Что открыл нансен. Фритьоф Нансен – норвежец, спасший сотни тысяч жизней и почти покоривший Северный полюс

  НАНСЕН Фритьоф (1861–1930) , норвежский путешественник, исследователь Арктики, основоположник современной океанографии, географ, дипломат и общественный деятель, спортсмен, писатель и художник, почетный член Петербургской АН, один из крупнейших гуманистов ХХ в., лауреат Нобелевской премии мира.

Родился в усадьбе Стуре-Фрее неподалеку от Осло. С Арктикой познакомился еще студентом университета в Кристиании (ныне Осло). В 1881 на промысловом судне совершил плавание к берегам Гренландии. 24-дневный дрейф тюленебоя в полярных льдах сыграл главную роль в выборе молодым человеком дальнейшего жизненного пути. Его труды по моллюскам, ракообразным и низшим морским позвоночным и в наше время считаются классическими.

В 1888 Ф. Нансен с О. Свердрупом и четырьмя спутниками на собачьих упряжках и лыжах впервые пересекли с востока на запад южную часть Гренландии. Среди главных трудностей перехода были... страдания «от жажды, как в Сахаре ». Ф. Нансену удалось доказать, что остров покрыт сплошным ледниковым панцирем, и тем самым опровергнуть прежние гипотезы о возможном существовании оазисов в глубинных районах острова. Он открыл также второй полюс холода Северного полушария.

Во время вынужденной зимовки в пос. Готхоб Нансен собрал этнографические сведения о быте и хозяйстве эскимосов . В Гренландию он отправился научным клерком – хранителем Зоологического музея, а вернулся ученым с мировым именем. Его книга «Жизнь эскимосов», опубликованная в 1891 (русский перевод 1904), – не только крупный вклад в науку, но и пламенный призыв к защите малочисленных народов.

Ф. Нансен стал национальным героем и по возвращении на родину получил две высшие географические награды – медали «Веги» (в Норвегии) и «Виктории» (в Англии). Однако слава не вскружила голову молодому исследователю. Он бросил вызов грозному противнику – полярному океану, выдвинув в 1890 дерзкий, но основанный на научных расчетах проект достижения Северного полюса – на вмерзшем во льды специально построенном судне. Многие научные авторитеты того времени считали это безумным способом самоубийства.

Дрейф начался 22 сентября 1893 севернее о-ва Котельный, откуда судно Нансена «Фрам» вместе с ледовым массивом понесло на северо-запад. Ученый рассчитывал, что льды «доставят» корабль в район полюса, но линия дрейфа прошла несколько южнее. Вместе со штурманом Ф. Иогансеном в марте 1895 он покинул «Фрам», назначив начальником экспедиции О. Свердрупа, капитана судна, и пешком направился на север. Через 23 дня, по достижении рекордных на то время 86° 41′ с.ш. (до «макушки» планеты еще оставалось почти 420 км), путешественники вынуждены были повернуть на юг – к Земле Франца-Иосифа, до которой благополучно добрались в августе.

Зимовали норвежцы на острове, открытом за год до них англичанином Ф. Джексоном. Летом 1896 двинулись дальше на юг, и на о-ве Нордбрук произошла неожиданная встреча первоисследователя архипелага Джексона – этого «цивилизованного европейца в клетчатом английском костюме, тщательно выбритого, благоухающего душистым мылом », с Ф. Нансеном – «дикарем, одетым в грязные лохмотья, с длинными всклоченными волосами и щетинистой бородой ». Оба норвежца прибыли на родину в конце лета и были встречены как национальные герои. Вскоре в Норвегию вернулся и «Фрам», севернее Шпицбергена успешно закончивший беспримерную в истории ледовую одиссею. Книга Ф. Нансена «Фрам» в Полярном море» была переведена почти на все европейские языки, выдержала пять изданий и в нашей стране (последнее в 1956).

Во время дрейфа Нансен и Свердруп обнаружили в Северном Ледовитом океане глубины порядка 3000–3800 м и таким образом опровергли мнение о его мелководности. Поразительной батиметрической особенностью полярного океана, по мнению Ф. Нансена, является исключительно широкий евроазиатский шельф, имеющий небольшую глубину (не более 200 м, в основном менее 100 м). Батиметрическая карта Северного Ледовитого океана, составленная Ф. Нансеном, практически без изменений «дожила» до середины ХХ в. Ученый сделал также ряд других важных океанологических наблюдений и открытий: отверг гипотезу об арктической суше в центральной части океана, обнаружил неожиданное гидрологическое явление «мертвой воды», открыл глубинное теплое течение – «отголосок» Гольфстрима, получил данные о земном магнетизме, о закономерностях дрейфа льдов, установил влияние на движение льдов суточного вращения Земли.

В 1900–1904 на судне «Микаэл Сарс» Ф. Нансен изучал течения в Гренландском и Норвежском морях и выполнил замеры глубин. Высказанное им в 1902 предположение о существовании подводного хребта на границе Гренландского моря и Арктического басс. («Порога Нансена») не вызывало возражений более полувека. (Детальное обследование этой акватории в 1955–1962 выявило наряду с отдельными поднятиями дна ряд глубоких понижений.) Итогом океанологических работ Нансена (с привлечением данных других путешественников) стала батиметрическая карта. На ней впервые выделены или уточнены контуры уже известных подводных структур: крупная Норвежская котл. с «отростком» (ныне отдельная Лофотенская впадина), Гренландская котл., а также подводный хр. Мона и плато Вёринг, открытые в 1876–1878 норвежцем Х. Моном. Ученый внес большой вклад в методику определения скорости морского течения с дрейфующего корабля, в конструирование батометра (прибора для взятия проб воды с различных глубин) и точного ареометра. Нансен стал инициатором создания международного объединения океанографов, был избран председателем Международной комиссии по изучению морей.

В эти годы помимо научных занятий Ф. Нансен активно участвовал в движении норвежского народа за национальную независимость. Норвегия получила политическую самостоятельность (1905) во многом благодаря международному авторитету ученого. В 1906 он был назначен первым послом страны в Великобритании. Но дипломатическая карьера не прельщала Нансена: через два года он вернулся на родину и получил должность профессора океанографии в университете Осло.

В 1913 исследователь впервые посетил Россию: совершил плавание по Баренцеву и Карскому морям до устья Енисея, оттуда на речном пароходе поднялся до Красноярска, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Материалы его наблюдения легли в основу работы «В страну будущего» (русский перевод 1915).

После окончания первой мировой войны великий гуманист и пацифист был назначен Верховным комиссаром Лиги наций по делам военнопленных. В 1921–1923 возглавлял Комиссию помощи голодающим Поволжья, в 1925 – Комиссию Лиги наций по оказанию помощи армянским беженцам.

Несколько раз посетив нашу страну в 20-х гг., Ф. Нансен высказал мысль об изучении района Северного полюса научными станциями, созданными на дрейфующих льдинах, он предлагал также использовать дирижабли при исследовании Арктики. Международное общество «Аэроарктик» избрало его почетным и бессменным президентом (1924).

Одна из регулярных лыжных прогулок Нансена закончилась простудой. После трехмесячной болезни великий ученый скончался.

Его именем названы 25 географических объектов, в т.ч. пять островов, четыре горы, два полуострова, два ледника, пять подводных возвышенностей, впадины, а также заливы, бухты, фьорды и пролив. Самый крупный из объектов – котл. Нансена в центральной части Северного Ледовитого океана.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Кристиании (ныне Осло) в усадьбе Стуре-Фрён, принадлежащей его отцу - преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов - датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. С юности был превосходным лыжником, неоднократно выигрывал чемпионаты Норвегии. После окончания гимназии серьёзно выбирал между живописью и наукой, и в результате поступил в университет на отделение зоологии. Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану: в 1882 - отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В 1883, после окончания университета Христиании, Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. В 1885-1886 гг. работал в университете Пармы и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани. Докторскую степень получил за несколько месяцев до отправления в Гренландию.

Гренландская экспедиция 1888 г.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу - переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Это вызвало бурную полемику в прессе: все предыдущие экспедиции начинались с обжитого западного берега. Кроме того, Нансен лишал себя путей к отступлению. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил спонсор из Дании. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

В состав экспедиции вошли:

Фритьоф Нансен - начальник экспедиции.

Отто Нейман Свердруп - опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.

Олаф Дитрихсон - опытный лыжник.

Кристиан Кристиансен Трана - северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).

Самуэль Йоханнесен Балту - саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».

Оле Нильсен Равно - саами по национальности, оленевод и каюр.

Лучшие дня

Экспедиция отправилась в путь 5 мая 1888. Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Первоначально поход намечался от фьорда Ангмасалик, но фактически экспедиция стартовала южнее из Умивик-фьорда. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора без обязательства чтения лекций).

В 1890 и 1891 гг. вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 г. сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма.

Экспедиция на «Фраме» 1893-1896 гг.

Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к ещё более смелой и грандиозной экспедиции - в область Северного полюса.

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с неё были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в 1892 г.), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в 1890 и 1893 гг. субсидии на строительство судна в 250 тыс. крон, с обязательным условием - экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с 1814 по 1905 гг. была частью Швеции). Прочие расходы в 200 тыс. крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: О. Диксон поставил электрооборудование, а барон Э. Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса, а также фирмы по производству пищевых концентратов «Кнорр» и шоколадная фирма Кедбери. Производимые ими продукты были включены в рацион питания.

Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более 600 человек, в конечном итоге команда включала 13 человек:

Фритьоф Нансен - начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.

Отто Нейман Свердруп - командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 г.

Сигурд Скотт-Хансен - помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.

Хенрик Греве Блессинг, кандидат медицины - врач, ветеринар и ботаник экспедиции.

Теодор Клаудиус Якобсен - штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.

Антон Амундсен - старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.

Адольф Юэлл - провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 г. служил штурманом норвежского флота.

Ларс Петерссен - второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 г. исполнял также обязанности кока и метеоролога. Уже на борту выяснилось, что он швед по национальности (подлинная фамилия - Петерссон), выдававший себя за норвежца, чтобы принять участие в экспедиции. В книге Нансена указано, что его родители - норвежцы, живущие в Швеции.

Фредерик Яльмар Йохансен - кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.

Педер Леонар Хендриксен - матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Бернар Нурдал - кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского ВМФ.

Ивар Отто Иргенс Мугстадт - матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.

Бернт Бентсен - матрос. С 1890 г. служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 г.

До Новой Земли экспедицию сопровождал секретарь Нансена - Оле Кристоферсен.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошёл не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось - им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 - 19 мая 1896 гг.). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась - судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893-1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893-1896 гг.») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени - «Фрам» в Полярном море" (1940, 1956, переизд. 2007, 2009).

Дальнейшая деятельность

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В 1906-1908 был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920-1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро. В 1922 был удостоен Нобелевской премии мира, а в 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 г. плавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирской железной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905 г. из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Амундсену. С 1928 г. участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф находится в его усадьбе «Пульхёгда».

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

Личная жизнь

Нансен был с 1890 г. женат на Еве Сарс (1868-1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 г., ей посвящён эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать». В 1893 г. у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.

В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Евалив). После 1898 г. у Нансенов было ещё четверо детей: Коре, Ирмелин, Одд и Осмунд. Одд Нансен (1901-1973) - известный норвежский архитектор, писатель и филантроп, создавший во время войны фонд, помогающий еврейским беженцам из европейских стран, оккупированных нацисткой Германией.

Ева Нансен скончалась в 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 г. на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.

Экспедиция Фритьофа Нансена

Первым путешествием норвежского исследователя Фритьофа Нансена в страну вечного льда стал лыжный переход через Гренландию (1888–1889). Нансен составил подробную карту громадного острова, собрал данные о его рельефе, флоре и фауне, изучил обычаи и быт местных жителей - эскимосов. Вернувшись домой, мореплаватель начал готовиться к новой экспедиции.

На этот раз он решил побывать на Северном полюсе. На свои личные сбережения и средства, выделенные Национальным географическим обществом, Нансен построил корабль «Фрам». Помощь в подготовке экспедиции оказал русский исследователь Сибири Э. Тольк, предоставивший Нансену ездовых собак и устроивший продовольственные склады на Новосибирских островах на тот случай, если путешественник будет возвращаться через них.

На Северном полюсе

В путь «Фрам» вышел в июле 1893 года. Недалеко от Таймыра Нансен увидел незнакомый архипелаг, назвав его островами Норденшельда. Когда корабль встал на дрейфе, Нансен вместе с одним из своих спутников - Иохансеном - на собачьих упряжках попытался достичь полюса. До цели они не дошли всего 45 км, остановившись на отметке 86°13?36?.

Возможно, первым исследователем Арктики был древнегреческий мореплаватель Питеас (Пифей), живший в IV веке до н. э. Он попал в холодные арктические воды, случайно отклонившись от намеченного маршрута.

Добравшись до Земли Франца-Иосифа, путешественники остановились на зимовку. Весной 1894 года они встретились с английской экспедицией, которая на корабле «Виндворт» привезла их к берегам Норвегии, а через несколько дней туда же возвратился и «Фрам».

В результате исследований Нансена удалось установить, что севернее Новосибирских островов находится громадный Полярный бассейн. Кроме того, путешественники определили: в районе Северного полюса нет суши, как предполагалось ранее, а Земля Франца - Иосифа - это не один остров, а целая группа. Дрейф «Фрама» также опроверг предположение, что Северный Ледовитый океан вокруг полюса скован сплошным ледяным панцирем. Открытия Нансена способствовали дальнейшему покорению Северного полюса. О путешествии своем мореплаватель написал книгу «„Фрам“ в Полярном море». В ее эпилоге есть такие слова: «Полярные дни и долгие лунные ночи там, на Севере, со всеми их лишениями и тоской, кажутся теперь дивным сном из иного мира, сном, пригрезившимся когда-то и давно растаявшим… Но чем была бы наша жизнь, лишенная грез?»

Снежные «барханы»

Нансен внес значительный вклад в дело покорения Арктики, он стал инициатором основания Международного общества «Аэроарктик» и его президентом. В честь замечательного норвежского исследователя назван подводный хребет между Шпицбергеном и Гренландией, котловина в западном пространстве Северного Ледовитого океана, один из островов, входящих в группу Земли Франца-Иосифа, пролив в Канадском Арктическом архипелаге и горная вершина на Таймыре.

Из книги Морские сражения автора

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Первая экспедиция Обогнув мыс Горн, «Индевор» 13 апреля 1769 года стал на якорь у острова Таити. Здесь астроном Чарлз Грин, дождавшись 3 июня, произвёл, насколько позволяла погода, астрономические наблюдения над фазами прохождения Венеры через диск Солнца. 9 июля экспедиция

Из книги Я познаю мир. Сокровища Земли автора Голицын М. С.

Северные пути Фритьофа Нансена Фритьоф Нансен (1861–1930), норвежский исследователь Арктики, почётный член Петербургской академии наук, первым пересёк Гренландию на лыжах. Руководил экспедицией на «Фраме». В годы первой мировой войны – верховный комиссар Лиги Наций по

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Экспедиция на Ямайку Французская и испанская армии объединили свои усилия в апреле 1782 года для ведения военных действий в Вест-Индии. Желание завоевать Ямайку и другие острова сблизило правительства двух стран. А общим противником союзных войск стали тогда английские

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Геологическая экспедиция К каждой экспедиции геологи тщательно готовятся: собирают и изучают данные о той или иной местности, проверяют, надежно ли работают буровые станки, геофизические станции, полевые лаборатории, на ходу ли автомашины, вездеходы, достаточно ли

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Возвращение Фритьофа Нансена Четыре месяца продолжался путь Нансена и Юхансена через льды, торосы и полыньи. Были опасные встречи с моржами, белыми медведями, провалы в ледяную воду, вынужденное сидение на месте в течение месяца, когда по тающему льду невозможно было

Из книги автора

Экспедиция см. Договор транспортной экспедиции.

Из книги автора

Экспедиция Сото Эрнандо де Сото сопровождал в перуанском походе Франсиско Писарро и вернулся в Испанию богатым человеком. Там он предложил план завоевания Флориды, за которой мечтал найти мифическую страну Сиволу. Не встретив препятствий на пути к осуществлению своей

«Если мы обратим внимание на силы самой природы и попытаемся иметь их не противниками своими, но союзниками, то найдем наиболее верный и легкий способ достигнуть полюса. Бесполезно идти, как делали прежние экспедиции, против течения, мы должны поискать, не найдется ли течения попутного» (из доклада Ф. Нансена в Королевском географическом обществе в Лондоне 14 ноября 1892 г.).

Летом 1884 г. вдоль юго-западного берега Гренландии проплывала льдина. Как и положено здешним льдинам, она следовала на север среди множества других и в конце концов просто уплыла бы, оставшись безвестной, если бы не предметы на ее поверхности, замеченные с проходившего мимо корабля. При ближайшем рассмотрении это оказались вмерзшие в лед бумаги, одежда, доски и бочонок с затонувшей три года назад «Жаннетты», судна несчастного Де Лонга. Но «Жаннетта» была раздавлена льдами и затонула 13 сентября 1881 г. в 800 км севернее устья Лены. Выходило, что льдина за три года проделала путь от берегов Сибири до Гренландии!

Самое важное, что он пролегал через центральную часть Арктики и, возможно, совсем недалеко от полюса. Эта область Северного Ледовитого океана была недоступна для свободного плавания, и норвежский полярник Фритьоф Нансен решил воспользоваться открытым благодаря льдине с останками «Жаннетты» арктическим течением, чтобы достичь Северного полюса. Оставалось только добраться до берегов Сибири, «вморозить» корабль в лед и, дрейфуя вместе с ним, покорить точку, со всех сторон от которой нет ничего, кроме юга. Красивая идея, но Нансена подняли на смех. Больше других злорадствовали англичане и американцы, называвшие план норвежца самым верным способом самоубийства. Кое-кто из корифеев утверждал, что плавание через центр Арктики невозможно, поскольку там находится большой массив суши, но большинство страшила сама перспектива плавания вдали от берегов - точно так же в древности мореплаватели не рисковали выходить в открытое море.

Нансен, по специальности ученый-зоолог, к началу 1890-х гг. был уже хорошо известен, главным образом благодаря первому в истории пересечению Гренландии. В 1888 г., высадившись на восточном берегу острова близ Ангмагссалика, он вместе с пятью спутниками на лыжах прошел до западного берега, закончив поход в Готхобе. В самой Норвегии в Нансена верили, да и ученые - метеорологи и океанологи - подтвердили правильность догадок полярника. Выяснилось, что у берегов Гренландии часто находят бревна - лиственничные, сосновые, т. е. сибирского происхождения.

Большую часть средств, необходимых для организации экспедиции, выделил норвежский парламент. Кроме того, в финансировании плавания участвовали король Швеции и Норвегии Оскар II и еще один знаменитый швед, барон Диксон; недостававшие деньги были собраны по подписке. Некоторую сумму прислали даже англичане - Королевское географическое общество.

Для дрейфа во льдах Нансен заказал известному корабелу Колину Арчеру особое судно. Его корпус следовало сделать сверхпрочным, чтобы судно не постигла судьба «Жаннетты» и многих других, раздавленных льдами. Все остальное - скорость, легкость, изящество - приносилось в жертву прочности и сопротивляемости сжатию. Вышедший «из-под пера и топора» Арчера корабль получился весьма нетипичным для того времени, но полностью отвечал требованиям Нансена. Поперечное сечение корпуса формой напоминало половинку грецкого ореха, борта в толщину достигали 80 см, а в носовой части - 120 см. Набор корпуса был дубовый, а обшивка - сосновая четырехслойная. Расстояние между шпангоутами не превышало нескольких сантиметров и для лучшей водонепроницаемости было заполнено битумом с опилками. «Фрам» (норв. «вперед») стал самым прочным деревянным кораблем в истории. Отличная управляемость, даже верткость, сочеталась в нем с валкостью: яйцеобразная форма и отсутствие киля делали его этаким ванькой-встанькой. «Фрам» был оборудован паровым двигателем мощностью 220 л. с. и парусами - на всякий случай.

Нансен и Арчер уделили большое внимание внутреннему оборудованию и отделке корабля, ведь путешествие могло затянуться. Поскольку основным событиям предстояло развертываться в условиях экстремального холода, борта изнутри были обиты пробкой, войлоком и оленьими шкурами.

Предусматривалось печное отопление. Зимой 1894 г. во внутренних помещениях удавалось поддерживать температуру +22 °С. На «Фраме» были камбуз (он же ванная комната), большая кают-компания, а вокруг нее две четырехместные каюты и четыре индивидуальные. На борт загрузили запас продовольствия на пять лет, в том числе лимонный сок и пиво, хорошую библиотеку и, конечно, научные приборы - все-таки экспедиция, а не прогулка.

В плавание отправились 13 человек, все норвежцы, а капитаном стал Отто Свердруп, вместе с Нансеном совершивший знаменитый гренландский переход. В конце июня 1893 г. «Фрам» вышел из Христиании (так в то время называлась столица Норвегии Осло) и взял курс на восток, к берегам Восточной Сибири. Поскольку даже приблизительное направление течений в Северном Ледовитом океане не было известно, не существовало гарантий, что дрейф вынесет «Фрам» точно к Северному полюсу.

Поэтому Нансен решил: когда судно достигнет самой северной точки плавания и начнет удаляться от полюса, он двинется к нему на собачьих упряжках. Нансен договорился с российским полярным исследователем Э. В. Толлем о доставке в Хабарово (на берегу пролива Югорский Шар) нескольких десятков сибирских лаек, которые считались лучшими в мире ездовыми собаками. Отсюда же норвежцы отправили последнюю почту домой.

В конце августа судно достигло архипелага Норденшёльда, в начале сентября «Фрам» миновал мыс Челюскин, а 22-го числа, подойдя к большой льдине, Нансен дал команду «вмораживаться». В начале октября лед впервые попробовал судно «на зубок», но «Фрам» вел себя идеально: лед напирал изо всех сил, но не мог сдавить судно, а только выталкивал его наверх. Со временем путешественники привыкли к жуткому треску и скрежету.

Описывая зигзаги и петли, «Фрам» дрейфовал на северо-запад, но намного медленнее, чем рассчитывал Нансен. Прошел целый год, прежде чем норвежцы достигли широты 81° 53’. В начале января 1895 г. на широте 83° 34’ с двух сторон на корабль неожиданно надвинулись высоченные ледяные стены. Когда уже казалось, что судно не выдержит, сжатие так же внезапно прекратилось. В середине марта «Фрам» поднялся до 84° 05’, но направление дрейфа сменилось на западное. И тогда Нансен отправился к Северному полюсу пешком. В спутники он выбрал Ялмара Йохансена. В трое нарт с продовольствием были запряжены 28 собак. Из-за огромного количества торосов темп передвижения оказался гораздо ниже ожидаемого: в иные дни удавалось пройти не более 2 км. И чем ближе к полюсу, тем тяжелее становился путь. 7 апреля на широте 86° 14’ Нансен забрался на вершину тороса и увидел впереди «все тот же лед… до самого горизонта». Силы были на исходе, и Нансен решил отказаться от попытки покорить Северный полюс, до которого оставалось 419 км.

Обратный переход к ближайшему участку суши - Земле Петермана, об открытии которой сообщил в 1874 г. Юлиус Пайер, был не менее сложным: торосы никуда не делись, а в июне к ним добавились трещины и разводья, с каждым днем увеличивавшиеся в числе. Испортились часы, и точное определение долготы стало невозможным. А Земли Петермана все не было. Нансен решил, что дрейфом их отнесло в сторону от нее, но в 1900 г. итальянец Умберто Каньи докажет, что никакой Земли Петермана не существует!

В конце июня на широте 82° 19’ норвежцы выбрали подходящую льдину и отправились на ней в плавание. Наконец, 24 июля они увидели землю. Казалось, она совсем близко, но добираться до нее пришлось две недели: 9 августа путешественники достигли Земли Франца-Иосифа. Лето заканчивалось, пришлось устраиваться на зимовку в каменной берлоге на мысе Норвегия.

В мае 1896 г. полярники направились к южной оконечности архипелага. А вскоре им сказочно повезло: они встретились с исследовавшей архипелаг английской экспедицией Фредерика Джексона. К тому времени Нансена и Йохансена в Европе считали погибшими, однако 13 августа они вернулись в Норвегию живыми и невредимыми. Но это было еще не все. Через неделю Нансен получил телеграмму от Свердрупа; тот сообщал, что судно следует в Тромсё. Выяснилось, что, после того как Нансен и Йохансен ушли к полюсу, «Фрам» продолжал дрейфовать и 15 ноября 1895 г. достиг широты 85° 56’ - рекордной для этого плавания. Но затем направление дрейфа сменилось на юго-западное. Весной появилось много разводьев, и в июне «Фрам» уже был на воде, хоть и в кольце льдов. Вырваться из него удалось лишь в августе.

Хотя полюс не покорился Нансену, сама идея использовать ледовый дрейф для путешествия реализовалась с блеском. В результате знания о природе северной полярной области существенно расширились. В течение всего плавания велись научные исследования, не прекращались промеры глубин. Было доказано, что центральная часть Северного Ледовитого океана вовсе не мелководна, как полагали некоторые исследователи, и существование у полюса больших массивов суши почти исключено.

В 1897 г. Фритьоф Нансен стал профессором зоологии университета Христиании, а в 1898 г. - почетным членом Российской академии наук. Он продолжал научную деятельность, хотя с течением времени почти сменил ее на общественную. В 1906-1908 гг. Нансен был послом Норвегии в Великобритании, в годы Первой мировой войны - представителем Норвегии в США, в 1920-1922 гг. верховным комиссаром Лиги Наций по вопросам репатриации военнопленных из России. В 1922 г. он удостоился Нобелевской премии мира.

Отто Свердруп в 1898 г. на «Фраме» исследовал Канадский Арктический архипелаг. За четыре года его команда изучила территорию общей площадью 260 тыс. кв. км - больше, чем любая другая арктическая экспедиция.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Фритьоф Нансен, норвежский полярник, ученый, общественный деятель

Другие действующие лица

К. Арчер, кораблестроитель; О. Свердруп, полярный капитан; Я. Йохансен, полярник; Ф. Джексон, английский офицер, полярник

Время действия

Маршрут

Из Норвегии на восток до мыса Челюскин, дрейф со льдами на северо-запад, санный поход в направлении полюса, возвращение через Землю Франца-Иосифа

Отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В , после окончания университета Христиании , Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген . В 1885-1886 гг. работал в университете Пармы и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе . В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани. Докторскую степень получил за несколько месяцев до отправления в Гренландию.

Гренландская экспедиция 1888 г.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу - переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил спонсор из Дании. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

В состав экспедиции вошли:

  1. Фритьоф Нансен - начальник экспедиции.
  2. Отто Нейман Свердруп - опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.
  3. Олаф Дитрихсон - опытный лыжник.
  4. Кристиан Кристиансен Трана - северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).
  5. Самуэль Йоханнесен Балту - саами каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».
  6. Оле Нильсен Равно - саами по национальности, оленевод и каюр .

Экспедиция отправилась в путь 5 мая . Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди. Морозы достигали −40° C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в получил должность профессора без обязательства чтения лекций).

В 1890 и 1891 гг. вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 г. сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма .

Экспедиция на «Фраме » 1893-1896 гг.

Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к еще более смелой и грандиозной экспедиции - в область Северного полюса .

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга . Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов , а предметы с нее были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам »), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам , где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в г.), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в и гг. субсидии на строительство судна в 250 тыс. крон, с обязательным условием - экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с по гг. была частью Швеции). Прочие расходы в 200 тыс. крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: О. Диксон поставил электрооборудование, а барон Э. Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса, а также фирмы по производству пищевых концентратов «Кнорр» и шоколадная фирма Кедбери.

Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более 600 человек, в конечном итоге команда включала 13 человек:

  1. Фритьоф Нансен - начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.
  2. Отто Нейман Свердруп - командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 г.
  3. Сигурд Скотт-Хансен - помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.
  4. Хенрик Греве Блессинг , кандидат медицины - врач, ветеринар и ботаник экспедиции.
  5. Теодор Клаудиус Якобсен - штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.
  6. Антон Амундсен - старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.
  7. Адольф Юэлл - провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 г. служил штурманом норвежского флота.
  8. Ларс Петерссен - второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 г. исполнял также обязанности кока и метеоролога. Уже на борту выяснилось, что он швед по национальности (подлинная фамилия - Петерссон ), выдававший себя за норвежца, чтобы принять участие в экспедиции. В книге Нансена указано, что его родители - норвежцы, живущие в Швеции.
  9. Фредерик Яльмар Йохансен - кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.
  10. Педер Леонар Хендриксен - матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.
  11. Бернар Нурдал - кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского ВМФ.
  12. Ивар Отто Иргенс Мугстадт - матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.
  13. Бернт Бентсен - матрос. С 1890 г. служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 г.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября , достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена . 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось - им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа . Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 - 19 мая 1896 гг.). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона , на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась - судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии . Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893-1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893-1896 гг.») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени - «Фрам» в Полярном море" (1940, 1956, переизд. 2007).

Дальнейшая деятельность

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В - был назначен послом Норвегии в Великобритании . В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США , в - верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России . В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро. В был удостоен Нобелевской премии мира , а в Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве , основанное в .

Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 г. плавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирской железной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905 г. из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Амундсену . С 1928 г. участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин », однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года , играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф находится в его усадьбе «Пульхёгда».

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена ».

Личная жизнь

Нансен был с 1890 г. женат на Еве Сарс (1868-1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 г., ей посвящён эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать ». В 1893 г. у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.

В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Евалив). После 1898 г. у Нансенов было ещё четверо детей: Коре, Ирмелин, Одд и Осмунд. Одд Нансен (1901-1973) - известный норвежский архитектор, писатель и филантроп, создавший во время войны фонд, помогающий еврейским беженцам из европейских стран, окупированных нацисткой Германией.

Ева Нансен скончалась в 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 г. на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.

Источники

  • Профессора В. Ю. Визе «ФРИТЬОФ НАНСЕН» (к книге Ф. Нансена «„Фрам“ в полярном море»)]
  • Х. Сайдс, Дрейф между жизнью и смертью: Naional Geographic Россия, Январь 2009, с. 142-153.
  • Броггер, В. Г., Рольфсен Н. Фритьофъ Нансенъ. Пер. с дат. СПб: Изд. Девриена. 1896 г. 365 с.
  • А. Таланов. Нансен. Серия: ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1960. 304 с.
  • Лив Нансен-Хейер. Книга об отце. М. Гидрометеоиздат 1973. 390 с.

Русские издания книг Нансена

  • Фритиоф Нансен. Во мраке ночи и во льдахъ. Путешествие норвежской экспедиции на корабле Фрамъ къ Северному полюсу. 31 рисунокъ на отдельныхъ листахъ и в тексте. Карта путешествия в цвете. СПб: Вольфа, 1897. 337 с.
  • Нансен Ф. В стране льда и ночи т.1-2 СПб. Тип. Бр. Пантелеевых, 1897. 320, 344 с.
  • Нансен Фритьоф (составила Анненская А.) На лыжах через Гренландию. Библиотека Всходов СПб.: Ред. журнала для детей Всходы 1897. 198 с
  • Нансен Фритиоф. Во мраке ночи и во льдах. Путешествие Норвежской экспедиции на корабле Фрам к Северному полюсу. 2 тт. Полный перевод, под редакцией Н. Березина. СПб. Издательство О. Н. Поповой. 1901 г.
  • Нансен Фритьоф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. С портретом автора, 155 рисунками и 3-мя картами. Авторизованный перевод с норвежского А. и П. Ганзен. Петроградъ Издание К. И. Ксидо. 1915 г. 454 с (Совр. изд. 2004)
  • Фритиоф Нансен. Россия и мир. Перевод с фр. С. Бронского. С предисловием Н. Мещерякова. М.-Пг. Государственное изд-во. 1923 г. 147 с.
  • Нансен Ф. Собрание сочинений. В 5 тт. М.: Географгиз, 1939-1940.
  • Нансен Ф. Фрам в полярном море. В 2-х томах. М.: Географгиз, 1956. 368, 352 с.
  • Нансен Ф. «Фрам» в Полярном море. Пер. с норв. Лопухиной З. И., вступ.ст. Глушкова В. В. Серия: Библиотека путешествий. М.: Дрофа 2007 г. 992 с.

Полный список | (1901-1925) | (1926-1950) | (1951-1975) | (1976-2000) | (2001-2025)


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Нансен Фритьоф" в других словарях:

    Нансен, Фритьоф - Фритьоф Нансен. НАНСЕН (Nansen) Фритьоф (1861 – 1930), норвежский биолог, океанолог, исследователь Арктики, общественный деятель. В 1888 первым пересек Гренландию на лыжах. В 1893 – 96 руководитель экспедиции на “Фраме”; во время дрейфа выявил… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Нансен, Фритьоф - НАНСЕН Фритьоф (1861 1930) норвежский океанолог, зоолог, мореплаватель, путешественник, общественный и политический деятель, исследователь Арктики, профессор (1897), иностранный почётный член Петербургской АН (1898). В 1880 1882 гг. учился на… … Морской биографический словарь