Россия занимает первое место в мире по числу образованных людей. Сколько в России людей с высшим образованием

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.

Росстат продолжает публиковать итоги масштабного обследования условий жизни населения России. О том, как и чему мы учимся и где проводим досуг, "РГ" рассказал замруководителя Росстата Константин Лайкам.

Какой уровень образования у сегодняшних россиян? Если сравнить с советским периодом, то кто более образован?

Константин Лайкам: Доля населения, имеющего высшее образование, сейчас вдвое больше, чем в советское время. Втрое выросло количество студентов вузов. По формальному статусу наше население сейчас весьма образовано.

Действительно, почти четверть российского населения (15 лет и старше) имеют высшее образование, столько же - среднее профессиональное, начальное профессиональное - 18 процентов, среднее общее образование - 18 процентов. Не имеют основного общего образования 3,4 процента всех респондентов, причем в городе этот показатель составляет 2 процента, а в селе - 6 процентов. И в целом в городе уровень образования существенно выше. Например, высшее образование имеют более 27 процентов населения, в селе - вдвое меньше.

В гендерном аспекте ситуация не столь однозначна: среди мужчин высшее образование имеют 21 процента, а среди женщин - 26. Но зато среди не имеющих даже начального образования мужчин меньше, чем женщин.

Среди руководителей две трети имеют высшее образование, каждый пятый - среднее профессиональное и по 6 процентов - начальное профессиональное и среднее общее. Среди специалистов высшего уровня квалификации высшее образование имеют 85 процентов…

Получается, что специалисты более образованы, чем их руководители.

Константин Лайкам: Только некоторые - наиболее квалифицированные. И в этом я не вижу проблемы - задача руководителя в создании команды, в которой должны быть настоящие профессионалы. Кроме того, нередко (в малом бизнесе, например) практический и просто жизненный опыт руководителя важнее, чем наличие диплома. Среди остальных категорий специалистов доля имеющих высшее образование существенно ниже - от 6 до 38 процентов. Более того, каждый пятый работник не имеет даже начального профессионального образования.

А какой уровень профессионального образования сегодня предпочитают россияне?

Константин Лайкам: Трое из четырех выпускников обычных школ и почти 90 процентов учащихся гимназий собираются поступать в ВУЗы.

То есть мечта большинства - получить диплом о высшем образовании?

Константин Лайкам: Не просто большинства, а подавляющего большинства. Видимо, ценность образования для нынешней молодежи очевидна. Это не может не радовать. Но есть и оборотная сторона этой медали - полученная специальность и реально выполняемая работа далеко не всегда совпадают. Например, в формальном секторе экономики работа соответствует полученной специальности только в 43 процентах случаев, а в неформальном секторе соответствие еще меньше - 24 процента. А это не только потерянное время учебы (как правило, лучшие годы жизни) и неэффективно истраченные деньги, в том числе и бюджетные. Недостаточная (для выполняемой работы) квалификация - это низкая производительность, а значит- ниже зарплата и хуже условия труда, отсюда неудовлетворенность работой и уровнем жизни т.д.

Но главное - у людей есть желание учиться.

Константин Лайкам: У молодых - да, но с возрастом желание учиться быстро падает. Уже среди 20-24 летних две трети не учатся нигде.

Не удивлюсь, если окажется, что девочки больше любят учиться, чем мальчики.

Константин Лайкам: Результаты обследования это подтверждают. В вузах девочек на 13 процентов больше. Они гораздо чаще принимают участие в олимпиадах школьников. 8 процентов из них принимают участие в международных и всероссийских олимпиадах! Это на порядок больше, чем юношей. В лицеях также девочек учится значительно больше, чем мальчиков.

А насколько распространены у нас лицеи и спецшколы?

Константин Лайкам: Конечно, основная масса детей учится в обычных школах. Лишь 12 процентов учатся в лицеях или спецшколах с углубленным изучением какого-либо предмета (в городе - 14,5, в селе - всего 5,6 процента). Но вот что еще интересно: выпускники лицеев и спецшкол для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы гораздо чаще проходят дополнительную, причем платную подготовку: занимаются с репетиторами, ходят на подготовительные отделения вузов. Удивительно также, что в сельской местности к ЕГЭ специально не готовятся всего 6 процентов старшеклассников, это вдвое меньше, чем в городе!

То есть в городе "шалопаев" в два раза больше, чем в селе. Чем дети занимаются в школе помимо основной программы?

Константин Лайкам: Каждый второй юноша занимается спортом. Среди девушек таких 22 процента, их приоритет - факультативы (50 процентов) и занятия с репетиторами (22 процента). У ребят после спорта эти занятия на втором месте (40 и 20 процентов). Музыкальные школы посещают всего 4 процента наших детей старше 14 лет. Ничем дополнительно не занимаются 6 процентов детей.

Не так уж и плохо. На закате социализма, когда все кружки и спортивные секции были абсолютно бесплатные, примерно две трети моих одноклассников в свободное время "гоняли собак".

Константин Лайкам: Времена меняются. Только 5 процентов школьников сказали, что у них в школе не используются компьютерные технологии. Думаю, что для нашей огромной страны, с большим количеством труднодоступных населенных пунктов и малокомплектных школ, это не плохо. В то же время, со слов наших респондентов, 10 процентов школ не имеют даже спортзала. Это, согласитесь, много.

Есть распространенное мнение, что чуть ли не все профессиональное образование сегодня платно.

Константин Лайкам: Процент бюджетников сильно различается в зависимости от уровня получаемого образования. Скажем, в системе начального профобразования бесплатно учатся 92 процента. В системе среднего профобразования таких 71 процент. В вузах - почти 41 процент.

Эти цифры не радуют. 60 процентов студентов вузов получают высшее образование за деньги!

Константин Лайкам: Масштабы платного высшего образования в нашей стране за последние двадцать лет действительно увеличились на порядок. Да и качество этого образования вызывает серьезные нарекания. Но при этом нельзя не отметить, что государство за этот период не только не сократило бесплатный прием в ВУЗы, но даже увеличило его.

А кто сегодня оплачивает обучение, если оно платное?

Константин Лайкам: 90 процентов респондентов ответили, что учеба оплачивается за счет средств домохозяйств, т.е., по сути, родителями. При этом 9 процентов сказали, что взяли кредит. Чуть более 6 процентов указали, что учатся за счет спонсоров. И только 0,6 процента учатся за счет предприятий и организаций по месту работы.

Это мы говорим об основном профессиональном образовании?

Константин Лайкам: Да. Если говорить о дополнительном профобразовании, то здесь расклад принципиально иной. 46 процентов обучающихся респондентов сообщили, что их учебу оплачивают работодатели, 28 процентов тратят за него собственные средства, за каждого четвертого студента платят родители. Безработные прежде всего (41 процент) указывают на средства государственной службы занятости.

Насколько у нас популярно дополнительное образование?

Константин Лайкам: В момент опроса такое образование получали 3 процента респондентов. Кроме того, 5 процентов ищут такую возможность. А каждый десятый хотел бы получить дополнительное образование, но не видит для себя такой возможности

Какие формы дополнительного образования наиболее распространены?

Константин Лайкам: Самые распространенные виды - курсы повышения квалификации (44 процента) и профессиональные курсы и тренинги (30 процентов). Далее идут всевозможные любительские курсы (в том числе водительские) - 20 процентов, конференции, семинары и курсы иностранных языков - по 10 процентов.

Какую форму обучения предпочитают сегодняшние студенты? Есть такое наблюдение: на 3-4 курсе ребята с дневного уходят на вечернее или заочное отделение, чтобы к концу учебы получить опыт работы и быть более востребованными на рынке труда.

Константин Лайкам: Возможно. До 19 лет более 90 процентов молодых людей предпочитают очную форму обучения, а в 20-24 года таких остается только около 56 процентов. Три четверти среди тех, кто работает и учится, отдают предпочтение заочной форме обучения, 12 процентов - вечерней и почти 13 процентов работают и учится на дневном отделении.

Вы еще интересовались, чем у нас люди занимаются в свободное от работы и учебы время. И чем же?

Константин Лайкам: Наиболее активна молодежь: почти 90 процентов старшеклассников проводят время в общении с друзьями, 70 процентов - в "общении" с компьютером, 38 процентов - у телевизора. 26 процентов занимаются спортом.

Мы обратили внимание на то, что учащаяся молодежь чем-то постоянно занята в свободное время (спорт, туризм, хобби). Из них только 1,6 процента не смогли сказать, чему посвящают досуг. В то же время более половины "не учащейся" молодежи не смогли объяснить, чем они заняты в свободное время.

В целом для населения самый популярный вид досуга - поход в рестораны, кафе, бары - почти 40 процентов, почти треть посещали религиозные учреждения, 19 процентов - спортивные мероприятия.

Что Вы можете сказать по поводу утверждений о том, что россияне потеряли интерес к культуре?

Константин Лайкам: 31 процент опрошенных отметили, что за последние 12 месяцев посетили кинотеатр, 24 процента - концерты, 15 - театры и 12 - художественные выставки или музеи. Каждый пятый посетил какое-либо спортивное мероприятие. Гендерные различия в интересах и здесь очевидны: если кинотеатры мужчины и женщины посещают одинаково, то на концерты женщины ходят в 1,5 раза чаще, а в театры, на художественные выставки, в музеи - почти вдвое чаще. Мужчины опережают женщин в интересе к спортивным мероприятиям и ходят на них вдвое чаще.

Сколько из нас занимаются активными видами отдыха?

Константин Лайкам: Им привержена половина россиян. Каждый восьмой посещает спортивную секцию, каждый десятый - фитнес, занимались водными видами спорта 18 процентов, туризмом - 16, играми на воздухе - 27 процентов.

Ну а как насчет экскурсий?

Константин Лайкам: Экскурсионную или туристическую поездку за последний год совершили лишь 19 процентов россиян. Возможно, вы удивитесь, но более половины респондентов вообще ни разу не совершали таких поездок. Из них 45 процентов отметили, что не могут их себе позволить из-за нехватки средств, 5- по состоянию здоровья, 13- по семейным обстоятельствам. 14 процентов вообще не имеют интереса к таким поездкам. 17 процентов предпочитают отдыхать на даче, у родственников и знакомых.

А что стало известно об уровне гражданской активности россиян?

Константин Лайкам: Судите сами: о своем членстве в каких-либо общественных, добровольных или благотворительных организациях указали лишь 2,3 процента опрошенных.

Согласно данным, опубликованным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более половины взрослых граждан России в 2012 году являлись обладателями дипломов о высшем образовании, больше, чем в любой другой стране мира. В Китае, между тем, высшим образованием в 2012 году могли похвастаться только четыре процента населения — это самый низкий показатель.

Самым образованным, согласно результатам социологического исследования, оказывается население тех стран, где расходы на высшее образование достаточно высоки, выше средних $13 957 на одного студента. В США, к примеру, эта цифра равняется $26 021 на студента, она является самой высокой в мире.

Корея и Российская Федерация в 2011 году потратили на каждого студента менее $10 тысяч, что даже ниже среднего по всему миру. И, тем не менее, они уверенно занимают лидирующие места среди наиболее образованных стран мира.

Ниже приведён список стран с наиболее образованным населением мира:

1) Российская Федерация

> Процент населения с высшим образованием: 53,5%

> Затраты на одного студента: $7 424 (самый низкий показатель)

Более 53% взрослых россиян в возрасте от 25 до 64 лет имели высшее образование в 2012 году в той или иной форме. Это самый высокий процент среди всех стран, в которых проводилось исследование ОЭСР. Стране удалось добиться таких исключительных показателей несмотря на рекордно низкие затраты — $7 424 на одного студента, что значительно ниже средних $13 957. Кроме того, Россия одна из немногих стран, где расходы на образование с 2008 по 2012 год снизились.

2) Канада

> Процент населения с высшим образованием: 52,6%

> Среднегодовые темпы роста (2000-2011): 2,3%

> Затраты на одного студента: $23 225 (2 место после США)

Более половины взрослых канадцев в 2012 году были дипломированными специалистами. Только в Канаде и в России обладателей дипломов о высшем образовании среди взрослого населения оказалось большинство. Однако Канада в 2011 году Канада затратила на каждого студента 23 226 долларов, в чём уступила только Соединённым Штатам.

3) Япония

> Процент населения с высшим образованием: 46,6%

> Среднегодовые темпы роста (2000-2011): 2,8%

> Затраты на одного студента: $16 445 (10 место)

Как и в США, Корее и Британии, большая часть трат на высшее образование — это частные расходы. Конечно, это ведёт к большему расслоению общества, однако необходимо заметить, что, как и во многих других азиатских странах, японцы имеют обыкновение сразу же после рождения ребёнка начинать копить деньги на его обучение. В отличие от других стран, где прямой зависимости между затратами и качеством обучения нет, в Японии высокая стоимость обучения даёт прекрасные результаты — грамотность 23% населения оценивается высшим баллом. Это почти вдвое выше чем в среднем в мире (12%).

4) Израиль

> Процент населения с высшим образованием: 46,4%

> Среднегодовые темпы роста (2000-2011): нет данных

> Затраты на одного студента: $11 553

Большинство 18-летних израильтян призываются на срочную службу в армию, по крайней мере, на два года. Возможно, вследствие этого обстоятельства многие жители Израиля получают высшее образование несколько позднее, чем жители других стран. Однако воинская повинность не сказывается негативно на общем уровне образования в этой стране. 46% взрослого населения Израиля имели высшее образование в 2012 году, хотя затраты на каждого студента здесь ниже, чем аналогичные затраты других развитых стран ($11 500).

5) США

> Процент населения с высшим образованием: 43,1%

> Среднегодовые темпы роста (2000-2011): 1,4% (самый низкий показатель)

> Затраты на одного студента: $26 021 (самый высокий показатель)

В 2011 году США затратили на каждого студента $26 тысяч, что почти вдвое выше среднего ($13 957) согласно данным ОЭСР. Большую часть этой суммы составляют частные траты. Высокая стоимость обучения, впрочем, оправдывает себя, поскольку значительное число американцев обладают высокой квалификацией в самых разных областях. Следует отметить, однако, что в период между 2008 и 2011 годом в связи с финансовыми проблемами средства, выделяемые на государственное образование, были существенно сокращены.

На прошлой неделе помощник председателя правительства РФ Ольга Голодец была с рабочим визитом в Анапе, где посетила детские учреждения и социальные объекты. В ходе визита во всероссийский детский центр «Смена» вице-премьер сообщила журналистам, что двум третям россиян высшее образование не требуется. Это заявление чиновницы вызвало множество публикаций в прессе, большинство из которых выражает явное неодобрение такого взгляда вице-премьера на потребности в высшем образовании для россиян. Насколько соответствует российская система высшего образования потребностям экономики страны и насколько оправданны взгляды вице-премьера на эту систему?

О чем сказала журналистам Ольга Голодец?

По заявлению вице-премьера, в России, с точки зрения экономики, 65% трудоспособного населения в высшем образовании не нуждается. «У нас есть просчитанный баланс, он составляет примерно 65% на 35%. При этом 65% — это люди, которым не требуется высшего образования. Поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования»,- так сказала чиновница журналистам в Анапе. На основании каких данных просчитывался этот «баланс», чиновница уточнять не стала, зато многие центральные издания немедленно опубликовали информацию ВЦИОМ, согласно которой в 2010 году лишь 23% граждан России являются обладателями диплома о высшем образовании. Заявление Ольги Голодец вызвало достаточно много критики в блогосфере, особенно на фоне того факта, что в рамках своей семьи вице-премьер считает приемлемым только 100% высшее образование . Другой вице-премьер правительства Дворкович вынужден был даже выступить с пояснениями по поводу заявления своей коллеги по кабмину, заявив, что слова Ольги Голодец о том, что высшее образование не нужно большей части населения России, были неверно интерпретированы и речь идет лишь о некоторых профессиях. Каким образом вице-премьеру Дворковичу удалось так интерпретировать вполне конкретные цифры и слова коллеги, не сообщалось. Но обращает на себя внимание тот факт, что решать о том, чего и сколько нужно гражданам России в области образования (и не только) берется чиновник, публичные заявления которого нуждаются в специальных пояснения и интерпретациях.

Сколько в России вузов?

Сегодня в российскую систему высшего образования входят более 900 высших учебных заведений. Из них примерно две трети являются государственными и треть - частными. Число студентов во всех вузах составляет примерно 5 млн человек, на первый курс в прошлом году поступило около 1 млн человек, немногим более половины из них - на бюджетные места. В системе начального и среднего профессионально-технического образования обучается менее 3 млн россиян. Эксперты говорят о том, что соотношение должно быть обратным - людей с высшим образованием нужно примерно в полтора раза меньше, чем специалистов со средним начальным профобразованием.

Во 60-е годы прошлого века в СССР такая пропорция и была, но со временем число выпускников ВУЗов стало расти, а профтехучилищ и техникумов напротив - сокращаться. После развала СССР этот процесс принял лавинообразный характер: частные ВУЗы стали расти как грибы после дождя, а начальное и среднее профтехобразование пришло в полный упадок.

На начало 2000-х число мест в вузах страны сравнялось с числом выпускников школ, хотя одной из причин тому послужила демографическая яма того периода.

Много ли высшего образования в России по сравнению с другими странами?

Когда вице-премьер Голодец говорила о том, что в России должно быть не больше 35% людей с высшим образование, она, вероятно, опиралась на данные об определенной возрастной категории граждан РФ. Сегодня около половины выпускников российских школ поступают в высшие учебные заведения. По данным Европейского социального исследования 2010 года, в возрастном диапазоне 25-39 лет доля россиян, имеющих высшее образование, составляет 39%. По этому показателю наша страна находится на близких позициях с такими государствами как Польша, Израиль, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Испания. То есть, ни лидером, ни аутсайдером среди развитых стран в деле охвата населения высшим образованием, наше государство не является. Отстаем мы от Норвегии, у которой дипломы о высшем образовании имеют больше половины граждан, но втрое превосходим Чехию и вдвое Португалию.

Очень отстает по распространенности высшего образования от нас Китай - в 1998 году в этой стране было меньше 900 тыс. человек с ВО, в 2013 году их стало больше 6 млн человек. Хотя динамика роста весьма впечатляюща, но по отношению к 1,4 млрд своего населения, это всего лишь доли процента.

Иногда, критикуя российскую систему высшего образования, в пример приводят Японию, утверждая, что там охват граждан ВО приближается к 100%. Такие данные не соответствуют действительности. В этой стране с населением 127 млн человек число вузов составляет около 800, что на душу населения сопоставимо с Россией. Государственных из них меньше 200, поступить в вуз трудно, образование достаточно дорогое и не по карману для большинства японцев (шестилетнее обучение на медицинском факультете государственного токийского университета стоит 3,5 млн, что на сегодня соответствует примерно 2 млн руб. Обучение в частном университете на порядок дороже). В итоге, по состоянию на 2010 год, диплом о высшем образовании имели 45% японцев .

Каково качество российского высшего образования?

Деградировать высшее образование начало еще во времена СССР, когда стал падать престиж многих профессий, требующих ВО, например, профессии инженера. В новейшей истории России был взят курс на коммерциализацию образования, чиновники прямым текстом заявляли о том, что образование должно приносить прибыль (правда, не уточнялось кому), в вузах стало открываться множество непрофильных факультетов, для которых не хватало нужного числа преподавателей. Не говоря уже о том, что о востребованности для экономики страны специалистов такого профиля и в таком количестве никто в правительстве не задумывался: действовало представление о том, что спрос и предложение рынка сами «наведут порядок» в отрасли. Сопровождалось все это «развитие» бесконечными реформами образования, слияниями и укрупнениями вузов, введением Болонской системы, от которой многие сильные европейские вузы отказываются. В России «болонизация» проводилась под эгидой интеграции в западную образовательную систему. Очень удивительно на фоне сегодняшних непростых отношений России с Западом выглядят непрекращающиеся усилия наших чиновников по дальнейшему продвижению этой «интеграции». В НИУ ВШЭ , к примеру, тратят большие усилия и государственные деньги на преподавание профильных предметов на английском языке с постоянным повышением квалификации педагогов, с соответствующим недешевым методическим обеспечением, с закупкой нужного для обеспечения процесса оборудования. И все это нужно, чтобы специалист овладел английским на уровне языкового вуза, получил соответствующий сертификат и признаваемый на Западе диплом. Для чего нашему государству понадобилось за немалые средства взращивать специалистов, которые планируют уезжать работать за границу, не ясно. Кстати, в документе ни разу не упомянуто слово «знание». Там нет ему места, исключительно«компетенции». Выработка компетенций «по нажатию правой кнопки» - компетенцию «по нажатию левой» будет готовить соседняя кафедра.

Вся эта бурная деятельность наших чиновников на ниве образования сказалась на последнем самым печальным образом. Не всюду, конечно. В стране остались вузы, выпускающие вполне приличных специалистов (не зря различные ТНК вроде Intel или Microsoft поспешили открыть в России множество своих филиалов), но таких ВУЗов сравнительно немного. В остальных идет гонка за «платникам», принуждение студентов записываться на всевозможные дополнительные платные курсы, совершенно не сообразуясь с потребностям рынка труда.

Слабым утешением в происходящем может служить только в одном - подобная ситуация складывается не только в России. Есть ряд элитных и очень дорогих вузов в Европе (преимущественно в Великобритании) и США, которые дают приличное образование, но в массовом сегменте высшее образование и в Штатах, и в Европе выглядит довольно уныло. Кроме всего прочего, система высшего образования США во многом представляет из себя финансовый пузырь вроде ипотечного. Объем выданных в этой стране образовательных кредитов перевалил за триллион долларов, и число дефолтов по ним быстро растет.

Для чего понадобилось правительству сокращать число вузов?

Ни количество специалистов, выпускаемых нашей системой высшего образования, ни номенклатура этих специальностей по большей части потребностям рынка не соответствуют. Кроме того, значительная часть коммерческих вузов является, по сути, «фабрикой дипломов». Наведение элементарного порядка в этой сфере несомненно не лишне. Совершенствование системы образования тоже процесс вполне естественный - ни наука, ни промышленность не стоят на месте. Точнее, не должны стоять. Но делаться это должно эволюционным путем, с сохранением некоего фундамента в образовании, обеспечивая преемственность знаний, учитывая культурные и исторические традиции страны. Сегодня реформистская деятельность правительства в области образования проходит под эгидой поднятия начального и среднего профобразования. Считается, что потребность этого рынка гигантская, а ленивые россияне просто не желают трудиться и идут в вузы, только чтобы «откосить» от армии. По поводу армии, подобные утверждения отчасти верны. В остальном же желания выпускников школ продиктованы не столько непониманием своего места в жизни, сколько требованиям рынка труда. Работодатель сегодня предпочитает в первую очередь готового специалиста, на худой конец молодого, но с высшим образованием. Образование может быть и непрофильным, что в случае «офисного планктона» и не очень принципиально. Просто отсутствие у кандидата ВО означает лишь одно - это не просто «жертва» реформ образования, это, скорее всего - «супержертва». Со всеми вытекающими.

В том же, что касается переизбытка специалистов с ВО и нехватки в сегменте начального и среднего профобразования, - ситуация такая сложилась отнюдь не по причине проблем в сфере образования. На фоне разрушения производства и науки в стране сокращается и потребность в рабочих местах. Скрытая безработица в России составляет десятки процентов. Жалобы некоторых производителей на то, что днем с огнем не сыскать приличного токаря или другого профессионала в производстве, справедливы. Беда только в том, что сегодня количество таких действующих производств очень невелико, и создать рынок труда, под потребности которого можно выстроить полноценную систему образования, эти предприятия не могут. Гораздо проще привлекать гастарбайтеров, пусть и не всегда достойной квалификации, зато недорого.

Иными словами, построение системы образования начинается с некоторых усилий по созданию такой экономики, которая будет нуждаться в образованных специалистах. Судя по всему, наше правительство к подобным усилиям не готово ни морально, ни с точки зрения «компетенций». «Оптимизировать» - привычнее.

Обратимся к последнему по времени тематическому обзору сферы образования, подготовленному Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей на сегодня 35 наиболее индустриально развитых стран мира, – Education at a Glance 2017 . Из него действительно следует, что по первому из указанных министром показателей Россия опережает все страны ОЭСР, кроме Канады, не говоря уже о том, что средний по ОЭСР показатель в полтора раза ниже российского . Уточним лишь, что речь идет о доле не в общей численности населения той или иной страны, а лишь о возрастных группах в интервале 25–64 года:

Исходя из оценок, приводимых ОЭСР в том же докладе, второй из указанных министром показателей – доля молодых людей, не закончивших школу, – в России один из самых низких, по сравнению со странами ОЭСР. А молодых людей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, наоборот, вновь один из самых высоких:

“За период с 1989-го по 2014 год численность населения России, получившего именно высшее образование, выросла более чем вдвое, а общее количество вузов в стране увеличилось с 514 в 1991 году до 896 в 2015-м, в стране сформировался обширный сегмент негосударственных вузов (41% от общего их числа)”, – отмечалось в недавнем исследовании Института образования НИУ ВШЭ в Москве. И зачастую уровень в 50% и более стал восприниматься как показатель распространенности в стране именно высшего образования. Здесь и требуется уточнение.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года , в стране насчитывалось 83,384 млн человек в возрастных категориях от 25 лет до 64. Из них о наличии высшего образования заявили 27,5 млн, то есть 33,4%, но никак не “более половины” от всех, как нередко могут восприниматься оценки ОЭСР. “Многие уверены, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство других стран… Этот факт настолько утвердился в массовом сознании, что его мало кто ставит под сомнение. На самом деле эта точка зрения – миф, не основанный на реальных статистических данных”, – отмечают эксперты Высшей школы экономики в недавней статье для газеты “Ведомости”, которая так и озаглавлена: “Миф о всеобщем высшем образовании”.

Дело в том, поясняют авторы исследования, опубликованного в последнем номере журнала “Вопросы образования”, что статистика ОЭСР в категории tertiary education объединяет как людей с высшим образованием, так и выпускников техникумов и колледжей: “Российское высшее образование классифицируется ОЭСР по международной классификации как ISCED5A, а среднее профессиональное – как ISCED5B. Именно распространенность среднего профессионального образования делает Россию одним из лидеров в своеобразном рейтинге стран ОЭСР”.

Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получают все больше людей, продолжают эти же эксперты в статье для “Ведомостей”, однако это международная тенденция, и Россия здесь не является исключением: “В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей… ОЭСР не обладает независимыми источниками данных, и их оценки основаны на данных Росстата”.

При этом сама доступность в России высшего образования для молодых людей в возрасте 17–25 лет сильно разнится по регионам, отмечают авторы другого исследования НИУ ВШЭ . Имеются в виду три параметра: общее наличие мест в вузах того или иного региона для желающих в них учиться, а также финансовая и территориальная доступность высшего образования проживающим в регионе молодым людям. Средний по регионам России общий показатель такой доступности составляет 33%, при этом почти в половине регионов – ниже 28%.

Авторы этого исследования отмечают также, что более чем в трети регионов России у молодежи просто нет возможности получить именно “качественное” высшее образование. Как показатель, характеризующий качество образования в регионе, ими используется доля студентов в вузах региона, зачисленных на первый курс со средним баллом ЕГЭ от 70 баллов и выше. “Средний балл ЕГЭ является не только индикатором селективности вуза, но и косвенно говорит о качестве образования, – поясняют эксперты. – То есть предполагается, что, чем больше абитуриентов с высокой оценкой их знаний стремятся в конкретный вуз, тем более качественное образование можно в нем получить”.

В итоге вероятность стать студентом более “качественного” вуза выше в Санкт-Петербургском и Московском регионах, Томской и Свердловской областях. Тогда как в 29 регионах отсутствуют вузы с баллом ЕГЭ выше 70, заключают авторы исследования.

Если же вернуться к данным ОЭСР, то в целом по России 82% взрослых людей с высшим и средним профессиональным образованием трудоустроены. Это чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (84%). Трудоустройство недавних выпускников вузов в России, по данным последнего мониторинга Минобрнауки , составляет 75%, что также чуть ниже среднего уровня по странам ОЭСР (77%).