Литература столярное дело года авторы. Литература по столярному делу

Большой справочник столяра: все виды столярно-плотницких работ своими руками

Введение

В доме, квартире или на даче для мужчины всегда найдется какая-нибудь работа: вбить гвоздь, починить табурет, прибить вешалку или полку к стене. Поэтому умение владеть столярными инструментами всегда необходимо. А если есть желание сделать своими руками что-то более значимое, то можно перейти от мелких ремонтных работ к более трудоемким: например, смастерить на небольшом балконе встроенный столик и лавочку, соорудить на даче деревянную лестницу или выложить досками пол, сделать детскую кроватку или тумбочку для инструментов. По мере приобретения необходимых навыков удастся смастерить целый мебельный гарнитур или даже построить дом из сруба, самостоятельно сделать деревянные окна, двери и даже крышу. В этом случае можно сэкономить значительные средства на оплате наемного труда и использовать их на покупку дорогого, но очень эстетичного, экологичного и добротного материала.

В последнее время все большую популярность приобретают натуральные и экологически чистые материалы. В первую очередь это дерево. Полы, окна, двери и мебель, сделанные из дерева, не только выглядят очень красиво и гармонично, но и не способны навредить здоровью, особенно если для их обработки и отделки также использовались нетоксичные вещества. Некоторые производители современной мебели используют в своем производстве именно натуральные и безопасные для здоровья человека материалы. Но такую элитную мебель за несколько тысяч долларов не всякий может себе позволить. Если же выполнять работу самостоятельно, то вполне можно приобрести весь желаемый материал, сэкономив на его обработке, сборке конструкции, отделке и, что также немаловажно, на доставке готового изделия. Конечно, такая работа займет немало времени и сил, но зато результат неизменно порадует, особенно при добросовестном отношении к делу и качественном выполнении всех работ.

Инструменты домашнего столяра-плотника

Для столярно-плотницких работ обязательно потребуется набор самых простых инструментов: топор, молоток, гвоздодер, долото, нож-косяк, клещи и т. п. Со временем и по мере необходимости этот минимальный набор можно будет пополнять специфическими инструментами, которые пригодятся для более серьезных работ. В арсенале уже профессионального столяра-плотника должны быть стамески различных профилей, ножовка по дереву и по металлу, лобзик, электродрель с набором сверл и шлифовальным диском для обработки поверхности, различные типы наждачной бумаги, напильники и надфили с различной частотой насечки для обработки поверхностей деталей. Необходимо поближе познакомиться с некоторыми из этих инструментов, чтобы знать, для каких работ они предназначены.

Ручной столярно-плотницкий инструмент

Ручной инструмент используется с применением собственной силы. Это топор, молоток, киянка, рубанок, ножовка, стамеска, долото, нож, клещи, добойник и зажимы.

Некоторые из этих инструментов можно заменить такими же аналогами, которые работают под действием тока, что существенно облегчает процесс любой работы. Помимо этого, есть вспомогательные инструменты: отвертки, клещи, кусачки, рашпили, напильники и др.

Это очень важный инструмент для выполнения любых работ, в том числе плотницких и столярных. Молоток состоит из деревянной рукоятки и бойка, сделанного из высококачественной стали.

Есть обычные, плотницкие молотки и киянки. Для столярных работ желательно иметь в комплекте 2–3 молотка различной массы (200, 400 и 600 г). Для начала можно приобрести только один средний по массе молоток.

Обычный молоток имеет круглую или овальную плоскость ударной поверхности, а с другой стороны бойка – заостренный конец, который используется для выравнивания гвоздей при забивании.

Киянка – это деревянный молоток, который используется в основном для притирки деревянных массивов в процессе склеивания, при работе с долотом и пр.

Обычным молотком можно разбить деревянную поверхность обрабатываемого полотна или сломать деревянную ручку долота, а удары киянки более мягкие, поэтому не могут привести к порче изделия. Киянки бывают плоскими и круглыми (бочкообразной формы), а ручка киянки имеет прямоугольную форму с закругленными острыми кромками. Они изготовляются из износостойкой древесины свилеватой березы, граба и карагача.


Рис. 1. Молоток-киянка


Круглая киянка обычно имеет 18 см в высоту, 12 см в диаметре, 8 см в диаметре рабочих торцов (обушков), а длина ручки составляет 39 см. Можно изготовлять киянки самостоятельно, используя данные параметры или меньшие (рис. 1).


Совет мастера

При вытаскивании гвоздя из древесины с помощью плотницкого молотка, чтобы не смять поверхность предмета или изделия, нужно подложить под молоток кусочек тонкой доски или фанеры толщиной не менее 3 мм либо использовать металлическую пластину.

Рис. 2. Плотницкий молоток


Плотницкий молоток имеет одну сторону бойка, как у обычного молотка, а второй конец разделен на две части по типу ласточкиного хвоста. Этот раздвоенный конец используется для выдергивания гвоздей и пр. Таким образом, в процессе работ можно обходиться одним инструментом, используя его и для забивания гвоздей, и для их выдергивания (рис. 2).

Этот инструмент просто незаменим в плотницком деле. С его помощью выполняется колка, рубка, тесание древесины, а также обратная сторона топорища применяется для нанесения более сильных ударов, чем это может сделать молоток (рис. 3).


Рис. 3. Топор


Топор состоит из деревянной рукоятки и топорища, сделанного из стали. В зависимости от угла расположения топорища относительно рукоятки различают несколько видов этого инструмента.

У прямого топора топорище расположено относительно рукоятки под углом 90°. Он используется для колки древесины. У остроуглового топора угол крепления топорища к рукоятке составляет 80–85°. Этот топор применяется для первичной обработки древесины: удаления коры, выступающих сучков на стволе и т. п. Топорище тупоуглового топора расположено относительно рукоятки под углом 100°. Он пригоден для выполнения более грубых работ с целыми стволами деревьев.

Есть топоры, у которых лезвие заточено с обеих сторон, а есть заточенные только с одной стороны. Первый вариант наиболее часто используется, поскольку его можно применять как для рубки, так и тесания древесины. А второй вид топора пригоден только для тесания.

С помощью этого инструмента отпиливаются и вырезаются различные детали из дерева и металла (рис. 4).


Рис. 4. Ножовка


Ножовки различаются в зависимости от толщины полотна пилы и разводки зубьев.

Каждый тип предназначен для выполнения определенной работы, поскольку дает различное качество отпиленной поверхности. Для столярных работ обычно используется ножовка с «мышиным» зубом – ее зубья очень мелкие и часто посаженные. Для плотницких работ применяется ножовка с более редким и крупным зубом.

Например, ножовка с широким полотном, зубьями, заточенными под углом в 45°, и разводкой от центральной оси по 0,5 мм используется для распиливания древесины поперек волокон. Узкая ножовка с теми же показателями разводки и способа заточки зубьев, что и у широкой, применяется для распиливания тонких досок и ДСП, для выпиливания криволинейных деталей и т. д.

Есть ножовка с обушком, которая используется для выпиливания небольших деталей, при подгонке соединений и пр.

Полотно этой ножовки очень тонкое, поэтому по всей длине укреплено дощечкой. Без такого приспособления оно не может удерживать направление распила и ломается.

В зависимости от выполняемых видов работ могут потребоваться ножовки и с широким, и с узким полотном, а также с крупными или мелкими зубьями.

Рубанок также необходим при работе с древесиной. С его помощью снимается лишний слой древесины и выравнивается поверхность детали (рис. 5). Рубанки бывают с металлическим или деревянным корпусом, а также с одним или двумя лезвиями.


Рис. 5. Рубанок


Рубанок с металлическим корпусом в основном используется для обработки твердых пород древесины и ДСП, с деревянным корпусом – для выполнения основных работ. Последний гораздо легче металлического и не требует большого напряжения мышц рук.

Литература по столярному делу

1. Акишенков С. И. Защита пиломатериалов от растрескивания при сушке. М., 1978. 33 с.

2. Амалицкий В.В., Любченко В.И. Справочник молодого деревообработчика. М., 1974.

3. Барташевич А.А., Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву.
288 стр., 2001 г.; Издательство: Высшая школа

4. Берлине М. А. Измерение влажности, 2-е изд., перераб. и доп. М., 1973. 400 с.

5. Бирюков В. А. Камерная сушка древесины в электрическом поле высокой частоты. М.-Л., 1950. 102 с.

6. Бобиков П.Д., Лютерштейн М.Б. Фанеровальные работы. М.,1974

7. Бобиков П.Д. Конструирование столярно-мебельных изделий. М.,1980.173 с.

8. Бобиков П.Л. Изготовление художественной мебели. М.,1982.271 с.

9. Буглай Б.М. Технология отделки древесины. М.,1973.

10. Буланин. В.Д. Мозаичные работы по дереву.144 стр., 2001 г.; Издательство: Олма-Пресс; Серия: Школа мастерства

11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба.М.1994.352 с.

12. Бухтияров В.П. Оборудование для отделки изделий из древесины. М.,1971.

13. Вакин А. Т. Хранение круглого леса. М., 1964. 428 с.

14. Вебер Г.Б. Современная мебель своими руками; Пер.с нем.-М.,1980.78 с.

15. Гашкова А. К. Влияние влажности на качество столярно-строительных изделий. М., 1974. 80 с.

16. Гинзбург А. С. Основы теории и техники СУШКИ пищевых продуктов. М., 1973. 528 с.7.

17. Гирш М. Техника сушки. Пер. с нем. М., 1937. 628 с.

18. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках.М.1999.280 с

19. Глухих В. H. Предотвращение коробления пиломатериалов при камерной сушке. М., 1975. 35 с.

20. Голенищев А.Н., Добрынин С.В., Андреева А.А. Сушка и защитная обработка древесины.- М.: Лесн. Пром-ть, 1984.- 80 с.

21. Горшин С. H. Атмосферная сушка пиломатериалов. М., 1971. 295 с.

22. Григорьев М.А. Производственное обучение столяров. М.,1979.223 с.

23. Григорьев М.А.Материаловедение для столяров и плотников. М.,1981.169 с.

24. Григорьев М.А. Производственное обучение станочников по деревообработке. М.,1982.152 с.

25. Денежный П.М., Стискин П.М., Тхор И.Е. Токарное дело. М.,1979.

26. Дмитриевская Т.С. Отделка мебели нитролаками.Л.1951

27. Забозлаев Б.С. Условия безопасной работы в отделочных цехах деревообрабатывающих предприятий. М.,1967.

28. Каталог-справочник ручного инструмента для строительства. М.,1989.

29. Генрих Гацура.Мебельные стили.164 стр., 2001 г.; Издательство: Московская городская организация Союза писателей России.

30. Кондратьев Г. М. Регулярный тепловой режим. М., 1954. 408 с.

31. Коноваленко А.М. Реставрация мебели.СПб.1998.112 с.

32. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. М.,1986.

33. Красников В. В. Кондуктивная сушка. М., 1973. 288 с.

34. Крейдлин Л.Н. Столярные, плотничные и паркетные работы. М.,1997.320 с.

35. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. М.,1982.127 с.

36. Крейдлин Л.Н. Плотничные работы. М.,1985.174 с.

37. Кречетов И.В. Сушка древесины. 3-е изд. перераб. М.: Лесн. пром-сть, 1980.-432 с.

38. Кречетов И. В. Сушка древесины топочными газами. М., 1961. 270 с.

39. Кречетов И. В. Сушка древесины. М., 1972. 440 с.

40. Кречетов И. В. Сушка древесины. М.-Л., 1949. 528 с.

41. Кречетов И. В. Пуск и эксплуатация газовой сушильной установки непрерывного действия системы Кречетова. ЦНИИТЭИлеспром. М., 1965. 24 с.

42. Краут Ф. и Мейер Фр. Плотничные и столярные работы при внутренней отделке зданий. Полы, двери, окна, обшивка и украшение стен, потолки, лестницы. 292 стр., 1901 г.; Издательство: Издание Г.В. Гольстена.

43. Кришер О. Научные основы техники сушки. М., 1961. 540 с.

44. Куксов В.А. Столярное дело. М.,1960.

45. Кулебакин Г.И. Столярное дело. М.,1987.143.

46. Куликов И. В. Технология изготовления и ремонта мебели по зака-зам населения. М., 1974. 424 с.

47. Лащавер М.С., Ребрин С.П. Отделка древесноволокнистых плит синтетическими материалами. М.,1970.

48. Лебедев П. Д. Расчет и проектирование сушильных установок. М.-Л., 1963. 320 с.

49. Логачева. Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. 136 стр., 2001 г.; Издательство: Народное творчество

50 .Лыков А.В. Теория сушки. М., “Энергия”, 1968 г.-472 с.

51. Лыков А. В. Тепломассообмен (справочник). М., 1972. 560 с.

52. .Любченко В.И., Дружков Г.Ф. Справочник молодого станочника лесопильно-деревообрабатывающего предприятия. М.,1985.

53. Матвеева Т.В. Мозаика и резьба по дереву. М.,1981.80 с.

54. Михайличенко А.Л., Садовничий Ф.П. Древесиноведение и лесное товароведение. М.,19883.205 с.

55. Михайлов Ю, М. Сушка перегретым паром. М., 1967. 198 с

56. Музалевский В. И. Измерение влажности древесины. М., 1976. 120 с.

57. Нагорская И.А. Шлифовально-полировальное оборудование отделочных цехов.ВНИПИЭИЛеспром,1971.

58. Нефедов В.И. Как сделать мебель самому. М.,1986.192 с.

59. Никитин Л.И. Техника безопасности на деревообрабатывающих предприятиях. М.,1982.240 с.

60. Нормативы по камерной сушке пиломатериалов. М.-Л., 1957. 39 с.

61. Обработка дерева. Традиционная техника.432 стр., 1999 г.; Издательства: АСТ, Гелеос

62. Орлова Ю.Д. Отделка изделий из древесины. М.,1968.

63. Перелыгин Л. М. Древесиноведение. М., 1969. 318 с.

64. Пейч H. H., Царев Б. С. Сушка древесины. М., 1975. 224 с.

65. Песоцкий А. Н., Ясинский В. С. Проектирование лесопильно-деревообрабатывающих производств. М., 1976. 375 с.

66. Петров А.К. Технология деревообрабатывающих производств. М.,1974.271 с.

67. Попов К.Н. , Каддо М.Б.. Строительные материалы и изделия.368 стр., 2001 г.; Издательство: Высшая школа

68. Практические советы. Столярные работы. 208 стр., 2000 г.; Издательства: АСТ, Харвест; Серия: Моя профессия

69. Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий. М.,1981.288 с.

70. Пронин. Л.А. Резьба и мозаика по дереву. 272 стр., 2001 г.; Издательство: У-Фактория; Серия: Своими руками

71. Прудников П.Г., Гольдберг Е.Э., Кордонская Б.К. Справочник по отделке мебели.Киев:Тэхника,1982

72. Пыльников H. А. Сушка древесины. Киев, 1968. 120 с.

73. Ривкин С. А., Александров А. А. Термодинамические свойства воды и водяного пара. М., 1975. 79 с.

74. Розов В.Н., Савченко В.Ф. Облицовывание столярно-мебельных деталей и изделий. М.,1979.175 с.

75. Руководящие материалы по камерной сушке пиломатериалов. Ар-хангельск, 1977. 152 с.

76. Савченко. В.Ф. Материалы для облицовывания и отделки столярно-мебельных изделий.128 стр., 1999 г.; Издательство: Академия (Москва); Серия: Профессия

77. Сафроненко В.М. Декор и защита древесины.32 стр., 2001 г.; Издательство: Хэлтон; Серия: Советы мастера

Приведены данные о древесных и вспомогательных материалах, современных инструментах, приспособлениях, механизмах и деревообрабатывающих станках, изложены способы соединения деревянных элементов, данные о ручной и станочной обработке древесины при изготовлении деревянных изделий и конструкций. Описаны производство столярных и плотничных работ в строительстве, современная организация труда и рабочего места на основе передовой практики. Для рабочих строительно-монтажных организаций.

Клеи и мастики.
Глютиновые (коллагеновые) клеи - мездровый (ГОСТ 3252-80) и костный. Мездровый клей имеет следующие марки: КМЭ (экстра), КМВ (высший сорт), КМ-1, КМ-2 и КМ-3 (цифры указывают сорт). Мездровый и костные клеи выпускают плитками, дроблеными, гранулированными, чешуйчатыми и галертой (клеевой студень). Приготовляют клей следующим образом. Сухой клей укладывают в клеянку и заливают водой комнатной температуры, лучше кипяченой {рис. 1.6, табл. 1.22). Вода должна полностью закрыть клей. В таком состоянии клей выдерживают 6... 12 ч до полного разбухания. Затем клей варят, периодически перемешивая, и он переходит в раствор. Рабочая температура раствора мездрового клея 50...70°С, костного-40 ... 60 °С. Срок использования клея при рабочей температуре составляет не более 8 ч.

Казеиновые клеи. Основной частью является молочный белок-казеин (обезжиренный творог). Хранят порошок казеинового клея в сухом помещении при температуре не выше 30 °С. При температуре 40 °С казеин теряет клеящие свойства. Срок годности сухого клея 5 мес.
Для приготовления клея порошок казеина постепенно всыпают в воду комнатной температуры (16...20°С), постоянно перемешивая, в соотношении по массе от 1:1,7 до 1:2,3 (в зависимости от желаемой вязкости) и помешивают периодически в течение часа до получения сметанообразной массы. Жизнеспособность казеиновых клеев 4... 6 ч. Казеиновый клей применяют при изготовлении столярных плит и щитов, оконных и дверных блоков.

Казеиново-цементный клей (КЦ). Его состав: порошок казеинового клея-1000 г, портландцемент марки 400-750 г, вода комнатной температуры - 2200... 2500 г. Портландцемент добавляют в раствор казеинового клея и перемешивают до получения однородной массы. Жизнеспособность этого клея 4... 6 ч. Казеиново-цементный клей применяют при изготовлении балок, прогонов, ферм, полов из сверхтвердых древесно-волокнистых плит. Казеиново-цементный клей является средневодостойким, поэтому при использовании его в деревянных строительных конструкциях он защищается от увлажнения водостойкой краской или лакировкой.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Справочник плотника-столяра, Решетняк О.Н., 1995 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Названия цвета и его оттенков, толковый словарь-справочник, более 2000 терминов с английскими эквивалентами, Стефанов С.И., 2015
  • Краткий словарь-справочник по дефектологии, Соколова С.М., Соколова И.О., 2012
  • Малый оракул мадам Ленорман, энциклопедия значений карт и парных сочетаний, Самошина А., 2019

Следующие учебники и книги.

Изложены приемы выполнения различных столярных операций, приведено описание ручного инструмента, его наладки и изготовления, рассказано об устройстве приспособлении для занятий столярным делом. Даются рекомендации по художественной оценке дерева как поделочного материала, по реставрации предметов, выполненных из дерева, их отделке (полирование, лакирование, маркетри, инкрустация). Приведены примеры изготовления некоторых изделий. В книге использован опыт работы старых мастеров художественно-мебельной промышленности.

Для широкого круга читателей.

    О чем рассказывает эта книга 1

    Столярный материал 2

    Инструмент 5

    Обработка древесины инструментом 15

    Обмерные работы, составление обмерных чертежей 19

    Разметочные работы в натуре 20

    Столярные соединения 21

    Склеивание и наклеивание 22

    Основы художественной облицовки столярных изделий шпоном 25

    Отделка столярных изделий 28

    Реставрационные работы 30

    Изготовление столярных изделий 32

Г. И. Кулебакин
Столярное дело

Печатается по решению секции литературы по технологам строительных работ редакционного совета Стройиздата.

Рецензент - гл. специалист сектора мебели и оборудования ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Е.С. Устинов.

В наш жесткий и стремительный век, век стекла и бетона, металла и полимеров человек особенно остро ощущает тягу к такому, казалось бы, несовременному, теплому и всегда любимому материалу как дерево. От патриархальной старины и рыцарского средневековья дошли до нас приемы его обработки. Сохранить опыт лучших мастеров прошлого, передать молодым профессиональные тонкости ручной работы поможет книга кандидата архитектуры, тонкого ценителя столярного мастерства и замечательного умельца Георгия Ивановича Кулебакина. Она будет интересна и мастерам, занятым столярной отделкой интерьеров общественных зданий, и тем, кто посвящает досуг древнему и юному, кропотливому и прекрасному столярному искусству.

О чем рассказывает эта книга

Обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладел человек. Материал этот податлив инструменту, прочен, легок и красив, поэтому изделия из него давно и прочно вошли в быт людей и пользуются их неизменной любовью.

Столярное дело родилось из плотницкого, строительного с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и точные детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить между собой в изделии куски дерева, полученные из круглого древесного ствола. Отделка появилась значительно позже. Вначале столярные изделия выполнялись в натуральном дереве - массиве.

Сегодня в столярном деле используются толстые бруски и доски, обладающие достаточной прочностью, и очень тонкие дощечки, такие, как фанерный шпон (тонкий срез древесины), требующие несущей деревянной основы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и для лицевых, открытых взору частей изделия, шпон применяется исключительно для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстругиванием, порезкой, точением. Так как природная основа столярного материала не изменилась - это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а значит, и приемы старых мастеров, в совершенстве владевших ручным инструментом, вполне могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд лишь облегчается использованием механизмов.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал придать бруску надлежащую форму требует и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как известно, существуют разные породы дерева, имеющие разного цвета, строения и прочности древесину. Каждая порода имеет свои особенности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит еще и в том, чтобы уметь определить породу, знать ее особенности - достоинства и недостатки, уметь отыскать в куске дерева - заготовке - части, наиболее подходящие для лицевых деталей, уметь соединить между собой разные породы так, чтобы это соединение было гармоничным, красивым и соответствовало бы конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается разного рода отделке - крашению, морению, лакированию, полированию. Однако возможности такой отделки для разных пород различны: есть древесина, легко принимающая протраву (окраску), есть - плохо принимающая; некоторые породы плохо полируются и т. д. Важный раздел столярного искусства - понимание возможностей отделки дерева, ее выбор и умение эту отделку выполнить.

Всякое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или иначе связанных между собой. От прочности соединения этих деталей и зависит прочность всего изделия. Мастеру необходимо уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, а также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узкой, ножки табурета - и толстыми, и тонкими. Умение определить необходимое для данного места сечение с учетом не только работы, но и красоты - одно из главных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют чувством дерева.

Сущность обработки дерева, как было сказано, сохранилась с древнейших времен практически без изменений: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживают рубанком, отверстия проделывают либо буравом, либо долотом, стамеской. За последнее время появились ручные машины, в которых режущие части приводятся в движение двигателем. Это значительно облегчило работу по заготовке материала и, кроме того, дало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их изготовления. От мастера требуется умение так использовать ручные машины, чтобы по сравнению с ручным производством возможности получения новых форм столярных изделий не ограничивались бы, а наоборот, увеличивались. Короче говоря, ручными машинами мастер должен также виртуозно владеть как стамеской или рубанком. О необходимости владения ручным инструментом распространяться здесь, разумеется, незачем.

Современное столярное производство пополнилось несколькими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный ценной породой дерева плоский щит на основе ДСП (древесностружечной плиты) или столярного щита, собранного из склеенных между собой деревянных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это бумажный или пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и, в-третьих - полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить прочный толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение использовать эти материалы - непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть - обработку дерева инструментом и соединение деталей в изделие, так и творческую часть - умение выбирать и сочетать породы, чувствовать гармонию в столярном изделии. Это последнее наиболее трудно, но владение гармонией и составляет главное качество настоящего мастера.

В связи с развитием механизированных способов обработки дерева за последнее время утратилась непосредственная связь между структурой дерева и его формой. Появилось много ложных в художественном и логическом смысле решений, таких, которые вручную сделать было невозможно (например, поперечное оклеивание изогнутых углов и ребер плит, длинных, работающих на изгиб деталей), которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Поэтому понять действительную логику устройства деревянной вещи можно лишь изучив образцы народной мебели, мебельно-столярных изделий прошлых времен. Все детали крестьянской мебели и изделий средневековых мастеров-столяров изготовлены и соединены в соответствии с истинной конструктивной работой деревянного элемента в изделии. Внешне это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, как правило, из массива.

Изучение логики построения старинной или народной мебели вовсе не должно сопровождаться копированием старинных форм. Хотя, с другой стороны, нужно сказать, что изобрести принципиально иной по устройству стол или шкаф едва ли возможно: все-таки формы деревянной мебели вырабатывались в течение многих веков.

Занятия столярным делом интенсивно распространяются в самых разных слоях населения - от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в общественных зданиях, до домашних умельцев. При этом требования к качеству столярной работы все возрастают. В то же время профессиональное мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров не всегда соответствует должному уровню. Это происходит потому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов своей работы, столяры мебельных предприятий слишком специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших профессиональной подготовки.

Получить исчерпывающие сведения о профессиональных приемах столярного мастерства из учебников столярного дела нельзя, так как изложение ручной работы в них дается весьма сжато.