Вопрос: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете? «красный проект». элита ссср


Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока. Подготовка к уроку: предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы; подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.


Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.




Прием Я уже знаю Прием Я уже знаю Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Сброс идей в корзину: учитель фиксирует реплики на доске. Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.


Прием Лови ошибку. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.


Пример. Тема: «Письменность Древнего Востока» «В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок) Тема « В Древнем Египте» « По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й. Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.


Прием Анализ текста по предложенной схеме. Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.




Примеры вопросов для старшеклассников. 1.Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа; 2.Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т. д.); 3.Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ; 4.Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?); 5.Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные); 6.Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе; 7.Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные); 8.Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе; 9.Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа; 10.Выявить стилистические особенности текста; 11.Определить уровень эмоциональности; 12.Провести возможное сравнение с другими документами; 13.Определить историческое значение документа; 14.Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.


Прием Двойной дневник Прием Двойной дневник Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части: в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.


Примеры. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью; Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями; Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа; Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий; Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.




Прием Интервью. После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы. Цель - не односторонний ответ на вопрос, а « защита » позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования; 3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.


Пример. Тема: «Общественная жизнь при Николае I», 10 класс. Ученики делятся на 3 группы: A.славянофилы; B.западники; C.русские социалисты (среди них кто-то «отвечает» за идеи Герцена и Огарёва, кто-то –за идеи Бакунина, кто-то защищает взгляды Белинского). Выступления лучше осуществлять от имени какого-то конкретного исторического персонажа. Возможен вариант, при котором ученики отвечают от имени разных представителей того или иного направления. Ученикам задается ряд вопросов, а они от имени своих персонажей озвучивают ответ. Вопросы: 1)Каково ваше отношение к самодержавию? 2)Каков по вашему мнению наилучший государственный строй? 3)Что вы думаете о крепостном праве? 4)Что вы думаете о русской истории? Как вы относитесь к преобразованиям Петра? Есть ли у России свой особый путь, отличный от западного? Что вы думаете о Западе? 5)Как вы относитесь к русской крестьянской общине?


Прием Написание эссе. Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе - размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания). Эссе - размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: Я считаю, что …, далее следует аргументация взглядов автора. Эссе - ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.


Пример. Тема: «Семья и брак», 11 класс. Проблема: Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи? Тема: «Субъекты политической жизни», 10 класс. Проблема: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Тема: «Внешняя политика СССР в гг.», 9 класс. Проблема: Какова ваша позиция по вопросу развязывания «холодной войны»?Одни историки приписывают главную вину Западу, другие- СССР, третьи- обеим сторонам.


Прием Завершим схему. Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.


Подготовка и проведение урока - лекции. Цель: в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками. Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях: 1.при изучении сложного теоретического материала; 2.при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин; 3.если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника); 4.при систематизации и обобщении обширных сведений; 5.если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция). Описание работы по подготовке и проведению лекции. I. Подготовка к лекции: 1.разработка содержания лекции – материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не повторять или суммировать его; 2.разработка структуры лекции – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе лекции; определение основных этапов – вводной части, основной части, заключения, обеспечение логической связи между этапами лекции; 3.подготовка конспекта лекции; II. Проведение лекции: 1.перед началом лекции формулируются вопросы, ответы на которые дает учитель в ходе лекции; 2.сформулированные вопросы записываются на доске, чтобы учащимся легче было фиксировать свое внимание на главном в содержании лекции, в заключении по каждому из поставленных вопросов делается вывод; 3. составить план прослушанной лекции, либо тезисы по предложенному учителем плану; 4. самостоятельно заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала, либо в конце лекции 5. Найти ответы на поставленные вопросы в изложении учителя; Каждые минут в процессе изложения лекции необходимо предусмотреть паузы, связанные с изменением характера деятельности учащихся, например, задать вопросы, поинтересоваться мнением учащихся, продемонстрировать слайды.

Современная российская элита начала складываться при М.Горбачеве. При Б.Ельцине, считает О.Крыштановская, революционный период транс­формации элиты закончился, начался этап цементирования новой элиты. Чем же элита времен экономических и социальных перемен отличается от предыдущей элиты?

По данным О.Крыштановской, «ельцинская» элита во многом отличалась от «брежневской» и даже «горбачевской». Прежде всего, произошло «омоложение» элиты: правительственная и региональная элита «помолодела» почти на 10 лет. Доля сельчан в окружении Ельцина упала почти в 5 раз, в целом в элите за последние 10 лет – в 2,5 раза. Ельцинская элита оказалась самой образованной по сравнению с предыдущими советскими элитами. Процент лиц, имеющих высшее образование, в целом по элите составлял 94%, а в таких субэлитных группах, как партийная элита, правительство и высшее руководство – 100% (тогда как в брежневской элите в целом – 88,85, в горбачевской – 84,1%). Президентская команда на две трети состояла из докторов наук. Можно сказать, что Ельцин приближал к себе молодых, блестяще образованных московских политологов, экономистов, юристов. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.

Изменился не только уровень, но и характер образования. Брежневская элита была технократической. При Горбачеве процент технократов снизился за счет роста доли лиц, имеющих высшее политическое или партийное образование. При Ельцине резкое снижение удельного веса технократов сопровождалось ростом доли гуманитариев в элите, особенно эконо­мического и юридического профиля.

И наконец, ельцинская элита являлась наименее связанной со старой номенклатурой по происхождению. Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов (пятой Государственной Думы), четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где лишь 17% были свободны от прежней номенклатуры. При этом высшие эшелоны номенклатуры не были основной базой для старта в нынешнее руководство. Лишь треть лидеров партий и четверть членов президентского окружения занимали высокие посты в прежних структурах власти. Основным плацдармом движения наверх были второй и третий ранги номенклатуры.

Источники пополнения у разных субэлитных групп были различными. Региональная и президентская субэлиты формировались за счет чиновников советских аппаратов. Бизнес-элита черпала свои кадры преимущественно из комсомола. Правительство воспроизводилось из кадров хозяйственников, дипломатов и «силовиков».

Налицо, казалось бы, существенное обновление элиты. Но это обновление происходило на фоне еще более глубокого процесса – преемственности элит.

Преемственность рассматривается элитологами как закономерность формирования новой элиты. Она находит проявление в двух основных тенденциях. Первую можно сформулировать так: при любых, даже самых радикальных политических изменениях старая элита не уходит полностью со сцены, а включается в новую в качестве ее части. Причин тому великое множество. Это и нехватка в рядах элиты профессионалов, владеющих информацией и практическим знанием, необходимыми для управления страной. Это и наличие «перебежчиков», предусмотрительно покинувших старую элиту еще до ее поражения. Это и невозможность быстрой смены старых кадров на всех, в том числе и ключевых постах. Наконец, это и общая слабость новой элиты на первых порах, толкающая ее к компромиссу с наиболее прагматическими и гибкими предшественниками.

Вторая тенденция – преемственность в виде заимствования у старой элиты ценностей, норм, идей, обычаев, традиций. Она может происходить вполне открыто, когда, например, речь идет об уважении к обще­национальным ценностям и историческим святыням. Но заимствование чаще происходит «контрабандным» путем, негласно и даже вопреки публичным декларациям о полном разрыве с «проклятым прошлым». В этом случае меняются символика, обряды, ритуалы, лозунги – внешне элита предстает в новых одеждах. Однако ее идеология не что иное, как более или менее перелицованные и модернизированные воззрения прошлых времен.

Причин у этого явления опять-таки много, в том числе и действие первой тенденции: заимствование происходит не только путем перенимания новыми властями взглядов и традиций предшественников, но и путем включения их носителей в новую правящую верхушку. Тем не менее можно выделить из множества причин две наиболее существенные для посттоталитарной эпохи. Прежде всего это интеллектуальная, идейная, нравственная слабость новой элиты. Она пришла к власти без собственного идейного багажа, поэтому хватается за все, что попадается под руку. А привлекательней всего, как ни парадоксально, выглядит испытанный арсенал старой элиты. Вполне возможно, что здесь срабатывает и элементарный психологический механизм подражания: наблюдая в течение многих лет процесс правления этой элиты, бессознательно усваивая образцы ее действий, поведения, риторики, ее идеи, новые политики, придя к власти, также бессознательно воспроизводят их.

Другая причина заключается в том, что сама логика власти, потребность в ее удержании, стабилизации вынуждает использовать такие политические и идеологические средства, которые до прихода новой элиты к власти отвергались по моральным и другим соображениям. Положение правящей, связанные с этим обязанности и ответственность быстро заставляют отказаться от приподнято романтических представлений о процессе осуществления власти.

Наиболее ярко преемственность старой и новой элит проявляется в сфере распределения власти. Так, О.Крыштановская полагает, что в советский период правящая элита была монолитной, а в ходе перестройки разделилась на два отряда: политическую и экономическую элиту. Фактически произошло перераспределение власти внутри бывшей партийно-государственной номенклатуры. Одна ее часть перешла из партийных органов в советские, а в ходе формирования новых структур исполнительной власти (администрация Президента и правительства, региональная администрация) – в органы новой администрации. Другая часть партийно-государственной номенклатуры обменяла свою власть в экономике на собственность, приватизировав ключевые инфраструктурные сферы экономики (финансы, распределение, внешнеэкономические связи) и наиболее рентабельные предприятия. Министр стал держателем контрольного пакета акций в концерне, начальник управления Министерства финансов – президентом коммерческого банка, руководящий работник Госснаба – главным управляющим биржи.

В этот процесс перераспределения власти и разделения собственности втягивалась и новая элита, рекрутированная при Горбачеве и Ельцине. Именно приток в элиту тех, кто вчера был далек от рычагов власти или занимал малопрестижные этажи власти и бюрократической пирамиды, а также заметный приток интеллигенции в политику создали иллюзию серьезного обновления элиты.

Нынешний период в развитии российской элиты может быть назван, по мнению О.Крыштановской, этапом цементирования новой элиты. Его характерными особенностями являются придание элите все более «закрытого» характера, смещение центра власти от законодательных органов к исполнительным, концентрация власти в экономике за счет создания мощных горизонтальных структур типа финансово-промышленных групп, объединяющих многопрофильные концерны, свои банки, биржи, страховые общества, торговые дома, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д.

При этом имеет значение разновременность формирования различных элитных групп общества. Наиболее быстро процесс оформления и осознания своих специфических групповых интересов идет среди представителей промышленных и финансовых элит, а также в среде административной элиты, в свою очередь подразделяющейся на центральную и региональную. Другие элитные группы (интеллектуальная элита в сфере науки, культуры, средств массовой коммуникации, общественных движений и т.п.) гораздо медленнее проходят этап реструктуризации и самоопределения.

Выделяют шесть основных субэлитных групп новой элиты: высшее руководство, партийная элита, парламентская элита, правительство, региональная элита, бизнес-элита. Отношения внутри этих групп, а также между ними сложны и подвижны. Сегодня можно говорить о следующих видах взаимоотношений элит: 1) федеральная – региональная, этническая элиты; 2) внутри региональной элиты (законодательная — исполнительная власть, региональное руководство – местное руководство); 3) элита – контрэлита; 4) политическая – хозяйственная элита; 5) борьба внутри правящей элиты.

Таким образом, элита представляет собой социальную группу, занима­ющую особое (руководящее) положение в социальных институтах общества. Особенностью политической элиты является реальная возможность принимать или влиять на принятие общегосударственных решений. В то же время правящая элита, как и элита в целом, неоднородна: между ее различными группами постоянно идет борьба за преобладание. Современная российская элита сформировалась в значительной мере на основе прежней партийно-государственной номенклатуры. Логично предположить, что дальнейшая трансформация российской элиты будет связана не столько с возможным приходом к власти современных контрэлит, сколько с реальным перераспределением собственности.

  • Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?
  • Да, безусловно существует. Коррупция зародилась в СССР, и плавненько перешла в РФ. При советском строе все были равны, но опять же: депутаты, главы районов, советов и т. д были на порядок выше простых смертных. У них, естественно было больше денег, больше силы, авторитета. Сейчас мы видим абсолютно такую же ситуацию. Только денег больше. А деньги правят миром, т. е есть деньги-есть все.

  • 1). Вы ещё учитесь в школе, не можете себя содержать. Но вы уже являетесь гражданами Российской Федерации. Напишите, в каких ситуациях вы поступаете как граждане.

    1 ситуация-

    2 ситуация-

    3 ситуация-

    4 ситуация

    2). Поговорка "Моя хата с краю-ничего не знаю" известна давно. Сталкивались ли вы с такой позицией в собственной жизни? С какого возраста, по вашему мнению, формируется данная жизненная установка? К каким последствиям эта позиция может привести?

    3)Подумайте над проблемой. По закону указы о приобретении и прекращении российского гражданства издаются лично Президентом РФ. Он же утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства. Как вы считаете, почему вопросы о гражданстве решаются на самом высоком уровне?

  • 1)1 ситуация- т. к я являюсь Гражданом Рф и дееспособным;

    2 ситуация-Государство должно обеспечить меня всем нужным для моего образования.

    3 ситуация-если я уже являюсь полноценном гражданином, то я могу устроится на работу и себя содержать;

    4 ситуация-мои права.

    2)"Моя хата с краю -ничего не знаю". Да я сталкивалась с такой позицией в своей жизни. Жизненная установка формируется с возрастом, только ты потом осазнаёшь как себя правильно вести в данным момент. Это позиция может привести к одиночеству, ннедоверие.

    3)Потому что гражданство -самое важное в каждой политической стране. Ведь речь идёт о людях. которые получая гражданство могут знать и защитить свои права. А вопрос о гражданстве самые главные и сложные вопросы в мире.

  • Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!

    Само задание:

    "В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные. ..

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. .. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. .. К системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И. Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

  • В 1 - 2) скорее не проблема, а дополнение ко 2 вопросу

    1) ответ из 1 - верен + еще одна проблема - безработицы,

    правильно, но добавь 2) из 1 вопроса

    усложнилась организация труда, расширилось частное предпринимательство, увеличивалась деловая активность в таких отраслях, как торговля, снабжение, кредитование, страхование, увеличилось число безработных

    правильно

  • Абсолютизм - (абсолютная монархия) - форма феодального государства, прикоторой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Приабсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия иполиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Зап. Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18-начале 20 вв. в форме самодержавия. С формально- юридической точки зрения при абсолютизме руках главы государства монаха сосредотачивается вся полнота законодательный исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождение верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс капиталистов, имеющий собственное представление о роли и задачах государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

    Вопросы к тексту:

    С1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавите каждый из них.

    С2 Какие признаки абсолютизма названы в тесте? Назовите не менее трёх. Как осуществляется их взаимосвязь?

    С3 В чем проявляется прогрессивное влияние абсолютизма на начальной стадии его формирования? В чем абсолютизм регрессивен? В обоих случаях назовите не менее двух признаков.

    С4 Какой класс вырастает при абсолютной монархии из "третьего сословия"? Какими двумя способами разрешаются противоречия между ним и абсолютизмом?

    С5 В России в период правления Петра I в экономике господствовала политика меркантилизма и протекционизма. Объясните, как связаны эти факты. Какую роль сыграл этот экономический курс в то время? Приведите фрагмент текста, который поможет ответить на этот вопрос.

    С6 Один из идеологов российского самодержавия дал такую оценку парламенту:"Парламентские деятели принадлежат, большей частью, к самым безнравственным представителям общества; при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим, господственным главой кружка или собрания, хотя бы к нему)к собранию, над которым он главенствует)принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами"Согласны ли вы с этой точкой зрения? В подтверждение своего мнения приведите не менее 2-х аргументов.

  • Государство достигает наивысшей степени централизации; создается разветвленный бюрократический аппарат; прекращается деятельность органов сословного представительства.

    Абсолютизм боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы это прогрессивные начальное влияние. А регрессивное влияние - жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую свободу предпринимателей, вынужденных производить лишь товары, выгодные королевской казне.

    При абсолютной монархии "из 3-го сословия" вырастет класс капиталистов. Противоречияразрешаются между ним и абсолютизмом двумя способами: революционным путем или происходила постепенная трансформация в ограниченную, конституционную монархию.

  • Помогите ответить всего на 2 вопроса

    Социальная структура современного российского общества

    Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

    Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
    верхнего, среднего, базового и нижнего, а также. .. «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой. .. К нему относятся элитные. .. Группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
    Второй слой назван средним. .. Пока этот слой слишком малочислен. .. Это мелкие предприниматели. .. Менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные. .. Специалисты и рабочие.
    Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
    К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус. .. Интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
    Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
    ... Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

    Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
    Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

    Вопросы и задания к тексту:
    1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
    2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

  • 1. А) Образование
    б) Заработок
    в)Сфера влияния (верхние влияют почти на всех, а "социальное дно" вообще ни на кого не влияет)
    г) Численность (если Вы помните, из курса физики, кажется, диаграмма Парето: большая часть людей ДОЛЖНА быть средним классом, а меньшая делиться на САМЫХ богатых и САМЫХ бедных)
    Вот главные критерии, которых будет достаточно.
    2. Я считаю, да. Постиндустриальное общество диктует возможность стать кем-то именно за счет своих умственных или личностных качеств. Человек может стать богатым, придумав что-то новое и сделав грамотный старт-ап, и, аналогично, в миг стать бедным, проиграв все деньги на бирже или неграмотно вложив их.
    Пример я бы привела из жизни своих знакомых. Мой дядя был обеспеченным человек до того, как лишился всех средств после развода. Параллельный случай: знакомый мужчина занимается продвижением в соц. сетях, в нашем городе никто не занимался этим и поэтому его компания является ведущей на этом рынке (за несколько лет появилось много подобных предприятий) и сейчас он очень обеспеченный и довольный. Можете взять для ответа мои примеры (если, конечно, у вас есть дядя и вы живете не столице(где интернет-продвижение давным-давно работает:D)) или придумать свой (на раз-два).
  • Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. РЫБКИНОЙ о преступности в России.

    Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

    Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, - это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях - как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс - теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень. .. И второй процесс - криминализация общества, т. е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

    Рывкина Р. Б. Драма перемен. - М. , 2001. -С. 37-38.

    Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

  • 1) В учебнике излагается теоретический базис, с примерами из практики, здесь же практика, то, что на самом деле происходит в стране, В учебнике изложение фактов, в статье авторский взгляд, оценка событий. В убебнике официальная позиция "государства", в статье авторский взгряд на объективные процесы. 2) "Уход в тень" - выход за рамки правового поля, т. е. деятельность вне законов; "крыша" - оплачиваемые услуги по охране и защите интересов одной преступной деятельности с помощью другой, "рекет" - вымогание средств у предпринимателей, "накат" - угроза, "откат" - часть суммы, переходящая чиновнику или криминалу из выделенных на что-то средств. Используется для усиления, для понимания, насколько острая проблема. 3) рыночные реформы осуществлялись в период безвременья и беззкакония, госудаство - СССР прекратило свое существование, а нормативной базы новое государство еще не создало, не было четкого плана действий, ломался строй, сознание, гражданские позиции людей. Старые правила уже не действовали, а новых еще не было. Произошла с одной стороны декриминализация - что раньше было преступлениями: спекуляция, тунеядство, теперь перестало таковыми быть, это стало называться бизнес, предпринимательство, право на труд, а не обязанность. А с другой стороны появились новые преступления - тот же рэкет. 4) главная опасность в том, что преступный мир сросся с властными структурами, что царит взяточничество, криминал во власти находится. Все все знают, а никто ни с чем не борется.
  • О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации».
    Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты. .. Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере -функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и…расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере. .. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
    Вопросы и задания к документу
    1. Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению ученого, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
    2. А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером
  • 1. Роль государства при переходе к рыночной
    экономике
    Роль государства в экономике. Роль государства в
    жизни общества. Функции государства в рыночной
    системе. Методы и инструменты государственного
    регулирования экономики. Анализ роли государства в
    экономике Республики Казахстан. Проблемы
    перехода к рынку.
    курсовая работа
  • Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога. Подростки готовы заимствовать из родительской систе­мы ценностей модель родственных связей (готовы при­нять 70% подростков, не готовы - 7%). Достаточно вы­сок также рейтинг такой семейной ценности, как про­фессиональные интересы, отношение к работе (готовы сле­довать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведе­ния, - внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают - 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. Не пользуются поддержкой детей эмоциональ­ные взаимоотношения между родителями: положитель­но оценивают их лишь 17% подростков при 33% нега­тивных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного време­ни. В условиях меняющегося общества традиционные ценно­сти семьи зачастую становятся тормозом при усвоении но­вых жизненных реалий. В такой ситуации процесс транс­формации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается не­типичная ситуация признания родителями высокой компе­тентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о тради­ционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базо­вых ценностей происходит трансформация ценностной сис­темы родителей. 1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение парагра­фа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен­ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?
  • Для этого рассмотрим само понятие "гражданство". Что же это значит- быть гражданином какой-либо страны? Это означает, что между человеком и государством установится прочная политико- правовая связь, которая будет выражаться в исполнении прав и обязанностей. То есть, когда человек официально становится гражданином страны, то он получает особые права (например, право на место жительства и торговлю) и должен выполнять обязательства перед государством. Поэтому вопросы гражданства и решаются на самом высоком уровне, ведь государство даёт своему гражданину особые права и обязуется их защищать, а человек, в свою очередь, обязуется быть законопослушным гражданином.

  • Помимо рядовых граждан важными субъектами политиче­ской жизни страны являются политические группы. Ниже будут выделены четыре ведущих группы - группы давле­ния, группы интересов, лобби и элита.

    В демократическом государстве рядовые граждане оказы­вают влияние на правительство двумя путями:

    Созданием организованных общественных групп.
    Такие группы называются общественными потому, что

    участвующие в них граждане не получают за свою работу за­работной платы, не регистрируются в качестве обычной орга­низации, скажем института или торговой фирмы. Добро­вольные помощники чаще всего работают бесплатно.

    Различают два типа организованных общественных групп:

    Группы, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринимателей);

    Группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов (феминистское движение).

    Первый тип называется группами давления, второй - группами интересов.

    Наименование групп достаточно условное. К примеру, куда отнести общество по защите памятников культуры или общест­во по охране окружающей среды? С формальной точки зрения - к первому типу, поскольку в их названии встречается слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же вре­мя профсоюзы, отстаивая собственные интересы, постоянно

    выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее оба типа групп различать по тому, чьи интересы они защищают - свои собст­венные или других людей, и потому одни называть группами давления, а другие - группами интересов. Очевидно, что совет ветеранов относится к первым, а Красный Крест и Армия Спа­сения - ко вторым.

    Группы интересов надо отличать от политических партий. Делается это по двум критериям. Во-первых, груп­пы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и за­няты, а не на своде декларативных утверждений, составля­ющих программу партии. Группы интересов выражают эмо­ции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и, благодаря коллективным действиям, делают их достоянием общественности. В 70-е годы у нас в стране практически никто не знал экологического движе­ния. О нем мало слышали и в 80-е годы. Но когда выхлопные газы, ртутные испарения, радиоактивные осадки, промыш­ленные отходы стали массовыми и коснулись жителей мно­гих городов, образовалась группа энтузиастов, которая пла­номерно, терпеливо и последовательно привлекала к этой проблеме внимание общественности. В результате в 90-е го­ды проблема защиты окружающей среды стала одной из главных в законодательной деятельности парламента, в пе­чати, радио и телевидении, в школе ввели специальный учебный предмет.

    Как только какая-то проблема становится острой или пря­мо-таки вопиющей, она сразу же привлекает внимание массы людей, из среды которой выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент, благодаря тому что их внимание обратили на себя активно действующие группы интересов, лучше ориентируются во множестве проблем и сразу же выделяют ключевые.

    Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высвечивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в армии процветала де­довщина и в мирное время гибли тысячи молодых солдат.


    И только в 90-е годы в стране сформировалось мощное движе­ние солдатских матерей, обратившее на себя внимание само­го консервативного в мире властного органа - армейского командования.

    Через такие движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем крупные чиновники.

    Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов под­готавливают кадры квалифицированных специалистов - знатоков данной проблемы. Если вы хотите узнать все о де­довщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в со­вет солдатских матерей. Если вам нужна исчерпывающая ин­формация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в одноименном движении, вам не найти и т.д. Часто ми­нистерства и парламентские комитеты, готовя конкретное ре­шение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.

    Некоторые группы интересов перерастают в обществен­ные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии.

    ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

    Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законны или незаконны спосо­бы их деятельности.

    Группы интересов и группы давления, как посредники между государством и народом, выполняют свои функции следующим образом:

    Взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами
    исполнительных и представительных органов (в виде советов,
    рекомендаций, убеждения);

    Участвуют в финансировании законопроектов, экспер­
    тиз, заключений правительственных органов;

    Контролируют соблюдение принятых решений (зако­
    нов), вплоть до обращения в суд;

    Наблюдают за деятельностью правительства в отдельных
    отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д.

    Таковы законные (или легитимные) формы взаимодейст­вия. Кроме них существуют и незаконные формы деятельно­сти этих групп. К ним, в частности, относятся взятки и под­куп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д.

    Лобби. От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отличать группы давления, формирующи­еся на базе бюрократических структур. В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби относят тех, кто находится в ближайшем окружении и способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким вы­сокопоставленного лица, запугав правительство или парла­мент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигры-


    вался во властных коридорах России в 90-е годы. Группа аг­рариев пугает парламент развалом сельского хозяйства, во­енные - недовольством армии и готовностью ее свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в госбюд­жете. Когда деньги выделяются, они зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах казнокра­дов. Аграрии и военные, не получив обещанных средств, вы­ражают недовольство. Их лобби, представленные в парламен­те и правительстве, снова накаляют атмосферу и.требуют денежных вливаний.

    Мощные лоббистские группировки типа названных все­гда находятся около власти. Напротив, группы интересов, типа движения солдатских матерей или экологических, от нее удалены. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демокра­тической трибуной для масс.

    Лобби потому сильны, что контролируют какие-то страте­гические ресурсы. Военные контролируют оборону, аграрии - продукты питания, банкиры - деньги. Раньше мощную лоб­бистскую фракцию составляло русское дворянство. Оно кон­тролировало основной ресурс - собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контроли­ровавшее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и се­годня. Группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.

    Если лобби все время потакать, то они монополизируют всю власть в государстве, заставят его работать только на ре­шение собственных проблем. Это поняли в США еще в середи­не XX века, поэтому в 1946 г. приняли федеральный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в поли­тической борьбе. С тех пор было замечено, как только дея­тельность лобби предается публичной огласке, желание обхо­дить закон усмиряется.

    Элементы лоббистской тактики - тактики силового про­талкивания через властные структуры нужных решений - ис­пользуют не только сами лобби, но и другие группы и общест­венные организации. Нефтяные компании России в 1998 г.,


    как они сами заявляли, не являлись лобби. Они представля­лись дойными коровами, дающими государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, растрачиваемый всеми други­ми институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компа­нии. Моментально заработали средства массовой информации, давшие возможность нефтекоролям рассказать о важности сво­ей деятельности для страны и неимоверных трудностях, с кото­рыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти ненавязчиво. Слу­шание отчета нефтекомпаний в Госдуме проходило уже на под­готовленном фоне и получило ожидаемый результат. Осталось загадкой, имели нефтяники свое лобби в парламенте или нет, но давление через прессу на депутатов, президента, правитель­ство и рядовых граждан было оказано мощное.

    Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на политическую жизнь страны, является элита общества. Тер­мин «элита* в конце XIX века ввели итальянские социологи Г. Моска и В. Парето. В нашей стране и в Европе для обозна­чения высших привилегированных слоев общества использу­ется слово «элита», а в США наряду с элитой также «истеб­лишмент» (господствующая верхушка, правящие круги). Под американским «истеблишментом» имеют в виду людей, занимающих в США позиции на верху иерархических пира­мид в основных сферах жизни общества - бизнесе, политике, науке и технике, рекламе и информации, культуре и «массо­вой культуре». «Истеблишмент» держится на неформальных связях между этими людьми. Они «задают тон» во вкусах и поведении, на них ориентируются, с них берут пример.

    Элита - это небольшая группа людей, которые отли­чаются не только тем, что они обладают лучшими нрав­ственными, профессиональными или творческими качест­вами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и крупными деньгами и на­ходящихся на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специ­алистов в области внешней политики и обороны: правительст­венную верхушку и политических лидеров, крупнейших уче-


    ных, владельцев телесетей и наиболее известных изданий, а также популярных деятелей культуры. В США она составляет 0,5% населения, владеющего 35% национального богатства. То же самое можно сказать и о России.

    Различают столько видов элиты, сколько существует ей дов власти в обществе. Это и понятно: большая власть - ос­новной признак принадлежности к элите. Есть элита экономи­ческая, элита политическая и элита бюрократов-чиновников. Иными словами, к элите относятся ведущие политики, круп­нейшие бизнесмены и высокопоставленные госслужащие. Кроме них в элиту могут также входить армейское руководст­во, руководители спецслужб.

    Существует так называемая «четвертая власть» - СМИ, поэтому к элите относятся видные журналисты, работающие в газетах, и журналисты-телекомментаторы. Определенную власть над широкой публикой имеют законодатели моды и вкусов, популярные певцы и музыканты. При этом вслед за делением власти на формальную и неформальную ученые раз­личают официальную элиту, состоящую из политической вер­хушки, и неофициальную - «власть знаменитостей».

    Как правило, элита составляет ядро господствующей пар­тии. Очень небольшое по размерам, оно достигает огромного эффекта. Благодаря мощным капиталам они помогают поку­пать голоса избирателей, нанимать журналистов, публикую­щих рекламные политические статьи, либо скупают какую-ли­бо газету. Когда Россия перешла от социализма к рыночным отношениям, отечественные СМИ лишились государственных дотаций. Потребовались частные капиталы. Их-то и предоста­вили наиболее богатые люди страны, так называемые олигар­хи. Финансовую помощь прессе они оказывали отнюдь не бес­корыстно: некоторые газеты, журналы и телеканалы стали рупором их идей. Олигархи имели огромное влияние на власт­ные структуры, благодаря чему добивались назначения нуж­ных себе людей на высшие государственные посты. На совеща­нии с представителями крупного бизнеса президент В.В. Путин сказал, что все олигархи будут отныне «равноуда­лены от власти».

    Понятия: группа давления, группа интересов, лобби, элита.

    Вопросы и задания

    1. Составьте таблицу для сравнения свойств и различий групп давления, группы интересов, лобби и элиты.

    *2. Как используются СМИ в политической борьбе? Иллю­стрируйте свой ответ примерами из нынешней российской жизни.

    *3. Можно ли народных депутатов из Госдумы и сенаторов из Федерального собрания причислять к российской эли­те? Может быть, правильнее их называть лобби? Свой от­вет аргументируйте.

    *4. Поразмышляйте, как связаны между собой следующие понятия: бюрократия, группы давления, лобби, номенкла­тура, криминалитет, парламент, элита, аристокра­тия, олигархия.

    5. К какой группе относится движение солдатских матерей?

    6. Какую тактику используют лобби для достижения сво­
    их целей? Приведите примеры из истории.

    Проблема. Существует ли преемственность между совет­ской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?

    Практикум. Подумайте и ответьте, к каким типам поли­тических групп относятся следующие организации и дви­жения?

    1. Группы давления.

    2. Группы интересов:

    а) профсоюзы,

    б) Союз предпринимателей,

    в) феминистское движение,

    г) экологическое движение,

    д) Красный Крест,

    е) совет ветеранов,

    ж) Союз офицеров,

    з) объединения казаков,

    и) движение солдатских матерей.

    Вопрос:

    Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?

    Ответы:

    Да, безусловно существует. Коррупция зародилась в СССР, и плавненько перешла в РФ. При советском строе все были равны, но опять же: депутаты, главы районов, советов и т.д были на порядок выше простых смертных. У них, естественно было больше денег, больше силы, авторитета. Сейчас мы видим абсолютно такую же ситуацию. Только денег больше. А деньги правят миром, т.е есть деньги-есть все.

    Похожие вопросы

    • Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения? 1.Группы давления. 2.Группы интересов. а)профсоюзы б)Союз предпринимателей в)феминистское движение г)экологическое движение д)красный крест е)совет ветеранов ж)Союз офицеров з)Объединение казаков и)движение солдатских матерей
    • Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления. Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож- но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
    • А. С. Грибоедов горе от ума Чацкий и фамусовское общество План 1 история создания комедии горя от ума 2 Чацкий и фамусовское общество А) как Чацкий в первый раз появлчется в доме фамусова Б) Чацкий и Софья В) чацкий и молчалин Г) чацкий на балу у фамусова Д) почему чацкого обвиняют сумасшедшим 3 какова роль комедии грибоедова в развитии русской литературы Помогите, прошу