Задания по кому на руси жить хорошо. Тест по литературе на тему: Тестовые задания по поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Предмет -литература,10 класс

Вариант I

Часть А

1.К какому роду литературы относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»?

А.Драматический В.Эпический

Б.Лирический Г. Лиро-эпический

2. В каком году Н. А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

А. 1863 В.1865

Б. 1864 Г. 1868

3.Какя из сюжетно- композиционных особенностей есть в поэме?

А.Эпилог В. Пролог

Б.Экспозиция Г.Эпиграф

4.Какой социальный статус имели крестьяне-правдоискатели?

А.Вольноотпущенные В. Крепостные

Б. Временнообязанные Г. Свободные

5. Какого жанра нет в поэме?

А. Притча В.Баллада

Б. Плач Г.Былина

6.Кто из героев не является крестьянином?

А.Гаврило В. Демьян

Б. Яким Г. Влас

7.В каком селе герои поэмы побывали на ярмарке?

А. Корежино В. Усолово

Б. Кузьминское Г. Вахлачина

8.Чьей племянницей была сироточка Устиньюшка?

А.Якова В. Овсянникова

Б. Власа Ильича Г.Макара Федосеича

9. Какой из героинь нет в поэме?

Б. Гертруда Александровна Г. Таисия Савельевна

10. Какой из названных песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Голодная» Г. «Женская»

11.Кто из героев поэмы некоторое время пребывал в Песочном монастыре?

А.Иона Ляпушкин В..Пан Глуховской

Б.Савелий Корчагин Г.Христиан Христианыч

12.Какой из глав нет в части «Крестьянка»?

А. «Лиодорушка» В.«Песни»

Б.«Волчица» Г.«Трудный год»

Часть В

«Недотерпеть-пропасть!

Перетерпеть-пропасть!...»

2.Назовите имя героя:

«Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором-

Пал на сердце …»

3.Как называется песня, которой заканчивается «Пир на весь мир»?

4.Назовите выразительное средство:

Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита

5.Определите жанр:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела- а живет оно,

Без языка- кричит!

Часть С

Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

Вариант II

1. Кому посвящена часть поэмы «Пир на весь мир»?

А. В.С. Белинскому В. С.П. Боткину

Б. Н.А. Добролюбову Г. И.И. Панаеву

2.Кого в ряду счастливцев, названных правдоискателями, не было?

А.Царь В. Помещик

Б.Граф Г. Министр

3.Какой подарок привез Филипп жене из Питера?

А. Платочек шелковый В.Башмаки сафьяновые

Б. Сорочку расшитую Г. Юбку бархатную

4. Какого жанра нет в поэме

А.Загадка В. Песня

Б. Миф Г. Былина

5.Какая из героинь не принадлежит крестьянскому сословию?

А.Домна В. Матрена

Б. Орефьевна Г. Елена

6.Кто из героев назван « …примерным»?

А.Гриша В. Яков

Б.Филипп Г. Ипат

7. В каком селе крестьяне-правдоискатели попали на пир?

А. Корежино В.Усолово

Б. Кузьминское Г.Вахлачина

8. Кто из героев был дьячком?

А. Яким В. Трифон

Б. Пахом Г. Ионушка

9. Кто из героинь мать Савушки?

А.Матрена Тимофеевна В. Елена Александровна

Б. Ненила Власьевна Г. Домна

10. Какой из песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Бурлацкая» Г. «Барщинная»

11. Кто из героев поэмы учился грамоте в остроге в Буй-городе?

А. Гаврило Афанасьевич В. Шалашников

Б. Савелий Корчагин Г. Христиан Христианыч

12. Какой главы нет в «Крестьянке»?

А. «Немец Фогель» В. «Демушка»

Б. «Бабья притча» Г. «Губернаторша»

Часть В

Дайте ответ в виде слова или сочетания слов.

1.Кому из героев принадлежат слова:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!

2. Назовите имя героя:

«У….. -кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо- их недокармливал»

Хапуга- эконом»

3.Кому был поставлен памятник на площади (в этом герое Матрена увидела сходство с Савелием)?

4. Назовите выразительное средство:

«И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам»

5.Определите жанр:

«Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку,

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает»

Часть С

Дайте связный ответ на вопрос:

В чем видит Гриша Добросклонов свое счастье?

Ключи к тесту по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Часть А

Вариант I

Вариант II

Часть В

Матрене Тимофеевне

Сусанину

Отрицательное сравнение

Сравнение

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы

«Школа» № 424

Контрольный тест по литературе

10 класс

Н. А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2014г.

Цель: проверка степени понимания поэмы Н. А. Некрасова; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; создать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к изучению творчества Н. А. Некрасова.

1вариант.

Задания с выбором ответа. 1.Укажите, какое произведение не принадлежит перу Н. А. Некрасова 1. «Размышление у парадного подъезда» 2. «Железная дорога» 3. «Русские женщины» 4. «Кавказский пленник» 2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся «вельможному боярину, министру государеву». 1. Пров 2. Братья Губины 3. Лука 4. Старик Пахом 3. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассказывает странникам историю «О двух великих грешниках». 1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Иона Ляпушкин 4. Савелий, богатырь святорусский 4. Укажите название села, в котором проходила ярмарка, описанная в главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Сельская ярмарка». 1. Иваньково 2. Кузьминское 3. Клин 4. Крутые Заводи 5. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»? 1. Савелий, богатырь святорусский 2. Ермил Гирин 3. Яким Нагой 4.Матрёна Тимофеевна 6. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассуждал о крестьянской жизни так: У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная – Гневна, грозна – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям … 1. Яким Нагой 2. Савелий 3. Матрёна Тимофеевна 4. Гриша Добросклонов 7. Почему в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» крестьяне села Наготино указали на Матрёну Тимофеевну как на счастливую женщину. 1. Её всегда и во всём везло 2. Ей помогает её твёрдый характер, настойчивость, ум 3. В трудной ситуации ей помогала губернаторша 4. У неё хороший муж, который её берёг и защищал 8. В какой из глав поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поётся песня «Весёлая»? 1. «Сельская ярмарка» 2. «Пьяная ночь» 3. «Пир на весь мир» 4. «Крестьянка» 9. Укажите, кого не было среди странников – героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» 1. Пров 2. Ермила 3. Митродор 4. Старик Пахом Задания с кратким ответом. 1. Напишите годы жизни Н. А. Некрасова.

2. Кто в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поёт песню, в которой есть следующие строки: Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

3. Как характеризует В. Г. Белинского и Н. В. Гоголя Н. А. Некрасов поэме «Кому на Руси жить хорошо?», рассказывая в главе «Сельская ярмарка» о торговле в книжной лавке.

5. На примере какого образа раскрывает Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» судьбу русской женщины.

С большущей гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.

б) Осанистая женщина Широкая и плотная Лет, тридцати осьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие …

Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, ……………………………… волости, Из смежных деревень. («Пролог») б) Пиши: В деревне Босове ……………………………………. живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! («Пьяная ночь»)

2 вариант.

Задания с выбором ответа. 1. О каком историческом событии идёт речь в стихотворении Н. А. Некрасова «Элегия». Довольно ликовать в наивном увлеченье, – Шепнула Муза мне. – Пора идти вперёд: Народ освобождён, но счастлив ли народ? 1. О войне 1812года 2. О крымской войне 3. О восстании декабристов 4. Об отмене крепостного права 2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся царю. 1. Пров 2. Иван 3. Митродор 4. Старик Пахом 3. Кто первым встретился семи странникам – героям поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» 1. Поп 2. Павлуша Веретенников 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев 4. В третьей главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» – «Пьяная ночь» – с Павлушей Веретенниковым спорит: 1. Яким Нагой 2. Савелий 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев 5. Укажите, о ком из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» следующие строки: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотка и Сибирь. 1. Яким Нагой 2. Савелий 3.Ермила Гирин 4. Гриша Добросклонов 6. Кому в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» народ помогает выкупить мельницу? 1. Павлуше Веретенникову 2. Савелию 3.Ермиле Гирину 4. Купцу Алтынникову 7. Среди деревень, из которых происходили странники – герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», не было. 1. Неурожайка 2. Горюхино 3.Заплатово 4. Разутово 8. Укажите часть поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», повествование в которой ведётся от первого лица. 1. «Крестьянка» 2. «Последыш» 3. «Пир на весь мир» 4. «Пролог и первая часть» 9. Кто из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» назван «народным заступником. 1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Гриша Добросклонов 4. Савелий 10. Укажите сказочный предмет, помогавший семи странникам в их поисках. 1.Меч-кладенец 2. Скатерть-самобранка 3.Сапоги-скороходы 4. Волшебный клубок Как этот предмет попал к ним? Задания с кратким ответом. 1.Напишите название журнала, главным редактором которого был Н. А. Некрасов.

2. Назовите имя главной героине главы «Крестьянка» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

3. Как называется глава поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», в которой поётся песня «Весёлая»?

4. Использование каких эпитетов сближает поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» с устным народным творчеством? Приведите пример.

5. К какому жанру относится «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова?

6. Узнайте персонажей поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» по описанию: а) Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие, Венгерка с бранденбурами, Широкие штаны.

б) Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош!

7. Вставьте пропущенные слова. а) Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутого, Знобишина, Горелова, Неелова, ……………………………………………….. тож. («Пролог») б) Было двенадцать разбойников, Был ………………………………………… атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан. («О двух великих грешниках»)

Ответы

1 вариант Задания с выбором ответа

    4. «Кавказский пленник»

    4. Старик Пахом

    3. Иона Ляпушкин

    2. Кузьминское

    4. Матрёна Тимофеевна

    1. Яким Нагой

    2. Ей помогает её твёрдый характер, настойчивость, ум

    3. «Пир на весь мир»

    2. Ермила

    2. Скатерть-самобранка

Задания с выбором ответа

    1821-1877

    Гриша Добросклонов

    Заступники народные

    Постоянные эпитеты

    Матрёна Тимофеевна

    а) Савелий б) Матрёна Тимофеевна
  1. а) Пустопорожней волости б) Яким Нагой

2 вариант Задания с выбором ответа

    4. Об отмене крепостного права

    1. Пров

    1. Поп

    1. Яким Нагой

    4. Гриша Добросклонов

    3.Ермиле Гирину

    2. Горюхино

    1. «Крестьянка»

    1. Яким Нагой

    2. Скатерть-самобранка

Задания с кратким ответом

    «Современник»

    Матрёна Тимофеевна
  1. «Пир на весь мир»

    Постоянные эпитеты

    Поэма

    а) Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев б) Помещик князь Утятин

    а) Неурожайка

б) Кудеяр

Использованные материалы.

1.Золотоарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIXв. 10 класс 1-е полугодие. Изд 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплекс уроков. – М.: «ВАКО», 2005. – 336 с. 2. ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания/ Е. Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 63 с. 3. Репин А. В. Литература. 10 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. 4. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо"?

Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип - борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип - труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: Матрена Тимофеевна, Яким Нагой. Поэт не идеализировал крестьян. Он показывает и тип холопов, рабов, упивающихся своим рабством: Ипата - лакея князя Утятина, "холопа примерного, Якова верного" - дворового князя Переметьева.

2. Какова роль "сказа о двух грешниках" в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

В сказе "о двух великих грешниках" звучал призыв к борьбе с угнетателями. Разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского. Значит, борьба с панами - святое дело.

3. Каково значение главы "Пир на весь мир" в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

Глава "Пир на весь мир" показывает состояние Руси, когда она проснулась, заговорила. Это праздничный пир духовного пробуждения, на котором звучат новые песни.

4. В каком образе поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" воплощена судьба дореформенного крестьянина?

Дореформенный барщинный мужик показан в образе Калинушки.

Беден, нечесан Калинушка,Нечем ему щеголять,Только расписана спинушка,Да за рубахой не знать.С лаптя до воротаШкура вся вспорота,Пухнет с мякины живот.Верченый, крученый,Сеченый, мученыйЕле Калина бредет.

5. Как в судьбе героини поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Матрены Тимофеевны отразилась жизнь русской женщины-крестьянки?

История жизни Матрены Тимофеевны типична для русской женщины-крестьянки. В ней "нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой". Трудовую жизнь она начала "по пятому годку". В семье мужа она терпела побои, издевательства. Она пережила огромное горе - смерть любимого сыночка. Но несмотря на все тяготы жизни, Матрена Тимофеевна не стала покорной рабыней: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу".

6. В чем состоит художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

7. В чем выражается связь поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" с народным творчеством?

Своеобразие поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" определяется прежде всего связью с народно-поэтическим творчеством. Поэма начинается со сказочного зачина. Ее сюжет образуется мотивом путешествия, странствия в поисках счастливого человека. В поэме много песен, построенных по принципу народных: "Барщинная", "Голодная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая". Призывом к борьбе звучит "сказ о двух великих грешниках", в поэму включен еще один сказ - "Крестьянский грех"; используются сказочные образы говорящей птички, скатерти-самобранки. Некрасов обогащает язык поэмы народными пословицами и поговорками ("Наши топоры лежали до поры", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу"), загадками про эхо, снег, замок, топор, звездное небо ("Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, без тела - а живет оно, без языка - кричит"). Сам стих произведения близок народному белому стиху.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Стихотворения В дороге Я за то глубоко презираю себя... Перед дождем Тройка Вчерашний день, часу в шестом... Несжатая полоса Замолкни, Муза мести и печали... Поэт и Гражданин Тишина Размышления у парадного подъезда Комментарии Анализ стихотворений "В дороге" "Тройка" "Вчерашний день, часу в шестом..." Поэзия Н. А. Некрасова в оценке критиков А. В. Дружинин Из некролога Н. А. Некрасову Г. В. Плеханов П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству Н.
    1. В каких стихах Н. А. Некрасов показал тяжелую судьбу русской женщины? А. "Родина" Б. "Размышление у парадного подъезда" В. "Несжатая полоса" Г. "Мороз, Красный нос" Д. "Тройка" Е. "Элегия" 2. Что объединяет А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского в изображении Петербурга? А. Восхищение "градом Петра" Б. Изображение контрастов города В. Изображение города как фона драматической жизни Г. Любование архитектурой Петербурга 3. В чем проявляется демократизм поэзии Н. А. Некрасова? А. Интерес к жизни народа Б. Использование в языке диалектизмов В. Вера
    Поэму "Кому на Руси жить хорошо" можно назвать энциклопедией народной жизни. Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он "хотел ввести... весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет". В поэме отразились многие аспекты русской действительности после отмены крепостного права. Здесь воссоздан целый ряд колоритных, своеобразных народных характеров. Но главная цель Некрасова - создание коллективного образа народа. Избранный поэтом композиционный
    Почти былинный зачин, "Пролог" к поэме "Кому на Руси жить хорошо" включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие - спор и странствие, и именно тут уже появляется рефрен "кому живется весело, вольготно на Руси", который пройдет через всю поэму. В "Прологе" следует завязка: семеро крестьян отправляются на поиски истины. До этого спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой "соты
    1. Каковы основные мотивы лирики Н. А. Некрасова? Приведите примеры стихов. Мотив любви к Родине - "Тишина", "Родина", "Ты и убогая, ты и обильная"; мотив тяжелой судьбы народа - "На Волге", "Железная дорога", "Размышление у парадного подъезда"; мотив обездоленности русской женщины - "Мороз, Красный нос", "Тройка", "Орина, мать солдатская", "В полном разгаре страда деревенская"; городские мотивы - "Еду ли ночью по улице темной", "О погоде", "Царь-голод", "На улице"; мотив крестьянской недоли-
    В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь - и в горе, и в "счастии". Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки - Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой,
    Величайший памятник русской народной жизни XIX в. - поэма "Кому на Руси жить хорошо" создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась незавершенной. Смерть помешала поэту закончить ее. В своей поэме Некрасов воссоздает подлинную картину жизни пореформенной России. Основной интерес поэта - положение русского крестьянина. Поэму "Кому на Руси жить хорошо" называют эпосом народной жизни. Однако, несмотря на присущие этому произведению эпические

Индивидуальные карточки при работе над поэмой

Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

Главная проблема изучения литературы в старших классах – это большое количество произведений и их объем. Каждый учитель решает эти проблемы по – своему.

На помощь учителю приходит педагогическая технология индивидуальных заданий.

На мой взгляд, это одна из благоприятных технологий в широком многообразии применяемых методик в старших классах.

Приступая к созданию индивидуальных карточек, учитель должен иметь в виду следующее:

1.Учитывать род, жанр, индивидуальные особенности стиля произведения.

2.Учитывать объём произведения, степень погружения учащихся в текст.

3.Видеть сегодняшний уровень развития ученика и перспективу его развития.

4.Оформлять карточки - задания определенным образом.

5.Использовать карточки на каждом уроке.

Вот примеры карточек для работы.

Задание № 1

    Прочитайте часть «Крестьянка».

    При каких обстоятельствах встретили странники Матрёну Тимофеевну Корчагину?

    Какой предстает она в поэме? (портрет, черты характера)

    Кратко расскажите основные факты её жизни?

    За что народ считает Матрену счастливой? Можно ли её назвать таковой?

Задание № 2

    Прочитайте часть «Крестьянка» (особенно главы «До замужества» и «Песни»)

    Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрёны о своей жизни?

    Почему Некрасов обращается к ним?

    Какие народные обряды крестьянской жизни упоминаются в этой части?

    Как изобразительно – выразительные средства помогают раскрыть образ крестьянки?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 3

Прочитайте гл. «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»

    Эти главы, даже в народной поэме одни из самых народных. Почему?

    Расскажите о крестьянских образах, созданных Некрасовым.

    Докажите текстом, что народу свойственна душевная красота, чуткость и суеверие.

    Материал о Якиме Нагом в ваш ответ не входит…

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 4

Прочитайте гл. «Пьяная ночь»

Кто такой Яким Нагой? (портрет, черты характера)

Докажите текстом, что его можно назвать народным заступником?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 5

    Прочитайте часть «Последыш»

    Происходящие события в части дважды названы «камедью»? Почему?

    Докажите примерами из текста, что это игра?

    Какое чувство вызывает у вас рассказ о вахлаках? Почему?

    Кто такие Ипат, Клим Лавин, Агап, Влас? Что они рассказывают о своей жизни?

    Почему слово «вахлак» стало нарицательным? Что оно означает?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 6

    Прочитайте части «Последыш» и «Крестьянка».

    Соберите материал о жизни крестьян в этих частях поэмы.

    Что открывается правдоискателям о жизни крестьян Корёжского края и вахлацкого?

    Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками этих двух миров?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

В данной статье представлены не все карточки – задания. Поняв структуру составления подобных заданий, учитель сам сможет составить подобные индивидуальные карточки.

“Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его огромные духовные силы.
К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году и работал над ней до последних дней своей жизни. Но поэма так и не была закончена.
Героем этой поэмы он изобразил не одного человека, а весь народ. С самого начала поэмы жизнь представляется очень печально. Об этом даже свидетельствуют названия деревень, в которых живут мужики. Хотя одна из глав называется “Счастливые”, но мы видим больных, голодных, глубоко несчастных людей. Вот один из них:
Желтоволосый, сгорбленный,
Подкрался роб ко к странникам
Крестьянин-белорус...

Вся радость у этого человека - что “досыта дают ржаного хлебушка”.
Некрасов начал поэму после отмены крепостного права. Он прекрасно понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было.
Несмотря на все страдания, человек остается человеком. Недаром автор славит “Савелия, богатыря святорусского”. Это человек огромных сил. Некрасов убежден, что таких миллионы.
И гнется, да не ломится, Не ломится, не валится...

Вместе с Савелием встают и другие образы крестьян, которые живут в страшном рабстве, но при этом они сумели отстоять свое человеческое достоинство.
В рабстве спасенное Сердце свободное
-
Золото, золото Сердце народное!

Автор выделяет лишь короткие реплики, но в них таится глубокий смысл.
Добра ты, царская грамота.
Да не про нас ты писана.

В сердце крестьянки живет бунтарский дух, а если уж и в женщине зреет гроза, значит, близко переустройство жизни. Автор не сомневается, что такой народ добьется счастья.
Поэт не идеализирует народ, зная, что среди него есть и настоящие холопы. Лакей Ипат даже слышать о воле не хочет. Лакей князя Шереметьева гордится тем, что он любимый раб. Делом жизни Якова становится забота о барине. Но все же, когда Поливанов сдал в солдаты его племянника, Яков не выдержал и отомстил хозяину, хотя бы собственной смертью.
Некрасов славит труд, он изображает счастье труженика:
Здоровая, поющая
Толпа жнецов и жниц.

В последней части поэмы - “Пир на весь мир” - появляется образ интеллигента из народа Гриши Добросклонова.
Ему судьба готовила путь славный; имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Можно сказать, что это счастливый человек, потому что он живет для народа. Некрасов в последних строчках пишет:
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного
-
Пел он воплощение счастия народного!..

В центре своей поэзии Некрасов поставил крестьянство. Большинство своих произведений он посвятил народу. “Счастье не в почестях, а в служении народу”.
Некрасов - настоящий гражданин, человек, который верил в светлое будущее. Пределы русскому народу не поставлены, перед ним широкий путь.