Активная прогулка с ребенком: игры и развитие. Как с удовольствием погулять с ребенком Длительных прогулок детки очень

О правилах длительных прогулок

Понятная цель
Когда Вы долго гуляете, в первую очередь Вам должно быть интересно. Причем и маме и ребенку.

Мне всегда было проще гулять, если мы куда-то двигались с какой-то целью.
Нам повезло и рядом с нашим домом есть лес, и как минимум раз в день мы ходили туда гулять, то есть целью был сам лес. Иногда прогулка состояла в том, чтобы дойти до леса, побыть там минут 5-10 и пойти обратно. Когда Маша подросла, мы стали ходить через лес сначала в музыкальную школу, затем в монтессори-центр, затем в школу.

Игры, которые помогут преодолеть усталость
Что делать, если ребёнок устал и не хочет идти? Как правило, это
проявляется к концу прогулки. Самое главное строить прогулку так, чтобы ребёнок был способен дойти до дома сам. Очень часто есть соблазн «гулять до упора», особенно в хорошей компании и в тёплую погоду, но надо понимать, что впечатление от прогулки может быть испорчено слезами и скандалами. Если с настроением всё в порядке и есть силы, то можно поиграть в игру «ворота».

Мама убегает вперёд, останавливается на месте и делает ноги чуть шире плеч. Задача ребёнка добежать до мамы и пролезть в ворота между ног. Если вы находитесь в месте, где нет людей, забавно выглядывать между ног и звать ребёнка, ему тогда значительно веселее. :)

С некоторыми детьми срабатывает такой приём. Ребёнок говорит, что
устал, а мама ему предлагает отдохнуть: «раз ты устал, давай пробежимся до той лавочки и заодно отдохнём». До определённого возраста и степени усталости эта маленькая хитрость срабатывает. Мы, когда уставали (Маше было 4 года), «плыли на дельфинах». Когда уставали ещё сильнее – меняли дельфина. Т.е. старого вроде как отпускали, потому что он устал, и звали нового, а может быть и двух, или кита. И бежали ещё быстрее. Довольно долго бегали за руку – ребёнку так легче.

Чёткие ориентиры
Если ребёнок устал, предлагаем ему дойти до видимого ориентира (лавка,
дерево, поворот) и там отдохнуть. Если ребёнок маленький, вы можете
предложить донести его на ручках до определённого места. Затем он идёт
сам, и можно чередовать ходьбу и отдых. Лучше не брать на руки, а
посидеть или постоять, а затем двигаться дальше. Когда Маша была
маленькая, то у нас был рубеж «конец леса». Мы доходили (а чаще
добегали) до выхода из леса, а потом я брала уставшего ребёнка на руки.

Вырабатываем маршруты
Хорошо работают маршруты с какими-то привлекательными ориентирами.
Например, можно ходить из двора во двор (где-то песочница хорошая,
где-то качели не скрипят), где-то лестница. Полазили, затем предлагаете
ребёнку покачаться на качелях в соседнем дворе. Это приучает ребёнка
ходить пешком, а интерес добавляет сил. Когда-то, когда дети были
ещё маленькие, мы жили на море с Леной Даниловой, Санькой, Васей и
Машей. До моря нужно было идти минут 20. Василию тогда ещё не было и
двух лет. Но он по два раза в день добирался до моря сам (коляски не
было, а нести его на руках не было никакой возможности – он был
крепенький и тяжёлый). Мы нашли разные интересные штуки вдоль всей
дороги. Они были довольно часто, один в пределах видимости другого.
Сначала их было всего два, но потом мы нашли интересностей целую кучу и можно было использовать разные каждый день. Первой была клумба с красивыми цветочками, второй ориентир – надпись «Живое пиво»:)
Вася в ту пору так сильно интересовался буквами, что ему можно было
около самого моря напомнить про буквы на стене и Вася начинал бежать (а это была примерно середина пути:)). Смысл надписи, я надеюсь, он так и не понял, но буквы называл ежедневно всё увереннее.

Ещё была лавочка, на которую можно было залезть, чтобы хорошо было
видно киви на лозе, инжирное дерево, сливовое дерево с фиолетовыми
листьями, мостик через речку (сама речка не годилась, потому что была
сточная), красивые ворота, на которые дети любили забираться и т.д.
Проблем дойти до моря не было никогда, я просто напоминала, «а пойдём цветочки посмотрим», «Вася, смотри, вон твоя любимая лавочка». Главное было не дёргать ребёнка, а дать ему возможность посмотреть – потрогать, получить удовольствие, раз уж внимание привлекли. Очень хорошо, если есть какая-то цель путешествия, точка, с которой вы поворачиваете обратно. Либо прокладывайте круговой маршрут.

Далёкая цель
Когда моей дочке Маше было 5 лет, мы ходили в подготовительный класс музыкальной школы. Забирали Машину подружку из детского сада и шли вместе через лес. Идти полубегом 50 минут, не торопясь часа полтора, мы выходили с запасом, примерно за час сорок до начала урока и могли позволить себе остановиться, что-то рассмотреть, порисовать палкой на дороге и прочее. Со временем у нас сложилась программа похода. В начале мы болтали обо всём, расспрашивали подружку про садик, делились впечатлениями от прошедшего занятия по бисероплетению, когда заходили в лес – решали примеры. Детям было по 5 лет, мы решали самые простые примеры с помощью пальцев. Так как их было двое – на скорость. Успевали пройти половину дороги по лесу. Потом играли в разные игры, любовались лесом, так и добирались до музыкалки. Безусловно, обязателен энтузиазм мамы. Лично я обожаю ходить пешком и считаю, что это невероятно полезно для ребёнка, и желательно каждый день бывать в лесу (раз есть такая возможность). Когда нам куда-то нужно и можно пройти через лес, я никогда не поеду на маршрутке. В светлое время года мы ходили и в музыкалку, и в школу через лес и туда, и обратно! Моей энергии хватало на двоих, и на троих! :)

Начинаем бегать в заданном направлении
Мы начали бегать в центр развития на занятия, так как вечно опаздывали. Но я нашла способ превратить свою слабую сторону в полезную)) Мы «садились на дельфинов» и бежали. У нас было чётко разграничено, где бежим, а где отдыхаем – это сложилось само собой, бежим по двору, отдыхаем, когда переходим дорогу, затем бежим кусочек по тротуару – перекрёсток, затем бежим вдоль забора по тротуару и опять выходим на дорогу, можно передохнуть и т.д. Со временем мы стали добегать за 8 минут! :)
И могли пробежать без остановок – один «передых» был при переходе через перекрёсток, т.е. дистанция разбилась всего на три отрезка (два беговых и один отдых). Затем пришла в голову идея, что можно удлинить
дистанцию. И мы стали ходить довольно далеко – через лес в музыкальную школу (я об этом уже писала чуть выше). Поначалу нам удавалось выходить заблаговременно и мы ходили не торопясь, но бывали дни, когда время поджимало и пришлось пользоваться наработками. :)
Мы стали чередовать бег и ходьбу. В нашем лесу вдоль дорожки стоят
лавочки. Мы бегали до лавочки, до следующей шли пешком – отдыхали, затем опять бежали до лавочки. По мере роста ребёнка расстояния удлинялись, мы бегали уже не до следующей лавочки, а через одну. Потом стали бегать до «вооон того дерева» или «до поворота». Ребёнку легче, если он видит конечный пункт. Мы так много бегали, что я теперь сама, если куда-то надо, добираюсь до цели бегом. Стала бегать по лесу
тренироваться. В этом году было удобно – мы отводили детей в школу, а
сами бегали в лесу. :)

Итак, при длительных прогулках соблюдать некоторые правила:
– понятная цель (идём на занятия, или в парк, или на дальнюю площадку);
– чередование нагрузки и отдыха, выход с запасом по времени, чтобы можно было остановиться или посидеть, чтобы отдохнуть;

– если ребёнок маленький, можно брать слинг или коляску, например, для
обратной дороги, но лучше выбрать такой маршрут, чтобы в обе стороны
добраться пешком;
– хорошая компания (для ребёнка и/или для мамы);
– своеобразные «ритуалы», сложившиеся сами или намеренно последовательности действий или событий;
– поём песни во время похода;
– решаем примеры;
– повторяем или разучиваем песенки на иностранном языке;
– рассказываем сказки;
– наблюдаем за белочками в лесу, либо идём до кормушки, чтобы насыпать корм и т.д.;
– берём с собой небольшой перекус: термос с морсом или травяным чаем, немного печенья.

Читайте также:

Вопросы эксперту

Просмотрено

Должна ли я волноваться, если мой дошкольник неправильно произносит определенные звуки?

Советы родителям

Просмотрено

Нет, я не беременна, и пожалуйста, никогда не спрашивайте меня об этом!

Детская психология

Просмотрено

Когда ваш малыш бросает вам вызов, вы должны ответить ему любовью!

Все о воспитании

Просмотрено

Чтобы детская ревность не стала губительной для Вашей семьи

Это интересно!

Просмотрено

Британский педагог рассказала детям о вреде школьной травли на примере яблок

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мой взрослеющий сын: как мы обошлись без подросткового бунта

Медицина, Советы родителям

Просмотрено

Что делать если у малыша насморк и как не навредить?

Наступление зимы – выпадение снега, низкая температура воздуха, холодный ветер – это не повод отменять прогулки с детьми. Даже с маленькими. Можно ли гулять с новорожденным ребёнком зимой?

Прогулки очень благоприятно влияют и на настроение, и на развитие малышей. После прогулок детки после года набираются впечатлений, жизненного опыта и очень устают, а совсем маленькие – новорожденные – замечательно засыпают в коляске во время зимних прогулок. Главное при этом соблюдать некоторые правила.

Как гулять зимой с ребенком

Как гулять зимой с ребёнком, конечно, должны решать сами родители. С какого возраста начинать прогулки с ребёнком, тоже могут решить только родители. Некоторые мамочки, родившие новорожденного зимой, начинают гулять с ним уже через месяц, а некоторые ждут лета. – это не повод отменять прогулки. Морозный воздух имеет свои преимущества. Он больше насыщен кислородом, в нём нет микробов и вирусов, соответственно в кровь младенца поступает больше кислорода, и у него нет возможности заболеть. На морозном воздухе младенцы очень хорошо и долго спят.

С какого возраста можно начинать гулять с новорожденным зимой?

Адаптация у малыша к внешнему миру начинается уже с первых минут жизни. А к двухнедельному возрасту младенец уже готов побывать и на улице. Не переживайте, если малыш родился зимой. Гулять с ребёнком зимой очень полезно и для него, и для молодой мамочки. Организм новорожденного насыщается кислородом, а молодая мамочка отдыхает от повседневных забот.

Есть несколько условий для зимних прогулок с ребёнком. На улице не должно быть ниже –5 градусов при первой прогулке с новорожденным, для более поздних прогулок – -10 градусов. С одного месяца придерживайтесь температуры -15. Длительность прогулки в первые три месяца лучше сохранить не более пятнадцати минут. А в первый месяц пяти минут на морозе в -5 градусов достаточно пяти-, десяти минут.

У меня есть личный опыт, когда мы с сыном, который родился в январе, гуляли примерно через месяц после рождения в мороз -18 градусов примерно около получаса. Пока я не замёрзла. Он был хорошо укутан в одеяло, лежал в коляске. Через полчаса мы пошли домой, потому что я сама замёрзла, а ему было очень хорошо. Он спал после прогулки ещё два часа. После этого мы гуляли каждый день по полчаса. Он чувствовал себя отлично и спал долго. Когда же мы оставались дома, он больше капризничал и не хотел спать днём.

Как одевать малыша на зимнюю прогулку?


Тепло во время прогулки обеспечивает воздушная прослойка. То есть между слоями одежды должна быть воздушная прослойка. Три, максимум четыре слоя одежды обеспечат малыша теплом. Новорожденного, который неподвижно лежит в коляске, достаточно одеть в четыре слоя одежды. А малышу после одного года, который самостоятельно может передвигаться, достаточно трёх слоёв одежды.

Чтобы проверить, замёрз малыш или нет, засуньте руку ему за шиворот. Если там тепло, значит всё в порядке. Если нет, идите скорее домой. Хороший признак, когда у ребёнка во время зимней прогулки красные щёки, значит, он активен и не замёрз.

Детки очень любят морозный воздух, снег, лёд. Они готовы часами бегать и прыгать по сугробам в любой мороз. К тому же прогулки с ребенком очень полезны для всех членов семьи. И мама, и папа во время прогулок с ребёнком становятся ближе и сплочённее. Примерно лет до четырёх-пяти прокатиться с горки или покататься на коньках или лыжах малыш может только с родителями. Когда как не в это время вся семья сближается? И мама, и папа, и малыш получают удовольствие от совместных прогулок, катания на горках, санках, ледянках, создания ледовой крепости или ледяных скульптур.

Во время таких мероприятий не забывайте о том, что малыш может переохладиться. Проверьте его варежки – они быстро покрываются снегом и льдом, поэтому нужно иметь с собой запасные. Одевайте ребёнка по погоде. Очень хорошо, что сейчас для детей шьют зимние комбинезоны и куртки со штанишками лёгкие и удобные, непромокаемые и очень тёплые. Детки в них чувствуют себя намного комфортнее, чем раньше (помните неповоротливые цигейковые шубы и шапки?).

Сколько времени гулять с ребенком зимой?


, зависит от возраста малыша, состояния его здоровья и, конечно, погоды на улице. Если на улице минус пять-десять или пятнадцать градусов, гуляйте с удовольствием. Если малышу меньше года и он находится в коляске, гуляйте примерно полчаса, лучше после кормления. Учёные установили, что с детками до одного года лучше гулять после кормления. Они чувствуют себя лучше и сразу засыпают. Если на прогулку взять голодного малыша, через час-полчаса он сильно захочет есть и начнёт просить, срочно придётся бежать домой и кормить его. Поэтому примерно через полчаса после еды лучше всего гулять с ребенком зимой. Такая прогулка может затянуться на полчаса, а то и больше или продолжиться на балконе.

Если малышу больше года, тоже лучше сначала его покормить, а потом собираться на прогулку с ребёнком. Если ребёнку больше года, прогулку продолжают до тех пор, пока малыш не устанет. Естественно, учитывайте погоду – температура не менее -15 градусов, ветер не сильный. Очень хорошо занять малыша каким-то делом. Например, покататься на горке, слепить снеговика, почистить дорожку. Такие занятия могут растянуться и полчаса, и на час. Дольше часа, я думаю, гулять зимой с ребенком не получится.

Можно ли гулять с больным ребёнком зимой?

Это зависит от того, насколько болен малыш. Если у младенца небольшая простуда, лёгкий кашель, просто сведите прогулку к минимуму. Морозный воздух обеспечит ребёнка кислородом, он будет лучше спать. Но если у ребёнка , лучше остаться дома. Просто во время дневного сна укутайте его хорошенько и откройте все окна, чтобы морозный воздух зашёл в помещение.

Не лишайте малыша прогулок на морозе. Он получит хорошее настроение, лёгкое закаливание и свой жизненный опыт. А также, если при таких прогулках присутствует вся семья, ещё и поддержку и любовь близких. , когда только это возможно. В северной части России это удаётся не так часто, нужно «ловить» хорошую погоду, чтобы погулять с ребенком зимой. Не укутывайте малыша сильно – он двигается особенно активно после достижения одного года. Предоставьте ему такое удовольствие.

татьяна замараева
О пользе прогулок с детьми. Консультация для родителей

Консультация для родителей

О пользе прогулок с детьми

Подготовила Замараева Т. А.

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.

Родители понимают , что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей . Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки , продолжительностью около 4-4.5 ч.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими - не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки , если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

Также прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной , привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период .

Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Как одевать ребенка на прогулку ?

Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.

Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.

Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.

Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше , чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.

Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три» .Расшифровывается она достаточно просто : прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.

А не замерз ли ребенок?

Во-первых, необходимо обратить внимание на поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует - громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.

Во-вторых, по шее, переносице и руке выше кисти.

В-третьих, ледяные ноги (проверьте, не стала ли обувь маленькой или впритык, это способствует переохлаждению).

В-четвертых, ребенок не будет молчать, если ему холодно. Если он «не замечает» - это означает, что ему хорошо.

Признаки перегрева ребёнка.

Первый признак перегрева - жажда, то есть ребенок просит пить;

На прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;

Слишком теплая, почти горячая спина и шея;

Очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).

Нельзя гулять!

Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.

Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

Плюсы прогулки :

Повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

Содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

Формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

Формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

Идет ускоренное развитие речи через движение;

Воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

Развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.

Целью прогулок с ребенком первых месяцев жизни является главным образом нахождение его «на свежем воздухе». Получать какие-либо впечатления малыш начинает только примерно с полугода, а то и позже, тогда, когда на улице он уже может бодрствовать. Давайте подробнее рассмотрим эту причину повсеместно распространенных длительных прогулок с младенцем.

Традиция отправляться с малышом на многочасовые прогулки, не считаясь с погодой, первоначально основывалась на открытии физиологов, что развивающемуся мозгу необходим кислород. И уже потом мамы заметили, что на свежем воздухе ребенок дольше и глубже спит, а такой сон автоматически рассматривается как полезный.

Однако если ситуацию с прогулкой проанализировать детально, окажется, что кроме абстрактной пользы от получения порций кислорода, у таких прогулок много минусов.

Во-первых, система терморегуляции у ребенка первых месяцев жизни только развивается.

Те же физиологи заметили, что младенец не способен поддерживать температуру своего тела самостоятельно. Организм его рассчитан на то, что в холоде его будет согревать тело взрослого, мамы. Нахождение малыша в коляске такой возможности не дает. Поэтому зимой ребенка закутывают в бесчисленные слои ткани, одевают в бесчисленное количество одежек, но сохранить тепло удается не всегда. Практика показывает, что дети, с которыми часто и подолгу гуляют в холода, нередко болеют простудными заболеваниями.

Во-вторых, в коляске ребенок находится отдельно от мамы, что до полугода идет в разрез с его психологической потребностью и врожденными ожиданиями.

После 5-6 месяцев ребенок постепенно начинает выходить из ручного периода, но до того момента, пока малыш не начнет сам ходить, незнакомая обстановка на улице продолжает пугать его, обилие впечатлений перегружает, поэтому и в этом возрасте лучше, когда ребенок находится у мамы «на руках».

В-третьих. Большие дозы кислорода и укачивание от езды в коляске безусловно приводят к тому, что младенец засыпает. Но многие дети засыпают в результате глубоким сном, ритмы которого сбиваются. Глубокий сон без парадоксальной фазы вреден для развития мозга ребенка.

Кроме того, крепко спящий младенец может не проснуться для кормления, спать по 3, 4 часа подряд. Если такая ситуация повторяется изо дня в день по отношению к ребенку младше 2-3 месяцев, то это в результате приводит к тому, что ребенок получает недостаточное количество молока.

Если даже малыш и просыпается для кормления, маме сложно организовать прикладывание к груди на прогулке, и она либо «спасается» интенсивным укачиванием, либо использует соску. И то и другое пользы не приносит.

Но тут отметим, что после трех месяцев малыш сосет днем значительно реже, в основном, вокруг снов, и даже 4-х часовые перерывы в кормлении один раз в день уже вполне допустимы.

И самое интересное. Уже накоплены наблюдения за детьми, которые гуляли на свежем воздухе в первые месяцы своей жизни нерегулярно и не подолгу: мамы выносили их на улицу в основном только в том случае, когда шли по своим делам. Эти дети нисколько не отстают в развитии от своих сверстников, а зачастую, в силу более правильного ухода, они более психически и физически здоровые.

В хорошо и часто проветриваемой квартире достаточно кислорода для того, чтобы мозг малыша полноценно развивался. А если использовать очистители воздуха и увлажнители, то «свежесть воздуха» в городской квартире может поспорить со «свежестью воздуха» на улицах мегаполиса. А для того чтобы восполнить потребность в витамине Д, нужно всего лишь 2часа в неделю проводить на улице в светлое время дня.

Почему же такое количество минусов неизвестно медикам, и педиатры продолжают настоятельно рекомендовать длительные прогулки даже в холодное время года?

Ответ всё тот же. Медицина не воспринимает человека целостно. Узкоспециализированные специалисты знают только свой участок, свою систему организма, и леча её, они часто «калечат» другие системы.

Есть знание о том, что кислород полезен для развития мозга. Значит, нужно обеспечить его поступление посредством прогулок. Дальнейшего анализа обстоятельств, сопутствующих таким прогулкам, не происходит.

А обычные люди, о негативных эффектах прогулки даже не догадываются.

Ну, и добавим еще, что психологические потребности младенца до недавнего времени на Западе (а в отечественной педиатрии и до сих пор) вообще подробно никем не изучались и во внимание особо не принимались.

По сравнению с физиологическими нуждами организма (тем же поступлением кислорода в мозг) они считались чем-то глубоко второстепенным и легко восполняемым. Если младенец отдельно от матери в кроватке или коляске, беспокоится, считается, что его душевный дискомфорт легко можно компенсировать соской и укачиванием. Но это не так.

Так как же организовать прогулки с младенцем без ущерба для его психического и физического здоровья?

С малышом до года не рекомендуется выходить на улицу в холодное время года на длительное время. По крайней мере, до полугода, если температура воздуха ниже минус 10 градусов, прогулку вообще лучше отложить и укладывать малыша спать в хорошо проветренном помещении.

    Если мама всё же считает, что малышу необходим «свежий воздух», она может устроить ребенка на закрытом балконе после прохождения им фазы быстрого сна. Укладывать малыша таким образом лучше всего не больше, чем на час-два, в зависимости от возраста, так как потом нужно сделать перерыв на кормление.

    Если температура плюсовая, можно гулять больше часа, и два, и три, но в этом случае нужно подумать об организации кормления на улице, если ребенку меньше 3-х месяцев. После полугода малыш уже точно может подождать с прикладыванием к груди на протяжении всей прогулки, особенно, если она пришлась на его бодрствование.

    Если же посреди прогулки ребенок начал укладываться спать и просит грудь, - нельзя ему в этом отказывать. В то же время, если один раз в день ребенок после полугода спокойно засыпает без груди - это уже в любом случае не скажется негативно на грудном вскармливании.

Лучше всего использовать эргономичную переноску, так как телесный контакт с мамой малышу в ручной период просто необходим. Если по каким-то причинам нет возможности пользоваться исключительно переноской, в коляску (под катом) рекомендуется откладывать ребенка только в плюсовую температуру и только после наступления фазы медленного сна.

    При первых признаках недовольства малыша, конечно же, нужно взять на руки или посадить в переноску. На первый взгляд кажется, что в холода малышу в коляске теплее, чем в переноске, так как есть возможность его хорошо укутать. Это не так. При длительной прогулке тело ребенка всё больше остывает из-за несовершенства терморегуляции. В переноске же живот малыша (место, которое в первую очередь должно быть согрето) постоянно согревается телом мамы.

    И мама, и ребенок могут одеться в специальную одежду, предназначенную для зимних прогулок с переноской. Также мама может подобрать удобный ей вид переноски с учетом «громоздкости» зимней одежды. При использовании переноски ребенка удобно прикладывать к груди практически в любом месте, в любое время года и незаметно от окружающих.

    Кроме того, ребенка, посаженного в переноску, не нужно укачивать. Он моментально засыпает у мамы на груди, чувствуя её защиту, запах и тепло. Совсем маленькие груднички в возрасте до трех месяцев обычно спят на прогулке в положении «колыбелька». Начиная с трех месяцев ребенка можно уже носить в вертикальной позиции, он прекрасно спит в таком положении, оно для него физиологично.

Примерно до 6-8 месяцев лучше выходить на прогулку с ребенком на его сон. Приложить к груди его можно до одевания, после или уже после выхода из дома, когда он находится в переноске. Как удобнее поступить - это решает каждая мама на практике.

    Почти все дети не любят одеваться и громко выражают свое недовольство. Тревожиться по поводу рыданий малыша не стоит - все основные потребности его удовлетворены, мама рядом, а плачет он потому, что не понимает, зачем нужно одеваться. Рекомендация здесь может быть только одна: одевать ребенка как можно спокойнее и быстрее. И, конечно же, пустышку не следует давать ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, ни в коем случае.

    После одевания можно сразу дать грудь на успокоение. Если сложно оторвать малыша от груди, а он уже одет и нужно выходить из дома - лучше сначала быстро одеть, посадить/положить в переноску, а уже потом давать грудь. Если ребенок засыпает и не просыпается от того, что его одевают и сажают в переноску - такого ребенка лучше сначала приложить к груди, а затем спящего одевать.

    После 6-8 месяцев малыши уже не всегда засыпают на прогулке, и с ними можно выходить на улицу за новыми впечатлениями, по время их бодрствования, а спать укладывать дома.

    Некоторые дети начинают ходить до года. Важно, чтобы малыш, насколько это возможно, ходил на улице сам, а не ездил в коляске или переноске. С этого времени использование коляски уже не будет для ребенка стрессом. Но тут важно, чтобы мама коляской не злоупотребляла, использовала её только тогда, когда торопится или устала.

    По крайней мере, до полутора лет нужно использовать такую коляску, в которой малыш сидит лицом к маме. И не нужно забывать, что использование коляски нередко затрудняет отработку поведения следования. Лучше всего, конечно, будет продолжать использовать эргономическую переноску, но также уже только в том случае, когда мама торопится.

Если проблему прогулок с ребенком решает мамин помощник, который категорически отказывается носить малыша в эргономичной переноске, то оптимально для ребенка будет, если до полугода мамин заместитель будет откладывать его в коляску уже после того, как он уснул, а доставать из нее - не дожидаясь просыпания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя в коляске брошенным в неизвестность, оторванным от рук. Лучше же всего в такой ситуации укладывать ребенка спать на закрытом балконе.

    В 8-9 месяцев ручной период заканчивается окончательно, и для малыша уже не будет сильным стрессом приучение к коляске. Здесь важно использовать такую коляску, в которой ребенок будет сидеть лицом к маминому помощнику.

Для размышления: Б. П. и Л. А Никитины. Мы и наши дети.

"Когда появляются собственные дети, волей-неволей начинаешь больше наблюдать за детишками на улице, исподволь даже сравнивать своих с другими. Может быть,потому мы обратили как-то внимание (понаблюдайте сами - проверьте!) вот на что: у некоторых малышей в коляске взгляд равнодушный, ленивый, какой-то тусклый, как у утомленных жизнью старичков. Они не смотрят по сторонам, не удивляются ничему и не радуются, сытые, малоподвижные, нелюбопытные.

Нас это удивило: мы не видали такого у своих ребят, которым все всегда былоинтересно. В чем дело? Может быть, здесь сказываются какие-то врожденные?особенности психики? На этот вопрос мы ответить не могли. А потом как-то прочитали вот что.

Африканские матери носят обычно новорожденных за спиной. Ребенок постоянно при матери: во время ходьбы, любой работы, на праздниках, ночью и днем. То,что видит она, видит и он - какая смена впечатлений! Да еще и постоянное чувство защищенности, физической близости к матери. И что же? Африканские двухлетние малыши по интеллектуальному развитию намного обгоняют своих "кроватных" европейских сверстников из цивилизованного общества.

Потом, конечно, может произойти отставание - так на ребенке сказывается уровень развития общества. В последнее время психологи экспериментально доказали, что в первые месяцы жизни малыш очень много получает от простого рассматривания окружающих его предметов.

Вот к каким удивительным открытиям привело размышление над простым вопросом: стоит ли носить ребенка на руках или держать его в кроватке и возить в коляске, загородив от всего белого света, оставив для обозрения только кусочек неба да мамино лицо, которое частенько и обращено-то не к нему, а к книжке или... к другой маме с коляской"

Фото Legion-Media.ru

1. Зачем вообще нужны прогулки?

В пользу прогулок с ребенком первых месяцев жизни можно выдвинуть, как минимум, пять аргументов:

Польза прогулок не только в свежем воздухе и в «перед сном набегается», но и в витамине Д - витамине солнца. В зимнее время врачи рекомендуют прием витамина дополнительно, если вы не гуляете с ребенком как минимум 1-1,5 часа.

Ультрафиолетовые лучи необходимы для выработки в коже ребенка витамина Д, который , но оконные стекла ультрафиолетовые лучи не пропускают;

На улице больше содержание кислорода в воздухе, что способствует лучшему насыщению им гемоглобина эритроцитов, это помогает активному течению обменных процессов у ребенка и предотвращает развитие дыхательной недостаточности;

Пребывание на улице способствует тренировке и совершенствованию системы терморегуляции детского организма;

При регулярных прогулках у малышей лучше аппетит и сон.

В более старшем возрасте появляются новые доводы – необходимость получения новых впечатлений, удовлетворение потребности общения со сверстниками.

2. Когда разрешают первую прогулку с новорожденным?

Если ваш малыш родился в летнее время, прогулку обычно разрешают с первых дней жизни. В книгах для молодых родителей пишут: «Сразу после выписки из родильного дома». Но нужно учитывать, что раньше из него здоровых детей выписывали на 5-9 сутки, а сейчас – на 3-5. Ранний адаптационный период завершается для основной массы новорожденных к 10 дню жизни. Примерно на эти сроки и нужно ориентироваться при определении времени первой прогулки.

Для «зимних» малышей прогулка разрешена с 10-14 дня жизни, при условии, что температура воздуха на улице выше -10°С мороза и безветренно. При более низкой температуре можно провести подобие прогулки на веранде или лоджии, а при их отсутствии – потеплее одеть малыша на время дневного сна и открыть в комнате окно. За 15-20 минут до ожидаемого пробуждения окно закрыть, чтобы восстановить в комнате нормальную температуру.

3. Где гулять с грудным ребенком?

Гулять с ребенком нужно – парках, скверах, тихих дворах – вдали от автострад и шоссе. Правда, из современных мегаполисов добираться туда порой приходится на машине. Поэтому необходимо обеспечивать безопасность при перевозке малыша, то есть, использовать автолюльки или автокресла. Нельзя оставлять ребенка в машине одного даже «на минуточку». Отлучка может неожиданно затянуться, и в летнее время в запертой машине малыш легко перегреется, что чревато для грудного ребенка очень серьезными последствиями. Кроме того, не исключен риск угона автомобиля с запертым в нем младенцем.

Часто у мамы велик соблазн совместить прогулку с хозяйственными делами. Однако совместный с ребенком поход на рынок или в магазин прогулкой считать нельзя.

4. Как долго должна длиться прогулка с грудным ребенком

Первая прогулка обычно продолжается 20-30 минут. Постепенно время пребывания на улице увеличивают до 1-2 часов. Наука рекомендует для грудного ребенка две прогулки в день. В холодное время года их порой объединяют в одну – в наиболее теплое время дня. Летом, напротив, рекомендуется к пику жары уже вернуться с прогулки. В этот сезон прогулки лучше проводить до 11 часов утра и после 16 часов дня.

5. Как одеть малыша на прогулку, чтобы он не замерз и не перегрелся

Основное правило, в соответствии с которым следует одевать ребенка, звучит так: на нем должно быть столько же слоев одежды, сколько и на родителе, плюс один слой. То есть, если вы, отправляясь на прогулку, надеваете футболку и свитер, малыша можно нарядить в боди, кофточку и комбинезон.

Проверить, не холодно ли младенцу, можно запустив палец за воротник. Если пальцу тепло, то, скорее всего, и ребенку комфортно. Рекомендации с ощупыванием носика и ножек представляются сомнительными: доводить до выраженного похолодания носа в зимнее время не следует, а состояние ножек можно проверить только после возвращения с прогулки.

Очень беспокоящую мам проблему с возможным переохлаждением малыша позволяет раз и навсегда решить . В нем ребенок согревается теплом материнского тела. Современные слинго-куртки со вставками позволяют надевать слинг под них. При этом мама и малыш образуют единый комплекс – по крайней мере, в плане терморегуляции. Если тепло маме, тепло и ребенку.

Летом важно помнить, что при прогулке в середине дня под прямыми солнечными лучами дети первых лет жизни легко могут получить . Гулять нужно в полутени, лучше под деревьями, голову обязательно прикрывать.