Приднестровский конфликт. Генерал ГРУ: анализ ситуации вокруг Приднестровья

Обзорная статья о ситуации вокруг Приднестровья после начала войны на Украине.

Приднестровье - «кость в горле» Украины и НАТО

Стратегический пат на Донбассе, проявляющийся в бесконечной позиционной войне под вывеской Минских соглашений, и нарастающая в стране руина заставляют киевский режим проявлять театральную внешнеполитическую активность, призванную отвлечь внимание населения Украины от гражданской войны, провальной социально-экономической политики и неспособности реализовать те обещания, которые Порошенко и Кº давали в 2014 году. Важную роль в реальной, а не декларативной активности украинской политики играет приднестровское направление, которое рассматривается Киевом как еще один фронт «борьбы с Россией».

Проблематика Приднестровской молдавской республики (ПМР) в контексте украинского кризиса тесно увязана с идеей расширения НАТО на восток. После принятия в Альянс большинства стран, находившихся в Организации Варшавского договора, на повестку дня встал вопрос втягивания в НАТО и бывших республик СССР. Этот проект реализовывался не только на территории Прибалтики, Украины и Грузии, но и на территории Молдовы. Естественно, что это продвижение к границам РФ вызывало беспокойство Кремля, которое не раз озвучивалось официально, но не было принято во внимание, так как Запад не считал нужным держать обещание, данное Горбачеву, не продвигать НАТО на восток. Расширение Альянса и втягивание бывших республик СССР в орбиту активной антироссийской политики, естественно вело к нарастанию конфликтного потенциала отношений между Россией и ее соседями. Это проявилось в деградации отношений РФ и прибалтийских лимитрофов, агрессии Грузии против Южной Осетии и последовавшей за этим «Олимпийской войне», мини-майдане в Молдавии с фактическим отстранением от власти оппортунистов из местной компартии, и, наконец, в государственном перевороте на Украине.


В случае с Грузией, Украиной и Молдовой существует проблематика территориальных споров, которые препятствуют прямому втягиванию этих стран в структуры НАТО. Как отмечалось в одном из докладов Stratfor 2015 года, Россия за счет управляемого процесса в замороженных конфликтных точках препятствует реализации стратегии по поглощению бывших республик СССР военными структурами НАТО. Отсюда и настойчивые попытки евроатлантических элит вынудить Россию отказаться от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, прекратить поддержку ЛДНР, вернуть Крым Украине, вывести войска из Приднестровья и согласиться на объединение Молдовы в духе поглощения ГДР ФРГ. Речь, как не трудно догадаться, идет о борьбе за сферы влияния на территории бывшего СССР между РФ и НАТО. Риторика про выгоды «евроинтеграции» или Таможенного союза является производной от этой военно-политической борьбы.

Украина рассматривает ситуацию вокруг Приднестровья как один из инструментов политико-экономического давления на Россию, пользуясь тем, что со стратегической точки зрения ПМР и развернутая там Оперативная группа российских войск (ОГРВ) находится в своеобразном анклаве, который достаточно трудно снабжать даже в мирное время (с учетом всех возможных бюрократических и политических препятствий), и ограничена в своих наступательных возможностях.

ОГРВ ПРРМ включает в себя два отдельных мотострелковых батальона (82-й Сегедский Краснознаменный отдельный мотострелковый батальон и 113-й отдельный гвардейский мотострелковый Нижнеднестровский орденов Кутузова и Александра Невского батальон), дислоцирующихся в Тирасполе, и ряд других частей и подразделений. Контингент насчитывает порядка 2-2,5 тыс. человек боевого состава (плюс несколько сотен в обеспечении) и от 130 до 170 единиц легкой бронетехники (в основном старых типов).

Это достаточно удобная цель для организации военно-политических провокаций, особенно если их получается координировать с официальным Кишиневом.

После государственного переворота на Украине и начала гражданской войны киевский режим на первом этапе рассматривал ОГРВ в Приднестровье как потенциальный плацдарм для вторжения российских войск на Украину, по поводу чего распространялись различные агитки про российские войска, которые, атаковав с территории Приднестровья, захватят Одесскую область. При этом реальная численность ОГРВ, включающая в себя всего лишь три батальона пехоты с легкой бронетехникой, часть из которых выполняет сугубо охранные функции, делала наступательные возможности ОГРВ весьма проблематичными, особенно с учетом того, что часть контрактников является выходцами из ПМР, армия которой в любом случае в гражданской войне на Украине принимать участие не собиралась. Для сравнения: российская группировка в Крыму в период Крымской весны составляла около 16 тыс. человек, причем у нее не было существенных проблем с логистикой, она могла быть при необходимости довольно быстро увеличена, а контроль над Перекопом обеспечивал удобные возможности для удержания Крыма в случае попыток Киева бросить армию на спасение разваливающейся крымской группировки ВСУ. У ОГРВ таких возможностей просто нет, и даже банальный контроль территории Одесской области просто не отвечает ее возможностям.

Разумеется, это не помешало разыгрывать карту «российской агрессии из ПМР», что нашло свое отражение и в событиях Одесской Хатыни, когда, пытаясь скрыть причины массового убийства одесситов, была попытка свалить всё на «российских агентов», в том числе и тех, кто действовал под видом граждан ПМР. Как потом выяснилось, убивали в первую очередь одесситов, а не «российских агентов из ПМР», но это не тот случай, когда Киев будет заинтересован в объективности.

С российской стороны будущее Приднестровья в тот период рассматривалось через призму проекта Большой Новороссии, которая должна была включать в себя Юго-Восток Украины, что в случае успеха Одесской Народной Республики, позволяло создать своеобразный сухопутный коридор до Приднестровья через территорию Одесской, Николаевской и Херсонской областей. Отказ от более активных сценариев в 2014 году, связанных с территориями Юго-Востока, и заморозка проекта Большой Новороссии оставили вопрос с ПМР в состоянии стратегической неопределенности, а проблема оторванности российского контингента и союзного непризнанного государства лишь усугубилась по мере дальнейшей эскалации войны на Украине. И далеко не факт, что столь выгодные возможности по решению проблемы стратегической изоляции Приднестровья, которые имелись в 2014 году, представятся в ближайшем будущем.

С подавлением открытого сопротивления государственному перевороту в Одесской области и предотвращения усилиями СБУ попыток организовать подполье Киев начал рассматривать ПМР не как источник проблем для Одесской области, а как возможность проявить военно-политическую активность на фоне обострения войны на Донбассе.

С приходом к власти в Одессе ставленников Коломойского началось закручивание гаек на границе с ПМР с целью организации транспортно-экономической блокады, которая должна была стать одним из предметов торга с Россией, вынужденной поддерживать Приднестровье и свой контингент там. Для демонстрации силы в районе приднестровской границы в 2014 году начали проводиться учения НГУ, в Одесской области осуществляться учения ВСУ, на которых в том числе отрабатывались сценарии в духе «вторжения агрессоров из ПМР с целью поддержки восстания сепаратистов». Вся эта кипучая активность сопровождалась воинственными заявлениями из Киева, находившими полную поддержку молдавских властей.

К 2014-2015 году в Молдове был сугубо прозападный президент и прозападное правительство. В стране, по аналогии с Украиной и Прибалтикой, вовсю боролись с коммунистической символикой, российским влиянием, русским языком, а также изыскивали способы выгнать российский контингент из ПМР. В этом Молдавия находила полное понимание Брюсселя, который рассчитывал и рассчитывает руками Кишинева и Киева выдавить Россию из Приднестровья, дабы постепенно втянуть эту страну в НАТО, чему российское военное присутствие откровенно мешает. О какой-то субъектности тут речь не идет: вопрос состоит лишь в том, чьи именно войска будут находиться на территории Молдавии - российские или натовские. Тирасполь играет за Россию, Кишинев после свержения Воронина - уже откровенно за Брюссель.

Именно к этому периоду относятся наиболее агрессивные планы, связанные с украинской активностью против ПМР. Стабилизация фронта на Донбассе после поражений украинской армии при Иловайске и Дебальцево позволила уже летом 2015 года существенно нарастить войсковые контингенты в Одесской области, а смена ставленников Коломойского на Саакашвили так и вовсе вызывала прямые параллели с попытками последнего силой выдавить Россию из непризнанного государственного образования.

В этот период осуществляются активные контакты между официальным Киевом и Кишиневом, усиливается транспортно-экономическая блокада, нарастает информационно-психологическая война вокруг ПМР. В Одесской области проводятся учения ПВО, а НГУ проводит учения в непосредственной близости от границ Приднестровья. Одновременно с этим в Молдове усиливается пропаганда против российского присутствия на территории ПМР, в которой активное участие принимают центры ИПСО Министерства обороны Украины.

Это отражало проявление комплексной стратегии, направленной против позиций РФ в Приднестровье, которая предусматривала либо «мирное» выдавливание ОГРВ, либо же создавала предпосылки для подготовки военной операции в случае масштабной эскалации боевых действий на Украине, которая могла служить прикрытием для военных провокаций против ПМР с последующими действиями украинской и молдавских армий против приднестровской армии и ОГРВ.

Уже в 2015 году на границе с Приднестровьем, помимо погранвойск и отрядов иррегулярных формирований, Украина имела как минимум одну бригаду ВСУ и части НГУ, эквивалентные двум пехотным батальонам. Для сравнения - к началу 2017 года ВСУ имеет на границах с ПМР две армейские бригады, а также части НГУ и погранвойск. Суммарно в 2015-2016 годах Украина могла выставить против российской группировки ПМР около 8-10 тыс. солдат и порядка 200-250 единиц бронетехники, включая танки, а также РСЗО.

Но вот здесь и крылась проблема. ОГРВ не существует в вакууме и опирается на возможности армии ПМР, которая имеет порядка 20 тыс. человек под ружьем (плюс мобилизационный потенциал порядка 50-60 тыс. человек), 20-25 танков, несколько десятков различных ББМ и порядка 60-70 РСЗО. То есть при атаке на Приднестровье Украина не могла создать даже видимости численного превосходства. Поэтому так усиленно шли контакты с Кишиневом, чтобы подтолкнуть прозападный режим к более активным действиям против ПМР, дабы в случае эскалации конфликта в дело можно было бы пустить и молдавскую армию под флагом «восстановления территориальной целостности страны». При этом начало нападения на Приднестровье могло быть использовано как предлог для ввода контингентов НАТО с территории Румынии «для защиты мирного населения и территориальной целостности Молдавии». Подобная операция (в духе пресловутой «Олуи», чему собственно и препятствуют российские миротворцы) облегчается малой оперативной глубиной построения армии ПМР и российского контингента, так как само Приднестровье очень легко разрезать на несколько частей, нанося встречные удары с территории Молдовы и Украины.

Второй глобальной проблемой являлся военно-политический момент, связанный с прямым военным ответом РФ в случае нападения Украины на ПМР и силы ОГРВ. В Киеве резонно полагают, что в этом случае Россия воспользуется тем же поводом, что и в случае с нападением Грузии на миротворцев в Южной Осетии и ответит прямым вводом войск на территорию Украины. В результате этого могут быть задействованы как части, развернутые на границах Украины в Ростовской и Белгородской областях, так и крымская группировка ВС РФ, которые за счет превосходства в силах на направлении главных ударов могли достаточно уверенно нанести поражение противостоящим силам ВСУ. В этой связи осуществлялись различные информационно-разведывательные мероприятия, направленные на выявление готовности к вводу войск РФ на территорию Украины в случае активизации боевых действий на Донбассе, на Перекопе и на границах ПМР, так как вопрос войны против Приднестровья рассматривался и рассматривается в комплексе с вопросом операций на Донбассе и на границе с Крымом. Стоит понимать, что большинство сценариев, связанных с прямым участием российских войск в войне на Украине, будут, так или иначе, затрагивать возможность полноценных боевых действий на границах ПМР.

Эти планы особо даже не скрывались, и угрозы в адрес РФ и официального Тирасполя в течение 2015-2016 годов звучали неоднократно. Ответные меры не заставили себя долго ждать. Россия, долгие годы достаточно индифферентно взиравшая на рост западного влияния в Молдове, начала активно поддерживать местные пророссийские и левые силы, которые выступили естественным противовесом ставленникам Европейского союза, а также лоббистам присоединения Молдавии к «Великой Румынии». Обострение борьбы между прозападными партиями, вопиющая коррупция, дуболомное насаждение антикоммунизма и русофобии сыграли России на руку, так как захватившие власть прозападные силы погрузили Молдавию в перманентный политический кризис, который продолжается уже несколько лет, что изрядно спутало карты Брюсселю, который привык в спокойной обстановке переваривать одного за другим бывших членов ОВД и осколки Югославии.

Смены премьер-министров, украденный кредитный миллиард, интриги олигарха Плахотнюка, постоянные митинги в столице, ползучее отделение Гагаузии - всё это делало политическую ситуацию столь неустойчивой, что втянуть официальный Кишинев в открытую эскалацию с ПМР просто не удалось. Успехи на выборах Игоря Додона и Ренато Усатого отражали усталость значительной части молдавского общества от провальной экономической и социальной политики местных евроинтеграторов. Пик этого недовольства - избрание Додона президентом страны. Естественно, в этих условиях втянуть Молдову в войну против ПМР стало многократно сложнее, так что момент в некоторой степени был упущен и ситуация откатилась к более традиционной замороженной стадии конфликта, который тянется с начала 90-х.

Но игра тут далеко не закончена. В Молдавии премьер имеет больше полномочий, нежели президент, поэтому там де-факто сейчас своеобразный дуализм власти: с одной стороны, контролирующие парламент и правительство западники, с другой стороны - формально ориентированный на РФ президент и весьма многочисленные пророссийские силы. Отсюда и противоречия текущей молдавской политики, когда местные «демократы» продолжают рассказывать про «европейский выбор» и необходимость вступления в НАТО, а президент и поддерживающие его политические силы выступают против открытия офиса НАТО в Молдавии и размещения натовских войск на территории страны. Разумеется, такая ситуация является крайне неустойчивой, и с обеих сторон будут предприниматься попытки расширить свое влияние в Молдове. ЕС и НАТО будут стремиться к тому, чтобы нивелировать последствия избрания Додона и как минимум ограничить его возможности, связанные с коррекцией внешнеполитического курса страны. Россия же, наоборот, будет способствовать появлению в Молдове правительства, которое двигалось бы в русле политической позиции Додона, что позволит обеспечить длительное сохранение статус-кво вокруг Приднестровья.

Высокий уровень приема Додона в Москве отражает заинтересованность Кремля в развитии достигнутого успеха. Публичные жесты примирения со стороны руководства ПМР и Молдовы также направлены на поддержание стабильности текущей ситуации, поэтому заявления из Тирасполя о желании провести референдум о вступлении в состав России в Москве встретили без особого энтузиазма, так как это выбивается из текущего курса на поддержание статус-кво, да и попросту практически затруднительно без решения украинского вопроса.

При этом надо понимать, что «пророссийскость» Додона - явление достаточно условное, это, прежде всего, молдавский политик, который вынесен на поверхность пророссийскими настроениями части молдавского общества. Не стоит тут совершать ту же ошибку, которую уже совершили в отношении «пророссийского Януковича». Хороший прием в Москве отнюдь не помешал Додону поддержать создание совместных с Украиной КПП, которые могут привести к фактическому усилению экономической блокады ПМР, о чем уже официально выражали обеспокоенность в Тирасполе. В этом отношении для оценки «пророссийскости» того или иного политика в СНГ всегда надо смотреть на конкретные дела, а не на слова, которые некоторые ушлые политики пытаются конвертировать в различные преференции от Кремля.

Украина, в свою очередь, продолжает попытки раскачать ситуацию к своей выгоде. Недавнее укрепление блокадных мероприятий на границе с ПМР призвано не только осложнить экономическую и логистическую ситуацию в Приднестровье, но и отражает намерения Киева поддерживать агрессивный курс в отношении ПМР в рамках генеральных целей НАТО, направленных на выдавливание ОГРВ мирным или военным путем из Приднестровья и ликвидацию ПМР. Поэтому, несмотря на все трудности позиционной войны на Донбассе, две бригады ВСУ по-прежнему находятся в Одесской области, а представители официального Киева заявляют, что Приднестровье надо признать «страной-агрессором», поддерживая риторику радикальных прозападных кругов в Молдове.

Таким образом, несмотря на то, что амбициозные военно-политические планы Киева в отношении ПМР так и остались нереализованными, можно констатировать, что от них до сих пор не отказались и лишь боязнь российского военного ответа и нестабильная политическая ситуация в самой Молдове мешают Киеву проводить более агрессивную политику в отношении ПМР. Вместе с тем Киев, очевидно, будет стремиться поддерживать существенное военное присутствие на границе с ПМР (не исключая организации военных провокаций), стремиться к усилению экономических, логистических и иных проблем для Приднестровья и ОГРВ, а также рассчитывать на то, что маятник молдавской внутренней политики вновь качнется в сторону Брюсселя, дабы активизация усилий на южном фланге НАТО поспособствовала ликвидации «российского анклава».

Россия, в свою очередь, будет стремиться к поддержанию существующего состояния замороженного конфликта между Молдовой и ПМР, поддерживать благоприятные для себя тенденции в молдавской внутренней политике, усиливать боеготовность военных контингентов на границе с Украиной (в том числе и для косвенной защиты Приднестровья), а также продолжит проводить в жизнь стратегию противодействия продвижению НАТО на восток, которая связана как с симметричными ответами на развертывание войск НАТО на западных границах РФ, так и с асимметричными мерами информационно-разведывательного и политического характера.

Но в долгосрочной перспективе решение приднестровского вопроса напрямую зависит от того, в чью пользу закончится война на Украине, так как нынешний режим в Киеве, разумеется, не откажется от проведения антироссийской русофобской политики, которая в числе прочего подразумевает и ликвидацию Приднестровья. Также не стоит питать иллюзии насчет того, что НАТО добровольно откажется от стратегии приближения своей инфраструктуры к границам РФ (в том числе и через территорию Молдовы). Такова цена современной политической субъектности: если ты хочешь в современном мире, где международное право фактически приказало долго жить, проводить самостоятельную внешнюю политику, будь готов к игре с очень большими ставками, которые не ограничиваются территорией какой-то одной страны. Поэтому даже такая маленькая непризнанная страна, как Приднестровье, имеет немаловажную роль в этой сложной многоплановой борьбе, которая в режиме реального времени меняет привычное нам мироустройство.

Борис Рожин. Специально для alternatio.org

Фото пресс-службы МИД ПМР

Найти ответ на этот непростой вопрос в ходе круглого стола пытались ведущие эксперты в области политики. Мультимедийный форум на тему «Международно-политическая обстановка вокруг Молдовы и Приднестровья: основные вызовы и угрозы» был организован Приднестровским госуниверситетом, руководством МИД ПМР, Институтом стран СНГ и Институтом социально-политических исследований и регионального развития. В собрании приняли участие представители органов власти, общественно-политических организаций и научно-экспертного сообщества республики. В онлайн-режиме в мероприятии участвовали депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, председатель Верховного Совета ПМР в 1991-2005 гг. Григорий Маракуца, представители академических и экспертных кругов России и Молдовы.

Работа круглого стола была построена на презентации докладов и выступлений, в рамках которых политпредставители проанализировали современную политико-экономическую обстановку в Приднестровье и Республике Молдова, затрагивались вопросы, связанные с переговорным процессом между сторонами, высказывались мнения по поводу того, что может повлиять на дальнейшую международно-политическую обстановку вокруг ПМР И РМ.

Как подчеркнул в своем выступлении депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, важность и актуальность международного круглого стола на данную тему несомненна, так как перед участниками дискуссии большое поле проблем. «Мы знаем, что после государственного переворота на Украине по сути обе стороны – Молдова и Украина – сотрудничая между собой, пытаются реализовать идею полной блокады Приднестровья и его удушения, прежде всего, экономического. С учетом провокационности действий политиков и властей этих двух государств, никто не гарантирован от того, что они ограничатся только этим. Ведь соблазн очень велик, и мы все знаем, что именно этот соблазн все время будоражит умы в Киеве. Им хочется найти точку, которой могли бы нанести ущерб Российской Федерации», – сказал он. По мнению Затулина, в этой ситуации о людях политики не думают, так как гражданский конфликт на востоке Украины продолжается. «На сегодняшний день существует достаточно фактов, говорящих о недружественной линии нынешнего руководства Республики Молдова по отношению к Российской Федерации и к Приднестровью, которое в этом случае считают уязвимой пятой России в этом регионе», – подчеркнул российский парламентарий.

Он также отметил, что на прошлой неделе в Государственной Думе было принято заявление, связанное с запретом информационно-аналитического вещания российских телеканалов на территории РМ. «Выступая по этому поводу с трибуны Госдумы, мне пришлось напомнить, что началось все в марте 2017 года с запрета госслужащим Молдовы выезжать в Россию. Такая рекомендация была дана властями республики. Затем это продолжилось депортацией и объявлением персоной нон гранта пяти российских дипломатов, что тут же повлияло на работу объединенной комиссии, так как именно этих сотрудников посольства РФ сочли нежелательными на территории Молдовы. Судя по всему, это говорит о нежелании любой работы по урегулированию прежних форматов», – считает Затулин.

Он отметил, что еще одним зловещим актом является выставление совместных молдавско-украинских таможенно-пограничных пунктов на всем протяжении приднестровско-украинской границы, при этом эксперт предостерёг, что такой контроль может стать серьезным дестабилизирующим фактором. В завершении своего выступления депутат Государственной Думы РФ отметил: «Мы отмечаем сегодня обострение политической ситуации в Молдове, попытку «нахрапом» накануне предстоящих парламентских выборов сформировать основные политические тренды, направленные как против России, так и против урегулирования отношений с Приднестровьем. В этой ситуации мы не намерены бросать своих соотечественников, а поддерживаем и продолжаем развивать всестороннее сотрудничество с Приднестровьем».

Затем участники дискуссии обсудили факторы, которые могут повлиять на дальнейшее развитие ситуации в Приднестровской Молдавской Республике. Эксперты отмечают, что парламентские выборы в Молдове могут оказать определенное воздействие на динамику переговорного процесса на протяжении второй половины этого года. Острая борьба за власть внутри Молдовы расценивается как фактор, оказывающий мощное давление на российско-молдавские и молдавско-приднестровские отношения.

Перспективам молдо-приднестровского урегулирования был посвящён доклад министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева. В частности, руководитель внешнеполитического ведомства подвел итоги работы в этом направлении за прошлый год и рассказал о планах практического воплощения достигнутых решений в 2018-м.

«В начале прошлого года состоялась встреча Главы приднестровского государства Вадима Красносельского и Президента Молдовы Игоря Додона, где обсуждались вопросы передвижения граждан обоих берегов Днестра, а также аспекты экономического характера. Была задача решать эти вопросы, и мы были к этому готовы. На следующую встречу президентов приднестровская сторона вышла с некоторыми предложениями. В частности, обратиться к действующему председателю ОБСЕ с призывом о проведении заседания в формате «5+2», – отметил Виталий Игнатьев. – Это важная консультативная площадка, которая должна работать регулярно, заседания должны проходить не реже пяти раз в год, и мы считаем целесообразным задействовать этот потенциал международного участия. Мы полагаем, что в той ситуации, когда партнеры, в первую очередь ОБСЕ и другие структуры, самоустраняются от участия в диалоге, это создает основание для определенных мер давления на Приднестровье и препятствует динамике».

По словам дипломата, приднестровская сторона исходила из того, что Кишинев тоже должен быть заинтересован в работе по нормализации отношений, по построению каких-то элементов доверия и улучшению жизни людей. «Вадим Николаевич предложил эту инициативу Игорю Николаевичу, тот, в свою очередь, взял паузу, чтобы подумать, и уже прошло более девяти месяцев. Те решения, которые мы предлагали молдавской стороне и озвучили в рамках работы на уровне высшего руководства сторон, к сожалению, остались «на столе»», – отметил глава внешнеполитического ведомства ПМР.

По словам главы МИД ПМР, было принято решение проводить консультации на разных уровнях, в том числе и активизировать работу экспертов, что позволило решить целый ряд проблем. Так, был решен вопрос запуска транзитного грузового сообщения с использованием моста через реку Днестр в районе сел Бычок (ПМР) и Гура Быкулуй (РМ). «Приднестровье является частью транзитного европейского коридора, и есть целесообразность использовать данный механизм для того, чтобы связывать и развивать экономику Украины, Молдовы и других государств. В этом вопросе Кишинев согласился взять на себя определенные обязательства и гарантировать неприменение данного объекта в военных целях, чего раньше не было. На сегодняшний день там возобновлено движение легковых автомобилей, в ближайшее время планируется активизировать и движение большегрузов», – пояснил дипломат.

Завершая свой доклад, Виталий Игнатьев также отметил, что в этом году приднестровская сторона планирует реализовать уже достигнутые договоренности и выработать решения по другим проблемным вопросам. Речь идет о сфере телекоммуникаций, апостилировании дипломов, землепользовании. По его словам, в первую очередь нужно сфокусироваться на решении социально-гуманитарных вопросов, которые мешают нормальному развитию и жизни людей и уходить от любых элементов давления.

Мысль о том, что работа в данном направлении должна быть продолжена, присутствующие единогласно поддержали. В резолюции общественные деятели, эксперты и политологи отметили, что Российской Федерации, иным государствам и международным организациям следует выстраивать свою политику по отношению к Приднестровью, учитывая существующие международные процедуры и волеизъявление народа ПМР, а также объективные факторы, способствующие международному признанию независимости Приднестровья.

В завершении участники круглого стола подвели итоги состоявшего мероприятия, выразив общее мнение о необходимости продолжить общение по данной теме на научно-экспертных площадках.

Ольга СТРАТИЕНКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Приднестровский капкан для России или еще одна американская афера

Уже давно ни для кого не секрет, что проект Майдан 2.0 с самого начала преследовал единственную цель - втянуть Россию в гражданскую войну на Украине. Это позволило бы Вашингтону получить множество различных бонусов. Испугать Европу якобы агрессивной сущностью возрождающейся новой российской Империи. Вбить клин между Москвой и Пекином. Ну и повесить на шею Кремлю во всех смыслах дорогостоящую и разрушительную для государства, войну, которую невозможно выиграть силой оружия. А там, глядишь, и для проекта Болотная 2.0 условия бы сами собой сложились. Однако «коварный Путин всех переиграл и Россия на эту войну не явилась». Но победа в двух предыдущих раундах, - Крым и Донбасс, последний, впрочем, лишь по очкам, - еще не означает победы во всем матче. Партия продолжается. Разве что противник зашел с фланга. Самого дальнего и, на его взгляд, наиболее уязвимого. Совместными усилиями Украины и Молдовы объявлена блокада Приднестровья. Уж теперь то Россия никуда не денется, будет вынуждена прорубать коридор через Одесскую область? Шах и мат? На первый взгляд - похоже, но не стоит торопиться с выводами. Ибо это лишь еще одна большая американская афера.

Впрочем, весь украинский проект является ею с самого начала. Наивно думать, что аналитики Stratfor или RAND не могли заранее просчитать, чем обернется приведение к власти на Украине местных националистов, вся идейная база которых с самого начала сводилась исключительно к перманентной войне «с москалями». Расчет как раз на том и строился, что пока желто-голубые радостно скачут за печеньки и европейский выбор кружевных трусиков, опьяневшие от внезапной вседозволенности черно-красные устраивают зрелищные факельные марши и по ходу дела где-нибудь кого-нибудь бьют. С одной стороны показательно кроваво, с другой - совершенно мелко. Таким образом, задача сводилась к простой максиме: чтобы такого сделать, чтобы в реальности не сделать ничего серьезного, но при этом результат выглядел бы адом и трешем вселенского масштаба. Чтобы Россия, как бык на корриде, реагировала исключительно на голых эмоциях.

Так вот, сейчас с Приднестровьем разыгрывается абсолютно та же самая схема. В смысле - столь же пустая, но эмоционально яркая. Если вдуматься, вся истерика вокруг блокады Приднестровской Молдавской Республики, основана на единственном примитиве. Там есть официальные российские войска и официальные российские граждане, бросить которых Россия не может. Эвакуировать тоже не может. Как и не в состоянии продолжать их снабжать, так как, кроме Молдовы и Украины, крошечная ПМР ни с кем не граничит. А эти соседи объявили ей Блокаду. Следовательно, у Путина не остается иного выбора, кроме силового. Вопрос стоит лишь в форме и траектории движения российского армейского кулака. Кремль организует воздушный мост, просто подавив украинскую ПВО своими средствами радиоэлектронной борьбы или не мудрствуя лукаво устроит высадку российской морской пехоты «под Одессой» с прокладкой сухопутного коридора к Тирасполю? В любом случае, это уже не какие-то анонимные вежливые зеленые человечки, это публичное российское военное вторжение на Украину. Чего вот уже год от нас и добиваются США. При чем тут эмоции? При том, что в реальности дела обстоят очень и очень сильно не так. Если «по большому гамбургскому счету», то надобности «подымать десант» у России вообще нет. По крайней мере - сейчас. Дело в статусе находящегося в ПМР российского контингента. А еще - в местной географии и реальной политике.

На данный момент в Приднестровье находятся примерно полторы тысячи российских военных. Из них один батальон - 495 человек - имеют официальный международный миротворческий статус. Другие два батальона - Оперативная Группа Российских Войск, - хотя как бы и не признаются Молдовой, тем не менее находятся там в рамках миссии ОБСЕ и занимаются «обеспечением безопасности складов бывшей 14-й общевойсковой армии ВС СССР». А склады там знатные. Самый крупный военный арсенал в Европе. Одних лишь артиллерийских и танковых снарядов там имелось в количестве трех тысяч железнодорожных вагонов. Полтора десятка дивизионных боекомплектов! Еще танки, пушки, прочее имущество. Только легкого стрелкового вооружения - более десяти тысяч единиц. Правда, все это - дела давно минувших дней, так как практически все тяжелое вооружение от туда либо уже вывезено в Россию, либо утилизировано на месте. Кроме того, за эти годы в РФ был отправлен 31 транспорт с кондиционными боеприпасами. Большинство оставшихся ни к применению, ни к транспортировке уже непригодно. Они постепенно утилизируется на месте. Но в данном случае важно то, что за каждый транспорт и за каждую тонну утилизации ОБСЕ официально платит России деньги. Это очень серьезный момент в части обоснованности статуса находящихся там российских войск. Так что юридически мы там полностью в своем праве.

Плюс к тому, и миротворцы и ОГРВ в большинстве своем укомплектованы россиянами, проживающими опять же в ПМР. Официально проживающими. Лишь незначительная часть контрактников родом непосредственно из России. И с правительством Приднестровья ни у них, ни у Москвы, никаких трений или разногласий нет. Таким образом, российский контингент в ПМР в действительности обладает конечно не абсолютной, но достаточной автономностью, чтобы без особых проблем продержаться под этой блокадой минимум год.

Да и той блокады пока в реальности кот наплакал. Украина денонсировала соглашение с Россией о военном транзите в ПМР, а Молдова потребовала уведомлять о следовании через ее территорию за месяц. Ну еще Молдова выслала назад в Россию двоих наших контрактников, возвращавшихся к месту службы из отпуска. На этом все. Больше блокады ни в каком виде нет. Совсем.

Кстати, какой-либо серьезной военной угрозы нашим миротворцам в ПМР, ни со стороны Украины, ни со стороны Молдовы, нет тоже. Причин тому несколько. Граница между Молдовой и ПМР проходит по реке Днестр, являющейся широкой и серьезной водной преградой. Из 5,5 тыс. сухопутных войск Молдовы, собственно боевых пехотных подразделений - менее 2 тыс. Причем, единственный в молдавской армии инженерный батальон, - «Кодру», 295 чел. - , обеспечить их переправу не в состоянии. Да и вообще, ВС РМ обладают весьма ограниченными боевыми возможностями. А все четыре имеющихся через Днестр моста относительно легко блокируются со стороны Приднестровья даже малыми силами.

Разговоры о возможном румынском вмешательстве беспочвенны. Румыния - член НАТО. Молдова - нет. Ради какой-то Молдовы начинать войну с Россией, - а вторжение в Приднестровье Кремль совершенно законно будет трактовать именно так, - Североатлантический Альянс никакого желания не имеет. О чем члены НАТО неоднократно высказались совершенно однозначно.

Что касается самой Украины, то свои наступательные возможности ВСУ потеряли еще прошлым летом на Донбассе. По-максимуму Киев способен организовать лишь ракетно-артиллерийский обстрел ПМР со своей территории. Но в таком случае он полностью подставляется, как агрессор. Это в зоне АТО можно лепетать про строго самооборонительный огонь или про некую третью силу, которая первой начала, вынудив ВСУ стрелять строго в ответ. На границе с ПМР никакой АТО не ведется. Что, во-первых, дает РФ полное юридическое право на прямые ответные действия, во-вторых, объявлять официальную войну России Киев не желает сам. Если на то пошло, за год боевых действий на Донбассе возможностей нашлось бы предостаточно. Однако Украина ограничилась лишь ни к чему не обязывающим объявлением России агрессором. Да и не для того все задумывалось. Киеву, а точнее - Вашингтону, необходимо, чтобы первой боевые действия против Украины начала именно Россия. Только в этом случае возможно реализовать весь дальнейший сценарий.

Конечно, географически то Приднестровье - клочок земли длинной в четыреста и шириной, местами, менее двадцати пяти километров. Оно в одиннадцать раз меньше Московской области и самую малость больше Южной Осетии. Теоретически почти вся площадь Республики насквозь простреливается артиллерией с сопредельной территории Украины (протяженность общей границы примерно 240 км.) или Молдовы (граница почти такой же длинны). Но любые подобные поползновения автоматически означают объявление войны самой ПМР. Тем самым прибавляя нам 5 тыс. штыков приднестровских вооруженных сил. Они безусловно сильно менее эффективны, чем российские части, но точно не уступают войскам Молдовы и Украины. Плюс к тому, мобилизационный потенциал ПМР оценивается в 50 - 70 тыс. человек. Хотя прошлогодние учения показали, что всерьез они там могут призвать лишь на 2/3 этого количества, что все равно позволит развернуть армию до 30 тыс. штыков. Сюда же следует добавить численность российской диаспоры в Приднестровье составляющей 150 - 160 тыс. человек, значительная часть которых прошли службу в российской армии. Это может дать еще до 15 тыс. маршевого пополнения. В сумме получается группировка где-то в пол сотни тысяч солдат и офицеров. При полном отсутствии у них каких-либо проблем с оружием и боеприпасами.

Вот мы и пришли к самому главному. Спору нет, обстановка далека от безоблачной и шапкозакидательство тут неуместно. Но в действительности никакой критичной опасности, реально требующей броска десантников, для России не существует. Вопрос вполне успешно решается обычными спокойными политическими методами. Что, собственно, российским правительством сейчас и делается. Вся эта блокада, по сути, просто «дырка от бублика». Ее задача сводится к попытке взять на испуг. Потому нагнетается именно оголтелая истерика. Ставка сделана на союз «всепропальщиков» с «путинслильщиками». Страшилка - Россия попала в капкан, теперь или воевать или предательство российских граждан! - раздувается исключительно с целью подрыва сплоченности российского общества. Не вышло с либералами, американцы пытаются использовать в своих целях часть слишком горячих и тяготеющих к бездумному эмоциональному маханию шашкой российских патриотов. И не более того.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но тем не менее - Украина и Молдова рвутся стать полноправными субъектами Евросоюза. Параллельно из Бухареста доносятся страстные речи о грядущем объединении Молдовы и Румынии по воле то ли румынского народа, то ли румынского премьера. Главный человек Приднестровья Евгений Шевчук побывал в Москве и рассказал о больших трудностях, с которыми столкнулась непризнанная республика.

Совершенно очевидно, что тёмные мировые силы выбрали Приднестровскую Молдавскую Республику в качестве очередного объекта, оказавшегося в полосе геополитического противостояния с Россией. На стороне тёмных сил - правительства государств Евросоюза, пляшущие под дудку не только бюрократов из Брюсселя, но и Вашингтона. Тот же танец танцуют и политики из Молдовы и Украины. Американская музыка нравится, видимо, многим. А вот музыка российская, в отличие от советской, мало кого впечатляет.


Несчастные приднестровцы находятся фактически в экономической блокаде. Некоторые их соседи, да и значительная часть так называемого мирового сообщества объявила им бойкот. Несуществующий референдум в Косово, о котором не столь давно заявил мистер Обама из Белого дома, - это волеизъявление «косовского народа», а вот реальный референдум в Приднестровье (2006 г.), на котором за присоединение к России проголосовало более 97% избирателей, - это словно бы ничто. Видимо, потому, что за Тирасполем виднеется Москва, а Москва, как всем теперь известно, Запад разлюбила. В отличие от Кишинёва или Киева, которые Брюсселю ботинки готовы чистить.

В нынешнем политическом конфликте между Западом и Россией, обострившемся из-за ситуации на Украине, Европа и США используют все средства для дестабилизации региональной обстановки. И Приднестровье, которое и без того не похоже на сущий рай, для решения империалистических задач годится как нельзя больше.

Именно поэтому «международное сообщество» нисколько не взволновано тем, что происходит на границе Приднестровья (где украинцы окапываются и куда они же подводят тяжёлую военную технику), а также внутри непризнанной республики. Не слышно ни голосов ОБСЕ, ни ООН, ни каких-нибудь именитых «правозащитников» и борцов за права хомо сапиенс. Чревовещателей открытой мировой экономики и либеральных проповедников конкуренции тоже что-то не слыхать. Все как воды в рот набрали!

Между тем в Приднестровье сложилась кризисная ситуация. Президент ПМР даже оставил все дела и прибыл в Москву. Чтобы рассказать о том, как и чем живёт республика.

Выступая на пресс-конференции, на которой ему задавали вопросы представители крупных СМИ, товарищ Шевчук заявил, что Молдавия нарушила обязательства по Московскому меморандуму, подписывая соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

«Согласно этому меморандуму, заключённому на высшем уровне в присутствии представителей ОБСЕ, - приводит его слова , - Молдавия должна была принимать решение по согласованию с Приднестровьем».

Шевчук заявил, что соглашение об ассоциации не учитывает интересов приднестровских товаропроизводителей. «Мы заинтересованы в интеграции с Таможенным союзом и пытаемся выстраивать свои отношения в этом направлении, хотя, конечно же, готовы сотрудничать со всеми странами и рынками», - уточнил президент ПМР.

Также Приднестровью не нравится отсутствие публичности в действиях Молдавии и Румынии в сфере безопасности. Кишинёв и Бухарест недавно подписали соглашение о сотрудничестве в военной области. И положения документа, полагает Шевчук, «допускают участие румынской армии в некоторых операциях на территории Молдавии». Разумеется, у руководства Приднестровья это вызывает «вполне обоснованные опасения».

В дополнение к этому раздаются призывы о выводе российских миротворцев из региона. По мнению Шевчука, необходимо найти политическое решение урегулирования ситуации, и только затем «можно будет говорить об этом, а сейчас это только дестабилизирует обстановку».

Что касается непростой экономической ситуации ПМР, то президент отметил, что республика хотела бы увеличивать экспорт в Россию. Однако ПМР не хватает инвестиций.

«В настоящее время на долю России приходится 16% приднестровского экспорта, - сказал Шевчук. - В рамках межведомственных контактов достигнуты договоренности об увеличении поставок, объём которых за первые восемь месяцев текущего года возрос на 24%. Мы надеемся вернуться на российский рынок прежде всего с нашими высококачественными продовольственными товарами, но для переориентации потребуются дополнительные капиталовложения, связанные с изменением товарных групп, которые были бы востребованы в России».

Кризисная ситуация в экономике региона связана с решением молдавских властей. Президент напомнил, что в 2006 году Молдова изменила режим экспорта приднестровских товаров с целью перенаправления потока продукции с востока на запад. Итог для Приднестровья оказался предсказуемо печальным: торговля с Россией и странами СНГ резко сократилась, экономика Приднестровья понесла убытки (в сумме за все истекшие годы - 480 млн. долларов). Особенно этот рукотворный кризис ударил по транспортным предприятиям, осуществлявшим международные грузоперевозки. А теперь ещё и конфликт на Украине. В итоге в Приднестровье захирела приграничная торговля, упал товарооборот, сократились бюджетные поступления.

У ПМР из-за фактической блокады республики нет уже денег платить за российский газ по рыночным ценам.

«Что касается поставок газа и расчётов, хочу сказать, что из-за экономических условий, в которых находится Приднестровье, из-за политики постоянных экономических ограничений и давления на Приднестровье, у нас нет достаточных экономических ресурсов для того, чтобы в полном объёме рассчитываться за поставляемый газ по рыночным ценам», - цитирует его слова, сказанные на пресс-конференции, .

«Мы как надлежащие партнёры готовы при деблокировании приднестровской экономики перейти к программе перехода на расчёты по рыночным ценам за газ, поставляемый из России в Приднестровье. Для этого нужно всем участникам переговорного формата, не только РФ, но и Молдавии, Украине и ОБСЕ как участнику переговорного процесса, и ЕС создать для экономики не какие-то преференционные, а обычные условия для транзита наших грузов», - уточнил президент ПМР.

Если в Одесской области проводят «субботники» по рытью окопов, то в Приднестровье субботники направлены на украшение городов. Приднестровцы не роют окопов, сказал президент, а обустраивают жизнь.

Рассказал глава ПМР и о сложной политической ситуации, сложившейся вокруг евроинтересов Молдовы.

«Что касается Молдовы, то, как известно, у них сейчас политические мероприятия проводятся в рамках выборов. Очевидно, что Молдова идёт по пути всё большей интеграции с Румынией. Множество различных советников появляется в силовых министерствах в Молдове, в том числе и в министерстве обороны, и в службе безопасности информации. Сейчас уже прибывают советники министерства внутренних дел Румынии. Не знаю, что они там советуют, но в последнее время почему-то обостряются взаимодействия между Тирасполем и Кишинёвом. Как известно, возбуждаются уголовные дела против наших должностных лиц. Буквально недавно Молдова заблокировала выдачу сертификатов для наших сельхозпроизводителей, а также предпринимает ряд иных недружественных действий в отношении Приднестровья. Но мы очень надеемся, что это никак не связано с тем, что некоторые политические силы в самой Молдове придумали для себя парадигму, в рамках которой они хотят переключить внимание из проблем внутри Молдовы на проблемы обострения ситуации между Тирасполем и Кишинёвом. Надеемся, что пройдут выборы, и ситуация стабилизируется. Пока Приднестровье активно не реагирует на провокации».

Опасения Шевчука по поводу сближения Молдовы с Румынией имеют под собой основания. Напомним, румынский премьер-министр Виктор Понта 14 сентября заявил, что не позднее 2018 года может быть совершено «второе великое объединение Румынии». Понта - это человек, который решил сменить Траяна Бэсеску на посту президента. Выборы в Румынии пройдут скоро - 2 ноября.

На встрече с активом румынской Социал-демократической партии в городе Алба-Юлия г-н Понта прямо заявил, что Молдавия станет частью румынской территории.

В российском МИДе возмутились: «Из откровенных призывов кандидата на пост президента Румынии «совершить второе великое объединение к 2018 году» ясно следует, что определённые политические круги в Бухаресте по-прежнему питают аннексионистские планы в отношении соседней суверенной нейтральной страны».

Весьма, впрочем, сомнительно, чтобы подобные «аннексионистские планы» осуществились. Если румыны не прочь разжиться молдавскими территориями, то молдаване вовсе не горят желанием стать румынами. Несколько сотен тысяч граждан с румынскими паспортами - это все, кто уже «проголосовал» за «Великую Румынию». На самом деле эти люди просто ищут работу в странах Евросоюза.

Что до блокады Приднестровья, которое желает сближаться с Россией, то есть ведь свежие исторические примеры. Одним из итогов украинского кризиса явилось возвращение Крыма в Россию. Ущемление, зажатие в экономических тисках Приднестровья рано или поздно приведёт к адекватной реакции, и приднестровцы вновь поднимут вопрос о ПМР как части Российской Федерации.

Напомним, ещё в марте текущего года Верховный совет ПМР предложил Государственной думе России разработать закон, который позволил бы принять республику в состав РФ.

Краткий анализ ситуаций вокруг Приднестровья от генерала ГРУ Канчукова, чьи прогнозы как правило сбывались, а победы достигались.

(Есть и про Одессу и ТВД Причерноморья, но дискуссию поддерживать не смогу, прошу с этим непосредственно к автору прогноза).

В статье «Удар по Приднестровью» автор сделал хороший анализ текущей обстановки вокруг Приднестровья, созданной усилиями США, их союзниками, управляемыми Молдовой, Украиной, с рассмотрением возможных вариантов дальнейших действий самой Украины и реакции на эти действия России.

Но, не во всем в данном материале можно согласиться, да и выводы, как мне кажется, не в полной мере соответствуют действительности.

Несмотря на то, что на Украине невиданными темпами осуществляется психологическая и информационная обработка населения, и во всех его бедах обвиняется Россия, больше половины граждан Украины все же адекватно воспринимают обстановку.

С другой стороны, население устало от постоянных угроз со стороны своего правительства, действия которого направлены во вред украинскому обществу, начиная от постоянного снижения жизненного уровня населения, до постоянного ожидания апокалипсиса. Оно уже готово к миру, и думаю, будет к нему стремиться. Нужно только немного помочь, так как обстановка уже достигла своего логического завершения.

Что на поверхности, со стороны США и Украины:

Реальные цели и задачи известны, это посредством блокады и дальнейшей агрессии против Приднестровья спровоцировать Россию на ответные действия против Украины, всесторонне побуждая к этим действиям Россию;

Дальнейший развал России на части путем внешнего и внутреннего воздействия, путем ужесточения санкций, конфискации зарубежных активов, активизации пятой колонны, дестабилизации обстановки на границах России, провоцирования Европы и НАТО на вооруженное противостояние с Россией;

ВСУ частично восстановлены и создают наступательные группировки в зоне АТО-1 (Донбасс), частично перебросив силы и средства для создания АТО-2 в Одесской области (информация о создании реальной сухопутной группировки подтверждается с мест);

США, силами армии и ЧВК интенсивно подготавливают силы и средства ВСУ к предстоящим боевым действиям, в том числе и тех сил, которые в основном предназначены для АТО-2 (Приднестровье);

США активно осуществляют помощь в подготовке группировок Молдавии и Румынии для наращивания усилий против Приднестровья.

В первых рядах по дестабилизации обстановки в Приднестровье, провоцирования и создания условий для развязывания агрессии будут сотрудники частных военных компаний США, которые не выполнили ранее оплаченное задание по дестабилизации Приднестровья. А отрабатывать уже оплаченную работу все равно нужно.

Здесь следует отметить, что первыми, после действий ЧВК, начнут агрессию именно молдавские формирования, а уже потом им на помощь придет группировка ВСУ, которая будет бить в тыл обороняющимся войскам ОГРВ и Приднестровья.

В целом создание группировок войск подходит к завершению и удар можно ожидать в самое ближайшее время. Так как даже часть средств, прежде всего артиллерия ВСУ переброшены в Одесскую область.

Командование ВСУ, оценивая общую обстановку предполагает, что сил и средств, сосредоточенных в АТО-1 достаточно для удержания фронта на всех направлениях, а с развязыванием АТО-2 в Приднестровье, возможно и проведение наступления на одном - двух направлениях, думаю, что в первую очередь на Донецком направлении.

Таким образом, по их расчетам, в случае не втягивания России в конфликт, в течение июня–июля месяца одновременно решается вопрос и по Приднестровью, и по ДНР и ЛНР.

Что предпринято со стороны России:

Значительно усилена группировка войск в Крыму, в том числе и авиационная, а в совокупности с авиационной группировкой ЮВО, позволяющая полностью контролировать всю акваторию Черного моря и прилегающих государств, в том числе и стран НАТО;

Осуществлено частичное усиление ЧФ поставкой кораблей с КФ и береговых ракетных комплексов, в том числе и перенос срока ремонта флагмана ЧФ крейсера «Москва»;

На территории ДНР и ЛНР с помощью «отпускников», «северного ветра» и людей с «позывными» завершено формирование 1-го и 2-го Армейских корпусов со всеми средствами усиления, включая значительные резервы;

Отработаны вопросы применения соединений ВДВ по передислокации, проведению десантных операций, во взаимодействии со спецназом, захвату и удержанию аэродромов, перегруппировке значительных сил и средств сухопутной группировки на значительные расстояния в условиях противодействия разрозненных сил противника;

Не могу утверждать, но думаю, что вопросы блокирования и контроля территории, работы с местными органами власти и населением, борьбой с ДРГ противника, ведению встречного боя, преследованию, блокированию и ликвидации окруженных группировок войск, организации и оборудованию блокпостов, и организация их боевой работы, отработаны в полном объеме;

В полном объеме и успешно отработаны вопросы гуманитарной помощи с использованием гуманитарных конвоев;

Отработаны вопросы ПРО и противодействия ударам авиации, с использованием всех систем ПВО, в том числе и войсковой ПВО;

Группировки войск Западного военного округа отработали возможные действия по реагированию на обстановку в Арктике, на Севере, в Карелии, на Ленинградском и Московском направлениях;

Группировки войск Центрального военного округа отработали вопросы переброски войск и проведения совместных десантных операций;

Группировка войск Южного военного округа отработала вопросы оказания содействия отражению возможной агрессии и решению других специальных задач;

Группировка ВДВ отработала действия на незнакомой местности, вопросы перегруппировки на большие расстояния с использованием ВТА и своим ходом, вопросы захвата аэродромов и проведения специальных операций.

Думается, что не все недостатки устранены, но работа продолжается.

И в завершение, Президентом РФ подписаны изменения в Указ о гостайне: «Президент России Владимир Путин отнес к государственной тайне сведения Минобороны РФ о потерях во время проведения спецопераций в мирное время».

Таким образом, проведенный комплекс мероприятий позволяет Вооруженным Силам России решить весь комплекс задач по оказанию содействия ОГРВ в Приднестровье и решить другие важные задачи.

Все эти выводы на основе открытых источников, позволяют сделать некоторые предположения.

1. Да, США захватили власть не только в Молдавии и Украине, но и в республиках Прибалтики, в странах бывшего соцлагеря и некоторых других государствах, включив их в блок НАТО, и пытаются навязать свой контроль странам бывшего СССР. Это факт, но противостояние этому идет. Причины данного поражения не тема для этого разговора, они описаны многими, даже с возможным прогнозом развития дальнейшей обстановки в мире.

2. Не всегда нужно идти и в политике, и в военном деле прямой дорогой, так как задач много и они порой так сильно переплетены, что одно действие может оказать решающее влияние на победу, и оно же может спровоцировать полный разгром. Как на войне, гибель ста военнослужащих может спасти жизни тысячам мирных жителей, как было в Южной Осетии, а может нанести моральный вред армии и она не сможет решить поставленную задачу, как это было с ВСУ и под Иловайском, и под Дебальцево.

3. Таким образом, в случае с Приднестровьем нам нужно, чтобы первое действие было со стороны Молдовы. Но и при этом не следует ожидать, что Россия будет отвечать напрямую. А вот как только в боевые действия включится Украина со стороны Одессы, вот тогда последует ответ со стороны России. Объяснять, что данные действия России будут всецело оправданы со стороны ЕС и всего мирового сообщества, не стоит, так как доказать что Россия в этом случае агрессор не представляется возможным, и все усилия США окажутся в очередной раз напрасными.

4. Какой из двух описанных в статье вариантов выберет Россия? Как пишет автор, первый вариант: » пробитие сухопутного коридора от Ростова в Приднестровье - это полный идиотизм»
Второй вариант: «Высадка десанта в Одессе и марш бросок к Приднестровью. Вероятность чуть выше, чем у сухопутного коридора, но»

Считаю, что в данных условиях будет использовано оба этих варианта, и сухопутный удар в направлении Одессы, и десантная операция.

Первый вариант позволяет в полной мере обеспечить сухопутный коридор в Приднестровье, попутно решив вполне легально задачу по обеспечению сухопутного коридора и в Крым.

Второе - уже всем давно стало ясно, что решение вопроса с Украиной не может быть мирным, так как гражданская война, развязанная на Украине США, не может вот так закончиться миром на полпути, при активном противодействии самой Украины этим мирным процессам. Если президент Порошенко в каждом своем интервью говорит о российской агрессии, и о том, что он будет сражаться до последнего украинца, то что можно ожидать в мирном процессе? Только одно, дальнейшее обнищание украинского народа, и прежде всего на Востоке Украины.

Минские договоренности были направлены не на слив Новороссии, тогда бы, не создавались 1-й и 2-й армейские корпуса, а на обеспечение победы в этой гражданской войне тех сил, которые на стороне России.

Третье - только такие активные действия будут способствовать смене власти в юго-восточных областях, законному переходу в наступление ВСН и освобождению территорий Донецкой и Луганской областей, и развалу фронта ВСУ в АТО-1.

Второй вариант, является самым загадочным и результативным. Ведь автор рассматривает только морской десант в Одессу, который исключать нельзя. Но ведь есть еще и воздушный десант по захвату и удержанию аэродромов, для обеспечения переброски на них главных сил десанта. Раньше говорили, нужно захватить почту, телеграф, а сегодня, главное захватить и удержать аэродром и еще пару объектов. Как спланирован и как будет осуществляться данный вариант, это вопрос к Генеральному штабу РФ и к штабу ВДВ. Думаю, что отработаны различные варианты оказания помощи миротворцам в Приднестровье.

5. Таким образом, нельзя полностью согласиться, что Россия, при нападении Украины и Молдовы на Приднестровье, откажется от активных действий. Все всё понимают, отказ от Приднестровья, это политическая смерть России, а не лично одного или нескольких человек в ее руководстве.

6. Вариантов замысла действий российских войск и армии ВСН в ходе развязанной Молдовой и Украиной агрессии против Приднестровья может быть несколько.

7. Итак, в Приднестровье:

Развязывание агрессии будет спровоцировано действиями американских ЧВК по мирным объектам и базам миротворцев, в том числе и по военным складам. Здесь обороняющейся стороне нужно учитывать, что все ответные действия воинских организмов сотрудниками ЧВК изучены и спланированы мероприятия по противодействию таким действиям.

Действия будут нацелены на захват заложников среди мирных граждан и семей военнослужащих, на огневое воздействие по казармам, местам расположения и несения службы, паркам боевых машин, минирование маршрутов выдвижения подразделений усиления к объектам охранения, районам обороны. В обязательном порядке будут организованы засады против руководства республикой и командования ВС, засады на маршрутах выдвижения войск, противодействие посредством РЭБ системам управления и связи, и другие провокации, направленные на дезорганизацию обороны с первых часов боевых действий.

Возможно, будет осуществлено (под видом российских миротворцев) и нападение на молдавских военнослужащих и наблюдателей с Украины, которые находятся в Приднестровье. Пожертвовать данной категорией для решения глобальных задач, и их легализация таким путем, не представляется невыполнимым заданием.

Есть основание полагать, что ВС Молдовы и Румынии будут всячески затягивать начало активных действий со своей стороны, понимая всю меру ответственности и последствий, а вот ВСУ способно развернуть активные действия с первых минут получения команды на агрессию.

ВС Приднестровья и ОГРВ в этих условиях нужно продержаться от одних до трех суток, и помощь со стороны России придет в полном объеме.

8. В случае агрессии Украины и ее союзников в отношении Приднестровья, Россия, мне думается, будет действовать с самыми решительными целями, защищая и своих миротворцев и население Приднестровья.

И это не агрессия, это защита мирного населения Приднестровья, Восточной Украины и граждан России. Просто есть некий предел, переходить через который государство, если не желает своего разрушения, не может. И такой чертой и является Приднестровье, и не только в отношении Украины или России, а и равносильно, в отношении Европы и США.

В ходе операции одновременно будут задействованы все силы и средства ВВС, ЧФ, ВДВ, сухопутной группировки, действия морских и воздушных десантов при самой активной поддержке сил ССО и спецназа, средств РЭБ.

Важную роль в данной операции играют специальные средства информационного обеспечения и кибероружие.

В ходе планирования и подготовки любой операции могут быть предусмотрены и отдельные специальные задачи по обеспечению безопасности мирного населения и специальных объектов, так и в этой операции возможны такие мероприятия;

Возможно, сегодня США не выгодно активизировать боевые действия на Украине, а использовать процесс «не мира - не войны» в дальнейшем для активизации афганского наркотрафика в Европу через порт в Одессе, или для переброски новых вооружений на Ближний Восток, для подконтрольной ИГ.

Для оценки и составления прогноза по такой сложной теме, не достаточно владеть общей информацией, необходима отличная инсайдерская информация. Но порой и ее нельзя использовать, чтобы не навредить.

Хочется надеяться, что будет принято правильное решение, подкрепленное отличным замыслом и прекрасным исполнением.

Сергей Канчуков ,

генерал ГРУ

Узкий мост

Сможет ли Россия поддержать Приднестровье с воздуха

Верховная Рада Украины объявила о расторжении ряда соглашений о военном сотрудничестве с Россией. Под удар попали и договоренности о транзите военных грузов в Приднестровье. Одновременно Молдавия ужесточила режим пропуска российских военных через аэропорт Кишинева. Эти действия поставили перед российским военным руководством один из самых сложных вопросов за последние годы.

Двойное назначение

Российские военные в Приднестровье представлены батальоном международного контингента миротворческих сил, в который, помимо российского, входят также приднестровский и молдавский батальоны. Численность всех трех подразделений примерно одинакова - около 400 человек в каждом. Миротворческий контингент несет службу уже более 20 лет в соответствии со статьей 2 заключенного летом 1992 года соглашения «О принципах мирного урегулирования в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Камнем преткновения, однако, стала вторая часть российской группировки, а точнее войсковая часть 13962, более известная широкой публике как ОГРВ - Оперативная группа российских войск в составе двух мотострелковых батальонов, батальона охраны и вертолетной группы. Общая численность ОГРВ - чуть более тысячи человек.

Этот, по сути, последний осколок 14-й общевойсковой армии ВС СССР сегодня главным образом занимается охраной складов в приднестровском селе Колбасна, а также выступает в роли негласного подкрепления для российского батальона миротворческого контингента.

Основанием для присутствия ОГРВ на приднестровской земле служит все то же соглашение о принципах мирного урегулирования, а точнее статья 4, предусматривающая нейтралитет частей 14-й армии, размещенных в Приднестровье. Там же указано, что сроки вывода этих частей из Приднестровья должны быть определены в ходе переговоров между Россией и Молдовой.

Скромная численность группировки не должна обманывать. С военной точки зрения она сегодня представляет собой серьезное препятствие для любой армии региона. С политической - атака против вооруженных сил России означает неизбежный ответ, что было доказано, в частности, 8 августа 2008 года. Тем не менее естественное сокращение группировки в силу того, что сегодня транзит российских военнослужащих в Приднестровье работает только в одну сторону (всех убывающих в Россию выпускают, не пропуская никого из направленных на службу в ОГРВ), грозит группировке быстрым, в течение нескольких месяцев, исчезновением.

Этот вариант развития событий Россию устраивать не может. Республику, лишенную российского щита, Кишинев наверняка вновь попытается подчинить себе силой. Серьезность последствий удара по репутации России как страны, способной защитить свои интересы (при необходимости - любыми средствами), очевидна.

Игра на нервах

Пока можно указать на несколько способов, имеющихся в распоряжении России для поддержки ОГРВ на тот случай, если блокада с молдавской и украинской стороны не будет снята. Первый, наиболее простой, - возобновление гражданского воздушного сообщения с Приднестровьем через аэропорт Тирасполя (бывший военный аэродром), способный принимать большую часть имеющихся региональных и среднемагистральных лайнеров. Организация регулярных полетов в Приднестровье «Аэрофлотом» или любой другой российской авиакомпанией даст канал переброски, де-факто не контролируемый Кишиневом.

Непризнанный статус ПМР и отсутствие у республики прямой границы с Россией или с нейтральным воздушным пространством могут серьезно ограничить применение этого сценария. Конечно, последуют дипломатические демарши различного толка. Если же Украина запретит полеты российских авиакомпаний в Тирасполь, последуют ответные меры в отношении украинских перевозчиков. Верховную Раду с ее революционным популизмом это может и не интересовать, но украинская исполнительная власть в целом ведет себя слишком прагматично для подобных шагов.

Тем не менее жесткий сценарий отнюдь не исключен. Тогда придется рассматривать уже военные способы доставки людей и грузов. Технически тут нет проблем. Все необходимое для группировки можно перебрасывать буквально несколькими рейсами самолета типа Ил-76 еженедельно. Вопрос в другом: самолет, следующий в чужом воздушном пространстве без разрешения, является законной военной целью.

Фактически это приведет к новому раунду игры на нервах между РФ и Украиной, проигрыш в котором означал бы серьезное политическое поражение. Прецеденты известны. В частности, транспортные самолеты ВВС Ирана продолжают полеты в Йемен, несмотря на периодические попытки ВВС Саудовской Аравии перехватить их. Довести перехват до результата саудовское руководство оказалось не в силах: оказаться виновником войны с Ираном ни один саудовский офицер не захотел, а на приказы о смене курса иранские пилоты не реагировали.

Сработает ли подобная логика в случае с Украиной, сказать сложно. Ход в игре пока в любом случае за Россией, которой предстоит принимать решение с учетом третьей стороны конфликта. Денонсация Украиной соглашения с Россией о военном транзите и ужесточение режима пропуска военнослужащих через Молдавию совпало с очередным усилением присутствия сил НАТО в соседней Румынии, где еще годом ранее была размещена небольшая группа самолетов-истребителей ВВС Канады.

Шесть CF-18 Hornet, равно как и любой состав их сменщиков, сами по себе не делают погоды, но сам факт регулярного присутствия западных боевых самолетов в регионе, особенно - при поддержке «летающих радаров» Е-3 и прочих инфраструктурных элементов, определяющих мощь современных ВВС, говорит о том, что градус противостояния вокруг Приднестровья может возрасти довольно быстро и весьма сильно. Вопрос, насколько далеко стороны готовы зайти в этом противостоянии, остается открытым.

Илья Крамник