Гаагский суд: аннексия Крыма привела к вооруженному конфликту. Уголовный суд в гааге счел аннексию крыма международным вооруженным конфликтом

Гаагский трибунал приравнял аннексию Крыма к международному военному конфликту. Это означает, что никакого референдума и «воли народа Крыма» не было. А было начало войны между Украиной и Россией, которая перекинулась и на Донбасс. В ежегодном отчете предварительного расследования прокурора суда Фату Бенсуда, который был опубликован 14 ноября, говорится: «Имеющаяся информация свидетельствует о том, что ситуация в пределах территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Россией». «Этот международный вооруженный конфликт начался не позднее 26 февраля 2014 года, когда Российская Федерация развернула личный состав своих Вооруженных сил, чтобы получить контроль над частями территории Украины без согласия украинского правительства», — настаивает прокурор. «Для целей Римского статута вооруженный конфликт может носить международный характер, если одно или несколько государств полностью или частично захватывает территорию другого государства, встречает или не встречает оккупация вооруженное сопротивление», — подчеркивается в решении суда.

Контекст

Крым: Недвижимость в заложниках доллара

EurasiaNet 12.11.2016

И крикнет Трамп: Крым - ваш!

Обозреватель 11.11.2016

Шендерович: Крым придется вернуть

Апостроф 10.11.2016

В любом случае победит Путин

Aftenposten 09.11.2016 Таким образом, люди, которые участвовали в аннексии украинского полуострова однажды предстанут перед международным судом. Если доживут, конечно же. Но главное, Крым рано, или поздно вернется Украине. Потому что за любым обозначенным судом фактом преступления всегда следует восстановление попранных прав.

Решение Гаагского трибунала означает, что все, что сегодня происходит в Крыму: похищение людей, аресты, этнические и религиозные преследования, признание представительного органа власти коренного народа — экстремистской организацией, насильственная паспортизация, массовые увольнения, использование крымских баз и украинских граждан, призванных на территории полуострова в военной операции в Сирии — все это военные преступления. Любые попытки закрыть на это глаза являются ничем иным как пособничеством преступнику.

Они еще надеются на «конструктивные переговоры по Украине»? Рассчитывают поменять Крым на Донбасс, Донбасс на Украину, Украину на Сирию? Ждут от «друга Дональда» предложений по разделу мира? Смешные. Тут одним росчерком пера, вернее решением суда, Ялта 2.0 поменялась на Гаагу. С чем нас всех и поздравляю.

Во вторник, 15 ноября, в Организации объединенных наций (ООН) была принята украинская резолюция по Крыму и городу Севастополю, которую поддержали 73 страны. Резолюция подтверждает территориальную принадлежность полуострова Украине, а Россию называет агрессором, оккупировавшим полуостров. Против проголосовали 23 страны, среди которых Белоруссия и Россия.

В документе также предлагается «осудить ограничения прав человека, дискриминационные меры и практику в отношении жителей временно оккупированного Крыма, в том числе крымских татар, а также украинцев и лиц, принадлежащих к другим этническим и религиозным группам, со стороны российской оккупационной власти».

Глава МИД Украины Павел Климкин сообщил, что благодаря принятию Генассамблеей ООН резолюции о нарушении прав человека в Крыму определение «временная оккупация украинской АРК и г. Севастополь» будет официально употребляться во всех документах ООН до деоккупации Крыма.

Международный уголовный суд (МУС) в Гааге опубликовал доклад с результатами предварительного расследования событий, происходивших в Крыму и на востоке Украины с ноября 2013 года. По этим данным, события в Крыму, предшествующие референдуму о присоединении полуострова к России, содержат признаки международного конфликта. Кризис на востоке Украины, по мнению прокуроров МУС, в свою очередь, стоит расценивать двояко: как внутренний конфликт, но с элементами международного.

Документ составлен от имени прокурора МУС Фату Бенсуда и охватывает расследования, которые прокуроры проводили в период с 1 ноября 2015 по 31 октября 2016 года по десяти потенциальным судебным делам. Среди них — события на Украине с 2014 года, которые содержат признаки военных преступлений.

«Майдан» чист

Расследование МУС разделяет эти события на три процесса: события на Майдане Независимости, а также ситуация в Крыму и на Восточной Украине с 20 февраля 2014 года.

Меньше всего вопросов у гаагского правосудия вызвала революция «евромайдана». События на Майдане Независимости, как называет их МУС, не сопровождаются списком возможных преступлений. Впрочем, авторы документа предупреждают, что столкновения между правоохранителями и протестующими на Майдане зафиксированы. Таким образом, МУС может квалифицировать эти события как «нападение на представителей мирного населения», если появится более подробная информация о столкновениях.

Ситуация в Крыму и на востоке Украины, напротив, списком вероятных преступлений сопровождается.

В отчете говорится, что международный конфликт в Крыму начался не позднее 26 февраля 2014 года, когда Россия использовала свои войска для установления контроля над определенными частями Украины. «Принятие на себя управления Крымом Российской Федерацией в целом произошло без огневого боя, — гласит текст документа. — Российский военный персонал был использован для установления контроля над территорией, включая украинские военные базы и правительственные здания, и в середине марта правительство Украины начало отзыв воинских частей и подразделений, расположенных на крымских базах».

После 18 марта 2014 года, когда Крым официально вошел в состав России по итогам нелегального референдума, к России может применяться право международных вооруженных конфликтов, утверждается в докладе МУС.

По мнению следователей, ситуация в Крыму и Севастополе приравнивается к оккупации.

Также в отчете сообщается о том, что после принятия Россией Крыма в состав страны права около 19 тысяч крымских татар были притеснены. В документе отмечается, что этих людей запугивали, ограничивали их свободу слова, их дома обыскивали, а некоторым и вовсе был запрещен въезд на территорию Крыма.

Кроме того, по мнению следователей МУС, в Крыму есть признаки других тяжких преступлений: убийств и похищений, жестокого обращения с людьми, несправедливого судебного разбирательства и принудительной военной службы. Последнее обвинение объясняется тем, что на полуострове начало действовать российское законодательство с обязательным призывом в вооруженные силы.

На востоке Украины предварительное следствие Гааги обнаружило признаки следующих преступлений: убийств, разрушения гражданских объектов, содержания людей под стражей, похищения людей, пыток и сексуальных преступлений. В них подозреваются как представители украинских спецслужб и вооруженных сил, так и участники боевых группировок самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).

«К 30 апреля 2014 года напряженность вооруженных действий между силами украинского правительства и антиправительственными вооруженными элементами на Восточной Украине достигла уровня, который влечет за собой применение права вооруженных конфликтов», — гласит текст доклада МУС.

«Уровень организации вооруженных группировок, функционирующих на Восточной Украине, включая ЛНР и ДНР, к тому времени достиг степени, достаточной для того, чтобы считать эти группировки сторонами немеждународного вооруженного конфликта», — утверждается в документе.

Не позднее 14 июля, как пишут эксперты МУС, восточноукраинский конфликт получил международное наполнение. «Дополнительные сведения указывают на прямое военное противостояние между российскими вооруженными силами и силами правительства Украины, которое предполагает наличие международного вооруженного конфликта», — объясняют авторы гаагского доклада.

Еще один вариант развития следствия — это квалифицировать конфликт в Донбассе как полностью международный. Дело в том, что МУС получил «заявления о том, что Российская Федерация в целом осуществляла контроль над вооруженными группировками на Восточной Украине».

Эти сведения еще предстоит проверить.

Россия, как и Украина, не ратифицировала европейский Римский статут. Это означает, что страны не подпадают под юрисдикцию МУС. Впрочем, Украина согласилась стать субъектом этого права, когда власти страны приняли декларации от 17 апреля 2014 года и 8 сентября 2015 года.

Без Минска виноватые

«Стремительного развития событий здесь ожидать не приходится, — считает адвокат Илья Новиков, ранее представлявший в российском суде интересы плененной гражданки Украины Надежды Савченко. — Расследования МУС работают по-другому. Это игра вдолгую. Обвинения постепенно накапливаются и рано или поздно «вылезают».

По мнению собеседника «Газеты.Ru», нынешнее предварительное расследование «не выглядит позитивно для целого ряда российских политиков» и может вылиться в официальное обвинение с ордерами МУС на арест.

Это даст странам, где действует Римский статут (а это подавляющее число европейских и южноамериканских стран, а также часть государств Африки и Азии, всего 123 страны), право задержать этих российских граждан и направить в Гаагу на суд.

По мнению ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН Алексея Фененко, именно в этом и заключается цель МУС, который идет в фарватере американской политики.

Впрочем, по мнению Пауля Калиниченко, профессора кафедры интеграционного и европейского права Московского юридического университета имени О.Е. Кутафина, российские политики высшего звена если и попадут в поле зрения МУС, то на поздних этапах этого и без того долгого процесса.

«Гаагский процесс на данный момент не сулит больших проблем высшему руководству России и Украины. Как правило, в этих процессах сначала выясняют личности тех, кто исполнял и отдавал приказы, которые привели к военным преступлениям. Идут снизу вверх по лестнице субординации, — рассказал эксперт «Газете.Ru». — Для тех же, кто сейчас входит в структуру самопровозглашенных народных республик в Донбассе, расследование МУС может иметь гораздо более серьезные последствия».

Эта ситуация, по мнению Калиниченко, может при определенных обстоятельствах вступить в противоречие с минскими соглашениями, которые в том числе предполагали широкую амнистию для представителей ЛНР и ДНР.

Амнистия должна произойти после того, как начнется процесс воссоединения Донбасса и Западной Украины под контролем Киева.

По мнению адвоката Ильи Новикова, противоречия между минским и гаагским процессами, скорее всего, удастся избежать. «Если вчитаться в текст минских соглашений, то они не конкретизируют правила проведения амнистии, поэтому у Киева очень широкое поля для маневра, — заявил он. — Кроме того, сейчас преждевременно рассуждать о противоречиях амнистии и вердикта МУС, так как нет ни того, ни другого».

Новиков утверждает, что гаагское правосудие, как правило, учитывает вердикты национальных судов. «Если Украина проведет амнистию, МУС обязательно учтет мнение местных судебных институтов», — считает он.

Впрочем, судя по другому процессу, который ведет МУС в отношении России, — , — вердикт национальных судов учитывается, но не всегда принимается в расчет. Следствие контролирует та же прокурор Фату Бенсуда, которая сочла, что далеко не все юридические процессы над обвиняемыми в военных преступлениях, которые прошли в Грузии и Южной Осетии, являются удовлетворительными.

«Есть другая проблема: амнистия на Украине — если ее и согласятся провести киевские власти — вряд ли распространится на всех», — рассуждает Калиниченко. Процесс, по мнению собеседника «Газеты.Ru», будет напоминать следствие после чеченских кампаний в России.

«Те боевики, которые будут проходить по обвинениям в участии в незаконных вооруженных формированиях, могут быть освобождены от ответственности. Те же, кто подозревается в военных преступлениях, вряд ли», — добавил эксперт.

Уже этот факт может быть трактован представителям ДНР и ЛНР как нарушение минских соглашений.

во вторник, 14 ноября, отчет о действиях по предварительному расследованию конфликта на Украине. "Согласно поступившим сведениям, ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией", - сказано в документе. В тексте уточняется, что международный вооруженный конфликт начался "не позднее 26 февраля" 2014 года, в тот момент, когда Россия "задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины".

Контекст

По мнению МУС, право международных вооруженных конфликтов применимо и к ситуации, сложившейся после 18 марта 2014 года, когда было объявлено о включении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. "В той мере, в которой ситуация на территории Крыма и Севастополя будет равнозначна продолжающемуся состоянию оккупации", - уточняется в отчете. Суд подчеркивает, что в данном случае не требуется установления факта правомерности изначальной интервенции, которая повлекла за собой оккупацию.

Для целей Римского статута вооруженный конфликт может быть международным по своей сути, если одно или более государств частично или полностью оккупируют территорию другого государства, независимо от того, оказывается ли оккупации вооруженное сопротивление, подчеркивается в документе.

Референдум, проведенный Россией на территории украинского полуострова Крым 16 марта, был признан недействительным правительством Украины и большинством стран-членов Генеральной Ассамблеи ООН.

Как «международный вооруженный конфликт».

Международный уголовный суд (Гаага, Нидерланды) квалифицировал российское вторжение в Крым как международный вооруженный конфликт между Украиной и РФ. Сейчас все действия агрессора на захваченной территории изучаются на предмет преступлений против человечества, сообщает в соцсети Прокуратура АР Крым .

В частности, в Отчете подтверждается квалификация ситуации на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, возникшая не позже 26 февраля 2014 года, как международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией.

Соответственно, к этой ситуации будет применяться право международных вооруженных конфликтов (международное гуманитарное право).

В частности, речь идет о перемещении и выдворении, перемещении осужденных, нарушении права собственности, а также принуждении граждан Украины — жителей временно оккупированной территории — к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

Сейчас информацию изучают в Офисе прокурора МУС на предмет квалификации таких незаконных действий как военных преступлений и преступлений против человечества. Канцелярия прокурора МУС планирует в ближайшее время завершить анализ предметной юрисдикции в деле Украины относительно Крыма и вынести заключение о его приемлемости для рассмотрения МУС.

Напомним, что . Глава министерства иностранных дел Российской Федерации заявил, что известный украинский политик Дмитрий Ярош виноват в незаконной аннексии украинского Крыма Россией. Он якобы призывал уничтожить или изгнать всех русскоговорящих с территории полуострова.

Помимо этого, Лавров заявил, что «подобная позиция украинской стороны» и стала причиной того, что в Крыму провели незаконный псевдореферендум.

«Русским в Крыму делать нечего, русские никогда не будут понимать украинцев. Поэтому русский должен быть либо уничтожен, либо изгнан из Крыма», — «процитировал» Яроша глава министерства иностранных дел Российской Федерации.

Ранее Hyser сообщал, что . Также, по его словам, из-за «несправедливых» санкций крымчан и севастопольцев лишают шенгенских виз.

«Я полностью поддерживаю необходимость добиваться того, чтобы крымчане и севастопольцы жили абсолютно комфортно, как и все другие граждане РФ», — сказал глава МИДа РФ отвечая на вопрос жительницы оккупированного Крыма на «Международном форуме добровольцев».

Также мы информировали, что . Даля Грибаускайте также заявила, что Россия должна выполнять все международные договоренности по судоходству в Азовском море. Она также сообщила, что Литва ввела национальные санкции против России за акт агрессии в Азово-Керченской акватории, несмотря на то, что в Европейском Союзе на действия РФ пока никак не отреагировали.

Международный уголовный суд в Гааге, как сообщается в европейских СМИ, приравнял присоединение Крыма к военным действиям. Страна-агрессор, понятное дело, мы с вами.

В отчете предварительного расследования прокурора МУС Фату Бенсуда, в частности говорится: «согласно поступившим сведениям, ситуация на территории Крыма и Севастополя равнозначна международному вооруженному конфликту между Украиной и Российской Федерацией. Данный международный вооруженный конфликт начался не позднее 26 февраля, когда Российская Федерация задействовала личный состав своих вооруженных сил для получения контроля над частями территории Украины без согласия правительства Украины».

В общем, понятно, что первый вопрос про данный «военный конфликт» у рядового обывателя: а где и когда там стреляли, взрывали и активно маршировали с проездом по центральным улицам военной техники? И можно ли в рамках данного «военного конфликта» обозначить хотя бы одно отдельное сражение? Ну, там битву за Севастополь, или осаду Коктебеля, или Ялтинский котёл?

Второй вопрос, который задаст обыватель, ну, хорошо, положим, в Крыму было великое военное противостояние, а что тогда происходит на Донбассе? И почему тогда в рамках «АТО», которое проводится с подачи властей Украины жертв уже, как в полноценном военном конфликте, но МУС не торопится давать свою оценку этой ситуации?

Впрочем, это обывательские вопросы. Куда интереснее юридические аспекты данного решения. Об этих нюансах написал глава холдинга «Правда.ру», Вадим Горшенин: «что интересно в этом контексте: расследование проводится по заявлению правительства Украины, которая до сих пор, как, впрочем, и Россия, не ратифицировали статут МУС. Более того, конституционный суд Украины признал статут Международного уголовного суда не соответствующим Конституции Украины.

Любопытно при этом, что нынешние власти Украины не собираются ратифицировать соглашение о присоединении этой бывшей республики СССР о МУС, ведь тогда он может инициировать и проводить расследование о военных преступлениях Киева на Донбассе.

Но о расследовании МУС, которое проводится в отношении стран, никак не подпадающих под его юрисдикцию, пишут сегодня европейские СМИ». А также вполне логично задает очевидный вопрос: «И скажите, чем как само расследование, так и сообщения о нем отличаются от ссылки на мнение "бабы Глаши"?».

С Россией, повторимся, всё понятно. В рамках текущей повестки данное политическое решение - вполне ожидаемо. И к подобным демонстративным жестам западных международных организаций мы привыкли. Нам от них, в общем-то ни холодно, ни жарко.

Но вот перед Украиной во всю ширь встаёт вопрос про «два стула», на одном из которых «колы точёны». Потому, что, дабы это решение имело хоть какой-то статус на самой Украине, им нужно признавать юрисдикцию МУС. Но если осуществить такой шаг, то дальше неизменно последуют вопросы по поводу уже реальных военных преступлений на Донбассе.

Про убийства мирных граждан, обстрелы школ, детских садов, жилых домов. И еще множество очень неприятных для официального Киева, да и для «прогрессивной европейской общественности» вопросов.

А если учесть мировую политическую повестку, в которой Дональду Трампу «смертельно надоел украинский вопрос», и который конструктивно разговаривает с Владимиром Путиным по телефону, то совсем нехорошо получается. Для Трампа решения МУС по Донбассу, а они обязаны будут последовать, станут отличным дополнительным поводом «забыть про Украину» раз и навсегда.

Потому, что на Донбассе ВСУ осуществляют форменный террор. Стоит напомнить, что в США есть правило «никаких переговоров с террористами». Понятно, что предыдущими администрациями Белого Дома и сотрудниками Госдепартамента оно нарушалось неоднократно. Но тут Америке будет выгодно это правило вспомнить и им воспользоваться по полной программе.

Что же касается решение МУС и самой Европы, даже без этого вердикта и отчета Фату Бенсуда, ряд восточноевропейских государств живут в состоянии перманентной паранойи от «потенциальной российской агрессии». Правда, простые граждане, в отличие от политиков в массе своей такой паранойе не доверяют.

Так что и здесь одним аргументом больше, одним меньше... Просто есть мнение, что очень скоро ряд европейских государств могут кардинально пересмотреть свою политику в отношении России вообще, и Крыма в частности.

И никакой МУС им в этом не помешает.