Разновидность и предназначение седел для лошади. Дамское седло: особенности конструкции и посадка в седле Цены на ручные заклепочники

Дамская верховая езда возвращает барышням их природную женственность,
ведь езда по-мужски отнимает у женщин грацию.
Князь Урусов некогда заявил, что женщина в мужском седле выглядит «неэстетично,
негигиенично и новая мода эта не вызывается никакой необходимостью».
В оппозицию, современные дамы скажут, что ездить в боковом седле немыслимо,
неудобно и даже опасно...

По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком. К мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Активно ездить в таком седле было невозможно. И всадницу сопровождал мужчина, который вел лошадь под уздцы. Иногда дама ехала сидя боком позади кавалера, что и сейчас можно видеть в шоу испанских лошадей.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В XVIII веке дамская езда стала излюбленным времяпровождением дам из высшего общества. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левой ноги всадницы. Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия.

К 1870 году одна из верхних лук почти исчезла. До этого времени считалось неприличным для всадницы преследовать добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Однако австрийская императрица Елизавета сделала модным следование за собаками. Примерно тогда же появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла на охоте и было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве.

История костюма для дамской верховой езды

Амазонка - дамский костюм для верховой езды. В шестнадцатом столетии костюмы всадниц мало отличались от их повседневных платьев. Амазонка как специальное платье начало развиваться в начале XVII века, когда Екатерина Медичи первой из высокопоставленных женщин не только начала присутствовать при охоте, но и участвовать в травле. Именно благодаря ей появилась вторая лука у седла.
Историческая амазонка (от эпохи Екатерины Медичи до эпохи модерн) состоит из следующих обязательных частей.

Корсет.
Обязателен. В эпоху ампира мог быть мягкий корсет. Корсет мог быть мягче чем бальный, но он был, ибо и на лошади женщина должна быть красивой, а корсет - это силуэт. В остальном - он соответствовал своей эпохе.
Лиф.
В основном отдельный от юбки. Однозначно без декольте, обычно с воротником, с длинным рукавом для того что бы не дай бог, не повредить кожу рук и декольте на открытом воздухе.

Второй вариант.

Переделанный на женскую выкройку мужской костюм того времени. Фалды были несколько короче, чем на мужских костюмах.

Юбка.
Широкая и зачастую с длинным шлейфом.
Панталоны.
Облегающие штаны с высокой талией.
Шляпа.
Обычно характерно мужская: мушкетерская, треуголка, цилиндр, котелок, канотье и т.д. Обязательно украшалась вуалью, которая красиво развивалась по ветру.
Перчатки.
Обязательны.
Длинные и пышные юбки были столь же прекрасны, сколь и опасны. Зацепившись за ветку, амазонка могла сильно травмироваться при падении. Да и мода не стояла на месте, вскоре под юбкой всадницы, вместо панталон оказались бриджи, да и сама юбка утратила пышность и длину.

В начале 19 века, после смерти королевы Виктории, наступил, так назывыаемый, «золотой век». Амазонки стали приближаться по виду к современному костюму, но дамам всё ещё не хотелось отказываться от кружев и украшений. На нашей амазонке мы видим стилизацию под баварскую амазонку начала 19 века.

И, наконец, в конце 19 века, амазонка приобретает свой современный вид. Где юбка представляет из себя фартук, закрывающий ноги всадницы. Под такой фактук дама, как правило, одевает бриджи в тон.

Современность

В настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение, а в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Современное дамское седло.

Сейчас наиболее известными английскими мастерскими по производству дамских седел являются мастерские Мэхью (Mayhew), Оуэн (Owen) и Чэмпион энд Вилтон (Champion & Wilton). Седла этих производителей легко узнать по креплению стремени.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении.

Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Левая сторона.
Фиксированный рог, или верхняя лука

Подвижной рог (для упора во время прыжков), или нижняя лука

Задняя лука

Седельная подушка

Крыло, включая предохранитель - переднюю часть крыла, на которой покоится правая нога всадницы (показана пунктирной линией)

Надкрылок, прикрывающий замок стремени

Держатель, закрывающий крючок для подгонки длины путлища

Правая сторона.
Приструга для балансировочной подпруги

Балансировочная подпруга

Скоба для крючка для закрепления крыла с правой стороны

Кожаный ремень с крючком для закрепления крыла с правой стороны

Подпруга

Современный костюм амазонки.

Современные амазонки отказались от небезопасных широких юбок. Теперь для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос.

Изготавливается костюм обычно из легкой шерстяной ткани, передник шьется с подкладкой. Для охоты возможны различные расцветки от шотландской клетки до светло и темно-зеленой, для выступлений - от темно-синего до черного. Рубашка может быть белой, желтой, в полоску, галстук - темно синий в горошек или любой другой скромной расцветки. Перчатки - замшевыми, кожаными или нитяными. Предпочтительно коричневыми, но ни в коем случае не черными: их носят только вдовы во время траура. Сапоги - черные, если только костюм не зеленого цвета и предназначен для охоты, поскольку в последнем случае возможны коричневые сапоги. Цвет бриджей под передником не играет особой роли, если передник сшит по фигуре и ни при каком случае не будут видны бриджи всадницы. Но на всякий случай предпочтительны бриджи темных расцветок, не отличающихся от расцветки передника. Правая нога всадницы не должна быть видна из под передника, а левая - только до шва сапога, т.е. должна выходить из-под передника на ширину ладони. На левом сапоге возможна шпора или имитирующая ее пластина (без самой шпоры).

Школы дамской верховой езды, соревнования, учебная лошадь, посадка всадницы.

И вот седло и костюм приобрели свой современный вид. Эмансипация набирает обороты. Где же научиться красиво и правильно ездить в дамском седле и где потом применить полученные знания?

Школы дамской верховой езды и соревнования.

Законодательницей мод на дамскую верховую езду, а также хранительницей старых традиций является Англия. Британская ассоциация дамской езды (British Side-Saddle Association) была образована в 1975 году и состоит из 17 региональных отделений, каждое из которых проводит свои региональные выездные занятия, квалификационные экзамены и соревнования.

Кроме этого, проводятся различные региональные соревнования по оценке наиболее гармоничной пары "всадница-лошадь" (Concours d"Elegance), выезженности лошади, различные соревнования для лошадей типа "hack" (прогулочных лошадей), для лошадей типа "cob" (типа упряжной лошади), для лошадей типа "hunter" (лошадей для охоты), а также выступления в исторических костюмах и выступлениях под музыку. Победители региональных соревнований принимают участие в общенациональных соревнованиях.

Кроме Великобритании, ассоциации дамской езды есть в Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и многих других странах.

Посадка всадницы.

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:
Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.
Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки ло места под коленкой должно быть не менее 2 см.
Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.
Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.
Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.
Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.
Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.
Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.
Баллансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.
Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы.

Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях. Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.
В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Учебная лошадь.

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного.
Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения. Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

Кира Столетова

Одним из важнейших элементов конного снаряжения является седло для лошади. Без него занятия верховой ездой невозможны. Чем лучше седло, тем комфортнее процесс езды для обоих его участников. Каждый владелец лошади должен не только уметь правильно одевать снаряжение, но и знать, на что нужно обращать внимание при его выборе. Ошибочно подобранное обмундирование причинит дискомфорт и наезднику, и животному.

Каких видов бывают седла

Седло, равно как и уздечка, было изобретено давно. В древности оно выглядело, как обычная накидка с застежками. Со временем конструкция снаряжения не раз модернизировалась и улучшалась, в результате появилось много различных моделей, созданных с учетом индивидуальных особенностей породистых скакунов, способных удовлетворить все потребности наездников.

Существуют следующие виды лошадиных сёдел:

  • Кавалерийский - кожаное кавалерийское снаряжение отлично подходит для длительных непрерывных прогулок на лошадях. У него, в зависимости от модели, либо стальной, либо деревянный ленчик седла (твердый каркас). Использование столь плотных материалов является гарантией отличной износостойкости оборудования. Кроме того, вес наездника при использовании такого седла правильно распределяется по спине лошади и не причиняет ей дискомфорт. Ранее, когда конные были одним из основных видов войск и походы кавалеристов могли затянуться надолго, седла лошадей имели дополнительную броню и крепления для вещмешков и оружия.
  • Казачий - тоже хороший походный вид седел, но сделанный совершенно по другой технологии. Основные элементы конструкции, из которых состоит казачье седло, - арчак, крылья и подушка. На седле специальной формы с небольшой рукоятью всадник в любой момент может привстать на ровные ноги или выполнить любой из элементов джигитовки.
  • Дамский - один из видов конного снаряжения дошедший до наших дней с XVII века. В те времена считалось дурновкусием, если женщина сидела в мужском седле. Кроме того, учитывая моду на пышные длинные юбки, это делать было ужасно неудобно, поэтому было принято решение разработать специальное женское седло для лошади. С появлением моды на брюки данный вид сёдел практически перестал применяться, но с недавнего времени дамское седло вновь приобрело популярность.
  • Конкурный - специальное конкурное снаряжение со всеми вытекающими из этого вида спорта особенностями. У таких моделей крылья выдвинуты вперед, благодаря чему ноги всадника плотно прижимаются к бокам животного, тем самым повышается устойчивость наездника в седле во время совершения прыжков. Форма задней луки выполнена либо в виде круга, либо в виде квадрата.
  • Выездковый - хорошая выездка происходит только в седлах с глубокой посадкой, где всадник без труда может полностью выпрямить ноги для контакта с лошадью. Чтобы сделать требуемую глубину посадки, создателям пришлось существенно укоротить сиденье. Для правильного поддержания ног строение крыльев узкое и длинное. Во время выездки очень важно, чтобы животное максимально чутко реагировало на каждую команду человека, большая часть которых подается корпусом, поэтому у выездковых седел обивки почти нет, а полки узкие и короткие.
  • Универсальный - снаряжение подходит почти для всех конных видов спорта и для простых прогулок на лошадях. Это оптимальный вариант для любителей верховой езды, профессионально не участвующих в заездах, которые только изучают основы выездки. Если вы хотите выбрать хорошее охотничье или прогулочное седло, обязательно обратите внимание именно на универсальные модели.
  • Троеборный - визуально седла похожи на универсальные и тоже отлично подходят для любых вариантов верховой езды, но подушка с крылом у них слегка выдвинута вперед, что при кроссе дает возможность сменить обычную посадку на полевую.
  • Скаковой - спортивное седло упрощенной формы с почти плоским сиденьем и короткими стременами. Такая конструкция позволяет максимально снизить нагрузку на лошадь и все ее силы направить на главную цель - победу в скачках.
  • Офицерский - используется во время военных парадов, кроме того, его можно встретить на скакуне конной полиции, во время какого-либо длительного конного пробега или похода. На седле много креплений для оружия и других необходимых офицерам вещей.

Существуют некоторые виды седел для наездников более узкой специализации, например:

  • Вестерн - снаряжение американских ковбоев, обеспечивающее устойчивость и комфорт посадки. Даже во время резких движений или внезапной остановки животного сидеть в таком седле удобно. Кроме того, на нем есть специальный рожок для крепления лассо.
  • Безленчиковое - мягкое пластичное седло, идеально прилегающее к спине животного. Оно почти ничего не весит. Чаще всего такие седла надевают на травмированных скакунов или на тех, у кого больная спина. После выздоровления скакунам этот вид удобнейшего снаряжения может сниться еще долгое время. Поверх таких седел обычно крепится гелевая накладка.
  • Вьючное - устройство используется для перевозки на животных больших объемных грузов.

Существует еще один вид конного снаряжения, который нельзя назвать полноценным седлом, - пад. Этот амортизатор в случае чего может быть использован либо как мягкая подстилка под жесткие модели, либо в качестве самостоятельного элемента вместо седел.

Делаем седло самостоятельно

Не думайте, что изготовить снаряжение для лошади так же просто, как скрафтить его в любимой игре. Для того чтобы своими руками сделать седло, необходимо наличие специальных навыков и опыта подобной работы. Кроме того, без специфических материалов не обойтись, поэтому многие профессиональные заводчики советуют подобрать готовый вариант, тем более что сегодня в продаже существует огромный выбор разнообразных моделей.

Придя в специализированный магазин, можно не только узнать, сколько стоит тот или иной вид седел и осуществить подбор оптимальной модели, но и приобрести все необходимое снаряжение на заказ по индивидуальному дизайну.

Если вы не ищите легких путей, можете попробовать изготовить этот элемент снаряжения своими силами и одеть в него любимого скакуна. Начать стоит с самой простой модели: строевого седла, в основе которого - обычный деревянный ленчик.

Итак, необходимо заранее приготовить:

  • лист плотного картона;
  • деревянный брусок;
  • нож и пару ножниц;
  • немного гвоздей и скоб;
  • молоток;
  • строительную модель степлера;
  • кожу, неважно, искусственную или натуральную, или аналогичный материл;
  • напильник;
  • кусок поролона;
  • ремни.

Очень хорошо если перед тем, как сделать седло для лошади своими руками, удастся где-нибудь раздобыть основу от старого снаряжения. Ведь если у вас уже готов ленчик, тогда достаточно будет просто осуществить его ремонт, добавив пару элементов. Это намного проще, чем делать седло для лошади своими руками с нуля.

Подготавливаем каркас с нуля

  • Первое, что необходимо для этого сделать, - это определить размеры животного в самой верхней и в самой нижней точке холки и в изгибе спины. Полученные размеры следует перенести на картон, затем нарисовать чертеж каркаса для ленчика и вырезать его по контуру.
  • Следующий этап - создание 2-х полок. Вырезав из дерева, их соедините проволокой так, чтобы они держали форму по спине животного. В каждой полке делают по отверстию для подпруги.
  • Берут деревянную заготовку, накладывают выкройку ленчика и вырезают его, а затем при помощи гвоздей прикрепляют к полкам.

Делаем обивку

  • К каркасу нужно прикрепить поролон, а для полок сшить войлочную подкладку.
  • Затем необходимо заняться созданием из ремней приструг и подпруг. Впрочем, в продаже существуют уже готовые варианты этих элементов, можно купить их. К каждому пристругу прикрепляют по стремени, подпруги устанавливают в полках.
  • Создать седло - это только полдела. Необходимо, чтобы животное к нему привыкло.

    Обратите внимание на то, что приучение лошади к седлу должно начинаться только после того, как животное прошло базовую подготовку, доверяет наезднику, знает и выполняет основные команды.

    Эти минимальные навыки определяют дальнейшее поведение питомца.

Седло - приспособление, кладущееся на спину лошади для удобства посадки всадника и равномерного распределения его веса по спине лошади. Первые седла появились в 1 тысячелетии до н. э. и представляли собой покрывала, которые держались на спине животного с помощью хвостового и нагрудного ремней. Седла сегодня - конструкции с жесткой основой, которые крепятся вокруг груди лошади с помощью особых ремней-подпруг. Седла для соревнований и шоу делаются из высококачественной кожи, учебные и тренировочные седла - из более дешевых материалов.

Самое простое седло состоит из нескольких деталей :

  • деревянная, пластиковая или металлическая основа-ленчик из двух частей-лавок, соединенных спереди и сзади дугами-луками;
  • два кожаных крыла, предупреждающие контакт ног всадника с пряжками приструг и путлищ;
  • два кожаных подкрылка;
  • кожаное сиденье, дающее всаднику возможность правильно и удобно расположиться;
  • две подушки из плотной материи, обычно набитые шерстью и расположенные под сиденьем, дабы минимизировать воздействие веса всадника на позвоночник лошади;
  • войлочный потник, смягчающий давление седла и подушек на тело лошади, препятствующий образованию потертостей;
  • тесьмяная, прорезиненная или кожаная подпруга, плотно облегающая тело животного и не дающая седлу сползать вбок или вдоль спины (некоторые виды седел имеют по две-три подпруги);
  • две или четыре приструги, к которым крепится подпруга;
  • два кожаных или металлических стремени (куда вставляются ступни всадника) с двумя ремнями-путлищами для крепления к седлу путем продевания в пряжки-шнеллеры.

Существует множество разновидностей седел в зависимости от их назначения и места происхождения. Они различаются по форме, размерам, конфигурации и наличию специальных деталей.

Так, безленчиковые седла , как ясно из названия, не имеют жесткой основы-ленчика. Седла-вестерн отличаются специальным рогом впереди для крепления лассо пастухов и особой конфигурацией стремян. Скаковые очень малы по массе и размеру и обладают небольшим весом. Длинные дамские имеют всего одно стремя (слева) и два рожка спереди, чтобы женщина могла сидеть в седле в платье, перекинув обе ноги на одну сторону. Казачьи оснащены толстой подушкой на сиденье для облегчения долгого пути в них. Седла для выездки отличаются длинными крыльями и высокими луками, обеспечивающими плотную посадку всадника. Вольтижировочные имеют специальные упоры для выполнения гимнастических упражнений на лошади. Многие страны и местности имеют свои, именные седла с различными особенностями: португальское, австралийское и др .

Дамская езда - верховая езда в особом боковом седле. Ранее была единственно возможным вариантом для женщин, сегодня используется в костюмированных шоу и выступлениях.

Помимо полноценных седел, существуют урезанные их варианты (гурты, седелки и пр.), специально модифицированные для выполнения определенных задач. О используются, например, для вольтижировки или иппотерапии .

Игорь Николаев

Время на чтение: 4 минуты

А А

Седло для лошади является важнейшим элементов, необходимым для комфортной езды верхом. Поскольку для его изготовления требуется много ручного труда и высокий уровень мастерства, этот предмет амуниции является самым дорогим. В древности всадники использовали в его качестве обычную попону, которую крепили к животному с помощью ремней. Со временем конструкция все больше усложнялась в угоду удобства человека.

Видов седел достаточно много. Это связано с тем, что верховые лошади используются по-разному. Конструкция этого важного элемента верховой амуниции и его правильная подгонка напрямую влияют на посадку наездника и, соответственно, на движения животного.

Основу любого седла составляет твердый каркас (лошадники называют его ленчик).

Его обычно делают из дерева, иногда – из металла. В прошлом использовалась только береза, но сейчас для изготовления ленчика применяют пластмассу и клееную древесную плиту. Именно от формы ленчика зависит, как будет выглядеть готовое седло, которому окончательный вид и форму придают при помощи шерстяных либо синтетических материалов. На заключительном этапе седло обтягивают высококачественной кожей, что значительно увеличивает его цену.

Какие бывают виды седел?

Разные конструкции и формы седел предназначены для разных целей. В основном различия связаны с применением в разных видах конно-спортивных соревнований (скачки, конкур, выездка и так далее). Кроме того, седла делятся на профессиональные и ученические.

Седло универсальное

Как понятно из названия, самый распространенный тип. Его можно использовать для любого вида верховой езды – от обычных неспешных прогулок до спортивных соревнований и конной охоты. Такие седла часто удешевляют за счет применения в их изготовлении недорогих синтетических материалов, что делает их более доступными по цене

Спортивные виды седел

Основными видами среди таких седел являются скаковое, выездковое, конкурное и троеборное.

Скаковое. Во время скачек посадка жокея похожа на обезьянью. Он практически все время стоит в стременах, не касаясь ягодицами седла. В связи с этим конструкция предусматривает почти плоское сидение и сильно укороченные путлища. В настоящее время самой популярной является конструкция Джеймса Слоуна, который был первым, кто проехал с такой посадкой. Кроме того, скаковые седла бывают тренировочными и для самих соревнований. Конструкция – одинаковая, но второе – более легкое.

Выездковое для прыжков не подходит. Его конструкция предусматривает езду по плоской ровной поверхности. У него более прямые и длинные крылья, что дает возможность плотно прижать шенкель к боку животного. Кроме того, у такого седла более длинные приструги, а подпруга, наоборот, укорочена.

Конкурный тип отличается более выступающими крыльями, что дает возможность наезднику в время прыжка лошади упереться ногой и, тем самым, сохранить равновесие.

Троеборное во многом похоже на универсальное и, в принципе, вполне подходит для большинства видов езды верхом. В настоящее время большой популярностью пользуются седла конструкции Мэри Кинг. Они позволяют перемещать коленные подушки, изменяя и корректируя форму.

Для игры в конное поло седла имеют особую форму. Сидения у них – практически плоские, а коленных и бедренных валиков – просто нет.

Дамские

Этот вид элемента амуниции относится к разряду демонстрационных. Такое седло было разработано с одной лишь целью – чтобы женщина на лошади смотрелась максимально элегантно и красиво.

Идея его создания родилась в эпоху Средневековья, с его строгими нравами. В тем времена этикет не позволял дамам расставлять ноги пои езде, и они держали их с одной стороны лошади.

Дамское седло для лошади

Современные эмансипированные женщины ездят в обычных седлах, а дамские в основном используются на различных костюмированных шоу и показательных выступлениях. Левая нога дамы при этом находится в стремени, а правая – лежит на передней луке седла. Чтобы избежать соскальзывания наездницы, сидение обивается либо замшей, либо оленьей кожей. Многие говорят, что ездить в нем – не самое удобное занятие.

Охотничье

Тоже относится к группу демонстрационных аксессуаров, так как по назначению практически не применяется.

Эта конструкция отличается увеличенной глубиной сидения и более выпуклыми коленными подушками. Это делает посадку максимально устойчивой. Ранее, когда лошадей активно использовали на охоте, всаднику часто приходилось бросать поводья, чтобы выстрелить в зверя. Кроме того, такая конструкция была удобна для преодоления препятствий.

Главная цель таких конструкций – чтобы всадник мог максимально долго не слезать с лошади.

В эту группу входят следующие виды седел:

  • походное;
  • пастушье австралийское;
  • кавалерийское;
  • ковбойское;
  • военное;
  • парадное.

В походном, к примеру, увеличено количество набивочных материалов. Это позволяет значительно снизить нагрузку на спину животного.

Седло охотничье

Пастушье заботится о комфорте не только лошади, но и человека.

Особняком стоит ковбойское седло. Его основное отличие – очень высокая (по сравнению с задней) передняя часть. Это дает возможность наезднику удерживаться в нем при резких остановках. Кроме того, у такого седла – только одна подпруга и довольно глубокое сидение. Такая форма наилучшим образом подходит для комфортной езды на длинные дистанции.

Главное отличие военных седел – их высокая прочность, которая достигается тем, что для их изготовления используют металл.

Как сделать седло для лошади своими руками

Дело это – весьма кропотливое, требующее определенных навыков и умений. При изготовлении учитываются сфера будущего применения и габариты животного. С нуля сделать седло новичку очень сложно, поэтому лучше все-таки его купить.

Ну, а если все-таки хочется попробовать свои силы в этом непростом ремесле – дадим несколько полезных советов.

Ленчик

Ленчик – начало начал любого седла. Ранее его делали из дерева, сейчас нередко отливают из пластмассы. Лучше всего подобрать готовый, сделанный мастером в заводских условиях. Если такой возможности нет – придется попробовать сделать ленчик самому.

Перед началом работы снимите мерки с лошади. Для этого нужно взять нержавеющую проволоку и прямо на спине животного сформировать из нее каркас. Для этого положите проволоку на холку и, слегка надавливая, сформируйте из неё форму лошадиной спины. После этого кладем полученный контур на картон и обводим его. Это и будет заготовка для будущего макета.

Полученные контуры вырезаем и уже их прикладываем к спине коня. Это нужно для проверки правильности размера и формы. Все сошлось – идем дальше.

Проводим необходимые замеры: самая высокая точка холки; место под переднюю луку; точка, где кончается задняя лука; спинной изгиб.

Сейчас ленчики делают в основном из дерева или клееной фанеры, из которых при помощи специальных инструментов вырезают общую форму. Поскольку в ней – много изгибов, понадобятся также наждачная бумага и лобзик.

Готовый ленчик еще раз прикладываем к спине и проводим окончательную подгонку.

Внутренняя обивка

Берем поролон, складываем в несколько слоев и вырезаем по форме ленчика. Края обивки должны немного выступать.

После этого к ленчику крепится фанерная форма, а уже на нее – поролоновая обивка. Прибиваем гвоздями с тем расчетом, чтобы они дошли до самого ленчика.

Внешняя обивка

Осталось лишь сделать внешнее покрытие. Для этого обычно используются либо кожа, либо кожезаменитель.

С кожей работать сложно. Её сперва необходимо распарить, и только потом подогнать по форме и размеру и натянуть. Если опыта кожемяки у Вас нет, можно использовать другой прочный материал – плотную грубую ткань либо шерстяной коврик. Правда, такая обивка потребует частой замены, так как будет быстро стираться.

В наши дни возвращается из забвения для любительниц старины и необычных ощущений дамское седло. До сих пор оно нередко называется "седлом королев", ведь именно коронованные особы и женщины-аристократки ездили в нем и принимали самое живое участие в его усовершенствовании. Среди имен благородных всадниц прошлого встречаются имена Катерины Медичи, Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины.

История

Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком.

В 14 веке женщины ездили на небольших лошадях (до 145см) и им не требовалось особых усилий для управления такой лошадкой. Поэтому вначале для перемещения дамы в седле широко использовались седельные подушки, которые могли иметь ухваты для рук, кожаные ремни для крепления к мужскому седлу. Чаще всего, средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.

Позже к мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. В отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности, на нем можно было ехать только очень медленно.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что придало большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Однако в 1952 году юная королева Елизавета выехала на свой первый военный парад в дамском седле, чем поддержала дальнейшее развитие дамской езды.

В настоящий момент ассоциации по всему миру устраивают соревнования по классической езде и конкуру, дамские седла появляются в каталогах магазинов, что свидетельствуют об интересе к этой ветке конного спорта.

«Седло королев»

Английское дамское седло состоит из обтянутого кожей ленчика, неравномерных кожаных крыльев, подкрылка с одной стороны, приструг с каждой стороны седла, одной или двух съемных подпруг, левого путлища и левого стремени. Путлище спрятано под крылом, имеющим, как правило, особую защелку - типа "собачки", которая в момент падения всадницы срабатывает, высвобождая путлище.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Костюм для дамской верховой езды

Для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных длинных и пышных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. Он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос. Цилиндр всадницы выше обыкновенного выездкового цилиндра - от 13 до 15,5 см, под него всадница одевает белый сток и белые перчатки, а на лошадь - мундштучное оголовье.

Посадка всадницы

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:

1.Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.

2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.

3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.

4.Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.

5.Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.

6.Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.

7.Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.

8.Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.

9.Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.

10.Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.

В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Дамская лошадь

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Дамская лошадь, верховая лошадь под дамское седло, должна быть хорошо выезженной, иметь не слишком чувствительный рот, спокойно стоять, пока всадница садиться и слезает.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Чем же так интересно дамское седло?

Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» - для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах. Для дамского седла практически нет ограничений в возрасте. Иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле - а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены. Например, один из лучших в мире тренеров амазонок - англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле - это очень интересно, очень красиво и стильно.