Правление николая 1 егэ. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (11 класс) на тему: Правление Николая I

Задачи правления Николая I Укрепление самодержавия * Усиление Его Императорского Величества Канцелярии *Создание комитетов под контролем царя * Теория «официальной народности» (граф Уваров) Борьба с вольнодумством и общественно-политическим движением * Казнь декабристов * Реакционный университетский и цензурный уставы * IIIотделение: «высшая полиция», контроль за настроениями в обществе Бюрократизация * Дальнейшее укрепление аппарата управления * Кодификация законов (М.Сперанский)


Крестьянский вопрос Облегчение положения крестьян и крепостных, в частности – Реформа в государственной деревне П. Киселева 1847 – Инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии Разработка мер постепенной отмены крепостного права Создание секретных комитетов по решению крестьянского вопроса 1842– Указ об «обязанных крестьянах» Позиция власти Отмены крепостного права не произошло – мешали Сопротивление дворянства и консерватизм царя


Социальная политика Назначение на государственные посты 1832, 1845 – ограничение проникновения в дворянство представителей 3-его сословия 1845 – Указ о майоратах (неделимости дворянских имений при наследовании) В отношении дворянства Повышение социального статуса Раздача привилегий – создание сословной категории «почетных граждан» для выходцев из 3-его сословия Поощрение предпринимательства В отношении буржуазии


Внешняя политика во II-ой четверти XIX века Задачи Борьба с польским освободительным движением Подавление восстания в Польше г.г. Упразднение конституции 1815 г. Королевство польское – часть Российской империи Подавление революционного движения в Европе Борьба за разрешение «Восточного вопроса» в пользу России


«Восточный вопрос»: три кризиса Начало 20-х г.г. 19 в.: освободительное движение в Греции против османского ига Начало 30-х г.г. 19 в.: восстание в Египте, угроза распада Османской империи Начало 50-х г.г. 19 в.: спор о «палестинских святынях» между Россией и Францией


«Восточный вопрос»: причины кризисов Упадок могущества Османской империи. Стремление Турции сохранить свои позиции на международной арене Борьба европейских стран за укрепление своих позиций в ближневосточном регионе Рост освободительного движения народов, входящих в состав Османской империи


Кризис 20-х г.г. 19 в. Восстание в Греции Декларация 1822 г. стран- участниц «Священного союза» о подчинении греков законному правителю 1) «Коллективная защита» Россией, Англией и Францией интересов Греции 2) Давление на Турцию г. – Наваринское сражение. Разгром турецкого флота эскадрами Англии, Франции, России


Русско-иранская война г.г. Иран +поддержка Англии Стремление вернуть земли Закавказья, утраченные им по Гюлистанскому миру с Россией – Туркманчайский мирный договор Россия получает Восточную Армению (Начихеванское, Эриванское ханства) Подтверждение исключительного права России иметь военный флот в Каспийском море Контрибуция Ирана России в 20 млн. руб.


Русско-турецкая война г.г. Открытие черноморских проливов для русских судов Контрибуция Турции России в 33 млн. руб. Россия переходит устье Дуная с островами, восточное побережье Черного моря (от Анапы до Сухуми), Ахалцых, Ахалкалаки в Закавказье Укрепилось положение России в Причерноморском регионе Получение Грецией независимости (с 1830), расширение автономии Сербии, Валахии, Молдавии Англия, Франция, Австрия - нейтралитет при скрытой поддержки Турции Адрианопольский мир 1829 г.


Кризис 30-х г.г. 19 в. Восстание в Египте Отказ европейских стран в помощи Турции в борьбе с «восставшим» Египтом Были заинтересованы закрепить позиции в Египте Оказала военную помощь турции и этим сняла угрозу взятия ее столицы Турция Англия и Франция Россия 1833 – союзный договор между Россией и Турцией о взаимной помощи + Секретная статья об исключительном праве России пользоваться проливами в случае войны


Кризис 30-х г.г. 19 в. Восстание в Египте Турция: обращение к России об оказании военной помощи Англия, Франция, Россия, Австрия: (Лондон): 1) Решение об оказании коллективной помощи Турции 2) Общеевропейский контроль над проливами Босфором И Дарданеллами


Крымская война г.г.: причины и планы Борьба России и Франции за укрепление своего влияния на Ближнем Востоке – обострение «восточного вопроса» Россия: активизировать политику на Востоке Англия: план колонизации Ближнего Востока Франция: укрепить трон Луи Бонапарта небольшой победоносной войной Австрия: не допустить расширения русского влияния на Балканах Турция: сохранить свои позиции на Балканах и вернуть Закавказье


Крымская война г.г.: ход военных действий


Крымская война г.г.: хроника событий Ноябрь 1853 г. – адмирал Нахимов, разгром турецкой эскадры в Синопской бухте Март 1854 г. – Англия и Франция выступили на стороне Турции Первый этап войны Бомбардировка Одессы, Петропавловска-Камчатского, Соловецкого монастыря Сентябрь 1854 г. – высадка союзников в Крыму Сентябрь 1854 г.- сентябрь 1855 г. – осада Севастополя (Англия, Франция): Руководители обороны – адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин Инженер Тотлебен Герои обороны: Петр Кошка, сестра милосердия Дарья Севастопольская, хирург Николай Пирогов, писатель поручик Лев Толстой Второй этап войны




Причины поражения России и значение войны Причины поражения: Экономическая отсталость Военно-техническая отсталость Устаревшее оружие Отсутствие железнодорожного транспорта Отсутствие паровых судов Плохое снабжение армии Рекрутская система набора в армию Значение войны: Подорван международный авторитет России Поражение сыграло роль катализатора, ускорившего политические преобразования в стране Началась освободительная борьба на Балканах
Россия и Кавказ Планы российского командования (генерал А. Ермолов) Планомерное и целенаправленное военное наступление на Северный Кавказ Создание новой опорной линии крепости 1817 г. Мощное наступление русских войск на Чечню и Дагестан 20-е годы 19 в. Начало освободительного движения народов Кавказа от агрессии со стороны России


Кавказская война г.г – жестокое подавление восстаний в Кабарде, Адыгее, Чечне Духовное совершенствование каждого правоверного Равенство всех мусульман перед Аллахом Мюридизм Мусульманин не может быть под властью царя- не мусульманина


Кавказская война г.г е г.г. 19 в. Образование на территории Чечни и Дагестана имамата – военно- теократического государства, объявившего России газават Газават Священная война мусульман против неверных Имам Духовный и светский глава государства, имевший неограниченную власть Шамиль ()


Присоединение Казахстана к России Земли Казахстана Претенденты: Кокандское, хивинское ханства, Россия, Циньская империя 1853 – экспедиция генерала В. Перовского в Казахстан. Поражение армии кокандского хана при Ак-Мечети е г.г. 19 в. Младший и средний жузы вошли в состав России е г.г. 19 в. Старший жуз присоединен к России

    Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, кото­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

1) Указ об обязанных крестьянах

2) издание «чугунного» цензурного устава

3) восстание в Польше

2. Установите со­от­вет­ствие между ре­фор­ма­ми пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. и да­та­ми их проведения.

3. Ниже приведён пе­ре­чень понятий, терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к правлению Николая I.

1) славянофилы 2) петрашевцы 3) теория официальной народности 4) народничество 5) западники 6) правозащитники.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное слово. Представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века, выступавшие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского – _______________________________.

5. Установите со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (явлениями, событиями) и фактами, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (явлениям, событиям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

6. Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Тяжкое бремя воз­ло­же­но на Меня волею Брата Моего, пе­ре­дав­ше­го Мне Им­пе­ра­тор­ский Все­рос­сий­ский Пре­стол в го­ди­ну бес­при­мер­ной войны и вол­не­ний народных.

Одушевлённый еди­ною со всем на­ро­дом мыслью, что выше всего благо Ро­ди­ны нашей, при­нял Я твёрдое ре­ше­ние в том лишь слу­чае вос­при­нять Вер­хов­ную власть, если та­ко­ва будет воля на­ро­да нашего, ко­то­ро­му над­ле­жит все­на­род­ным голосованием, чрез пред­ста­ви­те­лей своих в Учре­ди­тель­ном собрании, уста­но­вить образ прав­ле­ния и новые Ос­нов­ные За­ко­ны Го­су­дар­ства Российского.

Посему, при­зы­вая бла­го­сло­ве­ние Божие, прошу всех граж­дан Дер­жа­вы Рос­сий­ской под­чи­нить­ся Вре­мен­но­му правительству, по по­чи­ну Го­су­дар­ствен­ной Думы воз­ник­ше­му и облечённому всею пол­но­тою власти, впредь до того, как со­зван­ное в воз­мож­но крат­чай­ший срок, на ос­но­ва­нии всеобщего, прямого, рав­но­го и тай­но­го голосования, Учре­ди­тель­ное со­бра­ние своим ре­ше­ни­ем об об­ра­зе прав­ле­ния вы­ра­зит волю народа».

Б) «Все дей­ствия им­пе­ра­то­ра были со­глас­ны с моими пра­ви­ла­ми и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обез­ору­жен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" за­ме­ни­ли слово "свобода". Стро­гость его никто не смел да и не хотел на­звать жестокостью, ибо она обес­пе­чи­ва­ла как лич­ную без­опас­ность каждого, так и во­об­ще го­су­дар­ствен­ную безопасность. Везде были видны весёлые и до­воль­ные лица, пе­чаль­ны­ми ка­за­лись толь­ко род­ствен­ни­ки и при­я­те­ли мя­теж­ни­ков 14 декабря... Затем учреждён Вер­хов­ный уго­лов­ный суд, со­став­лен­ный из всех чле­нов Г осу дар­ствен­но­го совета, Си­но­да и Сената, к коим при­со­во­куп­ле­но было не­сколь­ко пол­ных генералов. В числе су­дя­щих на­хо­дил­ся Сперанский, в числе под­су­ди­мых - за­ду­шев­ный друг его, ин­же­нер­ный пол­ков­ник Батенков, с ко­то­рым он по­зна­ко­мил­ся в Сибири... и ко­то­ро­го уда­лось ему пе­ре­ве­сти в Петербург... В пер­вых чис­лах июля... над ви­нов­ны­ми совершён при­го­вор суда. Пол­то­рас­та осуждённых вы­ве­де­ны на пло­щадь перед крепостью, им про­чте­но ре­ше­ние суда, над ними пе­ре­лом­ле­ны шпаги, сняты с них мун­ди­ры и фраки, они об­ле­че­ны в кре­стьян­ское пла­тье и от­прав­ле­ны в ссылку. Пять че­ло­век были повешены. Всё это про­ис­хо­ди­ло вско­ре по вос­хож­де­нии солн­ца и в отдалённой части города, следственно, зри­те­лей не могло быть много. Не­смот­ря на то, в этот день жи­те­ли Пе­тер­бур­га ис­пол­ни­лись ужаса и печали».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В до­ку­мен­те по­вест­ву­ет­ся о со­бы­ти­ях XIX в.

2) Документ по­ло­жил на­ча­ло по­яв­ле­нию в Рос­сии новой династии.

3) Правитель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те под­пи­сал Па­риж­ский мир­ный договор.

5) Документ со­став­лен в XX в.

6) Правитель, речь о ко­то­ром идет в документе, впо­след­ствии по­лу­чил про­зви­ще «Палкин»

7. Какие три положения из приведённых ниже характерны для взглядов славянофилов? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) принятие конституции, введение демократических свобод

2) самобытность истории России

3) возвращение к Земским соборам

4) отмена крепостного права

5) развитие России по законам мировой истории

6) необходимость утверждения буржуазных порядков

8. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.

9. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Правитель

Событие

Иван Грозный

Церковный раскол

Николай I

Пропущенные элементы:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.

«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых - задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.

2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.

5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.

6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.

    Напишите цифру, которой обозначено место последнего сражения парусных флотов.

    Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Участником войны был адмирал Ф. Ф. Ушаков.

2) Война завершилась подписанием Парижского мирного договора.

3) Соперниками России в войне были Франция и Австрия.

4) После войны в России наступила эпоха реформ.

5) Россия получила право контроля над проливом Босфор.

6) Во время войны в России произошла смена императоров

Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме « Российская империя при Николае I (1825-1855 гг.)»

Пояснительный текст к блоку

Черно-белая будка - традиционный символ николаевского царствования. По бокам - условные фигуры солдата и чиновника (опора николаевского режима на вооруженные силы и бюрократический аппарат).

Внутренняя политика. Царствование Николая I началось с восстания декабристов (14 де­кабря 1825 г.), которое, однако, потерпело поражение (1). На декабристов обрушились репрес­сии, пятеро лидеров были казнены, сотни сосланы в Сибирь и на Кавказ (2). После восстания император усилил репрессивные органы, во главе которых встало III Отделение императорской канцелярии с приданным ему корпусом жандармов (3). Была резко ужесточена цензура.

Общая реакционность политики Николая I не исключала проведения преобразований в отдельных сферах. В сфере управления важнейшей реформой стала кодификация законода­тельства, осуществленная группой юристов под руководством М.М. Сперанского. В 1832 г. появился 15-томный Свод законов Российской империи, в который вошли все действующие законы (4).

Оппозиция была представлена либеральными и революционными кружками, подвер­гавшимися репрессиям властей. Наиболее значительным был кружок петрашевцев (по имени лидера М.В. Буташевича-Петрашевского), в 1849 г. жестоко разгромленный властями (5). Деятельность оппозиции была гораздо более существенной не в сфере практической полити­ки, а в сфере идеологии (см. раздел «Культура»).

Внешняя политика. Основными направлениями внешней политики России при Нико­лае I было южное (проблема ослабления Османской империи, вошедшая в историю как Восточный вопрос», укрепление позиций России на Балканах и в Закавказье) и западное (борьба с революционными движениями в Европе, стремление предотвратить создание широ­кой антироссийской коалиции западных держав).

В 1826-1828 гг. Россия воевала с Ираном и по Туркманчайскому миру получила Вос­точную Армению (нынешняя Республика Армения) (6). В 1828-1829 гг. шла русско-турецкая война, вызванная желанием России поддержать греческое восстание против турок. По Адрианопольскому миру Греция стала независимой, Сербия, Валахия и Молдавия - автономными, а Россия получила устье Дуная и побережье Черного моря от Анапы до Поти Г). Эти войны укрепили авторитет России в мире.

Вместе с тем на протяжении всего царствования Николая I продолжалась Кавказская война (8). Противостояние горцев России приняло религиозную форму и стало проходить под лозунгом газавата (священной войны мусульман с неверными). Борьбу возглавили имамы (религиозные лидеры). Имам Шамиль создал в Чечне и Дагестане имамат (теократическое государство) и долгое время успешно противостоял царским войскам. Лишь в 1859 г. (то есть уже после смерти Николая I) он был взят в плен, а военные действия на западном Кав­казе продолжались до 1864 г.

В Европе Россия проводила последовательную политику борьбы с революционным движением (революционеры клеймили царизм как «жандарма Европы»). Николай I намеревал­ся двинуть войска на подавление революции во Франции в 1830 г., но они понадобились для подавления национально-освободительного восстания в Польше (9). В 1849 г. русские войска по просьбе австрийцев разгромили революцию в Венгрии (10).

В середине XIX в. Николай I выступил с программой раздела турецких владений (Османскую империю он называл «больным человеком Европы»). Однако эти намерения России противодействие Англии, Франции и Австрии. В результате Крымская война, начавшаяся в 1853 г. как обычная русско-турецкая, стала еще и войной России с Англией и Францией (11). В ходе войны сказалось военно-техническое отставание России, и она потерпела поражение.

Хозяйство. Главное новое явление хозяйственной жизни - начало в 1830-е гг. промышленного переворота (перехода от ручного труда к машинному) (12). Переворот проявился не только в промышленности, но и на транспорте (строительство первых железных дорог, появление пароходов). Развитию экономики способствовала и удачная финансовая реформа, проведенная в 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкрином (13). Однако в целом хозяйство России в этот период развивалось медленно из-за сохранения крепостного права.

Общественные отношения. Главная проблема - освобождение крестьян. Николай I понимал вред крепостного права и опасность его дальнейшего сохранения, но, опасаясь недовольство дворян, не решался на серьезные действия. Дело ограничивалось созданием секретных комитетови обсуждением проблемы в узком чиновном кругу (14).

Вместе с тем правительство, желая показать пример решения крестьянского вопроса, осуществило реформу управления государственными крестьянами (известна как реформа П.Д. Киселева по имени министра государственных имуществ, проводившего преобразования (15). Реформа в целом улучшила положение государственных крестьян, хотя и сопровождалась бюрократическими извращениями.

Культура. Главные явления - формирование новых идеологических течений и переход к критическому реализму в сфере художественной культуры.

Идеологическим обоснованием политики Николая I стала так называемая теория официальной народности, разработанная министром просвещения графом С.С. Уваровым («православие - самодержавие - народность») (16). Теоретиками данного направления обосновалась неприемлемость для России иностранных влияний. В 1836 г. в печати с «Философическим письмом» выступил П.Я. Чаадаев, в резкой форме поставивший под сомнение величие прошлого, настоящего и будущего России (17). В интеллектуальной среде по поводу письма разгорелись ожесточенные споры и сформировались две основные точки зрения - западничество (проблема России - отставание от западных стран из-за неблагоприятных обстоятельств) (18) и славянофильство (проблема России - искажение естественного развития России из-за неумеренных заимствований с Запада) (19). Позже из западничества выделилось революционно-демократическое течение, лидеры которого (Герцен и др.) стали разрабатывать идею «прыжка» России в социализм через крестьянскую общину (20).

В сфере образования усилился контроль государства за учебными заведениями, была отменена автономия университетов (21).

Крупнейший русский ученый данного периода - Н.Н. Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии (22).

В художественной культуре произошел постепенный переход от сентиментализма и ро­мантизма к критическому реализму (Федотов в живописи, Глинка в музыке, Щепкин и Островский в театре, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев и другие в литературе) (23). В условиях цензуры литература и литературная критика (Белинский) играли важную общественную роль, вызывали бурные споры (24).

Свою специфику имело развитие архитектуры, где утвердился русско-византийский стиль (K.A. Тон, храм Христа Спасителя) (25).

ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Восстание декабристов в Санкт-Петербурге (точная дата)

Восстание Черниговского полка

Деятельность петрашевцев

Кавказская война

Крымская война

Пленение Шамиля (дата выходит за рамки периода)

Подавление русской армией восстания в Венгрии

Польское восстание

Публикация первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Суд и расправа над декабристами

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

А.Н. Островский

А.С. Меншиков

А.Х. Бенкендорф

Аксаковы, Киреевские, Хомяков

Алябьев, Варламов, Глинка

Беллинсгаузен и Лазарев

Брюллов, Кипренский, Иванов, Венецианов, Федотов

Булгарин, Греч, Кукольник

В.Г. Белинский

Воронихин, Захаров, Росси, Монферран, Бове, Тон

Герцен и Огарев

Грановский, Боткин, Кавелин

Е.Ф. Канкрин

Карамзин, Соловьев, Погодин

Корнилов и Истомин

Крузенштерн и Лисянский

М.А. Милорадович

М.В. Буташевич-Петрашевский

М.М. Сперанский

Мочалов, Щепкин

Н.И. Лобачевский

П.Д. Киселев

П.С. Нахимов

П.Я. Чаадаев

Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский

С.П. Трубецкой

EX. Уваров

3. Работа с таблицей

Заполните таблицу «Основные течения общественной мысли при Николае I ».

4. Работа с картой

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения России при Николае I (Армения, устье Дуная, побе­режье от Анапы до Сочи);

2) Чечню, Дагестан, Черкесию;

3) Дунайские княжества;

4) Севастополь, Карс, Петропавловск-Камчатский.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Промышленный переворот - ______________________________________________ ________________________________________________________________________

2. Буржуазия - ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________

3. Пролетариат - __________________________________________________________ ________________________________________________________________________

4. Газават - ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________

5. Мюридизм - ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________

6. Имамат -_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________

6. Работа с источниками

Каких общественно-политических взглядов придерживались авторы документов, из которых приведены отрывки?

1. «Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коихзиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения».

_________________________________________

2. «С водворением представительного порядка в России Европа лучше узнала бы Россию... Введение представительного правления, к какому почва так несомненно и так дотаточно приготовлена, обещая России новое счастье, новую жизнь, новую бодрость, новую силудля столь же необходимого как и благотворного преуспеяния, - обещает для образованного мира и новое обаяние [России], несравненно лучшее старого».

___________________________________________

3. «Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасательное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться».________________________

4 . «Все зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо на свободу политическую и притязаний в России нет... Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею, на прочном основании истинных коренных русских начал. Правительству - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая, народу - полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, слова. Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!» _____________________________________________

5. «Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы... Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, - свою земельную общину, и в силу этого находится ближе к социальной революции...»

7. Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка М. Полиевктова и попытайтесь объяснить почему автор пришел к такому выводу.

«Как для Николая I консервативная программа приняла династический характер, так общество приучилось отождествлять данный порядок с идеей государственности вообще и воспитало в себе сугубо отрицательное отношение к государственному началу. Отстраненное от практической деятельности, общество теряло в своих программах реальную почву, но также теряло реальную почву и правительство, замыкаясь в бюрократическом бумаготворчестве. И правительство, и общество в николаевское царствование утрачивали чувство жизни».

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания уровня А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выберите правильный ответ, единственный из четырех предложенных, и обведите его.

1. Какой ряд дат отражает крупные морские победы России?

1) 1827 г., 1853 г. 3) 1834 г., 1849 г.

2) 1830 г., 1844 г. 4) 1849 г., 1855 г.

2. Внутренняя политика Николая I характеризуется

1) решительными действиями по подготовке к отмене крепостного права

2) цензурным гнетом, преследованием противников существующего строя

3) отсутствием преобразований в системе государственного управления

4) отменой привилегий Русской православной церкви

3. Поражение восстания декабристов привело к

1) временному упадку революционного движения в России

2) переходу правительства к политике массового террора

3) массовой эмиграции деятелей русской культуры

4) лишению дворянства части привилегий

4. Внешняя политика Николая I характеризуется

1) созданием прочного тройственного союза России, Англии и Франции

2) стремлением разделить и подчинить Австрийскую империю

3) борьбой с революционным движением в Европе

4) большими территориальными приобретениями в Средней Азии

5. Адрианопольский мир передал России

1) Молдавию и Валахию 3) Западную Грузию

2) острова в устье Дуная 4) Бессарабию

6. Киреевские, Аксаковы - это

1) революционные демократы 3) славянофилы

2) западники 4) петрашевцы

7. Западничество характеризуется

1) положительным отношением к России времени царствования Николая I

2) представлением о том, что у России свой, самобытный путь развития

3) призывами к революции и свержению самодержавия

4) положительной оценкой реформ Петра I

8. Главной опорой Шамиля была территория

1) Черкесии

2) Кабарды

3) Дагестана

9. Промышленный переворот - это

1) массовый уход крестьян в города и работа их на промышленных предприятиях

2) ускоренный рост промышленности и торговли

3) начало использования машин в производстве

4) появление крупных предприятий

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому они относятся.

«Я услышал барабанный бой, значение которого я тогда еще, как не служивший в во­енной службе, не принимал. «Вот конец всему!»... Но вслед затем, увидел я, что ружья, при­целенные, вдруг все были подняты стволами вверх. От сердца отлегло сразу, как бы свалил­ся тесно сдавивший его камень! Затем стали отвязывать привязанных... и привели снова на прежние места их на эшафоте. Приехал какой-то экипаж, оттуда вышел офицер - флигель-адъютант - и привез какую-то бумагу, поданную немедленно к прочтению. В ней возвещалосьнам дарование государем императором жизни и, взамен смертной казни, каждому, по виновности, особое наказание».

1) 1826 г. 3) 1849 г.

2) 1836 г. 4) 1853 г.

11. А.И. Герцен первым высказал предположение о(б)

1) отсталости России в сравнении с западными странами

2) возможности пути России к социализму через общину

3) необходимости созыва нового Земского собора

4) вредности петровских реформ

12. Западничество и славянофильство объединяло сходное отношение к

1) политике Николая I 3) странам Запада

2) допетровской Руси 4) реформам Петра I

13. При Николае I в России появилось министерство

1) по делам крепостных крестьян 3) внутренних дел

2) государственных имуществ 4) финансов

14. Туркманчайский мир был заключен в

1) 1828 г. 3) 1849 г.

2) 1829 г. 4) 1856 г.

15. Беллинсгаузен и Лазарев руководили

1) первой русской кругосветной экспедицией

2) русским флотом в сражении под Синопом

3) экспедицией, открывшей Антарктиду

4) обороной Севастополя

16. Какие страны из перечисленных вступили в Крымскую войну против России на стороне Османской империи?

A) Сардинское королевство

Б) Австрийская империя

B) Великобритания

Г) Пруссия

Д) Франция

Укажите верный ответ.

1) АБД 3) АВД

2) АДЕ 4)ВГЕ

17. Прочтите отрывок из дипломатической депеши русского посланника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Я только что получил и сообщил князю Шварценбергу депешу от 25 марта, касаю­щуюся его просьбы о концентрации наших значительных сил в наиболее угрожаемых пунк­тах галицийской границы и о разрешении этим войскам вступить на австрийскую террито­рию и содействовать быстрому подавлению мятежа».

18. Причина, по которой Николай I не решился освободить крепостных крестьян

1) убежденность в неспособности крестьян жить без власти помещиков

2) непонимание вреда крепостного права для экономики и морали

3) нежелание вообще проводить какие-либо преобразования

4) опасение сопротивления дворянства

19. В 1836 г. П.Я. Чаадаев

1) призвал к созданию тайного революционного общества

2) критически отозвался об историческом опыте России

3) потребовал освобождения крестьян с землей

4) выступил в печати в защиту декабристов

20. He относится к оппозиционным кружкам периода правления Николая I

1) кружок «Освобождение труда»

2) кружок братьев Критских

3) кружок Н.В. Станкевича

4) «общество 11 нумера»

Задания уровня В

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр .

Николай 1 является одной из ключевых фигур в России 19 века. Реформы Николая 1 в большинстве своём привели Россию из отстающей державы к прогрессивному росту как и экономически так и во внутренней политики. Но не во всем. Чтобы узнать, в чем, дочитай эту статью до конца.

Император Николай Первый

Реформы

Несмотря на то что Николай был самодержцем его реформы носили либеральный характер, такие нововведения нужны были для стабилизации положения страны.

Вот одни из важнейших нововведений Николая 1: финансовая (реформа Канкрина), промышленная, крестьянская, образовательная, цензурная реформа.

Реформа Канкрина (1839—1843), названа в честь министра финансов при Николае 1, Е.Ф. Канкрина.

Евстратий Францевич Канкрин

В ходе этого преобразования была произведена замена ассигнаций на кредитные государственные билеты. Согласно данному нововведению все торговые сделки должны были производиться только в серебре или золоте. Эти изменения установили стабильную финансовую систему вплоть до Крымской войны (1853—1856).

Промышленная реформа

Одна из важнейших экономических идей Николая 1. В момент когда Николай стал царем, состояние промышленности было отстающем по сравнению с западом, где заканчивалась промышленная революция. Большинство материалов Россия закупала в Европе. К концу царствования Николая ситуация очень изменилась. В первые в России сформировалась технически не отстающие и конкурентоспособная мануфактура.

Павел Дмитриевич Киселев

  • Также Николай 1 провел первую железную дорогу в России(1837).
  • Открыл первый технологический институт в Петербурге (1831).
  • Помещичье землевладение (1837—1841).

Крестьянский вопрос также названная изменения Киселева (министр государственного имущества) помогла облегчить положение государственных крестьян России. Запрещалось помещикам ссылать крестьянина на каторгу применять к нему физическую силу, запрещалось разделять с семьей, крестьянин получили свободу передвижения, была создана крестьянское самоуправление, крестьяне могли выкупать себя, позже также могли выкупать землю у помещика, увеличение школ, больниц.

За нарушение законов помещика штрафовали или могли посадить в тюрьму. Из за этих изменений снизилось количество крепостных крестьян, но несущественно. Также улучшилось положение государственных крестьян, теперь каждому государственному крестьянину выдавались собственные наделы.

Образовательная реформа

В ходе помещичьего преобразования было создано очень большое количество крестьянских школ. Была разработана программа массового крестьянского образования, в 1838 году насчитывалось около 2552 школы, в которых учились 112000 учеников. До образовательного преобразования насчитывалось 60 школ, в которых учились 1500 учеников. В 1856 открылось большое количество училищ и вузов, была сформирована система профессионального и среднего образования в стране.

Но эта идея Николая все же была менее удачной чем предыдущие, это связано с тем что Николай 1 продолжил формирование сословного образования, основными предметами были латинский и греческий язык, остальные предметы выходили на второй план.

Эти изменения очень плохо послужила университетам: образование стало платным, преподавателей и ректоров выбирало министерство народного просвещения, обязательными предметами были — церковная история, церковное право, богословие.

Университеты были поставлены в зависимость от попечителей образовательных округов, их самоуправление было ликвидировано. Студентов сажали в карцер за правонарушения, также была введена форма для студентов, чтобы комендантам общежитий было удобно за ними следить.

Цензурная реформа (1826, 1828)

Это преобразование очень сильно повлияла на культуру и внутреннюю политику государства. Николай подавлял малейшее проявление вольнодумства. Цензурная реформа или как её ещё называют чугунная была очень жестокой по сути под запрет попадали все статьи, произведения и т.д которые хоть как-то затрагивали политику.

Ужесточение цензуры было связано с европейскими революциями которые бушевали по всей Европе, дабы не усугубить своё положение Николай создал чугунную реформу. Все популярные журналы на тот момент попали под запрет, под запрет попадали также пьесы. Эти реформы известны также большим количеством ссылок поэтов на каторги (Полежаев, Лермонтов, Тургенев, Пушкин, и т.д).

Итог и характер преобразований Николая 1 очень спорный. Несмотря на жесточайшую цензуру он умудрился удержать власть и улучшить экономическое положение. Но несмотря на все это стремления Николая 1 к централизации власти убило его реформаторские задумки.

Вы должны понимать, что здесь мы набросали схематический план реформ Николая 1. Вся полная информация есть в .

Слайд 2

Внутренняя политика

Годы царствования – 1825-1855 гг. Главная задача – укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический аппарат

Слайд 3

Внутренняя политика. Главные мероприятия

Создание 2 отделения Собственной Его императорского величества канцелярия Цель: приведение в порядок действующих законов Поручено: Сперанскому М.М. Результат: 1832 г. – создание полного свода законов Российской империи-

Слайд 4

1826 г. – создание 3 отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии во главе с А.Х.Бенкендорфом (III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. Д) - введение корпуса жандармов (политической полиции)

Слайд 5

1839-1841 гг. – реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина(введен в обращение серебряный рубль) Реформа государственных крестьян министра гос. Имуществ П.Д.Киселева (1837-1842 гг.) Что дала: частичное самоуправление, порядок наделения крестьян землей. 1842 г. – Указ об обязанных крестьянах (помещики могли давать кр-нам свободу) 30-е гг. 19 в. – начало промышленного переворота 1837 г. – первая ж/д в Царское Село 1851 г. – открыта Николаевская ж/д

Слайд 6

Общественная мысль в 1830-1850-е гг.

Министр просвещения С.С.Уваров – «Теория официальной народности» – «самодержавие, православие, народность» Западники (Грановский, Кавелин, Боткин, Катков) – Россия должна развиваться по европейскому пути Кружки братьев Критских, Грановского, Станкевича, «Общество любомудрия» - обсуждение будущего пути России Славянофилы (Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Самарин) – община, традиции и православие 1836 г. – П.Я Чаадаев «Философические письма (критика крепостного строя) России нужны реформы

Слайд 7

Революционная идеология (возможность социализма в России) : Основа социализма – община - революция как метод борьбы Герцен, Огарев, Белинский - возникновение кружка Буташевича-Петрашевского (там бывали Салтыков-Щедрин и Достоевский) – разгромлен в 1849 г. - основание Волной русской типографии, где печатался журнал «Полярная звезда»

Слайд 8

Внешняя политика

2 главных направления: 1. подавление революционных движений вне страны (Революция в Венгрии в 1849 г.) – « жандарм Европы» 2. решение «восточного вопроса» - господство на Черном море, интересы на Балканах

Слайд 9

Восточный вопрос

1. Война с Персией (Ираном) – 1826-1828 гг. Туркманчайский мир – к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства 2. Война с Турцией – 1828-1829 гг. Андрианопольский мир – к России отошла Ю.Бессарабия с устьем Дуная, черноморское побережье Кавказа

Слайд 10

3. Кавказская война – 1817-1864 гг. Термины: мюриды, имам, газават Имена: Шамиль, Ермолов 4. Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры – Россия получила Уссурийский край

Слайд 11

Крымская война

Причины войны: желание решить «восточный вопрос» (контроль и свободный проход в Черном море, Босфоре, Дарданеллах и преимущества на Балканах) Повод войны: Россия потребовала предоставить ей право распоряжаться христианскими храмами в Палестине. Ей в этом отказали

Слайд 12

Крымская война. Сражения

Октябрь 1853 г. – Турция объявляет России войну (она входит в состав коалиции вместе с Англией и Францией) Ноябрь 1853 г. – сражение в Синопской бухте (адмирал Нахимов П.С.) – последнее сражение парусных кораблей. Разгром турок. Поражения туркам и их союзникам нанесены на Кавказе, в Кронштадте, в Соловецком монастыре, Одессе и на Дальнем Востоке

Слайд 13

Сентябрь 1854 г. –высадка союзников в Крыму Осада Севастополя – 11 месяцев Его обороной руководили: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. Участники: Э.И.Тотлебен, Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов. Август 1855 г. – сдача Севастополя 1856 г. – Парижский мирный договор

Слайд 14

Итоги Крымской войны по Парижскому мирному договору

Россия лишилась права иметь военный флот и военные объекты на Черном море Дунайские княжества и христиане Османской империи перешли под опеку великих держав Россия потеряла устье Дуная и Южную Бессарабию Россия вернула Турции крепость Карс на Кавказе Война показала отсталость крепостнической России

Слайд 15

Русская культура в первой половине 19 в. Образование

1. Открыты университеты в Петербурге, Харькове, Киеве, Казани, Тарту, Одессе 2. открыт Царскосельский лицей 3. Основаны Петербургский технологический институт, Московские Горный и Межевой институты и др. 3. открыты мужские гимназии 4. действовали реальные училища и ЦПШ Грамотные составляли 6% населения