Вопросы к рассказу осеевой мишины друзья. По рассказам В.А.Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему? «Надо так давать, чтобы можно было взять»

Викторина по рассказам В.Осеевой

(подготовительная группа)

Задачи:

Закрепить знания детей о произведениях В.Овсеевой; уметь оценивать поступки героев с этической стороны; упражнять детей грамматически правильно составлять предложения, уметь объяснять смысл пословиц развивать связную речь.

Словарь: Дружба, честность.

Оборудование:

Картинки: печенье, котенок, собака, утка, краски, карандаши цветные, книга, пуговица, кукла, батон, коньки; мешочек для картинок, иллюстрации к рассказам В.Осеевой; портрет В.Осеевой, книги В.Осеевой, коробка, грамоты.

Организация : Дети сидят произвольно на стульчиках.

Ход викторины:

Мы сегодня будем говорить об одной писательнице, которая написала много интересных рассказов о разных случаях из жизни взрослых и детей.

Вы догадались о ком я говорю?

Это Валентина Александровна Осеева (показать портрет).

В.Осеева писала не только детские рассказы, но и стихи. Они печатались в журналах «Мурзилка», «Дружные ре6ята», «Затейник». Вши мамы и папы, когда им было столько же лет, как вам сейчас, наверняка с удовольствием читали эти журналы и печатанные в них произведения В.Осеевой. Став школьниками, вы прочитаете замечательную повесть В.Овсеевой о чести, дружбе и любви к Родине, которая называется «Васёк Трубачёв и его товарищи».

1. А сейчас давайте вспомним, какие рассказы написала В.Овсеева.

2. Загадки.

Хоть шалит частенько Юля, Все прощает ей... (бабуля)

Вкусные оладушки

Мы едим у... (бабушки)

Вот семейный наш портрет Самый старший в центре... (дед)

Загадки - обманки

Вот уж готово пышное тесто­

Вкусно накормит внуков... (бабушка)

Для сомнений наших

Бочку сколотить мы просим... (дедушку)

3. Дети, а вы знаете, почему нужно уважать старых людей?

4. Пословицы.

Не смейся над старым: и сам будешь стар.

Ребенку дорог пряник, а старику покой.

Дети называют пословицы.

5. Волшебный мешочек.

В котором лежат предметы и картинки с предметами, дети достают и говорят из какого произведения этот предмет.

Краски («Отомстила», «Волшебное слово»)

Печенье («Печенье»)

Карандаши («Случай», «Синие листья»)

Коньки («На катке»)

Кукла («Девочка с куклой»)

Цыпленок («Кто всех глупее»)

Утка («Кто хозяин», «Плохо»)

Собака («Кто хозяин», «Плохо»)

Котенок («Плохо»)

Батон + масло («Три товарища»)

Самолет + паровоз + кубики («Сторож»)

Пуговица («Пуговица»)

Книги + портфель («Просто старушка»)

6.Назови рассказ по картинкам:

«Девочка с куклой», «Кто всех глупее», «Пуговица», «Три товарища», «Печены:», «Навестила», «Сторож».

Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

— Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!

Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Пёрышки разноцветные словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.

Увидала как-то раз девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:

— Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.

Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.

Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка.

Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день — свежее яичко несёт:

— Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!

Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, пёрышки ей гладит, водичкой поит, пшеном угощает.

Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:

— Отдай мне свою уточку — я тебе свою курочку отдам.

Услыхала курочка, опустила пёрышки, опечалилась, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.

Стала девочка с уточкой дружить. Ходят вместе на речку купаться.

Девочка плывёт — и уточка рядышком.

— Тась-тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко — в речке дно глубоко!

Выйдет девочка на бережок — и уточка за ней.

Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:

— Ах, какой щеночек хорошенький! Дай мне щенка — возьми мою уточку!

Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего.

Взял её сосед, сунул под мышку да и унёс.

Погладила девочка щенка и говорит:

— Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.

Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал:

— Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить.

Проснулась девочка — никого у неё нет!

Викторина по произведениям

В.А. Осеевой

Работу выполнила Щербакова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СШ №4 г. Вязьмы


Валентина Александровна

Осеева

Валентина Александровна Осеева (настоящая фамилия Хмелёва) родилась 15 апреля 1902 года в городе Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Окончив гимназию, она училась на актерском факультете института имени Лысенко в Киеве. Но окончить институт ей не удалось, т.к. семья переехала в Москву.

Здесь В. Осеева стала работать педагогом-воспитателем. Работала с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им.

В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Любила придумывать игры.

В 1952 году В. Осеева была награждена Государственной премией СССР.


Вспомни названия произведений В.А. Осеевой

«Синие …» слово «Три…» листья «Волшебное…» хозяюшка «Кто…» товарища «Добрая…» всех глупее «Что…» легче


Главный герой произведения «Волшебное слово»

Павлик


Какое волшебное слово прошептал старичок Павлику?

Пожалуйста


Краску какого цвета попросил Павлик у сестры?

Синего


Как звали собаку в рассказе «Хорошее»?

Трезорка


Имя мальчика из рассказа «Три товарища» – настоящего друга Вити

Володя


Между кем произошёл спор в рассказе «Кто хозяин?» и из-за кого?

Поссорились Коля с Ваней из-за собаки Жука


Что ушибла девочка из рассказа «На катке»?

Коленку


С каким животным сравнивался Алёша из рассказа «Отомстила», когда вскарабкался на дерево?

С обезьянкой


Сколько котят родила кошка из рассказа «Рыжий кот»?

Шесть


Из какого произведения строки: «Вытряхнул он на парту целую кучу новеньких перьев…»?

«Долг»


В каком рассказе у матери один сын был летчиком, другой – танкистом, третий – моряком?

«Три сына»


Какую фразу произнесла учительница, увидев, что у Лены синие листья?

«Надо так давать, чтобы можно было взять»


К каким рассказам В. Осеевой подходят пословицы? Докажите.

Без беды друга не узнаешь.

Вежливости открываются все двери.

Честность всего дороже.

Дружбу помни, а зло забывай .

МБОУ средняя школа №3 города Рославля

Конспект внеклассного мероприятия

«Уроки доброты»

(по произведениям В.Осеевой)

в 1-«А» классе

Учитель начальных классов:

Щербакова Анна Александровна

2012-2013уч.год


Тема: «Урок доброты» (по произведениям В.Осеевой) Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи:

    Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой». Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека. Формировать умение определять основную мысль рассказов. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение. Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; карточки для работы по группам, ноутбук, ватман, заготоки для газеты.

Ход урока.

Учитель:
В жизни по-разному можно жить –

Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,

И подарить его людям.
(С. Островой)
-О чем это стихотворение? -Что вам показалось необычным? Сегодня у нас с вами урок –урок доброты. Проведем его вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой. Урок доброты… Ребята, что вы ожидаете от урока? Ответы детей. Беседа.
-Итак, что же такое добро? О чем вы думаете, когда слышите слово-добро? Ответы детей.
-Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папы, родные близкие люди….
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто …….продолжите фразу,а я вам помогу….
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. И тд
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Давайте выясним, что такое доброта? (Ответы детей.)

А вот как об этом пишет Сергей Ожегов: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Готовясь к уроку,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
- Что посоветовала, автор письма? -А зачем нам думать, ведь мы с вами научились читать и теперь можем самостоятельно прочесть любые книги и это уже достижение для нас? Ответы детей.

Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

Увидим наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке.

- И первую заметку я помещу на нашу газету.

Произведения В.Осеевой мы читали в классе и дома, но вот о самом авторе мы ничего не знаем.

Работа по группам.

Первая группа готовила сообщение об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких рассказов»

Портрет

1группа.

Ученик 1. Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и вы, ребята, она училась в гимназии. В.А. мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

2группа.

Ученик 2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

3 группа.

2. Первый рассказ «Гришка».

3. Первая книга «Рыжий кот».

4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

5. Мы прочитали много рассказов В.Осеевой,такие как

Мы предлагаем поместить эти сведения на нашу газету.

-Учитель. Добрая, честная, смелая и по рыцарски благородная,так говорили о ней ее друзья.

Газета учащихся 1 –а класса « Уроки доброты »

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:

На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)


- Ну, раз мы уже познакомились с биографией, то переходим к рассказам.

Рассказ «Печенье» показывает первая группа и обсуждаем . Инсценировка рассказа «Печенье» Беседа нравственно-этического содержания:

Какие бы вопросы вы задали ребятам? … маме? … бабушке?

Какими вам показались Вова и Миша? Как мы называем таких людей?

Какие советы,вы, бы дали ребятам? Какие чувства испытывали вы, когда читали рассказ В.Осеевой? Инсценировка «Три товарища» ,2 группа, обсуждение.

Учитель.

Назовите героев рассказа?

Дети называют имена мальчиков.

Учитель

Кто из героев вам понравился? Почему?

Ученики.

Володя и Витя.

Учитель.

Кто не понравился? Почему?

Ученики.

Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Учитель.

Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Ученики.

Володя - положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои.

Учитель.

Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет?

Ученики.

Есть.

Работа со словарем характеристик.

Фронтальная работа.

Учитель: Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой: Заготовка: - послушный - скромный - внимательный - смелый - заботливый - добрый - гордый - внимательный - заботливый - добрый Учитель. А, что в отношениях героев осуждает автор? Ученики. Жадность и равнодушие.

3группа показывает «Хорошее»

- Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание) - А что было не очень хорошим в рассказе? (поступки мальчика) - О каких делах мечтал Юра? - А как поступал на самом деле? - Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни? - Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему? - Что бы вы посоветовали Юре?

Групповая работа.

Сядьте, пожалуйста, по группам.

1 группа- будет работать по произведению «Волшебное слово».

Карточка заготовка.

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

Прочитайте слова. Подумайте,из какого произведения эти слова?

Как звали этого героя?

Обсуждение работы в группе.

- Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться? - Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика? - Как волшебное слово меняет героев? - Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.) - Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

Задание второй группы.

Работа с пословицами «Соберите пословицу» Варианты пословиц в конвертах на листочках. - Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

    Где труд, там и радость. Добрый человек добру и учит. Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

    Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Друзья познаются в беде. Добрый человек добру и учит.
Вариант 3
    Вежливость открывает все двери.
    Нет друга – ищи, а нашел – береги. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Кто скоро помог, тот дважды помог.
3группа. Задание для 1группы –творческое. Состоит из двух частей. 1.Задание. «Мой читательский дневник». Вы проводили исследовательскую работу: читая рассказы, вы выписывали умные мысли, наиболее важные мысли, мудрые замечания писателей, произведения которых мы с вами изучали, и которые вам могут пригодиться в жизни. Задание такое,поработать с дневником « умных мыслей» ,найти пословицы, советы, которые были в рассказах В.Осеевой. 2 задание.
    Ответить на вопросы:Хотел ли я быть героем рассказов В.Осеевой? Почему? «Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

Заключительная беседа.
    Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
  1. Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).

    Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой? О каких человеческих качествах заставляют задуматься?(честность, доброта, любовь к ближнему)
  2. В чем заключается волшебная сила слов и поступков? (Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее.)

    Что вам понравилось на уроке?
Ответы детей.

Учитель: Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Итог.

Учитель. Для вас,ребята, я еще заготовила задания, которые помещу в нашу газету.

Для газеты:

Заключительная песня. «Добрым быть совсем,совсем не просто…»

Спасибо за урок доброты. Вы все успешные читатели.

Цель:

Формирование умения анализировать художественные произведения на доступном для детей уровне;

Задачи:

Способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;

Раскрыть содержание понятий: "волшебное слово", "настоящий друг", "щедрость";

Дать детям возможность оценить себя и свои поступки.

Оборудование: доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, разрезанные на части названия рассказов, презентация

Валентина Александровна ОСЕЕВА

Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их - и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Решил Павлик даже из дому убежать. Сестра Лена краски не даёт, брат не захотел его на лодке покатать. А дело-то оказалось в том, что не умел Павлик просить, не знал волшебного слова «пожалуйста», которое говорить нужно «тихим голосом, глядя прямо в глаза».

Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.

Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.



А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек - это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». Дёрнул её за косичку мальчик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.

Так что в маленьких рассказах, которые писала Валентина Александровна для того, чтобы дети «могли читать их без помощи взрослых», большой смысл.

Есть у В. Осеевой и повести о школьной дружбе - «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка». В повести «Динка» рассказывается о девочке Динке, живущей на берегу реки Волги. Повесть эта - воспоминание писательницы о своём детстве, друзьях и недругах1.

Но какими бы ни были произведения Валентины Александровны Осеевой, большими или маленькими, очень хотелось ей, чтобы дети не просто читали их, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

1 Задание.

Заголовки рассказов рассыпались. Соберите названия рассказов Осеевой. (оформляется на доске)

1. Девочка с куклой.

2. Навестила.

3. Жадная мать.

5. Кто всех глупее.

6. Печенье.

9. Волшебное слово.

10. Сыновья.

11. Три товарища.

2. Вопросы и задания

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит быть воспитанным человеком?

4. Какие «волшебные слова» вы знаете?

5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.

3 Задание.

Подберите заголовок рассказа и иллюстрацию к нему.

4 Задание.

Назовите хорошие и плохие поступки, описанные в рассказах В.Осеевой.

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

"Волшебное слово" – пожалуй, самый известный рассказ В.А. Осеевой. Как вы думаете, почему рассказ так назван, что за чудеса происходят с его героями? (Дети отвечают.) Какие еще "волшебные слова" вы знаете? (Проводится аукцион: кто больше вспомнит слов.) Как нужно их произносить? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза.)

Учитель читает учащимся рассказы В.А. Осеевой "Навестила", "Синие листья", "Хозяюшка". Далее все вместе обсуждают рассказы, отвечают на вопросы:

Как вы понимаете слова: "надо так давать, чтобы можно было взять";

что значит слово "щедрость" (бескорыстная помощь другим);

настоящий друг – какой он;

подумайте: может ли кто-то назвать вас настоящим другом?

5 Задание.

Работа по презентации.

В заключение учитель подводит итог мероприятия, жюри награждает команды победителей и просит не забывать совет В.А. Осеевой: читать и думать.