Американский эсминец uss donald cook. Истерика вокруг эсминца "дональд кук"

Фото Reuters

Вчера стали известны подробности инцидента в Балтийском море. По заявлению Пентагона, подкрепленного фото- и видеоматериалами, российские бомбардировщики Су-24 в компании с палубным вертолетом Ка-27 в течение двух дней, опасно маневрируя на предельно малых высотах и периодически имитируя выходы в атаку, совершали облеты американского эсминца «Дональд Кук», принимающего участие в маневрах вместе с польскими Военно-морскими силами. Европейское командование уже выказало глубокую озабоченность «непрофессиональными маневрами российских самолетов». Обеспокоенность по поводу инцидента выразили и в Белом доме. При этом отмечается, что попытки связаться с пилотами на английском и русском языках оказались безуспешными.

Зато оперативно отреагировало Минобороны России. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков дал понять, что очень удивлен «болезненной реакцией американских коллег». По его словам, облетая находящийся в нейтральных водах американский миноносец, экипажи российских бомбардировщиков действовали с максимальной предосторожностью. «Обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, - уточнил генерал, – летчики совершили от него отворот с соблюдением всех мер безопасности».

В общем, между двумя великими ядерными державами состоялся очередной обмен любезностями, характерный для наступившего ледникового периода холодной войны. Но если объективно, наши летали вокруг «Дональда Кука» действительно лихо, при этом высота полетов составляла не более 30 м. Однажды Су-24 прошел даже ниже корабельных надстроек – настолько, что от реактивных струй поднялось волнение, утверждает американский наблюдатель.

С приходом в Минобороны Сергея Шойгу российская авиация наконец-то стала регулярно подниматься в воздух, а после присоединения Крыма – как бы к этому историческому эпизоду ни относились! – обозначилась и некоторая государственная воля. Кстати, у эсминца «Дональд Кук» уже была возможность почувствовать ее на своей металлической шкуре.

В советские времена американский флот очень редко – все случаи можно пересчитать по пальцам – решался заглядывать в Черное море. А вот с появлением независимой Украины вообще перестал вылезать из этих вод, весьма значимых в оборонном смысле для России. Во-первых, появилось больше правовых оснований для постоянного присутствия. Во-вторых, считалось, что у Москвы нет военных аргументов, чтобы серьезно возражать.

По крайней мере экипаж все того же эскадренного миноносца «Дональд Кук», объявившегося ровно два года назад (10 апреля 2014 года) в нейтральных водах Черного моря, чувствовал себя хозяином положения. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», позволяющая одновременно сопровождать сотни целей, и почти сотня крылатых ракет «Томагавк» в ядерном и обычном снаряжении, с дальностью пуска до 2500 км – это был, безусловно, сильнейший аргумент. Поэтому появление невооруженного Су-24 поначалу не произвело особого впечатления. Но ровно до того момента, пока экипаж бомбардировщика не включил комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины»: «Дональд Кук» тут же ослеп и оглох – проще говоря, превратился в кусок плавающего железа, с которым можно было сделать все что угодно. А Су-24 сымитировал 12 заходов в атаку и лег на обратный курс.

Как потом стало известно, в результате встречи с российским Су-24 весь экипаж «Дональда Кука» был деморализован, а 27 американских моряков сразу же написали рапорты на увольнение с флота. Естественно, с берегов Потомака в адрес России моментально последовало обвинение в «нарушении собственных традиций и международных договоров». Но вот что примечательно: прежде на все настоятельные просьбы Москвы «не превращать Черное море в очередной натовский полигон» американцы ровным счетом никак не реагировали, а вот «Хибины» почему-то подействовали сразу же...

Но уроки, видимо, надо еще и закреплять. В ответ на протесты американской стороны в связи с последним инцидентом на Балтике генерал Игорь Конашенков отметил, что эсминец ВМС США «Дональд Кук» находился хоть и в нейтральных водах, но все-таки в 70 км от главной военно-морской базы Балтийского флота (г. Балтийск) – то есть на дальности применения бортового оружия. Причем с огромным запасом. Так что наша реакция не была столь уж необоснованной. К тому же «принцип свободы судоходства эсминца США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов», – отметил официальный представитель Министерства обороны России.

Кстати, совсем недавно в том же районе, над Балтикой, нашим Су-27 пришлось отгонять натовские истребители, пристроившиеся к самолету Сергея Шойгу, на борту которого находилась одна из ядерных кнопок, положенных министру обороны по должности. Тогда все обошлось. И все-таки военным лучше держаться друг от друга подальше. От международных контактов с применением кораблей и боевой авиации ничего хорошего не предвидится.

Новый повод для недовольства Россией появился у Соединенных Штатов Америки. На сей раз раздражающим фактором стали российские ВВС, а если точнее — группировка авиации, действующая в районе Балтийского моря.

Европейское командование вооруженных сил США опубликовало видео, на котором запечатлен инцидент, который, по утверждению американской стороны, произошел 12 апреля.

На видеозаписи видно, как . Судя по поведению команды эсминца, действия российских пилотов, как минимум, заставили их понервничать.

По утверждению американских СМИ, США по дипломатическим каналам пытаются довести до Москвы свое недовольство «провокационными и опасными» действиями российских летчиков.

При этом Пентагон принял решение на публикацию видео, чтобы доказать, что самолеты создали реальную опасность для корабля.

Эсминец «Дональд Кук» проводил учения в Балтийском море совместно с польскими военными. По утверждению американской стороны, действия авиации России помешали взлету с борта эсминца польского военного вертолета.

Погладили «против шерсти»

Официальный представитель Белого дома Джошуа Эрнест назвал действия российских летчиков не соответствующими нормам поведения в международном воздушном и морском пространствах. «Российские самолеты пролетели опасно близко к американскому военному кораблю и польскому летательному аппарату», — подчеркнул пресс-секретарь Белого дома.

В Пентагоне, в свою очередь, уверяют: скорость и угол атаки русского бомбардировщика были угрожающими.

Ветераны Вооруженных Сил СССР, помнящие события времен «холодной войны», лишь пожимают плечами — ничего необычного в небе над Балтикой не произошло, подобного рода ситуации происходили в те времена довольно часто, и американская авиация пролетала над советскими кораблями ничуть не реже. Разве что за последние 20 лет военные США отвыкли от того, что кто-то может их, что называется, «погладить против шерсти».

Тем же, кому не терпится обвинить Россию в агрессивных действиях, стоит напомнить — это американский эсминец проводит учения в непосредственной близости от России, а не наоборот. Потому желание представителей ВВС России уточнить, зачем «Дональд Кук» сюда пришел и что ему здесь надо, является естественным и законным.

«Кук» и «Су»: новая встреча спустя два года

Эсминец «Дональд Кук» (USS Donald Cook (DDG-75) относится к четвертому поколению кораблей данного класса. Главным оружием «Кука» являются крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полёта до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно. Свое название он получил в честь участника войны во Вьетнаме, капитана морской пехоты Дональда Джилберта Кука , умершего в 1967 году от малярии.

Корабль, принадлежащий к 22-й эскадре Командования сил флота США и приписанный к базе «Рота» в Испании, впервые появился у российских берегов весной 2014 года.

Власти США, недовольные присоединением Крыма к России, решили поиграть военными мускулами, отправив эсминец в Черное море, к берегам российского полуострова.

Именно там «Дональд Кук» впервые встретился со своим теперь уже «закадычным другом» — фронтовым бомбардировщиком Су-24. Встреча состоялась, что интересно, также 12 апреля. Су-24 в течение полутора часов совершил несколько пролетов мимо эсминца, что вызвало недовольство властей США, также обвинявших российского пилота в опасных маневрах.

14 апреля «Дональд Кук» прибыл в румынский порт Констанцу, а 24 апреля покинул акваторию Чёрного моря.

По некоторым данным, на борту Су-24 была установлена система радиоэлектронного подавления «Хибины», которая отключила на «Дональде Куке» радар и систему управления вооружениями. Затем эсминец и вовсе потерял ход, с большим трудом добравшись до берегов Румынии.

Американские СМИ утверждали, что прямо в порту Констанцы 27 членов экипажа подали рапорты о переводе с эсминца — настолько сильное впечатление произвело на них знакомство с русским самолетом. Впрочем, официального подтверждения этой информации нет.

Опытный «Фехтовальщик»

Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Эксплуатация Су-24 началась в феврале 1975 года; эксплуатация модификации Су-24М, о которой идет речь в данном случае, была начата в июне 1983 года.

Несмотря на то, что эта боевая машина в строю уже несколько десятилетий, она вполне успешно способна решать задачи в современных условиях. В 2009 году в ВВС России была поставлена первая партия модернизированных самолетов Су-24М2.

При этом, по утверждению военных летчиков, Су-24 — очень серьезная машина, пилотирование которой требует от экипажа высокого уровня подготовки. Выполнять пролеты в непосредственной близости от американского эсминца способны только настоящие асы.

По состоянию на 2016 год на вооружении ВВС России находятся 140 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР.

В Белом доме выразили озабоченность сообщениями об "опасном сближении" российских военных самолетов и эсминца ВМФ США в Балтийском море. Об этом в среду заявил официальный представитель американской администрации Джош Эрнест.

Эсминец Donald Cook. Фото: imago stock&people/ Global Look

Ранее западные СМИ сообщили о том, что бомбардировщики ВКС РФ Су-24 пролетели на сверхмалой высоте предположительно вблизи американского эсминца USS Donald Cook ("Дональд Кук").

"Этот инцидент совершенно не соответствует профессиональным нормам военных о безопасной дистанции друг с другом в международных водах и международном воздушном пространстве", - отметил Эрнест.

"За последние годы были многократные повторения таких случаев, когда российские военные, в том числе военные самолеты, приближались слишком близко друг к другу или иному морскому или воздушному транспорту, вызывая серьезные опасения в связи с безопасностью, и мы продолжаем сохранять озабоченность в связи с этим", - цитирует представителя Белого дома РИА "Новости".

Также Эрнест посоветовал журналистам обратиться за комментариями по данному происшествию в Минобороны США, добавив, что не обладает информацией о том, обсуждался ли инцидент представителями двух стран и если да, то по каким каналам.

Ближе к вечеру среды стало известно, что Вашингтон по дипломатическим каналам обратился к РФ в связи с сообщениями о происшествии. "Официальные лица США используют существующие дипломатические каналы, чтобы отреагировать на это воздействие. Одновременно инциденты изучаются по каналам ВМС США", - говорится в заявлении европейского командования США (EUCOM).

По данным EUCOM, первый инцидент произошел в понедельник (11 апреля) около 15:00 по местному времени, когда самолет Су-24 пролетел близко к эсминцу на небольшой высоте. В этот момент на палубе корабля проходила заправка вертолета. "В целях предосторожности полеты были приостановлены, пока Су-24 не покинул район", - утверждается в сообщении.

На следующий день, как заявляет командование, к эсминцу несколько раз приближались вертолет Ка-27 и два самолета Су-24.

Телекомпания CNN в среду, 13 апреля, со ссылкой на собственные источники выступила с утверждением, что российский бомбардировщик Су-24 и вертолет без вооружений на борту во вторник ночью пролетели вблизи американского ракетного эсминца "Дональд Кук", курсировавшего в Балтийском море в международных водах. Один из самолетов прошел, якобы, в 75 футах (22,86 м) над судном. Еще один пролет был зафиксирован на более удаленном расстоянии в прошедшее воскресенье, 10 апреля.

Из-за того, что на борту эсминца находился польский вертолет, который должен был осуществить взлет, но вынужден его отложить, по данным The Wall Street Journal, в американских военных кругах посчитали, что таким опасным пролетом русские "отправили сообщение Польше".

Один из сотрудников министерства обороны США сообщил CNN, что российский самолет так низко спикировал над палубой, что создалось впечатление, что он атакует. Он назвал этот маневр бреющим полетом.

Таким образом, так и остается не ясным, когда на самом деле совершали опасные маневры и сколько раз российские самолеты, и в какой день и чей вертолет пытался взлететь с палубы эсминца.

Оба инцидента были сняты на видео- и фотокамеры.

Напомним, в апреле 2014 года "Дональд Кук", который оснащен самой передовой американской информационной системой "Иджис", вошел в Черное море. В этот момент над ним на низкой высоте больше десятка заходов фронтовой бомбардировщик Су-24 ВКС РФ.

Сообщалось, что на российском самолете была установлена система радиоэлектронного подавления "Хибины", разработанная в концерне "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ). При подлете самолета к эсминцу у того сначала погас радар, потом отключилась система управления огнем (тот самый "Иджис"), а потом, по слухам, встали и двигатели. Американские СМИ писали, что после этого инцидента 27 моряков написали рапорт о переводе на другой корабль.

В этой истории много неясных моментов. Американская сторона подробностей разглашать не желает. Командование российской морской авиации тоже скромно хранит молчание после краткого информационного сообщения, переданного в День Космонавтики 2014 года. Однако и скупых данных хватило для того, чтобы американский эсминец «Дональд Кук» прославился на весь мир. Корабль этот довольно новый, оснащен всем необходимым, и несмотря на то что размеры его не рекордные, мог символизировать военно-морскую мощь США, для чего и был послан в Черное море. Как говорят в таких случаях работники цирка, номер не удался.

Захватывающий сюжет

В апреле вблизи российских границ начала разворачиваться драма, получившая название антитеррористической операции, на деле же ставшая настоящей гражданской войной. После удавшегося государственного переворота против мятежных восточных областей новые украинские власти направили регулярные войска с артиллерией, танками, тактическими баллистическими ракетами и всем прочим оружием, изначально изготовленным для борьбы с сильным и опасным внешним агрессором. Крыму удалось избежать печальной участи жертвы, население полуострова проголосовало за независимость и присоединение к России.

В самый разгар этой кипящей сумятицы, сопровождающейся кровопролитием, в Черное море вошел эсминец США «Дональд Кук». Остается лишь догадываться об истинной цели этого визита, но к определенным выводам можно прийти, разобравшись с боевыми возможностями этого корабля.

Серия «Арли Берк» и ее 25-й экземпляр

У американцев свои национальные герои, и они называют в честь них тот или иной крейсер, фрегат или эсминец. Дональд Кук, капитан корпуса воевал во Вьетнаме и умер от болезни (малярии), находясь в плену. Даже на родине этого героя нет единого мнения по поводу того, насколько эта война была справедливой. Неизвестны также подвиги, если таковые имели место, совершенные Куком до его пленения. Впрочем, так ли это уж важно? Капитан сражался за свою страну там, куда его послали, и умер в 1967 году. В честь него и была названа 25-я по счету единица самой массовой послевоенной серии американских боевых кораблей. Всего же предполагается, что число близнецов этого эсминца превысит цифру 60.

Проект «Арли Берк» показался руководству Пентагона настолько удачным, что на него возлагались большие надежды. В 1983 году, когда закладывался головной корабль серии, он впечатлял своими обводами, примененными при строительстве технологиями и даже внешним видом.

Эсминец класса «поверхность-берег»

Любая флотская серия состоит из кораблей, похожих внешне, отличающихся друг от друга тем сильнее, чем позже сошла со стапелей та или иная единица. Эсминец «Дональд Кук» спущен на воду в 1997 году, принят в боевой состав флота через 15 месяцев. Этот корабль нельзя назвать устаревшим, он имеет мощное ракетное вооружение, оснащен самыми передовыми электронными средствами, защищен от разнообразных возможных поражающих факторов и почти не виден на радарах. Однако у эсминца есть некоторые особенности, обусловленные характером специфических огневых возможностей. Дело в том, что его бортовые противокорабельные системы представлены очень скромно. Четырех крылатых ракет типа «Гарпун» (дозвуковых и небольших) явно недостаточно для ведения серьезного морского боя против сильного врага. Иными словами, эсминец ВМС США «Дональд Кук» предназначен для нанесения ударов по береговым целям в условиях полного господства и отсутствия сопротивления со стороны вражеского флота. Для этого у него есть «Томагавки» (по числу ячеек под палубой КР может быть до 90 штук).

О системе «Иджис»

Но не только для стрельбы по городам и береговым позициям создавался этот корабль, обошедшийся военному бюджету в миллиард (по ценам второй половины 90-х). Главная доля этой астрономической суммы приходится на новейшую электронику, интегрированную в конструкцию корпуса и надстроек. Многогранная угловатая рубка не просто служит обшивкой помещений, на ее наклонных плоскостях смонтированы антенны излучателей и приемников радарных сигналов. Они чутко следят за сотнями возможных целей, и, передавая информацию в вычислительный управляющий комплекс, обеспечивают безопасное выполнение боевой задачи. Системе «Иджис» подчиняются пятьдесят зенитных ракет, способных поражать МБР в ближнем космосе. Американский эсминец «Дональд Кук», по замыслу, является мобильным элементом глобальной системы ПРО, проводящим разведку и в автоматическом режиме, подобно роботу, вырабатывающим решения стратегического уровня.

Помимо неподвижных относительно корпуса антенн, на корабле есть и еще одна РЛС AN/SPY-1, выполняющая многие функции, от обнаружения низколетящих объектов до наблюдения за спутниками-шпионами.

Эсминец как судно

Есть смысл остановиться на вопросе о том, что представляет собой в судоходном смысле эсминец ВМС США «Дональд Кук». Характеристики корабля не являются уникальными, но они хороши. При полном водоизмещении в 8,9 тыс. тонн он имеет длину в 153 метра, ширину 20 м и осадку 9,4 м. Для изготовления подводной части корпуса применены немагнитные высокопрочные магниево-алюминиевых сплавы, что увеличивает противоторпедную стойкость и снижает заметность для вражеских систем обнаружения. Силовая часть, нагруженная на два винта, состоит из двух газовых турбин LM2500-30 фирмы Дженерал Электрик общей мощностью 108 тыс. л. с. Максимальный ход - 32 узла, автономность 4400 миль (при крейсерском ходе 20 узлов). Экипаж состоит из 337 членов команды, из которых офицеров 23. Кубрики и боевые посты защищены прочными и легкими кевларовыми панелями, что тоже стало революционным решением.

Особого восхищения достойны винты. Эти движители, как правило, выдают корабль своим шумом, образующимся в результате кавитационных процессов, и акустические станции подводных лодок легко могут определить тип движущегося объекта, его скорость и расстояние до него. Каждая лопасть винтов «Кука» снабжена особой трубчатой системой, нагнетающей воздух на окончания кромок. В результате образуется пузырьковое облако, искажающее звуковой «портрет» корабля и поглощающее шумы. Насколько оправданы средства, затраченные на разработку и изготовление этой сложной системы, неизвестно, ведь эсминец может быть обнаружен и многими другими средствами оповещения.

Система ПТО и ПВО

Кораблю в море грозят многие неприятности. В случае войны противник проявляет настойчивое желание пустить его на дно, и делает для этого все, что может. Он ставит мины, иногда снабженные приборами кратности (если известно, каким по счету будет следовать самый важный корабль противника), они снабжены взрывателями разных типов. Кроме этого, в ход идут торпеды, ракеты, и, конечно же, авиация. На верфях «Bath Iron Works» позаботились о том, чтобы обезопасить от всех этих напастей эсминец ВМС США «Дональд Кук». Вооружение его включает противолодочные ракето-торпеды ASROC-VL, зенитные ракеты «Стендерд-2» для перехвата целей на больших дистанциях, зенитные УР ESSM, бьющие по подкравшемуся противнику и даже заатмосферные перехватчики SM-3.

Устраняя пробел в противокорабельном классе, конструкторы планируют оснастить корабль перспективным комплексом LRASM. В общем, оружия много. Но оно оказалось бесполезным даже во время учебного налета не самого современного бомбардировщика Су-24. Эсминец «Дональд Кук» ослеп.

Боевой путь и опыт

С момента спуска на воду корабль без дела не стоял. Сначала он базировался в Норфолке, с 2012 года его приписали к испанскому порту Рота, где дислоцируется база ВМС США. В 2000 году во время событий в Адене эсминец «Дональд Кук» оказал помощь другому кораблю, «Коулу», протараненному катером с террористами-смертниками. Первый залп «Томагавков» по Ираку в 2003 году произвел все тот же «Кук». Он бывал во многих дальних походах, бороздил моря по всему свету, участвовал в учениях, в том числе международных. Экипаж корабля демонстрировал хорошую выучку и слаженность, высокую квалификацию и определенную смелость, проявленную во время выполнения заданий.

Хроника событий

Скупые факты описывают хронологию всего периода нахождения эсминца в Черном море в 2014 году. Босфор корабль миновал 10 апреля, в День от немецко-румынских захватчиков. В течение примерно двух суток соединение, в которое помимо «Кука», входили морской разведчик «Дюпюи-де-Лом», спасатель «Ализе» и эсминец «Дюплекс» французских ВМС, совершало различные маневры на относительно небольшом расстоянии от Севастополя. 12 апреля на экранах радаров появился приближающийся самолет, держащий курс прямо на «Дональд Кук». Эсминец «Су» заметил (даже определил тип самолета, и то, что он не вооружен), и на корабле была объявлена учебно-боевая тревога. Дальнейшие события некоторое время оставались загадкой.

Бегство

Чиновники Пентагона выразили крайнее возмущение действиями российских летчиков. Они характеризовали их как непрофессиональные и враждебные. Заявление было эмоциональным и жестким, но между его строк читалась растерянность. Ставший вдруг знаменитым эсминец «Дональд Кук», фото которого публиковали с издевательскими комментариями многие средства информации во всем мире, ошвартовался в румынском порту Констанца, а 27 деморализованных членов его команды изъявили желание подать в отставку. Виной всему - российский самолет, якобы нарушивший все мыслимые нормы международного права.

Конвенция Монтре

Одним из международных морских договоров, на которые ссылалась американская сторона, называется Согласно ей в Черном море военные корабли стран, не имеющих здесь собственной акватории, могут находиться не более 21 дня, а их общий тоннаж не может превышать 30 тыс. т на каждую страну. Эсминец «Дональд Кук» действительно не нарушал этой конвенции, однако незадолго до описываемых событий другой корабль ВМС США, «Тейлор» несколько подзадержался, якобы ремонтируя винты. Целью последнего визита «Кука» явно была «демонстрация флага», но кроме этого, перед экипажем, скорее всего, ставилась еще одна, секретная задача.

А вдруг война?

Связь присутствия международной эскадры вблизи российских берегов и украинскими событиями, в общем-то, никем не оспаривалась и не отрицалась. По мере развития конфликта опасность перехода его в военную стадию возрастала. Не строя иллюзий по поводу возможностей американская сторона могла рассматривать вероятность оказания им помощи в виде развединформации без вовлечения своей армии в возможную полномасштабную войну. Сбором подобных сведений, вероятно, и собирался заняться эсминец ВМС США «Дональд Кук». Параметры оборонительных систем, дислокация средств ПВО, узлов связи и прочих важных элементов военной структуры Черноморского Флота могли представлять интерес для генштаба ВСУ, которому эта информация была бы незамедлительно передана в случае войны.

Так что же случилось?

В сущности, с американским эсминцем ничего страшного не произошло. Он благополучно ушел из негостеприимного района черноморской акватории. Запланированный визит в Одессу не состоялся по причине глубокой моральной травмы, испытанной экипажем. Причина этой досады - компактный комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», закрепленный на консоли ничем более не вооруженной бомбардировщика Су-24, дюжину раз прошедшего над кораблем на предельно малой высоте. Видимо, нее столько его брюхо с масляными потеками так расстроило команду «Кука», как осознание своей уязвимости и даже беспомощности. Казалось бы, вот он - вероятный противник, и действует он в учебном режиме. Так учись же, отрабатывай приемы пользования своей ПВО! Но система вышла из строя. Временно. Русские даже ничего не испортили, хотя могли. Улетел самолет, и «Иджис» вновь запустилась.

Итоги и выводы

Суть претензий Пентагона к российской авиации, в общем и целом, сводилась к тому, что наши летчики проявили некую неучтивость. Что же, возможно определенная нетерпимость действительно имела место. Столь же невежливо в 1988 году советские моряки таранили эсминец ВМС США «Кэрон», пытавшийся войти в территориальные воды СССР. Крым, действительно, давно привлекает иностранные эскадры, норовящие посетить полуостров не всегда с дружественными намерениями.

Что же касается эсминца «Дональд Кук», то недооценивать его боевые возможности все равно не стоит. Это - современный и серьезно вооруженный корабль, прошедший в 2012 году модернизацию. Вполне возможно, ему предстоит теперь еще одна.

Вооружение

Ракетно-торпедное вооружение

  • 90 (1x61+1x29) - ПУ Mk 41 ;
  • КР Tomahawk RGM-109 ;
  • ЗУР Standard SM-2MR ;
  • ПЛУР ASROC RUM-139 ;
  • 2x4 - ПУ ПКР Harpoon RGM-84 ;
  • 2x3 - 324-мм ТА Mk 32 .

Артиллерийское вооружение

  • 1x1 - 127-мм/54 АУ Mk 45 ;
  • 2x1 - 25-мм/75 АУ Mk 38 ;
  • 2x6 - 20-мм/76 АУ Mk 15 ;
  • 4 (2x2) - 12,7-мм пулемёта.

Однотипные корабли

Arleigh Burke, Barry и др. - всего 62 ед.

Общие сведения

К числу основных боевых задач, поставленных перед эскадренным миноносцем УРО «Donald Cook», относятся:

  • Защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, который использует противокорабельные ракеты, запускаемые как с надводных кораблей, так и с атомных подводных лодок с ракетными комплексами.
  • Противовоздушная оборона собственных сил (флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей) от авиации противника.

Второстепенными задачами корабля являются:

  • Борьба с ПЛ и надводными кораблями противника;
  • Обеспечение морской блокады тех или иных районов;
  • Артиллерийская поддержка десантных операций;
  • Слежение за кораблями противника;
  • Участие в поисково-спасательных операциях.

Благодаря боевым возможностям системы «Иджис», эскадренный миноносец «Donald Cook» способен вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.

По сравнению с крейсерами «Тикондерога», эсминцы типа «Арли Бёрк» имеют меньшие габаритные размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и более совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения.

При проектировании, а затем и строительстве эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк», конструкторы проекта попытались реализовать выдвинутое флотом обоснование этого типа: создать корабль, имеющий 3/4 возможностей ракетных крейсеров типа «Тикондерога» за 2/3 цены последних.

История создания

Ракетный эсминец USS «Donald Cook» (DDG-75) - эсминец УРО типа «Арли Бёрк» («Arleigh Burke»). Построен на верфи судостроительной компании Bath Iron Works, расположенной на реке Кеннебек в Бате, штат Мэн.

Закладка киля состоялась 09 июля 1996 года, 03 мая 1997 года спущен на воду, введен в эксплуатацию 21 августа 1998 года, введен в состав 04 декабря 1998 года. Был приписан к военно-морской базе Норфолк, штат Виргиния. Входит в состав 22-й эскадры Атлантического флота США.

Особенности конструкции

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - типичные однокорпусные корабли с коэффициентом удлинения корпуса (по ватерлинии) = 7,1 длиннополубачной конструкции. Корпуса кораблей серии впервые за многие годы в американской судостроительной практике стали изготавливаться практически целиком из высокопрочной стали, с применением лишь отдельных узлов и секций из алюминия, в частности, труб газотурбинных установок и грот-мачты.

К возврату к использованию стали в строительстве кораблей американских конструкторов подтолкнул опыт Фолклендской войны, выявившей слабую защищённость британских кораблей с алюминиевыми корпусами, а также ряд пожаров на собственных кораблях (в частности, пожар на ракетном крейсере «Белкнап», возникший 22 ноября 1975 года при столкновении крейсера с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» полностью уничтожил надстройку крейсера и унёс жизни 7 человек).

Разработанный для эсминцев данного проекта новый корпус имеет полные обводы в носовой части и малый развал надводных ветвей носовых шпангоутов, чем заметно отличается от своего предшественника - проекта эсминцев типа «Спрюэнс». Как считают разработчики проекта эсминцев «Арли Бёрк», несмотря на некоторый рост сопротивления воды, эта форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. Положительные качества эсминцев «Арли Бёрк» заключаются в большей плавности и малости размахов качки, умеренности заливания и забрызгивания, малых углах крена корабля на циркуляции. Корпус эсминца выполнен низкосидящим.

Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении. Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу. Развал бортов имеет значение более 8° на значительной протяжённости длины корпуса. Высота твиндеков для ВМС США стандартная - 2,9 м.

Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства. Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев. Определённое отставание от графиков строительства наблюдалось после урагана «Катрина», затормозившего срок сдачи нескольких эсминцев верфью компании Bath Iron Works в Паскагуле.

Эсминцы УРО типа «Арли Бёрк» стали первыми после фрегатов типа «Лафайет» кораблями, при строительстве которых используется технология Стелс. Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - первые корабли в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек, выполненных по технологии Стелс (с острыми рёбрами, для бо́льшего рассеяния радиоволн) и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния. В целях уменьшения теплового поля дымовые трубы эсминцев оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом. Уменьшение теплового поля кораблей достигнуто способом изоляции горячих участков благодаря использованию системы воздушного охлаждения отработавших газов.

Недостатки

Одним из недостатков эсминцев типа «Арли Берк» является его слабость в противокорабельной борьбе. Противокорабельных средств у него явно недостаточно. Только на более старых версиях корабля имеется 8 устаревших противокорабельных ракет Harpoon. Это проектная особенность, поскольку серьезных надводных угроз для эсминца не существует, а ВМС сосредоточены на выполнении задач в рамках глобальной войны с террором. Сейчас ведется разработка ракеты Naval Strike Missile (Норвегия) и противокорабельной ракеты большой дальности компании Lockheed Martin, на которые возлагается немало надежд в противокорабельной борьбе будущего.

Энергетическая установка

Новым явлением для американского судостроения стала установленная на эсминцt «Дональд Кук» двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из 4 газотурбинных двигателей General Electric LM2500 с теплоутилизационным контуром, дающим дополнительную 25-ти процентную экономию топлива. Главная энергетическая установка корабля монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. ГЭУ (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля). Двигательная установка корабля позволяет ему развивать полную скорость хода не менее 30 узлов при любом волнении моря. На корабле имеются 3 резервных газотурбинных двигателя «Allison 2500» (мощность каждого - 2,5 МВт), на котором корабль способен передвигаться при выходе ГЭУ из строя. Движение эсминца «Дональд Кук» обеспечивают 2 пятилопастных винта регулируемого шага марки KaMeWa.

Максимальная дальность плавания эскадренного миноносца «Дональд Кук» ,на оперативно-экономическом ходу (20 узлов) достигает 4400 морских миль (8148,8 км), за счёт повышения топливной эффективности корабля, достигнутого благодаря усовершенствованию конструкций носовой части корпуса и размещению дополнительных топливных цистерн, дальность плавания корабля была повышена до 4890 миль (9056 км). Дальность плавания миноносца на экономической скорости (18 узлов) по некоторым данным достигает 6000 морских миль (11 112 км). Дальность плавания эсминца «Дональд Кук» оценивается как сравнительно небольшая, тем более, что для предыдущего типа эсминцев ВМС США - эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» она составляла 6000 миль на 20 узлах и 3300 миль 30-узловым ходом.

Модернизации и переоборудования

Метацентрическая высота кораблей 2-й серии повышена за счёт снижения веса надстройки. На трёх четвертях длины корпуса эсминцев 2-й серии была увеличена толщина металлической обшивки, была улучшена эффективность расходования топлива за счёт внесения изменений в конструкцию носовой части судна.

Конструкция гребных винтов также была улучшена для снижения уровня кавитационного шума. Кроме того, были расширены жилые помещения эсминцев серии для размещения личного состава авиагруппы, а также женщин-военнослужащих. С целью увеличения боевой живучести в корпусе корабля были дополнительно установлены пять бронированных переборок.

История службы

Участвовали в нанесении ракетных ударов по Ираку с первого дня операции,операция «Свобода Ираку» 2003 году. В настоящее время эсминец «Дональд Кук» активно эксплуатируются в ходе дальних океанских походов и ежегодных учений ВМС США, а также в службе в Персидском заливе.

08 апреля 2014 года «Donald Cook» был направлен в Черное море. Как было сообщено, чтобы продемонстрировать поддержку союзникам Восточной Европы из-за событий на Украине, которые обеспокоены тем, что Россия наращивает свои войска на границах с Украиной.

10 апреля 2014 года, пройдя через турецкие проливы, эсминец вошел в Черное море. 12 апреля 2014 года над ракетным эсминцем 12 раз пролетел российский бомбардировщик СУ-24, который не был вооружен. 14 апреля 2014 года ракетный эсминец зашел в порт Констанца, Румыния, где его посетил президент Румынии Траян Бэсеску.

17 апреля 2014 года ракетный эсминец закончил визит в Румынию и покинул румынский порт. В настоящее время он находится в международных водах Черного моря. 24 апреля 2014 года покинул Черное море и взял курс на Средиземное море.

26 июня 2014 года прибыл в Дуррес, Албания. 07 декабря прибыл с визитом в порт Хайфа, Израиль.

26 декабря 2014 года во второй раз вошел в акваторию Черного моря. 28 декабря «Donald Cook» принял участие в совместных упражнениях с военно-морскими силами Турции, в которых принял участие фрегат TCG «Fatih» (F-242) класса «Yavuv» ВМС Турции. 30 декабря ракетный эсминец прибыл с визитом в порт Констанца, Румыния.