Аграрная реформа столыпина пути решения. Крестьянское самоуправление и учреждения по крестьянским делам

Под «аграрной реформой » понимается законодательно оформленное радикальное переустройство существующего земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и с соответствующим изменением форм территориального устройства в стране. Иными словами, аграрная реформа - регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к иному земельному строю. Реформа пред-полагает разработку и проведение ряда мер организационного, правового и экономического характера, призванных обеспечить сравни-тельно быстрый и безболезненный переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования.

Этапы формирования аграрного законодательства

Становление аграрного права можно условно разделить на следующие периоды:

Реформы Ивана IV Грозного. Развитие правового регулирования в области аграрных отношений началось еще в период становления Московского княжества. Центральная власть принадлежала великому князю, она подкреплялась военной силой дружины. Основная форма владения землей - «вотчина». Название термина происходило от слова «отчина», что означает «отцовская собственность». Надел использовался для ведения сельского хозяйства, его можно было доверять и завещать. Вотчинами владели не только бояре, но и монастыри, высшее духовенство.

Восшествие на престол Ивана IV связано с рядом изменений - дружина приобрела статус регулярной армии, вотчины стали заселяться ратными людьми, которые призывались на службу только в случае объявления войны. В это время хозяйством занимались холопы и смерды.

Российские земли стремительно заселялись. Князья предоставляли льготы крестьянам, перешедшим в другие области для обработки новых угодий. Цель аграрной реформы - освоение пустовавших земельных участков. Таким образом были заложены основы феодальной системы, когда князья стали стремительно накапливать богатство, измеряющееся принадлежащим каждому из них земельным наделом. Самым богатым землевладельцем являлся царь, владеющий государственной землей.

Постепенно поместья начали раздавать в пользование за хорошую службу, они приобретали статус вотчин. Поскольку в тот исторический период постоянно происходили конфликты между владельцами вотчин, а приобретение земельных участков не имело смысла без крестьян, обрабатывающих наделы, то появилась необходимость прикрепления работников к определенным участкам. Это явилось основанием для зарождения «крепостного права»; однако первоначально прикрепление крестьян к земле осуществлялось при условии проведения «писцового межевания». В «писцовых книгах» отражалось описание места нахождения земли, границы земельного участка. Устанавливались «межевые знаки» специально назначенными комиссиями. Они заносили записи об участках в составе уездов, станов и волостей, поименно перечислялись прикрепленные к каждому наделу крестьяне. Также отдельно закреплялись сведения о заброшенных наделах, нуждающихся в обработке, свободные от владения. В задачи земельной реформы входило объединение в единую систему всех угодий на территории российского государства, создание правовой основы для ведения кадастрового, межевого и статистического учета.

Реформы Петра I. Следующий этап земельных реформ - преобразования Петра I. Аграрная реформа как самостоятельная программа реоганизации уклада жизни не проводилась, однако земельные отношения менялись в процессе проведения комплекса социальных реформ Петра I. В результате этих реформ жизнь представителей русских сословий (дворян, крестьян и горожан) резко изменилась. В 1718 г. была введена «подушная подать», которая налагалась как на крестьян, так и на ранее неплативших налог, холопов.

Проводимые Петром I реформы привели к изменению земельных отношений. Прежде всего, это неразрывно связано с формированием регулярной армии и отмены поместных служб. В 1714 г. вотчины и поместья прекратили свое существование, вместо них появилась «недвижимая собственность» и «имение». Указ Царя 1785 г. «О вольности дворянской» освободил дворян от обязательного государственного служения. Чтобы избежать деления земель и закрепить феодальное землевладение, указом Петра I все земли отныне переходили по наследству: от отца к сыну. В период правления Петра I было изъято в пользу государства значительное количество церковных земель и остановлен процесс их перехода (прироста) к монастырям и церквям.

Аграрные реформы Екатерины II. 19 (30) сентября 1765 г. правительством Екатерины II обнародован «Манифест о генеральном размежевании земель во всей империи с приложением генеральных правил, данных Межевой комиссии и высочайше утвержденного реестра о ценах на продажу земель в губерниях и провинциях».

Главная задача межевания 1765 г. состояла в разграничении частновладельческих земель между собою и отмежевание их от земель казенных. Составлялись «межевые книги» и планы уездов с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределением по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям.

К «Манифесту» прилагалась инструкция по установлению границ земельных участков. Генеральное межевание проводилось во второй половине XVII-первой половине XIX вв. В «межевые книги» были включены описания о территориях 35 губерний России, в которых выделены 188 264 самостоятельных владения общей площадью 300,8 млн. га.

Впервые межевание каждого отдельного землевладения (независимо от величины его площади) оформлялось не только юридически, а с ведением строгих геодезических измерений на местности: в результате составлялась карта, своего рода «геометрический паспорт» на данное землевладение в масштабе 1:8400 (100 саженей в 1 дюйме).

В 1799 г. в Москве учреждено Константиновское земелемерное училище, где готовили специалистов в этой области. В 1836 г. Государственный Совет издал Постановление «О предупредительных мерах к специальному размежеванию земель».

Реформа 1861 г. Необходимость проведения реформы была вызвана несколькими причинами: сохранение «крепостных отношений» затрудняло развитие промышленного сектора, огромную роль сыграло и поражение в Крымской войне, вызвавшее усиление крестьянского движения, что, в свою очередь, создавало угрозу для действующего режима. В целом для России XIX в. было характерно традиционное развитие сельского хозяйства (увеличение объемов выращенной сельскохозяйственной продукции достигалось за счет расширения земельных площадей). В 1856 г. Александр II объявил о необходимости проведения ряда реформ. Реформа 1861 г., отменившая «крепостное право» и изменившая правовой статус крестьян, была частью реформ Александра II (1861, 1864, 1870 гг.). По замыслу авторов реформы, она должна была сократить отставание России в сельском хозяйстве от развитых государств. Однако отмена «крепостного права» не привела к ожидаемым результатам. Закон об отмене крепостного права - «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» подписан Александром II 19 февраля 1861 г. Данный закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов: 1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков. 2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей. 3. Выкуп крестьянских наделов.

Первая земельная реформа в России не привела к ожидаемому экономическому процветанию крестьян, получившим за «выкупные платежи» от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. В результате реформы 1861 г.: а) отменено «крепостное право»; б) собственность на землю сохранялась за прежними владельцами-помещиками; в) крестьяне получали «усадебную оседлость» и наделы на условиях последующего выкупа или отработки; г) крестьяне выступали как субъект земельно-правовых отношений только в составе общины; д) определены условия оформления временно-обязательных отношений (статус временно-обязанных крестьян, их основные права и обязанности); е) создана система крестьянского самоуправления; ж) оказана государственная «помощь» крестьянству в осуществлении выкупа и укреплении крестьянской общины.

Аграрная реформа 1906-1911 гг . вошла в историю как «Столыпинская» по имени ее организатора (П.А. Столыпин занимал пост председателя Совета Министров). Изменение отношений в аграрном секторе связано с Указом Николая II от 6 ноября 1906 г. В нем содержалось положение о «разрушении» крестьянской традиционной общины и ориентация на создание частной крестьянской собственности. Была разрешена купля-продажа земельных участков, угодья стали сосредотачиваться в собственности зажиточных крестьян. С 1908 по 1915 гг. было предложено под выкуп 1 201 269 наделов. С 1907 г. отменены выкупные платежи на землю. Цель реформы - повышение производительности в сельскохозяйственной отрасли посредством раздачи земельных наделов крестьянам, а также предоставление отдельных прав и свобод сельскому жителю. Но и эта реформа не оправдала надежд ее организаторов, так как мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях европейской части России. С 1910 г. больше внимания уделяется поддержке кооперативного движения.

В этой связи необходимо назвать такие основные нормативные акты, послужившие основанием для проведения «Столыпинской аграрной реформы»: Указ «О продаже крестьянам государственных земель» (от 27 августа 1906 г.); Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» (от 5 октября 1906 г.), посвященный улучшению гражданско-правового статуса крестьян; 14 и 15 октября 1906 г. изданы указы, регулирующие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит; 9 ноября 1906 г. подписан основной законодательный акт реформы - Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашавший право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель; Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», посвященный улучшению гражданско-правового статуса крестьян издан 5 декабря 1906 г.

Земельные реформы XX столетия. Основополагающими для реформирования земельных отношений стали Декрет «О земле» (принятый на II Всероссийском съезде Совета рабочих и солдатских депутатов) и Закон о национализации земли от 27 января 1918 г. Основанием для принятия и утверждения Декрета послужила программа партии социалистов-революционеров (эсеров). В «Декрете о земле» провозглашалось: «земля - общая, земля принадлежит рабоче-крестьянскому государству». Неотъемлемой частью Декрета «О земле» стал «Наказ о земле», предусматривающий введение частной собственности на землю и социализацию земель. В Декрете зафиксированы: 1) многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); 2) конфискация помещичьих земель и имений; 3) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; 4) переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей ее крестьянам; 5) отмена права частной собственности на землю; 6) запрет применения наемного труда.

В дальнейшем были приняты Декреты: «О запрещении сделок с недвижимостью» (от 29 декабря 1917 г.), «О лесах» (от 27 мая 1918 г.), «О недрах земли» (от 30 апреля 1920 г.). В Конституции РСФСР 1918 г. закреплен принцип социализации земли, отмена частной собственности (земля отныне признавалась общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно). В 1919 г. в законе «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» земля окончательно закреплялась за государством.

Кодификация земельного законодательства начинается в период Новой экономической политики (НЭПа) 1921-1929 гг. Цель - «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». В 1922 г. принят Земельный кодекс РСФСР, вводивший в оборот такое понятие как «трудовое землепользование», предусматривающий возможность использовать максимальный объем прав для сельскохозяйственного производства без ограничений по срокам использования земли, но с сохранением государственной монополии на владение ею. В основных положениях данного Кодекса подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни находилась, является собственностью рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

Первым законом СССР, определившим правовой режим всех категорий земель, стали «Общие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Земельные реформы 1953 г., 1965 г., принятие «Продовольственной программы» 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе, не дали ожидаемого результата. Требовались радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в РФ, которые и были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.

Аграрные реформы в РФ и современность

Радикальные изменения в области аграрных отношений связаны с принятием ряда законов в 1990 г.: «О земельном реформе» №374-1, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 и «О собственности в РСФСР» №1488-1. С их обнародованием начался новый этап аграрных реформ. Однако существенные изменения земельных правоотношений в конце XX в. связывают с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. №1103-1, которые закрепили право собственности на землю на граждан и их объединения.

Второй этап земельной реформы (1991-1993 гг.) - начало массовой приватизации земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Особое значение придается Указу Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. №1767.

Третий этап реформы относят к 2001-2002 гг. В числе документов, регулирующих правоотношения в данной сфере: Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ, ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ. Этими нормативными актами была возвращена частная собственность на землю. После проведенных земельных реформ собственников, приватизировавших землю, стало более 11 миллионов.

Формирование аграрного права напрямую связано с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ. В ГК РФ в 1994 г. введена гл.17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Согласно ст. 209 ГК РФ, распоряжение, пользование и владение земельными участками, недрами и другими природными ресурсами допускается в пределах ограничений, прописанных в законах, в частности, в области защиты окружающей среды и интересов других собственников; ст.129 ГК РФ разрешен оборот природных ресурсов.

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые (в отличие от КФХ) не надо регистрировать, так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать через торговые сети или на рынке.

12 февраля 2015 г. принят ФЗ РФ «О внесении изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (№11-ФЗ). Благодаря данному закону государственная поддержка теперь гарантирована не только крупным сельхозпроизводителям, но и индивидуальным предпринимателям, выбравшим своей основной деятельностью сельское хозяйство. Это и стало основным направлением в развитии сельского хозяйства в России на современном этапе.

Изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» позволяют получать кредиты для развития сельского производства с тем условием, чтобы доля производства в сельскохозяйственной отрасли была не менее 70% от общих доходов в производстве. В ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ внесены поправки, облегчившие жизнь производителей-виноградарей. В данном ФЗ уточнена специальная терминология, определено количество и перечень винных напитков, которые вправе выпускать сельскохозяйственные производители, предусмотрены условия их поставки, хранения и реализации. Здесь же следует упомянуть ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 25 июля 2011 г. № 206-ФЗ.

Изменения коснулись и фермеров. Новый ФЗ РФ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. (вместо одноименного ранее действовавшего Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1) закрепил основания создания крестьянских (фермерских) хозяйств, определив при этом: а) понятие крестьянского (фермерского) хозяйства; б) отношения между крестьянским хозяйством и государством; в) правила создания и регистрации новой формы хозяйствования; г) земельные и имущественные отношения; д) членство в хозяйстве; е) деятельность и формы хозяйствования.

комплекс взаимоувязанных мер по перестройке всех составляющих хозяйственного механизма - организации, управления, экономических отношений, форм собственности и хозяйствования, земельных отношений и т. д. Первым документом, предусматривающим комплексные меры по построению рыночной экономики была Программа перехода АПК Белорусской ССР к регулируемой рыночной экономике (1990 г.). Разработана коллективом ученых Белорусского научно-исследовательского института экономических проблем АПК, специалистов Государственного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию при участии сотрудников Гос-плана и научно-исследовательского экономического института Госплана. В ней изложены вопросы формирования новой аграрной политики применительно к переходному периоду и рыночной экономике. Содержит разделы: «Принципы реформы отношений в агропромышленном комплексе. Политические предпосылки и их вероятные последствия», «Собственность. Земельная собственность и реформа. Разгосударствление и приватизация», «Создание и развитие крестьянских хозяйств фермерского типа», «Формирование продовольственного фонда», «Ценовой механизм. Ценовой паритет», «Финансово-кредитные отношения и налоговая политика», «Совершенствование инвестиционной политики», «Усиление мотивации и стимулирование труда», «Развитие социальной инфраструктуры», «Подготовка кадров», «Организация управления», «Целевые программы: «Плодородие», «Зерно», «Картофель», «Овощи», «Плоды и ягоды», «Сахар», «Корма», «Лен», «Мясо», «Молоко», «Внешнеэкономические связи». В программе дана характеристика предрыночного состояния экономики сельского хозяйства республики. В 1991 г. разработана и одобрена Советом колхозов Государственная Программа возрождения белорусского села. В ней определены приоритетные направления капитальных вложений в непроизводственную сферу, объемы строительства и ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения и образования, торговли и быта, детских дошкольных учреждений. Аргументирована целесообразность строитель-ства в сельской местности благоустроенного жилья усадебного типа с автономным инженерным обустройством, использование для бытовых целей электрической энергии и газа. Поставлена задача перевода коммунального хозяйства на самоокупаемость, приведения в надлежащий порядок внутрихозяйственной дорожной сети и улиц. В 1994 г. учеными Белорусского НИИ экономических проблем АПК разработана и одобрена на совместном заседании Коллегии Минсельхозпрода и Президиума Академии аграрных наук Республики Беларусь Концепция аграрной реформы в Республике Беларусь (постановление от 25 апреля 1994 г. № 14/20). Концепция содержит основные положения совершенствования организационно-экономического механизма функционирования АПК в условиях перехода его на рыночную систему хозяйствования. В ней предложена система взглядов по вопросам: разгосударствление и приватизация, преобразование форм хозяйствования, становление фермерства, развитие земельных отношений, формирование системы финансирования и ценообразования, налогообложение и кредитование предприятий, активизация их инвестирования, перестройка сложившейся системы материально-технического снабжения и агросервиса, регулирование занятости, формирование продовольственного фонда, развитие кооперации и интеграции, непроизводственной сферы села. Взят ориентир на самообеспечение республики продовольствием, сельскохозяйственным сырьем с учетом экономической целесообразности их производства, что способствует обеспечению национальной продовольственной безопасности. Научно-практической базой реформирования аграрной отрасли в республике стала Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь, одобренная Коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь 6 августа 1996 г. Основная цель: постепенный переход в сфере агропромышленного производства от командно-административной к рыночной системе хозяйствования, предполагающей свободное функционирование хозяйствующих субъектов в рамках правового коридора при государственном регулировании отдельных сторон деятельности (см. Государственная программа реформирования АПК). За истекший период можно выделить основные этапы аграрной реформы: 1991-1992 гг. - осознание суверенитета Беларуси, ориентация менталитета населения и сельских товаропроизводителей на освоение рыночных методов, акцент на формирование альтернативных форм хозяйствования. 1992-1995 гг. - резкое сокращение государственных субсидий сельскому хозяй-ству, отход государства от проблем аграрной экономики, ускоренное разрушение производственного потенциала крупных сельскохозяйственных предприятий, начало широкого преобразования колхозов и совхозов в формы рыночного типа на долевой и паевой основе, создание условий для развития фермерских хозяйств. 1995-1998 гг. - признание многообразия и многоукладности сельского хозяй-ства, выравнивание государственной политики в отношении различных форм хозяй-ствования, реабилитации роли и значимости крупного производства, постепенное восстановление системы прямого централизованного управления экономикой (при резкой нехватке материально-технических ресурсов и финансовых средств), увеличение задолженности предприятий по кредитам и ссудам и обострение проблем неплатежеспособности. 1999-2000 гг. - усиление государственной централизованной финансовой поддержки сельского хозяйства, попытка стабилизации производства, создание механизма продовольственной безопасности страны и использование элементов интервенционного регулирования агропромышленного комплекса, принятие программы и прогноза развития, приоритет эффективному производству. В 2000 г. была разработана и одобрена Советом Министров Республики Беларусь Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг. Включает основные направления развития: 1. Экономика и организация АПК (продовольственна безопасность - стратегия развития АПК; совершенствование хозяйственного механизма; реформирование сельскохозяйственных предприятий). 2. Размещение и зональная специализация. 3. Земледелие и растениеводство (структура посевных площадей; селекция и семеноводство, зерно, масличные культуры, сахарная свекла, картофель, лен, корма; развитие плодоводства, овощеводства; мелиорация и использование мелиорированных земель и т. д.). 4. Развитие животноводства (интенсификация производства молока, развитие племенного дела и воспроизводство стада, развитие птицеводства и т. д.). 5. Механизация и энергетика сельского хозяйства. 6. Перерабатывающая и пищевая промышленность. 7. Развитие отрасли хлебопродуктов. 8. Приоритетные направления инвестирования. 9. Внешнеэкономическая деятельность. 10. Научное обеспечение. 11. Информационная система АПК. 12. Аграрное образование и кадровое обеспечение. 13. Действующее и необходимое законодательство. Программа не стала главным ориентиром развития АПК, не нашла отражения в законодательно-правовых актах и решениях местных органов государственного и хозяйственного управления. В 2001 г. разработана и одобрена Указом Президента Республики Беларусь Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 гг. Основная цель: сформировать микро-и макроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства, гарантию продовольственной безопасности государства посредством увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции до уровня, обеспечивающего минимальный уровень продовольственной безопасности. В 2005 г. Указом Президента Республики Беларусь (от 14.09.2003г. № 37) утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. (см. Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы). За годы аграрных реформ происходили противоречивые процессы, однако смогли проявить себя позитивные, качественно новые явления, в частности: созданы условия для многоукладности и сформированы многообразные формы хозяйствования; созданы правовые гарантии равноправного развития двух форм собственности - государственной и частной (абсолютное большинство в настоящее время - это сельскохозяйственные предприятия негосударственной собственности; около 17% зе-мель - в частной собственности); сформированы основы для постепенного становления новой ментальности населения и товаропроизводителей на закономерностях и принципах рыночной экономики; возрождены экономические отношения, пре-дусматривающие зарабатываемость средств, самозанятость, саморегулирование и самохозяйствование; задействованы методы хозяйственной деятельности, вызывающие ресурсосбережение и экономию средств, рациональное использование ресурсов и оптимизацию окупаемости вкладываемого капитала; предприняты усилия по переструктуризации производства под рыночный потребительский спрос и сбыт; осуществлены меры по освоению основ агробизнеса, предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, коммерческого расчета и конкуренции; освоены методы прямых договорных экономических отношений между партнерами по хозяйственной деятельности и контрагентами рынка и др.

Реформа крестьянского землевладения в России, проходившая с 1906 по 1917 годы. Названа по имени её инициатора П. А. Столыпина. Суть реформы: Разрешение выхода из общины на хутора (указ от 9 ноября 1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний Восток и Степной край как средство внутренней колонизации) были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства.

Для проведения своей реформы Столыпин умело воспользовался экономическими и политическими “козырями”. Он использовал в своих целях как раздробленность революционной оппозиции, так и отсутствие согласия среди радикально настроенной интеллигенции.

1905-1911г.г. стали годами спада революционного движения. В партии социал-демократов произошел окончательный раскол по вопросу о возможности продолжения соц. революции в России. Также реализации планов Столыпина способствовал экономический подъём в стране. В это время происходило усиление национализма. Буржуазия стремилась избавиться от присутствия иностранного капитала.

Главная цель заключалась в расширении соц. базы режима за счёт широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны, путём превращения большинства жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.

Организация хуторов и отрубов.Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (23 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос, в различных местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла.

Ход реформы.

Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы. В 1915 -1916 г.г. в связи с войной проведение реформы фактически прекратилась. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В.Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.

Организация хуторов и отруб ов. В 1907-1910 г.г лишь 1/10 часть крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.

Переселение за Урал. По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%.

Разрушение общины . Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

В 1907 - 1915 гг. из общины выделилось 20% домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба.

Покупка земли крестьянами с помощью крестьянского банка . В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Кооперативное движение. Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов.

В крестьянском секторе России наблюдается серьезный прогресс. Большую роль в этом играли урожайные годы и ромт мировых цен на зерно, но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в этих районах превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Но это не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными.

Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.

Социальные итоги судьбы общины .

Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться

Социально-политические итоги реформы .

* Подъём экономики * Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер

* Увеличилась покупательная способность населения

* Увеличилось валютное поступление, связанное с вывозом зерна

* Хуторское хозяйство завело лишь 10% хозяйств * Зажиточные крестьяне чаще выходили из общины, чем бедняки * 20% крестьян, взявшие ссуды, разорились * 16% переселенцев вернулись обратно

* Ускорилось расслоение

* Правительство не удовлетворило нужды крестьян в земле. В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет.

Историческое значение реформы . Столыпинская аграрная реформа- это понятие условное, т.к она не составляет целого замысла и делится на ряд отдельных мероприятий. Столыпин не допускал и мысли о полной ликвидации помещичьего землевладения. Переселенческая эпопея 1906 -1916 г.г., так много давшая Сибири, мало отразилась на положении крестьянства в центральной России. Численность ушедших за Урал составила всего 18% естественного прироста сельского населения за эти годы. С началом промышленного подъема возросла миграция из деревни в город.

Несмотря на благоприятные экономические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформу под угрозу. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Он открыто проводил националистическую великорусскую политику и поставил против себя и против царского режима все национальные меньшинства.



1.Введение 3

2.1. Причины реформ Столыпина 5

2.2 Карьера П.А. Столыпина. 6

2.3 Столыпинская аграрная реформа 8

2.4. Разрушение общины и развития частной собственности. 9

2.5.Крестьянский банк 12

2.6.Корпоративное движение 13

2.7.Переселение крестьян 14

2.8.Агрокультурные мероприятия 16

2.9.Политические и другие реформы Столыпина. 17

2.10. Результаты реформ. 18

2.11. Причины неудач аграрной реформы. 21

3. Заключение 22

Список литературы. 24

1.Введение

Сегодня, когда наша страна освободилась от идеологических канонов социализма, когда она идет сложным путем реформ, увы, часто используя метод проб и ошибок, чрезвычайно важно и интересно обратиться к историческому прошлому нашей страны. Ведь прошлое, как предмет истории, является мудрым учителем, помогающим нам избежать ошибок в настоящем, правильно определить наш путь в будущее.

Так как современный этап поиска верных решений в области становления рыночных отношений имеет явное соответствие определенной эпохе преодоления экономического кризиса в России, полезно будет углубиться во времена царской России. Сейчас печатается большое количество интересных книг, вскрываются старинные архивы, что методологический анализ исторических параллелей становится не только интересным занятием, но ярким воплощением известного тезиса Плутарха: «История – учит!» Тема Столыпинских реформ наиболее актуальна сегодня, так как сегодняшней России нужен реформатор такой, каким был Столыпин .

В исторической литературе в последнее время дискутируется вопрос – могли ли реформы Столыпина создать в России фермерскую форму ведения хозяйства и стать альтернативой революции. Высказываются различные суждения:

    Советские журналисты считали его настоящим реформатором, реформы которого осуществились .

    Струве дал следующую характеристику деятельности Столыпина: "Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина - можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И - сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог" .

    Историк Аврех, исследователь деятельности П.А.Столыпина, отметил, что Столыпин – «это именно и прежде всего правый крайний реакционер, проводник политики вошедшей в историю под именем столыпинской реакции» .

    Точка зрения другого исследователя-историка Зырянова такова: Столыпин был «несомненно, крупным государственным деятелем, хотя вряд ли особо выдающимся. “Приказчик” царя и помещиков, он при всех своих отнюдь не исключительных качествах все же видел дальше и глубже своих хозяев».

    Милюков же считал, что «Столыпин выступал в двойном обличие – либерала и крайнего националиста», и причислял его «к кругу лиц, которые мнили себя спасителями России от ее великих потрясений».

    Французский историк Верт Н. высказал следующую точку зрения: «П. Столыпин – борец за сохранение монархии путем ее модернизации, консерватор по воззрениям, бывший предводитель дворянства в Ковно, где наблюдая жизнь польско-литовского крестьянства, стал убежденным сторонником частной собственности» .

Скажем, к слову, что этот спор между историками, политическими деятелями по отношению к реформам и личности П.А. Столыпина, актуален и сейчас.

Общий же вывод можно сделать такой: только теснейшая связь экономики и политики позволяет достичь положительных результатов реформирования, что понимал П.А. Столыпин, пытаясь осуществить свои реформы.

Исходя из вышеизложенного, определим цель и задачи реферата. Цель - дать исторический анализ реформ и изучить различные источники и сопоставить различные точки зрения на сущность реформ П.А. Столыпина.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

    раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия;

    определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.

2.1. Причины реформ Столыпина

Обращение к историческому опыту Столыпинских реформ связано со следующими обстоятельствами:

Во-первых, к концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года исчерпан. Необходим был новый цикл реформ.

Во-вторых, в начале XX века Россия еще являлась среднеразвитой страной. В экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.

В-третьих, слишком медленное политическое развитие России определялось, в основном, ее аграрным вопросом.

В-четвертых, социально-классовая структура страны была очень разнородна. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи:

    буржуазия пыталась занять ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в обществе страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась аполитичной и консервативной силой;

    дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, явилось главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией;

    крестьянство, составлявшее ¾ населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия;

    класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно приехавших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

В-пятых, политическим строем в России оставалась монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.

В-шестых, с поражением в Русско-японской войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907).

Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".

Однако, Столыпин, в противоположность Витте, считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической или личной).

    1. Карьера П.А. Столыпина.

Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, на отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в Министерство Внутренних Дел предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их разговоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала «Мой отец любил сельское хозяйство…».

Через 10 лет Столыпин назначается Ковенским губернатором, а в 1902 году - Гродненским губернатором.

В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как «Столыпинская реформа».

В марте 1903 года П.А. Столыпина назначают губернатором в более крупную Саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.

В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа. В ней Столыпин объявлял направления своей политики в подготовке важнейших законов:

    о свободе вероисповедания;

    о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

    об улучшении крестьянского землевладения;

    об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

    о реформе местного самоуправления;

    о преобразовании местных судов;

    о реформе высшей и средней школы;

    о земском самоуправлении в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

    о реформе полиции…

Для этого Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств.

2.3 Столыпинская аграрная реформа

Целей у реформы было несколько:

1. социально-политическая: Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников(фермеров), отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей. Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

2. социально-экономическая: Разрушить общину, то есть создать частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

3. экономическая: Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав .

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:

    Разрушение общины и развития частной собственности;

    Создание крестьянского банка;

    Кооперативное движение;

    Переселение крестьян;

    Агрокультурные мероприятия.

Реформы Столыпина — неудачная, встретившая сопротивление российского общества, попытка председателя совета министров Российской империи Петра Алексеевича Столыпина (должность занимал с 1906 по 1911 годы) создать в России условия для её более мощного экономического роста при сохранении самодержавия и существующего политического и социального порядка

Столыпин (1862-1911)

Русский государственный деятель, занимал посты губернатора Саратовской, Гродненской губерний, министра внутренних дел, премьер-министра.

«Он был высок ростом, и было нечто величественное в его осанке: внушителен, одет безукоризненно, но без всякого щегольства, говорил достаточно громко, без напряжения. Его речь плыла как-то поверх слушателей. Казалось, что она, проникая через стены, звучит где-то на большом просторе. Он говорил для России. Это очень подходило к человеку, который если не «сел на царский трон», то при известных обстоятельствах был бы достоин его занять. Словом, в его манере и облике сквозил всероссийский диктатор. Однако диктатор такой породы, которому не свойственны были грубые выпады. (Возглавив правительство), Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью - с другой. Отпор революции, покровительство эволюции - таков был его лозунг» (В. Шульгин «Годы»)

Причины реформ Столыпина

- обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
- Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться
- В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства

Проблемы России в начале ХХ века

  • Допотопные аграрные отношения
  • Недовольство своим положение рабочих
  • Безграмотность, необразованность народа
  • Слабость, нерешительность власти
  • Национальный вопрос
  • Существование агрессивных, экстремистских организаций

Цель реформ Столыпина была в превращении России эволюционным путем в современную, развитую, сильную, капиталистическую, державу

Реформы Столыпина. Кратко

- Аграрная реформа
- Реформа судопроизводства
- Реформа местного самоуправления в Западных губерниях

Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.

Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К. Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.

Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)

Аграрная реформа

Цель

  • Преодоление в русской деревне патриархальных отношений, мешающих развитию капитализма
  • Ликвидация социальной напряженности в аграрном секторе экономики
  • Повышение производительности крестьянского труда

Методы

  • Предоставление права крестьянину выхода из крестьянской общины и закрепление за ним надела земли в частной собственности

Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.

  • Предоставление права крестьянину продавать и закладывать свои наделы и передавать их по наследству
  • Предоставление крестьянам права создания обособленных (вне пределов деревни) хозяйств (хуторов)
  • Выдача Крестьянским банком ссуды крестьянам под залог земли сроком на 55,5 лет для покупки земли у помещика
  • Льготное кредитование крестьян под залог земли
  • Переселение малоземельных крестьян на казённые земли в малообжитых районах Урала и Сибири
  • Государственная поддержка агрономических мероприятий, направленных на усовершенствование труда и повышение урожайности

Итоги

  • 21 % крестьян вышли из общины
  • 10 % крестьян предприняли попытку выделиться в хутора
  • 60 % переселенцев в Сибирь и на Урал достаточно быстро вернулись обратно в свои деревни
  • К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине
  • Ускорился процесс классового расслоения крестьянства
  • Увеличение количества , вызванное выходом крестьян из общины
  • Рост числа кулаков (сельских предпринимателей, буржуазии)
  • Рост сельскохозяйственного производства за счет расширения посевных площадей и применения техники

Только сегодня действия Столыпина названы правильными. При его жизни и во время Советской Власти аграрная реформа критиковалась, хотя не была доведена до конца. Ведь и сам реформатор считал, что итог реформе следует подводить не раньше, чем через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»

Реформы Столыпина в датах

  • 1906, 8 июля — Столыпин стал премьер-министром
  • 1906, 12 августа — покушение на Столыпина, организованное эсерами. Он не пострадал, но погибли 27 человек, двое детей Столыпина были ранены
  • 1906, 19 августа — учреждение военно-полевых судов
  • 1906, август — передача удельных и части казенных земель в ведение Крестьянского банка для продажи крестьянам
  • 1906, 5 октября — указ о предоставлении крестьянам одинаковых с другими сословиями прав в отношении государственной службы, свободы избрания места жительства
  • 1906, 14 и 15 октября — указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит
  • 1906, 9 ноября — указ, позволяющий крестьянам выходить из общины
  • 1907, декабрь — ускорение поощряемого государством процесса переселения крестьян в Сибирь и на Урал
  • 1907, 10 мая — выступление Столыпина перед депутатами Думы с речью, содержавшей развернутую программу реформ

«Основная мысль этого документа состояла в следующем. Есть периоды, когда государство живет более или менее мирною жизнью. И тогда внедрение новых законов, вызванных новыми потребностями, в толщу прежнего векового законодательства проходит довольно безболезненно. Но есть периоды другого характера, когда в силу тех или иных причин общественная мысль приходит в брожение. В это время новые законы могут идти вразрез со старыми и требуется большое напряжение, чтобы, стремительно двигаясь вперед, не превратить общественную жизнь в некий хаос, анархию. Именно такой период, по мнению Столыпина, переживался Россией. Чтобы справиться с этой трудной задачей, правительству необходимо было одной рукой сдерживать анархические начала, грозящие смыть все исторические устои государства, другою - в спешном порядке строить леса, необходимые для возведения новых зданий, продиктованных назревшими нуждами. Другими словами, Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью - с другой. Отпор революции, покровительство эволюции - таков был его лозунг. Не углубляясь на этот раз в комплекс мероприятий по борьбе с революцией, то есть пока что не угрожая никому, Столыпин занялся изложением реформ, предлагаемых правительством в направлении эволюционном» (В. Шульгин «Годы»)

  • 1908, 10 апреля — закон об обязательном начальном образовании с поэтапным введением в течение 10 лет
  • 1909, 31 мая — Дума приняла закон об усилении русификации Финляндии
  • 1909, октябрь — Россия вышла на первое место в мире по производству и экспорту зерна
  • 1910, 14 июня — Дума приняла закон, расширяющий возможности выхода крестьян из общины
  • 1911, январь — студенческие волнения, ограничена автономия университетов
  • 1911, 14 марта — введение земств в западных губерниях
  • 1911, 29 мая — новый закон, ещё более упрощающий выход крестьян из общины
  • 1911, 11 сентября — гибель Столыпина от рук террориста

«Только в антракте я выбрался со своего места и подошел к барьеру… Вдруг раздался резкий треск. Оркестранты вскочили с мест. Треск повторился. Я не сообразил, что это выстрелы. Гимназистка, стоявшая рядом со мной, крикнула:
- Смотрите! Он сел прямо на пол!
- Кто?
- Столыпин. Вон! Около барьера в оркестре!
Я посмотрел туда. В театре было необыкновенно тихо. Около барьера сидел на полу высокий человек с черной круглой бородой и лентой через плечо. Он шарил по барьеру руками, будто хотел схватиться за него и встать.
Вокруг Столыпина было пусто. По проходу шел от Столыпина к выходным дверям молодой человек во фраке. Я не видел на таком расстоянии его лица. Я только заметил, что он шел совсем спокойно, не торопясь. Кто-то протяжно закричал. Раздался грохот. Из ложи бенуара спрыгнул вниз офицер и схватил молодого человека за руку. Тотчас вокруг них сгрудилась толпа.
- Очистить галерку! - сказал у меня за спиной жандармский офицер.
Нас быстро прогнали в коридор. Двери в зрительный зал закрыли. Мы стояли, ничего не понимая. Из зрительного зала долетал глухой шум. Потом он стих, и оркестр заиграл «Боже, царя храни».
- Он убил Столыпина, - сказал мне шепотом Фицовский.
- Не разговаривать! Выходить немедленно из театра! - крикнул жандармский офицер.
Теми же темными лестницами мы вышли на площадь, ярко освещенную фонарями. Площадь была пуста. Цепи конных городовых оттеснили толпы, стоявшие около театра, в боковые улицы и продолжали теснить все дальше. Лошади, пятясь, нервно перебирали ногами. По всей площади слышался дробный звон подков. Пропел рожок. К театру размашистой рысью подкатила карета «скорой помощи». Из нее выскочили санитары с носилками и бегом бросились в театр. Мы уходили с площади медленно. Мы хотели увидеть, что будет дальше. Городовые торопили нас, но у них был такой растерянный вид, что мы их не слушались. Мы видели, как Столыпина вынесли на носилках. Их задвинули в карету, и она помчалась по Владимирской улице. По сторонам кареты скакали конные жандармы. (Террориста) звали Багров. На суде Багров держался лениво и спокойно. Когда ему прочли приговор, он сказал: — Мне совершенно все равно, съем ли я еще две тысячи котлет в своей жизни или не съем» (Паустовский «Далекие годы»)