Вопрос: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете? «красный проект». элита ссср
Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока. Подготовка к уроку: предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы; подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.
Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Прием Я уже знаю Прием Я уже знаю Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Сброс идей в корзину: учитель фиксирует реплики на доске. Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Прием Лови ошибку. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Пример. Тема: «Письменность Древнего Востока» «В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок) Тема « В Древнем Египте» « По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й. Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.
Прием Анализ текста по предложенной схеме. Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.
Примеры вопросов для старшеклассников. 1.Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа; 2.Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т. д.); 3.Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ; 4.Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?); 5.Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные); 6.Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе; 7.Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные); 8.Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе; 9.Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа; 10.Выявить стилистические особенности текста; 11.Определить уровень эмоциональности; 12.Провести возможное сравнение с другими документами; 13.Определить историческое значение документа; 14.Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.
Прием Двойной дневник Прием Двойной дневник Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части: в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Примеры. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью; Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями; Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа; Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий; Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.
Прием Интервью. После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы. Цель - не односторонний ответ на вопрос, а « защита » позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования; 3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.
Пример. Тема: «Общественная жизнь при Николае I», 10 класс. Ученики делятся на 3 группы: A.славянофилы; B.западники; C.русские социалисты (среди них кто-то «отвечает» за идеи Герцена и Огарёва, кто-то –за идеи Бакунина, кто-то защищает взгляды Белинского). Выступления лучше осуществлять от имени какого-то конкретного исторического персонажа. Возможен вариант, при котором ученики отвечают от имени разных представителей того или иного направления. Ученикам задается ряд вопросов, а они от имени своих персонажей озвучивают ответ. Вопросы: 1)Каково ваше отношение к самодержавию? 2)Каков по вашему мнению наилучший государственный строй? 3)Что вы думаете о крепостном праве? 4)Что вы думаете о русской истории? Как вы относитесь к преобразованиям Петра? Есть ли у России свой особый путь, отличный от западного? Что вы думаете о Западе? 5)Как вы относитесь к русской крестьянской общине?
Прием Написание эссе. Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе - размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания). Эссе - размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: Я считаю, что …, далее следует аргументация взглядов автора. Эссе - ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.
Пример. Тема: «Семья и брак», 11 класс. Проблема: Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи? Тема: «Субъекты политической жизни», 10 класс. Проблема: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Тема: «Внешняя политика СССР в гг.», 9 класс. Проблема: Какова ваша позиция по вопросу развязывания «холодной войны»?Одни историки приписывают главную вину Западу, другие- СССР, третьи- обеим сторонам.
Прием Завершим схему. Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.
Подготовка и проведение урока - лекции. Цель: в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками. Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях: 1.при изучении сложного теоретического материала; 2.при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин; 3.если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника); 4.при систематизации и обобщении обширных сведений; 5.если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция). Описание работы по подготовке и проведению лекции. I. Подготовка к лекции: 1.разработка содержания лекции – материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не повторять или суммировать его; 2.разработка структуры лекции – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе лекции; определение основных этапов – вводной части, основной части, заключения, обеспечение логической связи между этапами лекции; 3.подготовка конспекта лекции; II. Проведение лекции: 1.перед началом лекции формулируются вопросы, ответы на которые дает учитель в ходе лекции; 2.сформулированные вопросы записываются на доске, чтобы учащимся легче было фиксировать свое внимание на главном в содержании лекции, в заключении по каждому из поставленных вопросов делается вывод; 3. составить план прослушанной лекции, либо тезисы по предложенному учителем плану; 4. самостоятельно заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала, либо в конце лекции 5. Найти ответы на поставленные вопросы в изложении учителя; Каждые минут в процессе изложения лекции необходимо предусмотреть паузы, связанные с изменением характера деятельности учащихся, например, задать вопросы, поинтересоваться мнением учащихся, продемонстрировать слайды.
Современная российская элита начала складываться при М.Горбачеве. При Б.Ельцине, считает О.Крыштановская, революционный период трансформации элиты закончился, начался этап цементирования новой элиты. Чем же элита времен экономических и социальных перемен отличается от предыдущей элиты?
По данным О.Крыштановской, «ельцинская» элита во многом отличалась от «брежневской» и даже «горбачевской». Прежде всего, произошло «омоложение» элиты: правительственная и региональная элита «помолодела» почти на 10 лет. Доля сельчан в окружении Ельцина упала почти в 5 раз, в целом в элите за последние 10 лет – в 2,5 раза. Ельцинская элита оказалась самой образованной по сравнению с предыдущими советскими элитами. Процент лиц, имеющих высшее образование, в целом по элите составлял 94%, а в таких субэлитных группах, как партийная элита, правительство и высшее руководство – 100% (тогда как в брежневской элите в целом – 88,85, в горбачевской – 84,1%). Президентская команда на две трети состояла из докторов наук. Можно сказать, что Ельцин приближал к себе молодых, блестяще образованных московских политологов, экономистов, юристов. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.
Изменился не только уровень, но и характер образования. Брежневская элита была технократической. При Горбачеве процент технократов снизился за счет роста доли лиц, имеющих высшее политическое или партийное образование. При Ельцине резкое снижение удельного веса технократов сопровождалось ростом доли гуманитариев в элите, особенно экономического и юридического профиля.
И наконец, ельцинская элита являлась наименее связанной со старой номенклатурой по происхождению. Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов (пятой Государственной Думы), четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где лишь 17% были свободны от прежней номенклатуры. При этом высшие эшелоны номенклатуры не были основной базой для старта в нынешнее руководство. Лишь треть лидеров партий и четверть членов президентского окружения занимали высокие посты в прежних структурах власти. Основным плацдармом движения наверх были второй и третий ранги номенклатуры.
Источники пополнения у разных субэлитных групп были различными. Региональная и президентская субэлиты формировались за счет чиновников советских аппаратов. Бизнес-элита черпала свои кадры преимущественно из комсомола. Правительство воспроизводилось из кадров хозяйственников, дипломатов и «силовиков».
Налицо, казалось бы, существенное обновление элиты. Но это обновление происходило на фоне еще более глубокого процесса – преемственности элит.
Преемственность рассматривается элитологами как закономерность формирования новой элиты. Она находит проявление в двух основных тенденциях. Первую можно сформулировать так: при любых, даже самых радикальных политических изменениях старая элита не уходит полностью со сцены, а включается в новую в качестве ее части. Причин тому великое множество. Это и нехватка в рядах элиты профессионалов, владеющих информацией и практическим знанием, необходимыми для управления страной. Это и наличие «перебежчиков», предусмотрительно покинувших старую элиту еще до ее поражения. Это и невозможность быстрой смены старых кадров на всех, в том числе и ключевых постах. Наконец, это и общая слабость новой элиты на первых порах, толкающая ее к компромиссу с наиболее прагматическими и гибкими предшественниками.
Вторая тенденция – преемственность в виде заимствования у старой элиты ценностей, норм, идей, обычаев, традиций. Она может происходить вполне открыто, когда, например, речь идет об уважении к общенациональным ценностям и историческим святыням. Но заимствование чаще происходит «контрабандным» путем, негласно и даже вопреки публичным декларациям о полном разрыве с «проклятым прошлым». В этом случае меняются символика, обряды, ритуалы, лозунги – внешне элита предстает в новых одеждах. Однако ее идеология – не что иное, как более или менее перелицованные и модернизированные воззрения прошлых времен.
Причин у этого явления опять-таки много, в том числе и действие первой тенденции: заимствование происходит не только путем перенимания новыми властями взглядов и традиций предшественников, но и путем включения их носителей в новую правящую верхушку. Тем не менее можно выделить из множества причин две наиболее существенные для посттоталитарной эпохи. Прежде всего это интеллектуальная, идейная, нравственная слабость новой элиты. Она пришла к власти без собственного идейного багажа, поэтому хватается за все, что попадается под руку. А привлекательней всего, как ни парадоксально, выглядит испытанный арсенал старой элиты. Вполне возможно, что здесь срабатывает и элементарный психологический механизм подражания: наблюдая в течение многих лет процесс правления этой элиты, бессознательно усваивая образцы ее действий, поведения, риторики, ее идеи, новые политики, придя к власти, также бессознательно воспроизводят их.
Другая причина заключается в том, что сама логика власти, потребность в ее удержании, стабилизации вынуждает использовать такие политические и идеологические средства, которые до прихода новой элиты к власти отвергались по моральным и другим соображениям. Положение правящей, связанные с этим обязанности и ответственность быстро заставляют отказаться от приподнято романтических представлений о процессе осуществления власти.
Наиболее ярко преемственность старой и новой элит проявляется в сфере распределения власти. Так, О.Крыштановская полагает, что в советский период правящая элита была монолитной, а в ходе перестройки разделилась на два отряда: политическую и экономическую элиту. Фактически произошло перераспределение власти внутри бывшей партийно-государственной номенклатуры. Одна ее часть перешла из партийных органов в советские, а в ходе формирования новых структур исполнительной власти (администрация Президента и правительства, региональная администрация) – в органы новой администрации. Другая часть партийно-государственной номенклатуры обменяла свою власть в экономике на собственность, приватизировав ключевые инфраструктурные сферы экономики (финансы, распределение, внешнеэкономические связи) и наиболее рентабельные предприятия. Министр стал держателем контрольного пакета акций в концерне, начальник управления Министерства финансов – президентом коммерческого банка, руководящий работник Госснаба – главным управляющим биржи.
В этот процесс перераспределения власти и разделения собственности втягивалась и новая элита, рекрутированная при Горбачеве и Ельцине. Именно приток в элиту тех, кто вчера был далек от рычагов власти или занимал малопрестижные этажи власти и бюрократической пирамиды, а также заметный приток интеллигенции в политику создали иллюзию серьезного обновления элиты.
Нынешний период в развитии российской элиты может быть назван, по мнению О.Крыштановской, этапом цементирования новой элиты. Его характерными особенностями являются придание элите все более «закрытого» характера, смещение центра власти от законодательных органов к исполнительным, концентрация власти в экономике за счет создания мощных горизонтальных структур типа финансово-промышленных групп, объединяющих многопрофильные концерны, свои банки, биржи, страховые общества, торговые дома, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д.
При этом имеет значение разновременность формирования различных элитных групп общества. Наиболее быстро процесс оформления и осознания своих специфических групповых интересов идет среди представителей промышленных и финансовых элит, а также в среде административной элиты, в свою очередь подразделяющейся на центральную и региональную. Другие элитные группы (интеллектуальная элита в сфере науки, культуры, средств массовой коммуникации, общественных движений и т.п.) гораздо медленнее проходят этап реструктуризации и самоопределения.
Выделяют шесть основных субэлитных групп новой элиты: высшее руководство, партийная элита, парламентская элита, правительство, региональная элита, бизнес-элита. Отношения внутри этих групп, а также между ними сложны и подвижны. Сегодня можно говорить о следующих видах взаимоотношений элит: 1) федеральная – региональная, этническая элиты; 2) внутри региональной элиты (законодательная — исполнительная власть, региональное руководство – местное руководство); 3) элита – контрэлита; 4) политическая – хозяйственная элита; 5) борьба внутри правящей элиты.
Таким образом, элита представляет собой социальную группу, занимающую особое (руководящее) положение в социальных институтах общества. Особенностью политической элиты является реальная возможность принимать или влиять на принятие общегосударственных решений. В то же время правящая элита, как и элита в целом, неоднородна: между ее различными группами постоянно идет борьба за преобладание. Современная российская элита сформировалась в значительной мере на основе прежней партийно-государственной номенклатуры. Логично предположить, что дальнейшая трансформация российской элиты будет связана не столько с возможным приходом к власти современных контрэлит, сколько с реальным перераспределением собственности.
Помимо рядовых граждан важными субъектами политической жизни страны являются политические группы. Ниже будут выделены четыре ведущих группы - группы давления, группы интересов, лобби и элита.
В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями:
Созданием организованных общественных групп.
Такие группы называются общественными потому, что
участвующие в них граждане не получают за свою работу заработной платы, не регистрируются в качестве обычной организации, скажем института или торговой фирмы. Добровольные помощники чаще всего работают бесплатно.
Различают два типа организованных общественных групп:
Группы, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринимателей);
Группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов (феминистское движение).
Первый тип называется группами давления, второй - группами интересов.
Наименование групп достаточно условное. К примеру, куда отнести общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С формальной точки зрения - к первому типу, поскольку в их названии встречается слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же время профсоюзы, отстаивая собственные интересы, постоянно
выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее оба типа групп различать по тому, чьи интересы они защищают - свои собственные или других людей, и потому одни называть группами давления, а другие - группами интересов. Очевидно, что совет ветеранов относится к первым, а Красный Крест и Армия Спасения - ко вторым.
Группы интересов надо отличать от политических партий. Делается это по двум критериям. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утверждений, составляющих программу партии. Группы интересов выражают эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и, благодаря коллективным действиям, делают их достоянием общественности. В 70-е годы у нас в стране практически никто не знал экологического движения. О нем мало слышали и в 80-е годы. Но когда выхлопные газы, ртутные испарения, радиоактивные осадки, промышленные отходы стали массовыми и коснулись жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последовательно привлекала к этой проблеме внимание общественности. В результате в 90-е годы проблема защиты окружающей среды стала одной из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, радио и телевидении, в школе ввели специальный учебный предмет.
Как только какая-то проблема становится острой или прямо-таки вопиющей, она сразу же привлекает внимание массы людей, из среды которой выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент, благодаря тому что их внимание обратили на себя активно действующие группы интересов, лучше ориентируются во множестве проблем и сразу же выделяют ключевые.
Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высвечивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в армии процветала дедовщина и в мирное время гибли тысячи молодых солдат.
И только в 90-е годы в стране сформировалось мощное движение солдатских матерей, обратившее на себя внимание самого консервативного в мире властного органа - армейского командования.
Через такие движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем крупные чиновники.
Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подготавливают кадры квалифицированных специалистов - знатоков данной проблемы. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в совет солдатских матерей. Если вам нужна исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в одноименном движении, вам не найти и т.д. Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное решение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.
Некоторые группы интересов перерастают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии.
ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
Группы интересов и группы давления, как посредники между государством и народом, выполняют свои функции следующим образом:
Взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами
исполнительных и представительных органов (в виде советов,
рекомендаций, убеждения);
Участвуют в финансировании законопроектов, экспер
тиз, заключений правительственных органов;
Контролируют соблюдение принятых решений (зако
нов), вплоть до обращения в суд;
Наблюдают за деятельностью правительства в отдельных
отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д.
Таковы законные (или легитимные) формы взаимодействия. Кроме них существуют и незаконные формы деятельности этих групп. К ним, в частности, относятся взятки и подкуп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д.
Лобби. От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отличать группы давления, формирующиеся на базе бюрократических структур. В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби относят тех, кто находится в ближайшем окружении и способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким высокопоставленного лица, запугав правительство или парламент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигры-
вался во властных коридорах России в 90-е годы. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, военные - недовольством армии и готовностью ее свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в госбюджете. Когда деньги выделяются, они зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах казнокрадов. Аграрии и военные, не получив обещанных средств, выражают недовольство. Их лобби, представленные в парламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и.требуют денежных вливаний.
Мощные лоббистские группировки типа названных всегда находятся около власти. Напротив, группы интересов, типа движения солдатских матерей или экологических, от нее удалены. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс.
Лобби потому сильны, что контролируют какие-то стратегические ресурсы. Военные контролируют оборону, аграрии - продукты питания, банкиры - деньги. Раньше мощную лоббистскую фракцию составляло русское дворянство. Оно контролировало основной ресурс - собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контролировавшее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.
Если лобби все время потакать, то они монополизируют всю власть в государстве, заставят его работать только на решение собственных проблем. Это поняли в США еще в середине XX века, поэтому в 1946 г. приняли федеральный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в политической борьбе. С тех пор было замечено, как только деятельность лобби предается публичной огласке, желание обходить закон усмиряется.
Элементы лоббистской тактики - тактики силового проталкивания через властные структуры нужных решений - используют не только сами лобби, но и другие группы и общественные организации. Нефтяные компании России в 1998 г.,
как они сами заявляли, не являлись лобби. Они представлялись дойными коровами, дающими государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, растрачиваемый всеми другими институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Моментально заработали средства массовой информации, давшие возможность нефтекоролям рассказать о важности своей деятельности для страны и неимоверных трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти ненавязчиво. Слушание отчета нефтекомпаний в Госдуме проходило уже на подготовленном фоне и получило ожидаемый результат. Осталось загадкой, имели нефтяники свое лобби в парламенте или нет, но давление через прессу на депутатов, президента, правительство и рядовых граждан было оказано мощное.
Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на политическую жизнь страны, является элита общества. Термин «элита* в конце XIX века ввели итальянские социологи Г. Моска и В. Парето. В нашей стране и в Европе для обозначения высших привилегированных слоев общества используется слово «элита», а в США наряду с элитой также «истеблишмент» (господствующая верхушка, правящие круги). Под американским «истеблишментом» имеют в виду людей, занимающих в США позиции на верху иерархических пирамид в основных сферах жизни общества - бизнесе, политике, науке и технике, рекламе и информации, культуре и «массовой культуре». «Истеблишмент» держится на неформальных связях между этими людьми. Они «задают тон» во вкусах и поведении, на них ориентируются, с них берут пример.
Элита - это небольшая группа людей, которые отличаются не только тем, что они обладают лучшими нравственными, профессиональными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и крупными деньгами и находящихся на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны: правительственную верхушку и политических лидеров, крупнейших уче-
ных, владельцев телесетей и наиболее известных изданий, а также популярных деятелей культуры. В США она составляет 0,5% населения, владеющего 35% национального богатства. То же самое можно сказать и о России.
Различают столько видов элиты, сколько существует ей дов власти в обществе. Это и понятно: большая власть - основной признак принадлежности к элите. Есть элита экономическая, элита политическая и элита бюрократов-чиновников. Иными словами, к элите относятся ведущие политики, крупнейшие бизнесмены и высокопоставленные госслужащие. Кроме них в элиту могут также входить армейское руководство, руководители спецслужб.
Существует так называемая «четвертая власть» - СМИ, поэтому к элите относятся видные журналисты, работающие в газетах, и журналисты-телекомментаторы. Определенную власть над широкой публикой имеют законодатели моды и вкусов, популярные певцы и музыканты. При этом вслед за делением власти на формальную и неформальную ученые различают официальную элиту, состоящую из политической верхушки, и неофициальную - «власть знаменитостей».
Как правило, элита составляет ядро господствующей партии. Очень небольшое по размерам, оно достигает огромного эффекта. Благодаря мощным капиталам они помогают покупать голоса избирателей, нанимать журналистов, публикующих рекламные политические статьи, либо скупают какую-либо газету. Когда Россия перешла от социализма к рыночным отношениям, отечественные СМИ лишились государственных дотаций. Потребовались частные капиталы. Их-то и предоставили наиболее богатые люди страны, так называемые олигархи. Финансовую помощь прессе они оказывали отнюдь не бескорыстно: некоторые газеты, журналы и телеканалы стали рупором их идей. Олигархи имели огромное влияние на властные структуры, благодаря чему добивались назначения нужных себе людей на высшие государственные посты. На совещании с представителями крупного бизнеса президент В.В. Путин сказал, что все олигархи будут отныне «равноудалены от власти».
Понятия: группа давления, группа интересов, лобби, элита.
Вопросы и задания
1. Составьте таблицу для сравнения свойств и различий групп давления, группы интересов, лобби и элиты.
*2. Как используются СМИ в политической борьбе? Иллюстрируйте свой ответ примерами из нынешней российской жизни.
*3. Можно ли народных депутатов из Госдумы и сенаторов из Федерального собрания причислять к российской элите? Может быть, правильнее их называть лобби? Свой ответ аргументируйте.
*4. Поразмышляйте, как связаны между собой следующие понятия: бюрократия, группы давления, лобби, номенклатура, криминалитет, парламент, элита, аристократия, олигархия.
5. К какой группе относится движение солдатских матерей?
6. Какую тактику используют лобби для достижения сво
их целей? Приведите примеры из истории.
Проблема. Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?
Практикум. Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения?
1. Группы давления.
2. Группы интересов:
а) профсоюзы,
б) Союз предпринимателей,
в) феминистское движение,
г) экологическое движение,
д) Красный Крест,
е) совет ветеранов,
ж) Союз офицеров,
з) объединения казаков,
и) движение солдатских матерей.
Вопрос:
Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?
Ответы:
Да, безусловно существует. Коррупция зародилась в СССР, и плавненько перешла в РФ. При советском строе все были равны, но опять же: депутаты, главы районов, советов и т.д были на порядок выше простых смертных. У них, естественно было больше денег, больше силы, авторитета. Сейчас мы видим абсолютно такую же ситуацию. Только денег больше. А деньги правят миром, т.е есть деньги-есть все.
Похожие вопросы
- Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения? 1.Группы давления. 2.Группы интересов. а)профсоюзы б)Союз предпринимателей в)феминистское движение г)экологическое движение д)красный крест е)совет ветеранов ж)Союз офицеров з)Объединение казаков и)движение солдатских матерей
- Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления. Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож- но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
- А. С. Грибоедов горе от ума Чацкий и фамусовское общество План 1 история создания комедии горя от ума 2 Чацкий и фамусовское общество А) как Чацкий в первый раз появлчется в доме фамусова Б) Чацкий и Софья В) чацкий и молчалин Г) чацкий на балу у фамусова Д) почему чацкого обвиняют сумасшедшим 3 какова роль комедии грибоедова в развитии русской литературы Помогите, прошу