Фонетический разбор слова но. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова в начальных классах

Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».

Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.

Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Гласные буквы

В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».

Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.

Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:

  1. когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
  2. когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
  3. когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].

Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.

Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].

Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].

Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].

Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.

Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. [б] - [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
  2. [в] - [ф]: [в]ода – [ф]анера;
  3. [г] - [к]: [г]олос – [к]орова;
  4. [д] - [т]: [д’]ятел – [т]уча;
  5. [ж] - [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
  6. [з] - [с]: [з’]има – о[с’]ень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. [б] - [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
  2. [в] - [в’]: [в]ата – [в’]илка;
  3. [г] - [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
  4. [д] - [д’]: [д]ож[д’];
  5. [з] - [з’]: [з]олото – [з’]евать;
  6. [к] - [к’]: [к]уст – [к’]исть;
  7. [л] - [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
  8. [м] - [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
  9. [н] - [н’]: [н]ос – [н’]юх;
  10. [п] - [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
  11. [р] - [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
  12. [с] - [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
  13. [т] - [т’]: [т]апок – [т’]ень;
  14. [ф] - [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
  15. [х] - [х’]: [х]оккей – [х’]ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • [й’] – [й’]од;
  • [л] – [л]ама;
  • [л’] – [л’]ейка;
  • [м] – [м]орковка;
  • [м’] – [м’]юсли;
  • [н] – [н]осорог;
  • [н’]– [н’]етопырь;
  • [р] – [р]омашка;
  • [р’] – [р’]ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга» .

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • [х] – [х]орек;
  • [х‘] – [х‘]ирург;
  • [ц] – [ц]апля;
  • [ч’] – [ч’]еловек;
  • [щ’] – [щ’]етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?» .

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
  • [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
  • [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • [й’] – [й’]огурт;
  • [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
  • [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

План фонетического разбора

  1. Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
  2. Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
  3. Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
  4. Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
  5. Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
  6. Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
  7. Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

Специальные знаки транскрипции

Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:

  • [ " ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О"сень);
  • [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ"мный);
  • [’] – знак смягчения согласного звука;
  • [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
  • – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
  • [и э ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘и э сна]);
  • [ы э ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шы э птат ‘];
  • [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
  • [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
  • [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
  • [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).

Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].

Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:

  • озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
  • оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
  • оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
  • смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
  • смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
  • нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
  • сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
  • сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
  • суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
  • окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
  • в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).

А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

Примеры фонетической транскрипции слов

  1. отъезд
  2. отъ-е"зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [атй’э"ст]
  4. о - [а] – гласный, безударный
    т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    ъ – [–]
    е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный
    з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
  5. 6 букв, 6 звуков
  6. Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й"] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.

Еще один пример:

  1. грамматика
  2. грам-ма"-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [грам:ат"ика]
  4. г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
    р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, ударный
    т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
  5. 10 букв, 9 звуков
  6. Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]

И последний:

  1. становились
  2. ста-но-ви"-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
  3. [станав’и"л’ис’]
  4. с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный,безударный
    н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    о – [а] – гласный, безударный
    в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, ударный
    л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    ь – [–]
  5. 11 букв, 10 звуков
  6. Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.

Вместо послесловия

Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.

Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Фонетический разбор слова входит в обязательную школьную программу. Этот вид анализа зачастую вызывает затруднения, поскольку в данном случае недостаточно выучить теорию и знать все термины. Требуется обязательно развивать фонетический и фонематический слух. Для этого нужно регулярно выполнять практические задания, а слова проговаривать вслух. В высших учебных заведениях фонетическому анализу тоже уделяют много внимания. Его выполняют в рамках изучения фонетики в курсе современного русского языка. Студенты филологических факультетов делают максимально подробный фонетический разбор слова, используют больше терминов и обозначений при анализе. Однако в целом правила разбора едины для всех, за исключением некоторых дополнений.


Основной принцип фонетического разбора слова
Основная проблема, возникающая при фонетическом разборе слова: влияние буквенной формы слова. Сложно абстрагироваться от буквенного написания и не путать буквы со звуками.

Главный принцип фонетического анализа – всё внимание концентрировать именно на звучании слова. Его нужно записать в транскрипции так, чтобы оно было максимально приближено к звучанию. Несколько простых советов помогут правильно затранскрибировать слово.

  1. Обязательно произнесите слово вслух несколько раз, вдумайтесь в особенности его звучания
  2. Запишите в транскрипции слово так, как вы его слышите.
  3. Не вносите в транскрипцию исправления, если слово стало непохоже на своё буквенное обозначение. Звук «ы» после «ж» и «ш», появление «й», нарушение норм орфографии не должны являться причинами исправлений: транскрипция слова не соответствует привычным для нас правилам.
  4. После записи попробуйте произнести слово ещё раз, проговаривая отдельно каждый звук. Тогда вы наверняка внесёте дополнительные коррективы.
  5. Если какие-то звуки вызывают сомнения, выберете один вариант или запишите оба. Нередко слово можно транскрибировать по-разному, поскольку само произношение допускает альтернативу. Некоторые звуки занимают промежуточное положение между двумя вариантами.
Чтобы выполнить фонетический разбор слова правильно, очень важно точно затранскрибировать его, воспользовавшись рекомендациями.
Характеристика звуков в фонетическом разборе

Выполняя фонетический анализ слова, нужно дать характеристику каждому записанному в транскрипции звуку. Все звуки делят на гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными. Описывая согласные звуки, следует указать следующие признаки в данной последовательности:

  • глухость/звонкость;
  • парность/непарность;
  • твёрдость/мягкость.
Понадобится выучить звонкие и глухие согласные, всегда твёрдые и всегда мягкие согласные, а также особое внимание уделить непарным согласным. Лучше иметь специальную памятку, где будут перечислены все согласные звуки по позициям:
  • звонкие парные: б, в, г, д, ж, з;
  • звонкие непарные: й, л, м, р, н;
  • глухие парные: п, ф, к, т, ш, с;
  • глухие непарные: х, ц, ч, щ;
  • только твёрдые: ж, ш, ц;
  • только мягкие: й, ч’, щ’.
Графическое обозначение мягкости – апостроф. Нужно запомнить, что в «й» мягкость указывать не стоит.

Выполняя фонетический разбор слова надо постоянно учитывать, что гласных звуков «е», «ё», «ю» и «я» не существует. Попробуйте произнести их – вы убедитесь, что это два звука: «й» и соответственно «э», «о», «у» и «а».

При транскрибировании буквы имеют два звуковых варианта.

  1. После согласных буквы «е», «ё», «ю», «я» соответствуют звукам «э», «о», «у», «а». Они смягчают согласный, стоящий впереди (кроме тех, которые всегда являются твёрдыми). Нужно помнить, что в заимствованных словах согласный звук перед «э» тоже может оказаться твёрдым. Прежде чем обозначать мягкость и приступать к характеристике звука, надо прислушаться к звучанию слова и при необходимости обратиться к словарю.
  2. После гласной, мягкого и твёрдого знака, в начале слова буквы распадаются в транскрипции на два звука: к гласному добавляется «й», стоящий перед ним.
Звук «й» может возникать там, где его нет в привычном буквенном обозначении, как в предыдущих примерах. Это связано с историческим развитием языка и его изменениями, подробно рассматривается в курсе истории русского языка на филологических факультетах. Чаще всего явление наблюдается в притяжательных прилагательных, отвечающих на вопрос чьи?:

собачьи [сабач’йи]

лисьи [л’ис’йи]

Внимательно вслушивайтесь в звучание слова, произнося его вслух: тогда вы обязательно обнаружите в нём звук «й», если он там есть.

Фонетические процессы
При анализе слова как фонетической единицы, нужно знать, какие существуют фонетические процессы. В школе изучают 4 основных фонетических процесса.

  1. Оглушение согласных на конце слова. Звонкие согласные становятся глухими, что отражается при транскрибировании слова и характеристике звука. Гриб [грип].
  2. Смягчение твёрдых согласных перед мягкими. Важно помнить, что происходит смягчение далеко не всегда. Чаще всего смягчёнными оказываются з, с, д, т, н. Здесь [з’д’эс’].
  3. Ассимиляция (уподобление) звонких согласных перед глухими. Звонкие оглушаются. Губки [гупк’и].
  4. Ассимиляция глухих согласных перед звонкими. Глухие озвончаются. Сбить [зб’ит’].
В профильных гимназических классах с языковым уклоном, а также на филологических факультетах изучают явления аккомодации, диссимиляции и редукции. Их надо выучить, хорошо в них ориентироваться абитуриентам. При аккомодации происходит частичное приспособление артикуляции ударного гласного и согласного, находящихся рядом: начало артикуляции гласного приспосабливается к окончанию артикуляции предшествующего звука, началу артикуляции последующего звука. Диссимиляция – это расподобление звуков. В процессе редукции происходит ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания. Редукция может быть количественной (уменьшается сила звучания, долгота, тембр сохраняется, подвержены гласные и и у) и качественной (теряются признаки тембра звука, подвержены гласные э, а, о).

Алгоритм фонетического разбора слова
Фонетический разбор слова нужно производить в строгом соответствии с заданным алгоритмом. В школе слово как фонетическую единицу следует анализировать следующим образом:

  1. Сначала выпишите слово.
  2. Произнесите его и прислушайтесь к звучанию.
  3. Затем в квадратных скобках напишите транскрипцию слова, отразив все имеющиеся в нём звуки и обозначая дефисом слогоделение.
  4. Напишите, сколько в слове слогов, какой слог является ударным.
  5. Выпишите в столбик все буквы слова, а рядом с соответствующими буквами в квадратных скобках укажите звуки.
  6. Дайте характеристику каждому звуку, начав с обозначения, гласный он или согласный.
  7. Гласные и согласные характеризуются по-разному:
    • у гласных нужно указать, являются ли они ударными;
    • у согласных укажите глухость/звонкость, парность/непарность, приведите парный звук, обозначьте твёрдость/мягкость и парность по данному признаку, напишите твёрдую или мягкую пару.
  8. Подведите под столбиками букв и звуков горизонтальную линию, пересчитайте количество букв и звуков, укажите его.
Студенты филологических факультетов дают более подробную характеристику звуков. Гласные делятся по рядам (передний, средний, задний) и подъёму (верхний, средний, нижний), а также на лабиализованные и нелабиализованные. Согласные отличаются способом образования, участием голоса. Выделяют шумные и сонорные, губные и язычные согласные звуки, которые, в свою очередь распадаются на ряд групп.

Фонетический разбор слова требует развития фонетического слуха и знания основных характеристик звуков. Достаточно следовать принципу разбора и придерживаться алгоритма, чтобы выполнить его правильно.

Инструкция

Разобрать на можно, анализируя звуки в той последовательности, в которой они находятся в .
Вы должны знать, что все звуки делятся на две основные группы: гласные и согласные. Поэтому, когда будете разбирать слово, начните с выяснения того, гласным или согласным является звук.
Знайте, что гласные звуки образуются при помощи , а согласные - и при помощи голоса, и при помощи шума(если это звонкий или звук). Глухие согласные состоят только из шума.
Записывайте звуки, заключая в квадратные скобки. Например, [ д ].

Если вы определили, что звук согласный, напишите, глухим или звонким он является.
Помните, что почти все звуки образуют пары по звонкости - глухости. Например, у звонкого [б ] парой будет [ п ].
Но есть и такие, которые не имеют пары. Например, у сонорных звуков [ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й ] нет пар. Также у глухих [ ч ] [ щ ] [ х ] [ ц ] нет парных звонких.
Когда вы разбираете слово на звуки, не забудьте указать, есть ли у него пара. Например, в слове "суп" звук [ с ] является согласным, глухим парным.

Вы должны определить также, твердым или является согласный звук. Мягкими звуки будут, если после них стоят Е,Ю,Я,Ь,И. Например, в слове "мяч" звук [ м ] является согласным, звонким непарным и мягким.

По мягкости/твердости звуки тоже образуют пары. Так, [ б ] может быть как твердым, так и мягким. Все зависит от его позиции в слове.
Но не все звуки имеют пары. Например, звуки [ ч ] [ щ ] [ й ] всегда только мягкие, а [ ж ] [ ш ] [ ц ] - твердые.

Знайте, что есть ситуации, при которых буквы образуют два звука. Если буквы Е,Ю,Я стоят в начале слова, или после Ь,Ъ, или после гласного, они образуют следующие комбинации:
ю - [ й ], [ у ];

е - [ й ], [ э ];

я - [ й ], [ а ].
Например, в слове "яма" буква Я обозначает два звука: [ й ] и [ а ].

Источники:

  • как разобрать слово меня

По частям речи не трудно, если знать последовательность действий. Правда, хорошо бы еще запастись словобразовательным словарем. Но и если его нет, не беда - чаще всего с разбором слова по составу все справляются и без него.

Вам понадобится

  • - Тетрадь с заданием - Простой карандаш

Инструкция

Посмотрите, ли перед корнем какая-либо часть слова. Часть слова, стоящая перед корнем, нызвается приставкой. Приставок может быть несколько. Проверить это несложно: если отбросить первую приставку, останется слово, существующее в . Например: переподготовить. Здесь будет 2 : пере- и под-. Если убрать приставку пере-, останется слово "подготовить".

Если между корнем и окончанием осталась невыделенная часть слова, скорее всего, это суффикс. Суффиксов, как и приставок, может быть несколько: два, три и иногда даже четыре. Если у вас есть сомнения, воспользуйтесь словообразовательным словарем.

Видео по теме

Разбор слова по составу – аналитическая работа со словом, подразумевающая его деление на морфемы. В филологии такая работа называется «морфемный анализ слова». Понятие морфемы ввел в лингвистику И.А. Бодуэн де Куртенэ в 19 веке. Задачи морфемного анализа – выяснить, членимо ли слово, какие функции и значения имеют его морфемы. Под морфемой понимается минимальная, далее неделимая значимая часть слова или словоформы. Отличие морфемы от фонемы– ее значимость (фонема сама по себе ничего не обозначает, при дальнейшем делении морфема распадается на незначимые фонемы). Отличие от слова и предложения – неделимость. Значение морфема реализует только в слове.

Вам понадобится

  • бумага, ручка

Инструкция

В школьной программе традиционно морфемы классифицируют по их месту в слове и выполняемой ими функции. По такой классификации морфемы бывают корневыми и . Служебные морфемы (аффиксы) далее классифицируются по месту в слове: префиксы, суффиксы, инфиксы, интерфиксы, конфиксы, флексии. В школьной программе принято выделять корень (корневую морфему), приставку (префикс), суффикс и окончание (флексию). Также при традиционном школьном разборе слова по выделяют и соединительные гласные (если такие есть в слове).

Разбор всего начать с определения части речи, которую предстоит анализировать. Это нужно для того, чтобы сразу определить, есть ли у словоформы та или иная морфема. Запомните: неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, сравнительная форма прилагательного, начальная форма глагола) не имеют окончания.

Затем попробуйте (существительное, прилагательное) или проспрягать слово (глагол). Иными словами, измените его в пределах словоформы. Выделите окончание или формообразующие аффиксы (например, суффикс степени сравнения: «красивее», суффикс «-л-», указывающий на прошедшее время, префикс «наи-», маркирующий превосходную степень, суффиксы деепричастий, суффиксы страдательных причастий и др.). Чтобы не ошибиться в определении частей слова, ознакомьтесь, как их определяют лингвисты. Окончание является изменяемой частью слова, выражающей морфологическое значение и связывающей слова в единое предложение. Именно оно указывает на отношения между словами в предложении или словосочетании: «пенал брата» – пенал, принадлежащий брату, на принадлежность указывает родительный падеж слова «брат». Окончание всегда стоит в конце слова. Исключение составляют слова с суффиксами, стоящими после окончания (постфиксами). Окончание обычно заключат в квадратик.

Вся оставшаяся часть слова представляет собой его основу. Она выделяется под словом (снизу) с помощью прямой линии и ограничивающих ее «поднятых бортиков». В нее не входит окончание и формообразующие аффиксы. Соответственно, линия заканчивается перед окончанием. В русском языке есть слова, которые состоят только из основы. Такие слова называют неизменяемыми («вчера», «холодно»).

Выделите путем его сравнения с другими однокоренными словами. Попробуйте подобрать для сравнения слово, относящееся к другой части речи («снег» – «снежный»). Корень – обязательная часть слова, которая связывает словоформы в единую . В словах корень выделяется при помощи дуги сверху. Не будет лишним, если рядом со словом, которое подвержено морфемному анализу, вы укажете чередование корней, которое обычно обозначается при помощи двух черточек (снег-//снеж-).

Обратите внимание: слов без корня не бывает. Он несет основную смысловую нагрузку слова. Если у вас его нет, то где-то в разборе слова присутствует ошибка. В некоторых словах может быть 2 корня («трубопровод», «газопровод», «пулемет», «атомоход»). Графически выделяются оба корня. Есть слова, в которых буквы могут «убегать» из корня («шел» – «шла»). Иногда при разборе слова необходимо указать, свободный корень или связанный. К свободным корням относятся такие, которые вне производных основ родственных слов вместе с окончанием могут образовывать целое слово («окно» – «подоконник»). Связанные корни реализуют свое значение только в окружении определенных морфем («вынуть», «обуть», «разуть»).

Выделите приставку (сверху) при помощи линии и ее с одной стороны черточки, направленной вниз. Приставка обычно находится перед корнем слова и может иметь как словообразовательное, так и словоизменительное (формообразующее) значение. Всего в русском языке более 70 приставок. Для корректного определения приставки необходимо поставить слово в один ряд с другими приставочными образованиями того же корня («приехал» – «уехал» – «заехал» – «наехал» – « »). В русском языке есть слова, в которых несколько приставок. В слове «переподготовить» их две: «пере-» и «под-».

Выделите словоизменительные суффиксы при помощи знака, похожего на крышу дома или перевернутую галочку (сверху). Под суффиксом традиционно понимается часть слова, идущая после корня. Бывают случаи, когда определить суффикс достаточно сложно (один суффикс может делиться на два). В этой ситуации нужно подобрать как можно больше однокоренных слов разных частей речи и проследить, есть ли среди них слова, в которых в роли суффикса выступает только одна часть из предполагаемого вами большого суффикса. Если вы выявили такие слова, то смело выделяйте два суффикса вместо одного. В спорных случаях стоит воспользоваться словообразовательным словарем. Как и корни, суффиксы могут быть нулевыми. Такие суффиксы встречаются у некоторых форм прошедшего времени. В слове «нес» нулевой суффикс, так как есть слово «несла», в котором суффикс «л» указывает на прошедшее время глагола.

Обратите внимание

Не забудьте выделить соединительную гласную, если такая есть в анализируемом слове. (трубопровод: соединительная гласная «о» стоит между двумя корнями). Обычно она обозначается обведением в кружок.

Полезный совет

При проведении морфемного анализа слова для получения дополнительного плюса к оценке можно указать, какие исторические процессы проходили в слове (переразложение, усложнение, опрощение). Узнать это можно при помощи этимологического словаря.

В русском языке есть много слов, произношение которых отличается от написания. Часто при фонетическом анализе таких слов могут возникнуть затруднения. К этой категории и относится слово «что».

Инструкция

Фонетический разбор любого слова начните с постановки ударения, разделения слова на слоги и анализа каждого слога. Если слог начинается с звука, он прикрытый, если с гласного – неприкрытый. Когда слог оканчивается согласным, то он закрытый, когда гласным – открытый. Слова «что» представляет собой один слог.

Теперь дайте характеристику каждому звуку. Определите, или гласный звук. Буква «Ч» звук [Ш]. Это согласный звук. Характеризуйте согласные по месту образования: губной (губно-губной, губно-зубной), язычный (переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный). Звук [Ш] – язычный, переднеязычный, передненёбный. Определите звук по способу образования: смычный (взрывной, проходной – боковой, носовой), щелевой, аффриката, дрожащий. [Ш] – щелевой. Затем охарактеризуйте по степени участия голоса и шума. [Ш] – звук глухой, есть звонкая пара [Ж]. Укажите наличие или отсутствие палатализации: или твердый звук. [Ш] – звук твердый, пара по мягкости отсутствует.

Дайте характеристику звуку [Т]. Это тоже согласный звук, поэтому разбор по аналогичной . По месту образования звук переднеязычный, зубной, по способу образования смычный, по участию голоса и шума звук глухой, имеется звонкая пара [Д], в данном слове звук [Т] твердый, имеет пару по мягкости, например, в слове «шить».

Последний звук в разборе [О]. Это гласный звук, ударный. Сначала определите, участвуют ли губы при звука. Если да, то звук лабиализованный, таких звуков в два - [О] и [У]. Остальные гласные нелабиализованные. Далее определите степень подъёма (верхний, средний, нижний) и языка (передний, средний, задний ряд) при образовании гласного. [О] – звук подъема, заднего ряда.

После характеристики звуков сравните их количество с количеством букв.

Обратите внимание

Ставьте ударения в словах, опираясь на смысл предложения, так как гласные ударные и безударные могут обозначать разные звуки, а значит, характеристика их будет другая.

Полезный совет

Произносите слово, слоги, звуки вслух, чтобы не было ошибок при разборе. При фонетическом разборе слова помните, что анализ проводится звуков, которые мы слышим, а не букв.

С проблемой разбора слов на слоги сталкивается практически каждый школьник. Помимо этого, необходимо помнить, что разбиваться на слоги слова могут по-разному, в зависимости от того, нужно это для фонетического разбора слова или для переноса с одной строки на другую.

Инструкция

Для начала определите, сколько гласных букв в слове – так вы узнаете и количество слогов, поскольку оно всегда совпадает с количеством гласных.

Слог фонетический может содержать один звук либо один гласный в сочетании с согласными. В основном слоги в встречаются открытые, то есть оканчивающиеся гласным или состоящие только из гласного. Есть и закрытые слоги, которые оканчиваются согласным.

Рассмотрите , которые окружают каждый гласный. Закрытые слоги часто расположены в конце слова (примеры: го-пак, ла-зер, ка-бан и так далее), но могут располагаться и в . Так все содержащие звук «й» слова, в которых есть согласный звук сразу после «й», содержат закрытый слог (примеры: кай-ман, май-ка, зай-ка и так далее). Если в середине слова находятся , такие как «м», «н», «р» или «л», нужно определить, не идет ли после них глухой согласный звук. В таком случае тоже закрытый слог (примеры: рам-па, пор-то-вый и так далее).

В других случаях слог, расположенный в середине слова, считают открытым. Согласные, которые идут за ними, относятся уже к следующему слогу (примеры: ми-шка, ду-рман, че-рдак и так далее).

Двойные согласные звуки, расположенные в середине слова, произносят как один, но с большей продолжительностью. Поэтому оба звука относятся к следующему слогу (примеры: до-нник, со-нник, ва-го-нный и так далее).

У легковой машины задний мост удерживается от бокового и продольного перемещений относительно кузова именно реактивными тягами, которые присоединены при помощи кронштейнов корпуса моста. Поэтому если в указанных местах соединений образуется люфт, то это может повлечь за собой серьезные последствия, включая и ДТП.

Вам понадобится

  • - выколотка;
  • - гаечный ключ на 17 мм;
  • - молоток;
  • - гаечный ключ на 19 мм.

Инструкция

Запомните, при разборке задней втулки необходимо вытаскивать много мелких деталей, поэтому лучше, если вы подстелите под место работы чистую газету или тряпку для того, чтобы в потом при сборке не пришлось их искать. Задние втулки прекрасно амортизируют все удары, благодаря своей особенной технологии изготовления, поэтому не бойтесь лишний раз ударить по ней молотком. На первый взгляд втулка кажется очень простой, и порой очень трудно представить, что именно она обеспечивает комфортное управление автомобилем и сглаживает многочисленные удары во время езды. И когда появляется стук сзади в районе моста при , значит пришло время разобрать заднюю втулку и в таких звуков.

Заменяйте люфт в креплениях задних внимательно и аккуратно, так как если вы недостаточно закрепите заднюю , по этой причине может произойти . В большинстве случаев разобрать заднюю втулку можно легко без каких-либо проволочек. Лучше если вы поставите свое авто на смотровую яму и там непосредственно будете производить задней втулки. Для начала вам потребуется демонтировать , затем освободить от крепежей тягу.

Зажмите на верстаке тягу в слесарные тиски, предварительно лучше если вы смажете проушину тяги концентрированным мыльным раствором. Ни в коем случае не применяйте при этом , так как втулки производятся не из стойкой резины, и если вы их смажете маслом, у них значительно сократится срок службы. Смазку из корпуса втулки лучше удалять тряпочкой, смоченной предварительно в керосине.

Выбейте выколоткой или молотком из тяги металлическую втулку и потом из проушины тяги при помощи отвертки извлеките резиновый вкладыш. По конфигурации такой вкладыш напоминает два усеченных конуса, которые одинаково соединены между собой. Действия по сборке втулки и машины необходимо осуществлять в обратном порядке.

При фонетическом разборе мы даем характеристику звуковому составу слова. Фонетический анализ может быть устным или письменным, полным или частичным. При проведении разбора необходимо обязательно произносить слово вслух.


1. Определить вид предложения по цели высказывания. Оно может быть повествовательным, вопросительным или побудительным.
Сегодня мы идем гулять.- это повествовательное предложение.
Мы идем сегодня гулять? - вопросительное.
Пойди-ка погуляй сегодня. - побудительное.

2. Определить вид предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.
Какая чудная погода! - восклицательное.
Стояла прекрасная погода. - невосклицательное.

3. Определить вид предложения по количеству грамматических основ. Если основа одна - это простое предложение, а если две и более - сложное.
Моя собачка любит хлеб. - это простое предложение, так как грамматическая основа - одна (собачка любит).
Моя собачка любит хлеб, а кошка предпочитает колбасу. - это сложное предложение, так как здесь есть две грамматические основы (собачка любит, кошка предпочитает).

4. Определить вид предложения грамматической основы. Если грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого - то такое предложение называют двусоставным, а если только из подлежащего или только из сказуемого - односоставным.
Наступил теплый летний вечер. - предложение двусоставное;
За окном вечерело. - предложение односоставное.
У односоставных предложений необходимо также определить их тип. Они могут быть:
определенно-личными (главный член предложения - сказуемое, выраженное глаголом 1-го или 2-го лица). Например:
Люблю солнце (сказуемое «люблю» выражено глаголом 1-го лица, можно подставить подлежащее «я»).
Заходите в дом (сказуемое «заходите» выражено глаголом 2-го лица, можно подставить подлежащее «вы»).
неопределенно-личными (главный член предложения - сказуемое, выраженное глаголом 3-го лица мн.числа). Например:
Мне не ответили (сказуемое «не ответили» выражено глаголом 3-го лица мн.числа, можно подставить подлежащее «они»).
безличными (главный член предложения - сказуемое, а подлежащее невозможно подставить даже устно). Например:
Смеркается (невозможно подставить какое-либо подлежащее).
назывными (главный член предложения - только подлежащее). Например:
Ночь (в предложении есть только подлежащее, сказуемого нет).

5. Определить тип предложения по наличию второстепенных членов. Если они есть - это распространенное предложение, если нет - нераспространенное.
Светило солнце (нераспространенное)
Этим утром солнце особенно ярко (распространенное).

6. Определить, осложнено ли предложение, и если да - указать чем. Предложения могут быть осложнены однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, уточняющими членами предложения и др. Например:
Антошка шел по улице, напевая любимую мелодию (предложение осложнено деепричастным оборотом).
Полина, подайте мне книгу (предложение осложнено обращением).

7. Определить, полное предложение или неполное. Неполными называют предложения, в которых пропущен необходимый член предложения, но его можно лего восстановить. Например:
Марина побежала в лес, а Олеся - домой. В данном примере простое предложение рассмотрено в составе сложного. Во второй части предложения пропущено сказуемое «побежала», но его легко можно восстановить.

8. Подчеркнуть все члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) и указать, какмим частями речи они выражены.

9. Начертить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Пункты 1-3 - см. план разбора простого предложения.

4. Указать вид сложного предложения. Оно может быть сложносочиненным (обе части предложения равноправны, не зависят друг от друга, есть сочинительные союзы «и», «но», «а» и др.), сложноподчиненным (одна часть предложения подчиняется другой, вопрос задается от главной части к придаточной, есть подчинительные союзы: «поэтому», «что», «когда», «где» и др.), бессоюзным (части предложения связаны только интонацией, бес помощи союзов) или сложной синтаксической конструкцией (когда большом предложении присутствуют разные типы связи. Например, сочинительная и бессоюзная). Например:
На улице шумит ветер, и деревья гнутся под его силой (есть сочинительный союз «и», части не зависят друг от друга, их можно поменять местами. Это сложносочиненное предложение).
Когда я слышу звук бегущего , мне становится (есть подчинительный союз «когда», первая часть подчиняется второй и отвечает на вопрос «когда?», если поменять части местами, смысл тоже изменится: «когда мне становится радостно, я слышу звук бегущего ручья». Это сложноподчиненное предложение).
Пройдет зима, наступит лето (бессоюзное предложение).
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и трещит (первое и второе предложения соединены бессоюзной связью, а второе и третье - сочинительной. В этом предложении сочетаются разные типы связи - значит, это сложная синтаксическая конструкция).

5. Каждому простому предложению дать отдельную характеристику (см. план разбора простого предложения).

6. Подчеркнуть все члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) и указать, какими частями речи они выражены. Скобками обозначить границы простых предложений.

7. Начертить схему предложения.

Ваш браузер не поддерживается!

Предложение для частных лиц:
Получите пожизненный доступ к этому переводчику и другим инструментам!
Языковые пакеты

Предложение для предпринимателей:
Этот переводчик слов в транскрипцию доступен в виде REST API.
Цена от 1500 рублей/месяц.

Включите поддержку JavaScript в вашем браузере, чтобы увидеть комментарии Disqus .

Фонетическая транскрипция русских слов

Освоение фонетики русского языка может оказаться сложной задачей даже для людей, для которых русский язык является родным, не говоря уже об иностранцах. Начнем с того, что в словарях фонетическая транскрипция русских слов не указывается. К тому же, в русском языке довольно сложные правила чтения с большим количеством исключений.

Произношение русских букв меняется в зависимости от того, под ударением находится данная буква или нет (в случае гласных букв ), а также от того, какие согласные буквы окружают данную букву. Буква "а", к примеру, может иметь 5 вариантов произношения!

С помощью этого онлайн-переводчика вы можете получить фонетическую транскрипцию русского текста, записанную либо буквами кириллицы , либо символами международного фонетического алфавита (МФА) .

Фонетический разбор слова онлайн

Переводчик может быть использован для фонетического разбора слова онлайн . Чтобы произвести фонетический разбор слова , вам нужно:

  1. записать слово.
  2. поставить ударение в слове (переводчик умеет это делать) .
  3. разделить слово на слоги.
  4. записать фонетическую транскрипцию слова (здесь вам также пригодится переводчик) .
  5. записать все буквы слова в столбик.
  6. записать справа от каждой буквы звук, который данная буква обозначает.
  7. описать звук: для гласных – ударный или безударный, для согласных – твердый или мягкий (парный/непарный), глухой или звонкий (парный/непарный).
  8. посчитать буквы и звуки в слове.

Произведем, к примеру, фонетический разбор слова "солнце" :

со́-лнце [со́нцы э ]

6 букв, 5 звуков.

Обратите внимание на последний звук слова – в школьной практике его записали бы как "э". Профессиональные лингвисты обозначают его как "ы э ", т.к. этот безударный гласный произносится как нечто среднее между звуками "ы" и "э".

Фонетическая транскрипция поможет иностранцам изучать произношение русских слов

Быстро запомнить все правила чтения русского языка иностранцам довольно сложно. Переводчик поможет людям, начинающим изучение "великого и могучего", пока они еще не освоили правил произношения русских слов .

При регулярном использовании параллельно с учебными аудио- и видеоматериалами фонетическая транскрипция позволит им улучшить произношение и навыки аудирования в русском языке.

Дополнительная информация о переводчике

В русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но читаются по-разному в зависимости от того, куда падает ударение в слове (сравните: замо́к – за́мок). Эти слова называются "омографы". Транскрипция таких слов выделяется зеленым цветом, например:

Если вы наведете мышкой на такое слово или коснетесь его на вашем мобильном устройстве, вы увидите все возможные произношения.

Переводчик работает на основе словаря, содержащего информацию об ударениях в русских словах . Если положение ударения для данного слова не было найдено в словаре, то вместо транскрипции будет показано само слово, окруженное косыми чертами: /экстравагантный/ . Вы можете улучшить переводчик, указав положения ударения в подобных словах. Для этого перейдите в режим исправления ошибок .

При создании переводчика я использовал онлайн-ресурсы из списка ниже , а также книгу Буланина "Фонетика современного русского языка" .

Кириллическая транскрипция – обновления от сентября 2016

В результате дискуссии в кириллическую транскрипцию были внесены следующие изменения:

Если вы считаете, что требуются дополнительные изменения, присоединяйтесь к дискуссии !

Выделение цветом часто встречающихся русских слов

Специальная опция позволяет вам выделять различными цветами наиболее часто встречающиеся слова русского языка . В зависимости от рейтинга частотности слова будут выделены следующими цветами:

1-1000 1001-2000 2001-3000 3001-4000 4001-5000

Если вы хотите осуществить детальный анализ вашего текста и увидеть подробную статистику, вы можете воспользоваться онлайн-инструментом для частотного анализа текста на русском языке .

Максимальная длина текста (количество символов):

  • незарегистрированные пользователи – 50,
  • языковой пакет "частый пользователь" – 10 000,
  • языковой пакет "полиглот" – 10 000.

Хотите улучшить этот инструмент? Перейдите в режим исправления ошибок !

Возможно, вас заинтересует фонетический конвертер русских субтитров . С его помощью вы можете получить следующий результат:

Транскрипция русских слов – онлайн-ресурсы

Обновления этого переводчика слов в транскрипцию

  • Во французский и русский переводчики добавлены аудио- и видеозаписи слов

    Во французском и русском переводчиках обновление. После того, как вы отправите текст на сайт, вы увидите значки аудио и видео рядом с некоторыми словами. Кликните по значку аудио, чтобы услышать,...

Как правильно сделать фонетический разбор слова?

– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Памятка

План фонетического разбора

  1. Записать слово орфографически правильно.
  2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
  3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
  6. Подсчитать количество букв и звуков.
  7. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

Образцы фонетического разбора слов :

Я очень люблю есть морковь.

Фонетический разбор слова люблю:

  1. люблю
  2. люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
  3. люб-лю
  4. [л"убл"у]
  5. Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и безударный;
    Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
    Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и ударный
  6. В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова морковь:

  1. морковь
  2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
  3. Перенос: мор-ковь
  4. [маркоф"]
  5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    О – [а] – гласный и безударный.
    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
    О – [о] – гласный и ударный.
    В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
    Ь —————————–
  6. В слове 7 букв и 6 звуков.
  7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

Видео про фонетическую транскрипцию

Полезные советы:

  • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
  • Важно всегда проверять транскрипцию.
  • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
  • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.

Возможно, вам также понадобится