Шизоидный тип личности: признаки на разных этапах и виды психотипа. Мужчины в нашей жизни

Свойственны чудачества в стиле одежды, мимике, походке и в модели поведения. Реальность не является основой восприятия мира для тех людей, в натуре которых преобладает шизоидный тип. Будучи флегматиком, такой человек двигается большей частью машинально, вычурно, шаркая или припрыгивая. Это тот случай, когда внутренние установки не соответствуют требованиям внешнего мира.

1. Шизоидный тип характера отличается сложным фрагментарным пониманием реальности, где мелочам приписывается большое значение, а ключевые факты ситуации выпускаются из виду, как совершенно неважные. Такие люди ищут особый смысл в вещах, на которые обычно никто не обращает внимание.

2. Замкнутость является отличительным признаком данного типа. Распознать эмоции, бушующие в душе такого человека, порой невозможно. Мраморное лицо, отдающее холодом, не выдает внутренних чувств. Собственные интересы шизоид ставит в основу своей деятельности, это мешает ему полноценно общаться с другими людьми. С собеседником часто ведет себя бестактно, не считается с мнением других. относится к новым знакомствам с чрезмерной подозрительностью. На сочувствие или сопереживание эгоист не способен.

3. Это профессионалы в отдельной узкой специализации. Ученый отдает всю жизнь одному проекту. Врач с успехом продвигает конкретную методику лечения, часто не признанную официальной медициной. Это своего рода гении, способные отстаивать новые идеи в науке, создать свой Большинству коллекционеров свойственна шизоидная модель поведения, поэтому они выглядят одержимыми своим хобби.

4. В трудовом коллективе людей, которым свойственный шизоидный тип характера, ценят за ненавязчивость, строгое соблюдение деловых формальностей, самостоятельное принятие решений. Их ставят в пример, как образец деловой хватки, лишенной эмоций. Они имеют близких друзей, с которыми общаются всю жизнь. Лицам с шизоидными чертами сложно установить с коллегами на новом месте работы. Только что, влившись в команду, такой сослуживец отвергает любые попытки коллег проникнуть в его внутренний мир. Чем больше проявлять настойчивость, тем глубже он замкнется в себе.

Упорство и стремление к независимости заставляют шизоида самостоятельно вникать в детали каждого проекта. Таким образом, его квалификация будет со временем выше, чем у коллег по работе, хотя изначально во многих случаях можно было просто спросить у них совета. Важно заставить шизоида прислушиваться к мнению других специалистов, тогда производительность согласованной работы всей команды гарантирована.

5. Шизоидная психопатия развивается, если отдельные признаки шизоидности достигают крайности. При этом больного становится невозможной. Умерено выраженная шизоидная психопатия позволяет больному на фоне абсолютной социальной неприспособленности достичь значимых результатов в области науки или искусства. Тяжелая форма шизоидной психопатии проявляется в непреодолимом желании совсем оградить себя от общения с людьми, оставаться в полном одиночестве.

Всем, кто признает в своем характере шизоидный тип поведения, специалисты советуют учиться проявлять в разговоре с родственниками и друзьями. Нужно четко осознавать грань, за которой приличные черты личности доходят до крайности и воспринимаются окружающими отрицательно. Так, излишняя сдержанность превращается в замкнутость и отрешенность. Непоколебимая активная позиция является важным качеством, но коммуникативные навыки в современном обществе представляют особую ценность.

Шизоидное расстройство личности или психопатия шизоидная – поведенческие особенности человека, которые проявляются в избегании отношений, которые могут быть насыщенны эмоциями и переживаниями. Причём как негативного, так и позитивного характера. Тёплые чувства или переживания подменяются фантазиями, излишне «продумываются», переосмысливаются и теоретизируются. Подобного рода подмены и избегания происходят из-за того, что реальные отношения и эмоциональные связи с окружающими людьми приносят утомление, дискомфорт.

Говоря о шизоидном типе личности, стоит сказать, что наиболее заметными признаками могут являться именно эта незаинтересованность в каких-либо контактах с окружающими и явное пренебрежение социальными нормами. Такие люди могут не отвечать на приветствия, одеваться «странновато» даже для нынешнего весьма толерантного времени, не соблюдать субординацию, от чего иметь постоянные проблемы в социализации, как на этапе обучения, так и в процессе попыток устроиться на работу. Им зачастую присуще отношение к обществу как к «стаду», которое подстраивает их под свои законы, а следовательно – пренебрежительное отношение к большинству людей, выше которых они себя ощущают.

Считается, что вообще существуют восемь типов характера: нарциссический, параноидальный, обсессивно-компульсивный, психопатический, истерический, депрессивно-маниакальный, мазохистический и шизоидный.

Шизоидный тип характера обуславливается некоторым несоответствием между ощущением себя и окружающим миром, чувством отстранённости.

Многие знаменитые гении были шизоидами: Альберт Энштейн, Ван Гог, Кант, Гегель, Архимед, Ньютон, Бах… Из ныне живущих людей, к таким относят интеллектуала Анатолия Вассермана и математика Григория Перельмана, отказавшегося в 1996 году от Премии Европейского математического общества, в 2006 – Филдсовской премии и в 2010 году – премии тысячелетия математического института Клэя.

Кроме того, шизоидный тип характера приписывают даже вымышленным героям: Дон-Кихоту и Ёжику в тумане.

Людям с шизоидным типом характера свойственно:

Как и почему формируется такой тип

На этот счёт есть большое количество теорий. С физиологической точки зрения, нервные окончания шизоидов более чувствительные. Ещё в очень маленьком возрасте, такие детки могут проявлять раздражение или угнетение от сильной освещённости комнаты или постоянного гомона. Ведь не секрет, что многие крохи, наоборот, любят постоянное присутствие взрослых, это их успокаивает и даёт ощущение защищённости. У шизоидов – наоборот, «лишние люди и движения» утомляют.

Другие теории объясняют развитие в связи со спецификой воспитания: жёсткий, нервный, взрывной, критикующий отец и «залюбливающая», нарушающая личные границы мать. Кроме того, из значимых факторов для формирования такого типа называются:

Детство такого малыша проходит в одиночестве и часто в затравленном состоянии. Ему лучше одному, наедине с книгами, фантазиями и умозаключениями. Но, несмотря на свою начитанность и спокойствие, учителя тоже недолюбливают такого ребёнка: в самодеятельности не участвует, красиво объяснить или написать ничего не может, а «слишком большие» познания в узких сферах могут вообще вызывать чувство конкуренции и желание «наказать выскочку, подрывающего авторитет педагога».

Диагностирование

Диагноз шизоидной психопатии может быть поставлен специалистом при наличии четырёх и более симптомов:

Однако, шизоидная личность не всегда одинакова в поведении, если за ней понаблюдать. Проявления могут быть как по типу аутичности со всеми дополнительными признаками (включая крайнюю степень проблемы с социализацией), так и по типу стеничной шизоидности с высокой успешностью в узконаправленных сферах деятельности, в которых необходимы крайние формы прагматизма, холодности и безэмоциональности в принятии решений.

Один из примеров описывает советника по кадровой политике крупного предприятия, который «прославился» абсолютно «безличностным» подходом к оценке значимости того или иного сотрудника для общей успешной деятельности предприятия, не зависимо от стажа работника, его предварительного вклада, нынешних семейных обстоятельств, состояния здоровья и прочих дополнительных нюансов, на которые всегда «оглядываются» эмоционально отзывчивые люди. В итоге, он увольнял работников, которые всю жизнь посвятили этому производству и в данный момент испытывали какие-либо жизненные трудности. А известность случай получил из-за нескольких суицидов, которые совершили уволенные люди и которые совершенно не вызвали у описанного советника никакой эмоциональной реакции.

Однако шизоидное расстройство личности никогда не ставится при наличии шизофрении, синдроме Аспергера и бредовых расстройствах.

Согласно Теодору Миллону, существуют четыре подтипа подобного расстройства:

  • истощаемый, вялый тип, который характеризуется хроническим истощением, усталостью, вялостью, медлительностью, апатией;
  • тревожный, дистанцированный тип, которому присущи обособленность и отгороженность от реалий жизни, замкнутость, скитальчество, невозможность долго задержаться на одной работе и трудоустроится вообще;
  • деперсонализированный тип, основной спецификой которого является ощущение разобщённости своего тела и сознания, поглощённость фантазированием;
  • безэмоциональный тип, угрюмый и самый эмоционально невозмутимый.

Согласно классификации, шизоидное расстройство относится к кластеру необычных и эксцентричных расстройств. Проявления, которые были описаны ранее, должны наблюдаться с периода ранней зрелости, то есть с восемнадцати лет и старше.

Следует так же заострить внимание на том, что некоторые признаки должны быть соотнесены с возрастными критериями, физиологическими особенностями и моментами воспитания. Например, потребность в сексуальных контактах может угасать с возрастом или быть подавлена определённым воспитанием, а отсутствие друзей быть обусловлено негативным жизненным опытом или физической особенностью, которая становятся психологической преградой. Однако, в этих случаях человек не теряет эмоциональную оценку данного факта: он жалуется, переживает, злится, иронизирует, оправдывается. Одним словом – проявляет эмоции.

В психоанализе подобная проблематика трактуется с точки зрения наличия у шизоидного типа личности пограничного уровня развития личностной организации. Шизоидный тип имеет склонность к «защитному фантазированию». Ещё одним его защитным механизмом является интеллектуализация, которая позволяет ему понижать эмоциональную значимость событий, при этом не избегая самих событий.

Более того, необходимой его поддержкой является сублимация, которая опирается на его фантазии. С помощью неё снимается внутреннее напряжение, и энергия перераспределяется в другое русло, которое более приемлемо для такого человека: рисунок, скульптуру, решение неимоверных задач.

Основной смысл данного подхода заключается в том, что первичный конфликт, формирующий шизоидность — это проблема сближения и отдаления. Такой человек постоянно сохраняет дистанцию с другими людьми, от чего хочет сближения. Тем не менее, сближение у него расценивается как нарушение личностных границ и поглощение, что заставляет шизоида ревностно сохранять эту самую дистанцию, для сохранения личного пространства в его понятии. Этим и объясняется эксцентричность и непохожесть многих таких личностей: следование общепринятым нормам так же расценивается как «поглощение». Поэтому шизоид явно пренебрегает законами общества и социальными нормами.

Однако, не всегда такой тип личности выступает самостоятельно. Чаще всего, мы сталкиваемся с шизоидно-истероидным типом личности, при котором шизоидное расстройство личности присоединяет симптомы истероида: добавляются внушаемость, неадекватная демонстрация своей сексуальной и внешней привлекательности, позёрство и «показуха».

Причём следует отметить, что так как демонстрирует эту самую «привлекательность» такой человек часто вписывается в общественное мнение: «без слёз не глянешь». Слишком яркие сочетания цветов, откровенное подчёркивание своих форм. Одним словом, красная юбка, зелёные колготки, непонятный, старомодный, но откровенные топ и при этом немытые волосы – вполне нормальная картина такой девушки. Замечания же по поводу несуразности её вида вызывают удивление и могут считаться завистью.

Многие родственники, близкие которых страдают от шизоидного расстройства личности, интересуются: опасно ли это? Как видно из ранее изложенного, такие люди характеризуются замкнутостью и направленностью на свой внутренний мир. Они не проявляют агрессию, даже, наоборот, стараются всячески уменьшить количество контактов. Так что для окружающих они абсолютно безопасны.

Кроме того, их эмоциональная отчуждённость от страданий других абсолютно не равнозначно непониманию происходящего, потому как интеллект при этом не страдает. Как следствие, шизоидный психопат, в случае совершения правонарушений являются полностью подсудными, потому как не являются душевнобольными. А вот для самого человека такое расстройство может оборачиваться в неприятности, как в виде проблем трудоустройства, так и в виде насмешек и издевательств, которые начинаются ещё со школьной скамьи и обусловлены некоторой отрешённостью, экстравагантностью и невозможностью влиться в компанию.

А вот в случае всё-таки подтверждённого диагноза у лиц с шизоидным расстройством личности, армия, скорее всего, исключается.

Лечение

В случае рассматрения классического шизоидного расстройства личности лечение крайне затруднительно не потому, что эти случаи не поддаются терапии, а потому, что пациенты сами не считают своё состояние проблемой. Они не могут понять, зачем их заставляют «подстраиваться под стадо». Поэтому приходят на приём либо под давлением родственников, либо с другими жалобами, например, с проблемой зависимости. Проблема социализации отлично решается с помощью ролевых игр. Шизоидам в буквальном смысле приходится: что чувствуют и на что обижаются люди.

Частой проблемой является подбор необходимого психолога, способного крайне разумно идти на контакт, не нарушая границ шизоида и, при этом, не увлекаясь его философствованием и рассуждением не по сути проблемы.

Что касается медикаментозного лечения, то в последнее время целесообразность его применения ставится под сомнение.

А вот кому точно необходим психолог, так это родственникам такого человека, потому что это у них замкнутость и отчуждённость ребёнка вызывает панику, они переживают за его будущее и страдают от его холодности. Всё это накапливается в большой ком невысказанности, который впоследствии может вылиться в личные проблемы со здоровьем: заболевания ЖКТ, сердца, диабет и прочее. Работа с родственниками направлена на снятие тревоги, напряжения, «подзарядка любовью и теплом» в виде поддерживающих сеансов. И самое главное – открытие возможности принимать такого ребёнка таким, как он есть.

Шизоидная личность — один из редко встречающихся психологических подтипов, в основе которого лежит стремление с одной стороны к полной независимости от окружающих, но так-же, с другой стороны — к полному контролю над окружением и ситуацией в целом. Это те самые люди, которые говорят: я к вам не лезу, и вы, будьте добры — не лезте ко мне. Но если уж вы залезли, будьте добры жить по правилам, которые установил я. Ведь это вы пришли ко мне!

Общая характеристика психотипа (по Шишкову)

Идейное, символическое содержание внутреннего мира. Переживаний, чувств много (они захлестывают), однако большинство из них не выходит, не выпускается наружу в качестве эмоций. Переживания трансформируются в причудливые идейно-символические структуры и только тогда афишируются. Всеобъемлющее, всеохватывающее желание (захватывающее ум) реализации своих идей-желаний (сверхценных идей). Эти идеи часто расходятся с реальными потребностями организма, тела. Идеализация желаемого. Жесткость территориальных, личностных границ их отстаивание. Самоудаление от социума граничащее с неприятием его (отвращением) и высокомерием. Позиция «я король», «я хозяин своей жизни», «я бог-распорядитель», «я свободен», «никто мне не указ».

Человек шизоидного типа всегда вырван из контекста социальных отношений. Данная личность испытывает большие трудности в выражении любых своих эмоций, либо делает это в очень ограниченном диапазоне. Особенно явно это проявляется при общении с другими людьми. У некоторых людей с этим расстройством психики также наблюдаются когнитивные нарушения (их мышление разорвано, то есть скачит от одной темы к другой), искажения восприятия, а также ярко выраженная оригинальность поведения в повседневной жизни (так называемый шизоидно-истероидный тип личности).

Человек с шизоидным расстройством не желает близости с другими людьми. Он стремится избегать любых тесных отношений, обычно не способен испытывать любовь. Шизоидная личность предпочитает проводить время наедине со своими мыслями, а не общаться с окружающими или находиться в группе людей. В обычных условиях человек с шизоидным типом личности воспринимается как типичный «одиночка».

Помимо этого, шизоидная личность испытывает особые трудности выражения своего гнева, даже в ответ на прямые провокации. Это формирует у окружающих ошибочное мнение, что такие люди холодны и бесчувственны. Часто их жизнь кажется посторонним бесцельным существованием. Обычно шизоидная личность преследует специфические жизненные цели, непонятные другим людям. Такие люди часто пассивно реагируют на неблагоприятные ситуации, им сложно давать адекватную оценку и определять значимость важнейших событий в их жизни.

Недостаточные социальные навыки и отсутствие стремления к сексуальным переживаниям приводят к тому, что люди с этим расстройством имеют очень мало друзей и редко вступают в брак. Им очень тяжело работать по найму или заниматься интенсивной работой, особенно если их трудовая деятельность предполагает постоянное межличностное взаимодействие. Зато шизоидная личность великолепно проявляет себя в условиях социальной изоляции и там, где требуется недюжинный интеллект. Примеры многих известных учёных, таких как Альберт Эйнштейн или Исаак Ньютон, наглядно убеждают нас в этом.

Шизоидный психотип формируется на основе эксцентричной модели внутреннего опыта и поведения, идущей вразрез с культурными нормами человечества.Как правило, признаки эксцентричного поведения наблюдаются у таких людей в двух или более из следующих областей: познание, управление людьми, межличностное взаимодействие, управление своими эмоциями. Их картина мира является недостаточно гибкой, а шизоидные черты характера проявляются в широком диапазоне личных и социальных ситуаций.

Шизоидная личность стабильна в своих проявлениях на протяжении всей жизни, а первые признаки шизоидного личностного расстройства обычно проявляются ещё в подростковом возрасте или юности. Шизоидный тип характера больше распространён среди мужчин, чем у женщин. Его распространённость в общей популяции крайне мала и составляет от 3,1 до 4,9 процентов.

Причины возникновения шизоидного расстройства

Исследователи до сих пор достоверно не знают, что вызывает шизоидное личностное расстройство. Разные теории называют различные причины развития шизоидной личности.

Личность человека представляет собой сочетание мыслей, эмоций и поведения, что делает каждого человека уникальным. Эти особенности проявляются в нашем отношении к внешнему миру, а также в том, какими мы видим себя. Любая личность формируется в детстве вследствие взаимодействия наследственности и факторов окружающей среды.

При нормальном личностном развитии дети со временем учатся точно интерпретировать социальные требования и реагировать на них соответствующим образом. Что идёт не так у детей шизоидного типа, точно не известно, но вполне возможно, что какие-то факторы вызывают определённые проблемы личностного формирования. Особенности функционирования мозга и генетика также играют важную роль.

Большинство специалистов придерживается биопсихосоциальной модели причинно-следственной связи. По их мнению, причинами, благодаря которым у человека формируется шизоидная личность, является сочетание таких факторов: биологических, генетических, социальных (например, взаимодействие ребёнка с семьей и другими детьми) и психологических (характер и темперамент, навыки противостояния стрессовым ситуациям). Это говорит о том, что ни один фактор нельзя считать ведущим – формирование того или иного личностного типа является очень сложным процессом, на который влияют все вышеперечисленные факторы. Однако исследования показали, что существует повышенный риск передачи этого заболевания от родителей к детям.

Кто же находится в группе риска? Шизоидный личностный тип часто наблюдается у членов одной семьи. Вы можете быть в опасности, если у вас были или есть родственники с шизофренией, шизотипическим расстройством, а также любым другим личностным расстройством.

Детские переживания также играют значительную роль в развитии этого заболевания. Такие факторы включают в себя:

  • эмоциональное и физическое насилие;
  • пренебрежение;
  • психологические травмы или постоянный стресс;
  • эмоциональную холодность родителей.

Симптомы

Шизоидное расстройство личности характеризуется дистанцированием в социальных отношениях и ограниченным диапазоном выражения эмоций в межличностных контактах. Такие черты личности проявляются, начиная уже с ранней молодости, и присутствуют в различных вариациях. Обычно шизоидный личностный тип включает в себя четыре (или более) следующих признака:

Поскольку это личностное расстройство опирается на устойчивые модели поведения, наиболее часто оно диагностируется в зрелом возрасте. Его довольно сложно диагностировать в детстве или в подростковом возрасте, потому что ребёнок или подросток постоянно развиваются. Если всё же это происходит, вышеперечисленные симптомы должны наблюдаться у ребёнка на протяжении как минимум одного года.

Тем не менее, такие ранние симптомы шизоидного расстройства личности, как повышенный интерес к индивидуальной деятельности или высокий уровень социальной тревожности, в подростковом возрасте уже хорошо заметны. Ребёнок может быть школьным изгоем, или отставать по своему социальному развитию от своих сверстников, из-за чего он часто становится предметом издевательств или насмешек.

Как при большинстве других личностных расстройств, проявления шизоидного типа личности с возрастом становятся более интенсивными, поэтому наиболее ярко симптомы этого расстройства психики проявляются в возрасте 40-50 лет.

Гармоничные черты шизоидной личности

  1. Устойчивые предпочтения (я это выбрал есть, делать, пр.).
  2. Уважение чужих границ.
  3. Интеллигентность (уважение к себе и собеседнику).
  4. Аристократичность (избранный круг, высокие правила).
  5. Хорошие хозяева большого дома, хозяйства, управленцы.
  6. Честолюбивы (быть лучшим, выделяться), тщеславны.
  7. Клановость (мой клан, моя семья, мой дом).
  8. Умны, начитанны, любознательны.
  9. Богатый внутренний мир идей, фантазий.
  10. Развитость мышления (дотошность, анализ-синтез, индукция-дедукция).
  11. Уважение сложного (сложных задач, структур, идей, пр.).

Дисгармоничные черты шизоидной личности

  1. Защита собственной территории, границ даже тогда, когда это не требуется («не надо на меня давить – я сам знаю что и как делать», «это мой дом – освободите территорию» и пр.)
  2. «Все будет по-моему» (в моем доме, территории, семье) – при жажде личной свободы, отказ в ней своим близким.
  3. Отгораживание себя от социума («мне, по правде, никто не нужен), замкнутость в своем мире идей-желаний.
  4. Другая, часто непонятная другим логика при нежелании быть более понятным другим.
  5. Высокомерие по отношению к другим людям («я самый умный»), снобизм.
  6. Не любят, отказываются помогать людям просто так, от души (только от идеи, выгоды).
  7. Сверхидеализация своих идей-желаний – сложности реализации («это не мой принц, а какой-то пухлый дурак»).
  8. «Цинизм, нигилизм, сарказм, оргазм» - ценности шизоида.

Страх/Дискомфорт у шизоидной личности вызывает

  1. Отсутствие свободы(действий, мышления, идей).
  2. Навязывание чужих идей, советов (я сам знаю, что и как), принуждение (как формы несвободы).
  3. Нарушение личной территории (дома, семьи, личности, сверхценной идеи-желания).
  4. Нереализация главной сверхценной идеи-желания.
  5. Глупости, потеря ума, сумасшествие.
  6. Потеря своего я, своей целостности, своих границ.
  7. Необходимость в социуме (не любят работы связанные с общением).
  8. Чужое влияние на свою судьбу (ненавидят быть пешками).

Профессии, наиболее подходящие шизоидной личности

  1. Аналитики.
  2. Разведчики, контрразведчики.
  3. Ведение своего личного бизнеса.
  4. Философы.
  5. Писатели-фантасты.
  6. Программисты.
  7. Физики, математики.
  8. Банковские работники, экономисты, главбухи, сфера налогообложения (реализация сложных задач).
  9. Ученые-теоретики (новое виденье, сложные идеи, непонятные).
  10. Режиссеры, художники, изобретатели (неординарные).

Лечение

В общем-то лечить тут нечего. Это подтип личности, а не психопатия. Примите себя такими, какие вы есть. В конце-концов что было бы, если бы Энштейн и Ньютон вместо науки занялись бы самолечением? Правильно. Ничего хорошего бы не получилось. Да, шизоидная личность очень сильно подвержена депрессиям, но тут надо учиться выходить из депрессии. Вот и все. Чтобы окончательно понять, что вы не нуждаетесь в лечении — посмотрите видео:

  • Категория:
  • Теги:
  • обсессивно-компульсивный
  • психопатический (антисоциальный)
  • истерический
  • депрессивный и маниакальный
  • мазохистический
  • Термин «шизоид» описывает человека, чье чувство себя уменьшено, чье Эго слабое и чей контакт с телом и с чувствами сильно ослаблен. Идет расщепление между собственным «Я» и окружающим миром; между переживаемым собственным «Я» и желанием. Чувство отстраненности от некоторой части самого себя или от жизни вообще.

    Известные личности шизоиды:

    Такие люди:

    • параллельно существуют как бы в двух реальностях - внутренней и внешней. Большую часть времени шизоид проводит именно в своем внутреннем мире, при первой же возможности, сбегая туда от суровой действительности.Внешняя сторона жизни его интересует мало, - он живет в мире своих идей, занимается только тем, что ему интересно, никого и ничего не замечая вокруг. Находясь в своем убежище, он предается размышлениям и фантазиям: изобретает велосипеды, борется с ветряными мельницами, сооружает абстрактные теории, создает машины времени, путешествует по параллельным мирам. Часто он не ставит перед собой великих целей и не добивается успеха - сам процесс мышления, научный поиск - для него куда важнее, чем результат. И, тем не менее, все основные открытия и изобретения, созданные человечеством, принадлежат именно этим гениальным «чудикам» и «учеными сухарям»… Более, чем другие, оказываются «аутсайдерами», наблюдателями, исследователями человеческого существования.
    • замкнутость - основная личностная черта. Стержневая характеристика данного типа характера - уход в себя, неспособность установить значимые, эмоционально межличностные отношения.
    • шизоид необщителен , он не многих пускает к себе в душу, часто ограничиваясь лишь формальными контактами. Из него редко получается чуткий слушатель и хороший утешитель, - глобальные проблемы человечества занимают его куда больше, чем страдания отдельно взятых людей. Понять горе или радость ближнего своего - ему крайне сложно.
    • интуиция - его самое слабое место: шизоид не «чувствует» собеседника, не улавливает чужого настроения, не понимает, кто и как к нему относится. Он может оказаться лишним в компании, раздражать присутствующих, вызывать насмешки, но далеко не всегда это понимает. В свою очередь, шизоид тоже может легко задеть в разговоре чьи-то чувства, но совершенно этого не заметит.
    • основная защита - уход во внутренний мир, в мир воображения . Внутренний мир шизоида, наполненный причудливыми фантазиями, закрыт для посторонних. Он - вещь в себе. Не зря знаменитый немецкий психиатр Кречмер уподобил шизоидов «лишенным украшений римским домам, виллам, ставни которых закрыты от яркого света, однако в сумерках их внутренних покоев справляются роскошные пиры…»
    • страстно жаждут близости, хотя и ощущают постоянную угрозу поглощения другими. Они устанавливают дистанцию, чтобы сохранить свою безопасность, но при этом страдают от удаленности и одиночества. Отчуждение, от которого так страдают шизоидные люди, частично проистекает из опыта, что их эмоциональные, интуитивные и чувственные возможности не были достаточно оценены - другие просто не видят, что они делают.
    • озабочены необходимостью избежать опасности быть поглощенными, всосанными, разжеванными, привязанными, съеденными. Окружающий мир ощущается как пространство, полное потребляющих, извращающих, разрушающих сил, угрожающих безопасности и индивидуальности.
    • недоумевают: как это все остальные могут так успешно обманывать себя, если суровая правда жизни так очевидна.
    • бесстрастное, ироническое и слегка презрительное отношение к окружающим
    • могут быть очень заботливыми по отношению к другим людям, хотя и продолжают при этом нуждаться в сохранении защитного личного пространства.
    • Их нельзя назвать совершенно безэмоциональными - холодность и недоступность в общении с людьми может сочетаться с сильной привязанностью к животным. Их может отличать страстная увлеченность какой-либо негуманитарной наукой, например, математикой или астрономией, где они в состоянии подарить миру творческие идеи высокой ценности. В высказываниях может звучать неожиданная теплота к людям, которых они мало знают или очень давно не видели. Им свойственна завороженность неодушевленными объектамии, метафизическими конструкциями, привлекшими их интерес.
    • часто тянутся к тем, кто имеет противоположные, вызывающие зависть стремления, шизоидов нередко привлекают теплые, экспрессивные, социабельные люди, например, истерические личности.
    • страдают от значительной тревоги по поводу базальной безопасности (чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире). Чувствуя себя подавленными, они прячутся - или буквально уходя в отшельничество, или погружаясь в свои фантазии
    • в сексуальном плане некоторые шизоидные люди оказываются удивительно безразличными , часто несмотря на способность функционировать и получать оргазм. Чем ближе Другой, тем сильнее страх, что секс означает западню. Партнеры шизоидных личностей иногда жалуются на механистичность или бесстрастность их манеры любить.
    • наиболее адаптивной и волнующей способностью шизоидных личностей является их креативность. Более нарушенные индивиды данной категории пребывают в своем личном аду, где их потенциальные способности поглощаются страхом и отстраненностью. Сублимация аутистического ухода в творческую активность составляет главную цель терапии с шизоидными пациентами.
    • самоуважение людей с шизоидной динамикой часто поддерживается индивидуальной творческой деятельностью. При этом для них более важными оказываются именно аспекты личностной целостности и самовыражения, а не сторона самооценки. Шизоид стремится к подтверждению его исключительной оригинальности и уникальности. Подтверждение должно быть скорее внутренним, чем внешним, и, благодаря высоким стандартам в творчестве, шизоиды нередко бывают резко самокритичны.
    • накопленные восприятия пациента как исключительного, уникального, непонятого гения или недостижимого мудреца
    • не особенно озабочены тем, правы они или нет с общепринятой точки зрения.
    • характерна частая увлеченность различными философиями, идеями усовершенствования мира, схемами построения здорового образа жизни (за счет необычных диет, спортивных занятий), особенно если для этого не надо непосредственно иметь дело с другими людьми.
    • высоким может оказаться риск пристрастия к наркотикам и алкоголю с целью получения удовольствия.
    • шизоид не умеет преподнести себя в выгодном свете, не отличается красноречием . Неловкий, неестественный, с бедной мимикой, он часто говорит монотонным, невыразительным голосом, делая гигантские паузы между словами. Все это, конечно, не облегчает взаимопонимания между ним и окружающими людьми. Понять шизоида очень сложно: во рту — «каша», в словах — путаница, он сыплет умными терминами и не пытается быть понятным. Типичный пример: шизоид-Гегель, который читал лекции единственному записавшемуся к нему студенту — Людвигу Файербаху.
    • Погруженного в себя шизоида мало заботит то, как он выглядит. Пиджак с оторванными пуговицами и потертыми локтями, штаны, «пузырящиеся» на коленях, разные носки, видавшие виды, полуистлевшие ботинки вполне в его стиле. Давно не мытые волосы, неаккуратно подстриженные ногти, нелепая, вышедшая из моды одежда, зачастую надетая наизнанку, дополняют его портрет. Типичный шизоид - этакий Человек рассеянный с улицы Бассейной, который вместо шляпы в спешке нахлобучил на голову сковородку, а «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».
    • по телосложению чаще всего являются эктоморфами
    . (сравнительно короткая верхняя часть тела, длинные руки и ноги, узкие ступни и кисти, а также небольшой корпус и относительно узкие плечи. Эктоморфы обычно имеют длинные тонкие мышцы, которые наращиваются крайне медленно, и весьма ограниченные запасы жира)Примеры из жизни:


    Архимед был так поглощен наукой, что порой забывал поесть, попить и поспать. Где бы он ни находился и что бы ни делал, великий изобретатель не прерывал своих ученых размышлений. Моясь в бане, он задумчиво изрисовывал геометрическими фигурами свое намазанное маслом тело, сидя перед очагом, чертил круги и треугольники прутиком по золе. Когда однажды во время купания он случайно открыл закон вытеснения жидкости, то пришел в безудержный восторг. С криком «Эврика!» он выскочил из ванной и побежал, в чем мать родила, по улицам Сиракуз.
    Архимед спешил домой, чтобы поскорее испробовать свою знаменитую теорию, которая впоследствии так замечательно подтвердилась. А что уж там подумают о нем, носящемся по городу голышом, почтенные горожане - мало волновало знаменитого ученого.
    Таков же и шизоид: он живет в мире своих идей, занимается только тем, что ему интересно, никого и ничего не замечая вокруг.

    Существует легенда, что Эйнштейн в молодости, будучи бедным и никому не известным, все время ходил в одном и том же растянутом, старом свитере. «Не все ли равно? Меня же здесь никто не знает», - отвечал только что приехавший в Америку ученый на критические замечания окружающих. Когда же, став богатым и знаменитым, он так и не расстался с дырявыми обносками, то мотивировал это уже иначе: «Какая разница? Меня и так все знают»…

    Жил-был очень стеснительный британский лорд Генри Кавендиш. Он избегал женщин, общался со слугами с помощью записок, а чтобы не пересекаться со служанками, всегда спускался по пристроенной наружной лестнице. Но в свет выходил Кавендиш редко: все что-то там писал в своей норке, ставил опыты и делал заметочки, складывая их в стол. А потом он умер. Похоронили Кавендиша согласно завещанию: наглухо замуровали в склеп и ни оставили никакой надписи, указывающей на то, кто здесь похоронен. После лорда не осталось ни одного портрета, зато нашелся архив: 20 толстенных тетрадей. Разобрав их, ученые поняли, что Кавендиш был великим физиком и химиком, все его работы были опубликованы и теперь имя этого шизоида знает любой физик-студент.

    Для диагностики шизоидного расстройства личности состояние должно соответствовать по меньшей мере четырем из нижеследующих качеств или поведенческих стереотипов:
    1) лишь немногие виды деятельности доставляют радость;
    2) эмоциональная холодность, дистанцированность
    3) снижена способность к выражению теплых, нежных чувств или гнева к окружающим;
    4) внешнее безразличие к похвале и критике окружающих;
    5) сниженный интерес к сексуальному опыту с другими людьми (с учетом возраста);
    6) почти постоянное предпочтение уединенной деятельности;
    7) чрезмерная углубленность в фантазирование и интроспекцию;
    8) отсутствие близких друзей (в лучшем случае не более одного) или доверительных отношений и нежелание их иметь;
    9) отчетливо недостаточный учет социальных норм и требований, частые ненамеренные отступления от них.

    "Справочник практического психолога" И.Г. Малкина-Пых. //Новейший справочник психолога//Москва, Эксмо 2010

    Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

    Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

    ПАРАНОИК

    Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

    Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

    Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

    Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

    «Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

    Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
    Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

    Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
    Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

    ЭПИЛЕПТОИД


    С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

    Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

    Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

    : нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

    «Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

    Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

    Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

    ГИПЕРТИМ

    Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

    Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

    Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

    Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
    на безудержный риск.

    «Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

    Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
    На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

    Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

    Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

    Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

    ИСТЕРОИД

    Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

    Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

    : упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

    Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

    «Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

    Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

    Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
    В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
    вне коллектива и обязательных рамок.

    ШИЗОИД

    Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

    Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

    Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

    Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
    при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
    В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

    «Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

    Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
    Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

    Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
    Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
    Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

    ПСИХАСТЕНОИД

    Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

    Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

    Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

    Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
    Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
    Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

    «Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

    Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

    Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

    Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

    СЕНЗИТИВ

    С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

    Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

    Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

    Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

    «Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

    Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

    Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
    Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

    ГИПОТИМ

    Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

    Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

    Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

    Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

    «Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

    Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

    Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

    Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

    Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

    КОНФОРМНЫЙ ТИП

    Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

    Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

    Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
    Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
    Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

    Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

    «Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

    Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

    Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

    НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

    С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

    Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

    Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
    Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

    Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

    «Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

    Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

    Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
    Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
    неохотно.
    Хорошие специалисты из таких не получаются.

    АСТЕНИК

    С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

    Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

    Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

    Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
    Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
    и укладу жизни.

    «Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

    Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

    Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

    ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

    Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

    Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

    Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

    Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

    «Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

    Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
    Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

    Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
    Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
    Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

    ЦИКЛОИД

    Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

    Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

    Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

    Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
    к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
    Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
    Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
    На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

    «Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

    Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
    и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

    Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
    В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

    По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
    явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
    скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

    Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


    Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук.