Мятный цвет холодный или теплый. Теплые и холодные цвета

Цвет способен напрямую воздействовать на человека. Изыскания в данной области доказали возможность воздействия окружающих красок на центральную нервную и эндокринную системы. Цвета могут успокаивать или возбуждать, ускорять или замедлять обменные процессы. Краски в окружении имеют влияние на становление характера детей и могут менять настроение любого человека. В психологии существуют диагностические тесты цветового восприятия для распознавания отклонений и получение картины личности. Кроме того, психология активно использует и развивает метод цветотерапии, арт-терапии в лечении некоторых болезней. Поэтому то, какими красками окружить себя в доме, где спишь, ешь, отдыхаешь и общаешься с семьей чрезвычайно важно.

При выборе цветовой палитры нужно опираться на собственные предпочтения, особенности цветов, целевого назначения помещения. Например, палитра оттенков для спальни должна поспособствовать расслаблению и полноценному отдыху, для кухни хорошо подойдут цвета ускоряющие обменные процессы.

Определение теплых и холодных цветов

В природе есть три цвета называемых первичными или чистыми цветами спектра (желтый, синий, красный). Из них при смешивании выходит множество хроматических оттенков.

Характерные свойства хроматических цветов:

  • температура (теплый, холодный);
  • активность (приглушенный, яркий);
  • интенсивность (разбавленный или насыщенный).

Если говорить о цветовых температурах, желтый и красный – цвета огня и солнца, теплые. Тон океанов и морей – синий, является холодным. Один цвет может иметь разную температуру, в зависимости от того к какой температурной гамме относится базовый цвет (полутон или подтон), в составе оттенка. При преобладании красного или желтого полутона, цвет – теплый, если преобладает синий подтон – холодный. На рисунке цветовой круг, наглядно показывающий температуру различных оттенков.

Изображение

Природную гармонию и равновесие дает сочетание тонов из гаммы одной температуры. В дизайне таким же способом можно добиться гармонии, теплые (или холодные) тона гармонично комбинируются между собой в интерьере. Но в дизайне это не аксиома, компоновка контрастных по температуре оттенков, способна решить много дизайнерских задач.

Таблица теплых цветов

В интерьер теплые цвета привносят домашний уют, тепло, создают приподнятое настроение. Теплые оттенки добавят света и тепла в комнаты с северной или восточной ориентацией, «согреют» помещение.

Таблица холодных цветов

Применение холодных оттенков особенно уместно в спальнях, так как такие тона безмятежны, энергетически не активны, помогают подготовиться ко сну, настроится на спокойный лад, расслабиться. Тоновое решение комнат в холодной гамме поможет приглушить чересчур яркий солнечный свет в помещениях, окна которых выходят на юг, запад.

Цвет и температура

Таблицы хорошо иллюстрируют условность понятия температуры цвета. Смесь подтонов и особенности восприятия отдельного индивидуума, дают разное визуальное восприятие красок (более холодными/теплыми).

Определить температуру цвета можно разложив его на составляющие. Для изменения температуры – добавить однозначно теплые или холодные полутона.

Распознавание оттенков человеческим глазом зависит от длины волны спектра, так:

  • длинные волны усиливают сердцебиение, кровь приливает к конечностям, ощущается тепло — цвет расценивается как теплый;
  • короткая волна заставляет почувствовать расслабление, процессы в организме замедляются, появляется ощущение прохлады — цвет воспринимается холодным.

Относительность в температурном различии оттенков связана с малым опытом наблюдения абсолютно чистых спектральных цветов большинством людей (в природе чистый цвет – редкость).

Цвета-соседи взаимно влияют на температуру. Так, бордовый в тандеме с сепией даст ощущение теплого, с карамельным – холодного цвета. Понимание этого явления нужно применять в интерьерных решениях, это позволит вносить гармонию в любые пространства.

Создаем баланс цвета

Слияние цветов с ахроматическими (черный, серый, белый), дает градацию температур конечного цвета, меняет оттенки, тона и добавляет тени. Так в фотографии существует понятие «баланс белого», которое влияет на освещенность и итоговое качество снимка.

Нейтральный белый может разбавлять холодные или теплые цвета. Если в оранжевый добавить белого получим немного более холодный оранжевый. При этом, белый не обладает магией, способной сделать из теплого холодный цвет, только приближает к нейтральным. По такому же принципу происходит градация цвета, лишающегося температурной насыщенности при добавлении черного.

В интерьерах практически невозможно увидеть чистые спектральные цвета, их «приглушают» серым, затеняют черным или осветляют белым. Ну и конечно, используют многокомпонентные смеси хроматических цветов.

Комбинирование

В дизайне интерьера комбинирование теплых и холодных оттенков чрезвычайно важно. Чтобы добиться в помещении гармонии, нужно выбрать доминирующую гамму (теплую или холодную) и добавить акцентов противоположной.

Сочетать грамотно оттенки разных температур можно используя и другие приемы:

  1. Уравновешивание. Принцип уравновешивания одного цвета за счет другого, явил миру популярное сочетание холодного бирюзового, теплого коричневого и бежевого;
  2. Усиление. Интересный вариант комбинирования цветов разных температур – нарочитое взаимное усиление. Так холодный изумрудный с теплой марсалой делают оба тона глубже и благороднее.
  3. Приглушение, уменьшение насыщенности. Эффект достигается применением нейтральных цветов для колеровки больших площадей, в качестве фоновых ярким краскам.

Теплые тона визуально уменьшают пространство, так как воспринимаются более близкими, холодные — способны добавить глубину, зрительно расширить комнату.

Оттенки разных температур могут визуально придать комнате правильную форму. В узком помещении длинные стены колеруют холодными тонами, короткие – теплыми, так зрительно длинные стены раздвигаются, а короткие — приближаются. Окрасив потолок холодными оттенками можно создать иллюзию высоких потолков.

В гостиной

Гостиная – центральное помещение в жилище, где собираются семьей, отдыхают и развлекаются. В больших залах домов можно выбрать в качестве преобладающей гаммы теплые тона, а холодными — окрасить аксессуары или выбрать холодную гамму для текстиля. В типовых квартирах, площадь гостиной обычно маленькая, пространство хочется расширить, тут доминантной можно сделать палитру холодных оттенков. Часто при оформлении гостиной основным цветом делают нейтральные цвета, чтобы комната не была скучной, на помощь придут насыщенные тона (холодные или теплые, в зависимости от предпочтений хозяев).

Варианты нетривиальных цветовых сочетаний для оформления гостиных:

  1. Серый, изумрудный, желтый. Вообще, серый цвет — хороший базовый для гостиных, в этой палитре также может стать базовым цветом. А несколько акцентных стен, окрашенных теплым желтым, наполнят комнату атмосферой радости, тепла и уюта. Диван с изумрудной обивкой уравновесит желтые стены. Изумрудные с серым декоративные элементы помогут гармонично скомпоновать детали интерьера.
  2. Белый, коричневый, красный. Сочетая оттенки только теплые или холодные, тяжело допустить ошибки. Применение белого поможет приглушить активный красный, который в таком тандеме можно использовать для текстильных элементов. Коричневый станет дополнительным тоном деревянной мебели в комнате.
  3. Серый, синий, бежевый. Синий поспособствует расслаблению, это глубокий и благородный цвет, его характеристики усилит серый. Теплый оттенок беж добавит домашнего уюта в помещение.

Это только несколько вариантов оформления залов, стоит ориентироваться на собственные предпочтения, темперамент, размер и положение комнаты, ожидания от времяпрепровождения в гостиной.

В спальне

Спальня – место отдыха, перезагрузки всего организма, чему поспособствуют приглушенные, пастельные неактивные, нейтральные тона.

Если существуют проблемы со сном, базовым цветом спальни можно сделать пастельный голубой, он хорош для успокоения и подарит хозяевам спокойный, восстанавливающий сон. При комбинировании холодного голубого с бежевыми оттенками, можно получить гармоничное и стильное помещение.

С целью расслабления оформить спальню можно красками экрю. Это природный цвет, в составе которого желтый, бежевый, кремовый, но этот оттенок не предполагает создания романтичной обстановки, поэтому его стоит разбавить элементами декора в активных тонах (бордовый, красный в дерзком сочетании с синим).

Выбрав оттенки коричневого для отделки спальни сложно прогадать, можно использовать коричневый из теплой и более холодной палитры. Если в дизайн не добавлять других цветов, ярких акцентов, стоит разнообразить комнату текстурами и разными материалами, чтобы помещение не стало чересчур консервативным.

В кухне

Если в кухне расположена обеденная зона, тона для нее, должны способствовать разжиганию аппетита (с этой задачей отлично справятся теплые медовые, мандариновые, морковные, салатовые тона).

Благодаря технологиям, кухонные фасады перестали делать только из дерева. Крашенный МДФ, использование разноцветных пленок сняли всяческие ограничения в цветах кухонной мебели. Выбрав яркие фасады, стены лучше окрасить в нейтральные оттенки. В кухне большое значение имеют детали, для придания уюта, можно компоновать контрастный текстиль, посуду, выполненные в оттенках другой температуры нежели гарнитур.

После того, как вы определили свой цветовой тип внешности и усвоили теоретические знания о цветовых гаммах, которые вам идут, стоит научиться разделять оттенки на теплые и холодные.

Многие из нас не имеют художественного образования и с первого взгляда не готовы определить теплый это оттенок или холодный.

В интернете существует множество иллюстраций, которые показывают разделение цветов по температуре.


Но большинство из них показывают лишь чистые цвета, которых в природе не так много.

Слишком грубое разделение цветов может вас только запутать. А такие картинки вообще сформируют ошибочное представление о цветах, ведь это неправильно считать, что красно-оранжева гамма – это теплые цвета, а сине-зеленая – холодные.

Как же научиться определять температуру цвета?

Во-первых, вы должны понимать, что цвета постоянно перетекают один в другой. Что, например, красный цвет может иметь, как теплые, так и холодные оттенки.

Чистые цвета можно встретить лишь на картинках. В одежде же намного чаще используются смешанные цвета, более сложные и глубокие.

Сравните эти два оттенка синего:


На первой картинке синий более глубокий и насыщенный и не имеет белого пигмента, в отличии от второй картинки, которая прям веет холодом.

Про любой цвет, например, фиолетовый холодный, можно сказать «этот оттенок холоднее другого». Посмотрите на эти два наряда. На первом фото больше белого пигмента и сама ткань придает образу более холодный оттенок.


Взгляните на красные цвета:


На этих примерах четче видно, где холодный цвет, а где теплый.

В основном теплый или холодный подтон придают такие оттенки:

Теплым цвет делают: красный, канареечно-желтый или оранжевый оттенок.

Холодным: белый, серый, голубой, синий, черный или лимонно-желтый оттенок.

Когда перед вами находится наряд, например, зеленого цвета, не стоит сразу вспоминать, к какой гамме он относится. Попробуйте разглядеть в нем другие оттенки. Первый холодный, второй — теплый.


Второй пример зеленых образов:


Первый явно теплее второго. Надеемся, у вас уже получается определить температуру цвета.

Но не волнуйтесь, если сразу будет сложно. Все приходит с опытом.

Пример фиолетового цвета:


Как видите, на первой фото фиолетовый разбавлен красным оттенком, что сразу наполнило цвет теплотой.

Так что не стоит грубо разделять цвета и думать что вам, например, теплому цветотипу, синий цвет не идет. Просто выбирайте оттенки синего с теплым подтоном. Для холодных цветотипов все еще проще, вам нужно всего лишь теплый цвет разбелить белым или затемнить черным.

Также материал может придавать цвету температуру. Матовая, замшевая фиактура придает теплоту, а блестящие ткани делают цвета более холодными.

Подтон кожи – это, грубо говоря, ее оттенок. В соответствии с подтоном кожи вам идут либо теплые цвета, либо холодные. В теплом подтоне кожи преобладают желтоватые, золотистые и персиковые оттенки, а в холодном – синеватые, розовые, фиолетовые. Кроме типичных теплых и холодных подтонов бывают нейтральные, а, точнее, такие тона кожи, когда характеристика тепло-холод слабо выражена и нельзя на первый взгляд определить теплая внешность или холодная. Тем не менее, всегда во внешности пристутствует характеристика тепло-холод и, даже если она слабо выражена, то правильно подобранные цвета сделают вашу внешность свежее и гармоничнее.

Для определения подтона кожи существует несколько тестов, основанных на вашем восприятии цветов, в этом и заключается их основная сложность, но все-таки попробуем разобраться.
- Проверка белым листом бумаги . Поднесите к лицу белый лист бумаги, рядом с чисто-белым цветом теплая кожа будет казаться желтоватой, а холодная – розоватой, фиолетовой или красноватой. Лист должен быть обычный, матовый, без какой-либо фактуры или узоров.
- Посмотрите на цвет вен на запястье или сгибе локтя . Если у вашей кожи теплый подтон, то вены будут казаться зеленоватыми, а если холодный – то голубые. У нейтрального подтона может быть либо сочетание и зеленоватых и голубых вен, либо просто слабо выраженный голубоватый или бирюзовый оттенок. Часто люди с нейтральным подтоном замечают, что, например, на запястье у них зеленоватые вены, а на сгибе локтя - голубые.

Этот метод сравнительно неплох, только вены лучше смотреть в тех местах, которые редко загорают, так как загар может менять подтон кожи на чуть более теплый.

- Определение подтона кожи с помощью ювелирных украшений . Кажется, это один из самых неточных методов, так как, во-первых, здесь сложно отбросить личные предпочтения и оценить какие украшения больше идут – золотые или серебряные, а, во-вторых, золото и серебро бывают разных оттенков, например, розовое золото или серебро с чернением. Тем не менее, если вы считаете, что вам больше идет классическое золото, то у вас теплый подтон, если же чистое серебро – то холодный. Нейтральному подтону идут и серебро и золото. - Определение подтона с помощью подходящего макияжа и одежды . Часто бывает, что люди интуитивно выбирают то, что им лучше всего идет, поэтому данный метод не лишен смысла. Если у вас теплый подтон кожи, то в вашем гардеробе много одежды теплых тонов – бежевый, золотистый, оранжевый, теплый коричневый, желтовато-зеленый, также вы покупаете помаду, тональный крем или пудру теплых оттенков. В случае с холодным подтоном в одежде и макияже преимущественно холодные оттенки. В вашем гардеробе могут быть оттенки как теплые, так и холодные, но больше всего комплиментов вы получаете именно в тех цветах, которые вам идут больше всего. Поэтому достаточно понаблюдать за реакцией окружающих, и тогда, возможно, будет проще определить холодная или теплая у вас внешность. Если ваш подтон практически нейтральный, то либо вам идет большинство цветов в одежде или макияже или же, наоборот, вам кажется, что ничего вам не подходит на сто процентов. - Существует теория, что вся внешность всегда либо теплая, либо холодная, либо нейтральная. Не может быть такого, что волосы холодного подтона, а глаза и кожа теплого и так далее. Поэтому, если вы точно уверены, в подтоне кожи, волос или глаз, например, у вас глаза теплого зеленого цвета, то и про остальную внешность можно практически точно сказать, что она теплая, либо нейтрально-теплая. Согласитесь, это упрощает определение подтона, но не забывайте, что это лишь теория, и в ней могут быть и погрешности. - Самый точный метод определения подтона кожи – с помощью драпировок , то есть, путем прикладывания к лицу тканей различных оттенков. Ткань должна быть простая, матовая, без узоров и блеска, без фактуры.Как понять, что ткань выбранного цвета вам идет? Ткань неподходящего цвета будет давать цветную тень на лице, особенно, если ее поднести к подбородку и щекам, в то время как подходящий цвет будет гармонировать с кожей. Подходящий цвет освежает цвет лица, делает светлее, выразительнее и моложе, а неправильный утяжеляет, подчеркивает недостатки, придает землистый цвет или делает внешность бледной или мрачной. Сначала бывает сложно заметить эти тонкости, но с небольшой практикой придет и понимание подходящих и не подходящих цветов. Важно проводить этот тест без макияжа и при дневном освещении, иначе определить будет намного сложнее.

(На фото девушка примеряет драпировки цветотипа Темная Осень)

Классические цвета для определения холодного или теплого цветотипа – это теплый коралловый и холодный розовый:

Если вам идет коралловый, то у вас теплый подтон кожи, если розовый – то холодный. Часто бывает сложно найти ткани именно этих цветов, поэтому можно проверить, подходит цвет или нет, просто на фото, хотя это может быть не совсем точно, так как не всегда получается правильно передать оттенок кожи на фото. Как обычно воспользуемся графическим редактором и проанализируем фото знаменитости, например, Эллисон Уильямс.

Просто закрасим все пространство вокруг лица Эллисон соответствующими цветами- коралловым и розовым. Этот тест, конечно же, лучше проводить с фото без макияжа.

Обратите внимание, что с коралловым фоном кожа кажется более темной, глаза становятся бледнее, а с холодным розовым, наоборот, лицо выглядит свежее и ярче. Таким образом становится ясно, что у Эллисон Уильямс холодный подтон кожи. И это было заметно практически сразу, если посмотреть насколько отдельно от ее лица смотрятся теплые золотистые серьги.

Рассмотрим еще один пример, Элли Кемпер:



Розовый цвет слишком холодный и совсем не гармонирует с внешностью актрисы, абсолютно не имеет с ее цветами ничего общего, делает лицо более грубым, в то время как коралловый подчеркивает теплые оттенки и сглаживает недостатки. Сразу понятно, что у Элли Кемпер теплый подтон кожи.

Естественно, такой метод имеет недостатки по сравнению с реальным прикладыванием тканей различных цветов, так как вживую намного лучше видны отблески и тени, которые дает тот или иной оттенок, тем не менее, если потренировать цветовосприятие, определенный результат можно получить и в графическом редакторе.

Итак, очень надеемся, что вам удалось разобраться с подтоном кожи, либо, как минимум, понять, как он определяется и еще на шаг приблизиться к финальной цели – определению цветотипа. Если же вам не удалось это с первого раза, не беда, в следующих статьях, мы перейдем к описанию цветотипов и подробному разбору каждого из них. Пользуясь описаниями цветотипов и приблизительно зная характеристики своей внешности, гораздо проще определить цветотип, чем мы и займемся в следующих статьях. (Следующая статья про описание цветотипов будет написана в ближайшее время)

Цвет в живописи - очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета - одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному - холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие - нейтральный.

Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий - температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый - это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря - закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко - далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном - синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе - зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи - понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов - вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, - вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин - оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет - теплый или холодный - можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория - лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

Понятия "теплые" и "холодные тона" широко используются в самых разнообразных жизненных сферах, а особенно в искусстве. Практически во всех книгах, связанных с живописью, модой или дизайном интерьера, упоминаются цветовые оттенки. Но авторы в основном останавливаются на том, что выполнения произведения искусства в том или ином тоне. Поскольку понятия теплых и холодных цветов широко распространены, они требуют более детального и внимательного рассмотрения.

Теория Арнхейма

Существует одна теория, которую создал Р. Арнхейм, объясняющая теплые и холодные тона как явление. Согласно этой теории, любой оттенок может быть как теплым, так и холодным. Если какой-нибудь цвет отклоняется в направлении другого, то он может стать по тепловой нагрузке иным, чем был вначале. К примеру, желтый или красный с примесью голубого будут выглядеть холодными, а желтый и голубой с оттенком красного - теплыми. Отсюда можно сделать вывод: изначально теплый цвет с примесью холодного оттенка тоже станет холодным. Но данная теория не бесспорна. Ведь нужно учитывать и всю систему, где расположен конкретный цвет. Каждый может стать теплым или холодным, смотря какую примесь к нему добавить. В живописи оттенок считается более важным, чем сам цвет. Ведь изначальный чистый цвет всегда выглядит строго и беспристрастно.

Насыщенность и строгость

Цветовая "температура" зависит еще и от насыщенности. Если цвет имеет оптимальное насыщение, то он всегда будет выглядеть холоднее, чем менее насыщенный тон. Красота, в которой все соблюдено со строгостью, характеризуется как холодная. Архитектура, где ярко выражена геометрическая пропорциональность и четкость, строгая симметричность формы, всегда называется холодной. И наоборот, если в каком-либо произведении искусства заметны погрешности, нечеткости, отклонения от строгости, то оно считается более теплым, одухотворенным, близким ко всему земному.

Чистота цвета

Рассматривая теплые и холодные тона, надо учитывать и понятие чистоты цвета. В существуют некоторые тона, которые традиционно считаются смешанными, к примеру, желтый или оранжевый. Поэтому необходимо научиться определять главные чистые цвета, которые могут образовать остальные оттенки путем своего смешивания. Преобладание красного или синего является показателем температуры смешанного оттенка. Если цвет близится к красному, он считается теплым, а если к синему - холодным. С уверенностью можно сказать, что в живописи понятие теплоты и холодности цвета не несет никакого значения. Важным является разделение оттенков на «холоднее» или «теплее».

Светлота и ее влияние на цветовую температуру

Для начала надо определить, какими цветами являются черный и белый. Считается, что белый обозначает все цвета одновременно, то есть заключает в себе все существующие оттенки. Сбалансированность и температурная нейтральность - основные качества белого. Интересно, что к белому цвету по своим свойствам наиболее близок зеленый. Отсутствие цвета обозначает черный. У него нет своей цветовой волны, где обозначаются оттенки от светлых к темным.

Темный холод

Темные холодные тона всегда напоминают человеку о зимней стуже. К ним относятся зеленый, синий, фиолетовый, сиреневый. Эти цвета и некоторые их оттенки выглядят холодными, если они не слишком насыщенны. Также у них есть слегка пепельный оттенок. Главное в холодном цвете - это отсутствие красного оттенка, который традиционно считается теплым.

Светлый холод

Светлые холодные тона заключают в себе розовый, голубой, светло-зеленый цвет. Они не насыщенны и не слишком яркие. При взгляде на такой тон возникает чувство холода и дыхания зимы. Если в цвете будет больше желтого, то он перейдет в теплую гамму оттенков, а если голубого - в холодную.

Как определить, какой тон подойдет человеку?

Чтобы узнать, какой цвет и его тон будут человеку к лицу, главное - определить оттенок его кожи. Кому-нибудь пойдут холодные и контрастные зимние цвета, другому - яркие краски весны, светящаяся теплота лета. При желтоватой коже с золотистым оттенком лучше выбирать Комбинация с холодными цветами может стать неудачной, так как кожа приобретет болезненно-желтый вид. Если цвет лица имеет легкий сероватый подтон и несколько отливает голубым, то человек всегда будет смотреться в выигрыше, выбрав холодные тона. На фоне теплых оттенков кожа будет смотреться блекло и даже может потерять свой здоровый вид. Определяя подходящие тона, человек должен принимать во внимание и контрастность. Некоторым людям не идут насыщенные и яркие цвета, так как на их фоне личность может просто потеряться. В таком случае надо останавливаться на нежных и спокойных цветовых гаммах. Они помогут подчеркнуть тип лица и кожи, сделают человека заметнее и ярче.

Выглядеть достойно и уверенно - легко

Станут отличным выбором для людей, которые относятся к зимнему типажу. То есть для тех, кто обладает светлой кожей, ярко выраженными глазами и не блеклыми волосами. К примеру, людям с темным оттенком волос подойдут холодные оттенки синего, красного и зеленого цвета. Они подчеркнут достоинства и спрячут недостатки. Человек будет выглядеть запоминающимся и сможет выделиться из толпы.

Обладателям светлой шевелюры надо делать акцент на такие холодные тона, как фиолетовый, голубой, светло-красный. Они станут незаменимыми помощниками, если личность желает выглядеть уверенно и красиво. Такие цвета оттеняют светлые волосы и дают возможность человеку быть ярким и незаурядным. Люди будут обращать свое внимание не на одежду человека, а на его лицо, что очень важно, к примеру, при устройстве на работу. Определить свой тон, который будет помогать и подчеркивать достоинства, крайне важно. Выглядеть замечательно и всегда быть на высоте - желание каждого. Главное - уметь правильно пользоваться цветами и их оттенками.