Разделить на звуки и буквы онлайн. Что такое фонетический разбор слова, что это значит

Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе­ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше­ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со­ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо­значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания. См. подробно: Правила русской транскрипции в школе.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер­дости-мягкости : [б] - [б""], [в] - [в""], [г] - [г""], [д] - [д""], [з] - [з""], [к] - [к""], [л] - [л""], [м] - [м""], [н] - [н""], [п] - [п""], [р] - [р""], [с] - [с""], [т] - [т""], [ф] - [ф""], [х] - [х""] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л""ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот­носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще­ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш""], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;

звук [ш""] обозначается на письме буквой щ;

черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека - [ш""ика], чаща - [чаш""а], ванна - [вана], касса - [каса]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называютсязвонкими (например, [д], [д""], [з], [з""] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т""], [с], [с""] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б""] - [п""], [в] - [ф], [в""] - [ф""], [г] - [к], [г""] - [к""], [д] - [т], [д""] - [т""], [з] - [с], [з""] - [с""], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

г) Звуки [й], [л], [л""], [м], |м""], [н], [н""], [р], [р""] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являютсянепарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х""].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н""], тоже смягчается, и мы получаем звук [з""]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз""н""]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с]. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з""]ба, просьба - про[з""]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую­щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол""за], лось - [лос""] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т""йа], бе­лье - бе[л""йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е , ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л""эс], мёд - [м""от], лил - [л""ил], люк - [л""ук], мял - [м""ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в""ин""т""ик], слива - [с""л""ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

    в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

    после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

    после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м""эх], нёс - [н""ос], люк - [л""ук], мял - [м""ал].

Памятка:

    Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)

    Звуки [х], [ц], [ч], [ш""] - глухие (не имеют пары по твер­дости-мягкости)

    Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.

    Звуки [й], [ч], [ш""] - всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Иногда необходимо сделать фонетическую запись целого предложения или текста .

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции): 1.Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов. 2.Поставьте ударение в слове. 3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках). 4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

    характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без­ударный;

    характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер­дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Фонетический разбор слова люблю: люблю люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога) люб-лю [л"убл"у]

Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;

Ю – [у] – гласный и безударный;

Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный

Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;

Ю – [у] – гласный и ударный

В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова морковь: морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф"]

М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

О – [а] – гласный и безударный.

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.

О – [о] – гласный и ударный.

В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.

Ь ---------–

В слове 7 букв и 6 звуков.

о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Вконтакте

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • звук;
  • слог;

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .

Фонетика — схема

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные;
  • гласные.

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

Инструкция

Разобрать на можно, анализируя звуки в той последовательности, в которой они находятся в .
Вы должны знать, что все звуки делятся на две основные группы: гласные и согласные. Поэтому, когда будете разбирать слово, начните с выяснения того, гласным или согласным является звук.
Знайте, что гласные звуки образуются при помощи , а согласные - и при помощи голоса, и при помощи шума(если это звонкий или звук). Глухие согласные состоят только из шума.
Записывайте звуки, заключая в квадратные скобки. Например, [ д ].

Если вы определили, что звук согласный, напишите, глухим или звонким он является.
Помните, что почти все звуки образуют пары по звонкости - глухости. Например, у звонкого [б ] парой будет [ п ].
Но есть и такие, которые не имеют пары. Например, у сонорных звуков [ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й ] нет пар. Также у глухих [ ч ] [ щ ] [ х ] [ ц ] нет парных звонких.
Когда вы разбираете слово на звуки, не забудьте указать, есть ли у него пара. Например, в слове "суп" звук [ с ] является согласным, глухим парным.

Вы должны определить также, твердым или является согласный звук. Мягкими звуки будут, если после них стоят Е,Ю,Я,Ь,И. Например, в слове "мяч" звук [ м ] является согласным, звонким непарным и мягким.

По мягкости/твердости звуки тоже образуют пары. Так, [ б ] может быть как твердым, так и мягким. Все зависит от его позиции в слове.
Но не все звуки имеют пары. Например, звуки [ ч ] [ щ ] [ й ] всегда только мягкие, а [ ж ] [ ш ] [ ц ] - твердые.

Знайте, что есть ситуации, при которых буквы образуют два звука. Если буквы Е,Ю,Я стоят в начале слова, или после Ь,Ъ, или после гласного, они образуют следующие комбинации:
ю - [ й ], [ у ];

е - [ й ], [ э ];

я - [ й ], [ а ].
Например, в слове "яма" буква Я обозначает два звука: [ й ] и [ а ].

Источники:

  • как разобрать слово меня

По частям речи не трудно, если знать последовательность действий. Правда, хорошо бы еще запастись словобразовательным словарем. Но и если его нет, не беда - чаще всего с разбором слова по составу все справляются и без него.

Вам понадобится

  • - Тетрадь с заданием - Простой карандаш

Инструкция

Посмотрите, ли перед корнем какая-либо часть слова. Часть слова, стоящая перед корнем, нызвается приставкой. Приставок может быть несколько. Проверить это несложно: если отбросить первую приставку, останется слово, существующее в . Например: переподготовить. Здесь будет 2 : пере- и под-. Если убрать приставку пере-, останется слово "подготовить".

Если между корнем и окончанием осталась невыделенная часть слова, скорее всего, это суффикс. Суффиксов, как и приставок, может быть несколько: два, три и иногда даже четыре. Если у вас есть сомнения, воспользуйтесь словообразовательным словарем.

Видео по теме

Разбор слова по составу – аналитическая работа со словом, подразумевающая его деление на морфемы. В филологии такая работа называется «морфемный анализ слова». Понятие морфемы ввел в лингвистику И.А. Бодуэн де Куртенэ в 19 веке. Задачи морфемного анализа – выяснить, членимо ли слово, какие функции и значения имеют его морфемы. Под морфемой понимается минимальная, далее неделимая значимая часть слова или словоформы. Отличие морфемы от фонемы– ее значимость (фонема сама по себе ничего не обозначает, при дальнейшем делении морфема распадается на незначимые фонемы). Отличие от слова и предложения – неделимость. Значение морфема реализует только в слове.

Вам понадобится

  • бумага, ручка

Инструкция

В школьной программе традиционно морфемы классифицируют по их месту в слове и выполняемой ими функции. По такой классификации морфемы бывают корневыми и . Служебные морфемы (аффиксы) далее классифицируются по месту в слове: префиксы, суффиксы, инфиксы, интерфиксы, конфиксы, флексии. В школьной программе принято выделять корень (корневую морфему), приставку (префикс), суффикс и окончание (флексию). Также при традиционном школьном разборе слова по выделяют и соединительные гласные (если такие есть в слове).

Разбор всего начать с определения части речи, которую предстоит анализировать. Это нужно для того, чтобы сразу определить, есть ли у словоформы та или иная морфема. Запомните: неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, сравнительная форма прилагательного, начальная форма глагола) не имеют окончания.

Затем попробуйте (существительное, прилагательное) или проспрягать слово (глагол). Иными словами, измените его в пределах словоформы. Выделите окончание или формообразующие аффиксы (например, суффикс степени сравнения: «красивее», суффикс «-л-», указывающий на прошедшее время, префикс «наи-», маркирующий превосходную степень, суффиксы деепричастий, суффиксы страдательных причастий и др.). Чтобы не ошибиться в определении частей слова, ознакомьтесь, как их определяют лингвисты. Окончание является изменяемой частью слова, выражающей морфологическое значение и связывающей слова в единое предложение. Именно оно указывает на отношения между словами в предложении или словосочетании: «пенал брата» – пенал, принадлежащий брату, на принадлежность указывает родительный падеж слова «брат». Окончание всегда стоит в конце слова. Исключение составляют слова с суффиксами, стоящими после окончания (постфиксами). Окончание обычно заключат в квадратик.

Вся оставшаяся часть слова представляет собой его основу. Она выделяется под словом (снизу) с помощью прямой линии и ограничивающих ее «поднятых бортиков». В нее не входит окончание и формообразующие аффиксы. Соответственно, линия заканчивается перед окончанием. В русском языке есть слова, которые состоят только из основы. Такие слова называют неизменяемыми («вчера», «холодно»).

Выделите путем его сравнения с другими однокоренными словами. Попробуйте подобрать для сравнения слово, относящееся к другой части речи («снег» – «снежный»). Корень – обязательная часть слова, которая связывает словоформы в единую . В словах корень выделяется при помощи дуги сверху. Не будет лишним, если рядом со словом, которое подвержено морфемному анализу, вы укажете чередование корней, которое обычно обозначается при помощи двух черточек (снег-//снеж-).

Обратите внимание: слов без корня не бывает. Он несет основную смысловую нагрузку слова. Если у вас его нет, то где-то в разборе слова присутствует ошибка. В некоторых словах может быть 2 корня («трубопровод», «газопровод», «пулемет», «атомоход»). Графически выделяются оба корня. Есть слова, в которых буквы могут «убегать» из корня («шел» – «шла»). Иногда при разборе слова необходимо указать, свободный корень или связанный. К свободным корням относятся такие, которые вне производных основ родственных слов вместе с окончанием могут образовывать целое слово («окно» – «подоконник»). Связанные корни реализуют свое значение только в окружении определенных морфем («вынуть», «обуть», «разуть»).

Выделите приставку (сверху) при помощи линии и ее с одной стороны черточки, направленной вниз. Приставка обычно находится перед корнем слова и может иметь как словообразовательное, так и словоизменительное (формообразующее) значение. Всего в русском языке более 70 приставок. Для корректного определения приставки необходимо поставить слово в один ряд с другими приставочными образованиями того же корня («приехал» – «уехал» – «заехал» – «наехал» – « »). В русском языке есть слова, в которых несколько приставок. В слове «переподготовить» их две: «пере-» и «под-».

Выделите словоизменительные суффиксы при помощи знака, похожего на крышу дома или перевернутую галочку (сверху). Под суффиксом традиционно понимается часть слова, идущая после корня. Бывают случаи, когда определить суффикс достаточно сложно (один суффикс может делиться на два). В этой ситуации нужно подобрать как можно больше однокоренных слов разных частей речи и проследить, есть ли среди них слова, в которых в роли суффикса выступает только одна часть из предполагаемого вами большого суффикса. Если вы выявили такие слова, то смело выделяйте два суффикса вместо одного. В спорных случаях стоит воспользоваться словообразовательным словарем. Как и корни, суффиксы могут быть нулевыми. Такие суффиксы встречаются у некоторых форм прошедшего времени. В слове «нес» нулевой суффикс, так как есть слово «несла», в котором суффикс «л» указывает на прошедшее время глагола.

Обратите внимание

Не забудьте выделить соединительную гласную, если такая есть в анализируемом слове. (трубопровод: соединительная гласная «о» стоит между двумя корнями). Обычно она обозначается обведением в кружок.

Полезный совет

При проведении морфемного анализа слова для получения дополнительного плюса к оценке можно указать, какие исторические процессы проходили в слове (переразложение, усложнение, опрощение). Узнать это можно при помощи этимологического словаря.

В русском языке есть много слов, произношение которых отличается от написания. Часто при фонетическом анализе таких слов могут возникнуть затруднения. К этой категории и относится слово «что».

Инструкция

Фонетический разбор любого слова начните с постановки ударения, разделения слова на слоги и анализа каждого слога. Если слог начинается с звука, он прикрытый, если с гласного – неприкрытый. Когда слог оканчивается согласным, то он закрытый, когда гласным – открытый. Слова «что» представляет собой один слог.

Теперь дайте характеристику каждому звуку. Определите, или гласный звук. Буква «Ч» звук [Ш]. Это согласный звук. Характеризуйте согласные по месту образования: губной (губно-губной, губно-зубной), язычный (переднеязычный, среднеязычный, заднеязычный). Звук [Ш] – язычный, переднеязычный, передненёбный. Определите звук по способу образования: смычный (взрывной, проходной – боковой, носовой), щелевой, аффриката, дрожащий. [Ш] – щелевой. Затем охарактеризуйте по степени участия голоса и шума. [Ш] – звук глухой, есть звонкая пара [Ж]. Укажите наличие или отсутствие палатализации: или твердый звук. [Ш] – звук твердый, пара по мягкости отсутствует.

Дайте характеристику звуку [Т]. Это тоже согласный звук, поэтому разбор по аналогичной . По месту образования звук переднеязычный, зубной, по способу образования смычный, по участию голоса и шума звук глухой, имеется звонкая пара [Д], в данном слове звук [Т] твердый, имеет пару по мягкости, например, в слове «шить».

Последний звук в разборе [О]. Это гласный звук, ударный. Сначала определите, участвуют ли губы при звука. Если да, то звук лабиализованный, таких звуков в два - [О] и [У]. Остальные гласные нелабиализованные. Далее определите степень подъёма (верхний, средний, нижний) и языка (передний, средний, задний ряд) при образовании гласного. [О] – звук подъема, заднего ряда.

После характеристики звуков сравните их количество с количеством букв.

Обратите внимание

Ставьте ударения в словах, опираясь на смысл предложения, так как гласные ударные и безударные могут обозначать разные звуки, а значит, характеристика их будет другая.

Полезный совет

Произносите слово, слоги, звуки вслух, чтобы не было ошибок при разборе. При фонетическом разборе слова помните, что анализ проводится звуков, которые мы слышим, а не букв.

С проблемой разбора слов на слоги сталкивается практически каждый школьник. Помимо этого, необходимо помнить, что разбиваться на слоги слова могут по-разному, в зависимости от того, нужно это для фонетического разбора слова или для переноса с одной строки на другую.

Инструкция

Для начала определите, сколько гласных букв в слове – так вы узнаете и количество слогов, поскольку оно всегда совпадает с количеством гласных.

Слог фонетический может содержать один звук либо один гласный в сочетании с согласными. В основном слоги в встречаются открытые, то есть оканчивающиеся гласным или состоящие только из гласного. Есть и закрытые слоги, которые оканчиваются согласным.

Рассмотрите , которые окружают каждый гласный. Закрытые слоги часто расположены в конце слова (примеры: го-пак, ла-зер, ка-бан и так далее), но могут располагаться и в . Так все содержащие звук «й» слова, в которых есть согласный звук сразу после «й», содержат закрытый слог (примеры: кай-ман, май-ка, зай-ка и так далее). Если в середине слова находятся , такие как «м», «н», «р» или «л», нужно определить, не идет ли после них глухой согласный звук. В таком случае тоже закрытый слог (примеры: рам-па, пор-то-вый и так далее).

В других случаях слог, расположенный в середине слова, считают открытым. Согласные, которые идут за ними, относятся уже к следующему слогу (примеры: ми-шка, ду-рман, че-рдак и так далее).

Двойные согласные звуки, расположенные в середине слова, произносят как один, но с большей продолжительностью. Поэтому оба звука относятся к следующему слогу (примеры: до-нник, со-нник, ва-го-нный и так далее).

У легковой машины задний мост удерживается от бокового и продольного перемещений относительно кузова именно реактивными тягами, которые присоединены при помощи кронштейнов корпуса моста. Поэтому если в указанных местах соединений образуется люфт, то это может повлечь за собой серьезные последствия, включая и ДТП.

Вам понадобится

  • - выколотка;
  • - гаечный ключ на 17 мм;
  • - молоток;
  • - гаечный ключ на 19 мм.

Инструкция

Запомните, при разборке задней втулки необходимо вытаскивать много мелких деталей, поэтому лучше, если вы подстелите под место работы чистую газету или тряпку для того, чтобы в потом при сборке не пришлось их искать. Задние втулки прекрасно амортизируют все удары, благодаря своей особенной технологии изготовления, поэтому не бойтесь лишний раз ударить по ней молотком. На первый взгляд втулка кажется очень простой, и порой очень трудно представить, что именно она обеспечивает комфортное управление автомобилем и сглаживает многочисленные удары во время езды. И когда появляется стук сзади в районе моста при , значит пришло время разобрать заднюю втулку и в таких звуков.

Заменяйте люфт в креплениях задних внимательно и аккуратно, так как если вы недостаточно закрепите заднюю , по этой причине может произойти . В большинстве случаев разобрать заднюю втулку можно легко без каких-либо проволочек. Лучше если вы поставите свое авто на смотровую яму и там непосредственно будете производить задней втулки. Для начала вам потребуется демонтировать , затем освободить от крепежей тягу.

Зажмите на верстаке тягу в слесарные тиски, предварительно лучше если вы смажете проушину тяги концентрированным мыльным раствором. Ни в коем случае не применяйте при этом , так как втулки производятся не из стойкой резины, и если вы их смажете маслом, у них значительно сократится срок службы. Смазку из корпуса втулки лучше удалять тряпочкой, смоченной предварительно в керосине.

Выбейте выколоткой или молотком из тяги металлическую втулку и потом из проушины тяги при помощи отвертки извлеките резиновый вкладыш. По конфигурации такой вкладыш напоминает два усеченных конуса, которые одинаково соединены между собой. Действия по сборке втулки и машины необходимо осуществлять в обратном порядке.

При фонетическом разборе мы даем характеристику звуковому составу слова. Фонетический анализ может быть устным или письменным, полным или частичным. При проведении разбора необходимо обязательно произносить слово вслух.


1. Определить вид предложения по цели высказывания. Оно может быть повествовательным, вопросительным или побудительным.
Сегодня мы идем гулять.- это повествовательное предложение.
Мы идем сегодня гулять? - вопросительное.
Пойди-ка погуляй сегодня. - побудительное.

2. Определить вид предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.
Какая чудная погода! - восклицательное.
Стояла прекрасная погода. - невосклицательное.

3. Определить вид предложения по количеству грамматических основ. Если основа одна - это простое предложение, а если две и более - сложное.
Моя собачка любит хлеб. - это простое предложение, так как грамматическая основа - одна (собачка любит).
Моя собачка любит хлеб, а кошка предпочитает колбасу. - это сложное предложение, так как здесь есть две грамматические основы (собачка любит, кошка предпочитает).

4. Определить вид предложения грамматической основы. Если грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого - то такое предложение называют двусоставным, а если только из подлежащего или только из сказуемого - односоставным.
Наступил теплый летний вечер. - предложение двусоставное;
За окном вечерело. - предложение односоставное.
У односоставных предложений необходимо также определить их тип. Они могут быть:
определенно-личными (главный член предложения - сказуемое, выраженное глаголом 1-го или 2-го лица). Например:
Люблю солнце (сказуемое «люблю» выражено глаголом 1-го лица, можно подставить подлежащее «я»).
Заходите в дом (сказуемое «заходите» выражено глаголом 2-го лица, можно подставить подлежащее «вы»).
неопределенно-личными (главный член предложения - сказуемое, выраженное глаголом 3-го лица мн.числа). Например:
Мне не ответили (сказуемое «не ответили» выражено глаголом 3-го лица мн.числа, можно подставить подлежащее «они»).
безличными (главный член предложения - сказуемое, а подлежащее невозможно подставить даже устно). Например:
Смеркается (невозможно подставить какое-либо подлежащее).
назывными (главный член предложения - только подлежащее). Например:
Ночь (в предложении есть только подлежащее, сказуемого нет).

5. Определить тип предложения по наличию второстепенных членов. Если они есть - это распространенное предложение, если нет - нераспространенное.
Светило солнце (нераспространенное)
Этим утром солнце особенно ярко (распространенное).

6. Определить, осложнено ли предложение, и если да - указать чем. Предложения могут быть осложнены однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, уточняющими членами предложения и др. Например:
Антошка шел по улице, напевая любимую мелодию (предложение осложнено деепричастным оборотом).
Полина, подайте мне книгу (предложение осложнено обращением).

7. Определить, полное предложение или неполное. Неполными называют предложения, в которых пропущен необходимый член предложения, но его можно лего восстановить. Например:
Марина побежала в лес, а Олеся - домой. В данном примере простое предложение рассмотрено в составе сложного. Во второй части предложения пропущено сказуемое «побежала», но его легко можно восстановить.

8. Подчеркнуть все члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) и указать, какмим частями речи они выражены.

9. Начертить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Пункты 1-3 - см. план разбора простого предложения.

4. Указать вид сложного предложения. Оно может быть сложносочиненным (обе части предложения равноправны, не зависят друг от друга, есть сочинительные союзы «и», «но», «а» и др.), сложноподчиненным (одна часть предложения подчиняется другой, вопрос задается от главной части к придаточной, есть подчинительные союзы: «поэтому», «что», «когда», «где» и др.), бессоюзным (части предложения связаны только интонацией, бес помощи союзов) или сложной синтаксической конструкцией (когда большом предложении присутствуют разные типы связи. Например, сочинительная и бессоюзная). Например:
На улице шумит ветер, и деревья гнутся под его силой (есть сочинительный союз «и», части не зависят друг от друга, их можно поменять местами. Это сложносочиненное предложение).
Когда я слышу звук бегущего , мне становится (есть подчинительный союз «когда», первая часть подчиняется второй и отвечает на вопрос «когда?», если поменять части местами, смысл тоже изменится: «когда мне становится радостно, я слышу звук бегущего ручья». Это сложноподчиненное предложение).
Пройдет зима, наступит лето (бессоюзное предложение).
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и трещит (первое и второе предложения соединены бессоюзной связью, а второе и третье - сочинительной. В этом предложении сочетаются разные типы связи - значит, это сложная синтаксическая конструкция).

5. Каждому простому предложению дать отдельную характеристику (см. план разбора простого предложения).

6. Подчеркнуть все члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) и указать, какими частями речи они выражены. Скобками обозначить границы простых предложений.

7. Начертить схему предложения.

Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор . У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

Как выполнять фонетический разбор?

Основная характеристика у гласных одна - расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

  1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
  2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
  3. Помните про орфограммы.
  4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

Что надо знать, делая фонетический разбор

Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков . Их немного: б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с.

Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука - [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель.

А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий.

Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению, которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] - как [ы].

Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой.

Так, «гриб» произносится [гр’ып].

Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар, у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

Образец фонетического разбора

Приведём несколько примеров .

ко-рА-бль, три слога, ударный второй

[караб’л’]

К - [к] согласный, твёрдый, глухой, парный

О - [а] гласный, безударный

Р - [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный

А - [а] гласный, ударный

Б - [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Л - [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Семь букв и шесть звуков .

грИб, один слог, ударный

Г - [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Р - [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный

И - [ы] гласный, ударный

Б - [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Четыре буквы и четыре звука .

Ёж, один слог, ударный

Ё - [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

- [о] гласный, ударный

Ж - [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

Две буквы и три звука .

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами . Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.