Совместные космические полеты. Космический полет по программе «Союз» — «Аполлон

Если приглядеться внимательнее
к советским источникам, начинаешь
кое-что понимать.

Вот как происходила стыковка Союз-Аполлон. Невооруженным глазом видно, что используются советские киноматериалы. И у диктора характерные интонации. Когда и кем сделан фильм, еще выясним.

Продолжительность ролика меньше 20 минут. Попробуйте найти сами ту мелкую деталь, которая привлекла моё внимание. Если жалко времени, начните смотреть с 12-ой минуты. Если нет терпения даже на 1,5 минуты, добро пожаловать под кат.

Расшифровка слов диктора с 12.46 по 12.55.
"Через семь часов тридцать минут после запуска "Союза" с полигона имени Кеннеди стартовала ракета "Сатурн-1Вэ" с кораблем "Аполлон" ".

Надо бы еще выяснить, может диктор оговорился? Не в том смысле, что английскую "В" озвучил по-русски "Вэ". А в том, что перепутал её с ракетой "Сатурн-5". Вопрос ведь не прост. Грузоподъемность "Сатурна-1В" на орбиту высотой 195 км - 18,1 тонны. А масса "Аполлона" никак не меньше 20 тонн даже без командного отсека. По-крайней мере, НАСА так утверждает. Например, масса командного отсека Аполлон-17 - 20,5 тонн. Причем, это "сухая" масса, без топлива.
Могли, конечно, снять не требующееся оборудование, - не к Луне ведь летели, - но и надо было дооборудовать шлюзовым устройством. В любом случае возникает вопрос: а как же "Сатурн-5" ? Ведь оставалось по версии НАСА еще две ракеты.

На самом деле, если всё слушать внимательно, - к тому же это интересно, - того же Леонова, то рождается интересное ощущение. Дважды Герой СССР, летчик-космонавт Леонов А.А. может сколько угодно защищать "американский подвиг". Вот только его личный опыт, его бесценные свидетельства противоречат словам своего обладателя.

Над этим не грех тихо похихикать. Во ролике, что пониже, Леонов в своём интервью рассказывает подробности своего знаменитого выхода в космос. Посмотрите. Для общего развития полезно.

1) С момента 3:40 Алексей Архипович рассказывает, что в результате ошибки корабль оказался вплотную к поясу Ван-Аллена. Буквально, в пяти километрах. Оказывается, были опасения схватить дозу радиации, которую организм безболезненно не переварит ("Там порядка 500 рентген можно было схватить ").
Всё обошлось. Мы видим Алексея Архиповича живым и здоровым до сих пор. Получил он всего 86 миллирад.

2) Тот полет изобиловал аварийными ситуациями. И одна касалась конкретно Леонова, когда его скафандр раздуло. Он сбросил давление до половины. По его же словам пошел на недопустимый риск, но деваться было некуда. Мог закипеть азот в крови при резком падении давления. Всем известные опасности резкой декомпрессии. Обсуждения этого момента в этом ролике нет. Но фильмов от Леонова много. Можно , например, глянуть (момент 7:45, но там длинно и растянуто, смотреть долго).

А теперь задам неприятные вопросы.
- Как решалась проблема регулирования давления при спуске на Землю командного отсека? Внутреннее давление в треть атмосферного должно повышаться до атмосферного. Конструкция была такова, что выдержать не могла даже разницы в половину атмосферы. Изнутри. Полагаю, что избыточное давление снаружи (в те же пол-атмосферы) тоже могло оказаться фатальным.
Повышение внутреннего давления от трети до половины грозило разорвать консервную банку, которую американцы важно величали "командным модулем Аполлона". Разница между наружным давлением в одну атмосферу и одной третью внутри могло смять конструкцию, как жестяное ведро. Как иногда сминает цистерны, которые нет нужды делать чересчур тонкими.
Вот я и спрашиваю, как НАСА решало это проблему. Им надо было при спуске постепенно поднимать внутреннее давление для выравнивания с внешним. Что-то я не слышал о соответствующем оборудовании.

Второй неприятный вопрос про радиацию. Тут даже пояснять ничего не надо. Наш самый авторитетный и популярный специалист по космосу прямо озвучил количество радиации, которое должен был получить космонавт в поясе Ван-Аллена. Даже при "спокойном" солнце.
Жестяное ведро, именуемое по американскому недоразумению "Аполлоном", - прошу простить мою язвительность, - конечно же даёт какую-никакую защиту. Но всё-таки. Насанавты за поясом Ван-Аллена летали целую неделю. Бродили по Луне несколько часов, т.е. уже не находясь под защитой корпуса. И ничего. "Вернулись" веселые, бодрые и здоровые.

известия : Алексей Архипович, совместный полет был проведен вскоре после того, как США и СССР закрыли свои лунные программы. Правда, Америке Луна принесла яркий космический триумф, а мы даже от Земли оторваться не смогли. Советская лунная программа была строго секретной, а вы были командиром лунного экипажа. Кому во враждебной атмосфере пришла в голову идея программы "Союз" - "Аполлон"? И как лично вы чувствовали себя рядом с астронавтами, перегнавшими вас в лунной гонке?

Алексей Леонов : Идея совместного полета пришла в голову президенту Никсону, который сказал об этом советскому премьеру Косыгину. Потом к обсуждению подключились директор НАСА Флетчер и президент Академии наук Келдыш. Помимо политического значения, у программы была техническая цель. Мы летали в космос давно, но в случае аварии на орбите помочь друг другу не могли. Необходимо было разработать стыковочные узлы и адаптировать системы радиосвязи и стыковки.

Несмотря на поражение в лунной гонке, комплекса неполноценности у нас не было. По другим программам мы были впереди - строили орбитальные станции, выходили в открытый космос, вели уникальные межпланетные исследования, по той же Луне наш робот ездил и грунт на Землю привез. Кстати, когда было принято политическое решение о совместном полете, в США провели опрос: какой экипаж был бы лучшим? Люди назвали Томаса Стаффорда и Леонова. Стаффорд, который не высаживался на Луне, но подходил к поверхности на 100 метров и нашел идеальное место для посадки, в Америке даже популярнее, чем Нил Армстронг. Хотя специалисты принимали решение об экипажах по своей логике, совпадение с голосованием было приятным и говорило, что большинство не всегда заблуждается.

Почему выбрали меня? Наверное, искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях. Я выходил в открытый космос и сумел вернуться в корабль, несмотря на аварийную ситуацию. Наша посадка с Пашей Беляевым была аварийной, мы сели в тайге, нас долго искали. Несколько раз я был командиром на станциях, которые погибали на старте, но об этом не сообщалось. В 1971 году накануне старта из-за внезапной аллергии бортинженера наш экипаж заменили на дублеров. Это были Добровольский, Волков и Пацаев - они погибли, возвращаясь со станции "Салют". Погибли во многом из-за пропагандистской глупости и ненужной гонки с американцами, летавшими на Луну.

Научный руководитель экспедиции президент Академии наук Мстислав Келдыш был гениальный ученый, я таких не видел. Однажды на корабле отказала система ориентации и нужно было срочно скорректировать работу двигателей. Инженеры убежали считать импульс на ЭВМ, а Келдыш на пачке "Казбека" карандашом стал царапать цифры и через минуту сказал: "Двадцать метров". Инженеры через полчаса от компьютера прибегают и радостно кричит: "Подсчитали - двадцать метров!"

Леонов: Когда мы открыли люки и я за руку втянул в "Союз" сначала Стаффорда, а потом Бранда и Слейтона, у нас с Валерой Кубасовым уже был накрыт праздничный стол. И были тюбики с наклейкой "Московская водка", но там был борщ. Астронавты искренне расстроились, потому что все равно никто не поверит. Но этот розыгрыш имел продолжение. Знаменитый миллиардер Арнольд Хаммер покупал тогда в СССР дорогую водку "Столичная", которая очень ценилась в США. Как только он узнал о нашем застолье, сразу потребовал заменить "Столичную" на дешевую "Московскую", а всю разницу безвозмездно предложил оставить в СССР. Настоящая акула капитализма!

Первое наше рукопожатие в космосе состоялось, когда корабли пролетали над Эльбой, где в 1945 году встретились армии СССР и США. Это совершенно мистическое и необъяснимое совпадение, потому что все было рассчитано так, чтобы рукопожатие произошло над Москвой и было показано по телевидению.

и: После полета вы приехали в МГУ и выступали вместе со Стаффордом, причем были друг у друга переводчиками. Сейчас это не проблема, но в советскую эпоху наши офицеры языков не знали напрочь. Как вы справились?

Леонов: После войны в школе я не стал учить иностранный язык, это был патриотический вызов. В военном училище тогда языков вообще не учили. Я уже Академию Жуковского закончил и знал лишь, что во множественном числе к слову добавляется буква "сы". Некоторых космонавтов из программы убрали за неспособность к языкам. Я сказал себе: не может быть, чтобы советский командир не справился с английским. Днем и ночью с магнитофоном не расставался. Учителя у нас были очень сильные. В Америке - Алекс Татищев, правнук историка. Сейчас могу дать важный совет: главное - не бояться говорить, пусть с ошибками.

С президентом Фордом я уже разговаривал без проблем. Помню, в Белом доме он сказал: "Скучно здесь, ребята, поехали ко мне домой, пивка выпьем". У него дом на берегу Потомака. Вышли из вертолета, ему все кричат: "Привет, земляк!" Зашли в пивную, официант крошки со стола фартуком смахнул. Я был в изумлении, тогда уже Хрущева и Брежнева близко видел. Брежнев мне перед полетом говорил: "Ты, Алексей, в космосе и в Америке за весь СССР отвечаешь. Мы смотрим на тебя!"

и: Вы, полковник и коммунист, обнимались с американцами в космосе, подолгу ездили с ними по СССР и по США, выпивали с президентом и никогда слова плохого о нашем идеологическом оппоненте не сказали. Не было у вас неприятностей?

Леонов: После полета министр обороны Гречко и главком ВВС Кутахов решили исключить меня из партии. Я не знал, смеяться или плакать. Мы подарили Брежневу часы "Омега" с тремя циферблатами, которые были в космосе. На пресс-конференции Брежнев, как ребенок, радовался подарку и подмигивал мне: "Леша, хорошие часы?" Я в ответ по своему циферблату стучал - отличные часы! Но по телевизору слов не было - и маршалы решили, что я показываю Леониду Ильичу, что пора закругляться. Накануне партсобрания только Келдыш, который видел сцену своими глазами, позвонил Гречко, и это спасло мою судьбу. Надо сказать, что академик Келдыш тоже сначала смеялся, не мог в идиотизм поверить, хоть и жил всю жизнь в системе.

и: Брежнев отвечал за космическую программу еще при Хрущеве и часто бывал на Байконуре. Какие у вас личные впечатления от лидера СССР, на которого пришелся расцвет советской космонавтики?

Леонов: Первый раз я увидел Леонида Ильича из скафандра. Это был август 1964 года, когда я на Байконуре показывал Хрущеву и Брежневу скафандр, в котором предстоял выход в открытый космос. До переворота оставалась пара месяцев, но Брежнев смотрел на Хрущева влюбленно. Поначалу он был энергичен и активен. Помню, в Звездном вместе с Фиделем Кастро, перекинув пиджак через плечо, быстро ходил по лабораториям, давал дельные распоряжения. В 1978 году на приеме в Кремле Брежнев меня уже не узнал: "А ты кто такой?". Ему напомнили. Брежнев обрадовался: "Это ты в космосе кувыркался". После приема он попытался выйти из зала в окно. Его было очень жалко. И страну было жалко.

и: Судя по официальным отчетам, полет "Союз" - "Аполлон" прошел идеально, но ветераны отрасли вспоминают, что все висело на волоске.

Леонов: Когда "Союз" уже стоял на стартовом столе, отказала телевизионная система. Если бы старт отложили, американцы, которые летели несколькими часами позже, могли вообще отказаться от проекта - противников сотрудничества с русскими хватало. Главный конструктор Глушко побежал звонить в ЦК. Министр Афанасьев сказал вернувшемуся Глушко: команду на старт уже дали, обратного хода нет. Только на орбите мы получили из ЦУПа инструкции по ремонту. Но инструмента не было, что по нынешнему оснащению экипажа немыслимо. Помог охотничий нож, который я накануне купил в военторге за 5 рублей 50 копеек. Работали всю ночь. После стыковки американцы спрашивают: "Почему вы сонные?" Отвечаем: "Вы тоже носом клюете". На "Аполлоне" после старта заклинило люк, и мы могли даже не увидеть друг друга. Астронавты перебирали люк всю ночь. Ни в советских, ни даже в американских газетах о нештатных ситуациях не сообщалось.

и: Вы изъедали Америку вдоль и поперек, бывали во всех штатах. Мы похожи на американцев или совсем разные?

Леонов: Наши народы по-хорошему бесшабашны, но американцы более расчетливы. Мне кажется, мы похожи дружелюбием, хлебосольством. Знаю, со мной многие не согласятся, но у меня множество впечатлений от российской и американской провинции. Это многонациональный, открытый народ. С ними можно быть откровенным, они выслушают чужую точку зрения, отнесутся к ней с уважением.

и: Многие наши космонавты пошли в политику, у американских астронавтов это тоже не редкость. Но ваш друг Томас Стаффорд совершил исключительный шаг. Он был активным членом Демократической партии, но вышел из нее. Почему?

Леонов: После удачного завершения программы "Союз" - "Аполлон" была разработана программа "Союз" - "Шаттл". Но президентом стал Картер, а он категорически не хотел сотрудничать с русскими. Кстати, это самый непопулярный в Америке президент. И тогда Томас Стаффорд в знак протеста демонстративно вышел из демократической партии. Потом к власти пришел Рейган, и мы со Стаффордом с ним много общались. Объясняли, что "звездные войны" - только в кино хорошо, а в жизни утопия, технически неосуществимая задача. "Звездные войны" были закрыты - может быть, наши аргументы сыграли свою маленькую роль.

и: Несколько лет назад вы участвовали в скандальной передаче "К барьеру!", где противостояли генералу-антисемиту Макашову. Не было ли в вашей позиции генетической связи с программой "Союз" - "Аполлон", когда мы учились находить общий язык с теми, кто мыслит иначе?

Леонов: Меня поразило, что среди астронавтов есть негры, пусть сейчас их принято называть иначе. И среди них были толковые ребята. Сейчас НАСА возглавляет чернокожий американец, отличный специалист, он с нашими космонавтами летал. Но тогда я не мог допустить мысли, что в экипаже окажется негр. Дикость! Теперь мне стыдно за давние мысли. Космонавты по сути профессии приходят к убеждению, что все люди на планете Земля связаны едиными планетарными узами, что нас объединяет больше, чем разделяет, что границы между людьми по большому счету неразличимы. Поэтому я отправился на дуэль с антисемитом. Передача поочередно шла в нескольких часовых поясах, и по всей России - на Дальнем Востоке, на Урале - люди с огромным перевесом голосовали за меня, против антисемита Макашова. В Москве в мою поддержку прошло лишь 8% звонков. Технологии голосования, теперь я знаю, намного превзошли космические.

Пётр Образцов Стыковка на Земле


Сигареты "Союз"-"Аполлон", выпущенные на фабрике "Ява" в Москве в 1975 году в честь совместного советско-американского полета, не были первыми сигаретами из вирджинского табака на советском рынке. Американские "Филип Моррис" продавались в буфетах некоторых творческих союзов - например, в Доме композиторов. Входившие в этот союз певцы были даже уверены, что причиной такого благоволения к деятелям голосовых связок является полезность дыма вирджинского табака для горла. Пачка таких сигарет стоила фантастически дорого - 2 рубля при цене обычных советских сигарет с фильтром копеек 20. Зато "Союз"-"Аполлон" можно было купить за 70 копеек, причем в Москве довольно свободно. Эти сигареты были изготовлены из смеси вирджинского и турецкого ("Дюбек") сортов табака, причем доля вирджинского - из-за которого, собственно, эти сигареты и пользовались популярностью - постоянно изменялась в сторону уменьшения. На излете массового производства сигарет "Союз"-"Аполлон" в 1990 году эта доля приближалась к нулю, хотя другое их отличительное свойство - незатухаемость сохранилось. Объясняется это просто: бумага, а может быть, частично и сам табак были пропитаны селитрой, при нагревании выделяющей кислород. То есть для горения табака не требуется втягивание воздуха. Точно так же "работает" дымный порох, состоящий из смеси угля, серы и селитры.

Нельзя сказать, однако, что обладание "Союз"-"Аполлоном" стало признаком особого шика. Нарождающаяся буржуазия в лице фарцовщиков, торговых воров и бюрократии все равно предпочитала настоящие западные сигареты. А генеральный секретарь Леонид Брежнев вообще курил примитивные демократические "Краснопресненские" по 24 копейки. Сейчас снова стали производить "Союз"-"Аполлон", причем даже сорта "лайтс", но они мало кого интересуют.

В июле 1975, 40 лет назад, на высоте 200 километров над Землей встретились два космических корабля: "Союз" и "Аполлон". Подготовка эксперимента длилась 3 года. Для кораблей "Союз" и "Аполлон" был разработан универсальный стыковочный механизм и специальный переходный отсек. Экипажи в прямом смысле слова научились дышать одним воздухом: до этого полета единой системы жизнеобеспечения не было. Встреча на орбите стала началом на космическом комплексе "Мир", а позднее и на Международной космической станции.

1975 год, 15 июля. В нейтральном космосе состыковались два корабля "Союз" и "Аполлон". На высоте 200 километров над Землей встретились две политические системы, два разных мира.

Вот он — первый космический поезд в масштабе один к одному — связка двух совершенно разных кораблей. Именно так они выглядели в связке на орбите. Программе ЭПАС — экспериментальный полет Аполлон-Союз, суждено было стать прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе.

Инженер по системам стыковки Виктор Павлов, руководитель управления полетами Виктор Благов и космонавт Александр Иванченков. Тогда сотни людей стали работать над важнейшим проектом, чтобы состоялась историческая встреча!

"Вместо того, чтобы заниматься холодной войной, мы занялись сотрудничеством в космосе. Я отмечу, что смелости такой набралась единственная отрасль - космическая", — вспоминает руководитель полетами Виктор Благов.

В 1972 году США и СССР договорились о создании совместных систем для спасения экипажей в космосе. На двух континентах начались разработки стыковочных узлов и адаптация систем радиосвязи.

"Конечно, была колоссальная наземная подготовка, колоссальная работа по сопряжению интерфейсов, и это все сработало", — говорит Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

Чтобы стыковка была успешной, космические корабли серьезно дорабатывали. Дело в том, что внутренняя атмосфера кораблей различалась: так американская техника и люди работали в чисто-кислородной среде, советские аппараты — на воздушно-газовых смесях, то есть в обычном воздухе.

"Сейчас американцы летают с воздухом, так же, как и мы", — рассказывает Виктор Благов.

Стыковочные узлы не подходили друг другу. Систему стыковки разработали заново. Сделали АПАС - андрогинно-периферийный агрегат стыковки.

"Системы несовместимые, системы штырь-конус. Кому быть штырем, а кому конусом - была проблема. И тут было трудно договориться. Все хотят быть активными, все хотят быть сильными, все хотят быть штырями", — объясняет Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

15 июля 1975 года с Байконура стартовал корабль "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым.

Несколько часов спустя с космодрома во Флориде взлетел "Аполлон-18" с Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

На советском корабле отказала камера цветного изображения. Это было ЧП. Впервые Москва транслировала запуск на весь мир и полет в прямом эфире. Решили провести ремонт аппаратуры уже в космосе. Не заладилось и у американцев. При перестыковке шлюзового отсека стало ясно, историческая встреча — на грани срыва. Открытию люков мешает кабель.

"Это означало, что мы состыковаться состыкуемся, а переход не получится, в шлюз мы войдем, а в "Аполлон" мы не войдем", — говорит Виктор Благов, руководитель полетами РКК "Энергия".

Стыковались на орбите дважды. Первый раз — 17 июля. Активным был узел американского корабля. Эта первая стыковка и вошла в историю.

"Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Я взял его за руку, и я его втащил к себе в корабль", — вспоминает лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов.

После этого полета экипажи стали лучшими друзьями. А в 2004 году Томас Стаффорт усыновил двух российских мальчиков из детского дома. Каждый раз, встречаясь, все участники того исторического события отмечают: без стыковки "Союз-Аполлон" не было бы ни программы "Мир-Шаттл", ни МКС, ни особо доверительного отношения между российскими космонавтами и американскими астронавтами.

15 июля 1975 года запуском кораблей "Союз-19" в СССР и "Аполлон" в США начался первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран.

Первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций прошла 26-27 октября 1970 года в Москве. На ней были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

На следующих встречах, состоявшихся в 1971 году, были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств, а также рассмотрена возможность осуществления в середине 1970-х годов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях для испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали "Соглашение между Союзом

Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки . Оно предусматривало провести в течение 1975 года стыковку советского космического корабля типа "Союз" и американского космического корабля типа "Аполлон" в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Тридцать пять лет назад космонавты СССР и астронавты США впервые в истории пожали друг другу руки на орбите Земли. Смотрите на видео РИА Новости воспоминания Леонова о полете по программе "Союз-Аполлон".

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов, а также спасательных операций в космосе.

Техническими директорами экспериментального проекта "Союз-Аполлон" (ЭПАС) с советской стороны член-корреспондент АН СССР Константин Бушуев и с американской — Глинн Ланни, руководителями полета соответственно — лётчик-космонавт СССР Алексей Елисеев и Питер Франк.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел — лепестковый или, как его еще называют, "андрогинный". Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. "Аполлон" проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к "Аполлону" приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В "Союзе" из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль "Аполлона" с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

В марте 1973 года Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) объявило состав экипажей корабля "Аполлон". В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий — Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля "Союз". Первый экипаж — Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй — Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвёртый — Юрий Романенко и Александр Иванченков.

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлён полёт модернизированного корабля "Союз-16" с экипажем — Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров и другие.

В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции. При полете кораблей в состыкованном состоянии было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. Экипажи знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили научные эксперименты и, согласно программе, много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю.

19 июля корабли расстыковались. Этап полёта в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

После расстыковки кораблей была проведена повторная "тестовая" стыковка, где отрабатывалось использование стыковочного узла корабля "Союз" (при первой стыковке в активном режиме работал стыковочный агрегат "Аполлона").

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты.

Проект "Союз-Аполлон" вошёл в историю как важный этап на пути освоения космоса объединёнными усилиями разных стран. Впервые за всю историю космоплавания на околоземной орбите была создана и функционировала в течение двух суток космическая система из состыкованных кораблей двух стран с международным экипажем на борту.

Возобновились совместные пилотируемые полёты со стыковками только через двадцать лет. Этому способствовала программа "Мир-Шаттл" и проект Международной космической станции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз» (сокр. ЭПАС; более распространенное название - программа «Союз» - «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)), также известен, как Рукопожатие в космосе - программа совместного экспериментального полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».


Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Директор Центра Проекта "Союз-Апполон" сопровождает русскую делегацию

Основными целями программы были:
испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
Дик и Вэнс на тренировках в барокамере

Во время обучения в Хьюстоне

испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
Томас Стаффорд на советском тренажере

проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
Во время тренировок в советском космическом центре

накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США.
Слева направо: астронавты Дональд Слейтон К., Д. Вэнс Бранд и Томас Стаффорд П., космонавты Валерий Кубасов и Алексей Леонов

Пресс-конференция

Никсон знакомится с устройством командного модуля "Апполона" после брифинга

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полетами.
Экипажи

Американский:
Томас Стаффорд - командир, 4-й полёт;

Вэнс Бранд - пилот командного модуля, 1-й полёт;

Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:
Алексей Леонов и Валерий Кубасов, экипаж Союза-19

Алексей Леонов - командир, 2-й полёт;
Валерий Кубасов - бортинженер, 2-й полёт.

Хронология событий
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» запущен «Союз-19»;

В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон» (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б»);
Ракета-носитель «Сатурн-1Б» на пусковой установке

Экипаж «Аполлона» позирует возле «Сатурна-1Б» на площадке за день до старта

За день до старта

Перед стартом

Старт

17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза» и «Аполлона»;
«Аполлон» заходит на стыковку

Историческое рукопожатие

19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка «Союза», совершена повторная стыковка кораблей, еще через два витка корабли окончательно расстыковались.
Во время совместного полета

Атмосфера на кораблях
В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с «Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в «Аполлоне» немного подняли, а в «Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.
Президент Джеральд Форд разговаривает с членами американского экипажа в прямом эфире

Время полета:
«Союз-19» - 5 суток 22 часа 31 минута;
«Аполлон» - 9 суток 1 час 28 минут;
Центр управления полетами во время совместной советско-американской экспедиции

Общее время полета в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.
Приводнение «Аполлона»

Командный модуль «Аполлона» опускается на палубу USS New Orleans после приводнения в Тихом океане, к западу от Гавайских островов

Память

Ко дню стыковки космических аппаратов фабрика «Новая Заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «Эпас» («Экспериментальный Полёт „Аполлон“ - „Союз“»), объёмом 100 тыс. флаконов каждая. Упаковка духов была американской, содержимое флакона - русским, с использованием некоторых французских компонентов. Обе партии были моментально распроданы.
Часы "Омега" выпущенные к данному событию

В Советском Союзе в 1975 году были выпущены сигареты «Союз - Аполлон» совместного с США производства, которые пользовались большой популярностью благодаря высокому качеству табака и были в продаже в течение нескольких лет.
Макет Союза-19 в Звездном городке

Нашивка на скафандрах участников экспедиции

Без подписи