Самые красивые короны в мире. Составные части герба - The parts of an achievement of arms

В итальянском варианте комедии «Турандот» министры принцессы распевали шуточную песенку о том, что принцесса - это «девушка с короной на голове и в мантии с бахромой, но если ее раздеть донага - это мясо, сырое мясо, совершенно несъедобное!», намекая на то, что монарх - такой же человек, как и все, только в короне. Уж кому-кому, а ведь вельможам об этом было известно не понаслышке. И все же...

И все же корона на голове (не важно, человеческой, львиной или орлиной) производит должное впечатление - достаточно взглянуть на гербы, приведенные в этой книге. Это далеко не единственный, но, бесспорно, самый известный символ власти. «Бонапарт надел на голову генеральскую треуголку, и вдруг показалось, что он вырос больше чем на полметра», -сказал маршал Массена. Это свидетельство очевидца о том, как сотни лет спустя продолжал функционировать древний механизм репрезентации власти: корона или шляпа, тиара или головной убор из перьев (и даже нимб) - безразлично, лишь бы это увенчивало голову чем-то, чего другие не имеют и иметь не могут.
Со временем возникла целая иерархия символических головных уборов, от императорской короны до «скромного» ободка патриция, уже без листиков сельдерея и жемчугов, - а все потому, что провозглашаемый принцип «первый среди равных» на практике не работал и каждой ступени социально-политической лестницы требовалось собственное символическое отображение.

Корона в геральдике - значение в гербах знати

Гербы знатных родов и соответствующие им описания в гербовниках буквально пестрят разнообразием корон.
Обычно принято указывать их тип - например, «античная» - или их соответствие титулу. В связи с этим интересен пример из английской геральдики и английского языка, где собственно короной (crown) называется лишь королевская, а все остальные, от княжеской до баронской «coronet». В этой великой стране издавна почиталась монархия как институт, но при этом с легкостью наносились оскорбления королю как личности - достаточно вспомнить Иоанна Безземельного и Вильгельма III, подписавшихся в свое время под унизительными условиями, и обезглавленного Карла I.

Английская традиция впитала в себя и кельтские представления о сакральной фигуре короля, и саксонский обычай выборов конунга: первый был королем «по божественной благодати», но только лично, а второй - первым среди равных «по воле народа». Излишне добавлять, что в Англии, где противоестественный симбиоз монархии и демократии стал для подданных абсолютно естественным, аббревиатура «НМ» (Его/Ее Величество), сопровождающая армейские корпуса, суда, учреждения и т. д., означает лишь то, что эти корпуса, суда и учреждения являются собственностью не того, кто правит, а Короны, то есть Государства.

Оно и представлено символически короной-графемой - метафорой высшей магистратуры государства, временно воплощенной в лице данного короля или королевы...

Истоки геральдического значения короны

Но было бы совершенно бессмысленно продолжать говорить о короне, не ознакомившись с ее происхождением и истоками.
Если обратиться к данным филологии, то в первую очередь мы обнаружим, что древние греки, мастера необъятной семантики, называли «koronis» «то, что изогнуто, что огибает, что завершает, что находится на вершине», а собственно «Stephane» и «Stephanos» - «венец, диадему, корону». С этим же корнем steph- в родственных отношениях находится латинское «stipare», опоясывать. Как видно, все значения сводятся к одному действию (опоясывать голову) и единой идее (сделать того, у кого увенчана голова, высшим и совершенным). Филологи возводят оба термина к санскритским корням, что может доказывать древность самого жеста - венчания главы, а также предмета - короны.

Римский мир, который, наряду с кельтским, кажется наиболее близким к изначальной индоевропейской сакральной символике, различал несколько типов корон. Существовали классическая корона (corona classica), называемая также морской (navalis), или ростральной (rostrata), присуждавшаяся тому, кто первым при абордаже ступит на палубу вражеского корабля; стенная корона (muralis, она сохранилась в гражданской геральдике вплоть до наших дней, для тех, кто первым преодолеет стену осаждаемого города, и крепостная (vallaris, или castrensis), присуждаемая первому солдату, который переберется через вал вражеского лагеря.

Геральдическая корона как награда

Эти короны присуждались за конкретные боевые заслуги; помимо них у римлян использовалась лучистая корона (corona radiatd) - золотой обруч с двенадцатью острыми шипами, отклоненными наружу; ею чествовали статуи богов и императоров, которых провозгласили божественными (divi). Эта корона, нашедшая свое применение в геральдике и названная античной, входит в число «геральдических корон». Они изображаются на гербах особняком -поверх щита («пронзая» его), или внутри него, - или, чаще всего, на головах у львов, орлов и т. д. В этом случае в описании герба ее род обычно не указывается (подразумевается, что это «античная» корона).
Однако, если мы желаем понять, какому положению в иерархии она соответствует (королю, императору и т. п.), то нам необходимо разбираться в формах корон. Но прежде поговорим об истории развития короны и прочих украшений: печатей, почетных знаков, щитодержателей, изображений подвигов и преданий, мантий, декора знаков отличия, орлов и знамен, тесьмы, шнуров, пальм, листьев, картушей, виньеток и т. д. (Кстати, не все гербы имеют такие украшения и не все из этих украшений помогают прояснить степень знатности, или чин, или занимаемую должность. Их использование в геральдике регламентировано четкими и строгими нормами.)

На изображении:

Родовой герб фамилии Античи Маттеи (происх. из Реканати)
Нашлемник: вертикально изображенный меч, пронзающий раскрытую книгу, окруженный развевающейся листелью с девизом:

«Или в этом, или с этим» («Aut in hoc, aut cum hoc»)

Значение:

Щитодержатели: два льва натурального цвета с поднятыми передними лапами, увенчанные коронами: правый - в графской короне - поддерживает штандарт с надписью «Замок Святого Петра» («Castrum S. Petri»), левый - в короне маркиза - поддерживает штандарт с надписью «Замок Пеши» («Castrum Pesciae») Щит опирается на мальтийский крест, венчается папской хоругвью и шлемом с княжеской короной и золотыми, серебряными, голубыми и черными валиками и завитками Мантия из красного бархата, подбитая горностаем, с золотым шнуром и кистями, увенчанная княжеской короной


Контакты:

Адрес: Товарная, 57-В , 121135 , Москва ,

Телефон:+7 971-129-61-42 , Электронная почта: [email protected]


Оформление гостиной в итальянском стиле может стать панацеей для тех, кто по каким-либо причинам затрудняется с выбором дизайна для этого помещения. И в самом деле, школа и традиции итальянских худож…

С ее бы внешностью - в мисс Мира, она пошла же в столяры. И какие вещи теперь вытворяет! Живет в славном городе Нью-Йорк. Ее девиз: «если все сломано - исправьте это»: Как вам люстра из…

Она прожила с нами 56 лет. Она бесплатно нянчила меня и моих братьев и сестер. Мне было 11 лет, и я был обычным американским ребенком, когда я понял, что это - рабство. Пепел лежал в черной пластмасс…

Бахар Набиеву все знают как “девушку со стальными ягодицами”. И сейчас, рассмотрев ее замечательные снимки из Инстаграмма, вы поймете, что прозвище это спортсменка вполне заслужила. Выглядит девушка …

Корона - величественный символ верховной светской (земной) и духовной (божественной) власти, знак могущества, достоинства, избранности, славы и победы.
Во всех мировых религиях корона символизирует духовное просветление и бессмертие. Отдельное значение в христианстве принадлежит терновому венцу - эмблеме мученичества Иисуса Христа.
В христианской иконографии коронованными изображались высокородные католические и православные святые: великомученица Екатерина, дочь правителя Александрии; византийская императрица Елена, мать императора Константина; княгиня Ольга, мать воителя Святослава; креститель Руси - князь Владимир Святой; французский король Людовик Святой и многие другие канонизированные цари, короли, князья и императоры.
В западном изобразительном искусстве с короной изображались не только боги, короли или святые, но и многие персонифицированные фигуры: Слава, Правда, Вера, Надежда, Мудрость и Церковь.

А вот еврейская синагога представлялась развенчанной, в виде храма со сброшенной короной. Мантика не часто обращалась к эмблеме короны, но в индийских гадальных картах ей принадлежит наипервейшее место, поскольку здесь этот символ знаменует достижение главной цели и осуществление самой заветной мечты.

В алхимии пять корон украшают аллегорическую крылатую двуликую фигуру, наполовину мужскую, наполовину женскую. Одна корона прикрывает ее шею, вторая - живот, третья находится в женской руке, четвертая лежит на эфесе меча в мужской руке, а пятая, самая большая, увенчивает соединенные воедино мужскую и женскую головы. Трактовка этого алхимического «сиамского близнеца» тоже двойственна: во-первых, он олицетворяет единство мужского и женского начал, а во-вторых, является знаком сплава золота и серебра.
В красном (шотландском) масонстве эмблема короны служит символом высшей мудрости и божественного просветления.

В современной геральдике разнообразные по форме короны украшают гербы как монархических государств (Андорра, Бельгия, Бруней, Великобритания, Дания, Канада, Лесото, Марокко, Монако, Непал, Нидерланды, Таиланд, Тонго, Швеция), так и республиканских стран, отдающих дань своему историческому прошлому (Австрия, Сан-Марино, Сомали).

В русской городской геральдике корона - одна из самых популярных эмблем. Существует несколько видов русских геральдических корон: императорская (царская или королевская), княжеская и дворянская. Например, в гербах Калуги и Астрахани, где эта эмблема имеет самостоятельное значение, изображена закрытая золотая императорская корона с навершием в виде золотого креста, а в гербе Твери - открытая золотая княжеская корона, вероятно, в знак того, что Тверь на протяжении нескольких веков оставалась столицей независимого от Москвы удельного княжества. Что касается дворянской короны, то в областной и городской геральдике эта эмблема практически не встречается.
Короны правителей западноевропейских государств.
В гербах российских дворянских родов представлены все виды геральдических корон. Золотая королевская корона украшает гербы Бабарыкиных, Дмитриевых-Мамоновых, Колычевых, Кобыли-ных, Сухово-Кобылиных, Шереметевых, Яковлевых; княжеская корона лежит в гербах Гагариных, Мятлевых, Толстых, Трубецких, Хилковых и других представителей княжеских родов, а дворянская - в гербах Коробковых, Коновницыных и многих других знатных семейств. Хотя к военному делу корона и не имеет непосредственного отношения, некоторые короли и князья, перед тем как идти в бой, надевали ее прямо на боевой шлем, чтобы их солдаты видели, что они сражаются за своего законного вождя. Проиллюстрируем эту мысль хотя бы одним примером.

Некий летописец из Кройленда, описывавший недоброй памяти короля Ричарда III, направлявшегося к месту своей последней битвы при Босворте (1485), между прочим, замечает: «...он (Ричард) ехал помпезно и величаво как настоящий властелин. Голову его венчала корона Англии».

Эту драгоценную корону, стоимостью в 120 тысяч крон, Ричард не снимал и во время боя. Дело в том, что многие англичане за глаза обвиняли Ричарда в узурпации королевской власти, поэтому он, увенчивая золотой короной свой стальной шлем, хотел показать всем солдатам и тем, что сражались за него, и особенно тем, что выступали против, кто является законным властителем Англии.

В сражении при Босворте Ричард, преданный графом Нортумберлендом, командовавшим левым флангом его войска, был разбит и пал в бою, как настоящий рыцарь. Когда он упал бездыханным, корона слетела с его головы и закатилась в кусты боярышника. Торжествующие победители подняли эту корону, поврежденную боевым топором, и тут же на поле боя увенчали ею Генриха Тюдора - главного претендента на английский трон. Таков был финал войны Алой и Белой роз.

Возможно, кому-то это покажется странным, но иногда импровизированную корону использовали как...орудие казни. В 1358 году, во время подавления крестьянской Жакерии во Франции, палачи Карла Злого надели на голову Гильо-ма Каля, вождя повстанцев, раскаленную докрасна железную корону. «Вот так мы коронуем короля Жаков!» - глумясь, вопили они.

Другой подобный случай имел место в 1514 году в Венгрии. Здесь мучительной казни был предан предводитель восставших венгерских крестьян Дьердь Дожа. Пародируя обряд коронации, изуверы усадили его на раскаленный железный трон, короновали «огненной» железной короной, а затем сожгли на медленном огне. Выходит, таким образом, что не только терновый венец, но и железная корона может считаться символом мученичества.

Из истории известно, что «отцом» короны был венок, возлагавшийся на голову победителей древних спортивных состязаний, победоносных полководцев, отличившихся римских легионеров, или отмечавший главных участников религиозных и свадебных обрядов, а «матерью» - богато украшенная головная повязка - диадема. Однако прошло немало веков, прежде чем корона, символ верховной власти правителя, приобрела традиционную форму золотого венца, украшенного драгоценными камнями.
Самые древние короны принадлежали враждовавшим между собой царям Южного (Верхнего) и Северного (Нижнего) Египта. Корона первого из них, имевшая кеглеобразную форму, была белого цвета, корона второго, украшенная металлическими пластинами, - красного. После победы южного царя, объединившего всю страну под своей властью, обе короны тоже были соединены в одну. Эта двойная корона, «пшент», знаменовала собой двойное могущество «повелителя обоих миров». Пшент украшали эмблемы египетских богов и урей.

Оригинальностью формы отличалась и древняя корона персидского «шахиншаха» («царя царей»). Она состояла из двойной диадемы со стоячими крыльями по бокам и укрепленного на ней полумесяца с шаром. Крылатую корону украшали золотые эмблемы солнца и полумесяца, жемчуг и драгоценные камни.
Средневековые европейские короны, изготовленные в форме традиционного золотого обруча, усеянного драгоценностями, обладали рядом важных особенностей, возможно, небезынтересных нашему читателю. Удовлетворяя законное любопытство, автор и предлагает ему окинуть мысленным взором некоторые ювелирные шедевры, принадлежавшие когда-то великим царям, королям и императорам.
Английской королевской короной, созданной еще при Эдуарде Исповеднике (1042-1046), короновались 38 властителей Британии. Трижды она погибала, и трижды была восстановлена. В 1216 году, в царствование Иоанна Безземельного (1199-1216), британская корона утонула в заливе Уош. В 1415 году победоносный Генрих V (1413- 1422) был вынужден разбить ее на куски, чтобы оплатить услуги наемников (подругой версии, корону, находившуюся во время битвы при Азенку-ре в обозе, украли французские мародеры). В период английской революции, в 1649 году, когда король Карл I сложил голову на плахе, Оливер Кромвель, справедливо рассудив, что носить корону больше некому, приказал расчеканить ее на монеты. Однако после реставрации Стюартов (1660) на корону вновь появился спрос, и она была воссоздана во всей красе.

Теперь о внешнем виде английской красавицы. Над золотым обручем короны, украшенным большим рубином, тремя сапфирами и десятью крупными жемчужинами, поднимались широкие золотые листья, а в промежутках между ними «цвели» осыпанные драгоценными камнями лилии. До XV века английская корона была открытой сверху, но при Генрихе VI (1422- 1461) появилась сначала одна, а затем и вторая поперечные дуги, закрывавшие корону сверху и пересекавшиеся под прямым углом. В точке пересечения дуг возвышался золотой крест, переливавшийся прекрасными самоцветами.

Не следует забывать, что в эпоху Средневековья право на корону имели не только короли, но и представители землевладельческой знати. Так, английский виконт носил корону с 12 жемчужинами; граф - с жемчужинами и земляничными листьями; герцог - с широкими листьями, но без жемчужин. У герцога королевской крови на ободе короны золотые кресты перемежались лилиями.

Германская императорская корона имела вид широкого золотого обода с восемью щитками, прикрепленными к нему. Украшенные драгоценными камнями щитки, выступавшие за верхний край обода, чередовались таким образом, что между двумя маленькими помещался один большой. На переднем щитке возвышался крест, из которого исходила дуга, соединявшая его с задним щитком. Вдоль по дуге располагались восемь других щитков с роскошными украшениями из жемчуга. На маленьких щитках нижнего ряда находились замечательные эмалированные изображения Христа и трех библейских персонажей: Иезекииля, Соломона и Давида.

Кроме этой великолепной восьмигранной короны в распоряжении германских императоров имелась и другая, попроще, состоявшая из узкого золотого обруча с четырьмя зубцами в форме лилий.
Российские великие князья и цари, до Петра I включительно, венчались на княжение или царство шапкой Мономаха. По преданию, ее прислал в дар своему внуку, великому князю Владимиру Мономаху (1113-1125), византийский император Константин Мономах. Однако это всего лишь легенда, поскольку специалистами установлено, что шапка Мономаха была изготовлена лишь на рубеже XIII- XIV веков, и не в Византии, а где-то на Востоке, о чем красноречиво свидетельствует ее форма.
Шапка Мономаха - великолепный шедевр восточного средневекового искусства. Она состоит из восьми соединенных воедино выпуклых золотых пластинок, отделанных ажурным сканым узором. Каждая из пластинок украшена оправленным драгоценным камнем и тремя - четырьмя крупными жемчужинами. Шапка увенчана полукруглым навершием с четырьмя великолепными камнями (рубином, жемчугом, синим и желтым сапфиром), над которым возвышается крест с крупными жемчужинами на концах лучей. Нижний край шапки Мономаха отделан роскошной собольей опушкой.

Начиная с эпохи Петра I российские императоры пользовались коронами европейского образца. Первой из них, Таврической, короновались супруга Петра - Екатерина I (1724) и его внук Петр II (1727). Дугу, разделявшую верхнюю часть Таврической короны, украшал большой рубин, увенчанный, в свою очередь, ослепительным бриллиантовым крестом. Подобный венец, только еще более роскошный, с 2605 камнями и рубином, снятым с Таврической короны, применялся для коронации Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Большая императорская корона, изготовленная по распоряжению Екатерины II и служившая всем последующим императорам России, была самой великолепной. Наукрашение этой короны, весившей около 2 кг, пошло 75 крупных жемчужин, 58 больших и 3878 маленьких бриллиантов, а также громадный рубин.
Тиара, трехъярусная, в форме стога или пчелиного гнезда, корона римского папы, отражала три вида его власти: духовную власть в мире, временную - в Риме, и верховную власть над всеми христианскими королями.

Папская тиара, изготовленная из решетчатой ткани, украшена золотым околышем и восходящей золотой полосой, унизанной драгоценными камнями. Первоначально тиара ничуть не напоминала корону, пока папа Бонифаций VIII (1294-1303) не придал налобному ободу форму венца. Вскоре его святейшество добавил к прежнему еще один венец, обвивший тиару на некотором расстоянии от первого. Третьим золотым венцом опоясал тиару папа Бенедикт XII (1334- 1342), после чего она приобрела свой окончательный вид тройной короны. Тройная символика тиары трактуется в наше время следующим образом: папа - правитель Ватикана, духовный отец Церкви и наместник Христа на земле.

Немецкое слово «Ранг»=Rang происходит от французского слова rang- ряд, и применяется в русском языке для обозначения степени, чина, категории, специального звания или достоинства . В немецком же языке значение слова Rangнесколько точнее, им называют: 1) чин (воен.), 2) степень, разряд и 3) ярус (в театре) . То есть наиболее совпадающие с признаками русского слова «ступень» (от ст.русск. «степень»), в значении - разная высота.

Ступени (степени) общественного положения в различных странах, хоть и подобны, но не одинаковы - в любом слое. Слой дворянства - не исключение, короны (многие из которых действительно существовали) этих ступеней показывают достаточно ясно их прямую связь с землей (земельными наделами), то есть указывают величину - землевладельца.

Самый крупный (большой) землевладелец - монарх, владеет всей землей (страной), поэтому прямая связь слов: монарх = страна и корона = страна, в разных сочетаниях дают одинаковую картину. Например: Монархия Франции и под Французской Короной, Английский Монарх и владения Английской Короны, дворянин Польской Короны и т.д.

Изначально название размера земли - империя, царство, герцогство, княжество, баронство и двор (дом), сообщали такое же наименование и её владетелю, и виду его головного украшения (у многих владельцев - только на документах) - шапке или короне.

1. Современная королевская корона (Königskrone).

2. Старая форма шапки курфюрста (Kurhut).

3. Шапка курфюрста.

4. Шапка эрцгерцога.

5. Немецкая великогерцогская корона.

6. Немецкая герцогская шапка.

7. Старая английская герцогская шапка.

8. Английская герцогская корона.

9. Немецкая герцогская корона.

10. Герцогская корона в Бельгии и Нидерландах.

11. Герцогская корона во Франции, Италии, Испании и Португалии

12. Немецкая корона ландграфа.

13. Корона наследного принца из Дома светлейших Герцогов.

14. Княжеская шапка.

15. Немецкая и датская княжеская корона.

16. Итальянская и испанская княжеская корона.

17. Княжеская корона в Бельгии и Нидерландах.

18. Княжеская корона для звания «светлость».

19. Корона маркизов (и маркграфов)

в Дании, Италии, Испании и Франции.

20. Корона маркизов в Бельгии и Нидерландах.

21. Корона английских маркизов.

22. Немецкая корона «сиятельств» (Erlauhtkrone).

23. Графская корона в Германии, Австрии, Франции, Испании, Бельгии, России и Италии.

24. Бельгийская графская корона до конца 19 века.

25. Корона английских эрлов.

26. Корона французских видамов.

27. Корона французских и испанских викомтов (и вицеграфов).

28. Корона викомтов (Vicomtekron) (и бургграфов) Нидерландов.

29. Корона итальянских висконтов (Viscontekrone).

30. Корона бельгийских викомтов.

31. Корона английских висконтов (Viscountkrone).

32. Старая баронская корона (Freiherrenkrone).

33. Немецкая, австрийская, российская, бельгийская и голландская баронская корона.

34. Бельгийская баронская корона.

35. Шведская, норвежская, финская и российской остзейской провинции баронская корона.

36. Испанская и португальская баронская корона (Baronskrone).

37. Французская и итальянская баронская корона.

38. Английская баронская корона.

39. Итальянская корона потомственных дворян (Erbritterkrone).

40. Бельгийская корона дворян (Chevalierkrone).

41. Корона испанских и португальских дворян (Caballerokrone).

42. Немецкая и австрийская корона (Adelskrone) для рыцарей и нетитулованных дворян.

43. Итальянская корона для рядовых дворян (KronederEdelleute).

Некоторые из иностранных названий землевладельцев мало знакомы на русской земле. К таким наименованиям можно отнести: «фрейгерров» (№32) - немецких потомственных баронов; «маркизов» (№19), «виконтов» (№27) и «видамов» (№26) - вассалов французских духовных феодалов ; и английских «эрлов» (№25) - родовой знати, с 11 века соответствующей понятию «графы» .

Разумеется, что наряду с действительно существовавшими (даже в единственном числе) коронами, были короны и никогда не существовавшие - условные, или как их нередко называют: символические. Подавляющее их количество встречается в «геральдике» - западной монархической системе обозначения «коронных» и «подкоронных» лиц (фамилий) и территорий. «Русская» геральдика, младшая среди европейских, даёт много таких примеров.


Князь. Граф. Барон. Дворянин.

Наиболее наглядный пример, это все личные уровневые (ранговые) короны. К тому времени, когда они были введены в обязательное (геральдическое) обозначение, их практическое употребление (ношение) было совершенно неуместно, по многим причинам. Такими условными (геральдическими, титульными) они остались и до настоящего времени.

Среди набора российских территориальных (земельных) корон, совершенно условной была «Корона Великого Княжества Финляндского», которая «в силу Высочайшего повеления от 1857 года, должна изображаться в гербах губерний Финляндии и г. Гельсингфорса». «В государственном гербе, корона Великого княжества Финляндского, изображается золотой, состоящей из венца украшенного камнями, к которому прикреплены сходящиеся под яблоком две дуги, украшенные жемчугом и двуглавый государственный орел. Яблоко увенчано алмазным крестом» .

Для обозначения ранга земель и городов Российской империи был применен упрощенный (условный), но понятный вид, близкий к форме настоящих корон, например:

Но это в официальной (подконтрольной Герольдии) деятельности. Что же касается «…памятников неофициальных, короны имели форму самую разнообразную» .


Кроме вышеприведенных, личных и земельных (страны, царств, княжеств), в российской геральдической системе существовали и ранговые короны для гербов городов и посадов :


1. Императорская корона - для губерний и столиц;


2. Древняя царская корона (не существующая) - для уездов, областей и градоначальств;

3. Градоначальство и крепость


4. Царская шапка в виде венца Мономахова - для древних русских городов, центров бывших Великих княжеств;


5. Золотая башенная корона с 5 зубцами - для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей;

6. Золотая башенная корона с 5 зубцами, увенчанная императорским орлом - для губернских городов, имеющих 50 и более тысяч жителей и являющихся крепостями.


7. Золотая башенная корона с 3 зубцами -

для других губернских городов.

8. Золотая башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для губернских городов являющихся крепостями.


9.Серебряная башенная корона с 3 зубцами -

для уездных городов.

10. Серебряная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для уездных городов являющимися крепостями.


11. Красная башенная корона с 3 зубцами - для заштатных городов.

12. Красная башенная корона с 3 зубцами, увенчанная императорским орлом - для крепостей, которые не губернские и не уездные города.

Геральдическая корона - элемент над щитом герба. Корона помещается на шлем (в дворянских) или прямо над щитом (в земельных гербах, - например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна).

Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Обычай венчать шлем короной появился между рыцарями в XV в., а украшение короной щита взято с монет. При Филиппе VI начали делать монеты, на обратной стороне которых была корона. В то время только короли украшали коронами свои гербы, и они были открытые, с низкими цветами; позже их примеру последовали герцоги, маркизы и графы.

Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах — между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.

В российской геральдике XVIII — начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство.

Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным, а точнее пурпурным верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике — высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью.

Сущетвует также особая папская корона — тиара .

Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними.

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. В правила включены классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности — в вольной части щита.

Башенная корона - корона с квадратными, прямоугольными или иной «архитектурной» формы зубцами, несущая на своей поверхности изображение каменной кладки. Чаще всего используется как внешний элемент герба, показывающий, что владельцем герба является город. Её цвет, число и формы зубцов, как правило, указывает на статус того поселения, чей герб она венчает.

В странах с развитой территориальной геральдикой различные виды башенных корон являются составной частью системы статусных корон и право на их использование обычно строго регламентировано.

Несомненно, что происхождением своим корона обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность. Венцы из драгоценных металлов подносились первоначально богам. Так Аттал, пергамский царь, послал в Капитолий посвященные богам золотые венки; сирийский царь Филипп поручил своим послам снести туда же венок необыкновенной цены. Позже такие же венцы выдавались в награду за воинские заслуги: corona castrensis или vallaris — обруч с украшениями вроде забора; corona muralis — украшенная зубцами; corona navalis или rostralis — украшенная таранами (rostra) кораблей; corona classica, в которой тараны заменялись целыми носами кораблей; два вида corona triumphalis. Античные медали представляют четыре рода императорских венцов: лавровый венок, лучистую корону, жемчужную (диадему) и camelancium.

Византийские императоры носили сначала диадему. При Юстиниане ее заменила так называемая стемма, прототип всех средневековых королевских корон; в сущности, это было скоре превращением повязки, которая исчезла под массой камней и украшений. Стемма Юстиниана, как она изображена на мозаике храма св. Виталия в Равенне, состоит из золотого обруча, украшенного жемчугом. Преемники Юстиниана изображены в более богато украшенных коронах: спереди короны возвышается крест; на щеки спускаются две подвески из жемчуга или драгоценных камней, прикрепленные к нижнему краю короны (так называемая cataseista); стемма подложена материей, образующей шапку или подушку. Обруч украшали эмалью. У Константина Багрянородного были зеленые, голубые, красные и белые короны, т. е. украшенные эмалью этих цветов. Не следует смешивать стемму с «camelancium» — род шлема без забрала, украшенного по нижнему краю диадемой, с двумя рядами жемчуга и гребнем наверху. Дети императора и высшие духовные сановники имели венцы, называвшуюся «stephanos». Короны императриц не всегда были похожи на короны императоров; так, на равеннской мозаике Феодора изображена в венце, обруч которого украшен листками. Много византийских корон сохранилось до нашего времени; древнейшая из них — железная королевы Теодолинды (625).

В Пештском национальном музее хранится корона св. Стефана (фиг. 18) или венгерская, венчающая государственный герб Венгрии. Она представляет чистый тип императорской стеммы конца XI в. и пожалована королю Стефану в начале XI в. папой Сильвестром II. В 1072 г. византийский император Михаил VII подарил венгерскому королю Гейзе II открытую корону, также в византийском стиле. Двадцать лет спустя оба эти венца были спаяны вместе и образовали оригинальный головной убор, почти в том же виде сохранившийся и доныне. В глазах венгра эта корона окружена особым ореолом. Короли считались действительными королями только после коронования ею; если король умирал до коронации, хотя бы и сражаясь за родину, его имя вычеркивалось из списка королей. Корона св. Стефана имела своих офицеров, свое имущество, свои дворцы, свою стражу. Сохраняемая в тройном, обитом железом ящике, она состояла под наблюдением двух префектов, проводивших по очереди ночь у дверей святилища, и двух высших сановников, дуумвиров короны, бывших ее ответственными хранителями. Во время междоусобиц и войн претенденты на трон оспаривали друг у друга обладание драгоценным талисманом, вследствие чего корона претерпела целый ряд приключений. Даже в настоящее время она не потеряла своего престижа. Во время революции 1848—1849 гг., посреди народа, волнуемого республиканскими идеями, венец св. Стефана был окружен поклонением. Когда народная партия была побеждена, Кошут и другие вожди ее закопали корону в землю, чтобы она не досталась австрийцам; но нашелся изменник, выдавший ее за деньги, и австрийское правительство торжественно перенесло ее в Офенский замок.

В 1858 г. в Испании была найдена целая серия вестготских корон, из которых девять в настоящее время находятся в музее Клюни. Наиболее замечательная из них принадлежала королю Рицесвинту (649—672). Карл Великий на латеранской мозаике изображен в шапке, основание которой окружено зубчатой античной К. Анналы Фульды гласят, что Карл Лысый, сделавшись императором, перенял одежду и диадему греческих императоров. На одной из миниатюр IX в. корона состоит из повязки, украшенной камнями, к которой прикреплена дуга, также украшенная камнями и листьями.

Корона Карла Великого (фиг. 16), сохранявшаяся некогда в Нюрнберге (ныне в императорской сокровищнице в Вене), состоит из золотых, закругленных сверху пластинок, с украшениями из жемчуга и драгоценных камней; передняя пластинка увенчана крестом, от подножия которого идет дуга, с надписью: «Chuonradus Dei gratia Romanorum imperator augustus». Этой короной короновался Конрад II в 1027 г., а затем и другие германские императоры. В средние века императоры часто изображаются в коронах другого типа. В одной мюнхенской рукописи Оттон II или III изображен в четырехугольной короне, надетой углом наперед и украшенной листком на каждом углу. На миниатюре, находящейся в Аахене, Оттон III является в широкой круглой повязке, похожей на диадему Юстиниана на равеннской мозаике. С XV в. форма императорской короны обыкновенно такая, как на статуе Людовика Баварского конца XV в., в часовне Мюнхенского собора; она представляет род высокой четырехсторонней митры.

Одна из древнейших средневековых корон принадлежит к числу российских императорских регалий; это так называемая шапка Мономаха (фиг. 1), присланная, по преданию, в 988 г. византийскими царями Василием II и Константином IX Владимиру Святому, по случаю его крещения и бракосочетания с их сестрой, царевной Анной. Она состоит из восьми золотых, отделанных филиграном пластинок, из которых каждая украшена драгоценным камнем и несколькими жемчужинами, и увенчана яблоком (вершиной) с четырьмя камнями: рубином, жемчугом, синим и желтым яхонтами; на яблоке возвышается крест, концы которого украшены жемчужинами. Нижняя часть короны имела прежде жемчужные подвески; теперь она отделана собольей опушкой. Венец этот совершенно схожа с венцами на монетах царей Василия и Константина. Шапка принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои короны различных форм, например зубчатые обручи, обручи с трилистниками и т. п. Великие княгини, княжны и царицы также имели свои К. Существуют портреты цариц Евдокии Лукьяновны (второй супруги Михаила Феодоровича) и Марии Ильиничны (первой супруги Алексея Михайловича) в венцах в виде митры, из золотой парчи, с ободком из золота. Сестры царя Михаила Федоровича, царевны Ирины, Анна и Татьяна, изображены первые две в зубчатых коронах, а младшая — в украшенной трилистниками. До Петра Великого цари очень часто надевали корону, почему и число их было очень значительно. В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие короны: 1) Владимира святого (см. выше); 2) Казанская шапка, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву (фиг. 4); 3) Астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Феодоровича (фиг. 5); 4) Сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.; 5) Таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда (фиг. 6), изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого; 6) бриллиантовая корона Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами; 7) алмазная К. Иоанна Алексеевича (фиг. 7).

На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются короны европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая корона европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой короной короновался Петр II. Дугу, разделяющую корону, он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест (фиг. 10). Для коронации Анны Иоанновны была заказана корона по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с венца Петра II (фиг. 9). Эта корона с 1856 г. называется польской и в Государственном гербе помещалась на гербе Царства Польского. Этой же короной, немного переделанной (фиг. 8), короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин. Для коронации Павла I эта корона была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими (см. фиг. 2); ею же короновались и все последующие императоры.

Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны; они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. С коронами этими носилась особая мантия. Последняя малая корона (фиг. 3) сделана по образцу большой императорской; решетки по обеим сторонам ее украшены четырехлистниками, на дуге возвышается бриллиантовый крест, а нижний край К. составлен из 22 больших бриллиантов. Ее надевали во время коронации императрица Мария Александровна и ныне вдовствующая императрица Мария Феодоровна. В Оружейной палате хранится также золотая Мальтийская корона, поднесенная императору Павлу I.

Императорская германская корона, созданная императором Вильгельмом I (фиг. 12), несколько напоминает своей формой корону Карла Великого. Корона наследного принца германского (фиг. 13) напоминает императорскую, но вместо пластинок на обруче помещаются четыре орла и четыре креста. Австрийская императорская корона (или корона Священно-Римской империи (фиг. своей напоминает митру.

Французская императорская (фиг. 15), сделанная в начале настоящего столетия для Наполеона I, состоит из обруча, на котором восемь орлов и восемь пальмовых ветвей.

Бразильская императорская корона(фиг. 22) имела восемь золотых дуг, сходящихся под державой. Королевские короны, в зависимости от того, имеется ли внутри подушка или шапка, называются закрытыми (ferme, geftterte) или открытыми (ouverte, offene). Термины эти не совсем правильны, так как все королевские короны принадлежат к числу закрытых, т. е. таких, у которых имеются сходящиеся над обручем дуги, в отличие от открытых корон, дуг не имеющих. Открытые королевские короны (фиг. 31) принадлежат Баварии, Вюртембергу, Греции, Испании, Италии, Нидерландам, Пруссии, Румынии, Саксонии, Сербии, Швеции, Норвегии и Франции; закрытые (фиг. 24) — Англии, Бельгии, Богемии, Болгарии, Дании и Португалии.

Считается, что Франциск I первый надел закрытую корону, как отличие от нецарственных принцев и титулованных дворян, которые имели право носить корону и изображать ее на своих монетах.

Весьма различны формы корон, присвоенных другим владетельным и невладетельным лицам. Так, например, шапка германских владетельных князей и герцогских медиатизированных домов состоит из подушки с горностаевым околышем, из-за которого выходят четыре дуги (фиг. 39); эта же шапка присвоена и русским князям, пользующимся титулом сиятельства. Австрийские принцы носят ту же корону, но с золотым обручем, имеющим четыре листа и четыре жемчужины (фиг. 44). Эта шапка принадлежит и русским князьям с титулом светлости. Только с конца IX в. французские герцоги и графы начинают носить венцы, состоящие из простого золотого обруча. Карл Лысый дал эту привилегию герцогам, которые должны были надевать короны только во время больших церемоний и особенно во время публичных заседаний. По мере того, как феодализм развивался, умножались и короны, и скоро не было самого мелкого владетеля, который не считал бы себя вправе носить ее.

Не ранее XVI в. образовались особые формы короны для дворянства титулованного и нетитулованного. Дворянская корона северогерманская имеет четыре листа и четыре небольшие жемчужины, посаженные на стержень (фиг. 82); у южно-германской (фиг. 83) восемь зубцов с жемчужинами. Обе эти короны употреблялись и русским дворянством.

Духовные лица также имеют свои наголовья, служащие отличием или указывающие сан. Такова корона римских пап — тиара (фиг. 11) или, как ее еще называют, regnum. Это род митры (фиг. 98, 99), окруженной тремя помещенными одна над другой К., составленными из зубцов с жемчугом и листьев. Внизу тиара имеет ленты бархатные и украшенные крестиками. Первоначально тиара состояла из круглой и высокой митры; папа Гормидий в 523 г., а по другим источникам — Александр III, в XII в., окружил ею короной, как символом власти. Бонифаций VIII, умерший в 1303 г., присоединил к ней вторую, как символ духовной и светской власти. Немного позднее Урбан V — а, может быть, Иоанн XXII или Бенедикт XII — прибавил третий венец, чтобы тиара служила символом тройственных прав папы, как судьи, законодателя и священнослужителя всего католического мира.

Католические кардиналы, архиепископы, епископы и прелаты имеют шляпы, указывающие их сан (фиг. 95—97).

Императором Наполеоном I, вместо корон, для созданного им дворянства были введены особые токи. Они состояли из бархатных шляп, украшенных перьями, которых у князей и герцогов было 7 (фиг. 91), у графов 5 (фиг. 92), у баронов 3 (фиг. 93) и у дворян 1 (фиг. 94). При реставрации Бурбонов токи были уничтожены.

На таблице - основные виды корон, используемые в геральдике

По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона