Время правления царя алексея михайловича тишайшего. Забытый великий царь

«Но, что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король», — пела в своё время Алла Пугачёва . Ироничные слова этой песни вполне соответствуют исторической правде — европейские короли и русские цари очень редко имели возможность выбирать спутниц жизни по своему вкусу.

Монарший брак — это, в первую очередь, способ укрепления правящей династии и возможность создания нужных политических союзов. Симпатичны ли при этом друг другу супруги, не имеет никакого значения.

Алексей Михайлович Тишайший , второй представитель династии Романовых на русском троне, свою первую супругу формально выбирал сам, но в действительности выбор за него делали влиятельные приближённые.

Алексей Михайлович взошёл на трон 16-ти лет от роду и, разумеется, попал под полное влияние родовитых бояр, самой заметной фигурой из которых являлся его воспитатель Борис Иванович Морозов.

В 1647 году в России прошёл смотр царских невест — подобный обычай пришёл в страну из Византии. Прежде чем предстать перед царём, 200 девушек проходили предварительный отбор у бояр, а затем осмотр у врача. Лекарь должен был дать заключение — способна ли девушка родить здорового наследника.

Мария выходит на замену

Из числа финалисток Алексей Михайлович выбрал Евфимию Всеволожскую , дочь касимовского помещика Рафа Всеволожского . Однако, когда девушку начали готовить к свадьбе, она внезапно упала в обморок. Борис Морозов немедленно объявил девушку больной, и её тут же удалили из царских покоев.

Как считают историки, вся эта сцена разыгралась не без помощи царского воспитателя, которому нужно было устранить невыгодную кандидатку. Вместо неё на очи царя была представлена дочь царского стольника Ильи Милославского Мария.

Девушка была на пять лет старше жениха, но имела огромный плюс в глазах Морозова — её отец, как и все Милославские, принадлежали к морозовской придворной партии.

После свадьбы царя Морозов женился на родной сестре царицы Анне Милославской , став не просто наставником Алексея Михайловича, но и его родственником.

Любил ли Алексей жену? Во всяком случае, со временем он к ней привык, и она его вполне устраивала. Выяснилось, что молодой царь весьма темпераментный мужчина, поэтому царица почти постоянно находилась в интересном положении.

За 21 год брака она родила Алексею Михайловичу 13 детей — 5 мальчиков и 8 девочек. Правда, мальчики, рождённые от Марии Милославской , не отличались крепким здоровьем: Дмитрий и Симеон умерли в раннем детстве, Алексей дожил лишь до 16 лет, а Фёдор и Иван, всё-таки примерившие царскую корону, тоже прожили недолгие жизни, полные болезней.

Мария Ильинична Милославская умерла 13 марта 1669 года от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии. Девочка не выжила, прожив два дня и умерев на три дня раньше матери.

Воспитанница друга Артамона

Алексею Михайловичу в год смерти царицы исполнилось 40 лет. Возраст для того времени уже немолодой, но и не совсем преклонный. Вдовство монархов на Руси не приветствовалось, поэтому встал вопрос о новой женитьбе государя.

Наталья Кирилловна Нарышкина, русская царица. Фото: репродукция

Бориса Морозова к тому времени уже не было в живых, но придворная партия Милославских была в силе. Перспектива нового брака родню первой жены Алексея Михайловича беспокоила. Во-первых, Милославские были в курсе состояния здоровья царевичей и беспокоились, что рождение здорового мальчика от новой жены может привести к пересмотру всего порядка престолонаследия. Во-вторых, вместе с новой царицей доступ к царю могла получить конкурирующая придворная партия с неприятной перспективой потери Милославскими тёплых и «хлебных» мест в структурах государственного управления.

В этот период на место самого близкого к царю человека выдвинулся Артамон Сергеевич Матвеев , один из первых русских «западников», охотно перенимавший зарубежные новинки и приобщавший к ним царя.

Алексея Михайловича и Артамона Матвеева даже можно было назвать друзьями. И после смерти жены овдовевший царь, ища утешения, часто приезжал в дом к другу.

Однажды у Матвеева царь обратил внимание на юную девушку, лицо которой показалось очень приятным. Алексей Михайлович попрекнул друга: почему, дескать, доселе скрывал, что у тебя растёт красавица-дочь?

Матвеев пояснил: Наташа не дочь, а воспитанница. Наталья Кирилловна Нарышкина была дочерью мелкопоместного дворянина Кирилла Полуэктовича Нарышкина и его жены, Анны Леопольдовны. Артамон Матвеев, дальний родственники Наташи, забрал девушку у родителей на воспитание. Подобная практика была достаточно распространённой в XVII веке.

Выигрышный номер 36

Историки времён Российской империи, описывая знакомство царя и Натальи Нарышкиной, утверждали, что после того, как Алексей Михайлович стал делать намёки на сватовство, перепуганный боярин Матвеев стал слёзно молить освободить его и воспитанницу от столь высокой чести, опасаясь, что завистники испортят девушке жизнь.

Вряд ли это было на самом деле правдой. С таким скромным поведением Артамон Матвеев никогда бы не поднялся столь высоко по властной лестнице государства Российского. Думается, Матвеев понимал все риски, но понимал и огромные перспективы возможного брачного союза.

В 1670 году был официально объявлен новый смотр невест, на который получила приглашение и Наталья Нарышкина. Клан Милославских взамен умершей царицы выставил на конкурс целую россыпь кандидаток, однако всем им Алексей Михайлович дал решительный отвод.

Просмотрев 70 кандидаток, царь решительно остановился на «претендентке номер 36» — ей была Наталья Нарышкина.

Милославские, чувствуя, что власть начинает уплывать из рук, применили старый приём, заявив, что девушка, очевидно, больна и, если не умрёт сразу, то не сможет родить наследника.

Однако, как уже говорилось, воспитателя Морозова в живых не было, и всерьёз повлиять на Алексея Михайловича, заставив его пересмотреть решение, никто не мог.

1 февраля 1671 года 19-летняя Наталья Нарышкина была повенчана с Алексеем Михайловичем, которому было почти 42 года.

Артамон Матвеев возглавил Посольский приказ и фактически стал главой русского правительства.

Царица с «западным» уклоном

Алексей Михайлович, во втором браке получивший редкую возможность выбрать в жёны ту, кого он действительно хотел, души не чаял в молодой жене и всячески её баловал.

Юная Наталья, хотя и получившая неплохое образование в доме Матвеевых, не отличалась выдающимся государственным умом и задатками политического деятеля. Царица Наталья была по характеру доброй и мягкой и при этом превосходно умела доносить до мужа мысли и идеи, выгодные клану Нарышкиных.

В 1672 году Наталья Нарышкина родила мальчика, которого назвали Петром. К великой радости отца и к крайнему раздражению Милославских, младенец родился крепким и здоровым.

После рождения сына Алексей Михайлович готов был носить жену на руках. Ей позволялось то, чего раньше не разрешалось царицам. Воспитанная в доме Артамона Матвеева и пропитавшаяся «западническим» духом, Наталья Кирилловна на всех праздничных торжественных богослужениях в соборах присутствовала сама, а летом ездила в открытой карете, что раньше было просто недопустимо, чем вызывала смущение многих.

Наталья родила мужу ещё двух дочерей — Наталью и Феодору. Вторая дочь, к сожалению, умерла в возрасте трёх лет.

Стремясь порадовать супругу, Алексей Михайлович распорядился построить «Комедийную палату» в Кремле и завёл театр.

Но Наталье кремлёвские палаты были в тягость. Вместе с детьми она предпочитала проводить время за городом, в царских сёлах Измайлове, Коломенском, Воробьёве и Преображенском.

Схватка за престол

Детей у пары могло быть и больше, но в начале февраля 1676 года Алексей Михайлович умер, не дожив до своего 47-летия.

Счастливое время царицы Натальи закончилось — для Милославских она превратилась в ненавистного лидера враждебного клана. На трон взошёл старший из живых сыновей Алексея Михайловича Фёдор Алексеевич, после чего вдовствующую царицу с детьми удалили из столицы.

Как уже говорилось, Наталья за городом чувствовала себя гораздо лучше и увереннее, нежели в Москве, поэтому годы правления царя Фёдора она перенесла сравнительно спокойно.

Но весной 1682 года Фёдор умер бездетным, и спор за трон разгорелся с новой силой. Претендента было два — 15-летний Иван и 9-летний Пётр. Иван имел больше прав, но здоровье его говорило о том, что длительным его царствование не будет. Здоровый и бодрый Пётр на этом фоне казался более перспективной кандидатурой, и боярская дума поддержала его.

Милославские решились на крайнюю меру, подняв стрелецкий бунт. Нарышкиных обвинили в том, что они пытаются отравить царевича Ивана.

Стрельцы ворвались в Кремль, где начались убийства представителей клана Нарышкиных. Погибли Артамон Матвеев, два брата царицы Афанасий и Иван, ещё целый ряд знатных бояр, а также стрелецких начальников, не поддержавших бунт. Престарелого отца царицы сослали в монастырь.

И сама Наталья, и маленький Пётр пережили в эти дни страшное потрясение. Возможно, что вспышки ярости взрослого Петра Алексеевича являлись последствием перенесённого в 9-летнем возрасте ужаса.

Иногда казалось, что царица с детьми тоже станут жертвами разъярённой толпы, но их всё-таки не тронули. В итоге было объявлено о том, что на трон взойдут и Иван, и Пётр, а регентом станет царевна Софья.

Мать первого императора

Наталья Нарышкина с детьми вновь оказалась в ссылке, однако на сей раз обстановка была накалённой. Все понимали, что это ещё не конец — по достижении совершеннолетия Пётр получал все права на престол, и партия Милославских отдавала себе отчёт, что молодой царь не упустит случая поквитаться за убитых родственников.

Как известно, борьба Петра и Софьи в итоге завершилась победой первого в 1689 году. Нарышкины снова получили доступ к государственной власти, поскольку 17-летнего царя больше интересовали потешный флот на Плещеевом озере и потешное войско.

Наталья Кирилловна, несмотря на «прозападность», полученную в доме Артамона Матвеева, увлечений Петра не одобряла и не понимала. Но при этом она очень любила сына и тосковала, когда он уезжал в длительные поездки.

Пётр Алексеевич также был сильно привязан к матери. Под её влиянием состоялся его первый брак — женитьба на Евдокии Лопухиной.

Политические грозы и потрясения, которые Наталья Нарышкина пережила после смерти мужа, сказались на её здоровье. В последние годы жизни она страдала болезнью сердца. 4 февраля 1694 года в возрасте 42 лет мать первого русского императора скончалась.

Эта потеря серьёзно повлияла на сына. Пётр Алексеевич окончательно принял государственную власть в свои руки, дав понять родственникам и приближённым боярам, что отныне они будут лишь послушными исполнителями его воли.

Начиналась эпоха Петра Великого — грандиозный период в русской истории, которого, разумеется, никогда бы не было без его матери.

Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси. Попробуем разобраться, за что этот государь удостоился столь лестной оценки.

Детство. Воспитание

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом.

Кроме того, в 11-12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам кушал один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам.
Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», - пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Почему — Тишайший?

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык.
Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это Тишайший царь? Вряд ли.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».
Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

«Соляной бунт»

Уже в самом начале правления Алексея Михайловича вспыхнул первый крупный мятеж, — так называемый «соляной бунт».

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены — Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами — думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками — Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.

29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.

Раскол

В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Трещина эта не срослась до сих пор. Так что же за клин расколол русский народ на две части - православных и старообрядцев?

К середине XVII века за 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» — Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение — в его соблюдении видели залог душевного спасения.

В правление Алексея Михайловича эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг — греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Исуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.
Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения — скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Скажем несколько слов о наиболее выдающихся из них.

Начнем с мучеников. Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, — говорил он сам о себе, — не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам — невежда словом, а не разумом».
Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, — рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, — видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».
По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей… Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем».
Он умер, верный себе, мученической смертью. По царскому приказу (Федора Алексеевича, сына Тишайшего царя), его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры — боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.

Расправа воеводы Мещеринова над участниками Соловецкого восстания

Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения — печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно — оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Патриарх Никон

Как рассказ о Людовике XIII невозможен без упоминания кардинала Ришелье, так и история Алексея Михайловича не может обойтись без имени Патриарха Никона — второго лица в государстве.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок XVII века

В 1648 году на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу явился игумен Кожеозерской обители Никон. Этот выходец из нижегородских крестьян оказался на удивление начитан, умен, благочестив. Беседы с ним запали в душу молодому царю, и между ними возникла искренняя привязанность. Алексей Михайлович оставил Никона в столице, приблизил к себе и стал называть своим «собинным» другом, то есть близким, задушевным.
Царский любимец быстро пошел в гору: был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, потом стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году церковный собор решил избрать его главой Церкви вместо умершего патриарха. Сам Алексей Михайлович в Успенском соборе на виду у бояр и народа поклонился Никону в ноги и со слезами умолил его принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного и дадут ли мне устроить Церковь?» — спросил Никон. Царь, священство и бояре поклялись ему в этом.
Получив от царя и собора неограниченную власть и титул « великий государь» , новый Патриарх начал работу по исправлению богослужебных книг и самого церковного богослужения. Не имея достаточного образования и опыта для проведения таких реформ, Никон без оглядки ломал некоторые устоявшиеся веками традиции. Именно жесткая, самовластная политика Никона расколола русских людей на «Никониан» и старообрядцев.
Нажив себе множество недругов среди священства и бояр, Патриарх своими руками подготовил свое падение. Царь с годами охладел к собинному другу. На церковном соборе 1666 года Никона лишили патриаршего сана и сослали простым монахом в далекий Ферапонтов монастырь.
В 1676 году по царскому указу Никон был переведен под надзор двух старцев в Кирилловский монастырь. После смерти Алексея Михайловича, по ходатайству великой княжны Татьяны Михайловны и по просьбе многих духовных и светских лиц, новый царь Фёдор Алексеевич повелел в 1681 году перевести опального Патриарха в подмосковный Воскресенский монастырь. Но престарелый Никон не вынес тягот путешествия и умер 17 августа 1681 года под Ярославлем. Он был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Разинский бунт

«Бунташный» XVII век с духовной стороны полнее всего выразился в церковном расколе, а со стороны, так сказать, физической, материальной, — в разинском бунте.

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» — малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.
Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья — зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, — короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Их победа означала бы быстрый конец Российского государства. Всей этой взбунтовавшейся сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», — провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.

Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть — в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения

Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу. И чтобы не быть голословными, предлагаю вам краткий обзор европейских новшеств, появившихся в России во время царствования Алексея Михайловича.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.
В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.
Наконец, не кто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана.
Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии — признанной морской державы своего времени.
В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.
Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже — навсегда.

Приращение державы

В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.

Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ — польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.
В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.
На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVI века, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.
Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.
К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.

Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.

Алексей Михайлович – второй государь из клана Романовых, взошедший на российский престол. Царь известен многолетней войной с Речью Посполитой, Медным и Соляным бунтами. О рождении будущего царя Алексея Михайловича была сделана запись в «Новом летописце». Там говорилось, что у 17 марта 1629 года появился наследник.


Крестины новорожденного проходили в Чудовом монастыре. На крещении мальчика присутствовал патриарх Филарет Никитич. Крестным отцом Алексея стал троицкий келарь Александр. Родители выбрали будущему правителю имя в соответствии со святцами. Царские «мамы» занимались воспитанием ребенка до 5-летнего возраста. После прохождения этого возрастного рубежа Алексея Михайловича передали боярину Борису Морозову. Первый учитель занимался с цесаревичем грамотой и чтением.


Среди настольных книг присутствовали Деяния святых апостолов, Часослов и Псалтыри. Будущий царь постепенно постигал такие науки как письмо и церковное пение. Книги были страстью Алексея Михайловича. К 13 годам у мальчика собралась небольшая библиотека, в которой присутствовали литовские «Грамматика» и «Лексикон», «Космография».


У цесаревича были и другие увлечения, в том числе музыкальные инструменты, детские латы и даже конь. Б.И. Морозов оказал непосредственное влияние на развитие Алексея Михайловича. Учитель впервые использовал для мальчика немецкие одеяния. Только в 14 лет представили общественности наследника престола. Уже через 2 года молодому парню пришлось взять бразды правления государством в свои руки. Официальной резиденцией Алексей Романов сделал Коломенское.

Начало правления

Обучение Алексея было несколько однобоким, поэтому, когда царь взошел на престол, то столкнулся с рядом проблем, к которым был не готов. Это способствовало сближению с дядькой Морозовым. На первых порах Алексей Михайлович прислушивался к советам боярина, но позже сформировал личное мнение относительно вопросов государства.

Это способствовало укреплению характера царя. Иностранные гости в воспоминаниях описывали Алексея как мягкого, добродушного и тихого правителя. Такие качества выделили С. Коллинз, А. Мейерберг и даже Г.К. Котошихин. Алексей Михайлович ревностно следовал церковным обрядам и трижды в неделю воздерживался от еды и воды. Благодаря религиозности царь получил прозвище Тишайший.


Влияние Бориса Морозова по-прежнему оставалось слишком большим. Когда царь решил вступить в брак в 18-летнем возрасте, то выбрал в жены дочь Рафа Всеволожского. Свадьба так и не состоялась из-за вмешательства боярина. Тем не менее, через год прошло венчание Алексея Михайловича и Марьи Ильиничны Милославской. Вскоре по проторенной дорожке пошел и Морозов. Верный учитель женился на сестре девушки – Анне.

С этого времени влияние Милославского и Морозова на царский двор заметно возросло. Несмотря на это, Алексей Михайлович выявил негативные моменты во внутреннем управлении государством. К этому приложил свою руку боярин. Царь решает ввести пошлину на соль. Новый налог заменил соляную пошлину, стрелецкие и ямские деньги. Но в народе это ликования не вызвало, напротив, население проявило недовольство нововведениями. Усугубило ситуацию злоупотребление полномочиями Милославскими и разговоры о любви царя к иностранным обычаям.


Разгорелся Соляной бунт. Беспорядки проходили в Москве и других городах страны. Простые граждане желали получить в свои руки Бориса Морозова. Не получив желаемого, люди напали на дом боярина, убили думного дьяка Чистого и окольничего Плещеева. Царю ничего не оставалось, как втайне ото всех переправить Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь.

Бунт помог народу добиться отмены новой пошлины на соль. Постепенно недовольства угасали и боярин вернулся во дворец. С этого времени Морозов лишился возможности управлять государством, но царское расположение осталось. Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того как народное волнение стихло, Морозов вернулся ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении.

Внутренняя политика

Внутренняя политика царя включает несколько важных для государства распоряжений. Правление Алексея Тишайшего ввело запрет беломестцам обладать землями, заведениями, в том числе торговыми и промышленными. В соответствии с принятым Соборным уложением крестьянам запрещалось переходить от одного владельца к другому. Это касалось и семей.

Историки выделяют несколько основных приказов, которые сыграли роль во внутренней жизни государства. К таковым относят Тайные дела, Хлебный, Рейтарский приказы, Счетные дела, Литовский, Монастырский и Малороссийский.


Финансовую сторону Романов не оставил без внимания. Царь приказал провести перепись тяглых дворов, установить количество представителей мужского пола. Предпринял Алексей Михайлович попытку внедрения обновленной соляной пошлины, но задумка оказалась неудачной.

Мелкие таможенные пошлины по приказу царя были ликвидированы. Единственным возможным вариантом для взимания мыта или годовщины – передача на откуп. Казна из-за недостатка денег была вынуждена выпустить дополнительные средства. Речь идет о медных монетах. Это привело к тому, что деньги из меди практически обесценились по сравнению с серебряными монетами. Вновь неудачное решение привело к бунту, который окрестили Медным.


Алексей Михайлович принимает в 1667 году странное решение о строительстве нескольких кораблей. Судоверфь была организована на Оке рядом с селом Дединово. Неизвестно, как царь планировал использовать суда. Особой нужды в кораблях не было. Одно из строений лишь однажды вышло из порта и доплыло до Астрахани.

Изменения в законодательстве Алексей Тишайший произвел незначительные. По приказу царя разработали Соборное уложение, в составе которого присутствовал Новоторговый устав, Новоуказные статьи о поместьях, разбойных и убийственных делах, воинский устав.

Внешняя политика

Алексей Михайлович пытался защитить западные границы. Это стало причиной развязывания войн против государств, расположенных на западе континента. Основным противником для России была Речь Посполитая. На протяжении века правители России пытались отстоять свои территории и завоевать чужие.

Военные действия не помогли Романову проложить путь к Балтийскому морю. Были положительные этапы во внешней политике. В частности, вновь частью большой страны стали Черниговские и Смоленские земли, отсоединившиеся в период Смуты. Алексей Михайлович не допускал набегов крымских татар, отодвинув южные границы.


Во время царствования Алексея Тишайшего часть Украины относилась к Польско-Литовскому государству. Крепостной гнет мешал местным жителям спокойно жить, поэтому недовольство вылилось в неприятности для местной власти. Запорожские казаки направились в бой против Речи Посполитой.

Успех был на стороне запорожцев. Правителям страны пришлось начать переговоры. Украина стала автономным государством. Но поляки не согласились с таким решением. Казакам ничего не оставалось, как смириться с поражением. Руководитель казачьего движения начал поиски сильного союзника. Многочисленные попытки наладить отношения с Россией возымели действие через несколько лет. Земский собор дал добро на начало совместных с казаками военных действий против Речи Посполитой.


1654 год для Украины и России стал знаковым. Два государства объединились и стали единым целым. Украинскими землями руководил гетман, помогало ему большое казачье войско. Этим решением остались недовольны власти польско-литовской стороны. Началась война. Первые месяцы складывались удачно для Романовых: захвачены 30 городов, в том числе Смоленск.

Неожиданно на Речь Посполитую напал шведский король. Государство не могло противостоять западному войску, поэтому Швеция получила некоторые земли, в том числе Варшаву. Алексей Михайлович не хотел уступать и заключил временный мир с Польско-литовской страной. Это было стратегически неверным решением.


После смерти новый гетман переходит на польскую сторону и организует войну против России. Противостоять Швеции и Речи Посполитой царь не мог. Потеряв немало воинов, страны принимают решение о перемирии. Россия лишилась земель в Прибалтике.

Личная жизнь

В биографии царя Алексея Михайловича сказано о двух браках. Впервые в союз Романов вступил в юном возрасте. Супруга - дочь Милославского Мария. В 44 года женщина скончалась. Наследница известной фамилии оставила супругу 13 детей. Прошло менее двух лет, как по России пролетела новость – царь женился во второй раз. Женой стала Наталья Нарышкина. Молодая женщина подарила мужу троих детей.


Алексей Михайлович воспитывал 16 мальчиков и девочек. Только трое сыновей взошли на престол. Это , Иван V и . Замужество дочерей царь устроить не смог. Интересно, что дети от разных матерей не общались друг с другом. Историки утверждают о вражде между ними. В те времена фото отсутствовали, поэтому до наших дней дошли исключительно полотна с портретами царской семьи.

Смерть

Смерть настигла царя Алексея Михайловича Романова неожиданно. Незадолго до 47-го дня рождения у правителя случился сердечный приступ. Проблемы со здоровьем оказались смертельными для царя.


За два года до гибели Алексей Михайлович заявил во всеуслышание, что наследником престола в случае кончины правителя станет Федор.

Память

  • 1939 – « »
  • 1956 – «300 лет тому…»
  • 1988 – «Гулящие люди»
  • 2010 – памятник Алексею Михайловичу в Новом Осколе
  • 2011 – «Раскол»
  • 2013 – «Романовы. Фильм первый»

29 января (старый стиль) 1676 года скончался второй Царь из Династии Романовых Алексей Михайлович . Его царствование выпало на тяжелую пору в жизни Русского государства: соляной и медный бунты, вызванные неудачными реформами; восстания в Новгороде и Пскове; церковная реформа Патриарха Никона, приведшая к расколу русского общества и Церкви; многолетнее «Соловецкое возмущение» и превратившееся в настоящую войну восстание Степана Разина; кризис в отношениях между церковной и государственной властью, закончившийся низложением и ссылкой Патриарха Никона. Вместе с тем, в годы правления Алексея Михайловича продолжалось совершенствование государственного аппарата и армии: создавались новые приказы, массовым стало создание полков нового строя. В 1649 году было составлено и издано Соборное уложение, ставшее первым полным сводом законов, действующих на всей территории Русского государства. По решению Переяславской Рады и Земского собора 1654 года к России была присоединена левобережная Украина. Продолжалось колонизационное движение в Сибирь, сопровождавшееся основанием новых городов - Нерчинска, Иркутска, Пензы и др.

Алексей Михайлович родился 19 марта 1629 г. и был сыном Царя Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Лукьяновной Стрешневой. С пятилетнего возраста царевич Алексей под надзором боярина Бориса Морозова приступил к учению и на 14-м году был торжественно «объявлен» народу. А уже в 16 лет, лишившись отца и матери, Алексею Михайловичу суждено было взойти на российский престол и принять на себя ответственность за судьбу России.

Каким же был этот русский Царь по своему облику, характеру, привычкам и темпераменту?

«Царь Алексей Михайлович имел наружность довольно привлекательную: белый, румяный, с красивою окладистою бородою, хотя с низким лбом, крепкого телосложения и с кротким выражением глаз» , - отмечал Н.И.Костомаров. По словам другого известного историка, С.М.Соловьева, «новый Царь добротою, мягкостию, способностию сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большею живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению» .

Всеми отмечалась религиозность Алексея Михайловича, строгое соблюдение им постов, ревностное исполнение Государем церковных обрядов. По словам современника, «ни один монах не превзойдет его в строгости постничества» . При этом Алексей Михайлович проявлял большое смирение и к земной славе был равнодушен. «А мне грешному, - писал он, - здешняя честь, аки прах» . «Он был чрезвычайно благочестив, - писал Н.И.Костомаров, - любил читать священные книги, ссылаться на них и руководиться ими; никто не мог превзойти его в соблюдении постов: в великую четыредесятницу этот Государь стоял каждый день часов по пяти в церкви и клал тысячами поклоны, а по понедельникам, средам и пятницам ел один ржаной хлеб. Даже в прочие дни года, когда церковный устав разрешал мясо или рыбу, Царь отличался трезвостью и умеренностью, хотя к столу его и подавалось до семидесяти блюд, которые он приказывал рассылать в виде царской подачи другим. Каждый день посещал он богослужение, хотя в этом случае и не был вовсе чужд ханжества, которое неизбежно проявится при сильной преданности букве благочестия; так, считая большим грехом пропустить обедню, Царь, однако, во время богослужения разговаривал о мирских делах со своими боярами. Чистота нравов его была безупречна: самый заклятый враг не смел бы заподозрить его в распущенности: он был примерный семьянин» . По словам английского доктора С.Коллинза, служившего при царском дворе, Великий пост Государь соблюдал следующим образом: «Царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста... Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам (...) Можно считать, что он постился восемь месяцев в год, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов».

Благодаря трудам известного русского археолога и историка И.Е.Забелина мы можем представить себе, каков был распорядок дня тишайшего Царя:

«Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий при пособии спальников и стряпчих подавал Государю платье и убирал его. Умывшись, Государь тотчас же выходил в Крестовую, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял Государя крестом, возлагая на чело и ланиты, причем Государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву. В то же время один из крестовых дьяков поставлял пред иконостасом на налое образ святого, память которого праздновалась в тот день. По совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, Государь прикладывался к этой иконе, а духовник окроплял его святою водою. (...) После моленья крестовый дьяк читал духовное слово: поучение, из особого сборника слов, распределенных для чтения в каждый день на весь год. (...) Окончив утреннюю крестовую молитву, Государь, если почивал особо, посылал ближнего человека к Царице в хоромы спросить ее о здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в ее переднюю или столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню. Между тем с утра же рано собирались во дворец все бояре, окольничие, думные и ближние люди - "челом ударить Государю" и присутствовать в царской Думе. (...)
Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, Государь в сопровождении всего собравшегося синклита шествовал часу в девятом к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в собор или к празднику, т.е. в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества Государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в этих случаях были гораздо великолепнее, торжественнее. Обедня продолжалась часа два. В удобное время и здесь Государь принимал от думных людей доклады, разговаривал о делах с боярами, отдавал приказания. (...) После обедни в комнате в обыкновенные дни Государь слушал доклады, челобитные и вообще занимался текущими делами. Заседание и слушание дел в комнате оканчивалось ок. 12 ч. утра. Бояре, ударив челом Государю, разъезжались, а Государь шел к столовому кушанью, или обеду, к которому иногда приглашал и некоторых из бояр, самых уважаемых и близких; но большею частью Государь кушал один. Обыкновенный стол его не был так изыскан и роскошен, как столы праздничные, посольские и др. В домашней жизни Цари представляли образец умеренности и простоты. По свидетельству иностранцев, к столу Царя Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда одна только коричная вода. (...) После обеда Государь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три. В вечерню снова собирались во дворец бояре и прочие чины, в сопровождении которых Царь выходил в верховую церковь к вечерне. После вечерни иногда также слушались дела или собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до вечернего кушания, или ужина, Государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми. Время это было отдыхом, и потому оно посвящалось домашним развлечениям и увеселениям, свойственным веку и вкусам тогдашнего общежития».

Но приверженность традициям Церкви причудливо сочетались у Алексея Михайловича с увлечением астрологией, а трепетное отношение к обычаям русской старины с тягой к европейским новшествам. Наряду со старинной царской «забавой» - соколиной и псовой охотой, Государь был увлечен европейской музыкой и завел при Дворе первый театр, пригласив иностранных актеров, которые стали устраивать «комедийные действа», ранее воспринимавшиеся на Руси как «бесовская игра» и «пакость душевная». (Впрочем, тут следует заметить, что Царь Алексей Михайлович советовался по вопросу об учреждении театра со своим духовником, который разрешил ему театральные зрелища, приводя в оправдание примеры византийских императоров).

Побывав в годы войны со Швецией и Польшей в таких «западных» городах как Витебск, Полоцк, Могилев, Ковно, Гродно и Вильно, Алексей Михайлович приступил к переустройству придворной обстановки на западный лад, осуществив во дворце «евроремонт»: на стенах дворца появились «золотые кожи» (обои), обстановку украсила мебель, сделанная на немецкий и польский манер, русскую резьбу сменила резьба во вкусе немецкого рококо. По словам историка В.О.Ключевского, Алексей Михайлович «старался устроить придворную жизнь у себя наподобие польского королевского двора» . Но не только в этих мелочах проявилось «западничество» Государя. Достаточно вспомнить, что учителем к старшим детям Царя - будущему Государю Федору Алексеевичу и царевне Софье - был приглашен Симеон Полоцкий - ученый монах западнических воззрений и тайный униат, принадлежавший к Базилианскому ордену.

Что же касается личных качеств Государя, то современники отмечали мало темных сторон

в его характере. По общему мнению, Алексей Михайлович обладал созерцательной и пассивной натурой. Оказавшись как бы на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, Царь старался примирить и сочетать их.

Являясь по природе своей человеком с мягким и податливым характером, «гораздо тихим», Алексей Михайлович нередко подпадал под влияние более сильных по характеру людей (Борис Морозов, Патриарх Никон, Артамон Матвеев). Но добродушие и мягкость характера сочетались у Царя со вспышками гнева. Бывало, что прогневавшись на кого-то, Алексей Михайлович осыпал провинившегося перед ним бранными словами, а то и «награждал» тумаками. Но при этом Государь был отходчив и довольно часто после вспышки гнева искал примирения и осыпал пострадавшего милостями и подарками. Однажды Царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Когда же боярин Родион Стрешнев не согласился, Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить.

«От природы он отличался самыми достохвальными личными свойствами, был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище "тишайшего", хотя по вспыльчивости нрава позволял себе грубые выходки с придворными, сообразно веку и своему воспитанию, и однажды собственноручно оттаскал за бороду своего тестя Милославского, - писан Н.И.Костомаров. - Впрочем, при тогдашней сравнительной простоте нравов при московском дворе, Царь вообще довольно бесцеремонно обращался со своими придворными. Будучи от природы веселого нрава, Царь Алексей Михайлович давал своим приближенным разные клички и в виде развлечения купал стольников в пруду в селе Коломенском» . Но, продолжал далее историк, «Алексей Михайлович принадлежал к тем благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло; он неспособен был к затаенной злобе, продолжительной ненависти и потому, рассердившись на кого-нибудь, по вспыльчивости мог легко наделать ему оскорблений, но скоро успокаивался и старался примириться с тем, кого оскорбил в припадке гнева» .

Современники и историки также обращали внимание на большой природный ум и хорошую образованность Государя. Царь много читал, писал письма, пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в стихосложении, знал иностранные языки. Кроме того, Алексей Михайлович известен и как гимнограф. Известный русский историк С.Ф.Платонов так писал об этом Царе: «Он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях Царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы... каждый афоризм продуман, из каждой фразы глядит живая мысль» .

Ко дню своей кончины Государь еще не был стар. По словам Костомарова, Алексей Михайлович «долго пользовался хорошим здоровьем; только чрезмерная тучность расстроила его организм и подготовила ему преждевременную смерть». В январе 1676 года Государь почувствовал упадок сил. 28 января, когда стало ясно, что конец близок, Алексей Михайлович благословил на царство сына Феодора, приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить из ссылки всех сосланных, простить все казенные долги и заплатить за тех, которые содержались за долги частные, причастился Святых Тайн, соборовался и спокойно ожидал кончины. На следующий день, 29 января, в 9 часов вечера, три удара в колокол Успенского собора возвестили народу о смерти тишайшего Царя, «самого доброго из русских Царей».

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Алексей Михайлович

Неизвестный художник. Портрет царя Алексея Михайловича.
Копия первой половины XVIII века с парусины XVII века.

Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь с 1645 г., сын первого царя из династии Романовых - Михаила. Во внутренней политике продолжил политику отца по восстановлению и дальнейшему развитию страны после разрухи Смутного времени. Его правление характеризуется усилением центральной власти и шагами на пути к установлению абсолютной монархии (см. Абсолютизм). Было юридически оформлено крепостное право (см. Соборное уложение 1649 г.). Специализация производства, частновладельческие мануфактуры (30), ярмарки, привлечение на службу иностранцев (Немецкая слобода) способствовали установлению экономических связей между отдельными частями страны и началу складывания всероссийского рынка. Социально-политическая обстановка в правление Алексея Михайловича была нестабильной. Реформа патриарха Никона привела к церковному расколу, а конфликт царя и патриарха привел к первым мерам по подчинению церкви государству. Во внешней политике при нем с Россией была воссоединена Левобережная Украина на правах автономии, возвращены Смоленская и другие западные земли. На востоке русские землепроходцы достигли Тихого океана, и река Амур стала границей с Китаем. Бунташным веком назвали XVII век.

В правление Алексея Михайловича были крупные городские восстания (Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г. в Москве, восстания в Новгороде, Пскове и др.), крестьянская война под предводительством Разина (1670- 1671), Соловецкое восстание 1668-1676 гг. и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 13-14.

Дриугие биографические материалы:

Далее читайте:

Ваняшина Д.И. Царь Алексей Михайлович Тишайший в его переписке . (Конкурс "Наследие предков - молодым").

Персоналии:

Алексей Алексеевич (1654-1670), царевич, 2-й сын царя Алексея Михайловича.

Бредихин Мартемьян , думный дьяк, посланник Алексея Михайловича к гетману Б.Хмельницкому.

Иванов Алмаз (Ерофей) Иванович (?-1669), деятель в правительстве царя Алексея Михайловича.

Кикин Василий Петрович , стольник, воевода и посол в XVII в.

Коллинз (Collins), Самюэл (?-1671), врач царя Алексея Михайловича, англичанин.

Милославская Мария Ильинична (1626-1669), первая жена царя Алексея Михайловича.

Милославский Иван Богданович (?-1681), боярин, двоюродный брат царицы Марии.

Милославский Иван Михайлович (?-1685), окольничий.

Милославский Илья Данилович (1595-1668), сын курского воеводы.

Наталья Алексеевна (1673-1716), дочь царя Алексея Михайловича.

Наталья Кирилловна , царица - жена царя Алексея Михайловича (Тишайшего).

Хилков Иван Андреевич , князь, меньшой боярин и воевода.

Хитрово Богдан-Иов Матвеевич (1615 -1680), ближайший боярин царя Алексея Михайловича.

Хмельницкий Богдан (Зиновий) (ок. 1595-6.08.1657), русский государственный деятель, полководец, гетман Малороссии.

Литература:

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2006;

Гурлянд И. Я. Приказ великого государя Тайных дел, Ярославль, 1902;

Душечкина К. В. Царь Алексей Михайлович как писатель. (Постановка проблемы) // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976;

3аозерский А. И. Царская вотчина XVII в. М., 1937;

3иборов В. К., Лобачев С. В. Алексей Михайлович // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 41. С. 25–27;

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. Сергиев-Посад, 1909–1912;

Ключевский В. О. Соч., М., 1988, т. 3;

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1992. Кн. 3;

Пресняков А. К. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.

Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. N 4 - 5.

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. XI, ч. 1. С. 362. -

Mартенс, Ф. Ф, Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. 1, 5. Спб. 1874, 1880. Т. 1. С. XVII- XXI, 1-13. Т. 5. С. 1-13. -

Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 3, 4, 10. Спб. 1854, 1856, 1871. -

Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён. Т. 10- 12. -

Кологривов, С. Н. Материалы для истории сношений России с иностранными державами в XVII в. Спб. 1911. 160 с. -

Мейерберг, А. Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году. М. 1874. VII, 216, XXVIII с. -

Посольство Кунраада фон Кленка к царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Спб. 1900. 7, CLXXVI, 650с. - Семёнов, В. К истории сношений со Швецией. Отрывки шведского дневника времён царя Алексея Михайловича. "Чтения в О-ве ист. и древн. росс." 1912. Кн. 1 [отд. III]. С. 1-28. -

Ульяницкий, В. А. Сношения России с Среднею Азиею и Индиею в XVI-XVII вв. По документам Моск. главн. архива Мин-ва иностр. дел. "Чтения в О-ве ист. и древн. росс." 1888. Кн. 3 [Отд. II]. С. 1-62. -

Иконников, В. С. Ближний боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, один из предшественников петровской реформы. "Русская старина". 1883. Кн. 10. С. 17-66. Кн. 11, С. 273-308. -

Карпов, Г. Переговоры об условиях соединения Малороссии с Великою Россией. (Из истории смутного времени в Малороссии. Год 1654). "Журнал Мин-ва нар. просв." 1871. Ноябрь, С. 1-39. Декабрь. С. 232-269. -

Капустин, М. Дипломатические сношения России с Западною Европою, во второй половине XVII-го века. М. 1852, X, 146 с. -

Лодыженский, А. Посольство в Англию князя Прозоровского, дворянина Желябужского и дьяка Давыдова в 1662 году. Спб. 1880. 23 с. -

Савич, О. А. Андрусiвське перемир я 1667року."Науковi записки". 1946. Кн. 2. С. 131-150. -

Форстен. Г. В. Сношения Швеции и России во второй половине XVII века (1648-1700). "Журнал Мин-ва нар. просв." 1898. Февраль. С. 210-277. Апрель. С. 321-354. Май. С. 48-103. Июнь. С. 311-350. 1899. Июнь. С. 277-339. -

Чертков, А. Описания посольства, отправленного в 1659 году от царя Алексея Михайловича к Фердинанду II, великому герцогу Тосканскому. "Русский исторический сборник". 1840. Т. III. Кн. 4. C. 311-369. -

Эйнгорн, В. О. Дипломатические сношения Московского правительства с правобережного Малороссией) в 1673 году. "Журнал Мин-ва нар. просв." 1898. Май. С. 118-151.