Папирус - история появления бумаги. Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса

П апирус – материал для письма, получаемый из одноимённого растения (Cyperus papyrus), росшего в заболоченных районах дельты Нила. Стебель папируса обычно достигает 2-3 метров высоты, хотя некоторые из них достигали и 5 метров.

В настоящее время, в связи с изменившимся климатом заросли папируса практически исчезли, но в древности это растение широко использовалось египтянами в самых различных целях: из коры изготовляли коврики, сандалии, ткани, верёвки, а мякоть употребляли в пищу.

Кроме этого, из прочных стеблей папируса изготовляли плоты и лодки, что особенно важно в стране, где основной дорогой была река, а леса отсутствовали.

Наиболее известным из применений папируса является, конечно, изготовление материала для письма. Папирус изготавливался исключительно в Египте, где росли плантации одноимённого растения, но экспортировался во весь античный мир, и был самым популярным материалом для письма у древних греков и римлян.

Для изготовления папирусных листов стебли очищались от коры, и липкая волокнистая внутренняя мякоть резалась продольно на тонкие полосы примерно 40 см длиной. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один ряд полосок и помещали под пресс.

Свиток

После сушки лист папируса отбивали молотком. По завершении отбивки лист папируса был не толще листа современной писчей бумаги, и его дополнительно полировали округлым предметом (камнем, куском твёрдого дерева).

Получившиеся листы папируса склеивались в свитки, а в более позднее время соединялись в книги. Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой.

Чтение свитка требовало определенных навы­ков. Держать его надо было обеими руками, и чита­тель оказывался как бы привязанным к книге. За­кончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать.

Так же как сейчас существует бумага различных видов и качества, в Египте существовали различные виды папирусов. Очень дешёвый папирус использовался торговцами для упаковки товаров, а самые лучшие и дорогие разновидности были предназначены для религиозных или литературных произведений.

Качество зависело от ряда факторов. Где папирус выращивался, возраст растения, сезон сбора, и, самое главное, качество мякоти, используемой в производстве - все эти факторы влияли на качество готовой продукции.

В начале 20 века, когда Древний Египет стал модным в США и Европе, ученые начали исследовать, как происходило производство папируса в древности. Были испытаны несколько вариантов, основанных на схеме, описанной Плинием в "Естественной Истории", но никому не удалось создать папирус, равный по качеству древним.

Писали на папирусе камышовой тростинкой со срезанным наискось концом. Держа такую тростинку под разными углами, можно было выводить толстые или тонкие линии. Также к принадлежностям писца относились чернильные порошки и деревянная палитра с углублениями для разведения и смешивания красок.

Обычный текст писали черными чернилами, а те места, которые писец хотел подчеркнуть, например заголовок, или начало главы - он выделял красным цветом. Черные чернила в Египте приготовляли из сажи и липкой кровяной сыворотки. Для получения красных чернил кровяную сыворотку смешивали с красным мелом.

Религиозные тексты сопровождались тщательно исполненными иллюстрациями, образцом которых могут служить великолепные иллюстрации из «Книги мертвых», особенно в редакциях, относящихся к временам расцвета древнеегипетской культуры в эпоху XVIII династии. Рисунки умело компоновали с текстом или же размещали между отдельными колонками.

Часть "Книги мёртвых". Британский музей.

В дошедших до нас папирусах содержатся отнюдь не только религиозные тексты. Деловые и административные документы, художественная литература, а также научные работы по математике, астрономии и медицине составляют существенную часть известных папирусов.

В начале 3 века до нашей эры была основана Александрийская библиотека, самая большая библиотека в древнем мире. Многие античные учёные посещали её и работали с находившимися в ней свитками. Греческие врачи Гиппократ, названный "Отцом медицины" и Гален признавали, что часть своих знаний они почерпнули из египетских медицинских папирусов.

В сухом египетском климате папирус хорошо сохранялся, но при других условиях быстро появлялись плесневые грибки, и материал разрушался. В европейских условиях срок жизни папируса составлял несколько десятков лет, двухсотлетний папирус был большой редкостью.

Большинство дошедших до сегодняшняго дня папирусов найдены в Египте, небольшая часть - в Азии, и только отдельные фрагменты - в Греции , хотя десятки свитков и листов папируса изображены на греческих вазах, относящихся к первым векам до н.э.

К восьмисотому году нашей эры папирус был во многом вытеснен пергаментом в Европе, но продолжал использоваться в Египте, пока и тут не был вытеснен дешёвой бумагой, технологию проивзодства которой привезли арабские завоеватели.

В наше время папирус в небольших объёмах производится в Египте и на Сицилии. Преимущественно он используется для производства сувенирной продукции, рассчитанной на туристов.

В современном мире все важные записи люди оставляют на бумаге. Однако в древности ее не существовало. Что использовали вместо нее? Ответ на этот вопрос приходит сам по себе, если проследить историю Древнего Египта. Изначально в этой стране в качестве материала для письма брали тонкие куски известняка. Позже — черепки разбитых кувшинов из глины (остраки). Распространенными были и дощечки, верх которых покрывал слой гипса. Но как только египтяне узнали, что такое папирус, то стали пользоваться исключтельно им.

Кто изобрел папирус?

В древние времена, когда еще не существовало бумаги, людям нужен был писчий материал. Это было необходимо для составления и ведения документов, а также для написания рукописей. Для этой цели использовали:

  • Глиняные таблички (Вавилон);
  • Высеченные руны на камнях (Нормандия);
  • Библиос (Египет).

Начало производства последнего относят к 3-ему тысячелетию до н.э. Сам материал считали не только удобным, но и практичным. Его отличие — сохранение на протяжении длительного времени написанный на нем рукописей. Так в Европе срок достигал больше, чем 200 лет. А в странах, где преобладал сухой и жаркий климат, сберегался еще дольше.

Обычно библиос представлял собой свиток (Джама), сформировать из него книгу нельзя. Даже если сшить листы, при переворачивании в дальнейшем они сломаются. В целом, выбор библиоса помог ускорить темпы развития письменного искусства.

Из чего делают папирус?

У подножья реки Нил в большом количестве рос бумажный тростник (папирус ). Он принадлежал семейству осоковые. Именно он и служил основой писчего материала. Стебли были мягкие, а их толщина могла быть настолько велика, что даже досигала размера рук человека. Высота же обычно не превышала 3-х метров.

Чтобы его вырастить, возводились специальные плантации. Их хозяева, в основном, были зажиточные люди. Поскольку у них арендовали некоторые участки, владельцы неплохо зарабатывали на этом.

Более того, зафиксирован случай, когда обладательница плантации, кроме самой платы за аренду требовала и большие связки самого бумажного тростника. Кстати, женщина была родом из Александрии. В те времена это место считалось крупнейшим центром по производству и сбыту библиоса.

Библиос: от растения к материалу

«Естественная история» — работа, благодаря которой стала известна технология создания папируса . Ее автором был историк Плиний Старший.

Сам процесс изготовления был не легким:

  1. Разрезали каждый очищенный стебель растения на полосы, после чего расправляли их и склеивали вместе;
  2. На них выкладывали еще один уровень полос и приклеивали (пшеничной мукой или водой);
  3. Все это оставляли под большим гладким камнем и оставляли под палящим солнцем;
  4. Как только лист высыхал, его отбивали молотком и выглаживали;
  5. После получившиеся пластины склеивали между собой, а затем сворачивали в форму свитка.

Длина листков зависела от количества прикрепленных полос. Кстати, габариты самого большого папируса составляют 51 см в ширину и 40 в длину. Разнообразной была и цветовая гамма писчего материала. Варьировалась она от светло-коричневого до его темных оттенков. Позже становились все светлее: кремовые, светло-желтые и практически белые.

Различным было и качество. Оно зависело от места выращивания и сезона, в который идет сбор. Дешевым папирусом упаковывали товары. На более ценных писалась религиозная и художественная литература.

Деревянные коробки и горшки для сохранности

Поскольку материал довольно хрупкий, то памятников письменности дошло мало. Несколько их осталось в местах, где преобладает сухой климат. Множество помимо Египта хранили Тунис и Геркуланум.

Исписанный лист называли томом . С каждой его стороны приделывали деревянный или костяной валик. Такие тома накручивали на валики, и в итоге формировался целый свиток. Сбоку прикрепляли именную табличку, где указывали сведения об авторе и названии текста. Нередко на сверток одевали футляр, который мог быть тканевым или кожаным.

В большинстве случае сохраняли их на стеллажах библиотек. Некоторые для хранения помещали в коробки из дерева. Еще одним распространенным способом хранения были глиняные горшки.

Чем писали на папирусе?

Свиток хранил всевозможные знания египтян. В него вносили информацию об астрономии, а также таких науках, как медицина и математика. Среди них были найдены документы по истории и архивные материалы.

Писали на папирусе с помощью чернил. В них окунали тростниковую палочку, конец которой срезался наискосок (калам). В зависимости от угла ее наклона была и разная толщина выведенных линий. Также письменный прибор включал:

  • Палетка (Небольшая дощечка, длина которой не более 40-а сантиметров и ширина от 5-и до 8-и сантиметров. В ней обязательно вырезали два углубления: в одном разводили черную краску, а во втором — красную);
  • Горшок, наполненный водой.

Сам техника росписи считалась сложной. Сначала писец брал тростник-калам . Слегка пожевав его, превращал в кисть. Обмакивал в горшок и приступал к написанию.

Текст размещали исключительно с одной стороны листа в форме узких столбцов. Это удобно, ведь можно было видеть все перед глазами. Для основной части использовали черный цвет краски, а для дат и начала абзацев — красный.

В течение тысячелетий библиос оставался самым распространенным письменным материалом. Разобравшись, что такое папирус и насколько он практичен, люди даже не перестали им пользоваться с появлением пергамента.

Кстати, именно Египет долго оставался единственной страной, которая занималась изготовлением материала из тростника. К тому же, начиная с первого тысячелетия д. н. э. на его производство была установлена монополия царей. В итоге им пользовались до XII века. Позже уже окончательно ему на замену пришла китайская бумага.

Видео: как делался папирус в Египте?

В данном ролике Икнатон покажет процесс производства папируса в древнем Египте из тростника:

Большая часть жизни в Нижнем Египте была связана с папирусом. Он использовался для изготовления ковриков, сандалей, плотов и записи исторических данных и государственных указов.

Неудивительно, что он служил символом северной части древнего Египта, где огромные участки земли были покрыты ростками папируса, а царь носил корону, словно вылепленную из его стеблей. Скипетр, символ власти, изображался как папирус начиная с Древнего царства, что является характерным для культа и Бастет. Хапи, покровитель Нила, носил стебель папируса на голове.

В искусстве древнего Египта папирус символизировал мир, который был зарожден в глубоких водах Нила. В архитектуре в виде стеблей папируса строились колонны, держащие крыши храмов, словно служившие поддержкой для небес.

Сборщиков папируса на берегах Нила во времена древнего Египта было настолько много, что можно было выделить их в отдельную профессию.

Употребление папируса в пищу в древнем Египте

Нижняя часть растения, погруженная в воду, была мягкой и менее всего подходила для производства материала для письма, что твердая верхняя часть.

«Стебли папируса возвышаются над болотом. Верхнюю его часть отсекают и используют для других целей, а то, что остается ниже около локтя в длину египтяне едят или продают; тем же, кто желает употреблять папирус в самом лучшем виде, советуется испечь его на огне» (Геродот, «Истории», книга 2).

Папирус и одежда древнего Египта

В трудах Геродота сообщается:

«Священники носят белье и сандалии из папируса, и другой одежды они не могут одеть…» (Геродот, «Истории», 2)

Папирусовые сандалии использовались для церемониальных целей в римские времена. Из него изготавливали веревки, сумки, корзин и циновки.

Плоты и лодки из папируса

Первые речные суда в древнем Египте были сделаны из стеблей папируса. Камыши связывали в пучки, а затем строили из них плоты. Деревянные лодки были достаточно дорогими в производстве и отличались низким качеством. Для обычного жителя дельты , которому нужно было преодолевать каналы и небольшие реки, плот из папируса был доступным средством передвижения и не требовал больших затрат на строительство.

При изготовлении лодок папирус и, вероятно, другие виды тростника, были основными видами уплотнительных материалов для вязки канатов и папирусов.

«Они вырезали куски дерева около двух локтей в длину и связывали их, придавая форму лодки. Длинные болты продевались через каждый локоть материала. Ребер у таких лодок не было, поперечные элементы закреплялись на верхней части. Они делали одно рулевое весло, у них была мачта и паруса» (Геродот, «Истории», книга 2).

Цветы папируса в искусстве древнего Египта

Цветы растения использовались как украшение наряду с лотосом, который, на самом деле, является водяной лилией, которая росла на водах первобытного образования Навин. Лотос являлся символом торжества и радости, его присутствие было уместно как в мире живых, так и мертвых. Связки папируса можно увидеть на фресках храма Дендера (Луксор), возможно, они преподносились ей при поклонении.

Храмы древнего Египта являлись вселенной в миниатюре и повторяли ее строение. В садах возводились водные бассейны, где разводились растения.

«Я сделал для тебя рощи и беседки, усаженные деревьями, озера с цветами лотоса и плодами мирры, сладкой и ароматной, для твоего красивого лица» (надпись в храме Рамзеса III в Хелиполитан Ра).

Папирус и ладан

Жесткий внешний слой тростника покрывал мягкую сердцевину. Она не использовалась для производства бумаги, а для других целей. Традиция использования ладана в храма древнего Египта была заимствована из государства Пунт.

Письменность на папирусе Древнего Египта

Как материал для письма папирус начали использовать с конца IV тысячелетия до нашей эры. Его подготавливали в виде листов за счет давления. Они склеивались раствором на крахмальной основе.

«Любая бумага изготавливалась на доске, смоченной водой из реки Нил: мутная жидкость служила связующим веществом. Сначала полосы папируса укладывали на нее, затем создавали пресс. Образованные таким образом листы сушили на солнце, соприкасая их друг с другом. Иногда количество листов в рулоне достигало двадцати четырех». (Плиний Старший, «Естественная история», Книга XIII, Глава 23)

Папирус был дорогим материалом, редко доступным для простых граждан. Иногда старые записи смывали с листов и использовали папирус повторно.

С начала второго тысячелетия папирус начали экспортировать с Древнего Египта, в первую очередь, в Левант. Папирус продавался в с конца первой половины I тысячелетия до нашей эры.

В первом веке нашей эры папирус стал широко использовать всеми цивилизациями Средиземноморья.

Во времена Нового царства стали популярны погребальные маски из папируса. Они были сделаны в несколько слоев: из папирусных свитков и ткани, которые были склеены гипсом и окрашены.


С папирусом прочно ассоциируется Египет. Иероглифически Нижний Египет, то
есть страна, расположенная в дельте Нила, обозначался папирусом; папирус
является символом древней страны на Ниле в той же мере, что и ее пирамиды.
Его роль в формировании египетской цивилизации трудно переоценить. Кроме
того, из Египта папирус проник в другие страны Ближнего Востока, в
классические Грецию и Рим, где он был принят как основной материал для
письма после того, как на Ниле он прослужил для этой цели уже тысячи лет.
Даже жителям Месопотамии, которые предпочитали писать на глиняных
табличках, папирус отнюдь не был неизвестен. Но Египет не только положил
начало использованию папируса как материала для письма, он, по-видимому,
был главным поставщиком папирусной «бумаги» на протяжении всей древней
истории. В сравнении с папирусом и пергамен, и наша современная бумага
использовались совсем недолго, хотя в течение определенного периода все
они были в употреблении одновременно. Поэтому было так естественно, хотя
вряд ли неизбежно, что Египет стал в конечном счете главным хранителем
папирусных документов, которые в этой стране оказались почти столь же
долговечными, как каменные монументы. Свитки, которые и вообще-то не
отличаются прочностью, попав в сырость, быстро истлевают, а, пересохнув,
становятся ломкими; как сказал Евсевий, один из отцов Церкви, «их пожирали
моль и время». Но, попав в благоприятный климат и пески Египта, они обрели
невиданную стойкость.


Папирус использовался на протяжении всей долгой истории Египта и,
вероятно, впервые был применен для письма еще в додинастический период.
Старейший известный нам папирус датируется временем I династии, т. е.
началом III тысячелетия до н. э. Но он ничем не заполнен Emery W. В.
Archaic Egypt. Harmondsworth, 1961. (Поглавные указания на
библиографические источники, приведенные автором в конце книги, в
настоящем издании даются выборочно как постраничные примечания).


В 1893 г. швейцарский египтолог Эдуард Навилль приобрел папирус,
происходящий, вероятно, из какого-то абусирского храма и предположительно
датируемый 2700 г. до н. э. Предполагают, что еще несколько фрагментов
папируса из Берлинского музея и других мест относятся примерно к этому же
периоду.


Папирус - похожее на тростник водяное растение (Cyperus papyrus) семейства
камышовых, родиной которого является Африка. Он до сих пор в изобилии
произрастает по берегам рек в тропической части Африки, иногда даже
запруживая их течение своими буйными зарослями. Однако в древние времена
папирусные чащи тянулись вдоль всего Нила вплоть до дельты. Он несколько
отличался от тех разновидностей папируса, которые сейчас встречаются в
Сирии, Месопотамии, на берегах Иордана и в Сицилии, хотя они весьма
напоминают тот тростник Египта, из которого в древности изготовляли
«бумагу».


Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых
различных целей, как бамбук в Юго-Восточной Азии или агава в Мексике: он
шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду,
обувь, циновки, лекарства и многое другое. В наиболее распространенном
типе колонн в египетской архитектуре можно было распознать условное
изображение стебля и бутона папируса; оно достигло гигантских пропорций в
гипостильных залах Карнака и, возможно, послужило прообразом колонн
греческих храмов. Когда Ксеркс наводил мост через Босфор, чтобы завоевать
Грецию, он использовал канаты, свитые из папирусного волокна. Нил
бороздили быстроходные прочные тростниковые лодки, удивительно
напоминающие тростниковые суда озера Титикака и сделанные из пучков
папирусных стеблей - так, как делают их сегодня на великих озерах
Центральной Африки. Из того же материала была корзина, в которой младенец
Моисей был найден в зарослях папирусного камыша. Из папируса можно было
изготовлять листы, сворачиваемые потом в свитки, «готовые, - как сказал об
этом Эмиль Людвиг, - запечатлеть на себе мудрость, чтобы затем нести ее по
реке времени».


Нам неизвестно, когда искусство письма на папирусе было освоено греками.
Есть вероятность того, что этот египетский материал попал к ним
одновременно с финикийским алфавитом. В самом деле, если судить по термину
byblos (греческое слово, означающее «папирус»), греки впервые привезли
этот товар из финикийско-сирийского порта Гебала (Библа), название
которого у них ассоциировалось со словом «бумага». В то же время греческое
название книги - diphthera, которое означает «кожа», свидетельствует о
том, что сначала для письма использовались шкуры животных. Однако уже во
времена Геродота, в век Перикла (V в. до н. э.) папирус стал настолько
обычной канцелярской принадлежностью, что историк повествует о случае из
прошлого ионийцев, когда из-за нехватки папируса люди вынуждены были
использовать для письма шкуры животных, что делали в его время только
«варвары». В течение всего классического периода и в эпоху эллинизма
папирус оставался основным средством распространения произведений
греческой литературы. Книги приняли форму свитков, составленных из
отдельных листов (kollemata). И только постепенно, во времена раннего
христианства - этапы, остававшиеся неясными до недавнего времени, -
папирус уступил место пергамену, а свитки - современной формы рукописным
книгам в виде сложенных листов; эта форма, вероятно, была заимствована у
старинных «записных книжек» (pugillares), состоявших из нескольких вощеных
табличек, скрепленных шнурами или петлями.


Римляне, как и следовало ожидать, скопировали греков. Они называли папирус
charta или carta, и эти термины, как и слово «бумага», вошли в современные
европейские языки в виде слов chart (географическая карта) и card
(игральная карта, карточка). Кстати, латинское слово, обозначающее книгу,
являет собой столь же красноречивое историческое свидетельство, что и его
греческий двойник. Это слово - liber - этимологически ведет начало от
латинского слова «кора». Как материал для письма кора использовалась почти
повсюду; книги из коры были распространены в Центральной Азии и на Дальнем
Востоке, причем сравнительно недавно. Даже североамериканские индейцы,
кажется, использовали кору березы для записей. В историческую эпоху, как
свидетельствует Ливии, римские архивы применяли для записи также полотно
(libri lintei). Что касается книг, то ни их форма, ни материал, из
которого их делали, не являются чем-то всегда одинаковым. Книга - это
всегда книга, но форма книги постоянно меняется. По сути дела, мы только
ради удобства не называем книгой граммофонную или магнитофонную запись или
текст на микропленке, хотя, быть может, они являют собой «книги» будущего.


Ко времени цезарей, когда Египет стал частным владением императора, как
ранее он принадлежал Птолемеям, производство папируса и торговля им стали
преимущественно государственной монополией и важным источником дохода.
Сырье для производства папируса доставлялось все еще исключительно из
Египта. Как писал К. X. Робертс, английский папиролог, «Египет снабжал
папирусом всю Римскую империю от Адрианова вала до Евфрата и от истоков
Дуная до Первого порога на Ниле. Папирус использовался святым Иринеем в
Галлии так же привычно, как и Оригеном в Александрии». Как телеграф,
радио, газеты и другие средства информации в век электроники, папирус
помогал единению цивилизованного мира.

С ростом утонченности бывших некогда простыми крестьянами воинов Рима
появились тонкие и подчас почти неощутимые различия между разными типами
или сортами папируса - некоторые из них льстиво назывались в честь
императоров и их жен. Древние египтяне особо ценили священный папирус,
выделанный из сердцевины стебля. Они использовали его для религиозных
текстов. Знатоки различали почти столько же видов папируса, сколько
существует сортов вин, причем каждый обладал особыми достоинствами,
цветом, назначением, ценой, а также шириной и длиной. Некоторые из самых
лучших сортов папируса поступали из Себеннита, в дельте Нила, а также из
Таниса и Саиса; Carta Thebaica из Фив, в Верхнем Египте, также имел
солидную репутацию. Другие сорта назывались по именам их изготовителей.
Самый грубый сорт - emporetica («бумага для торговцев») - использовался
только как оберточная бумага.


В целом латинской литературе на папирусе повезло значительно меньше по
сравнению с греческой, поскольку латынь никогда не проникала в Египет
достаточно глубоко, разве что в административных целях в период римской
оккупации. Поэтому до нас дошло из Египта ничтожное количество латинских
папирусов. Как и в большинстве районов Восточного Средиземноморья,
греческий язык остался здесь официальным языком и при Римской империи.
Римское правление, возможно, было высокомерным и грабительским, но на нем
не лежала лицемерная печать mission civilisatrice. Даже последние слова
Цезаря были произнесены, вероятно, по-гречески. Предпочтение, которое
римляне отдавали папирусу, сохранялось довольно долго. После так
называемого падения Рима Кассиодор, римский патриций-христианин, живший в
VI в., восхваляет благородное растение: «И вот поднялся лес без ветвей;
эти кусты без листьев; этот урожай в водах; это украшение болот». Как
наследница Римской империи, церковь продолжала использовать папирус для
своих документов и булл вплоть до XI столетия. Последний датированный
документ этого рода происходит из канцелярии Папы Виктора II и относится к
1057 г. В археологических обзорах стало своего рода догмой, что
египтологические исследования начались во времена наполеоновской кампании
под сенью пирамид. Действительно, Наполеон основал Национальный институт в
Каире, и вслед за этим появились великолепные тома «Описания Египта».
Одним из счастливых результатов кампании было открытие Розеттского камня.
Но путешественники XVIII в. - граф Сэндвич, Ричард Покок, Джеймс Брюс и
граф де Вольней - были такими же деятельными и пытливыми исследователями
египетских древностей, как и французы, которые шныряли по долине Нила
десятью годами позже под охраной вооруженных завоевателей. Уже были
сделаны попытки расшифровать египетские иероглифы, полным ходом шли поиски
папирусов. Разумеется, предприятие Наполеона, которое существенно
отличалось от предшествующих по организации и финансированию работ, было
само по себе свидетельством вновь пробудившегося интереса к Древнему
Египту.

Нельзя, однако, отрицать, что кампания дала дополнительный импульс, открыв
европейский рынок для египетских редкостей - от обелисков до скарабеев, от
мумий до папирусов. И местные жители, и европейцы начали безжалостные
раскопки, наступили золотые дни для всякого рода торговцев и изготовителей
подделок - профессии, к тому времени уже процветавшей на Ближнем Востоке.
Эти люди с привычной и беспринципной легкостью угождали непоследовательным
вкусам музеев Европы и богатых коллекционеров, которые, к несчастью,
рассматривали папирусы как наименее ценные предметы из своего списка
вожделенных древностей. Поэтому с папирусами часто обращались весьма
неосторожно. Много свитков, несомненно, закончили свое существование в
стеклянных шкафах невежественных частных коллекционеров, чьи скучающие
потомки выбросили их или отправили на чердак вместе с акульими зубами и
высушенными головами.


Мародерство - худший вид археологии - состояло в основном в разграблении
древних мумий. Поскольку «оргия грабежей» была направлена на мумии
доптолемеевского Египта, большинство папирусов, добытых в течение первых
десятилетий XIX в., были написаны египетскими иероглифическими и
иератическими письменами, которые, как принято было считать, никогда не
поддадутся расшифровке. В этом был твердо убежден Франсуа Жомар, глава
французской миссии, вызвавший гнев молодого Шампольона отказом приобрести
еще несколько папирусов. Такого рода предубеждения привели к тому, что
папирусные свитки не считались ценным источником знаний о древности. Они
только удовлетворяли праздное любопытство и, как правило, безнадежно
рассеивались по всему свету.


Археологи, сопровождавшие наполеоновскую миссию, утверждали, будто они
первые осознали тот факт, что египтяне во времена фараонов обладали
книгами. Озарение пришло к разносторонне одаренному Доминику Ви-вану
Денону, талантливому рисовальщику, автору любовных стихотворений и протеже
Жозефины. «Я не мог удержаться, чтобы не польстить себе тем, что я первый
сделал такое важное открытие, - скромно писал он в своем „Voyage dans la
Basse et la Haute Egypte", - но был в еще большем восторге, когда
несколькими часами позже получил еще одно подтверждение своего открытия,
став обладателем манускрипта, найденного мною в руке прекрасной мумии...
Нужно обладать страстной любознательностью, быть путешественником и
коллекционером, чтобы до конца понять всю меру этого восторга». Денона при
виде этого зрелища охватили мучительные размышления и угрызения совести:
«Я чувствовал, что побледнел от волнения; я уже готов был распечь тех,
кто, несмотря на мои настоятельные просьбы, нарушил целостность мумии, как
вдруг разглядел в ее правой руке, а также под левой рукой папирусный
свиток, которого я,быть может, никогда бы не увидел, не потревожь они мумию;
мой голосизменил мне; я благословил жадность арабов, а превыше всего - случай,
который уготовил мне эту счастливую находку; я не знал, что мне делать с
моим сокровищем, и очень боялся, как бы не повредить его; я не осмеливался
притронуться к этой книге - самой древнейшей из известных доныне книг; я
не решался ни доверить ее кому-нибудь, ни положить ее где-нибудь; всей
ваты из моего стеганого одеяла, казалось мне, было мало для того, чтобы
сделать для нее достаточно мягкую упаковку. Не излагалась ли в рукописи
история этого человека? Не рассказывалось ли в ней о его времени? Может
быть, в ней было описано царствование властителя, при котором ему довелось
жить? Или в свитке содержались теологические догмы, молитвы, описание
какого-нибудь открытия? Забыв о том, что содержание книг известно мне не
более, чем язык, на котором они написаны, я на мгновение вообразил, что
держу в своих руках компендий египетской литературы...»


Нет нужды говорить, что археолог - грабитель могил поневоле - одержал верх
над моралистом. В своих путевых заметках Денон не говорит о том, куда он
привез свиток, но драгоценная находка вполне могла попасть в Лувр. Можно
предполагать, что, когда он пришел в себя после своих сомнений и
первоначальных восторженных размышлений и узнал, что свитки, захороненные
с мумиями, отнюдь не уникальны, он уступил его какому-нибудь
коллекционеру», - такую мысль высказал современный египтолог Джеймс Байки.
Во всяком случае, нам неизвестно, где он, и мы не можем с уверенностью
судить о его содержании, но с большой степенью вероятности можно считать,
что свиток являлся одной из версий «Книги мертвых»; в настоящее время мы
обладаем большим числом вариантов этой книги.


Когда обычай древних египтян вкладывать папирусные свитки в могилы своих
усопших стал общеизвестным, расхищение мумий приняло массовый характер.
Эта печальная практика была, вообще говоря, не столь уж новой: феллахи и
раньше занимались грабежом могил своих древних предков в поисках так
называемого мумиё (смолоподобное вещество, которым пропитаны мумии),
долгое время почитавшегося западной медициной панацеей от всех болезней.


Удача Денона явилась своего рода прецедентом, поскольку в Европе спрос на
такого рода редкости возрастал день ото дня. Двадцатью годами позже на
сцене появились итальянские авантюристы: Пассалаква, Дроветти и
неподражаемый Бельцони. Этим самоуверенным джентльменам не было
свойственно уважение к останкам умерших три с липшим тысячи лет назад. Они
действовали с апломбом кондотьеров, осаждая свои «археологические
крепости» и беря друг друга на мушку пистолета на манер необузданных
пионеров американского Запада. Их деятельность включала систематическое и
безжалостное ограбление фиванекого некрополя. Джованни Бельцони
откровенно говорил, что все его внимание было сосредоточено на извлечении
погребальных свитков: «Целью моих поисков было лишение египтян их
папирусов,- некоторые из их числа я находил спрятанными в груди мумий, под
руками, между ногами выше колен; на ногах; свитки были закрыты
многочисленными слоями ткани, в которую были завернуты мумии». Учитывая,
что магические погребальные свитки должны были облегчить мертвым египтянам
переход в другой мир, нельзя не увидеть в этом мрачную иронию: как и
пирамиды, свитки способствовали привлечению грабителей, обиравших прах их
владельцев. Когда улеглась пыль, поднятая этими дьявольскими набегами на
египетские некрополи, почти никто уже не помнил, что первый известный на
Западе египетский папирус был написан на греческом. Довольно долго
непрочитанные иероглифические свитки фиванских мумий занимали умы ученых,
но несколько разрозненных находок греческих текстов, если они вообще были
идентифицированы как греческие, в начале XIX в. почти не привлекали
внимания. Даже такой выдающийся историк эпохи эллинизма, как немецкий
ученый Иоганн Густав Дройзен, проявлявший постоянный интерес к папирусам,
не смог распознать греческую скоропись на нескольких документах,
доставленных в Берлин (он решил, что они написаны на арабском!). Кроме
того, преимущественно юридическое и административное содержание известных
греческих папирусов поколебало надежды исследователей классической
литературы.


В 1809 г. французский священник, аббат Делиль, написал поэму, в которой
были следующие стихи: «D"Ho-mere et de Platon, durant les premiers ages /
le papyrus du Nil conservait les ouvrages» («От Гомера до Платона, на
протяжении первых веков папирус Нила сохранил эти труды»). Конечно, это
была всего лишь поэтическая вольность. Насколько известно, еще никто к
тому времени и в глаза не видел греческого классического папируса. Но тем
не менее Делиль, поэт меньшего масштаба по сравнению с Уордсвортом,
превзошел его как пророк. В июне 1821 г. англичанин Уильям Джон Бэнкс
посетил остров Элефантину на Ниле, в Южном Египте, близ Асуана. Остров уже
в те времена был важным центром торговли древностями, и здесь вместе со
своим итальянским другом Бэнкс приобрел у торговца ныне прославленный
свиток, содержащий выполненную прекрасным письмом II в. н. э. копию
семисот стихов из последней (24-й) книги «Илиады». Этот ценнейший
манускрипт был приобретен у семьи Бэнксов Британским музеем в 1879 г. Он
был почти на тысячу лет старше, чем самая старая из известных в то время
копий, но, как оказалось, это была первая ласточка из большого количества
гомеровских текстов, которые, к неудовольствию ученых последующих
поколений, составили значительную часть всех греческих папирусов. Копий
«Илиады» было намного больше, чем копий, очевидно, менее популярной
«Одиссеи». Тем не менее в 1820-х годах Гомер Бэнкса был сокровищем, и он
оставался редкостью до нового расцвета папирологии, который наступил через
полстолетия.


В сущности, все свитки, которые были обнаружены в первой половине XIX в.,
представляли собой нелитературные документы, относящиеся к повседневным
делам. Среди них выделялись бумаги II в. до н. э. из Серапеума, близ
Мемфиса, выкопанные феллахами в 1820 г., в которых содержались записи,
касающиеся двух сестер-жриц. Эти записи послужили источником для
нескольких романов, один из которых был написан французом Брассё-ром де
Бурбур.


В целом археологи, теперь появившиеся на сцене, стремились к более
значительным объектам: пирамидам, скульптурам, могилам и дорогим objets
d"art. Поэтому до нас не дошло почти никаких сведений о месте и
обстоятельствах обнаружения манускриптов. Более того, стало обычным делом
разделять манускрипт на части для увеличения дохода, и части одного и того
же свитка рассеивались, подобно умерщвленному Осирису, по всему свету в
ущерб научным исследованиям. Затем к середине прошлого века стали
появляться все новые и новые папирусы, по крайней мере время от времени.
Новые надежды возникли после появления утерянных речей Гиперида,
современника Демосфена; фрагмента из спартанского барда Алкмана,
приобретенного в 1855 г. Огю-стом Мариэттом для Лувра, и, наконец,
папируса, получившего впоследствии название «папируса пророчеств» и
попавшего, в конце концов в Берлин. В нем содержался каталог работ
Аристотеля, среди которых упоминалась утерянная "Афинская политая».
Впрочем, последняя была открыта, пятнадцатью годами позже.


Выдающиеся папирологи, такие, как А. С. Хант и Фредерик Кеньон, датируют
новую эру 1877 г. Именно тогда, как писал Хант в 1912 г., «были осознаны
громадные возможности Египта в этом направлении... и поток, которому тогда
было положено начало, с тех пор не прерывался». Эта хронологическая линия
раздела соответствует открытию в 1877 г. Файюма как источника папирусов.
Количество папирусов, затопивших каирский рынок древностей, было просто
ошеломляющим. Представители европейских научных организаций страстно
боролись за право купить их, но большая часть через одного австрийского
торговца попала в частную коллекцию эрцгерцога Райнера Габсбургского,
который в 1884 г. поместил их в свой музей в Вене. Впоследствии эрцгерцог
неоднократно пополнял свою коллекцию, и в 1899 г., когда она была передана
Императорской Венской библиотеке, в ней насчитывалось около ста тысяч
папирусов разной длины - от небольших клочков до солидных свитков.
Большинство из них, однако, находились в плачевном состоянии. Почти все
папирусы, включая и те, которые были приобретены другими научными
учреждениями, представляли собой документы, то есть нелитературные тексты:
счета, расписки, контракты, разного рода официальные распоряжения,
завещания, договоры об аренде, школьные сборники упражнений, гороскопы,
письма, записки и т. д. Целые возы рукописей по содержанию касались
исключительно домашних мелочей. Большая часть папирусов относилась к
позднему, византийскому периоду, значительное количество было написано уже
после победы ислама. Почти треть венских папирусов - вероятно, самая
ценная часть коллекции - была написана на арабском языке. Довольно много
папирусов было на коптском. Хотя диапазон проблем, охватываемых
папирусами, был впечатляющим, ученые того времени уделяли мало внимания
социальной и экономической истории древнего мира. Папирусы ценились прежде
всего по их литературному содержанию, которое в данном случае
расценивалось как весьма посредственное. Кроме того, большое количество и
плохое состояние документов превращали сортировку и изучение их в
трудоемкое и длительное занятие.


Происхождение папирусов явилось предметом споров среди экспертов. Было
известно, что Файюм, в котором, вероятно, была сделана находка 1778 г.,
дал миру и эти папирусы, но точное местонахождение и обстоятельства,
способствовавшие их сохранности, не были известны. Хранитель коллекции
Райнера был убежден, что все они были извлечены из недавно открытого
древнего архива столицы округа Мединет-эль-Файюм - древней Арси-нои, или
Крокодилополиса. Однако он был введен в заблуждение относительным
единообразием первого венского приобретения, которое, как было позже
установлено, действительно происходило из одного источника. Но и при этом
условии состояние материалов - беспорядочность, фрагментарность,
изорванность, - так же как неофициальный, частный характер и их диапазон,
охватывающий несколько столетий (некоторые из них относились к X в. н.
э.), бросало тень сомнения на их предполагаемое происхождение. Статья
хранителя, опубликованная в Вене, была быстро опровергнута блестящим
молодым немецким египтологом Адольфом Эрманом. Эрман довольно смело
предположил, что все эти документы были найдены в громадных кучах мусора
(koms), тянувшихся на целые мили по всему Файюму, да и по большей части
остальной территории Египта. Драгоценные документы бесцеремонно
выбрасывались заодно со всяким хламом, образуя последовательно
чередующиеся слои в этих своеобразных египетских свалках. К счастью,
египтяне не были склонны к сжиганию своих бумаг и мусора. Они оставляли за
собой рукотворные холмы, подобные кучам кухонных отбросов доисторических
поселений. Местные феллахи всегда использовали их как источники богатых
солями азотной кислоты удобрений - себах. Нет нужды говорить, сколько
бесценных сокровищ было уничтожено вследствие этого. Некоторые палеографы
тем не менее, продолжали поддерживать тезис об архивном происхождении
документов, и они не были так уж не правы: найденные документы вполне
могли включать выброшенные за ненадобностью архивы.


Литературные приобретения пока что были намного скуднее, если не считать
частей утраченной «Гекалы», идиллического эпоса Каллимаха, изданного
Теодором Гомперцем. Но феллахи узнали о ненасытном аппетите европейцев на
этот «хлам», и с того момента этим клочкам бумаги уже не грозило полное,
уничтожение. Тем не менее, неосторожное обращение и явная небрежность вели
к тому, что разрушалось больше документов, нежели было когда-либо спасено.
И чаще всего никто не записывал, где были найдены те или иные документы и
где могли находиться другие части документов, что позволило бы
воссоединить их. И только со временем к экспертам, в том числе и
археологам, пришло понимание того, что нельзя оставлять дело поиска
папирусов в руках случайных и невежественных людей. Это положение должно
было, однако, измениться, когда У. М. Флиндерс Петри раскинул свою палатку
в Файюме в конце 80-х годов прошлого века. Ему предстояло первому начать
разыскивать папирусы по всем правилам науки и суждено было открыть еще
один источник древних манускриптов. С него начался героический век
открытий папирусов.

Интересно, из чего были сделаны булгаковские «рукописи, которые не горят»? Уж не из папируса ли? Из этого прочного, вечного материала? Сохранились ли рецепты изготовления папирусных листов? Какие исторические сведения сохранили папирусы до наших дней? Какие тайны хранит это мифическое растение?

Путешествие по зарослям папируса

Мягко скользнув по густой, словно масло, воде, лодка острым носом воткнулась в густые заросли, очень похожие на камышовые. Только вместо плотных коричневых бархатистых стержней высоченные стебли пушились легкими стрельчатыми венчиками, скроенными из шелковистых нитей. Будто модница украсила головку кокетливой шляпкой с изящно изогнутыми полями.

Вот он, папирус , - сказал молодой красавец-лодочник, сверкнув белозубой улыбкой. Тыча веслом в длиннющие - за два с половиной метра зеленые трехгранные палки, частоколом обступившие крохотное суденышко, он, изловчившись, каким-то по- кошачьи гибким движением притянул к себе верхушку растения, чтобы мы могли получше разглядеть его.

Каково же было мое удивление, когда, столкнувшись с ним лицом к лицу, я узнала циперус - довольно распространенное комнатное растение. Только намного короче, да шапочка погрубее. Потом знатоки-цветоводы подтвердили, что циперус действительно близкий родственник папируса . Такое вот маленькое открытие под жарким египетским солнцем.

Короткую, но весьма экзотичную прогулку по Нилу предложили журналистам сотрудники Института папируса , предварительно строго проинструктировав: в воду не лезть, руки в реку не опускать, не умываться, не обливаться и уж тем более не пить: "Вам, европейцам, это опасно".

Мы легко приняли необременительные условия, честно пообещав четко их выполнять. Но, забравшись в лодку, тут же забыли все напутствия и, только поймав выразительный взгляд жгуче-черных глаз нашего сопровождающего, спохватывались и суетливо прятали руки - от греха подальше и от манящей прохладной влаги.

Папирус –растение-легенда

Между тем гид-лодочник, просвещая нас, прочитал вдохновенную лекцию о папирусе , растении-легенде, которое кормило, одевало, учило, обогащало древних египтян. Произрастал он когда-то на болотах и по берегам рек в тропической и субтропической Африке, и на протяжении многих тысячелетий его корни, как и корни лотоса, были основной пищей бедного крестьянина.

Потом люди додумались собирать из связанных пучков папируса легкие челны и большие суда, способные совершать далекие плавания, что в наше время блистательно доказал Тур Хейердал.

Многоликий тростник дал имя и писчему материалу, сделанному из стеблей этого растения. В давние-давние времена "свитки папируса были главной статьей египетского экспорта" (неожиданным контрастом резанула ухо эта по-современному деловая фраза, прозвучавшая применительно к почти мифическому растению).

Со временем, однако, тайна его изготовления была утрачена. Собственно, исчезла она вместе с папирусом , за ненадобностью, когда была изобретена бумага, которую можно было делать на месте, а не возить издалека. И в "божественном растении", как окрестили папирус , тоже не стало нужды.

Даже для еды - ныне бедный египтянин питается особым видом фасоли под названием "фуль". Так что к XX веку в пределах Египта папируса уже не было. Только в верховьях Нила сохранились дикорастущие заросли...

Не знаю, что во время нашей экспедиции чувствовали мои спутники, но я воображала себя этаким древнеегипетским вельможей, или вельможной супругой, или, на худой конец, кем-то из домочадцев, в сопровождении которых глава дома прогуливается на лодке среди густых папирусных зарослей под неумолчный щебет птиц, любуясь их райским оперением.

А иногда и охотясь на них, пользуясь небольшим бумерангом. Фантазии нетрудно было разыграться: незадолго до этого путешествия мы побывали в гробницах фараонов и видели, что на многокилометровых фресках, украсивших их стены, подобный сюжет повторялся неоднократно. Да и на папирусах , дошедших до нас, древние художники воспроизводили его почти так же часто, как и богов. Скорее всего, потому, что обожествляли фараонов.

Папирус – материал для письма и рисования в древнем Египте

Когда точно был изобретен папирус для письма и художеств, не скажет даже самый знающий египтолог. Известно, что древнейший экземпляр, найденный археологами, относится к началу третьего тысячелетия до нашей эры.

Мне, признаться, трудно представить такое расстояние - пять тысяч лет назад от наших дней, хотя и видела в живую и пирамиды в Гизе , и загадочных сфинксов, и храмы Луксора , сработанные именно в то время. В одном не сомневаюсь: бумага, на которой мы пишем, вряд ли проживет хотя бы треть этого срока. А жаль...

Банально, конечно, говорить, что изобретение папируса , заменившего глиняные таблички с клинописью, которые использовались для всевозможных записей, произвело революцию в истории цивилизации. Лучше обращусь к юмористической "Всеобщей истории ", изданной в начале века журналом "Сатирикон" и читанной мною в студенчестве, перед экзаменом по истории отечественной журналистики.

Вот как доходчиво и весело описала она этот этап в жизни человечества: "Для того чтобы возлюбленный мог как следует изложить предмету своей любви волнующие его чувства, ему приходилось отправлять ей целую подводу кирпичей. Прочесть написанное представляло такую неблагодарную работу, что терпение девицы лопалось, и она на десятом кирпиче выходила замуж за другого". Ну как в такой ситуации обойтись без легкого емкого папируса ? Сама жизнь заставила его придумать...

А сколько подвод потребовалось бы, чтобы перевезти знаменитый Большой папирус Харриса длиной 40,5 метра и шириной 64,25 сантиметра? Конечно, заняться подобными пустяковыми подсчетами никому, кроме юмористов, не приходило в голову. Зато наука доподлинно установила, что такие папирус ные свитки, каллиграфически переписанные профессиональными писцами, заменяли нынешние книги.

Изготовление папирусного листа

Кстати, профессия писца была самой почитаемой в древнем Египте, но об этом чуть позже. А пока вместе с сотрудниками Института папирус а попытаемся превратить крепкий стебель в почти невесомый лист.

Довольно подробное описание, как это сделать, оставили ученик Аристотеля Теофраст и римский естествоиспытатель Плиний Старший.

Стебли растения разрезаются вдоль на узкие длинные ленты, которые затем укладываются в два слоя - одни горизонтально, другие вертикально, и скрепляются каким-то клеящим веществом, раскрывают они тайну "папирус ной кухни ". Просохшие листы разглаживаются, как утюгом, гладким камнем или раковиной.

Вот и все. Но, похоже, какой-то главный секрет древние исследователи все же утаили, потому что, когда уже наши современники, пользуясь их "инструкцией", попытались воссоздать этот писчий материал, они получили грубые, покоробившиеся, ни к чему не пригодные жесткие листы.

Энтузиасты, однако, не оставляли мысли постичь секреты древних. Удача выпала самому терпеливому, упорному и... щедрому: не всякий согласится рискнуть собственным благополучием ради призрачной цели. Но теперь его имя тоже вписано в историю египтологии. Это был Хасан Рагаб.

Инженер по образованию, Рагаб долгие годы служил в армии и как член организации "Свободные офицеры" под руководством Гамаля Абдель Насера активно участвовал в антимонархической и антиимпериалистической революции 1952 года. Потом его разносторонний талант, ум и воспитание потребовались на дипломатическом поприще, и молодая республика направила Рагаба своим послом в ряд стран.

И вдруг Хасан неожиданно для всех делает крутой вираж, бросает блестящую карьеру и посвящает себя возрождению папирус а. Он покупает участок земли на острове Яакуба, на Ниле , в предместье Каира , и погружается в эксперименты. С юга Судана с великим трудом привозит саженцы папирус а, но те не желают приживаться на египетской земле.

Однако саженцы его не очень волнуют: Хасан знает, что упрям, и добьется своего. Куда больше его занимает "технология" изготовления "писчего материала", а именно: каким образом скреплялись друг с другом желтоватые, с густой сетью мельчайших прожилок полоски папирус а. Он перепробовал десятки самых разных клеящих веществ, но ни одно не дало нужного эффекта. Тростник был как заговоренный.

К поискам энтузиаста научные учреждения не проявляли ни малейшего интереса. Эксперименты он проводил на собственные деньги , а когда его скромное состояние истаяло, в ход пошли сбережения жены и брата. Надо отдать должное домашним: сами не зная почему, они верили в успех дела.

Кто знает, сколько опытов было проведено под крышей двухэтажного домика-поплавка, сколько ночей недоспали его хозяева! "Ас-сабр гамиль" - "Терпение прекрасно", - повторяет Хасан главную жизненную формулу своих соотечественников, испытывая очередную неудачу.

Наконец, ответ был найден, и оказался он на удивление прост - никакого клея. Полоски отмачиваются в нескольких сменах нильской воды, после каждой смены осторожно отбиваются молотком, потом отправляются под пресс. Оказалось, что, несмотря на долгое "купание", в полосках остается клейкий сахарный сок, который и скрепляет намертво части папируса . Теперь его можно жать, мять, рвать, бросать в воду - он останется целехоньким, податливым и гибким. И никакие чернила, туши, краски не расползутся на нем.

Папирус – сувенир из Египта

А потом за дело взялись жена и дочь Хасана, обнаружившие в себе талант художника: они тщательно воспроизводили древние рисунки, не позволяя вольной фантазии отступать от классического оригинала.

Новинка из глубины веков имела оглушительный успех. Туристы охотились за папирусом как за самым ценным сувениром . Еще бы: о нем так много слышали, и почти никто не держал в руках.

К слову сказать, на "папирусный бум" мгновенно откликнулись ремесленники торговцы. Они заполонили доходным товаром сотни лавчонок, назойливо суют его туристам, благоразумно умалчивая, что чаще всего предлагают и не папирус вовсе, а "банановую" подделку, которая, как уверяют специалисты, некачественна и недолговечна. Будете покупать папирус - смотрите, чтобы был он слегка желтоватый, с редкими коричневыми точечками и прожилками. Это - настоящий.

Признали работу энтузиаста и чиновники, еще вчера отмахивавшиеся от его докучливых забот.

Папирус получил "официальный статус". На нем стали печатать дипломы египетских научных учреждений, приглашения на наиболее важные и престижные приемы, самые изысканные визитные карточки. А домик на Ниле превратился в Институт папируса . Почти такой же открыли для туристов - там мы и увидели, как рождается древний писчий материал, и там же услышали множество историй о писцах и рисовальщиках.

Безграничным было уважение египтян к тем, кто умел писать; высоко, как никакая другая, ценилась на берегах Нила профессия писца. "Будь писцом! - выразительно цитировал сотрудник института наставления, сохранившиеся в одном из папирусов . - Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги... и не будешь ты носить корзину... Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными".

Умение писать почиталось как дар Тога - бога мудрости, счета и письма, и, прежде чем сесть за работу, полагалось совершить возлияние в его честь. Историки уверяют, что ни один народ не додумался до обожествления письменного прибора - только египтяне.

Древние папирусы , как и стены храмов, сплошь испещренные гимнами богам, хрониками исторических событий, восславляют и писцов, ставя их чуть ли не в один ряд с фараонами. В царствование Рамзеса II были написаны такие строки: "Мудрые писцы/ Они не строили себе пирамид из меди/ И надгробий из бронзы./ Но они оставили свое наследство в писаниях,/ в Поучениях, сделанных ими..."

Безвестный древний автор даже дерзнул бросить вызов традиционным религиозным представлениям: "Человек угасает, тело его становится прахом,/ Все близкие его исчезают с земли,/ Но писания заставляют вспоминать его/ Устами тех, кто передает это в уста других./Книга нужнее построенного дома,/ Лучше роскошного дворца,/ Лучше памятника в храме". Так звучат эти строки в переводе Анны Ахматовой.

Не исключено, что и вера в бессмертие таланта впервые была высказана в Египте. Спустя века мотив этот прозвучал у Горация, а потом - у Пушкина, в "Памятнике". И булгаковское - "рукописи не горят" тоже, наверное, оттуда. Из папируса .