Еврейский национальный головной убор женский. Национальный костюм евреев: история, описание и интересные факты

" заявила, что в Израиле 10.000 таких женщин, как она. Это, конечно, преувеличение. Еврейских женщин, закрывающих лица в общественных местах или носящих хиджабы и их подобия, не так много. Но зато развелось немало теток, полностью скрывающих очертания своей прелестной (пли не очень) фигурочки под лошадиными попонами, которые у этих теток зовутся "шаль" или "шайле". Ношение "шали" мотивируется просто: "так одевались наши святые матери". Кого они имеют в виду? Мамаша-талибанка отвечает, что Сару, Ривку, Рахель и Лею. Мол, когда вернемся к их одежде, придет Машиах.

Никто реально не представляет себе, как одевались четыре праматери. Довод, что, мол, Ицхак одевался, как Ишмаэль, потому что оба одевались, как Авраам, в данном случае не работает. Может быть, он сработал бы, если бы речь шла только о мужчинах. "Ерушалмим" действительно еще в очень средние века пошили себе халаты из полосатой арабской ткани, и ходят так до сих пор, плюс пейсы, плюс белая "буденовка" с шишечкой. И смотрятся таки да - аутентично и красиво.

Но с арабок мы примера брать ну никак не можем, потому что их исторический костюм изменился. Большинство мусульманок в нашей стране одеты куда более сексуально, чем религиозные еврейки. Ну, сверху, как положено, хиджаб, это да. Дальше - базовая кофточка с безрукавкой на ней, это тоже по-нашему. А вот еще ниже - обтягивающие брючки, открывающие фигуру от бедра и до пят Впрочем, нам, конечно, видна более современная часть арабского населения - именно она посылает девушек в университеты и позволяет в дальнейшем работать вне дома. Но и все равно - не наше это, не наше.

Обычай покрывать женщине лицо - тоже явно не наш. В Хумаше покрытие лица упомянуто дважды. Оба раза оно связано с обманом. Лаван покрыл лицо Леи, чтобы выдать ее за Рахель, а Тамар покрыла себе лицо, чтобы выдать себя за "кдешу", т.е., блудницу. Доводы талибанок, что так ходили их бабушки в Багдаде, тоже не выдерживает. Они ходили так за пределами еврейского квартала, среди мусульман-шиитов.

Выходит, уж если возвращать этническую ашкеназскую одежду, то ориентироваться надо на наряды 18 века - и до середины 19-го. Потому что в середине 19 века царь Николай Первый просто-напросто запретил евреям их традиционную одежду, привезенную из Польши. Мужики сопротивлялись, как могли, в результате чего возникла новая этническая мода - помесь того, что было в Польше с городским платьем либо русских, либо европейских мужчин. А женщины перешли на городскую моду, приспосабливая ее, если надо, к требованиям скромности. Эта тенденция видна и до сих пор.

Когда именно марокканские еврейки перешли на современную одежду, сказать не могу. Думаю, что окончательно - только в середине 20-го века, с переездом в Израиль. Отмечу только, что знаменитое марокканское "большое платье" по структуре напоминает то, что носили еврейки Белоруссии и некоторых областей Польши в 18 веке. Только ткани в Марокко были другие, техника вышивка другая, поэтому и вид, соответственно, не такой, как в идишланде.

Посмотрите на эту картинку из собрания Яд ва-Шема. Здесь изображена традиционная одежда земли Ашкеназ 18 века, отчасти перенесенная из Германии и в Польшу с Россией. Три фигурки слева - девицы и дамы. Девицы отличаются от дамы распущенными волосами. Не думаю, что это парики - их стали носить гораздо позже. Дама (вид сзади), носит что-то вроде короткого покрывала или платка. Фигуры всех трех действительно скрыты под короткими плащами, впрочем, не покрывающими всю верхнюю половину тела, как у "талибанок" города Беит-Шемеш начала 21-го века. Плащ оставляет открытыми грудь и талию, так что виден наряд, перехваченный в поясе, то есть, вполне женственный. Платок на даме номер три - не черного цвета, как у талибанок, а белого. Обращает на себя внимание важная деталь - фартук поверх юбки. . Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками! Так сильны были суеверия в среде "наших святых матерей". Из моды в этом "немецком" наряде вышел только многослойный гофрированный воротник, который позже заменили на простой кружевной воротничок, носимый в субботу поверх темного платья. Я вижу такие воротнички в витринах магазинов современного Бней-Брака. Это - вечное.

Посмотрите теперь на наряд польской еврейки 18 века, тоже из собрания Яд ва-Шем. На верхней гравюре - миснагедский еврей с женой. На нижней картинке - хасид, почему-то без супруги. (Она дома чолнт варит). Жена миснагеда носит многослойную юбку, причем верхняя юбка, обернутая вокруг талии, сходится не полностью и открывает нижнюю юбку. Поверх юбок - белый фартук. В Польше его обычно вышивали цветами. Сверху - блузка. Поверх блузки обычно носили корсаж - что-то вроде безрукавки на пуговицах или шнуровке. К безрукавке пришивали съемные рукава, часто цветастые, из кисеи. На шее у дамы вариант шейного платка - галебанд или брустух. В данном случае он короткий, не закрывает корсаж до талии, и больше походит на воротничок. На голове у дамы, судя по всему, "теркише" - "турецкий" тюрбан. Он стянут надо лбом и украшен брошью с камнями. Иногда поверх "теркише" носили также шаль, которая спускалась на плечи и доходила до пояса. Но все равно, судя по нескольким виденным мной гравюрам, силуэт был женственный, с подчеркнутой линией талии, и талия была на месте - не ниже и не выше природной. Ничего общего с измышлениями современных поборниц супер-скромности. Фигура не изуродована, и все многочисленные детали головных уборов и одежды не только закрывают женщину, но и украшают ее.

Сохранилось описание еврейской женской одежды Могилевской губернии конца 18 века. Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук, а поверх блузки - корсаж на шнуровке. Поверх корсажа - галебанд, а поверх галебанда - нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком - шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты - бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок - тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Я также видела гравюру, где вместо подушечек на бинды были пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем, волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением. Аксессуаром, как теперь говорят. А высокий головной убор хорошо уравновешивал длинный нос и неправильности черт лица, если таковые имелись. Кроме того, он делал женщину выше, что уравновешивало толстый тухес (тоже, кстати, нахес). Короче, все очень женственно, и никакого черного цвета. Цветы на рукавах, цветы на голове, цветы на фартуке. Шейне блиме, не женщина, а клумба.

Имелся и особо праздничный головной убор - штернтихл (звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO. Справа от него - шитые жемчугом височные подушечки. Штернтихл шили из двух плотных лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями - вот это и были "звезды". Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.

Харкктерным головным убором был также чепчик - купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или - в некоторых областях - штукой под названием "харбинд" - волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.

На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь - что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.

В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав "ужасным". Дело в том, что парики в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые - богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные мочалки. Со временем их сменили "шайтл" (парики) из натуральных волос, еще позже - из синтетических нитей.

Сравним теперь одеяние ашкеназки с традиционным платьем марокканской еврейки. Именно его обычно и изображают как иллюстрацию понятия "национальный костюм евреев". Наиболее известно так называемое "большое платье", каждая часть которого имеет свое название на языке эспаньоль. Скорее всего, платье это принадлежит "чистым сефардам" и было привезено в Марокко из Испании в конце 15-го века. Большое платье состоит из корсажа, юбки с запАхом, съемных рукавов, нагрудника, широкого пояса, заменявшего корсет, иногда - также и шали. Характерная черта - край и отворот запашной юбки отделывался богатой вышивкой, образующей треугольник. Нагрудник также вышивался. Как видим, у этой одежды те же составные части, что и у польско-еврейской, за исключением того, что у марокканок нет фартука, зато есть корсетный пояс, а марокканский "галебанд" (нагрудный галстук) был другой формы и украшался богатой вышивкой. Думаю, что родина обоих костюмов - Испания. На это указывают съемные рукава, которые можно было стирать отдельно от корсажа. Такие рукава описаны в одном из рассказов Габриэля Гарсия Маркеса. Помните, там бабушка постирала внучке рукава, а они не высохли, и теперь юная дева не может отправиться в церковь. (По ходу рассказа выясняется, что бабушка сделала это нарочно, чтобы внучка не увидела своего коварного возлюбленного).

Ну и что же во всем этого общего с нарядами "мамаш-талибанок"? Только шаль. Но шали в старые времена были цветастыми, закрывали не всю верхнюю часть туалета, а в случае Марокко - еще и полупрозрачные, если верить картинке. Опять же - ни на польских гравюрах, ни на марокканских музейных фотографиях я не видела черных шалей и темно-синих платков. Все цветастое и яркое - от Варшавы и до Танжера.

А кто же в современном Израиле на самом деле возвращает старинную этническую одежду еврейских женщин? Конечно, религиозные сионистки. Платки, украшенные лентами, на которые крепятся цветы, многослойные юбки, безрукавки, шапочки, шитые бисером, фальшивым жемчугом, кружевами - все это гораздо ближе к одежде как польских, так и марокканских прабабушек. Нате, любуйтесь.

На молодой женщине берет, но мог быть и платок, на который, при желании, можно повязать ленту и приколоть цветок из ткани и кружева. Юбка на ней многослойная, верхний слой с цветами, как фартук прабабушки. И силуэт с подчеркнутой талией. Поскольку верхня часть затянута в обтягивающую базовую кофточку, грудь очень грамотно закрыта шейным платком. И современно, и традиционно.

Хомра (от греч. чпсьт -- хоровод) -- болгарский, молдавский, греческий, армянский, румынский и еврейский хороводный танец и музыкальная форма. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра. Еврейская хора схожа с молдавской и румынской, исполняется в размере 3/4 или 3/8 с акцентом на 1 и 3 доли. Это быстрый хороводный танец на 4/4, созданный в 1930-е гг. Барухом Агадати (Каушанским); иногда именуется «Хора Агадати». Для исполнения хоры танцоры собираются в круг, берутся за руки и начинают движение вправо сначала левой, потом правой ногой. На следующем шаге левую ногу ставят за правой, и снова делают шаг правой. Эти движения повторяются в быстром темпе. При большом количестве танцоров люди делают несколько кругов, один в другом. Раньше хора была популярна в основном в кибуцах и сельской местности, но потом стала часто исполняться на свадьбах и других праздниках. Хора может исполняться под традиционные израильские песни, хотя наиболее известным является исполнение под музыку «Хава нагила».

Еврейский национальный костюм

Неотъемлемой частью культуры евреев является народный костюм. Мужской еврейский костюм состоит из шерстяных черно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями, длинных халатов, кафтанов и плащей. Голова покрывается специальной шапочкой. Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках. В ашкеназском мужском костюме обязательными атрибутами была туникообразная рубаха, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрная ермолка или шляпа, отделанная мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.

Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройке подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой. Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. «баранья нога»). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Подол обычно заканчивался двумя-тремя рядами оборок. Спереди платье было прямым и доходило до носков туфель, а сзади было несколько складок, и заканчивалось оно небольшим шлейфом. Под пышной юбкой носили до пяти-шести нижних юбок и тугой корсет. Шлейф делал дамский силуэт сбоку похожим на горку, отвесную спереди и покатую сзади. Талию стягивал пояс из кожи или из той же ткани, что и платье. Модные платья такого покроя женщины старого ишува - и ашкеназки, и сефардки - носили с последних десятилетий 19-го века примерно до 1910 года, и только во втором десятилетии 20-го века в их одежду стали проникать новые веяния.

Еврейки в старом ишуве в большинстве своем были религиозны, соблюдали традиции и одевались скромно. Летом они предпочитали светлые тона и обычно носили белые платья, а зимой - темные тона: различные оттенки коричневого или синего цвета. Цвет платья зависел и от возраста, и от семейного положения. Немногие женщины отваживались носить платья красного или зеленого цвета, женщины постарше носили иногда платья в серых, бежевых или серо-голубых тонах. Черное платье означало траур. Обычно летние платья шили из хлопчатобумажных тканей - батиста и поплина, а зимние - из креп-сатена, тафты или плотного шелка.

Носили женщины и юбки с блузками. Блузки сложного покроя шились из тончайшего батиста и отделывались кружевами и вышивкой тонкой ручной работы. Их носили с темными юбками, на которые шло много ткани, так как они были плиссированными, в оборку, а на отделку шли ленты и узорные пуговицы. Обычно юбки расширялись к подолу.

Застегивались платья и блузки так, чтобы правый борт - символ мудрости - накладывался на левый - символ злого духа - и охранял скромность и целомудрие женщины: ведь правая рука - «строгая рука» (так, кстати, озаглавлена одна из книг Маймонида), а левую сторону каббалисты называют ситра ахара (другая сторона), это прибежище сатаны, где коренятся порочные желания.

Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. По субботам и праздникам белый вышитый передник был накрахмален и отутюжен, чтобы подчеркнуть опрятность его владелицы. Ботинки носили высокие, до щиколоток, доверху зашнурованные, обычно черные. Чулки были черные или цветные, ручной вязки, они держались на круглых подвязках выше колен, скрытых под длинной юбкой.

В дамское белье входили панталоны с кружевами, поверх которых надевали плотно облегавшую бедра длинную нижнюю юбку. Между нижней и верхней юбками были еще две-три шелковые или батистовые юбки белого цвета. Лиф имел форму жилетки. Корсет делался с плотно облегающими металлическими обручами, но позже их замена зашитыми в ткань пластинками из китового уса. Корсет сужал талию, увеличивал грудь и, естественно, затруднял дыхание. Нижние юбки шили прямыми спереди и расклешенными сзади, что вместе с зашитыми в них подушечками на бедрах придавало фигуре модные тогда формы: в те времена худощавые женщины считались непривлекательными, и одежда должна была исправить этот изъян. Иерусалимские старушки еще помнят пышную юбку на толстой ватной подкладке.

Нижнее белье составляло существенную часть приданого девушки, а его количество и качество отражало материальное положение ее родителей. Ночные сорочки свободного покроя из тонко батиста, непременно белого, с длинными рукавами и закрытым воротником отделывались вышивкой лентами неяркого розового или голубого цвета. Зимой женщины носили поверх платья темные накидки до щиколотки, обычно серого цвета, с узким воротником и прорезями для рук. Некоторые ходили в шерстяных пальто, сшитых местными портными по привезенным из Европы выкройкам.

Иерусалимские сефардки носили длинные черные платья и кружевные платки, покрывавшие голову, лоб и плечи. Когда женщина навещала родственников и друзей, хозяйка этот платок с нее сама снимала и держала при себе, а когда гостья собиралась уходить, хозяйка из вежливости отказывалась его вернуть, уговаривая не торопиться, выпить еще чашечку чаю. Носили сефардки и красивые теплые шали с бахромой, в ярких узорах.

О восточном влиянии на одежду того времени свидетельствуют традиционно вышитый по краям платок, которым сефардки покрывали голову и плечи, и черное платье с корсажем в форме накидки, с широким низом до пят.

В Иерусалиме такое одеяние можно было видеть только на улочках Старого города, и женщины в нем к тому же обычно закрывали черным платком лицо, чтобы никто к ним не приставал. В начале века женщины собирали длинные волосы в шиньон и, чтобы подчеркнуть женственность, стягивали его не очень туго. Такая прическа, занесенная из Европы, где ее называли «Мария Антуанетта», была особенно популярна среди молодых женщин, и ее делали на своих париках даже женщины из крайне ортодоксальной общины.

Следуя религиозным предписаниям и традиции, замужние ашкеназки обычно прикрывали волосы шляпками, которые закреплялись на голове шпильками или лентами. Шляпки были фетровые или соломенные, отделанные кружевами, лентами, искусственными цветами или плодами. А сефардки прикрывали голову разными платками: в будни - из тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани с тонкой бахромой или узорами по краям, праздничные платки отличались более яркими цветастыми узорами. До свадьбы девушки носили на голове легкий светлый платок, а в волосы вплетали цветные ленты. Молодые замужние женщины носили яркие платки, а женщины постарше предпочитали темные тона.

Поверх головного платка обычно носили своего рода жгут, сзади завязанный узлом, а спереди свободно свисавший по обе стороны лица, от него отходило нечто вроде подвесок, прикрывавших уши и доходивших до плеч. Женщины из балканских стран носили на голове большую цветастую накидку, сложенную треугольником и закрепленную шпилькой. В дождь они надевали на туфли галоши и носили зонтики. В моде у них были также вязаные шерстяные перчатки.

На благосостояние женщины указывали золотые и серебряные украшения: типичные для того времени цепочки, браслеты, броши, кольца, медальоны, нередко с драгоценными камнями. Девочкам повивальная бабка сразу после рождения протыкала ушки и пропускала через дырочки белую нитку, а вскоре ушки были украшены крошечными золотыми сережками.

Сефарды дома обычно носили белую рубаху и хлопчатобумажные штаны, на рубаху надевали небольшой таллит (еврейское молитвенное покрывало), затем жилет и кафтан с кушаком. Выходя в город, надевали длинное пальто, а на голову - феску.

Почти все мужчины носили головные уборы турецкие фески вишневого цвета с черной кисточкой, европейские фетровые шляпы, соломенные шляпы с широкими полями, иногда загнутыми с одной стороны, иногда с обеих, иногда незагнутыми. Щеголи носили соломенные канотье по французской моде и даже летом надевали перчатки. Выбор шляпы безошибочно указывал на oриентацию ее владельца: феска - на верность турецким властям, фетровая шляпа - на умерено прозападную ориентацию, соломенное канотье - на щегольство, французская каскетка на оппозиционные настроения, солнцезащитный пробковый шлем - на космополитизм. А отсутствие головного убора воспринималось как открытый бунтарский вызов. Галстуки в то время носили разные длинные, пошире или поуже («селедки», «бабочки!», «банты»), шелковые, в полоску или в клеткку. Мужские ботинки или полуботинки чаще были черными, иногда белыми, со шнурками. Щегольской костюм дополняли трость и часы на золотой цепочке в кармане жилета. Волосы мужчины старательно смазывали бриллиантином, тщательно расчесывали. Большинство отпускало усы бороды.

Первоначально евреи покрывали голову только во время молитвы и изучения Торы. Так они показывали свое уважение Всевышнему. Точное время установления этого обычая неизвестно. На сей счет существует хорошая майса (дословно это слово переводится как "история", хотя вернее было бы сказать "исторический анекдот").

Спросили у ребе: "Где в Торе написано, что нужно носить ермолку?" "Ну, это проще простого, - ответил ребе, - ведь сказано: "И пошел Авраам". Разве вы можете представить себе, что Авраам ходил с непокрытой головой?!"

Сначала постоянно ходить с покрытой головой должны были лишь коэны - жрецы Иерусалимского храма. Со временем наиболее благочестивые евреи стали покрывать голову не только во время молитвы, но почти всегда, показывая таким образом, что все их поступки направлены на служение Богу. Постепенно этот обычай получил силу закона, хотя формально не был зафиксирован в Торе. В период создания Талмуда (III-V вв. н.э.) еврейские мудрецы выработали постановление, согласно которому запрещалось проходить четыре локтя (примерно 2,4 м) с непокрытой головой. Этот обычай постепенно утвердился во всех еврейских общинах.

Но почему именно такая шапочка, а не чалма или что-то еще? Есть мнение, что стимулом для принятия в качестве головного убора именно кипы послужили пресловутые Законы Омара, созданные в VII в. н.э. одним из первых мусульманских халифов. Согласно этим законам евреи не имели права носить тюрбаны, как мусульмане, а должны были носить какие-то иные головные уборы. По другой версии, "моду" на кипу принесли на Ближний Восток тюрки. Тогда, в VIII-X вв., там жила основная часть еврейского народа. Доказательством "тюркской" гипотезы обычно считают второе название кипы - ярмолка (или ермолка, как чаще пишут). По мнению ряда экспертов, это от тюркского "ягрмурлук" ("дождевик"). Впрочем, многие верующие считают, что слово "ярмолка" - не тюркского, а еврейского происхождения. От "ярей малахи" - "боящийся царя" (естественно, речь идет о Всевышнем).

В переводе с иврита кипа буквально означает - вершина, верхушка. Название указывает на то, что кипа накрывает человека сверху, оказываясь, таким образом, наивысшей точкой в рамках микрокосма.

Всегда ли кипа указывает на религиозность еврея? Не всегда. Нерелигиозные евреи одевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Кипа часто помогает определить не только религиозность еврея, но и к какой группе населения этот человек принадлежит. Таким образом, кипа отчасти выполняет в еврейской среде роль опознавательного знака "свой - чужой". Вязаная круглая кипа произвольного цвета обычно свидетельствует о принадлежности ее обладателя к религиозным сионистам (по крайней мере, в Израиле). Этих людей так и именуют - "кипот сругот" ("вязаные кипы"). Кипот сругот - люди религиозные, но далеко не всегда соблюдающие все заповеди. Более строгое поведение свойственно тем, кто носит черную кипу. Эти люди позиционируют себя как истово верующие. Но наиболее строго соблюдают заповеди люди, называемые в Израиле "харедим". Они носят шляпу поверх кипы. Некоторые из них не снимают кипу даже во время сна.

Существуют и другие нюансы. Белые кипы носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу. Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения "Хабад" носят черную шестигранную кипу.

О многом может сказать и то, как человек носит кипу. Те, кто носит ее недавно, обычно стремятся пристроить ее поудобнее. Например, носят кипу на затылке, а не на макушке, как полагается. Если же кипа держится на заколке либо даже свисает с волос, то перед вами человек, который покрывает голову исключительно в силу служебной необходимости и немедля снимает кипу, как только эта необходимость минует.

Некоторые религиозные евреи убеждены, что в Судный день (Йом-кипур), в день памяти умерших (Йорцайт) и другие подобные дни обязательно носить только кипу темных расцветок. Есть и обратный вариант - многие верующие израильтяне предпочитают повседневно носить черную кипу, а по субботам и праздникам как раз и менять ее на белую.

В царской России все черты, так называемой еврейской оседлости, носить кипу было запрещено. Впрочем, и в самой черте оседлости за ее ношение в дальнейшем был введен крупный штраф. Во времена СССР кипу официально не запрещали, но и не очень-то, мягко говоря, поощряли. Для активистов еврейского возрождения кипа была символом их еврейства. Причем символом в буквальном смысле высоко ценимым. Один из активистов еврейского независимого движения 1970-х рассказывал мне, что за свою первую вязаную кипу, привезенную из Израиля, он отдал куртку от джинсового костюма, тогда бывшего громадной редкостью в Москве. Возникали и совсем анекдотические ситуации. Один студент-еврей пришел в шапке в медицинский институт, где учился. Лектор, заметив это, потребовал немедля снять шапку. Однако когда под шапкой оказалась кипа, профессор выбрал из двух зол меньшее, и больше никогда этого студента шапку снять не просил.

Интересно, что из быта верующих евреев кипа в какой-то момент перешла и в быт советских ученых (особенно академиков). Была ли мода связана со значительным числом евреев среди советских ученых в начале прошлого века или у нее были другие корни, теперь сказать сложно. Но если вспомнить старые советские фильмы и театральные постановки - маститый ученый там непременно в ермолке. Сразу оговоримся, что эта ермолка имела некоторые конструктивные отличия от кипы. В частности, донце там было совсем другим. Кое-где кипа и сейчас воспринимается как просто модная и стильная штучка без национальных корней.

В некоторых странах из-за роста антисемитских настроений евреи отказываются от ношения кипы. К примеру, Иосиф Ситрук, главный раввин Франции, предложил правоверным евреям носить вместо кипы бейсболку.

Ортодоксальный еврей должен ежедневно соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия». Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. Блогер Сергей Анашкевич решил разобраться, как именно одеваются религиозные евреи, и почему у них такая одежда.

Если вы думает, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

— Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
— Я не знаю, – ответил ребе, – ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, - и одевался иначе.

Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать в друг друге собрата по крови по характерному виду черной одежды.

По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства - белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».

Существует базовая одежда – галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с 4 краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис – кисти, заповеданные Торой.

Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет – синей краски, получаемой из моллюска хилозон, был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

Халаты – как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки – для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ – бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.

Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например, лацканы – заостренные или закругленные, или вместо обычных трех пуговиц – шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.

Брюки могут быть или обычные черные, или до колена – еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы – зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется “казацкие” гольфы (козак-зокн).

Одежду нечерного цвета носят, главным образом, хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней - вайсе ярмулке - белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).

Ткань кафтна - белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник - обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши – каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми – плуш. Ее еще называют флиикер-теллер – по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью - всего 10 см.

Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.

Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) – без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.

Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор – штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.

Обычно, это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы собственно и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка – «сподик».

Цена штреймла может достигать несколько тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.

Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль – украинские, а сподик – польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл - высокий штраймл из соболиного меха, колпик - нечто среднее между сподиком и штраймл.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы – в тринадцать лет.

В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написал письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их ввести запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.

В каждой девушке, независимо от любых внешних обстоятельств, живет маленькая девочка, которая обожает наряжать свою любимую куклу и одеваться сама в неимоверно красивые мамины туфли и шляпы. И эту маленькую девочку в волшебное благоговение вводят разнообразные ленточки, бусинки, кружева, бантики, блестки. Быть может, есть в этом голос веков, шуршащий шелками и парчой красавиц древности, поражающий скромной аскетичностью Средневековья, увлекающий французскими модами XVIII-XIX столетий.

Пройдя сквозь века, еврейский национальный костюм сохранил свою уникальность и самобытность, несмотря на то, что в евреи много позаимствовали из одеяний других народов. Заимствованиям этим есть причины, уходящие корнями в далекое прошлое: очень долго еврейский народ подвергался гонениям, и для того, чтобы “слиться” с местным населением, нужно было стать похожим на него.

Еврейский наряд в древности был похож на одежду представителей арабских кочевых племен. Евреи одевались очень просто и без роскоши. Позже, при первом еврейском царе – Сауле, одежда израильтян стала богаче. Этому способствовала богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах.

После убийства Саула царем стал . В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений.

В период расцвета Израиля, во время правления , модной стала баснословная восточная роскошь. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Позже междоусобные войны раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. – вавилоняне. В костюмах евреев стало очень заметным влияние ассирийских одежд, а во время “вавилонского пленения” еврейский наряд почти не отличается от вавилонской одежды. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.

Одним из основных элементов одежды знатных мужчин была нижняя шерстяная и верхняя полотняная рубашка с длинными или короткими рукавами. Обязательный элемент мужского еврейского костюма – пояс. Знатные и богатые граждане носили роскошные пояса, сделанные из шерстяной или льняной ткани и расшитые золотом, украшенные драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.

После освобождения из вавилонского плена зажиточные иудеи носили верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов была роскошной. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны ярко-красного цвета, отороченные мехом. На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти – “ ”.

Носили также широкую одежду без рукавов – нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным облачением и назывался ефодом.

В одежде еврейских женщин также были особенности. Во времена правления Давида появились прозрачные индийские и египетские, узорчатые ассирийские и пурпурные финикийские ткани. Они были очень дорогие, а потому доступны лишь богатым еврейкам, которые делали из них длинные и очень широкие, со множеством складок, одежды. Для того, чтобы создать на одежде напуск, ее стягивали кушаками и разнообразными пряжками.

До царствования Соломона даже знатные еврейки ходили в простой скромной одежде. Богатый женский костюм состоял из нескольких нижних и верхних одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась красивой каймой по подолу и рукавам. Носили ее с дорогим поясом. Поверх нее для выходов надевалась вторая одежда - роскошная, ослепительно белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава украшались драгоценными камнями и жемчугами, золотыми фигурками. Это одеяние подпоясывали металлическим поясом, на котором были украшения: золотые цепочки, драгоценные камни. Иногда вместо поясов женщины использовали широкие вышитые кушаки, к которым на золотых цепочках подвешивали небольшие, расшитые золотом мешочки. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была без рукавов или распашная с рукавами.

На голову простые евреи накидывали шерстяные платки или просто перевязывали волосы шнурком. Знать носила повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Знатные женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру. В косы вплетались нити жемчуга, кораллов, золотые пластинки.

В эпоху Средневековья, после ухода евреев в изгнание, появились темные наряды, и не из-за траура, а потому что тогда в Европе все так одевались. Интересно, что в XVI и XVII веках Ваад – общееврейский сейм Польши и Литвы – специальными постановлениями не единожды запрещал излишнюю роскошь в одеждах евреев, дабы те не выделялись среди местного населения. Запреты особенно остро касались женских нарядов, которые не должны быть кричаще богатыми. В общины даже отправляли особых посланцев – в целях недопущения дорогих платьев, особенно из материй с нитями из золота и серебра, и собольих шапок.

История национального еврейского наряда в XVIII - XIX веках – это, прежде всего, история царских запретов на ношение национальной одежды. Именно они постоянно оказывали сильнейшее влияние на внешний вид евреев. Автор книги «Из Николаевской эпохи. Евреи в России» А. Паперна пишет: «Впервые ограничение на традиционную одежду было введено в России в 1804 году. Долгое время это положение в черте оседлости практически не соблюдалось, хотя и неоднократно подтверждалось в законодательном порядке. В 1830–1850 гг. ношение национальной одежды каралось значительными штрафами». Штраф на ношение парика составлял 5 рублей, что в то время составляло значительную сумму.

Национальная одежда евреев резко выделяет их из толпы, многим кажется нелепой и старомодной. И не удивительно, потому что еврейский костюм и их манера одеваться не менялась уже более 200 лет. Вообще-то за несколько тысячелетий их костюмы пережили много изменений в крое, цвете, использовании тканей. В древности евреи одевались в светлые одежды, а тёмные наряды появились в эпоху средневековья, после их ухода в изгнание, и не из-за траура, а потому что тогда в Европе все так одевались.

Цветом от костюмов других народов их одеяния не отличались, но имели всегда особый крой и отличительные знаки, потому что часто правители стран, где селились евреи, следили тщательно, чтобы они выделялись от коренного населения. Постоянно издавались указы по поводу одежды евреев. Современный национальный еврейский костюм напоминает очень модную в позапрошлом столетии одежду франтов и представителей знати.

Самые характерные предметы гардероба евреев – ермолки, темные сюртуки, брюки, шляпы, пояса и белые рубашки. Те, кто , с удивлением наблюдают за проходящими мимо толпами одетых в одинаковые старомодные чёрно-белые костюмы евреев. Причём часто можно увидеть такое сочетание, как чёрный верх, белая середина (выступающая из-под сюртука или жилета длинная белая рубашка) и чёрный низ.

Женщины, которые следуют своим народным религиозным традициям, тоже одеваются неброско, в тёмные или светлые неяркие одежды с добавлением белого цвета (блузки и др.). Женский еврейский костюм даже для жаркой погоды шьётся из тяжёлых плотных тканей. Длина юбок до середины икр, потому что слишком короткие или длинные юбки считаются неприличными. Длина рукавов должна быть не выше локтя, а вырез не ниже ключицы (даже небольшое декольте недопустимо). Несмотря на сильную жару носят колготки или гольфы. Туфли предпочитают без каблуков. Никакой косметики и украшений. Замужние женщины носят головные уборы (чаще всего особым образом завязанные платки) или парики.

Также среди религиозных еврейских женщин многие предпочитают одеваться ярко, элегантно, использовать косметику и украшения, соблюдая при этом все правила приличия – никаких декольте, коротких рукавов и юбок. Вообще манера одеваться в дорогие красивые одежды присуща еврейкам ещё с давних времён. Даже очень богатые евреи всегда одевались скромно, а их жёны носили самые дорогие наряды. Но и евреи со скромным достатком по традиции должны были приобретать своим жёнам по возможности самую лучшую одежду.

Национальные женские костюмы для танца можно увидеть разные. Расклешённые платья с из ярких атласных тканей длиной до колен, подчёркнутые в талии поясами контрастного цвета или с тёмными жилетками, обязательно - головные уборы (платки), часто из такой же ткани как и платья. Другой вариант: пышные тёмные, яркие, однотонные или в клетку расклешённые юбки до колен, белые блузки, платки, фартуки, часто украшенные вышивкой или кружевами, обязательно с тёмными поясами. На фото смотрите сценические еврейские костюмы.

Конечно, сейчас многие жители Израиля одеваются в обычную современную одежду. Но в магазинах всегда можно купить любой национальный еврейский костюм. Одних головных уборов можно встретить более 40 видов. Самые распространённые из них – «ермолки», которые могут быть шёлковые, бархатные, вязаные, маленькие и большие, плоские и остроконечные, из четырёх, шести или восьми клиньев. Их носят самостоятельно или надевают под другие шляпы. А различных шляп разных форм и фасонов существует только основных типов -34 (!). Они свидетельствуют о статусе хозяина и его принадлежности к определённой религиозной общине.

Так шикарную шляпу «гамбург» носят евреи, занимающие высокое положение в обществе. Простые евреи носят шляпы «кнейч» с изогнутыми полями и с поперечными или продольными заломами. Шляпы «капелюш» похожи на «кнейч», но без изгибов полей и заломов тульи. Они изготавливаются из фетра. Дорогие роскошные шляпы «самет» изготавливают из темного велюра, напоминающего короткий мех. Хасиды в особо торжественных случаях носят широкие шапки «штраймл» из соболиного, лисьего меха, которые имеют цилиндрическую форму, бывают низкие и высокие. Фактически – это «ермолка», отороченная вокруг мехом. Смотрите некоторые из них на фото.

На статус еврея и его принадлежность к определённой религиозной общине указывают и другие предметы одежды. Так, например, чем шире пояс – тем выше статус еврея. Галстуки носят только литваки. Большинство других евреев испытывают «галстукофобию» из-за того, что его узел в процессе завязывания принимает форму креста. По субботам евреи меняют короткие сюртуки на длинные, которые называются фраками. Они без карманов, а сзади имеют глубокие разрезы и по две пуговицы на месте хлястиков. Вся мужская одежда застёгивается как и женская справа налево. Правый борт, символ строгости и мудрости, накладывается на символ зла и порочных желаний – левый.

Большинство евреев носят обычные брюки. Но некоторые, например, венгерские хасиды надевают с темными гольфами короткие брюки, которые завязывают ниже колен шнурками. По праздникам они надевают белые гольфы. Гурские хасиды заправляют в чёрные гольфы брюки обычной длины. Туфли у всех евреев одинаковые – чёрные, с низким подъёмом, без шнурков, с тупыми носами.

Из верхней одежды распространены также халаты, капоты, бекеши. Для будней предназначена чёрная длинная капота с застёжкой на пуговицах, перетянутая гартлом (поясом) из чёрных шёлковых нитей. Круглые лацканы капоты свидетельствуют о консервативности и приверженности хозяина к старым традициям. Острые лацканы свидетельствуют о смелых взглядах на жизнь. Чёрные атласные, расшитые чёрным узором халаты предназначены для праздничных дней. Их тоже носят с поясом. Сверху надевают чёрные бекеши – атласные плащи с двумя карманами. Ешиве-халаты из простых тканей носят в будние дни.