Природное сообщество водоем животный мир. Природные сообщества, влияние человека на них и их охрана

Название сообщества – пресный водоем.
Какие организмы составляют сообщество. Пресноводные водоемы обычно богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье обитают тростник, рогоз, камыш, стрелолист, сусак, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В поверхностном слое воды растут наяда, рдест, роголистник. Также в толще воды обитают одноклеточные водоросли.
Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.
Рыбы пресных водоемов: карась, линь, плотва, голавль, сазан, язь, густера, щука, окунь, судак, сом и многие другие виды. Земноводные и пресмыкающиеся водоемов: различные виды лягушек и их головастики, водяной и обыкновенный уж, гадюка Никольского.
С водоемами тесно связана жизнь многих птиц: здесь кормятся и гнездятся у воды утки, гуси, цапли, зимородки. В водной и околоводной среде обитают такие звери как бобр, выдра, норка, ондатра.
Экологические связи в пресном водоеме. Обитатели пресных водоемов составляют собой взаимосвязанную живую систему. Пищевые цепи начинаются с водных растений: одноклеточных водорослей, или многоклеточных высших растений. Их поедают водные беспозвоночные (моллюски, раки, личинки насекомых), растительноядные рыбы (карась, карп, плотва) и птицы (утки, гуси). Насекомых и их личинок поедают земноводные и многие виды рыб. Следующим звеном пищевых цепей являются хищные рыбы, поедающие растительноядных. Это окунь, щука, судак. На рыб охотятся пресмыкающиеся: уж и гадюка, птицы: цапли, зимородки, луни, а также млекопитающие: выдра и норка. Отмершие растения и останки животных подвергаются переработке микроорганизмами, обитающими на дне водоема и в толще воды. После этого разложившиеся питательные вещества становятся источником минеральных веществ для водных растений.
Значение природного сообщества для человека. Пресные водоемы – незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения. Пресные водоемы являются источником промысловой рыбы, которую человек издавна использует в пищу. Речка, озеро, пруд или ручеек способны необыкновенно украсить собой любой природный уголок. Созерцание воды, водные виды спорта, игры в воде – источник хорошего настороения, здоровья и удовольствия от единения с природой.
Влияние человека на сообщество. К сожалению, люди обычно негативно влияют на сообщества пресных водоемов. Загрязнение водоемов сточными водами и отходами ведет к гибели чувствительных видов растений и животных. Во время отдыха на воде многие люди бездумно рвут прекрасные цветы кувшинок и ароматных кубышек. Цветы быстро вянут и их выбрасывают. Гораздо лучше было бы сфотографировать их живыми и невредимыми на долгую и добрую память. Чрезмерный вылов рыбы подрывает рыбные богатства водоемов.
Охрана сообщества. Для того чтобы помочь обитателям водоемов нужно в конце зимы, когда запасы кислорода в воде исчерпаны, делать лунки во льду. Это поможет избежать заморов рыбы. Нельзя рвать цветы водных растений, ловить рыбу запрещенными методами, сбрасывать в воду отходы, мыть автотранспорт. В целях сохранения пресных водоемов, некоторые из них объявлены заповедными территориями.

Семейный конкурс «Живая вода» Теоретический тур.

Выполнила: Ларина Т.И

Лазовский природный заповедник имени Л.Г. Капланова

Владивосток

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В природном сообществе осуществляется и поддерживается круговорот веществ. Число видов в сообществе зависит от климатических условий и типа растительного сообщества. По своему происхождению сообщества бывают естественными или могут быть созданы человеком (искусственные). Обычно природное сообщество называют биогеоценозом. Понятие о биогеоценозе, введённое В. Н. Сукачёвым (1940), получило распространение главным образом в отечественной литературе. За рубежом, особенно в англоязычных странах, в аналогичном значении чаще используют термин «экосистема», хотя последний более многозначен и употребляется также по отношению к искусственным комплексам организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль) и к отдельным частям биогеоценоза (напр., гниющий пень в лесу со всеми населяющими его организмами). Экосистемы могут иметь произвольные границы (от капли воды до биосферы в целом), в то время как биогеоценоз всегда занимают определённую территорию. Далее в своей работе мы будем использовать оба эти понятия как равнозначные

Итак, биогеоценоз - это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. В это сообщество поступают энергия Солнца, минеральные вещества почвы и газы атмосферы, вода, а выделяются из него теплота, кислород, диоксид углерода, продукты жизнедеятельности организмов. Основные функции биогеоценоза - аккумуляция и перераспределение энергии и круговорот веществ.

Биогеоценоз - целостная саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся система. Он включает следующие обязательные компоненты: неорганические (угле род, азот, диоксид углерода, вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, углеводы, липиды и др.);

автотрофные организмы - продуценты органических веществ;

гетеротрофные организмы - потребители готовых органических веществ растительного - консументы (потребители первого порядка) и животного (потребители второго и следующих порядков) происхождения.

К гетеротрофным организмам относятся разрушители - редуценты, или деструкторы, которые разлагают остатки мертвых растений и животных, превращая их в простые минеральные соединения.

Говоря о биоценозах, рассматривают только взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности. Биоценозы характеризуются видовым разнообразием, т.е. числом видов живых организмов, образующих его;

плотностью популяций, т.е. числом особей данного вида, отнесенного к единице площади или к единице объема (для водных и почвенных организмов);

биомассой – общим количеством животного органического вещества, выраженного в единицах массы. Биомасса образуется в результате связывания солнечной энергии. Эффективность, с которой растения ассимилируют солнечную энергию, в разных биоценозах неодинакова. Суммарная продукция фотосинтеза называется первичной продукцией.

Растительная биомасса используется потребителями первого порядка - растительноядными животными - в качестве источника энергии и материала для создания биомассы; причем используется чрезвычайно избирательно, что понижает интенсивность межвидовой борьбы за существование и способствует сохранению природных ресурсов. Растительноядные животные в свою очередь служат источником энергии и материала для потребителей второго порядка - хищников и т.д.

Наибольшее количество биомассы образуется в тропиках и в умеренной зоне, очень мало - в тундре и океане.

Организмы, входящие в состав биогеоценозов, испытывают влияние неживой

природы - абиотических факторов, а также со стороны живой природы - биотических воздействий.

Биоценозы представляют собой - целостные, саморегулирующиеся биологические системы, в состав которых входят живые организмы, обитающие на одной территории.

Энергия солнечного света ассимилируется растениями, которые впоследствии используются животными в качестве пищи.

Пищевые связи.

Биогеоценозы очень сложны. В них всегда имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания, а общее число видов часто измеряется сотнями и даже тысячами. Почти всегда разные виды питаются несколькими разными объектами и сами служат пищей нескольким членам экосистемы. В результате получается сложная сеть пищевых связей.

Развитие и смена сообществ

Смена природных сообществ может проходить под влиянием биотических, абиотических факторов и человека. Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов длится сотни и тысячи лет. Главную роль в этих процессах играют растения. Примером смены сообщества под влиянием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большинство озер постепенно мелеет и уменьшается в размерах. На дне водоема со временем накапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички почвы, смываемые со склонов. Постепенно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, затем осоками. Органические остатки накапливаются еще быстрее, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых условиях. Со временем на месте озера образуется иное сообщество - болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться неприхотливые к почве кустарники и деревья, а в конечном итоге болото может смениться лесом.

Таким образом, смена сообществ происходит потому, что в результате изменения видового состава сообществ растений, животных, грибов, микроорганизмов постепенно изменяется среда обитания и создаются условия, благоприятные для обитания других видов.

Смена сообществ под влиянием деятельности человека. Если смена сообществ под влиянием жизнедеятельности самих организмов - постепенный и длительный процесс, охватывающий период в десятки, сотни и даже тысячи лет, то смена сообществ, вызванная деятельностью человека, происходит быстро, в течение нескольких лет.

Так если в водоемы попадают сточные воды, удобрения с полей, бытовые отходы, то кислород, растворенный в воде, тратится на их окисление. В результате снижается видовое разнообразие, различные водные растения (сальвиния плавающая, горец земноводный) заменяются ряской, водоросли - синезелеными, возникает "цветение воды". Ценные промысловые рыбы сменяются малоценными, исчезают моллюски, многие виды насекомых. Богатая водная экосистема превращается в экосистему загнивающего водоема.

Если воздействие человека, вызвавшее смену сообществ, прекращается, то, как правило, начинается естественный процесс самовосстановления. Ведущую роль в нём продолжают играть растения. Так, на пастбищах после прекращения выпаса появляются высокорослые травы, в лесу - типичные лесные растения, озеро очищается от засилия одноклеточных водорослей и синезеленых, в нем вновь появляются рыбы, моллюски, ракообразные.

Если же видовая и трофическая структуры упрощены настолько, что процесс самовосстановления уже не может происходить, то человек вновь вынужден вмешиваться в это природное сообщество, но теперь с благими целями: на пастбищах высевают травы, в лесу сажают новые деревья, водоемы очищают и запускают туда молодь рыб.

Сообщество способно к самовосстановлению лишь при частичных нарушениях. Поэтому влияние хозяйственной деятельности человека не должно превышать того порога, после которого не может осуществляться процессы саморегуляции.

Смена сообществ под влиянием абиотических факторов. На развитие и смену сообществ большое влияние оказывали и оказывают резкие изменения климата, колебания солнечной активности, горообразовательные процессы, извержения вулканов. Эти факторы называют абиотическими - факторами неживой природы. Они нарушают стабильность среды обитания живых организмов.

Итак рассмотрев понятие общее понятие биогеоценоза (природного сообщества) и существующие внутри них пищевые связи рассмотрим в качестве природного сообщества пресный водоем, которые в избытке существуют на территории нашего края.

Любой природный водоем, например озеро или пруд, с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. Эта природная система, как и другие биогеоценозы, обладает способностью к саморегуляции и непрерывному самовозобновлению. Растения и животные, населяющие водоем, распределяются в нем неравномерно. Каждый вид обитает в тех условиях, к которым приспособлен. Наиболее разнообразные и благоприятные для жизни условия создаются в прибрежной зоне.

Здесь вода теплее, так как прогревается солнечными лучами. Она достаточно насыщена кислородом. Обилие света, проникающего до дна, обеспечивает развитие многих высших растений. Многочисленны и мелкие водоросли. В прибрежной зоне живут и большинство животных. Одни приспособлены к жизни на водных растениях, другие активно плавают в толще воды (рыбы, хищные жуки-плавунцы и водяные клопы). Многие водятся на дне (перловицы, беззубки, личинки некоторых насекомых - ручейников, стрекоз, поденок, ряд червей и т. п.). Даже поверхностная пленка воды служит местом обитания специально приспособленных к ней видов. В тихих заводях можно видеть бегающих по поверхности воды хищных клопов-водомерок и быстро плавающих кругами жуков-вертячек. Обилие пищи, и другие благоприятные условия привлекают в прибрежную зону рыб.

В глубоких придонных участках водоема, куда слабо проникает солнечный свет, жизнь беднее и однообразнее. Фотосинте-зирующие растения здесь не могут существовать. Нижние слои воды вследствие слабого перемешивания остаются холодными. Здесь вода содержит мало кислорода.

Особые условия создаются и в толще, воды открытых участков водоема. Она заселена массой мельчайших растительных и животных организмов, которые сосредоточены в верхних, более прогреваемых и хорошо освещаемых слоях воды. Здесь развиваются различные микроскопические водоросли; водорослями и бактериями питаются многочисленные простейшие - инфузории, а также коловратки и ракообразные. Весь этот комплекс мелких взвешенных в воде организмов называют планктоном. В круговороте веществ и в жизни водоема планктону принадлежит очень важная роль.

2.Пищевые связи и устойчивость биогеоценоза пруда.

Рассмотрим, за счет чего существует и как поддерживается система обитателей водоема. Цепи питания состоят из нескольких последовательных звеньев. Например, растительными остатками и развивающимися на них бактериями питаются простейшие, которых поедают мелкие рачки. Рачки, в свою очередь, служат пищей рыбам, а последних могут поедать хищные рыбы. Почти все виды питаются не одним типом пищи, а используют разные пищевые объекты. Пищевые цепи сложно переплетены. Отсюда следует важный общий вывод: если какой-нибудь член биогеоценоза выпадает, то система не нарушается, так как используются другие источники пищи. Чем больше видовое разнообразие, тем система устойчивее.

Список литературы

Вопросы географии Приамурья: Нижнее Приамурье, Природа. - Хабаровск, 1970.

Изменение природной среды Амурско-Комсомольского ТПК под влиянием хозяйственной деятельности. - Владивосток, 2004.

Использование и охрана природных ресурсов в Хабаровском крае. - Владивосток, 2004.

Охрана окружающей среды и рациональное природопользование: Амурско-Комсомольский ТПК. - Владивосток, 2006.

Природопользование Российского Дальнего Востока и Северо-восточная Азия. - Хабаровск, 2007.

Ресурсно-экологические исследования в Приамурье. - Владивосток, 2003.

Сохина Н.Н., Шлотгауер С.Д., Селедец В.П. Охраняемые природные территории Дальнего Востока. - Владивосток, 2005.

Эколого-экономические аспекты освоения новых районов. - Владивосток, 2000.

Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».

Жуков А. И., Монгайт И. Л., Родзиллер И. Д. Методы очистки производственных сточных вод М.: Стройиздат.

Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / Под ред. И.К. Гавич. - М.: Агропромиздат, 1985.

«Экология, здоровье и природопользование в России» / Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995

Ващенко М.А., Жадан П.М. Влияние загрязнения морской среды на воспроизводство

морских донных беспозвоночных//Биол. моря. 1995. Т. 21, № 6. С. 369-377.

Огородникова А.А., Вейдеман Е.Л., Силина Э.И., Нигматулина Л.В. Воздействие

береговых источников загрязнения на биоресурсы залива Петра Великого

(Японское море)//Экология нектона и планктона дальневосточных морей и

динамика климато-океанологических условий: Изд. ТИНРО. 1997. Т. 122. С. 430-

Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 г. Экологическая программа. Часть 2. Владивосток: Дальнаука. 1992. 276с.

Экологическая безопасность: отечественный и зарубежный опыт в деятельности парламентов и регионов (к «правительственному часу» 256 заседания Совета Федерации) Серия: Развитие России - №17(384), 2009

Экологические риски российско-китайского трансграничного сотрудничества: от «коричневых» планов к «зеленой» стратегии. Исследование Программы по экологизации рынков и инвестиций WWF/ Под ред. Евгения Симонова, Евгения Шварца и Лады Прогуновой.

Москва-Владивосток-Харбин: WWF, 2010

Куда течет Амур?. Под редакцией к.г.н. С. А. Подольского. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF) – Россия, 2006 – 72 с.

В.В. Богатов Комбинированная концепция функционирования речных экосистем// Вестник ДВО РАН 1995 №3 ст. 51-61

Примечание.

При составлении списка литературы хочется отметить, что он не содержит ссылок на ресурсы интернета Этим мы не претендуем на то, что его возможности нами не использовались и что работа написана нами исключительно на обработке печатного материала. Нет, просто большинство указанных в списке литературы статей, а также книг были действительно найдены нами в интернете и при написании этой работы мы пользовались просто их электронными,(зачастую отсканированными, копиями), которые имели все реквизиты печатного издания. Наиболее активно в данном плане нами использовался сайт Всемирного фонда дикой природы – WWW.WWF.RU.

Название природного сообщества – лес.
Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые (боры) и еловые (ельники), березовые леса, дубравы где растут в основном дубы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, шиповник, жимолость, бузина. Также в лесу есть травянистые растения - ландыш, медуница, тысячелистник, земляника, а также различные виды мхов и лишайников.
В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ежи, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые - мухи, комары, стрекозы, бабочки, жук-короед, жук-олень. В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, червей, насекомых.
Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, зайцев, мышей, для птиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.
Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник дичи, древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.
Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает.
Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.
Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.
Конечно, производится и восстановление лесов, однако это долговременное занятие. потому что для того, чтобы вырастить дерево, нужно много времени.
Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья без необходимости.

Подробное решение часть 1 Жизнь в пресных водах по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

  • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти

1. Опишите водоем по фотографии.

Ответ. В этом водоеме вода практически стоячая. Ее поверхность покрывают кувшинки и кубышки. Можно увидеть листья камыша. На растениях расположились прудовики и планарии. В воде имеются личинки комаров и стрекоз.

2. Рассмотрите в гербарии растения пресного водоема. Определите их с помощью атласа-определителя.

Ответ. Растения – рогоз, камыш, тростник, стрелолист

3. По рисунку на с. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

Ответ. Животные – утка, бобр, клоп-водомерка, жук-плавунец, карась, двустворчатые моллюски, речной рак, цапля, лягушка, щука, катушка, прудовик.

С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Ответ. Обитатели пресных водоемов составляют собой взаимосвязанную живую систему. Пищевые цепи начинаются с водных растений: одноклеточных водорослей, или многоклеточных высших растений. Их поедают водные беспозвоночные (моллюски, раки, личинки насекомых), растительноядные рыбы (карась, карп, плотва) и птицы (утки, гуси). Насекомых и их личинок поедают земноводные и многие виды рыб. Следующим звеном пищевых цепей являются хищные рыбы, поедающие растительноядных. Это окунь, щука, судак. На рыб охотятся пресмыкающиеся: уж и гадюка, птицы: цапли, зимородки, луни, а также млекопитающие: выдра и норка. Отмершие растения и останки животных подвергаются переработке микроорганизмами, обитающими на дне водоема и в толще воды. После этого разложившиеся питательные вещества становятся источником минеральных веществ для водных растений.

По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.

Ответ. Пресноводным сообществом можно назвать любой водоем с пресной водой (река, пруд, озеро или другой водоем). Растения, характерные для пресноводного сообщества: водоросли, камыш, осока, водяные лилии, водокрас, аир.

Животные, характерные для пресноводного сообщества: моллюски, различные виды рыб (лещ, карась, плотва, щука, окунь, сом), черепахи, ракообразные водяные крысы, нутрии, ондатры, бобры, на берегах и в прибрежных зарослях гнездится много видов птиц.

Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.

Пример цепи питания пресноводного сообщества:

Водоросли → мелкая рыба (например, плотва)→ хищная рыба (например, щука).

Водоросли → дафнии → рыба (карась, плотва) → хищная птица (цапля).

В пресноводном сообществе сформировались тесные экологические связи. Водоросли и другие растения, а также одноклеточные организмы служат кормом для мелкой рыбы. Мелкой рыбой питается хищная рыба. Рыбы и ракообразные служат кормом для хищной рыбы и хищных птиц. Когда отмирают растения и животные, их останки перерабатывают микроорганизмы.

По приведенному на с.165 плану дай характеристику природного сообщества водоема вашего края.

Ответ. Название сообщества – пресный водоем.

Какие организмы составляют сообщество. Пресноводные водоемы обычно богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье обитают тростник, рогоз, камыш, стрелолист, сусак, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В поверхностном слое воды растут наяда, рдест, роголистник. Также в толще воды обитают одноклеточные водоросли.

Экологические связи в пресном водоеме. Обитатели пресных водоемов составляют собой взаимосвязанную живую систему. Пищевые цепи начинаются с водных растений: одноклеточных водорослей, или многоклеточных высших растений. Их поедают водные беспозвоночные (моллюски, раки, личинки насекомых), растительноядные рыбы (карась, карп, плотва) и птицы (утки, гуси). Насекомых и их личинок поедают земноводные и многие виды рыб. Следующим звеном пищевых цепей являются хищные рыбы, поедающие растительноядных. Это окунь, щука, судак. На рыб охотятся пресмыкающиеся: уж и гадюка, птицы: цапли, зимородки, луни, а также млекопитающие: выдра и норка. Отмершие растения и останки животных подвергаются переработке микроорганизмами, обитающими на дне водоема и в толще воды. После этого разложившиеся питательные вещества становятся источником минеральных веществ для водных растений.

Значение природного сообщества для человека. Пресные водоемы – незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения. Пресные водоемы являются источником промысловой рыбы, которую человек издавна использует в пищу. Речка, озеро, пруд или ручеек способны необыкновенно украсить собой любой природный уголок. Созерцание воды, водные виды спорта, игры в воде – источник хорошего настороения, здоровья и удовольствия от единения с природой.

Влияние человека на сообщество. К сожалению, люди обычно негативно влияют на сообщества пресных водоемов. Загрязнение водоемов сточными водами и отходами ведет к гибели чувствительных видов растений и животных. Во время отдыха на воде многие люди бездумно рвут прекрасные цветы кувшинок и ароматных кубышек. Цветы быстро вянут и их выбрасывают. Гораздо лучше было бы сфотографировать их живыми и невредимыми на долгую и добрую память. Чрезмерный вылов рыбы подрывает рыбные богатства водоемов.

Охрана сообщества. Для того чтобы помочь обитателям водоемов нужно в конце зимы, когда запасы кислорода в воде исчерпаны, делать лунки во льду. Это поможет избежать заморов рыбы. Нельзя рвать цветы водных растений, ловить рыбу запрещенными методами, сбрасывать в воду отходы, мыть автотранспорт. В целях сохранения пресных водоемов, некоторые из них объявлены заповедными территориями.

С. 184. Обсудим

1. Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

Ответ. Клоп-водомерка, жук-плавунец, речной рак, прудовик, водяная крыса.

2. Rак приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные.

Ответ. У водомерок ноги снизу пропитаны жиром, поэтому они не тону. У ряски нет корней, она плавает по поверхности воды. У цапли длинные ноги и длинный клюв, чтобы было легче охотиться на мелководье.

3. Если исчезнуть лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель?

Ответ. При исчезновении лягушек нарушатся все экологические взаимосвязи. Лягушки могут исчезнуть из-за загрязнения воды. Тогда станет больше комаров, но меньше цапель (так как цапли питаются лягушками). Кроме того, пострадают не менее еще десятка животных.

Проверь себя

1. Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

Ответ. Пресноводные водоемы обычно богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье обитают тростник, рогоз, камыш, стрелолист, сусак, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В поверхностном слое воды растут наяда, рдест, роголистник. Также в толще воды обитают одноклеточные водоросли.

Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.

Рыбы пресных водоемов: карась, линь, плотва, голавль, сазан, язь, густера, щука, окунь, судак, сом и многие другие виды. Земноводные и пресмыкающиеся водоемов: различные виды лягушек и их головастики, водяной и обыкновенный уж, гадюка Никольского.

С водоемами тесно связана жизнь многих птиц: здесь кормятся и гнездятся у воды утки, гуси, цапли, зимородки. В водной и околоводной среде обитают такие звери как бобр, выдра, норка, ондатра.

2. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?

Ответ. В особой охране нуждаются - кувшинки, кубышки, цапли, бобёр, речные раки, двухстворчатые моллюски.

3. В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Ответ. Школьники могут помогать взрослым зимой просверливать лунки зимой, чтобы обеспечивать рыбу кислородом, убирать мусор с берега, участвовать в работе организации «Голубой патруль».

Задания для домашней работы

1. В теплое время года проведите наблюдения у реки, озера или пруда.

Ответ. Наблюдения за стрекозой. Насекомое стрекоза – животное, являющееся одним из рекордсменов по скорости перемещения: хотя средняя скорость ее полета обыкновенно составляет от 5 до 10 км/час, некоторые разновидности способны развивать скорость до ста км/час во время перелетов на большие расстояния.

Так что несмотря на образ праздно шатающейся попрыгуньи стрекозы, созданный в одной известной басне, насекомое это весьма подвижно и ведет активный образ жизни.

Стрекозы обладают тремя парами ног, которые покрыты слоем защитной щетины. Во время полета конечности насекомого складываются в виде «корзины» для того, чтобы молниеносно схватить добычу в случае ее обнаружения. Крылья имеют темные пятна, выполняющие функцию защиты от вибрации.

Обитают стрекозы преимущественно среди лугов, полей и на опушках лесов. Обязательным условием должно быть наличие водоема неподалеку.

Стрекозы ведут одиночный образ жизни, предпочитая охотиться самостоятельно. Благодаря своему специфическому строению крыльев, стрекоза может как зависать в воздухе, совершая мгновенную остановку, так и проделывать перелеты на огромные расстояния, преодолевая по нескольку сотен километров без отдыха.

Во время посадки стрекоза не складывает свои крылья, подобно множеству прочих насекомых, а оставляет их всегда в расправленном состоянии.

Основной пик активности приходится на светлое время суток, в течение которого стрекозы совершают перелеты в поисках добычи.

В жаркие часы их можно наблюдать в огромном количестве вдоль берегов водоемов и над лесными опушками.

Полет стрекозы отличается бесшумностью, благодаря которой стрекоза может незаметно приближаться к добыче.

Они умеют выписывать замысловатые виражи в воздухе, делать сальто и даже летать задом наперед. Благодаря такой способности стрекозы могут с легкостью уйти от преследующих их хищников.

2. В книге «Зеленые страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведите примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Ответ. Тема сообщения: Бобры

План сообщения:

1. Описание внешнего вида бобра.

2. Питание бобров.

3. Среда обитания бобров.

4. Жилища-бобров.

Важная информация для сообщения: Вес - до 30 кг. Длина тела - до 1 метра. Ценный непромокаемый мех. Особенный хвост, предназначенный для руления в воде. Умеет строить плавучие дома - хатки и плотины.

Бобер - это крупный грызун, живущий вдоль берегов рек. Он известен как хороший пловец и создатель плотин.

Взрослый бобер может весить до 30 килограммов, а длина его тела может быть около метра. Тело бобра покрывает ценный мех, который не намокает в воде. На хвосте меха нет, вместо него - чешуйки. Хвост с чешуйками помогает бобру «рулить» в воде.

Живут бобры неподалеку от водоемов. Они питаются растениями, а также любят кору разных деревьев.

Живут бобры либо в норах, либо в плавучих домах – хатках. Чтобы жилище не затопило во время паводка, бобры строят из веток плотину.

3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков», «Зачем в реке нужны ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Ответ. 1. Раки - санитары водоёмов. Именно раки очищают воду, поедая всевозможные остатки на дне. Например, пришло время какой-либо рыбе умереть, и её, мёртвую, поедают раки.

2. Ребята ловят раков весной в небольшой речке и достают их из нор руками; раков вылавливают много, число выловленных измеряется десятками на одного человека; ребята всегда берут и самок с икрой. Это категорически запрещено! Таким образом эти ребята сокращают популяцию (размножение) раков и их численность.

3. Ракушки – обязательная часть водоема. Они являются фильтрами для воды, пропуская воду через себя, способствуют ее очищению. Поэтому, уничтожая ракушек, мы уничтожаем природные фильтры.

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?

Ответ. Сельское хозяйство делится на отрасли:

полеводство - это выращивание полевых культур (пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник)

овощеводство (огурцы, помидоры);

плодоводство (яблони, груши, земляника, вишня, слива);

цветоводство (хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы).

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

"Водоем - природное сообщество"

Цель урока: знакомство с многообразием животного и растительного мира водоемов и их защитой.
Задачи урока:
1) Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии растительного и животного мира водоемов, с весенними изменениями в их жизни.
2) Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса.
3) Воспитательные: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным растениям и животным водоемов, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.
1. Вводная беседа. Постановка учебной проблемы.

Окунь - хищник с уникальным цветом тела - самые интенсивные цвета этой рыбы представлены в тусклом свете танка. Мое сердце колотилось, когда мой отец положил одного из них на крючок в надежде поймать маленького окуня или щуку. Живет плавание в металлической сажей, и некоторые из них, к сожалению, быстро отрезали. Мои родители научили меня заботиться о вещах, но, кроме того, что они ловили их, это стало моим любимым занятием в течение промыслового сезона.

Лин - спокойный и общительный вид, но также устойчивый к болезням и дефициту кислорода в воде. На это повлияло чтение книги Леха Вильцека под названием «Красота рыбы», в которой автор описал свои ихологические приключения. с национальными видами. Так началось мое увлечение аквариумами с холодной водой.

На уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков природы. Жизнь природы изменчива, она полна и собственного смысла. Например, у весны есть три долга. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и согреть, для этого апрель живую воду даёт. Третий долг - тёплую землю в зелень убрать, май землю наряжает, лето в гости ожидает.
- Какие изменения в неживой природе произошли с приходом весны?
- Почему говорят, что «весной проснулись реки и леса»? (Имеют в виду не только весенний шум вскрывающихся рек, всю зиму неслышных подо льдом, и не только ставшие шумными от шелеста распустившейся листвы и от гомона прилетевших птиц, но и то, что просыпаются от зимней спячки обитатели водоемов и лесов)
- Весна в воде - когда не только не хочется купаться, а даже подумать страшно о том, чтобы лезть в воду. Стоит только опустить палец в воду, так сразу он стынуть начинает. Как вы думаете, пробуждается ли жизнь в водоёмах с приходом весны, или она начинается только летом?
- Чтобы достоверно ответить на этот вопрос и подтвердить или опровергнуть наши предположения, совершим путешествие на водоём.
2. Самостоятельная работа по группам.

После акклиматизации ветер становится довольно активным и охотно плавает вокруг танка. И как сложилась ситуация с видами, защищенными сегодня? Прежде всего, есть виды, которые постоянно находятся под строгой защитой, и те, которые находятся под частичной защитой. Получение разрешения на их улов и хранение их дома - трудное дело, даже сложное для человека, который не сотрудничает с каким-то научным учреждением, формирующим мнение, таким как высшая школа, институт.

1 группа «Ботаники».

А) Вспомните правила поведения в природе.
Б) Как надо поступить, если увидишь красиво цветущее растение?
В) Надо ли рассматривать неприметные растения?
Г) Подумайте, на какие группы можно разделить растения водоёма, если принять во внимание их приближенность к воде. Расскажите о таких растениях.
2 группа «Зоологи».
Вопросы для самостоятельной работы:
А) Отгадайте загадки:
- С крыльями, а не летает?
- Кто дважды родится, один раз умирает?
- Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Б) Можно ли этих животных назвать обитателями водоёма? Ответ обоснуйте.
В) Расскажите о животных водоёма.
3 группа «Энтомологи».

А) Вспомните правила наблюдения за насекомыми.
Б) Сделайте предположение: какие насекомые могут встретиться во время путешествия? Где их искать - на берегу или в воде?
В) Расскажите о насекомых водоёма.
4 группа «Экологи».
Вопросы для самостоятельной работы.
А) Можно ли назвать водоём природным сообществом?
Б) Докажите, что любое животное нельзя лишать тех условий, в которых оно живёт.
В) Какие нарушения природного равновесия могут произойти на водоёме по вине человека?
3. Работа по теме урока. Отчёт групп о проделанной работе.

Гном Сумик - чужеродный инвазивный вид, который в домашнем аквариуме превосходный, потому что он предпочитает более теплую воду. Многие из них являются чужеродными инвазивными видами, поэтому не будем забывать, что в результате нашей деятельности мы никогда не попадаем в местную среду обитания, где они еще не были найдены.

Возможные потери в них тогда очень трудны или невозможны для ремонта 🙁. Кронштейн - это вид, требующий активной защиты. В Польше было выявлено до 160 видов. Это всеядные рыбы, стада, пугливые и скрытные. Этот вид относительно устойчив к низкому содержанию кислорода в воде и высоким колебаниям его реакции. Он живет до 6 лет. Тело баса оранжевое, красное, желтое и синее, а также рисунок сельдерея на голове и жабрах.

Можно ли утверждать, что растительность водоёма скудная?
Ботаники дают ответы на вопросы.
- Растительный мир водоёмов разнообразен. Одни растения целиком находятся под водой, другие погружены только своей нижней частью, третьи плавают на поверхности, а четвёртые - растут по берегам водоёма, где почва очень сырая. Таким образом, растения водоёма можно разделить на 4 группы:
. Прибрежные растения ;
. Плавающие на поверхности;
. Частично погруженные в воду;
. Целиком находящиеся под водой.
- К прибрежным растениям можно отнести иву.
Недаром эта модница
Склонилась над водой, всё время в воду смотрится -
Любуется собой.

- Латинское название рода ива означает «близко вода», так как большинство из них растут по берегам рек, прудов. Ранней весной цветёт жёлтыми пуховками. Ива - очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол, воткнуть в землю - сама примется, пустит корни, начнёт расти и ветвиться. В ивовых кустах обычно живут и поют соловьи. Корни разросшихся ив защищают от размыва вешней водою берега водоёмов. Особый вид ивы называют вербой. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.
- А теперь о растениях, частично погруженных в воду. Нижняя часть этих растений погружена в воду, а верхняя возвышается над водой. К таким растениям можно отнести: частуху подорожную, стрелолист, камыш, хвощ, рогоз, тростник. Для этих растений характерно явление разнолистности, то есть им свойственен разный внешний вид подводных и надводных листьев.
Например, камыш озёрный часто образует заросли неподалёку от берега. Стебли камыша рыхлые, пористые. Латинское название камыша означает «плести», «вязать». Он успешно применяется для плетения сумок и циновок.

Его другие польские названия включают: подсолнечник и подсолнечник. В Северной Америке бас является одним из наиболее часто встречающихся видов рыб. Хорошо освещенный солнцем пруд лучше всего подходит для принятия солнечных ванн. Тело баса овальное, латерально сплюснутое; в то время как рот маленький, а спинной плавник двухсекционный - первый, как анальный плавник, имеет острые лучи. Цвет тела оливково-серебристый с яркими, блестящими, оранжевыми, красными, желтыми и синими пятнами и гелеобразными узорами на голове и жабрах.

Есть два пятна, видимые в кишечнике, как у жабер: больше черного и менее красного. Бас несет ежедневный и хищный образ жизни. В польских водах бас является нежелательным чужеродным видом, но, к счастью, термофильным, что фактически ограничивает его естественное распространение. В нижней части Одры и ее притоков мало. Он ведет ежедневный и хищный образ жизни. Ешьте любые водные беспозвоночные и мелкую рыбу.

Поговорим о растениях, плавающих на поверхности воды. Подумайте, почему ряска занесена в Книгу рекордов Гиннеса. (Это самое маленькое цветковое растение в мире). Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту и обильно выделяет кислород. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда.
- Как вы думаете, почему там, где ряски много, снижается количество рыбы? Оказывается, корни ряски не доходят до дна, а разрастаются прямо в воде. Из-за обилия ряски ухудшаются условия для развития планктона, кормовая база рыб снижается. Кроме этого, заросли таких растений как рогоз, стрелолист затрудняют прогревание воды, резко снижают количество кислорода и тогда водоём начинает закисать, заболачиваться.
- Украшением наших водоёмов является белая кувшинка и жёлтая кубышка. Подземные части этих растений находятся на дне, ярко-зелёные листья плавают на поверхности воды. В листьях кувшинки есть много воздушных ходов. Есть воздух и в цветоножках, поэтому цветки держатся вертикально и не уходят под воду. Цветки белой кувшинки могут предсказать время. В ясную погоду около 7-8 часов утра лилии раскрывают свои цветки, к 17-18 часам закрываются.
- Перед нами четыре пруда. Но какие они разные! Каждый таит в себе нечто свое. Один пруд покрыт плавающим рдестом, другой - белыми кувшинками, третий - телорезом, с жесткими и острозубчатыми листьями, а четвертый - белыми водяными лютиками. До чего соблазнительно взять и дополнить флору каждого пруда растительностью соседних водоемов! Почему же по законам природы так делать нельзя? (Видовой состав растений в пруду зависит от содержания в воде солей, извести, условий освещенности, глубины водоема)
Зоологи дают ответы на вопросы.
- Богат животный мир водоёмов. Например, лягушка. Из семейства бесхвостых земноводных в России встречается 11 видов: озёрная, травяная, прудовая и т.д. Самая крупная из них - озёрная (до 17 см длиной). Они питаются насекомыми, моллюсками, мальками.
Кроме этого, в озёрах можно увидеть многообразие рыб: карась, краснопёрка, линь, карп, сазан и другие.
- Послушайте о карпе. Золотой карп - большая всеядная рыба жёлто-зеленого и коричневого цвета, имеет по два уса с каждой стороны верхней челюсти. Держится карп стайками. Карп относится к теплолюбивым рыбам и кормится при температуре воды не ниже 14 °C. Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей. Его рацион разнообразят моллюски, рачки, черви, личинки насекомых. Карп питается почти без перерыва, т.к. относится к безжелудочным рыбам. Его называют «всеядным водяным», и приравнивают к свинье по неприхотливости в выборе пищи, быстрому росту и ожирению.
Карп может жить до 50 лет, или больше. Вес среднего карпа - около 9 кг, но он может достигать и 35 кг.
Энтомологи дают ответы на вопросы.
- На прибрежных растениях можно увидеть множество насекомых. Например, стрекоза. Несмотря на то, что стрекоза обитает в воздухе, яйца она откладывает на подводные растения. В воде из яйца вылупляется личинка, которая растёт два года и при этом несколько раз линяет, меняя свой ставший для неё маленький покров. Она очень прожорлива. Питается маленькими рачками и другой живностью. Личинка стрекозы называется нимфа. На третье лето нимфа становится очень большой, что может поедать головастиков и мальков. Во взрослую стрекозу нимфа превращается, выползая по стеблю водного растения на поверхность воды. Спинка нимфы трескается, и из трещины появляются крылья, а затем и вся взрослая стрекоза . Она отползает от шкурки, сидит некоторое время неподвижно, крылышки её высыхают, и затем, взмахнув ими, стрекоза отправляется в свой первый полёт.
- Какое насекомое самое прожорливое? Стрекоза-коромысло за 2 часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Будь она с величиной со льва, наверное, съела бы целую корову.
Озеро и пруд, наверное, потеряли бы половину своей прелести, если бы по нему не скользили в разные стороны водомерки. А почему водомерки не тонут? Тонкая водная плёнка для этих существ - почти твёрдая поверхность. Она только слегка прогибается под ножками бегающих водомерок. Ноги водомерки широко расставлены по поверхности, передняя пара вытянута вперёд, средние ноги сильно раздвинуты в стороны и служат как бы вёслами, а задние заменяют руль.
- Подумайте! Очень часто в тёплый день, приблизившись к водоёму, можно заметить, что одни участки пруда красноватого цвета, другие - беловатого. Что же так «раскрашивает» пруд? Скопление мельчайших рачков дафний раскрашивает пруд в красный цвет, скопление циклопов - в белый.
- Почему, оберегая растения водоёма, мы тем самым помогаем животным?
Ответы дают экологи.
- Между растениями и животными водоёмов существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей для некоторых животных и убежищем для них. Нельзя рвать растения. Люди недолго могут любоваться красотой водных растений , потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают.
- Чтобы не уменьшилось количество рыбы в водоёмах, её разрешается ловить удочками и только в определённое время. Иногда по разным причинам мальки оказываются на пересыхающих участках водоёма. Они могут погибнуть, но на помощь приходят люди. Они переносят мальков в ту часть водоёма, где достаточно воды.
- Всем известна пора сенокоса. Иногда люди выкашивают и «подводные леса» водоёмов. Для чего проводится такой «сенокос»? Оказывается, слишком густые подводные «леса» мешают прогреву придонных слоёв, и здесь всегда холодно, вода бедна кислородом. Рыбе трудно поймать добычу в густых зарослях. Поэтому необходимо численность подводных растений сокращать.
Мелкие водоёмы нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое и жизнь в водоёмах прекращается. Люди должны всегда об этом помнить.
4. Экологическая сказка.

Солнечная рыба - прекрасная рыба, которая также интересна поклонникам аквариумов с холодной водой. Рыбаки и сомнительные качественные рыбные чулки являются основными причинами перехода солнца в европейские воды. В благоприятных условиях окружающей среды виды могут хорошо адаптироваться и даже со временем воспроизводить.

Аэрация воды в глазу увеличивает шансы успешной зимовки на басе. Удержание баса в пруду является наиболее возможным, особенно в теплое время года. Когда дело доходит до зимовки, это обычно идет хорошо. Однако глубина сетки составляет не менее 1, 3 м и постоянную аэрацию воды в течение зимы. Рыбный промысел может зимовать в резервуаре в помещении с положительной температурой воздуха.

Послушайте начало сказки и подумайте, что могло бы произойти дальше.
«Жил-был Пруд. Он очень обрадовался, когда однажды стал разноцветным, как радуга. А случилось это так. Завод, находящийся неподалеку, подарил Пруду немного красной воды; люди вылили в него остатки бензина - поплыли по воде цветные пятна; женщина, живущая на берегу постирала в Пруду белье и вода окрасилась в белый цвет . Весело было Пруду, но вдруг…»
Придумайте конец этой сказке.
5. Рефлексия.

Пруд с поверхностью, плотно покрытой плавающими растениями, непригоден для басовой рыбалки, поскольку он не позволяет проникать глубоко в воду. Басси хотел бы охотиться за мальков - все карасы и другие рыбы будут платить за рыбу. Они требуют регулярного кормления живой пищи. Они предпочитают хорошо освещенную солнцем теплую воду. Им нравится прятаться среди погруженных ветвей, ветвей и т.д. к сожалению, они настолько плохо видны и в основном довольно пугливы. Редко воспроизводят и в них. Чем меньше чулок, тем больше вероятность успешного размножения и жарки.

«Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее за то, что она прекрасна». Жан Дорст. Я предлагаю вам написать экологический синквейн. Для написания стихотворения вы используете следующие строчки:
Охрана водоема.
Добросовестная, всенародная.
Защищать, беречь, восстанавливать.
Охранять растения и животных - значит охранять Родину.
Продолжение жизни.

6. Итог урока.

Однако в климатических условиях Польши это происходит спорадически. Сумикские карлики на своей родине растут до 50 см в длину и достигают веса более 2 кг. Гном Сумик принадлежит к суматранской семье и обычно упоминается как «бык» или «колуша», а по-английски: «Браун Буллхед». При благоприятных условиях она вырастает до 50 см в длину и достигает веса более 2 кг. В европейских водах карлик насчитывает 5-7 лет.

Первые лучи плавников и спинных плавников превращаются в острые шипы с венозными железами. Тело сумата удлинено, покрыто слизью, продолговатой кожей. Голова широкая и сплющенная, с четырьмя парами усов в морде и плавником на конце спины. Убивание их вызывает сильную боль и аллергическую реакцию у людей, поэтому будьте осторожны при общении с рыбой. Карлик Сумик - очень устойчивый вид.

Путешествие на уроке подошло к концу. Но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, квакает лягушка, тихо шепчут листья ивы. Слушайте и смотрите.
Ты - Человек,
Ты - царь Природы.
Поскольку все в ней сущее
Тебе подвластно.
Живи, сверяя каждый шаг с Природою,
И будет все прекрасно!

7. Домашнее задание.

Мужчины зрелые половозрелые ранее - примерно в два года. Перед нерестом молочный коктейль очищает место, выбранное на гнезде. Икржица состоит из нескольких-нескольких тысяч яиц, укладывая их в небольшие курганы. При уходе за телкой мужчина проявляет большую причастность - он сильно набухает с плавниками, защищает от злоумышленников, удаляет плесневые зерна и т.д. личинки вылупляются через 5-8 дней. После наполнения содержимого пакетов желтка люк покинет гнездо примерно через неделю. Сгруппированные в своеобразные косяки тщательно охраняются и «заклиниваются» в основном самцом.

1. Подготовить сообщение об обитателях водоемов.
2. Придумать продолжение сказки, услышанной на уроке.

3. Нарисовать запрещающие знаки.

Тема: «Водоем – природное сообщество» 1. Как ты представляешь себе водоем? Какие виды водоемов ты знаешь? 2. Назови животных водоемов. 3. Подпиши названия этих растений. Что объединяет эти растения? 4. Выбери животных, обитающих только в мелких водоемах. 1) бабочка-капустница; 2) лягушка; 3) комар; 4) муха; 5) акула; 6) линь; 7) окунь; 8) щука; 9) тритон; 10) карась; 11) стрекоза; 12) плавунец; 13) улитка катушка; 14)бегемот; 15) крокодил. 5. Как животные приспособились к жизни в реке?

Через несколько недель его уход прекращается, и мальки тают. Сначала форма тела и движения напоминают лягушек головастиков. Молодые люди с длиной тела 3-6 см лучше всего подходят для холодного хранения. Этот вид считается вредителем и не подлежит какой-либо правовой защите. Большие люди часто слишком агрессивны, плохо адаптированы и требуют больших танков. В дикой природе эту рыбу можно поймать с помощью красной приманки в качестве приманки, редко ловит «быков» на крючке. В аквариуме этот вид не воспроизводится без гормональной поддержки.

После периода акклиматизации «быки» активны в аквариуме 24 часа в сутки. Вода должна быть интенсивно отфильтрована для обеспечения ее ясности и хорошей оксигенации. Необходимы различные укрытия от камней, корней и дренажных труб, так как эти рыбы любят прятаться в них.

Фото 30 из презентации «Характеристика природных сообществ» к урокам окружающего мира на тему «Природные сообщества»

Размеры: 550 х 250 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока окружающего мира, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Характеристика природных сообществ» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 6344 КБ.

Растения лучше всего посажены в компактных комках в контейнерах, покрытых камнями. В аквариуме любая компания для карликового сома должна быть хорошо продумана, чтобы не доходить до неприятных последствий разочарования заводчика. Свет должен быть заглушен. В качестве подложки мы используем хорошо промытый гравий среднего размера. Рыбу можно хранить вместе с другими видами, но с похожими или более крупными размерами тела. Меньшие суммы в краткосрочной перспективе будут тяжело ранены или съедены. Иногда, голодающие, скудно или ненадлежащим образом кормили «быков», охотились за жертвами даже на некоторые более крупные.

Скачать презентацию

Природные сообщества

«Викторина о природных сообществах» - Какие растения на лугу встречаются редко и почему? Все обитатели леса живут сообща, в одних природных условиях. Река Васюган, Волга, Москва-река, Днепр – вытекают из болот. Какие деревья преобладают в тайге, в смешанном лесе, в лиственном лесе? Жизнь одних обитателей леса тесно связана с жизнью других.

«Суки» всеядны и очень прожорливы. Сумикские карлики в аквариуме едят все виды пищи. Живое питание должно быть достаточного размера. Они не презирают личинок волков, горшков, высушенных побегов и т.д. Особенная компания в аквариуме - здесь с цихлидскими цихлидами.

Этот вид не подходит для жителя пруда. Хотя его разведение максимально возможно, оно не всегда оправдано. Невозможно наблюдать за рыбой, потому что они остаются в основном на дне и только после наступления темноты становятся активными. Из-за его темперамента и хищнической природы это опасно для мелких рыб.

«Поле» - Поле – природное сообщество. Во Франции же василек стал эмблемой одной... Среда обитания: Под землей на лугах, в полях и лесах. Животные поля. Относится к семейству кротовых –отряду насекомоядных. Крот. Семена буроватые, черные, блестящие. Относится к семейству бобровых –отряду грызунов. Ареал обитания: Европа, Азия, Северная Америка.

Для разведения в пруду «быки» довольно непригодны - они невидимы и обладают хищническим поведением. Регулярно кормят живым кормом, обычно не наносят одинаковый размер глазам других людей. В танке с глубиной около 1, 2 м эти рыбы могут зимовать, ожидая неблагоприятного периода, погребенного в донных отложениях. В достаточно большом пруду или пруду с небольшим количеством рыб «быков» можно успешно размножить.

В польских водах карликовый сом считается чужеземным инвазивным видом. Карликовые сумы, вместе с мочой, производят конкретные феромоны, которые регулируют социальную иерархию внутри группы и их территориальное поведение. Эти вещества также важны при спаривании рыбы.

«Сообщества живых организмов» - Прибрежные растения пруда. Пищевая сеть водоёма. Птицы населяющие берега водоёмов. Животные толщи воды. Плавающие и погружённые в воду растения. Роголистник. Стрелолист. Познакомиться с сообществами пруд и озеро, с живыми организмами обитающими в данных сообществах. Закрепить понятия пищевая цепь и пищевая сеть, продуценты, консументы, редуценты.

Окунь - наша родная рыба, одетая в красивый цвет тела. Этот общий хищный хищник принадлежит к семейству окуней. Он является одним из наиболее красиво украшенных представителей нашейтиофауны. Жанр считается очень пластичным. Он может адаптироваться практически к любым условиям окружающей среды, несмотря на относительно низкую толерантность к недостатку кислорода в воде. Многие аквариумисты и владельцы прудов обдумывают окунь в них, следовательно, эту запись.

Коллекция несовершеннолетних обезьян в аквариуме с холодной водой - здесь фильтрация воды должна быть очень эффективной. Молодые люди лучше всего подходят для аквариумов с холодной водой. Окунь выступает за различные укрытия в виде камней, разветвленных корней, ветвей и подземных подводных лодок и плавучих растений, которые подавляют освещение в аквариуме. Необходимы эффективная фильтрация воды и обильная аэрация.

«Характеристика природных сообществ» - Природные сообщества. Найти термины. Весной веселит, летом холодит, грибами, ягодами одаривает. Как организмы природного сообщества взаимодействуют. Лес – природное сообщество. Физкультминутка. Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал. Дни и ночи бежит, и конца этому бегу не бывает. Водоем – природное сообщество.

Определенный секс у окуня очень сложный. Урожай следует хранить в группах по 4-8 особей. Другие виды рыб, по размеру по сравнению с ними, также могут быть рыбой. Самая активная из этих рыб - утром и вечером, проникая в основном в средний и средний слои воды. Зрелые и более крупные особи часто «стоят» среди растительности или прячутся в укрытии в течение дня; Молодые очень активны.

Юноша охотится на дно. Свиньи очень прожорливы и едят только живую пищу. Они предпочитают все в своем роде, включая его собственные виды. Большие экземпляры охотятся за рыбой - мы можем их обслуживать время от времени, например, амурский сквош, мелкие караты, подсолнухи или гуппи. В домашних рыбах с холодной водой эти рыбы не воспроизводятся естественным образом.

«Сообщество поле» - Ель, ландыш, клевер, береза, шафран. Проверим себя еще раз. Пшеница, рожь, ячмень, фасоль, овес. 2 балла. Белка, ёж, сосна кабан, лиса. Природное сообщество - поле. Фиалка, георгин, шафран, пшеница, роза. Упражнение "Пятый лишний". Заявка на оценку: Работа в группах - 2 балла. Найдем данные ответы в таблице.

«Поле как экосистема» - Круговорот веществ на полях замыкается только с помощью человека. Экосистемы: Верите ли вы… Озеро болото луг лес? Экосистема поля. Основное отличие экосистемы поля от других экосистем – зависимость от человека. Растения и животные поля. Чем экосистема поля отличается от других экосистем? Экосистемы.

Всего в теме 7 презентаций