Речевые игры для дошкольников. Закончи предложение - игра для детей Игра закончи предложение для дошкольников

Ирина Дерина
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи .

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия , которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют . Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша.

Ро-ро-ро - у нас новое вед.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ри-ри-ри - на ветках снеги.

Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ры-ры-ры - детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью (желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память , внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание .

Ход игры: Расскажите, что бывает :

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели : расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель : учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила : подбирать наиболее точные слова.

Ход игры : Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина : Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой) . Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный) . Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный) .

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей .

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог : - Дети : Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход игры : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель : развитие слухового внимания , остроты слуха.

Ход игры : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения :

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель : развивать у детей слуховое внимание.

Правила : Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего : «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» . Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика) . (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 72»

Материал разработала:

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Копылова Наталья Сергеевна

г.Березники, 2015

Пояснительная записка к дидактическому материалу

«Картотека деформированных текстов»

Дидактический материал «Картотека деформированных текстов» составлен на основе методических разработок С.В., В.В.Коноваленко, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой.

Цель пособия: формирование лексико-грамматических компонентов речи, профилактика нарушений письменной речи у дошкольников. Материал составлен с учетом комплексно-тематического планирования в старшей и подготовительной логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методика работы с деформированным текстами в дошкольном возрасте:

    Понятие деформированный текст в работе с дошкольниками не дается. Используются приемы: «Исправь ошибки», «Предложение сломалось». В самом начале коррекционно-развивающей работы обязательно используется наглядность (предметные и сюжетные картинки). При освоении детьми навыка работы над деформированными предложениями, текстами работа может проводиться на слух.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991.

    Коноваленко С.В., В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. – М.: Гном, 2001.

    Коноваленко С.В., В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. – М.: Гном, 2001.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у малдших школьников. – М.: Владос, 1997.

Тема: Овощи. Числительные «Один», «Одна».

Игра «Исправь ошибки гнома»

На грядке растет один луковица, одна баклажан

один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня.

На блюде лежит одна апельсин и одна лимон.

В магазине продается одна арбуз и один тыква.

Тема: Именительный падеж

множественного числа существительных.

Игра «Доскажи предложение».

На заборе сидит и кукарекает …

В деревне по утрам голосисто поют ….

У Тани на голове белая ….

В магазине продают детские летние ….

На листке сидят … .

Во всех углах плетут паутину ….

В вазе на столе стоит ….

На лугу расцвели алые … .

На лугу пасутся … .

В нашем доме большие светлые … .

На центральной улице многоэтажные … .

Тема: Винительный падеж

Игра «Путаница»

Чашка моет Катю.

Зайка лепит Витю.

Чашка роняет Петю.

Заяц ловит лису.

Рыба ловит рыбака.

Рыба ловит старика.

Пряжа прядет старуху.

Рыбка позвала старика.

Старик бранил старуху.

Бабочка рисует девочку.

Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений

с существительными в винительном падеже

единственного числа.

Старик ловил неводом … . Старуха пряла свою … . Раз старик закинул в море свою … . Стал он кликать …

Тема: Родительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Составь предложения»

Лена, не бояться, гроза. Рабочие, выполнять, работа. Алеша никогда не видеть слона. В лесу расти гриб. Мы набрать много спелая малина. Наташа взять кусочек сахара. У стол одна ножка. Миша выпить стакан кисель.

Игра «Закончи предложения»

Поздней осенью на деревьях нет … листья. В зале нет … стулья. В поле нет … люди. В книжке нет … картинки. Не слышны голоса … птицы. На болоте много … комары. В нашем лесу нет … змеи. В дальней лесу много … ужи. У птиц нет.. зубы. В пустыне нет … лес. В нашей реке нет … кувшинка.

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов-антонимов по образцу.

Налить воду в стакан – вылить воду из стакана.

Войти в комнату –

Открыть дверь –

Принести игрушку –

Подойти к столу –

Приехать в гости –

Прилететь в порт –

Подъехать к воротам -.

Игра «Потерялись слова».

    Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (выходит) из дома. Ваня (обходит) дом.

    Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки.

    Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку.

    Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ваня поливает клумбу.

    Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) по дороге между домами.

Тема: Предлог «На».

Игра «Составь предложение».

Сели, озеро, утки. Огурцы, зреют, на, грядка. Лужи, на, дороге, большие. На, висят, ветках, яблоки. Посадили, на картошку, огороде. Созрела, на, клюква, болоте. Рыба, на приманку, клюет. На, висит, картина, стене. Березе, красивые, на, сережки. Охотились, на, уток, диких, охотники. Не рисуй, обложке, на .

Игра «Вставь предлог»

Дети катались … лодке. … берегу росла сосна. Аисты построили гнездо … крыше. … вышке стоял часовой. … болоте созрела клюква. Портрет висел … стене. Куры сели … насест. …. севере ездят … оленях. Саша играет … балалайке .

Тема: Предлог «В».

Игра «Составь предложение».

Спала, в, белка, дупле. В, шумели, березы, роще. Машины поле, в загудели. Ежика кустах в мальчики нашли. Люди жили в первобытные пещерах. Чистом классе работать в приятно. Журчал в чистый овраге ручеек.

Игра «Вставь предлог»

Волк живет … логове. … лесной чаще расцвели ландыши. … пищали птенцы. Машин пап работает … пекарне. Форель водится … горных реках. Орлы живут … горах. Щенок тащил палку … зубах. … синем небе звезды блещут, … синем море волны плещут. Высоко … горах лежит снег. … тишине трещали кузнечики.

Тема: Предлоги «С (СО)».

Игра «Вставь предлог»

У меня сестренок семь.

У меня сестренок семь.

Помогать я буду всем.

Олей сеять,

пашей жать.

Дашей куклу наряжать.

Леной стряпать.

Нюрой шить,

Шурой сено ворошить.

Песни петь … Марусенькой.

Самою малюсенькой.

***

Посуду убрали … стола.

Сотри пыль … книг.

Лена … Светой – подруги.

Ложка упала … стола.

Маша любит клубнику … сливками.

Мама любит клубнику … молоком.

Лена пойдет … мной гулять.

Ребята пошили купаться и взяли … собой собаку.

Жеребенок … испугом прижимался к матери.

Тема: Предлоги «ЗА, ИЗ-ЗА».

Игра «Составь предложение».

Игра «Вставь предлог»

Пошла.. ягодами. Пошел … орехами. Пошли … грибами. Наблюдал … муравьями. Следил … работой. Получил … работу. Выполнил … полчаса. Сидел … столом. Скрылось … горизонтом.

Ребята не пошли в поход … плохой погоды. .. леса показалось солнце. Лена не пошла в театр … болезни. … холодного ветра нельзя было продолжать путешествие. Маленькая обезьянка выглядывала …. Плеча дрессировщика.

Тема: Осень. Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени .

Работа над деформированным текстом по картине :

Стоит последние теплые дни осени. С кленов, лип, дубов, берез падает на землю желтые листья. Таня и Петя гуляет в осеннем саду. Птицы уже не поет. Они улетает на юг. Таня поднимают с земли опавшие листья. Они хотят сделать красивый букет для мамы.

Тема: Глаголы прошедшего времени.

Игра «Исправь ошибки гнома»

Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай, пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин, за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

Тема: Винительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Найди ошибки в рассказе»

Ежик.

Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки. Гриша нашел ежик. Гриша принес ежик домой. В доме были мыши. Ежик ловли мыши .

Рассказ «Зоопарк».

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра. Забавные обезьяны. Слон обливаля холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешные рожицы.

Игра «Исправь предложение»

Мама купила кастрюля. Коля видел жаба. Жаба ловил комар. Ласточки едят мошки. Столяр сделал табуретка. Таня связала кофта. Витали смастерил лодочка. Ястреб унес цыпленок. Саша забросил удочка .

Игра «составь предложения»

Сестра, сварить, варенье. Капитан, подавать, команда. Матросы, мыть, палуба. Брат, встречать, сестра. Дождь, смочить, земля. Маша и Лена видеть, радуга. Трава, роса, покрывать. Дерево, сломать, ветер. Карасик, поймать, щука. Электричка, ждать, пассажиры.

Тема: Родительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений с существительными в родительном падеже единственного числа.

Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан). Таня подняла лист (клен). Ваня увидел лист (береза). На поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали сухие листья (тополь). На траве лежали желуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки (сосна, ель).

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Исправь ошибку».

Дети наливают цветы на клумбе.

Мама поливает суп в тарелку.

Ваня заливает воду из лейки.

Повар выливает запеканку подливой.

Таня обливает воду в стакан

Тема: Дательный падеж существительных.

Игра «Составь предложение».

Подарить дедушка шарф. Купить мама цветы. Дать товарищ книга. Дать собака еда. Дать кошка молоко. Расчесать сестренка волосы. Заплести подруга косы. Смастерить птицы скворечник. Поменять рыбы вода. Накрошить цыплята яйцо.

Игра «Закончи предложение»

Расскажи … (сказка, сестренка).

Дай... (морковка, кролик).

Прочитай … (книга, Витя).

Отдай … (книга, Дима).

Дай … (лекарство, дедушка).

Налей … (вода, собака).

Нарисуй … (картинка, сестра).

Спой … (Мишутка, песенка).

Позвони … (тетя, Вера).

Отнеси … (трава, коза).

Принеси … (полотенце, брат).

Сделай … (клетка, кролики).

Помоги … (Наталья Сергеевна).

Помогай … (мама и папа).

Тема: Творительный падеж».

Игра «Закончи предложение».

Траву косят … . Суп едят …. Котлеты едят …. Лук режут …. Суп мешают …. Траву косят … гвозди вытаскивают …. Огонь заливают …. Тесто месят …. Машинист управляет …. Пилот управляет ….

Игра «Составь предложение»

Дорожки посыпать снег. Улица освещать фонарь. Крыша крыть железо. Волосы мыть шампунь. Трава сгребать грабли. Трава косить косилка. Пруд затянуть тонкий лед. Руки мыть туалетное мыло. Кусты подрезать садовые ножницы. Дорожки посыпать песок. Елку наряжать елочные игрушки.

Тема: Предлоги «под, из-под».

Игра «Составь предложение».

Под срубили елку корень. Маленький пробивался из-под росток земли. Щука большая ушла под воду. Платье виднелось из-под пальто. Выползла из-под пня змея. Мы грибы под сухими листьями нашли. Под было яблоней много яблок.

курица под неслась крыльцом.

Игра «Вставь предлог»

Большой белый гриб вырос … ель. … снега пробивались первые подснежники. Метро строят … землей. … стола выскочил маленький котенок. Подземные реки текут … землей. Котенок выполз … шляпы. Большая собака выскочила … подворотни. … кронами деревьев было прохладно. Во время грозы не стой… деревьями.

Тема: Предлоги «над, под».

Игра «Составь предложение».

Солнышко выглянуть из-за туч. Кусты из-за выскочить заяц. Гости встать из-за стол. Из-за поворот выехать машина. Из-за леса, из-за гор ехать дедушка Егор.

Игра «Вставь предлог»

Крот прорыл ход … землей. … рекой поднимался густой туман. … ногами шуршала трава. Дрова убрали … навес. Крот живет … землей. Собака спала … столом. Ласточка свила гнездо … крышей. … озером резвились стрекозы. Серый волк … горой не пускает нас домой. Самолет летел … лесом. … нами кружились бабочки.

Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное . Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное . Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое . Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец , груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка .
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника , сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла , шампунь.
  6. Хлеб , молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето , секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица , сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор )

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры;
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название» . Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Памятка

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сиритори - японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.
Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

Где твой круг? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге. Ведущий предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы перейти во второй круг (Люда - Людмила, Галя - Галина, Гриша - Григорий и т. д.).

Загадка Петрушки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: письмо от Петрушки
Ведущий читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички) и т. д.

Жадный кот - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирают ведущего. Он - кот. Кот садится в угол и говорит:
- Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот.
Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:
- Тише, тише, кот все ближе.
Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, называет слово с определенным звуком.

Найди свой квадрат - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать, кто из детей может встать в этот квадрат. Во втором квадрате - имена, в которых слышится звук (щ), и т. п.

Паровозик из Ромашково - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинка паровозика из Ромашково, вагончики к нему, которые прицепляются отдельно
На металлическую основу прикрепляется паровозик и несколько запасных вагончиков, сверху на доску прикрепляется слово, составленное из слогов. Дети читают его и помогают рассадить по вагончикам, т.е. делят слово на слоги и каждый слог прикрепляют над вагончиком, а затем считают - сколько потребовалось вагончиков.
Вагончики разного цвета, их можно использовать для выделения ударного слога. Также для выделения слога с мягкой согласной и с твердой. Например, слог «ма» надо посадить в синий вагончик, а слог «мя» в зеленый. Ударный слог можно посадить в красный вагончик и т.д.

Переезжаем на новую квартиру - игра для детей

Количество игроков: 6-9
Дополнительно: предметные картинки (парные): чашка- стакан, кружка - чашка, масленка - сахарница, чайник - кофейник, кастрюля - сковорода, платок - косынка, шапка шляпа, платье - сарафан, свитер - безрукавка, пальто - куртка, шуба - зимнее пальто, брюки - шорты, носки гольфы, чулки - носки, перчатки - варежки, туфли - босоножки, тапки - сандалии, ранец - портфель, люстра настольная лампа; коробочки для складывания картинок
Ведущий вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Рассказывает:

Определи первый звук в слове - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог), сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

Татьяна Морозько
Дидактическая игра по развитию речи для детей 3–4 лет «Закончи предложение»

Игра «Закончи предложение »

Цель : научить детей составлять предложения , развивать внимание .

Инвентарь : предметные картинки (1 группа : грибы, ягоды, рыбки, яблоко, учебники; 2 группа : шишки, цветы, груша, щука, тетради)

Ход игры:

Разложите перед ребенком картинки первой группы и попросите его с помощью закончить следующие предложения – вы произносите предложение , ребенок показывает картинку и повторяет предложение , но уже повторяет пропущенное слово :

Маша собирала в лесу (грибы) .

Катя собирала на поляне сладкие (ягоды) .

Наташа сорвала в саду большое и сочное (яблоко) .

Коля закинул удочку и вытянул маленькую … (рыбку) .

Паша сложил в портфель (учебники) .

Далее разложите перед ребенком вторую группу картинок и попросите произнести те же предложения , но так, чтобы в конце каждого стояло уже другое слово – предмет , изображенный на картинке. Подскажите ребенку, что некоторые предложения придется немного изменить. Вот что должно получиться :

Маша собирала в лесу шишки.

Катя собирала на поляне красивые (ароматные, красные и т. п.) цветы.

Наташа сорвала в саду большую и сочную грушу.

Коля закинул удочку и вытянул большую (огромную, зубастую) щуку.

Паша сложил в портфель тетради.

Вместе с ребенком ответьте на вопросы :

Что еще можно собирать в лесу? (Веточки, листья, желуди)

Что еще можно собирать на полянке? (Траву, листья)

Что еще можно сорвать в саду? Поймать на удочку? Положить в портфель?

Предложите ребенку составить рассказ, так чтобы одно из предложений стало его окончанием.

Публикации по теме:

«Скворечник для птички» Дидактическая игра по развитию речи. Цель: развивать речь ребёнка. Задачи: - обогащать словарный запас, - закрепить.

Задачи:учить детей различать на слух и в произношении все звуки родного языка; определять первый звук в слове;развивать у детей умение обобщать.

Использование рассказов с картинками способствует развитию высших психических функций (воображение, память, внимание, речь, облегчает.

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста. Задачи: Совершенствовать связную речь - диалогическую и монологическую.

Дидактическая игра «Продолжи предложение» (подбор антонимов) Дидактическая игра "Продолжи предложение" Цель: подбирать антонимы при сравнении предметов, упражнять в образовании прилагательных в сравнительной.

Цель игры: расширять и активизировать словарный запас детей,умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.