Классный час на тему: Умники и умницы (познавательно- развлекательное мероприятие для младших школьников). Досуговое развлекательно-познавательное мероприятие для дошкольников и младших школьников «Знатоки сказок

Сценарий интеллектуально-развлекательной программы для младших школьников «Час игр».


Автор-составитель: Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: предложенный сценарий интеллектуально-развлекательной программы будет интересен учителям начальных классов. Мероприятие можно провести как развлекательное в школе, так и можно провести в летнем пришкольном лагере.
Цель: создание условий для становления изобретательного мышления, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.
Задачи:
-активизировать познавательную деятельность, обогащать словарный запас учащихся;
-развивать сообразительность, логическое мышление, правильную конструктивную речь учащихся;
-воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: иллюстрации произведений, сигнальные карточки, для игры два стула и два шарфа (платка), картинки – отгадки на шарады, сладкие призы для награждения, грамоты командам за участие.
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас проводится «Час игр». Мы вспомним названия городов, название знакомых вам произведений, разгадаем шарады, ответим на интересные вопросы и задачи-шутки.
Сегодня мы будем соревноваться между двумя командами. А в конце игр подведём итоги, узнаем ребята какой команды самые находчивые, сообразительные.
Ученики класса (отряда) делятся на две команды. Мероприятие проводится в виде соревнования в играх между двумя командами.
Игра «Цепочка из названий городов»
Игру можно провести между всеми участниками команд. А можно выбрать по одному участнику из команды.
Один ученик называет любой город. Например, «Караганда». Название города заканчивается на букву «а». значит следующий игрок теперь должен сказать название города, который начинается на букву «а». например, «Актобе» и т. д. Чья команда (игрок команды) назовёт больше городов.
Конкурс «Знай авторов книг»
Читается отрывок из произведения. Чья команда быстрее поднимет сигнальную карточку и скажет название произведения, той присуждается балл.
1. «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех».
(Лев Толстой «Три медведя»)

2. «Старик разгладил длинную бороду.
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
- А какое слово?
- Это волшебное слово – пожалуйста. Но не забудь, как нужно говорить его.»
(Валентина Осеева «Волшебное слово»)


3. «Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит: «Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется «цветик-семицветик», он всё может…»
(Валентин Катаев «Цветик-семицветик»)


4. «Вдруг поднялась буря. Ветер! Молния! Гром! Трах-тара-рах! Корабль налетел на скалу и разбился. Тогда крокодил посадил всех на широкую спину и поплыл к берегу. На берегу путешественников схватили слуги злого Бармалея и посадили их в тюрьму…»
(Корней Чуковский «Доктор Айболит»)


Игра «Спрашиваем – отвечай»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не может ответить на свой вопрос, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. Тройка проскакала 12 километром. Сколько километров проскакала каждая лошадь?
(По 12 километров)
2. На какой вопрос нельзя ответить «да»?
(На вопрос «Ты спишь?»)
3. Когда человек идёт по мосту, что у него под ногами?
(Подошва)
4. Что будет с белым шёлковым платком, если его опустить на дно Красного моря?
(Он станет мокрым)
5. Как пятью единицами написать 100?
(111-11=100)
6. ?На что похожа половина яблока?
(На вторую половину)
7. В каком бобовом растении встречаются две ноты?
(Фасоль)
8. Какой птицы птенцы не знают своей матери?
(Кукушка)
9. Что случается с пчелой, если она ужалит?
(Ужалив, пчела умирает)
10. Когда человек находится дома без головы?
(Когда он выглядывает в окно)
Игра «Вернись скорей»
Игра проводится попарно. От каждой команды выходят первые игроки, затем вторые т. д.
На расстоянии 8-10 метров друг против друга ставится два стула. На них садятся двое играющих с завязанными глазами. По команде «Марш!» они должны как можно скорее подойти к противоположному стулу, дотронуться до него и вернуться обратно к своему стулу. Выигрывает тот, кто быстрее доберётся до своего стула.
Шарады.
Командам предлагается по очереди разгадать шарады. Каждая команда разгадывает три шарады. Если команда не может разгадать свою шараду, ответить может вторая команда. За одну правильно разгаданную шараду – один балл.
Шарада – это загадка, в которой нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Загаданное слово делится на части (иногда на слоги), причём каждая часть (слог) составляет самостоятельное слово, которое нужно отгадать.
Сложив вместе отгаданные части (слоги), получаем задуманное слово.
В составлении шарад могут быть использованы: союзы, предлоги, ноты, местоимения, восклицания и проч.

1. Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое – на боб похоже.
(Фа-соль)


2. Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(Кар-тина)


3. Первое – найдёшь средь нот,
А второе – лось несёт.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
(До-рога)


4. Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целым птица называется.
(Сор-Ока)


5. Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго – корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит.
(Ш-мель)

6. Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое.
(М-уха)


Задачи-шутки.
Команды по очереди находят ответ на предложенную задчу-шутку. Если команда не может ответить на свою задачу, ответ может дать вторая команда. В этом случае балл присуждается второй команде. За каждый правильный ответ – один балл.
1. В комнате четыре угла. В каждом углу кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате.
(Четыре кошки)
2. Поле пахали семь тракторов. Два трактора остановились. Сколько тракторов в поле?
(Семь тракторов)
3. Шли семь братьев. У каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
(Восемь человек)
4. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом ещё одна. Сколько цветов распустились?
(В декабре цветы не растут)
5. У животного две правые ноги, две левые ноги, две спереди, две – сзади. Сколько ног у животного?
(Четыре ноги)
6. Девять ребят полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок в огороде?
(Девять грядок)
7. Гусь весит два килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну ногу?
(Два килограмма)
8. Один ослик нёс десять килограммов сахара, а другой ослик – десять килограммов ваты. У кого поклажа была тяжелее?
(Одинаковая по десять килограммов)
9. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
(Двенадцать глаз)
10. Три мальчика – Коля, Андрей, Вова отправились в магазин. По дороге они нашли три монетки. Сколько монеток нашёл один Вова, если бы отправился в магазин один?
(Три монетки)
Подведение итогов. Награждение. Воспитатель Головко М.М.

Развлекательное мероприятие «Пуговичный калейдоскоп».

Цели:

Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;

Воспитание нравственных качеств (настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

Развитие стремления быть добрым, доставлять радость себе и окружающим.

Приобщение детей и подростков к творческому поиску, развитие познавательной активности;

Привлечение внимания детей к повседневным, окружающим нас предметам

Создание праздничной обстановки, хорошего настроения воспитанников.

Воспитание эстетической культуры.

Ход мероприятия

Сегодня, мы будем веселиться, шутить, играть, соревноваться. Помогут нам в этом мои друзья. Вот попробуйте отгадать, в толковом словарике о моих друзьях написано, вот как: застёжки, продеваемые в петли одежды.

Дети: пуговицы.

: - Правильно, пуговицы - это застёжки, продеваемые в петли одежды. Как вы думаете, а пуговицы для чего нам нужны в жизни?

Дети: пуговицы нам помогают скреплять одежду, украшают одежду и т.д.

Здорово! А мне бы хотелось вам предложить сегодня пуговицы использовать на протяжении всего праздника «Пуговичный калейдоскоп». У нас две команды» «Ниточка» и «Иголочка». В качестве жетона команде - победительнице нанизывается на веревочку большая бутафорская пуговица. В конце игры подсчитаем количество выигранных пуговиц - жетонов. У кого больше - тот и победитель.

1."Пуговкобанк». - Каждая команда должна сосчитать общее количество пуговиц на одежде своих членов. У какой команды пуговиц больше?

(Пока звучит музыка, дети считают пуговицы. Пуговкин вручает первую пуговицу команде - победительнице).

2. "Кто дальше?». (чертит мелом черту, выдаёт на команду по 8 пуговиц). - От этой отметки поочередно каждый старается как можно дальше от себя положить пуговицу одной рукой (бросать нельзя, показывает). Члены команд могут помогать друг другу (за ноги можно выстроиться в «Гусеницу»). Выигрывает та команда, у которой пуговица окажется дальше других.

3. "Пуговка-невидимка". - У каждой команды - связанная концами нитка, на ней нанизана маленькая пуговица. Все члены команды берутся за нитку 2-мя руками, натягивая ее и образуя круг. В то время, когда члены другой команды отворачиваются, они передают, двигая по нитке, друг другу пуговицу. Вторая команда по сигналу должна угадать: у кого в данный момент в кулаке находится пуговица. Если отгадывают - получают жетон. Затем меняются местами.

4. «Гол» : - Следующий конкурс мой самый любимый! (ставит 2 кегли для одной команды на расстоянии, одна от другой 1 метр, для другой команды точно так же). - Это наши ворота. А это наши «клюшки» (показывает опрыскиватели для цветов), вот и «шайбы» (показывает небольшие пуговички). - Догоняем до черты с помощью нашей «клюшки» шайбу, делаем 1 бросок.) Передаём «клюшку» следующему игроку. Запасные шайбы находятся возле членов команд. По свистку начинаем выполнять.

(Звучит музыка, участники в командах выполняют, помогает детям. После подсчитывается забитое число шайб, команде- победительнице вручается заветная пуговица).

- Следующий конкурс «Сказочный» . Сочините сказку «Приключение Пуговички» (раздаёт листы с ручками). Времени на сказку немного - пока мы будем играть, вы будете сказку сочинять! Всех ребят - зрителей приглашаю в игру, выходите ко мне! (выходят дети, становятся в пары). Игра называется «Друг». Повторяйте за мной слова и движения:

Я - друг (называйте своё имя, пальчиком показываем на себя),

И ты-друг (показываем на своего соседа),

У меня есть пуговичка (показываем на свою пуговицу),

И у тебя есть пуговичка (показываем на пуговицу соседа),

Мы с тобой два друга (обнимаются, хлопают ручками по спинке соседа),

Мы любим друг - друга! (обнимаются, хлопают ручками по спинке соседа)!

Клоун: - Это была репетиция. Поменяйтесь с другими ребятами своими парами. Поиграем ещё раз!

Закончился «Сказочный» конкурс, давайте послушаем сказки, которые сочинили наши команды. (После прочтения членами команд своих сказок, проходит голосование за лучшую сказку «Приключения Пуговички». Вручение пуговицы победителю.)

5. "Пуговичная эстафета". - Эстафетной палочкой, конечно же, является пуговица. Пуговицу, расположенную на внешней стороне руки, передаём, пока звучит музыка. Рукой не помогаем. Эстафета проводится не на

быстроту, главное - не уронить пуговицу! (по сигналу-свистку команды выполняют передачи своих пуговиц).

6. "Где пуговица?". Конкурс капитанов: - Капитану команды завязывают глаза. Он должен на ощупь выбрать из кучки различных предметов, похожих на пуговицы (монеты, пробки, фишки, жетоны и т.п.), пуговицы и отложить их. Игрок, выполнивший правильно и быстро - побеждает. (Конкурс проходит под музыку)

7. «Дизайнерская пуговица» - Пуговицы бывают разные, по форме, цвету, материалу из которого изготовлены. В давние времена, когда вместо клоунов были шуты в королевских дворах, и пуговицы были другие, с дорогими камнями, и драгоценностями. Задание: из мягкой мастики-пластилина слепите каждый свою пуговицу, которая бы нравилась современному подростку. Также вы можете добавить бисер, мелкие украшения в свои пуговицы.

9. "Крепкая пуговица" : - Дорогие ребята, а кто из вас пришивал сам или с помощью взрослых пуговицу? (ответы детей)

Что нужно для пришивания пуговицы? (нитка, игла, ножницы, ткань, пуговица).

Как вы думаете, наши участники справятся с пришиванием пуговицы? Каждая команда быстрее и крепче пришьет пуговицу, делая по 1-му стежку, каждый участник команды. Узелок делает последний участник, отрезает нитку и громко говорит: «Готово!» (Звучит музыка, участники выполняют задание) Подведение итогов.

Награждение команды-победительницы медалями.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь,

Говорю всем «До свидания,

До счастливых новых встреч!»

Валентина Крутакова
Досуговое развлекательно-познавательное мероприятие для дошкольников и младших школьников «Знатоки сказок»

Цели :

Привитие интереса и любви к чтению, литературному творчеству авторов разных стран,

Создание у ребят веселого настроения,

Организация досуга ,

-развитие командного и соревновательного духа,

Обогащение словарного запаса.

Оборудование и материалы : Ромашка с лепестками – заданиями, жетоны для участников, сладкие призы, медаль победителя «Знаток сказок » , листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, разрезные картинки с иллюстрациями к сказкам (пазлы, шарф для завязывания глаз, картон или листы бумаги, игрушка колобок, тряпичные колобки

Ход занятия:

Ведущий – воспитатель :

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, будем соревноваться и узнаем, кто из вас лучше знает сказки и все , что с ними связано. Я буду вам задавать вопросы, предлагать вам выполнить задания, а вы – их выполнять. За каждый ответ вы будете получать жетоны, но ответы надо давать по поднятой руке, а не выкрикивать с места, задания надо выполнять по очереди. Задания постепенно усложняются, младшим ребятам задаются вопросы полегче. За каждый вопрос или задание верно ответивший или верно выполнивший его, получает жетон. По окончании игры жетоны подсчитываются и определяется победитель, который получает медаль, все участники – сладкие призы.

Примечание : если в группе много детей, можно разделиться по командам и выполнять задания по командам. Тогда выбирается, по количеству заработанных жетонов, команда – победительница.

Все ребята по очереди отрывают по лепестку ромашки, на каждом из которых написаны вопросы, на которые надо ответить.

Сколько друзей – гномов было у Белоснежки? (7) .

Как звали деревянного мальчика, который был выстроган из полена, очень хотел учиться в школе ? (Буратино) .

В какой сказке падчерица ходила зимой за подснежниками? («12 месяцев» ).

В этой сказке придворные искали миниатюрную ножку, мерили размер ноги у всех имеющихся в королевстве девушек. («Золушка).

Как звали 3 братьев, которые самостоятельно занимались строительством домов, у одного - был дом из листьев и веток, у другого – из соломы, у третьего – из кирпича? («3 поросенка» , Ниф Ниф, Нуф Нуф, Наф Наф).

В каких русских народных сказках звери жили в поле , в найденных и приспособленных для жизни вещах – домиках? («Рукавичка» , «Теремок» . Животные : мышка - норушка, лягушка - попрыгушка, зайка – побегайка, волчок – серый бочек, лисичка – сестричка, медведь).

В этой сказке у героев уродился корнеплод. Его нужно было убрать. Убирали его дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. («Репка» ).

Молодцы, ребята, верно ответили на вопросы – задания ромашки. А сейчас я предлагаю вам задание посложнее.

Угадай, откуда строчки

Ведущий читает строчки из сказок , детских стихов. Ребята должны отгадать, из какой они сказки , кто автор сказки .

-«…Отвечает золотая рыбка : «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто.» (А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке » ).

-«…По щучьему велению, по моему хотению, езжайте, сани, в лес сами.» (Сказка «По щучьему велению» ).

-«…Ква, ква, ква, не надо плакать! Спи, мышонок, до утра, дам тебе я комара.» (С. Маршак, «Сказка о глупом мышонке » ).

-«…И такая дребедень целый день : динь дилень, динь дилень, динь дилень! То тюлень позвонит, то олень…» (К. Чуковский, «Телефон» ).

- «…Все равно его не брошу, потому что он хороший» (А. Барто, «Зайку бросила хозяйка» ).

-«…В доме восемь, дробь один, у заставы Ильича жил высокий гражданин по прозванью Каланча…» (С. Михалков, «Дядя Степа» ).

-«…Мишка, мишка, лежебока! Спал он долго и глубоко, зиму целую проспал, и на елку не попал» (В. Берестов, «Лежебока» ).

-«…Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел. А с ткачихой, поварихой, сватьей бабой не хотят царя пустить чудный остров навестить…»

(А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане , о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

-«…А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная, зачем. Он вспомнил то время, когда все смеялись над ним и гнали его…» (Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок» ).

-«…Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку…» (Г. Х. Андерсен, «Дюймовочка» ).

Верно ответили на вопросы, вижу я, что вы знаете сказки и детские стихи , молодцы. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Доберись до Колобка!»

Перед ребятами, на старте, на полу лежат картонки или листы бумаги, а на финише – игрушка Колобок. Задача участников – дойти до Колобка по очереди ступая по листам, шагая след в след, друг за другом. После этого каждому из ребят дается тряпичный колобок и разучивается стишок (игра «Колобок рукой катаю» )

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем тряпичный колобок по левой руке,

Взад, вперёд его гоняю (катаем тряпичный колобок руками между ладонями,

Им поглажу я ладошку (гладим тряпичным колобком ладонь,

Будто я сметаю крошку (гладим тряпичным колобком ладонь, как бы сметаем крошки,

И сожму его немножко (стараемся сжать тряпичный колобок,

Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем тряпичный колобок) .

Колобок я разожму (тряпичный колобок свободно лежит на ладони,

И другой рукой начну (перекладываем тряпичный колобок в другую руку) .

Колобок наш отдохнёт (тряпичный корлобок свободно лежит на ладони,

И опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой) .

Молодцы, весело поиграли, отдохнули. А сейчас вам надо быть внимательными, вспомнить сказки и их содержание , дать быстрые ответы.

Блиц – вопросы

Где баба взяла муку на колобок? (по сусекам помела, по амбарам поскребла) .

Из чего Фея сделала карету Золушке? (из тыквы) .

Кто одолел Тараканище из сказки К . Чуковского? (воробей) .

Где из сказки про семерых козлят прятался седьмой козленок? (под печкой) .

В какой сказке медведь разломал домик зверей? («Теремок» ).

Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые) .

В какой сказке кот съел людоеда ? («Кот в сапогах» ).

Назовите героев сказки «Бременские музыканты» (кот, петух, осел)

Назовите 3 сказки с главным героем Иваном? («Сивка – Бурка» , «Конек - Горбунок» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. варианты.

Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орел) .

Молодцы, давали быстрые ответы на задаваемые вопросы. А теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам нарисовать сказочно героя .

Нарисуйте сказочного героя

Ребятам по очереди завязываются глаза. Завязанными глазами, по очереди, детям надо нарисовать сказочного героя , какого – они решают сами, заранее обговаривают. Один участник начинает рисовать, остальные продолжают и стараются рисовать дальше. Ведущий не показывает никому из ребят этот рисунок до тех пор, пока он не будет закончен совсем. После завершения рисунок показывается детям и они дают ему свою оценку. А теперь вам нужно опять подумать и дать ответ.

Вспомни и назови

Детям предлагается вспомнить сказки , в которых встречаются вторые названия, продолжения. Например : Финист – Ясный сокол, Мальчик – с – пальчик, Царевна – лягушка, Иванушка – дурачок, Василиса (Премудрая, Змей (Горыныч, Иван (да Марья, Марья (искусница) сестрица (Аленушка, Кощей (Бессмертный) и другие.

Молодцы, ребята, постарались верно выполнить задание. А сейчас давайте немного отдохнем. Вам надо быть внимательными, для выполнения задания вам потребуется хорошее зрение, смекалка и сноровка.

Собери картинку

Ребятам предлагается из предложенных разрезанных картинок (пазлов) с иллюстрациями фрагментов собрать нужную сказку (дети собирают пазлы) .

Хорошо поработали, старались, верно собрали все фрагменты разрезанных сказок . А теперь узнаем, как много вы знаете.

Кто больше?

Ребятам предлагается, по очереди, называть названия сказок и ее героев . Побеждает тот, кто назовет больше сказок и за кем будет последнее слово.

Молодцы, видно, что вы любите сказки , знаете их много сказок и их героев . Давайте посчитаем, сколько у вас жетонов, определим победителя или команду – победительницу (подсчет жетонов.) Награждение победителя (команды - победительницы) медалью «Знаток сказок » или «Знатоки сказок » . Все дети получают сладкие призы.

Во внеклассном мероприятии принимает участие весь класс. Можно привлечь родителей. Дети приводят или приносят в класс своих любимых питомцев.

Перед проведением праздника в классе объявляется конкурс рисунка «Мой любимый питомец».

Описание программы

1. Выставка кошек и собак

Начиная внеклассное мероприятие учитель предлагает ребятам представить свои рисунки или поделки (мягкие игрушки).

Затем ребятам предлагается сформировать 2 команды — любителей кошек и собак. Они готовят эмблемы, девизы, вспоминают песни о животных.

Конкурсы оценивает жюри.

Под музыку в класс входят ребята со своими питомцами, они несут их на руках или в корзинках. Питомцы тоже нарядные: на них банты, красивые ошейники. Они делают круг почета и занимают свои места.

Учитель: наши домашние кошки — потомки дикой нубийской кошки, водившейся в Северной Африке. Ее приручили древние египтяне. Они считали кошку священным животным. В ее честь строили храмы, ее изображению приносили жертвы.

В Европе кошки сначала были неизвестны, но потом появились по всему миру. Сейчас больше всего кошек в США — почти 60 млн, но и Россия не отстает. Да и что может быть лучше умного, сильного, доброго кота, хозяйственной кошки!

А теперь задание команде любителей кошек: я предложу вам несколько удивительных фактов из жизни кошек, а вы постарайтесь дополнить мой рассказ.

Кошки никогда не мяукают друг с другом. Этот звук — специально для людей.

Кошка за свою жизнь может иметь больше 100 котят.

Одна пара кошек и их потомки за 7 лет могут произвести 420 000 котят.

Кошки могут издавать около 100 различных звуков. Для сравнения — собаки только 10.

Жираф, верблюд и кошка — это единственные животные-иноходцы, при ходьбе у них идут сначала левые ноги, а потом правые. Такая ходьба гарантирует скорость, проворство и тишину.

Кошачье ухо поворачивается на 180°. В каждом ухе у кошки 32 мускула, чтобы управлять ухом, они используют 12 или более мускулов.

Средняя продолжительность жизни домашней кошки — 15 лет, а дикой — от 3 до 5 лет. Ребята продолжают рассказ учителя и приводят интересные факты о кошках. Затем ребята из команды любителей кошек разыгрывают стихотворение С. Маршака «Отчего кошку назвали кошкой» (монгольская народная сказка).

1-й ученик:

У старика и старухи

Был котеночек черноухий,

Черноухий

И белощекий,

Белобрюхий

И чернобокий.

Стали думать старик со старухой...

Мальчик:

— Подрастает наш черноухий.

Мы вскормили его и вспоили,

Только дать ему имя забыли.

Назовем черноухого

«Тучей» —

Пусть он будет большой

И могучий.

Выше дерева,

Больше дома.

Пусть мурлычет он громче грома!

Девочка:

— Нет, — сказала, подумав, старуха, —

Туча легче гусиного пуха.

Гонит ветер огромные тучи,

Собирает их в серые кучи.

Свищет ветер

Протяжно и звонко.

Не назвать ли нам «Ветром» котенка?

Мальчик:

— Нет, старуха, —

Старик отвечает, —

Ветер только деревья качает,

А стена остается в покое.

Не назвать ли котенка

«Стеною»?

1-й ученик: Старику отвечает старуха...

Девочка:

— Ты лишился на старости слуха!

Вот прислушайся вместе со мною:

Слышишь, мышка шуршит за стеною?

Точит дерево мышка-воришка...

Не назвать ли нам кошку — «Мышкой»?

Мальчик:

— Нет, старуха, —

Старик отвечает, —

Кошка мышку со шкуркой съедает.

Значит, кошка

Сильнее немножко!

Не назвать ли нам кошку «кошкой»?..

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь для любителей кошек предлагается 1-й конкурс «Что бы это значило?»

Если вы внимательно следите за повадками своих питомцев, то объясните, что означают эти кошачьи символы или манеры поведения:

1. Уши прижаты к голове. (Подготовка к нападению)

2. Уши наклонены назад. (Предостережение)

3. Уши поставлены вертикально. (Любопытство)

4. Широко раскрытые зрачки. (Страх)

5. Потирание головой о человека. (Любовь, преданность, чистосердечие, жажда ласки)

6. Прищуривание глаз. (Спокойствие или сонливость)

7. Мурлыканье. (Спокойствие)

8. Недовольное мурлыканье. (Болезненное ощущение)

9. Мяуканье. (Приветствие, а иногда просьба)

10. Прерывистое мяуканье, похожее на повизгивание. (Ответ на человеческое обращение.)

11. Непродолжительный крик. (Испуг)

12. Шипение. (Готовность к обороне, предупреждение) Что ж, мы убедились, что команда любителей кошек хорошо изучила повадки своих питомцев.

А в следующем конкурсе могут принять участие обе команды. Итак, 2-й конкурс «Кот и пес» приглашает всех к участию:

1. В каком произведении говорится о неправильном обращении с огнем, что привело к возникновению пожара? («Кошкин дом» С. Михалкова)

2. Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)

3. Как звали собаку дяди Федора? (Шарик)

4. Какая главная черта кошек? (Независимость)

5. Собака, которая помогала тянуть репку в русской народной сказке? (Жучка)

6. Герой какого произведения стал зятем короля благодаря протекции кота? («Кот в сапогах» Ш. Перро)

7. Как звали собачку, которую встретил Чебурашка, когда решил пойти в зоопарк? (Тобик)

8. Какой кот самый предприимчивый фермер из известного мультика? (Кот Матроскин)

Учитель: Продолжаем наше шоу. Следующий конкурс «Любимый профиль».

Представителям обеих команд на листах бумаги необходимо нарисовать кошку или собаку, вырезать ее и продемонстрировать зрителям и жюри.

Конкурс может проходить под веселую ритмичную музыку.

А теперь конкурс для команды любителей собак. «Согласны ли вы с этим?»

Теплый нос — признак болезни

На самом деле, если у собаки теплый нос, то, скорее всего, она просто спала — во время сна температура мочки носа повышается. А вот если нос собаки не просто теплый, а сухой, покрыт налетом или коркой, а тем более, если изменилось поведение (не ест, не бегает, скулит), нужно звонить ветеринару.

Собаки не различают цвета

Лишь сравнительно недавно американские исследователи установили, что собаки различают цвета, хотя и не столь хорошо, как люди.

Пасть черная — собака злая

На самом деле чернота пасти свидетельствует лишь о степени пигментации слизистых оболочек рта. Однако «черная пасть» — не пустая примета. Чем сильнее пигментирована пасть, тем прочнее зубная эмаль.

Уши обрывают для злобности

У некоторых пород собак, в частности у кавказских и среднеазиатских овчарок, уши не купируют, а обрывают. Принято считать, что это делается для того, чтобы собаки были более злобными. Кинологи предполагают, что эта операция производилась для уменьшения уязвимых зон у собаки в поединке с волком. Существует и другое мнение: отсутствие ушей позволяло пастуху с первого взгляда отличить собаку от остроухого волка.

Но самое главное то, что собака уже много веков верно служит человеку. Вот как это звучит в стихотворении С. Михалкова «О тех, кто лает»:

На свете множество собак

И на цепи и просто так:

Собак служебных — пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

И ни на что уже не годных

Бродячих псов, всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы — драчуны и забияки.

Псы — гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки -лизоблюды

Все лижут из любой посуды.

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды,

Есть великаны, это доги!

Коротконогие бульдоги

И жесткошерстные терьеры.

Одни — черны, другие — серы,

А на иных смотреть обидно —

Так заросли, что глаз не видно!

Известны всем собачьи свойства:

И ум, и чуткость, и геройство,

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство,

И с полуслова послушанье,

И это все — от воспитанья!

Ленива сытая хозяйка,

И такса Кнопочка — лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,

И пес Руслан его достоин!

Хозяин пса — кулак и скряга,

Под стать ему Репей-дворняга.

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в нее бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пес — хороший друг —

Зависит от хороших рук!

Учитель: Теперь мы убедились, что все ребята хорошо усвоили повадки своих любимых кошек и собак. В последующих конкурсах будут принимать участие обе команды. В итоге мы выясним, кто же обладает большими знаниями о самых близких друзьях человека.

Конкурс «Верите ли вы в приметы?»

Когда кошка умывается, к чему это? (Ожидаются гости.

Собака свернулась клубком. (К холоду)

Собака много спит. (К ненастью)

Собака катается по снегу. (К метели)

Кошка выгибает спину, фырчит. (Почуяла опасность)

Конкурс «Мой любимый питомец»

Обладатели домашних животных должны рассказать о своем питомце, познакомить с его привычками, рассказать забавные случаи.

Конкурс «Вернисаж»

Ведущий говорит о том, что вернисаж — это первый день выставки и сегодня как раз такой день. Юным художникам предстоит нарисовать портрет своего любимца.

Участники рисуют, а все остальные слушают рассказы из рубрики «Знаете ли вы?».

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, что:

Рекордсменка по весу среди кошек весила 19 кг 540 г?

Рекордсменка по ловле крыс кошка Мини в период с 1927 по 1933 г. изловила 12 тыс. 480 крыс?

Самыми богатыми кошками в мире были Ведьма и Домовой. После смерти хозяина, доктора Уильямса Грига из Сан-Диего, они получили в наследство 415 тыс. долларов. Когда они умерли, деньги отошли университету имени Джорджа Вашингтона?

В Петербурге есть памятник собаке?

В Париже есть памятник сенбернару, спасшему 40 человек и погибшему от рук 41-го?

Кошки воспринимают звуковые частоты в диапазоне от 50 до 60 кГц. Собака реагирует на звук частотой около 40 кГц. Человек способен улавливать звуки частотой 20 кГц.

Кошки чувствуют запахи в 14 раз сильнее, чем люди?

Участники демонстрируют свои рисунки.

Литературная дуэль

Назовите произведения художественной литературы, героями которых являются собаки.

«Каштанка» А. П. Чехова, «Артур — гончий пес» Ю. Казакова, «Му-му» И. С. Тургенева, «Белый Бим Черное Ухо» Г. Н. Троепольского, «Лев и собачка Булька» Л.Н. Толстого, «Собака Баскервилей» Л.К. Доила, «Трое в лодке, не считая собаки»Дж. К. Джерома, «Белый пудель» Л.И. Куприна, «Барбос и Жучка», «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Н. Носова)

Конкурс «Объясни выражение»

Ребята должны истолковать выражения:

. «Жить как кошка с собакой».

. «Кошачий концерт».

Конкурс «Кто кого переиграет»

Представители от команд инсценируют вместе со своими питомцами отрывки из произведений или демонстрируют достижения своих кошек (собак).

Подвижные конкурсы «Поиграй-ка»

Проводится подвижная игра «Кот в сапогах». Ребята каждой команды выстраиваются в колонну друг за другом. Участники по очереди должны добежать до отметки в обуви большого размера и обратно. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Игра «Пронеси, не урони!» Участники по очереди несут на ладони листок бумаги, на котором нарисованы собачка или кошка. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

По окончании игровых конкурсов учитель определяет команду-победительницу и проводит награждение учеников.

Развлекательное мероприятие для учащихся начальной школы «Детскотека». Сценарий

Подготовлено учителем начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ Афанасьевой Светланой Анатольевной.
Цель: разнообразие досуга детей.
Задачи: развивать навыки свободного общения, показать пример культурного отдыха, способствовать сплочению детского коллектива.
Описание: данное мероприятие ориентировано на детей младшего школьного возраста. Будет полезно для вожатых и воспитателей летнего лагеря.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент. Вступительное слово ведущего:
– Ребята, мы пригласили вас на детскотеку, которая называется «Кузнечик». А назвали её так потому, что вы будете здесь весело играть, танцевать и прыгать, как кузнечики.
Раз у нас сегодня детскотека, мы обязательно сегодня будем танцевать. Все- мальчики и девочки, кто умеет это делать, и кто пока ещё не очень уверен. Круг, в котором мы будем танцевать, волшебный – здесь всё и у всех получается!
2.Танцевальная программа.
1)- Есть такой танец, который умеют танцевать все дети, в том числе и вы, ребята. Он называется «Утята». Кто знает движения, выходите в центр. Вот и хорошо, а теперь все вместе!(клювики- крылышки- хвостики- 4 хлопка- идут шагом с подскоками по кругу, и всё сначала)
2)- Все вы танцевали очень хорошо. Не расходитесь, пожалуйста. Сейчас мы будем танцевать ещё один хорошо знакомый танец. Узнали музыку? («Ламбада») Кто может показать движения? Отлично! А теперь все вместе!
3)- А сейчас я предлагаю поиграть в «Ромашку». Займите, пожалуйста, свои места, мальчики, пропустите вперёд девочек. Все расселись? На лепестках волшебной ромашки написаны задания. Главное правило- нельзя отказываться от выполнения задания.
* Отгадай: чего в сундук не запрёшь?(луч солнца)
* Без рук, без ног, а в гору лезет.(тесто)
* Носить легко, а считать трудно. (волосы)
* Прочитать наизусть любимое стихотворение.
* Спеть песню.
* Полученный приз подарить девочке (девочка- мальчику).
* Скороговорка: повтори 10 раз «Король- орёл».
* Пригласить на вальс девочку (мальчика).
* Рассказать сказку «Курочка- Ряба» с помощью пантомимы.
* Изобразить сказочного героя так, чтобы узнали зрители.
* Нарисовать с завязанными глазами машину.
* Нарисовать с завязанными глазами кота.
* Отгадай: почему утка плавает?
* На какое дерево садится ворона после дождя?
4)- А сейчас я снова приглашаю вас в круг. Первыми- девочки, затем выходят мальчики. Танец- игра: пока звучит музыка, все танцуют. Музыка остановилась- все замерли. Кто первый пошевелился, выбывает из танца.
5)- Конкурс лучших танцоров среди оставшихся пяти ребят! Кто кого перетанцует?
6)- А теперь танец «Приглашение с призом»: в середине зала стул, на него садится девочка (мальчик), в руках у неё приз. Приглашать можно только того, кто сидит на этом стуле. Сидит девочка- приглашают два мальчика, и наоборот. С одним она идёт танцевать, другой садится с призом и т. д. Приз достаётся тому, кто по окончании музыки сидит на стуле.
7)- Чтобы вас развеселить, предлагаю сыграть в хороводную игру «Шла девица по дорожке» (девочки образуют внутренний круг, а мальчики- внешний. Лицом друг к другу идут в разных направлениях, приговаривая:

Две серёжки, два кольца, обними-ка молодца. – останавливаются и обнимаются;
Шла девица по дорожке, обронила две серёжки
Две серёжки, пять колец, обнимай же, молодец!- то же.
8)- Будем ещё танцевать? Тогда приглашаю в круг. Вальс! (девочки образуют внутренний круг, а мальчики- внешний. Стоя лицом друг к другу, держась за руки, покачиваются: 1,2,3, на носочек, 1,2,3, на носочек, хлопнули, и разошлись- мальчики делают приставной шаг вправо, а девочки покачиваются на месте. Так происходит смена партнёров, и всё сначала).
8)- А сейчас последний танец. «Приглашение во время танца», главное правило: нельзя отказываться.
3. Прощание.
- До свидания, вы очень хорошо танцевали! Не забудьте, первыми выходят девочки.