Парламентская республика и парламентарная монархия. Законодательная власть

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент - триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически - палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически - палату простолюдинов). На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции и верхняя. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Она избирается на 5 лет. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. По выходным дням организуются встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Спикер руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом. Имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), т.к. должен быть лицом беспристрастным (он не в праве даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. В палате общин образуются постоянные и временные комитеты .

Постоянные , в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае - по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

До реформы 70-х в палате существовали только неспециализированные комитеты . Они имели буквенную нумерацию - А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас (до 50 человек). Теперь созданы и специализированные комитеты - по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Оба вида комитетов предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, занимаются парламентскими расследованиями, но основная деятельность специализированных комитетов связана с контролем за управлением, за работой министерств.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов , состав и численность изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты - пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 - пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) «лордов по апелляции» (апелляционный комитет - по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. В палате председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате - 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь 4 фракции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер, обеспечивающий явку членов фракции на голосование в палате. В нижней палате парламента строгая партийная дисциплина, но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмана) по делам администрации. Назначается правительством до достижения 65 лет и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти.

Законодательный процесс . Чтобы стать законом, билль проходит несколько слушаний в каждой палате, где тщательно обсуждаются их основные принципы и тщательно изучаются детали. Таким образом, хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и только затем передается в палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры.

Подавляющее большинство законопроектов принимаются по инициативе правительства. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты зачитывает его заголовок, во втором обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против. Нередко спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, то он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Республиканская форма правления возникла в древности, однако, большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в новое время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.

Республики можно разделить на два вида: а) парламентарная б) президентская

Территория страны, как правило, делится на более мелкие территориальные единицы (штаты, провинции, районы, области, кантоны, округа и т. п.)

Такое деление необходимо для управления страной:

Ø проведение экономических и социальных мер;

Ø решение вопросов региональной политики;

Ø сбора информации;

Ø осуществления контроля на местах и пр.

Административно – территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов:

Ø экономических;

Ø национально – этнических;

Ø историко – географических;

Ø природных и пр.

По формам административно – территориального устройства различают:

Ø Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе самостоятельно

управляемых образований. В ней действуют единая конституция

и единая система органов государственной власти.

Ø Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория имеет в своем составе несколько государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью. Федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции) имеют, как правило, собственные конституции и органы власти.

Страны различаются также по особенностям политического режима. Здесь можно выделить три группы:

Ø демократические – с политическим режимом, основанным на выборности органов государственной власти (Франция, США);

Ø тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии (Куба, Иран).

На современном этапе развития международных отношений можно группировать страны по их внутриполитической ситуации и участию в международных военных блоках и вооруженных конфликтах. Так выделяется:

Ø «страны-участницы», входящие в военные блоки или участвующие в вооруженных конфликтах (страны НАТО, Афганистан, Ирак, Югославия);

Ø неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации (Финляндия, Непал);

Ø нейтральные страны (Швейцария, Швеция).



6) Исходя из уровня социально-экономического развития страны мира приятно подразделять на два типа:

Ø экономически развитые страны;

Ø страны с переходным типом экономики;

Ø развивающиеся страны.

При таком делении стран учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчете на душу населения.

К числу экономически развитых относится около 60 стран, однако эта группа неоднородна.

Ø Страны «большой семерки». Отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания)

Ø Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. Имеют высокий показатель ВВП на душу населения, играют важную роль в мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика. (Нидерланды, Австрия, Дания, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Испания, Португалия).

Ø Страны «переселенческого капитализма». Выделены исключительно по историческому признаку, являются бывшими переселенческими колониями Великобритании. (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль).

К числу стран с переходной экономикой относятся образованые в начале 90-х гг. в результате перехода к рыночной экономической системе. (Страны СНГ, Страны Восточной Европы, Монголия).

Остальные страны относятся к развивающимся. Их называют странами «третьего мира». Они занимают более ½ площади суши, в них сосредоточено около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Эти страны объединяет колониальное прошлое и связанные с ним экономические противоречия и особенности структуры хозяйства. Однако мир развивающихся стран разнообразен и неоднороден. Среди них выделяют пять групп:



Ø «Ключевые страны». Лидеры «третьего мира» в экономике и политике. (Индия, Бразилия, Мексика)

Ø Новые индустриальные страны (НИС). Страны резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного производства на основе иностранных инвестиций. (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайланд).

Ø Нефтеэкспортирующие страны. Страны, формирующие свой капитал за счет притока «нефтедолларов». (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней).

Ø Страны, отстающие в своем развитии. Страны с преобладанием отсталой многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного хозяйства и транспортных услуг. (Колумбия, Боливия, Замбия, Либерия, Эквадор, Марокко).

Ø Наименее развитые страны. Страны с преобладанием в экономике с потребительского хозяйства и практически полным отсутствием обрабатывающей промышленности. (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Мали, Чад, Гаити, Гвинея).

Вопрос 5. Международные организации - объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т. п.). Первые постоянные международные объединения появились (МВФ) и др. в Древней Греции в VI в. до н. э. в виде союзов городов и общин. Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Сегодня в мире насчитывается около 500 международных организаций.

Общеполитические:

Ø Организация Объединенных Наций (ООН)

Ø Межпарламентский Союз

Ø Всемирный совет мира (ВСМ)

Ø Содружество независимых государств (СНГ)

Ø Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Экономические:

Ø Всемирная торговая организация (ВТО)

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Ø Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

Ø Европейский Союз (ЕС)

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом . Не путать с (парламента́рной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий , обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку , либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов . Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия , Турция , Германия , Греция , Израиль и др. ). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию .

Полномочия парламента
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства , определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления . Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии , где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти , то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.дуалистические монархии в научной литературе именуют конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях (это наиболее распространённая их форма в настоящее время) правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нём большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причём ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

РеспубликанскаяМонархическая Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа. Монархия – форма правления, при которой главой государства является император, король, герцог, князь, султан и т.д. Эта верховная власть передаётся по наследству.


Находится в Южной Европе, окружено территорией Италии. Главы государства - два капитана-регента, назначаемые Большим Генеральным советом. Они избираются на срок 6 месяцев. Площадь территории государства составляет 60,57 км². Страна располагается на юго-западном склоне трёхглавого горного массива Монте-Титано (738 м над уровнем моря), возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.







Конституционная Абсолютная - монархия, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, тогда, как сам монарх, царствует, но не правит, например, Великобритания, Япония. - власть монарха почти не ограничена, таких стран единицы, в основном в районе Персидского залива, таковы Саудовская Аравия. Теократическая - монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви.


Король, ныне королева Елизавета вторая, считается главой государства, а также возглавляемого в Великобритании Содружества, членами которого являются больше 50 стран, ранее входивших в состав Британской Империи. Великобритания не имеет конституции как единого документа. Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе.



До принятия конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Он состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года, а палата советников из 242 депутатов, избираемых на 6 лет.



Глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооружёнными силами и верховным судьёй, а также духовным правителем. Правительство формируется из членов королевской семьи. Первым королём Саудовской Аравии был Абдель Азиз Ибн-Сауд, который правил страной с 1932 по 1953 г. Как считается, у Ибн-Сауда было 17 официальных жён, из которых пять носили титул «первой жены». Ныне королевское семейство насчитывает около 5 тыс. особ мужского пола разной степени родства, и между ними поделены все государственные посты.



Абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок. После смерти Папы и во время конклавa вплоть до инаугурации нового Папы его обязанности исполняет камерленго.



УнитарнаяФедеративная - государство имеет такую форму административно- территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть, таковы Япония, Швеция, Франция и большинство стран мира. - государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные власти, таковы Россия, США, Индия и др.


До недавнего времени Бельгия относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими её валлонами и фламандцами привела к тому, что в 1993 г. Парламент специальным законом ввёл в этой стране федеративное административно-территориальное устройство. Глава государства король, глава правительства премьер- министр. Правительство назначается королём; половина министров должна быть представителями нидерландскоязычного сообщества, половина - франкоязычного сообщества.



В наши дни проблема административно-территориального устройства во многих странах,приобретает характер важнейшей политической проблемы. В первую очередь это относится к федеративным государствам таким, как Россия, Индия, ЮАР, Канада. Надеемся, что эти проблемы будут решаться мирными путями как можно скорее.

Таким образом, характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение власти между монархом и парламентом.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония) статус монарха формально и фактически органичен во всех сферах государственной жизни.

19 ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония)

    законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед парламентом;

    участие монарха в формировании правительства символично. Назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента;

    монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент.

Повеления монарха приобретают юри­дическую силу лишь будучи контрассигнованы соответствующим ми­нистром.

Даже частные вопросы государственной жизни, например, помило­вание преступника, не могут быть решены без согласия парламента.

Парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. п.).

Складывается положение, характеризующееся извест­ной формулой: «царствует, но не управляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной.

Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоей политико-пра­вовой окаменелостью, не следует спешить «списывать» как безна­дежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну со­тню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975г. народ Испании на плебисците высказался за установление мо­нархии. После развала СССР некоторые политические силы в стра­нах СНГ подумывали о введении монархического строя. В обста­новке кризиса, национально-этнических столкновений достоинствамонархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой пар­тии, неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях, а глав­ное в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, что особенно привлекает, монарх – символ единства нации и стабильного право­вого порядка. Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: экономики, фи­нансов, жизненного уровня, самоуправления, национального пред­ставительства и т. п.

Разумеется при этом нужно помнить о том, что монархия – это, по выражению философа И.А. Ильина, «органичес­кая» форма правления, требующая религиозных начал, особой об­щественно-психологической атмосферы и т.д. Ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или неподготовлен­ное соответствующим образом лицо.

3. Понятие республиканской формы правления. Республика и её виды. Особенности парламентарной, президентской, полупрезидентской республик.

При республиканской форме правления (в отличие от монархии) единственным источником власти по закону является народное боль­шинство .

Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», – подчеркивал Цицерон, считая государ­ство – делом народа.

В республике власть осуществляется избран­ными народом на определенный срок представительными органами.

20 ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ

Существуют:

    республики парламентарные (Греция, Германия и др.)

    республики президентские (Аргентина, Бразилия, Россия, США и др.).

Спецификой парламентарной республики является ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий.

На выбор формы правления оказывают влияние ряд факторов, но определяющими здесь должны быть долговременные интересы ста­бильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил.

Достоинством парламентарной республики является единство вы­сших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (пре­мьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парла­ментом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законо­проектов. С потерей парламентского большинства правительство ухо­дит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль. Исполнитель­ная власть является по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает пар­ламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а прави­тельство на неустойчивость. При неразвитости партийной системыдаже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может оказаться не ме­нее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, ко­торую в состоянии создать простое парламентское большинство, т. е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зави­сит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в не­малой степени определяются способом избрания законодателей, т. е. мажоритарной или пропорциональной системой.

Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства одновремен­но является главой исполнительной власти и занимает сильные позиции в руководстве государством (зачастую более сильные, чем парламент). Он самостоятельно назначает министров (в ряде стран с согласия парламента или одной из его палат) и может отправить их в отставку.

Достоинство президентской формы правления заключается, пре­жде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осущест­влять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская систе­ма правления в принципе обеспечивает большую степень политичес­кой стабильности, чем парламентская, так как кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.

Глава государства в президентской республике получает свои пол­номочия в результате избрания на известный срок (в Соединенных Штатах Америки на четыре года, в Республике Беларусь – на 5 лет) и ответствен перед судом за проти­воправные деяния в период нахождения у власти (южнокорейские пре­зиденты Чо Ду Хван и Ро Де У).

Президентская форма правления в свою очередь не является без­упречной и содержит следующие недостатки.

Во-первых , в отличие от парламентской формы правле­ния, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях ис­полнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно воз­растает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой и полити­канством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской фор­мами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым кон­фликтом двух властей.

Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания пре­зидента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократич­ными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентская власть может ока­заться в большой зависимости от законодательной ветви, от кото­рой может зависеть многое, например, процедура переизбрания пре­зидента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся тради­ций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточ­ные (между президентской и парламентской республикой) формы го­сударственного правления.

Современный этап мирового развития конституционных процес­сов характеризуется появлением и распространением смешанных форм правления. Указанный процесс является «ответом» законода­телей на проявление известных как позитивных, так и негативных факторов социального бытия: демократизации политической жизни, усиления интеграционных процессов, кризисного состояния полити­ческой системы, неэффективности государственного управления, про­тивоборства «ветвей» власти и т. п.

«Классические» формы правления на рубеже XXI в. все более рель­ефно обнаруживают недостатки, коренящиеся в их конституционно-правовой природе: тенденцию к авторитаризму, монополизации влас­ти в президентских республиках и возрастающую правительственную нестабильность в республиках парламентарных.

Сторонниками смешанных форм правления движет идея укрепле­ния государственности путем устранения правительственных кризи­сов, частой смены правительств по соображениям политической конъ­юнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы стоят особенно остро для вновь образовав­шихся государств. Однако стремление сосредоточить в «гибридной», смешанной форме только положительные черты традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство пре­зидентской формы правления как прочность конституционного пол­ожения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентсткой», республике в значительной мере утрачивается из-за усиления контрольных полномочий высшего законодательного представительного органа власти.