Какие бывают программы в школе. Понятие и виды образовательных программ в начальной школе

Программа «Школа России» для начальной школы - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Это комплект для начальной школы, по которому мы все учились в советское время, с некоторыми изменениями. В качестве единого целого УМК «Школа России» работает с 2001 года. Авторы программы «Школа России» - ученые, чьи имена известны всем, кто работает в системе начальноо образования: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др.


Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи: развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности формирование естественной мотивации учения.

Программа начальной школы «Школа России» считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Мнение специалиста

«Я работаю в школе с детьми много лет по традиционной программе «Школа России»,– говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы Татьяна Михайловна Бобко. – По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми. Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика».

Начальная школа ХХI века


Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни. Программа разработана коллективом ученых Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Систему УМК «Начальная школа XXI века» выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Основными задачами программы являются: формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).

Организация учебного процесса построена таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Основной принцип обучения - начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник - не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

Мнение специалиста

«По этой программе работаю третий год, мне она очень нравится, – говорит Ирина Владимировна Тябирдина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы. – Скажу откровенно, материал рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)».

Мнения родителей о программе

«Мы закончили учиться по программе Виноградовой. Сначала долго ждали когда дети действительно начнут учиться. Ко второму классу поняли, что не такая она и легкая. Есть у нее и некоторые минусы: большое количество тетрадей, которые они полностью не успевают проходить. Ну и нам, учившимся еще по советским программам, не все нравится в нынешнем обучении, поэтому придираемся по мелочи».

« Перспективная начальная школа»

«Перспективная начальная школа» - результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГУ, МГПУ. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

«Планета знаний»

Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт – «Планета знаний». Среди авторов – 4 заслуженных учителя России.

Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития.

Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.


Мнение специалиста

«Программа интересная, – комментирует педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 353 им. А.С. Пушкина г. Москвы Наталья Владимировна Черносвитова. – Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу. Ученикам четвертого класса, мы вводим задания из пятого класса, поэтому, на мой взгляд, в этой программе одни плюсы. Что касается чтения, то все хором говорят: «Дети отлично читают».

Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсон, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным. По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в Центральном округе проводятся специальные курсы.

«РИТМ»

Комплекс учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» («РИТМ») предназначен для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебников – известные ученые и методисты, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования. Учебно-методический комплект (УМК) «РИТМ» выпускает издательство «Дрофа».

Основные принципы программы заключаются в том, что каждый ребенок: должен быть успешен; включается в активную учебно-познавательную деятельность; получает возможность раскрыть свою индивидуальность; учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.

«Перспектива»

Автор программы - научный руководитель, д.п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования - Л.Г. Петерсон. К слову, ее личные учебники в список государственных не входят.

Образовательная программа «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.

В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем.

Отзывы родителей

«Программа слишком простая, слабая математика, мало времени уделяется письму. В школе будущего первоклассника занимались по Петерсон, ребенок узнал больше, чем за весь первый класс по "Перспективе". Но отлично подойдет деткам, с которыми до школы не особо занимались. Все темы длительно "разжевываются" учителем. Домашние задания легко выполняются без участия родителей, кроме окружающего мира. По нему систематически задают доклады или презентации, которые ребенок выполнить сам не в силах, приходится все делать мне».

Развивающая система Л.В.Занкова

Программа Л.В. Занкова направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства.

Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.

Мнение специалиста

«Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность».


«Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, - дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники».

Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных систем. Особое место в этой системе уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы - научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В системе Эльконина-Давыдова, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на страницах блога! Не кажется ли вам, что когда наши родители отправляли нас в первый класс, то им было намного проще, чем нам с вами? Основной заботой была покупка школьной формы, портфеля и всех необходимых принадлежностей. Перед нами же сегодня стоит более серьезный и ответственный выбор. Помимо всего прочего нужно определиться еще и с тем, по какой программе будет учиться ребёнок, как и чему его будут учить в школе.

Сентябрь не за горами, а бедные родители в суматохе и тревоге штудируют сайты о программах обучения для младших школьников, просматривают отзывы и в порыве отчаяния на различных форумах спрашивают: «А какая лучше?»

Чтобы уберечь вас от подобной ситуации и придать уверенности в будущем вашего ребенка, я постаралась в этой обзорной статье доступно и просто рассказать про основные программы обучения в начальных классах наших Российских школ на 2016—2017 учебный год. И обязательно посмотрите видео в конце статьи, узнаете много нового)

План урока:

«Школа 2100»

Это одна из немногих программ, которая является непрерывной, то есть дети могут обучаться по ней, начиная с детского сада и вплоть до одиннадцатого класса. существует уже 20 лет и широко распространена в российских школах.

В ходе обучения дети осваивают большой объем материала. Программа предполагает самостоятельную деятельность учеников, когда учитель не учит, а направляет и контролирует процесс обучения. При этом педагог находит индивидуальный подход к каждому. В обучении присутствует творческое начало.

«Школа России»

Это программа, по которой учились еще наши родители и некоторые из нас. На дворе уже 21 век, а она до сих пор остается актуальной.

Программа не зря называется . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал частью поколения истинных патриотов, то эта программа будет идеальным решением данного вопроса. Обучение в частности направлено на то, чтобы развить в каждом ребенке интерес к той стране, в которой он живет, вызвать стремление к ее дальнейшему изучению и познанию. Программа предполагает воспитание человека, который будет возвеличивать свою Родину, любить и уважать людей, а также с трепетом, любовью и осторожностью относиться к природе.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Стоит сразу отметить, что обучения достаточно сложная. Ее слоганом можно сделать поговорку «Терпение и труд все перетрут». Информация не дается ученикам в готовом виде – учащиеся должны научиться самостоятельно находить ее, изучая причины того или иного явления.

Система не предусматривает выставление отметок. Вместо этого учитель предоставляет родителям информацию об учебных и творческих успехах их ребенка в виде портфолио. Основной упор не на результат, а на способ его достижения. Это эффективно, так как позволяет лучше запомнить информацию, которую ученик «прожевывает» и «проглатывает» самостоятельно.

«Перспективная начальная школа»

Педагоги, обучающие по данной программе, в своей работе особое внимание уделяют индивидуальности каждого ребенка. При этом они учитывают, сколько лет ученикам, какой уровень развития они имеют, а главное – их интересы. Общеизвестно, что абсолютно каждый из нас талантлив, нужно лишь дать этому таланту толчок. Задача педагога – разбудить способности ребенка и направить их по правильному течению.

Перспективная начальная школа предполагает, что во время обучения дети играют роли не только тех, кто чему-то учится, но и организаторов учебных действий. Важно то, что ученики работают и самостоятельно, наедине с собой, и в группах. Особое внимание уделено процессу поиска информации. Программа также предполагает соединение учебных предметов в одной дисциплине, что позволяет сформировать целостную картину мира.

«Начальная школа XXI век»

Занимаясь , дети учатся быть самостоятельными, у них формируется умение контролировать себя без чьей-то помощи и правильно себя оценивать (что тоже очень важно). Педагог старается проводить занятия в диалоге, предоставляя своим ученикам право на собственное мнение, не наказывая и не порицая за ошибки. Так что здесь не стоит бояться того, что у вашего ребенка разовьется так называемый «синдром отличника».

Оценивается не сам результат, а то, как ученик к нему пришел. Обучение также предполагает выработку умения аргументировать свое мнение уже в школе, начиная с первых дней за партой.

«Перспектива»

Уже само название программы обещает родителям многое. Главная задача – это воспитать в ребенке духовно-развитую личность, личность гражданина.

У младших школьников с первого класса формируется система ценностей гуманизма, нравственности. «Перспектива» направлена на пробуждение в каждом ребенке интереса к познанию чего-то нового, что в итоге перерастает в самостоятельность. Учитель, прежде чем дать готовую информацию, показывает проблему, решение которой и будет новым знанием.

«Планета знаний»

Обучение построено следующим образом. Перед учениками ставятся задачи, и не простые задачи, а творческие. Дети должны научиться решать их самостоятельно, но не без помощи учителя, который направляет и контролирует своих учеников.

Учащиеся должны овладеть первичными навыками поиска информации, научиться последовательно действовать при решении проблем, находить причины и способы их устранения. На « » информации много (не зря же она так называется), и задача педагога – помочь освоить их «космическим путешественникам», впервые оказавшимся в открытом космосе знаний.

Система Занкова

Процесс обучения проходит не традиционно, когда учитель рассказывает, а дети запоминают. Задача педагога заключается в том, чтобы осваивание нового материала проходило в творческой форме. На основе данных учителем примеров ученики должны «докопаться» до истины самостоятельно. Именно поэтому особое внимание уделено практическому применению полученных знаний. Однако и теоретическая часть не остается в стороне и имеет не меньшее значение в процессе обучения.

Несмотря на высокий уровень трудности, система предполагает быстрое освоение материала.

Российский литературовед Михаил Гаспаров в одной из своих работ сказал, что школа должна отвечать требованиям, которые будут актуальны через 20 лет. И наша задача – выбрать ту школу и ту программу, которая справится с данной задачей, если конечно вам предоставят право такого выбора. Так же стоит учитывать особенности вашего ребенка, уровень его развития и интересы.

Лично я отдаю предпочтение «Школе России». По этой программе уже четвертый год учится моя дочь. А в следующем году по ней же будет учиться мой сын. И я всем довольна.

Тема, касающаяся программ обучения настолько актуальна, что ей даже целые телепередачи посвящают. Одна из них ниже. Смотрите видео. Очень много информации.

И помните, ШколаЛа всегда рядом и всегда готова помочь добрым советом.

Всего Вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.
Плюсы этой программы : идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Программа Перспектива

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Планета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения - дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Перед родителями логично возникает вопрос - какую программу выбрать для своего ребенка? Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробованы на практике. Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех - независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно. Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка к школе.


В первую очередь, при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания. И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах.

Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам.

В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Школа 2010", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Классическая начальная школа", "Планета знаний", "Перспектива". Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Занкова или Эльконина-Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие — деятельный.

Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.

Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как "Школа России", "Перспектва", "Школа 2100", "Планета знаний" и "Гармония".

"Школа России" считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение "Окружающего мира" по учебникам А. А. Плешакова . Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.

Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это "Перспектива" . Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума. Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом "Перспективы" можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материалам Л.Г.Петерсон . Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу.

УМК "Школа 2100" построен так, что дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении.

Программа "Планета знаний" считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК — нацеленность на саморазвитие ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в "Школе 2100" учебные пособия "Планеты знаний" содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых.

Основным принципом УМК "Гармония" является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу.

Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в одном месте. На сайте книжного интернет-магазина "Лабиринт" существует специальный раздел "Школьный гуру" , в котором можно сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам. С помощью этого раздела можно как изучить предлагаемые материалы программ, так и собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён.

Нужно иметь в виду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за несколько лет могли поменяться авторы учебников или концепция преподавания в целом. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

Обсуждение

Я выбрала систему школа 21 века, слышала о ней много хороших отзывов от подруг, у некоторых дети уже закончили 4 класс, перешли в 5, и хорошо учатся. Программа заточена на то, чтобы заинтересовать ребенка и мотивировать его учиться, развить логику, научить высказывать собственное мнение, а не просто механически выполнять задания.

Жаль, что мало слов про систему начальной школы 21 века. У меня ребенок сейчас проходит обучение по ней. Я скажу, что очень довольна результатами. Вижу, как у ребенка растет эрудированность, любовь к получению знаний. Эта система мне нравится тем, что в первую очередь создает подход к ребенку, как к личности.

03.05.2018 16:32:40, Ника099

Здравствуйте! Спасибо за статью. было очень интересно познакомится с мнением о различных образовательных системах России.
Хочу сказать, что самая простая и понятная образовательная программа России младших классов - это Перспектива, намного сложнее "Школа России". Остальные вообще очень сложные как для маленького ребенка.
По роду своей деятельности активно ищу ответы на окружающий мир и другие предметы и просто поражаюсь как сейчас сложно учиться даже в 1 классе. А родителей как грузят различными поделками и другим творчеством...

Как тут "Гармонию" расхвалили-то...
Математика просто ужасна, точнее, это не математика. От нормальной в моем понимании программы отстает на полгода-год... Если так же учиться потом в средней школе и старшей, то при должном старании квалификацию дворника получить можно, да).
Русский язык несколько своеобразен, есть моменты, с которыми я не согласна, наша учительница тоже, а у нее уже большой опыт.
Чтение порой интересное, таких произведений не было в нашей программе,но половина программы для первых 3 классов все-таки годится для 6-7 лет, а не школьников. По чтению у учителя тоже замечания. Учебник окружающего мира сделан красочно весьма и интересен, может быть, для ребенка, без сложных вывертов. Но при этом тоже на год отстает, если честно. Например, в первом классе про птиц говорится, что у них 2 ноги, 2 крыла и они летают, это уже дети лет 3-4 знают, да и детский сад не дремлет), к школе готовит.
Труд неоднозначен тоже, взять бы из 3 классов самое интересное и запустить за 2 года, а не 3, детский сад исключить.
Других программ я близко не видела, там наверняка есть куча недостатков тоже). Говорю про то, что видела. В итоге математику поменяли на Петерсон, там тоже есть недостатки, но это хотя бы математикой можно назвать. "Гармония " в целом, пожалуй, гармонична в том смысле, что рассчитана на детей, к школе не готовых, с любыми, даже скромными способностями, плюс которые считать и читать и прочее совсем до школы не учились. И 2 крыла у птиц для них откровение.

Комментировать статью "Образовательные системы в начальной школе: как определиться"

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Есть ли смысл? Ребенок учится в 1 классе, учитель очень молодой и не опытный, по ее словам она "ищет себя". Я против того, чтобы на моем ребенке учились и искали себя, к тому же...

Начальная школа, посоветуйте, бывалые. Выбор школы. Образование детей. Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Образование детей. И с другими программами.

В школе программы " Школа России" и " Школа 2100". Гимназия 1517. Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы Как и в " Школе 2100 " учебные пособия "Планеты знаний" содержат разноуровневые задания: от У нас Школа 21 века.

Обучающие программы. Образование детей. И с другими программами. Программа обучения в начальной школе +. ШКОЛА РОССИИ. На минуточку, по новому ФГОСу именно эта программа настоятельно рекомендуется в начальной школе.

После начальной школы грамотность была, все диктанты писались на 4-5, все вступительные были пройдены с легкостью, а к концу 7-го класса она пропала. Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Программа 21 век (Виноградова).

Программа начальных классов. ...затрудняюсь выбрать раздел. Образование детей. Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы.

Начальная школа 1-3 - посоветоваться.. Выбор школы. Образование детей. Раздел: Выбор школы (начальная школа по программе 1-3). Начальная школа 1-3 - посоветоваться. Есть такой вопрос. Сын идёт в первый класс в следующем году.

Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы, стандарт ФГОС В начальной школе в 57-ой такие же программы, как и у всех остальных. Петерсон или Гейдман.

Тема создана для обсуждения статьи Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Жаль, что мало слов про систему начальной школы 21 века. У меня ребенок сейчас проходит обучение по ней. Я скажу, что очень довольна результатами.

В начальной школе в 57-ой такие же программы, как и у всех остальных. Петерсон или Гейдман. 21.05.2013 14:14:04, Красно Солнышко. Но вообще это был ответ не о программе, а о том, что система образования в СССР была не самой плохой.

5. Школа России. Программа начальной школы очень растянута. Сейчас, когда сын в 5-ом классе 11-летней школы, я думаю, что он даже старше, чем я была в 4-ом классе 10-летней Домашние задания в Образовательные системы в начальной школе: как определиться.

В начальной школе в 57-ой такие же программы, как и у всех остальных. Теперь внимательно читаем тему топика: "Единая программа в _ начальной Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Даже в рамках одной школы сами учителя начальных...

Мы в начальной школе учились по Петерсон, с 5-го класса перевели наш класс на "классический" учебник Виленкина. И в началке подавляющее большинство детей с методикой Петерсон справлялись, и на Виленкина легко перешли.

Мой ребенок заканчивает начальную школу по этой программе. Проблем нет! Есть свои минусы: во 2 классе совершенно непонятная мне программа по чтению, в 3 классе очень слабая математика, по английскому часов в 2 раза!!! меньше, чем требуется по программе.

начальная, средняя школа и матклассы это совсем разные системы... Среди двух (или 3?) матклассов в параллели был лишь 1 ученик из По каким учебникам преподают русский, математику, английский? Образовательные системы в начальной школе: как определиться.

Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. Поделитесь впечатлениями от программ начальной школы: - школа россии - школа 2100 - гармония.

Посмотрите другие обсуждения: Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы, стандарт ФГОС, Министерство образования. Экстернат: Быстро- школа.

у меня тетя - учительница начальных классов - уже второй раз набирает на Виноградову, считает эту систему лучшей, но при условии, что у учителя достаточно опыта, чтобы все связать. Образовательные системы в начальной школе: как определиться.

Начальная школа - программа образования. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Такая ситуация: долго мучалась выбором школы (детенышу на 1 сентября 6,6 лет - девочка). Пришла к выводу что я хочу получить от школы: 1. Хороший, любящий и уважающий детей...

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Начальная школа. В чем состоит принципиальное отличие российской начальной школы Ну совсем не так. Программа начальных классов расчитана на 3,6 уч.года. 1-3 это когда ее...

  • 8. Функции, основные направления деятельности классного руководителя
  • 9.Базисный учебный план и государственный образовательный стандарт
  • 10.Социализация: стадии, факторы, средства и механизмы
  • 11.Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
  • 13. История педагогики и образования как область научного знания
  • 14. Закономерности и принципы обучения
  • 15. Педагогический процесс: понятие и основные функции
  • 16. Понятие о методах обучения и их классификация
  • 17. Традиционные и инновационные технологии обучения
  • 18. Педагогическая антропология как междисциплинарная область знаний о человеке
  • 19. Управление образовательными системами
  • 20. Дополнительное образование детей
  • 21. Стили и культура педагогического руководства
  • 22.Сущность и структура педагогической деятельности
  • 23.Развитие экологической культуры личности
  • 24. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • 25.Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
  • Профессиональная я-концепция учителя
  • Профессиональное самосознание учителя
  • Раздел 2. Психология Примерные вопросы по психологии для гиа
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "психология"
  • Понятие о характере: определение, структура, акцентуации
  • 2.Этика практического психолога
  • 3. Предмет, объект, история и задачи психодиагностики
  • 4. Роль психологической службы в образовании
  • 5. Проблема периодизации психического развития
  • 7. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
  • 8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • 9 . Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента по и.П. Павлову
  • 10. Основные психологические теории и их взаимосвязь
  • 11. Психология как наука: объект, предмет, методы исследования
  • 12. Становление и современное состояние отечественной психологии (основные психологические школы и направления).
  • 13.Проблема личности в психологии
  • 14. Теоретические основы, цели, задачи и структурные компоненты психологического консультирования.
  • 15. Психологическая характеристика младшего школьного возраста: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 16.Психологическая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, кризисы развития, новообразования.
  • 17. Психологические особенности подростка: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 18. Психология ранней юности: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 19. Психология общения: цели, средства, функции и виды.
  • 21. Проблема деятельности в психологии. Теория деятельности по л.С. Выготскому
  • 22. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности
  • 23. Конфликт: функции, структура, динамика развития и методы разрешения
  • 24. Психологические особенности семьи, её структура и динамика развития
  • 25. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей
  • Раздел 3. Методика преподавания Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология начального образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология начального образования"
  • 1. Изобразительная деятельность младших школьников как составная часть эстетического воспитания
  • 2. Методы и принципы обучения родному языку в начальной школе
  • 3. Научные основы методики обучения грамоте в начальной школе
  • 4. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в начальной школе.
  • 5. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.
  • 6. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.
  • 7.Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
  • 8.Организация изобразительной деятельности младших школьников во внеклассной работе
  • 9. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку
  • 10. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников
  • 11. Организация образовательного процесса в начальной школе
  • 12. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы
  • 13. Виды образовательных программ в начальных классах
  • 14. Особенности преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • 15. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • I класс:
  • II класс:
  • III класс:
  • IV класс:
  • 16. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников
  • 1. Слушание музыки.
  • 5 Импровизация.
  • 17. Место трудового обучения в начальной школе на современном этапе
  • 18. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром
  • 19. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • 20. История воспитания и начального образования в россии
  • 21. Методика обучения решению простых задач в начальной школе
  • Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
  • Задачи на разностное сравнение
  • 22. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.
  • 23. Методика преподавания математики как учебный предмет.
  • 24. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.
  • 25. Методика преподавания технологии в начальной школе.
  • Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология дошкольного образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология дошкольного образования"
  • Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая, общение
  • Характеристика активных методов обучения и техника их применения
  • Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью
  • Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
  • Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
  • Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников
  • Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции
  • Классификация игр, функции и структура разных видов игр
  • 2 Группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
  • Роль. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
  • Проблема готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
  • Среднее профессиональное образование и его место в системе непрерывного образования
  • Содержание среднего педагогического образования
  • Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя: основы, компоненты и уровни
  • Исходя из вышесказанного, можно выделить критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.
  • Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры
  • Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания
  • Проблема подготовки детей к обучению грамоте
  • Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
  • Подготовка преподавателя к учебному занятию
  • Технология педагогического требования, педагогической оценки.
  • Литература:
  • Абрамова г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов - 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 2008
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, в.В. Столина. - м.: Изд-во мгу, 2009
  • Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, а.Г. Шмелева. - м.: Изд-во мгу, 2009.
  • 13. Виды образовательных программ в начальных классах

    стоящее время в системе начального образования функционируют разнообразные виды образовательных программ, среди которых наиболее востребованными являются следующие:

    Дидактическая система Л.В. Занкова.

    Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

    Основные принципы:

    1.Высокий уровень трудности.

    2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

    3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

    4. Осознание школьниками хода умственных действий.

    5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

    6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.

    7. Развитие каждого учащегося класса.

    Суть технологии:

    Урок имеет гибкую структуру.

    На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.

    Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

    Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

    Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.

    Развивающая программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

    Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

    Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.

    Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х - 90-х годах XX столетия.

    Основные принципы:

    Дедукция на основе содержательных обобщений;

    Теоретическое содержательное обобщение;

    Восхождение от абстрактного к конкретному;

    Особенности технологии:

    - Отрицание концентрического построения учебных программ.

    Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.

    Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.

    Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.

    Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

    На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором – проблемное обучение.

    Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.

    Программа «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, О.Т. Поглазова, Н.М. Конышева).

    Первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

    Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).

    Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

    «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта .

    Программа « ШКОЛА 2000...» - «ШКОЛА 2100» (Л. Г. Петерсон, Р.Н. Бунеев).

    В основу данной образовательной программы положены следующие педагогические принципы.

    А. Личностно ориентированные принципы.

    1. Принцип адаптивности.

    2. Принцип развития.

    3. Принцип психологической комфортности.

    Б. Культурно ориентированные принципы.

    1. Принцип картины мира.

    2. Принцип целостности содержания образования.

    3. Принцип систематичности.

    4. Принцип смыслового отношения к миру.

    5. Принцип ориентировочной функции знаний.

    6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

    В. Деятельностно-ориентированные принципы.

    1. Принцип обучения деятельности.

    2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

    3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

    4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

    5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

    Данные образовательные программы за последнее 10 лет позволили решить следующие задачи:

    Обновлено содержание образования от дошкольного до 7 класса средней школы;

    Сформулирована современная дидактическая система;

    Решена проблема преемственности и непрерывности между всеми звеньями образовательного процесса;

    Разработана и построена внутри системы методика формирования средствами предметов функциональной грамотности;

    Построена система, формирующая информационную грамотность, не только на предмете «Информатика», но сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах;

    Создан комплект учебников.

    Программа «Школа России».

    Данная образовательная программа для начальной школы имеет следующие отличительные черты:

    1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления.

    2. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.

    3. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык.

    4. «Школа России» - школа духовно нравственного развития.

    5. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.

    6. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.