет никто.

Ребёнок лучше взрослого усваивает любые новые знания - это факт. Ему легче развивать дикцию и слух, тренировать дыхание. Но и взрослые могут научиться петь. Это будет немного сложнее, но всё равно возможно. Желание гораздо важнее вашего возраста и наличия таланта.

Существуют медицинские ограничения на занятия пением. Врачи не рекомендуют учить детей пению в хоре в период мутации голоса (13-15 лет). Нельзя петь при высокой температуре тела и повышенном кровяном давлении, заболеваниях сердца и дыхательных путей. Но это ограничения только на целенаправленные занятия вокалом. Петь для души можно всем.

Перестаньте волноваться

Обычно мы волнуемся, когда нужно петь на публике. Одни дома поём во всю, но стоит появиться постороннему, и голос пропадает. Смущение настигает и на занятиях. Но ведь преподаватель - человек опытный, он знает, как естественно волнение, и поможет вам преодолеть его.

Вот, что мы делаем на занятиях, и что можно повторить дома с близкими.

Разминаемся

Есть упражнения, которые снимают физические зажимы и раскрепощают. В нашей школе урок всегда начинается с лёгких распевок и разминок. Так мы разогреваем голосовой аппарат и просто мышцы. Мы машем руками, ногами, ходим и хлопаем - это помогает прийти в тонус.

Осваиваемся

Комнату для занятий нужно осваивать, как певец осваивает сцену. Походите по ней, откройте или закройте окна, сделайте так, чтобы было комфортно. Это поможет привыкнуть к помещению и снять лишнее напряжение.

Стесняемся

Стесняться - это нормально. На первом уроке говорят: «Я стесняюсь. Сейчас буду смеяться, икать или даже плакать». Мы к этому относимся доброжелательно - стесняйтесь на здоровье. Всё, что нужно сделать - чуть-чуть перебороть себя и сделать первый шаг. Потом дело пойдёт совсем по-другому.

Не повторяйте ошибки

Главная ошибка - это бездумное и беспорядочное обучение. Если не понимать, что вы делаете и зачем, научитесь неправильно. В лучшем случае, придётся переучиваться. В худших - потеряете голос и энтузиазм. Кратко поясним, что делать, чтобы не ошибаться.

Укрепляйте фундамент

Тренируйте дыхание, развивайте музыкальный слух и чувство ритма, планируйте занятия - это база. Можно хорошо петь и не знать ноты, но чем крепче фундамент, тем лучше будет получаться.

Берегите голос

Связки - это мышцы, их легко перенапрячь или сорвать. Не лезьте в те уроки, которые пока не для вас. Делайте разминку, чередуйте упражнения, повышайте сложность постепенно - всё это сделает обучение эффективнее.

Практикуйтесь больше

Теория - объясняет, как всё работает, но плохо помогает на практике. Это не значит, что читать не надо. Теория поможет понять преподавателей на уроке или в видеошколе. Но главное - практика.

Пользуйтесь устройствами

Вы можете учиться петь вообще без всего. Но такое обучение будет долгим и бесполезным. Для хорошего обучения нужен метроном, обратная связь, теория и какая-нибудь музыка, конечно. Ещё может пригодиться тюнер или пианино.

Метроном

Помогает держать нужный ритм. Им пользуются на уроках и выступлениях. С ним развивают чувство ритма. Стоит недорого, но очень полезен. Включайте его на занятиях. У преподавателей обычно есть свой, а вы можете просто скачать его себе на телефон: мы можем смело рекомендовать iMetronome для iOS и MetronomeBeats для Android.

Обратная связь

Обычно в этом помогает преподаватель. Он оценивает пение и говорит, что вы делаете хорошо, а что плохо, подсказывает, как можно сделать лучше. Можно записывать себя на диктофон или камеру и оценивать самому. Конечно, это не так эффективно, но совсем без обратной связи гораздо хуже.

Музыка

Включайте любимые песни и пойте. Но вы должны слышать себя, поэтому старайтесь слушать музыку с колонок, а не в наушниках. Это поможет запомнить ритм, тональность и настроение песни. Да и слова так можно выучить быстрее.

Теория

Без практики в теории нет смысла, а вот как дополнение она полезна. В интернете много статей про пение, но обычно их пишут непрофессионалы. Лучше читать книги, по которым учатся в музыкальных колледжах, их можно найти на сайтах или в библиотеках колледжей. Ещё теорию можно изучать по видеоурокам. На ютубе много таких. Там же полно и практических упражнений, но выбирать их нужно осторожно.

Тюнер или пианино

С помощью пианино определяют диапазон пения, учатся попадать в ноты, тренируют музыкальный слух. Тюнер показывает, насколько точно вы попали в ноту, где завышаете, а где занижаете. Пытайтесь двигать голос так, чтобы тюнер точно показывал нужную ноту. И да, онлайн-тюнеры тоже бывают.

Делайте упражнения

В интернете слишком много упражнений по пению. Для начала, вам нужны упражнения на дыхание, дикцию, музыкальный слух, чувство ритма и постановку голоса. Но выбирать нужно осторожно. По видеоурокам совершенно спокойно можно делать упражнения на дыхание, дикцию и чувство ритма. А вот музыкальных слух и постановка голоса - это очень индивидуально. При отсутствии других вариантов их тоже можно попробовать развивать с помощью видео, но едва ли это будет результативно.

Дыхание

Делайте наклоны: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Когда наклоняетесь, активно вдыхайте ртом, распрямляетесь - спокойно выдыхайте носом. Нужно делать двенадцать подходов по восемь наклонов каждый день. Это хорошо тренирует дыхание.

Дикцию

Тут помогут старые добрые скороговорки. Нужно не просто читать их с бешеной скоростью: важно делать это разборчиво и чётко. Для этого начинайте с медленного темпа и постепенно ускоряйтесь. Разные скороговорки работают на разные звуки. Чередуйте их.

Чувство ритма

Слушайте музыку и настукивайте или нахлопывайте ритм. Можно просто идти в такт, получится тренировка на ходу. Старайтесь повторить ритмический рисунок песни без музыки. Стучите только на сильные доли, затем только на слабые. Потом только на какую-то одну.

Музыкальный слух

Чтобы развивать музыкальный слух, нужно слушать музыку, танцевать, играть на музыкальных инструментах или петь. Чтобы не только слышать, но и понимать, что вы слышите, нужно учить сольфеджио. Это можно делать по видеоурокам или с преподавателем.

Постановку голоса

Вы можете учиться по видеоурокам или книгам, но это очень опасный путь. Постановка голоса - это индивидуальный процесс. Нужно правильно определить диапазон, развивать подвижность голоса, учиться слышать себя, искать свой резонатор, раскрывать собственный тембр, а самое главное - делать это правильно. Без опытного преподавателя - это почти невозможно.

Найдите преподавателя

Если вы настроены серьёзно и хотите максимального результата, не занимайтесь самодеятельностью, ищите преподавателя. Он:

Исправит ошибки

Преподаватель смотрит на вас со стороны, и это главная его роль. Он оценивает пение и замечает ошибки. Говорит, как их исправить. Теорию пения можно найти в книгах и видео, но без практики от неё мало пользы. Практиковаться можно самому, но без наблюдения легко научиться неправильно. Профессиональный преподаватель поможет быстрее достичь результата.

Приучит к слушателю

На занятиях с преподавателем вы привыкаете петь для кого-то. Это подготавливает к будущим выступлениям. И не важно, будут это выступления на сцене или в компании друзей. Компьютер вас этому не научит.

Организует систему

Если бездумно смотреть видео или читать статьи, можно попасть на приверженцев разных систем обучения. У каждого свои методы и акценты. Занятия с одним преподавателем гарантируют целостность и системность. Он целенаправленно ведёт вас к результату. Домашнее обучение, как правило, бессистемно, а потому отнимает больше времени и сил.

Чтобы найти хорошего преподавателя, придите на пробный урок в школу. Посмотрите, комфортно ли вам с человеком. Но понять, помогает вам этот преподаватель или нет, можно только через несколько уроков. Главное, чтобы он не форсировал и не заставлял петь на разрыв. Если после урока у вас остаётся физический дискомфорт или слишком сильная усталость, значит, что-то идёт не так.

На начальных этапах сильно разрабатывается голосовой аппарат и это физически выматывает. Но усталость должна быть естественной, как после спортзала, и не должна вас мучить. Если после занятий постоянно что-то болит, поделитесь с преподавателем, и он скорректирует программу или укажет на ошибку. Чем комфортнее вы себя чувствуете, тем больших результатов достигнете.

Запомните

  1. Сперва практика, потом теория.
  2. Тренируйте дыхание, чувство ритма, музыкальный слух.
  3. Грамотно планируйте занятия, не насилуйте себя.
  4. Сначала всегда разминка.
  5. Больше пойте.
  6. Стесняйтесь, если так хочется.
  7. Следите за развитием.

В первую очередь нужно сказать о том, что процесс обучения пению, прямо скажем, не быстрый и не простой. Люди много лет учатся петь. В идеале нужно продолжать заниматься вокалом даже тогда, когда вы стали профессионалом. Поэтому в любом случае не ждите чудес. Встречаются люди с так называемой "природной постановкой голоса", но это - исключение из правил, это - уникальное явление.
Собственно говоря, даже термин "научиться петь" , пожалуй, не совсем корректен, потому что научиться петь по сути невозможно: совершенству нет предела. Понимать это необходимо! Ровно в тот момент, когда вы решите, что научились ("всё, я мастер, я гуру, я умею всё"), вы перестанете развиваться и начнёте деградировать. Пение - это искусство, и здесь нельзя останавливаться, иначе вы больше ничего не достигнете.

Второй момент, о котором нельзя не сказать. В процессе обучения пению огромную роль играют способности и одарённость. Здесь важна сама ваша природа, так называемые вокальные данные (хотя голос во многих случаях можно развить, "достать"). Речь идёт о том, как вас одарила природа касательно силы, "массы" голоса (грубо говоря, громкости), красивого, богатого, приятного (или не очень) тембра. А также важны музыкальные способности, такие, как музыкальный слух, координация между слухом и голосом, чувство ритма, музыкальная память, способность чувствовать музыку (музыкальность), умение при пении выразить эти эмоции (выразительность).

Для настоящего вокалиста важен и вопрос внешности - не все это озвучивают, но это правда. На вокалиста смотрят. Он должен не только красиво петь , но и хорошо выглядеть, приковывать взгляд, радовать его. Говорят, "сцена любит высоких". И красивых, добавлю я.
Но за действительно выдающиеся вокальные и музыкальные таланты публика может простить всё! Помните, что у каждого правила есть исключение!

Я понимаю, что многих будут интересовать вопросы "как научиться петь в домашних условиях с нуля " и "как научиться петь самостоятельно ". Я расскажу об этом ниже. Всё же это не совсем правильный и "твёрдый" путь - примерно так же, как заниматься самолечением, путь этот может быть чреват. Правильный путь таков:

Вам нужен наставник, преподаватель по вокалу. Именно он поможет избежать ошибок, которые вы наделаете, пытаясь обучаться в интернете с помощью видео-уроков. Вы можете найти частного преподавателя и заниматься с ним, либо поступить куда-нибудь учиться. Здесь возникает отдельная большая тема "как найти своего преподавателя". Напишу кратко. Рекомендации преподавателя, какими бы они ни были - техническими, рациональными или сравнительными, оперирующими к ассоциациям - должны быть вам понятны, и от урока к уроку вы должны чувствовать прогресс, вы должны чувствовать, что мелкими, крохотными шажками, но вы двигаетесь вперёд! Неважно, какая у педагога методика, главное, чтобы она давала результаты! Кроме того, вы должны доверять своему преподавателю по вокалу, в противном случае смените его.

Частный преподаватель по вокалу - правильный путь, доступный практически всем в любом возрасте, но чтобы научиться петь, этого недостаточно! Вам будут необходимы (если вы не хотите остановиться на уровне "попеть караоке с компанией друзей или родственников") сольфеджио и музыкальная грамотность. Конечно, можно найти частного преподавателя и по сольфеджио, или худо-бедно заниматься сольфеджио самостоятельно. Но лучше искать место, музыкальное образовательное учреждение, где будет какая-то системность в образовании: и вокал, и сольфеджио, и, вероятно, музыкальная литература, и хор, и общее фортепиано, и, может быть, что-то ещё. Чем вы старше, тем сложнее найти такое учреждение.

Если вы хотите, чтобы научился петь ваш ребёнок, ищите сначала музыкальные школы. Или же вокально-хоровые студии (или просто хоровые студии) - такие студии часто функционируют при домах и дворцах детского творчества. Как таковых вокальных отделений вы в этих учреждениях, вероятно, не найдёте. Серьёзно вокалом начинают заниматься с 16 лет (в музыкальных училищах), после окончательного формирования голоса. Но отдать ребёнка в музыкальную школу или хоровую студию - это верный путь. Пение в хоре прекрасно развивает первоначальные навыки пения (и не только пения, и не только первоначальные). Занятия в музыкальной школе дают музыкальную грамотность, развитие слуха и всех других музыкальных способностей.

Классический путь любого академического певца: музыкальная школа (специальность не слишком важна: фортепиано прекрасно подойдёт) - музыкальное училище по классу вокала - консерватория по специальности "вокал". Итого: 7 лет + 4 года + 5 лет = 16 лет. Это если без аспирантуры (ассисентуры-стажировки). Бывает и дольше. Впрочем, самородки поступают в училище и/или в консерваторию и без предыдущей ступени - поэтому бывает и меньше. Но я бы на вашем месте не стала считать себя самородком - я и на своём месте самородков видела слишком мало, и себя самородком не считаю, это вообще вредно для саморазвития, я так думаю;)

Если вы не хотите петь в опере или в филармонии, ваш путь может быть другим, но в любом случае на всём сроке обучения вам будет необходим "живой" преподаватель по вокалу и музыкальная грамотность, знание сольфеджио. А желательно и системное, комплексное музыкальное образование. Если вы мечтаете быть вокалистом в группе или сделать эстрадную сольную карьеру, может быть, вам и не жизненно необходим будет навык пения нот с листа и сольфеджио вообще, особенно, если вы готовы быть не слишком грамотным музыкантом (представьте, например, насколько хорошо вы будете себя чувствовать, если, например, ваш "звукарь" окажется более музыкально грамотным, чем вы, попросит вас на записи в студии спеть поувереннее ту кварту в кадансовом обороте, а вы не будете знать, о чём он вообще).

Теперь о том,

Как научиться петь в домашних условиях

Ни один адекватный профессиональный преподаватель не посоветует вам учиться петь самостоятельно в домашних условиях. С нуля - тем более! Не потому, что все мы жадные и хотим заработать побольше. А потому что по сути научиться петь самому в домашних условиях практически невозможно. Да, в интернете есть огромное количество разнообразных пособий и видео-уроков по вокалу - просто потому, что раз есть спрос - будет и предложение. Очень немногие из этих видео-уроков записаны и составлены профессионалами. И даже если они таковы, человек из видео-урока не сможет исправить своевременно ваши ошибки. А ошибки эти могут стать неправильным навыком, от которого впоследствии будет крайне сложно избавиться. Здесь как в спорте: нужно сразу формировать правильную технику, потому что переучиваться сложнее, гораздо сложнее! Занимаясь с помощью самоучителей и интернет-уроков дома, вы можете "напеть" неправильные навыки, а при самом худшем раскладе - испортить голос.

Но всё же. Не у всех есть возможность - и финансовая, и техническая - заниматься с профессиональным преподавателем. Что всё-таки можно делать в домашних условиях?

Вам наверняка нравится какая-то музыка. Может быть, какая-то группа или какой-то исполнитель. И некоторые песни вы послушали уже несколько сотен раз. Попробуйте (сначала тихонечко и аккуратно) попеть под запись любимого исполнителя, петь вместе с этим исполнителем. Выучите как следует мелодию и попробуйте подражать манере вокалиста, скопировать его голос, красиво спеть с ним вместе дуэтом. Запишите потом всё это на диктофон. Послушайте сами. Ужаснитесь. Попойте ещё. Запишите снова. Дайте послушать знакомым. Не слушайте особо тех, кто сказал "Вау, круто", слушайте тех, кто сказал "Да ты в ноты не попадаешь", "ты врёшь мелодию", "голос у тебя какой-то поджатый" и высказал другую какую-либо конструктивную или не очень конструктивную критику.

Можно ли научиться петь самостоятельно с нуля?

Честно говоря, вряд ли. Правда, ещё это зависит от манеры пения. Теоретически можно себе представить, что талантливый человек мог бы сам с нуля научиться петь в эстрадной манере. Но научиться петь самостоятельно в академической манере невозможно! Более того, на этапе формирования первых навыков большинство преподавателей по вокалу запрещает ученикам петь дома самостоятельно ! Чтобы они не испортили того, что на уроках вокала было едва нащупано, едва создано, но ещё абсолютно не закреплено и не стало устойчивым навыком.
А научиться петь и вовсе самостоятельно... Есть исключения из правил, есть самородки и уникальные таланты, но согласитесь, даже по теории вероятности слишком много шансов, что вы к ним не относитесь (с огромным уважением к тебе, мой читатель!))).

Но - что делать - конечно, пойте! Это лучше, чем совсем не петь! Но при первых признаках дискомфорта прекращайте самостоятельные занятия! Это важно! При первых признаках любого дискомфорта!

  • Никогда не начинайте петь с высоких или крайних низких нот. Начинайте распевку с удобной тесситуры, т.е. начинайте петь с нот, которые вам однозначно удобны и которые находятся в середине вашего голосового диапазона (в примарной зоне).
  • Будьте очень аккуратны с высокими нотами. Подходите к ним, когда голосовые связки уже достаточно разогреты, то есть вы уже некоторое время попели. Старайтесь не переходить на крик при пении высоких нот.
  • Помните, что любая зажатость вредит (но, по правде говоря, вы вряд ли сможете самостоятельно это контролировать).
  • Старайтесь петь дома так, чтобы ваш голос звучал красиво (хотя бы в какой-то мере вы, наверное, сможете руководствоваться этим критерием).
  • Соблюдайте элементарную гигиену голоса .
  • Слушайте свои ощущения и при любом дискомфорте (я ещё раз повторюсь, потому что это важно!), при чувстве усталости в горле немедленно прекращайте занятие.

А лучше ищите хорошего, профессионального преподавателя.

Итак, подытожим?

Чтобы научиться красиво петь:

  1. Вам нужен "живой" преподаватель по вокалу. Желательно, конечно, опытный. Желательно такой, с которым вы будете делать успехи, и пусть медленно двигаться, но двигаться последовательно и в правильном направлении.
  2. Вам необходимо изучение музыкальной грамоты и сольфеджио, а ещё лучше - системное музыкальное образование.
  3. Запаситесь терпением. Научиться петь за 1 день невозможно!

Пойте! И пусть пение приносит вам радость!

Важно:

  • Как правильно

Современный мир полнится уникальными талантами, способными перепеть даже культовых исполнителей своих жанров. Каждый сезон вы можете наблюдать шоу талантов, где совсем юные и неизвестные участники демонстрируют чудесный голос, отменно исполняя известные песни, повергая в шок профессиональных певцов. Многие думают, что таким людям просто повезло получить с рождения запоминающийся и мелодичный тембр, давая тем столь весомое преимущество над большинством. И, хотя этот фактор также играет роль, преуменьшать значимость собственных способностей также не стоит, ведь правильные тренировки и упражнения нередко способны раскрыть потенциал к вокалу даже у тех, кто считал себя безнадёжным. В этом материале мы подобрали ряд полезных рекомендаций и советов, которые дадут вам возможность научиться петь самостоятельно в домашних условиях с нуля, тратя на это занятие не более нескольких часов в день. Разберём основные составляющие успешного вокала по порядку.

Важность музыкального слуха

Это может стать для вас новостью, но люди, связавшие свою основную жизненную деятельность с музыкальной сферой, слышат мелодии на несколько ином уровне, чем многие другие. Для непосвящённого человека может казаться, будто любая песня состоит исключительно из написания подходящего минуса (читай: музыкального сопровождения) и исполнения её текста. На деле же, за каждым культовым произведениям могут крыться месяцы долгой работы, чтобы создать хорошую композицию, которая будет радовать слух и подходить в такт текста песни. Чтобы это сделать, требуется уметь различать на слух существующие ноты, а также их комбинации и переходы между ними. Для начинающего вокалиста, желающего научиться красиво петь в домашних условиях, этот талант не менее важен, чем для композитора.

Исходя из вышенаписанного, вы уже могли догадаться, что прослушивание мелодий и песен будет играть одну из основных ролей в развитии музыкального слуха. Большинство людей обладает относительным восприятием мелодии, когда каждая нота выделяется лишь на фоне остальных, что позволяет приблизительно улавливать изменение тональности в композиции. Абсолютный музыкальный слух подарит вам умение чувствовать все ноты и их совмещения, вложенные автором в произведение. Чтобы стать обладателем такого таланта от вас потребуется:

  • Ознакомление с терминологией и соответствующими материалами, включая литературу, аудио и видеозаписи, по теме. Редкие умельцы способны научиться петь, интуитивно воспринимая музыку и не зная хотя бы 12 нот (мы таких не встречали).
  • Найдите в интернете информацию о создании известных песен и композиций, обращайте внимание на поведение вокалиста во время исполнения на сеансах звукозаписи.
  • Регулярно прослушивайте различную музыку. Не зацикливайтесь на одном жанре, ведь музыкальный слух не терпит рамок. Открывайте для себя новые формы исполнения, знакомых и не очень, песен.
  • Хорошо, если в вашем окружении есть люди, чья сфера деятельности связана с музыкой или вокалом. Можете попросить их проводить с вами тренировки, либо следить за вашей практикой. Их советы и наставления помогут избежать ошибок на начальных этапах.

Постановка дыхательной системы

Даже трёхминутная песня со всеми проигрышами и несколькими куплетами припева требует от исполнителя правильно рассчитывать свои силы. Не нужно обладать отменным музыкальным слухом, чтобы почувствовать, если вокалист выдохся и выбивается из требуемого темпа. Избежать такого можно, научившись правильно нагружать дыхательную систему. Кроме того, развитие подходящего дыхания положительно отражается и на голосовых связках, оберегая тех от надрыва или простуды. К счастью, нам ничего не мешает в процессе того, как мы учимся красиво петь в домашних условиях, следить и за темпом нашего дыхания.

  • Вдохи и выдохи должны быть максимально бесшумными , чтобы не сбивать ритм пения. Соответственно, следует избегать кислородного голодания и одышки, приучая себя к коротким и энергичным вдохам-выдохам в процессе исполнения.
  • Лучшим советом в поддержку предыдущего пункта будет методика дыхания животом . Так как сегодня большая часть людей привыкло делать вдохи и выдохи через грудь и рот (причиной тому служит быстрый темп жизни, из-за которого кислорода, вдыхаемого через нос, оказывается недостаточно), вам следует научиться перераспределять нагрузку на живот, чтобы потребление воздуха не влияло на тембр голоса.
  • Попробуйте выровнять осанк у и следить за животом в процессе дыхания. Потренируйтесь одновременно петь и дышать таким образом, минимально задействовав во вдохах грудь и рот.

Развивающие упражнения

Наконец, перейдём к тренировке самого голоса, которая, как оказалось, лишь одна из нескольких основных составляющих красивого вокала. Именно на этом этапе у многих читателей может возникнуть заминка, ведь немалое число людей стыдится своего голоса на звуковой записи. Спешим вас утешить: голос на записи хоть и является действительно настоящим (если записывающее устройство было достаточно качественным), но заметно отличается от натренированного и поставленного тембра, умеющего подстраиваться под нужный тон. Сравните, к примеру, голоса знаменитых певцов в их творениях и во время интервью. Заметите серьёзную разницу, так как большую часть жизни мы не сильно напрягаем горло в процессе разговора, в виду чего голос нередко может быть грубым или резким. Соответственно, даже обладатель самого низкого и грубого баса может научиться петь дома самостоятельно, правильно применив все техники и советы:

  • Очень важным составляющим хорошего вокала является дикция и точность произношения . Отвыкайте «жевать звуки» и изучайте транскрипции (особенно, если желаете петь на иностранном языке). До сих пор одним из лучших методов развития дикции и артикуляции остаются скороговорки, равномерно нагружающие весь голосовой и языковой аппараты.
  • Учитесь петь разные ноты и совершать плавные переходы между ними. Экспериментируйте со своим голосом, меняйте тональность звуков. Хорошо помогают аудиотренировки, пробуйте подражать голосу исполнителя.
  • Учитывайте также природные особенности голосовых связок . В мире мало людей, которые могли бы одинаково успешно исполнять произведения в любых жанрах. Может, ваш низкий бас способен воссоздать песни Виктора Цоя в оригинале или вам достался голос Честера Беннингтона? Опробуйте различные жанры, чтобы найти своё призвание, ведь у каждого из них свои специфические требования.
  • Так, как научиться петь самостоятельно можно только путём регулярных тренировок, привыкайте каждый день упражняться и в пении, и в развитии дыхания . Желательно их даже совмещать, чем и приходится заниматься умелым вокалистам.
  • Пробуйте петь без музыки, записывая себя на диктофон . Слушайте свой голос со стороны, ведь часто только так можно подметить ошибки, не слышимые собственными ушами. Как упоминалось выше, можете обратиться за критикой к специалисту, если есть такая возможность.

Таким образом, придерживаясь описанных правил, вы уже через несколько недель начнёте замечать изменения в положительную сторону. Конечно, не стоит опускать руки, если ваши успехи придут через более продолжительный срок, ведь у каждого человека этот процесс также зависит и от врождённых особенностей.

Услуги профессиональных вокалистов

Если вам интересно, есть ли ещё возможность развить свои вокальные навыки, кроме, как научиться петь в домашних условиях, можем предложить полезную альтернативу. готова предоставить вам услуги штата профессиональных преподавателей вокала, обладающих большим опытом в этой сфере. Запишитесь на индивидуальные занятия или с напарником, на которых вам помогут развить потенциал голоса, научат правильно дышать и предоставят возможность практиковаться в разных жанрах, включая рок и эстрадное пение.

(10 советов, для тех, кто хочет научиться петь)

Очень популярный вопрос, среди людей, которые очень хотят, но не знают с чего начать. Я не сторонник теории о том, что петь может только тот, якобы у кого есть голос и объясню почему:

  1. Голос и слух есть абсолютно у всех и голосовой аппарат тоже, если вы конечно не тяжко больны;
  2. Никто ещё не родился с врождёнными навыками пения, доведёнными до приличного состояния. Все вокалисты где-то учились, совершенствовались и лучшие из них учились больше всех;

Дело в том, что у всех эти навыки от природы есть, но развиты на разных уровнях. Кому-то что б научиться петь, надо заниматься упорно 2 года, кому-то 5 лет, так или иначе научиться могут все. Конечно, главное это желание певца, его мотивация и любовь к пению, но если этих качеств нет, то пением лучше не заниматься, а например, идти смотреть телевизор.

И так, советы (коротко о главном):

  1. Определитесь со стилем музыки, в котором Вы хотите развиваться, соберитесь с мыслями, продумайте план развития, старайтесь максимально подробно представлять себя в пении. Не надо абстрактно представлять для себя пение и всё, что с ним связано. Будьте решительны. Вдумывайтесь и вникайте во все, что поможет вам улучшить свои навыки;
  2. Дыхание вокалиста должно быть брюшным, у женщин с лёгким голоском возможно грудобрюшное дыхание. Занимайтесь дыхательными гимнастиками, закаляйте свой организм всеми возможными способами;
  3. Научитесь и – это самое важное, без этого пение будет слабым, диапазон скудным, полётность и мощность звука вообще отсутствовать, резонаторы не будут работать, горло и связки зажиматься, процесс вокального развития будет остановлен;
  4. Научитесь , не зажимайте горло. Не подражайте плохим певцам, слушайте хороших вокалистов, обретите свободу голоса и тогда сможете петь, что угодно. Не тянитесь за высокими нотами, что бы высокая нота спелась её надо спеть в позиции низкой ноты.
  5. . От этого звучание голоса будет очень громким при малейших затратах энергии. Голос будет ярким, насыщенным красками, Вы будете кайфовать от каждой спетой вами ноты. От попадания в резонаторы зависят 90% всех тембральных качеств;
  6. Концентрируйтесь на . Гортань во время пения должна быть свободна и опущена в «мёртвую зону». Язык должен спокойно лежать и кончиком языка касаться передних нижних зубов. Мягкое нёбо должно быть поднято вверх. В общем, во рту должна быть позиция зевка или ощущение купола, его ещё так называют. Для простоты можно представить, что у Вас во рту яблоко. По началу, старайтесь утрировать эти действия, пускай даже это будет неудобно, но потом когда Вы научитесь петь, можно будет выполнять эти действия минимально. И вообще Ваш организм будет делать почти всё за Вас;
  7. Следите за вокальным звуком, за тембром голоса.Не старайтесь в начале обучения петь высокие ноты и сложные вокальные фразы. Эти ошибки совершают почти все начинающие вокалисты, не старайтесь дотянуться до небес, не имея крыльев, у Вас ничего так не получится. Старайтесь сначала научиться звучать красивым тембром, полётным звонким, не напряжённым и только потом думайте об усложнении задачи, и Ваш организм будет Вам благодарен;
  8. , постоянными разминками, физическими нагрузками . Вы должны шикарно чувствовать своё тело. Бросьте все вредные привычке, Ваша нервная система должна быть в порядке без помощи различных вредных инородных веществ;
  9. Много отдыхайте, хорошо кушайте, старайтесь всегда беречь свои силы, не нервничайте по пустякам, следите за своим здоровьем, занимайтесь духовным саморазвитием,