Дерунов павел федорович биография. Павел Фёдорович Дерунов

Павел Федорович Дерунов. Почетный авиастроитель и Почетный гражданин города Рыбинска, Герой Социалистического труда, награжденный двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, многими медалями.

Человек-легенда, чьим именем в Рыбинске названы школа и площадь. О нем выпускали книги, ему поставили в Рыбинске памятник. Его известность в городе вряд ли смогут перешагнуть нынешние промышленные деятели.

Сегодня Павлу Дерунову исполнилось бы 100 лет.

Он родился 27 марта 1916 года в селе Алтайское Бийского района Алтайского края. Отец — фельдшер, мать — домохозяйка. В 1920 году семья переехала в село Песочное Рыбинского уезда Ярославской губернии.

Павел Дерунов окончил Калязинский техникум, затем — Рыбинский авиационный институт. После института работал в городе Молотов на заводе номер 19 имени И.В.Сталина.

В 1944 году был переведен на завод номер 36 в Рыбинск на должность заместителя главного технолога по механическим цехам. Затем работал заместителем главного инженера, главным инженером и с 1960 года — директором завода.

В 1973-1974 годах Дерунов был заместителем министра авиационной промышленности СССР, затем — вновь вернулся в Рыбинск, и до 1986 года возглавлял Рыбинское производственное объединение моторостроения.

Под его руководством рыбинский завод стал одним из ведущих производителей авиационных моторов,

С его именем связаны самые яркие страницы истории моторостроительного завода в Рыбинске. На самолетах с рыбинскими двигателями летало 60 процентов населения Советского Союза, они эксплуатировались в 26 зарубежных странах. Развивались и другие направления - производство дизельных моторов, производство снегоходов «Буран». При нем в Рыбинске велось самое активное за всю историю строительство жилья,

Производственные успехи поддерживались соответствующими инвестициями, в городе велось активное жилищно-коммунальное строительство, возводились спортивно-зрелищные сооружения.

Из статьи кандидата исторических наук, профессора К.К.Кузнецова:

«Моторостроители Рыбинска помнят Дерунова с 1944 года. Он приехал в город в трудное время восстановления завода, в начале войны эвакуированного в Уфу. Оставленные корпуса предприятия подвергались интенсивным бомбардировкам немецко-фашистской авиации. И тем не менее как только фронт отодвинулся от Москвы, Государственный Комитет Обороны принял решение о возобновлении производства и ремонта авиационных моторов в Рыбинске. Дерунова, как специалиста с уже немалым опытом, назначили заместителем главного технолога. Тогда предприятие приступило к освоению самого мощного в мире поршневого авиадвигателя АШ-62 ИР.

Оно проходило в очень тяжелых условиях.

«В цехах завода стоял холод. — писал Дерунов в своей книге «Моторостроители». — Люди работали в ватниках, платках и ушанках, валенках с калошами из резины автомобильных камер… Отогревались у печей — времянок и жаровен, которые топились «по черному», и поэтому воздух кругом был пропитан едким дымом».

Постепенно на предприятие возвращались из Уфы инженеры и рабочие, завозилось оборудование. Заводская молодежь создавала фронтовые бригады, пополняя ряды ударников и стахановцев…

Дерунов стал заместителем главного инженера завода через два года после переезда в Рыбинск. Вскоре без отрыва от основной работы он окончил с отличием Академию Министерства авиационной промышленности СССР. Это событие сыграло большую роль в его судьбе.

«Учеба дала тогда очень много, — вспоминал Дерунов. — Она позволила мне расширить технические знания. Осмыслить практический опыт руководства с позиций современных теорий управления,… на многие явления в производстве смотреть по-новому».

В декабре 1952 года П.Ф. Дерунов назначается главным инженером моторостроительного завода и работает в этой должности шесть лет. Тогда заканчивалась эра поршневых авиадвигателей и начиналась эпоха авиадвигателей реактивных. Опыт их освоения только накапливался. Проблемы возникали на каждом шагу, в том числе из-за внесения конструкторских изменений в серийные двигатели, что приводило порой к снижению объемов их производства. Тем не менее, завод уверенно повышал надёжность и ресурс реактивной техники…

В начале 60-х годов Правительство СССР поставило перед ним новую задачу: развернуть производство реактивного двигателя АЛ-7Ф-1 конструкции Люльки для целого семейства сверхзвуковых истребителей марки Су.

«Процесс освоения нового двигателя проходил достаточно сложно, — вспоминал Дерунов. — В цехах авиационного производства, не подготовленных к одновременному выпуску деталей и узлов нескольких типов двигателей, творилось, что называется «вавилонское столпотворение». Значительная часть номенклатуры не выходила из дефицита. Начальники цехов не знали за что браться, какие детали делать в первую очередь. Цеха выполняли план ценой огромного напряжения, применяя в большом объеме сверхурочные работы».

Эти трудности Дерунов считал временными и преодолимыми. Он прекрасно понимал, что без технического перевооружения и расширения производства, новой организации труда выпускать продукцию с высокими требованиями к качеству невозможно. Эту позицию Павел Федорович настойчиво отстаивал на совещаниях в Министерстве авиационной промышленности и в ЦК КПСС, получив там полную поддержку.

К 1965 году на заводе были построены четыре корпуса площадью 44 тысячи квадратных метров, новые компрессорная и испытательные станции и другие объекты. Оснащение цехов современным оборудованием сопровождалось использованием новейших для того времени технологических процессов.

Первым в стране Дерунов стал инициатором разработки и внедрения на заводе объективной оценки уровня научной организации труда и культуры производства. Это начинание было официально поддержано в 1967 году высшими партийными и государственными органами власти Советского Союза и рекомендовано для распространения на предприятиях. На моторостроительном заводе побывали сотни делегаций из разных городов СССР, оставив немалое количество отзывов с положительными оценками этого опыта. 8-12 июля 1968 года в Рыбинске был проведен Всесоюзный семинар по НОТ, ярко подтвердивший высокий профессионализм рабочих и специалистов завода в вопросах эффективности труда. Более 800 предприятий страны стали использовать их опыт внедрения научной организации труда, производства и управления…

После присуждения ему Государственной премии СССР за разработку и осуществление комплекса мероприятий по НОТ, многие заводчане почувствовали, что служебное положение Дерунова может измениться, что путь «наверх» ему открыт. Так и случилось. С 1973 по 1974 год Павел Федорович работал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Но Рыбинск вновь «притянул» его к себе. Он возглавил предприятие, в которое, помимо моторостроительного завода, вошло и конструкторское бюро. Это решение было для своего времени революционным. Появилось объединение с мощной конструкторско-производственной базой, что позволяло ему ускорить темпы разработки и серийного освоения новой авиационной техники. Это ускорение проходило на фоне свертывания выпуска устаревших двигателей прошлого десятилетия.

Дерунов стал инициатором создания комплексного плана технического перевооружения предприятия. Его осуществление позволило начать выпуск двигателей Д-30КУ и Д-30КП, конструктора П.А. Соловьева. Освоение и постановка на серийное производство самых массовых в России моторов этого семейства было проведено в небывало короткие сроки и обеспечило стабильность работы завода и его устойчивое финансовое положение.

Эти двигатели устанавливались на самолетах Ил-62М, обладающих высокой пассажировместимостью, грузоподъемностью и большой дальностью беспосадочных перелетов.

Но Дерунов никогда не почивал на лаврах даже в такие моменты, когда ему сообщали о признании заводского двигателя лучшим в своем классе на Международном авиасалоне в Ле-Бурже. Он осознавал, что у любого мотора есть определенный ресурсный потолок, что остановиться в создании более совершенной техники — значит отстать.

В 1975 году рыбинские моторостроители начали серийный выпуск уникальных двигателей для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 . Эта работа дала импульс к появлению оригинальных технико-технологических решений. Самолёт успешно совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва-Хабаровск протяженностью 6300 км. за 3 часа 20 минут. И не вина заводчан, что он не пошел в серию. Вполне возможно, что такая машина опережала время.

Творческое сотрудничество с ОКБ А.Н. Туполева привело к освоению двигателей для дальнего бомбардировщика Ту-22К и пассажирского самолёта средней дальности Ту-154М.

В жизни Дерунова нередко случались ситуации, которые можно назвать парадоксальными. В 1977 году он чуть ли не на всю страну прослыл… «дебоширом», когда в объединении моторостроения решили провести модернизацию двигателя Д-30 КП. Она получила неофициальное название «Дебош» по начальным буквам фамилии трех ее авторов — Дерунова, давшего «добро» на эту работу, Бондарева, руководившего группой конструкторов КБ и Шляхтенко, который тогда возглавлял ЦИАМ. Эта инициатива встретила сопротивление в академических кругах. Однако Дерунов настоял на изготовлении модернизированного двигателя и его испытании, которое дало хорошие результаты, как по увеличению тяги мотора, так и по значительному снижению расхода топлива. Но работу над «Дебошем» закрыли в целях экономии средств. И что любопытно! Спустя много лет к идеям авторов «Дебоша» вернулись в НПО «Сатурн» при создании нового турбореактивного двигателя для военно-транспортного самолёта Ил-76.

Одновременно с освоением реактивной техники коллектив моторостроителей решал ещё одну задачу большого народнохозяйственного значения. На предприятии началось изготовление дизельных двигателей для тракторных заводов на Украине и в Белоруссии. В конце 60-х — начале 70-х годов их производство поставили на поток. В рамках объединения появилось самостоятельное структурное подразделение — «Дизельный завод». За время своего существования он выпустил свыше двух миллионов таких двигателей.

Чтобы «разрядить» существующий в СССР дефицит ряда товаров народного потребления, моторостроители освоили производство снегоходов «Буран» и сепараторов молока. Выпуск такой многообразной и качественной продукции требовал от Дерунова создания высококвалифицированного коллектива и поступательного наращивания производственных мощностей. Это Павлу Федоровичу удалось в полной мере.

Цех сборки снегоходов «Буран», 1980 год

При Дерунове объединение имело в среднем темп роста объёмов производства и производительности труда по 8 процентов в год без увеличения численности персонала. В основных цехах более половины рабочих стали обслуживать автоматизированное оборудование.

Но Дерунов не успокаивался на достигнутом. В 1984 году по его инициативе была разработана программа первого этапа автоматизации производства на базе гибких производственных систем (ГПС). Предприятие вступило в качественно новый этап перевооружения, чтобы создать за несколько пятилеток завод-автомат, насыщенный комплексами автоматического оборудования и электронно-вычислительной техники как на самом производстве, так и в его подготовке и управлении.

Выступая в печати с рассказом об этих планах, Дерунов подчеркивал:

«Чтобы проблемы технического перевооружения решались на высоком уровне и в сжатые сроки, нужно, на наш взгляд, быстрее развивать производство средств механизации и автоматизации на специализированных предприятиях, чтобы каждый завод мог их приобрести».

Его мысли о доминировании научно-технического прогресса в промышленной политике государства звучат очень современно.

Этот всесторонне подготовленный и порядочный человек любил свой завод и город, и люди платили ему тем же. Идя по улице, он едва успевал отвечать на приветствия рыбинцев. Кто работал вместе с Деруновым, только диву давались, как у него хватало на все время: и постоянно бывать в цехах и на участках предприятия, почти ежедневно посещать строящиеся объекты, встречаться и беседовать с десятками людей, проводить заседания и совещания. И еще выполнять обязанности депутата Верховного Совета РСФСР. Но удивляться этому не стоило. Рабочий день Дерунова длился, как правило, 12-14 часов. Павел Федорович мог долго выдерживать такую нагрузку благодаря семье и в первую очередь жене — Зое Афанасьевне, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда. Дорогого стоит признание Дерунова, обращенное к супруге: «Тебе во многом обязан я реализацией своих творческих возможностей».

Как многим талантливым людям, ему были подвластны скрипка и фортепьяно, а при необходимости он мог встать на место станочника и конструктора, сесть за руль грузовика.

Он никогда не трудился только для себя и часто повторял народную мудрость: «Из трудов праведных не наживешь палат каменных».

Дерунов их и не нажил. Они для него не имели цены. Но он оставил в памяти горожан то, что никогда не покроется пылью забвения: возведенные благодаря его усилиям уникальные объекты городской инфраструктуры. От одного их перечисления захватывает дух:

Дворец спорта «Полет» с единственной в городе площадкой искусственного льда, стадион «Сатурн», станция Юных техников, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, Дом книги, медицинский стационар и детская поликлиника, база отдыха «Кстово».

Район Скомороховой горы, 80-е годы

Эти объекты стали прижизненными памятниками П.Ф. Дерунову. Каждый год заводской домостроительный комбинат обеспечивал бесплатными квартирами до тысячи семей моторостроителей. Огромное число горожан благодарны Павлу Федоровичу за построенное быстрыми темпами благоустроенное жилье. Звание почетного гражданина Рыбинска было присвоено ему по праву.

В коридорах власти ему приходилось обмениваться рукопожатиями не реже, чем в своем заводоуправлении или в цехах. Он поддерживал постоянные контакты с выдающимися учеными, конструкторами, военными специалистами высокого ранга.

Большое влияние на формирование стиля и методов его руководства оказали встречи и беседы с такими руководителями страны как Д.Ф. Устинов, А.П. Кириленко, А.Н Косыгин, Н.К. Байбаков, А.И Шахурин, И.С. Силаев.

Ему легко ничего не давалось. Не обходилось без министерских и местных выговоров. Дерунов не был сговорчив и покладист, но не капризен. Он уважал чужую инициативу и умел признавать собственные ошибки.

Никому из нас, близко знавших и наблюдавших неутомимую работу Дерунова, не хотелось думать, что к любому человеку рано или поздно приходят болезни, от которых ни спрятаться, ни скрыться. После случившегося в 1986 году инфаркта Павел Федорович обратился к министру авиационной промышленности с просьбой немедленно освободить его от должности, искренне считая, что руководитель должен быть здоров, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.

Оправившись от болезни, он перешел на рядовую инженерную работу, но вскоре ушел с предприятия окончательно. С ним остался уникальный опыт, который мог бы пригодиться заводу еще на долгое время…

Скончался Павел Федорович Дерунов 30 июня 2001 года. Рыбинск осиротел. Ушел неординарный человек, который был его гордостью.

С инициативой увековечивания памяти легендарного директора выступили работники НПО «Сатурн» и городская организация КПРФ. Был издан альбом «Дерунов», в котором представлено около 200 профессиональных и любительских фотоснимков. В них правдиво отражен жизненный путь славного сына советского времени.

На доме, где жил Дерунов, была установлена мемориальная доска. Вскоре одна из площадей в центре города стала носить его имя. На этой площади 31 августа 2013 года и был торжественно открыт памятник П.Ф. Дерунову. Тысячи рыбинцев участвовали в сборе средств на его создание»…

Трудная многоэтажка

В новейшей истории Рыбинска трудно найти человека, который оставил о себе памяти больше, чем Павел Федорович Дерунов. Его мир не замыкался огороженной территорией моторостроительного завода. Он строил город. Вокруг своего завода и для своих заводчан. Строил много и успешно. Больницы, детские сады, школы. Но в первую очередь - жилые дома.

Влиятельному и амбициозному руководителю крупного стратегического предприятия многое было позволено. И Дерунов этим многим виртуозно пользовался. И для пользы предприятия, и для блага всего города в соответствии с представлениями о комфорте того времени.

Советское время характеризуется понятием «типовой». Типовой проект, типовой дом, типовая форма… Никто не выделяется из толпы, все живут одинаково однообразно. Но только не Дерунов. Вся страна строила типовые пятиэтажки, Дерунов - первый в области 12-этажный жилой дом.

Сегодня двенадцатью этажами никого не впечатлишь. Но надо понимать время 60-70-х годов прошлого века. Государственная строительная доктрина того периода определила, что основным типом жилья советского человека являются пятиэтажные дома. За разрешением на строительство лишних этажей надо было ехать в Москву. И архитекторы ездили, просили, обосновывали, потому что этого требовала тогдашняя экономика: строительный комплекс был «заточен» под панельные и кирпичные «хрущевки».

Разрешали не всем, к экономике примешивалась политика: каков статус города, сколько в нем жителей? А тут: в районном центре кирпичный, 12-этажный жилой дом с нестандартной планировкой квартир! Первый не только в городе, но и в области! Такое могли позволить только Дерунову. Но даже для него это строительство не прошло гладко и просто.

Рассказывают, что когда дом был уже почти построен, разразился скандал. Скорее, политический, нежели экономический. Как посмели построить многоэтажку, почти небоскреб, в глухой провинции раньше, чем в областном центре! Скандал дошел до Москвы, и у Дерунова начались проблемы. Говорят, в какой-то период даже обсуждался вопрос о его снятии с должности директора завода. Дескать, выскочкам не место в советской промышленности. К счастью, возобладал здравый смысл. Москва махнула рукой и выдала разрешение, а Ярославлю пришлось смириться с тем, что в самом центре Рыбинска стоит первый в области 12-этажный жилой дом.

В нашем городе много памятников Дерунову. Не традиционных бюстов и скульптур. Дома и целые жилые районы, построенные заводом, - это и есть памятники Почетному гражданину Рыбинска, Герою Социалистического Труда, директору моторостроительного завода Павлу Федоровичу Дерунову. И среди них - кирпичная двенадцатиэтажка на площади его же имени.

Крайние даты документов: 1937 - 2007 гг.

Документы об образовании, почетные грамоты, димломы, доклады, проекты выступлений, документы служебной деятельности, статьи Дерунова П.Ф., имущественно-хозяйственные материалы, переписка, книги, газеты, документы о родственниках, фотографии.

Историческая справка

Павел Федорович Дерунов - Герой Социалистического труда, награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почета, почетный гражданин г. Рыбинска, бывший генеральный директор объединения моторостроения (в настоящее время ОАО НПО "Сатурн"). Родился П.Ф. Дерунов 27 марта 1916 года в селе Алтайском Алтайского района Западно - Сибирского края в семье служащего (отец был фельдшером). В 1923 году семья Деруновых переехала в п. Песочное Рыбинского района Ярославской области, где поступил учиться в фабрично-заводскую семилетку. После окнчания школы с 1933г. по 1934г. продолжал учебу в Калязинском механическом техникуме (Калининская область). С 1934 г. по 1939г. учился в Рыбинском авиациоонном технологическом институте, после окончания которого был направлен на работу на завод им. Сталина в г. Пермь инженером-технологом, затем старшим технологом участка, начальником участка, ведущим технологом. В 1939 году Павел Федорович женился. Его жена-Зоя Афанасьевна, закончила фармацевтическое учебное заведение в г. Иванове и работала в Рыбинске фармацевтом. Их старший сын Герман Павлович родился 19 мая 1943 года в Перми. Через несколько лет родился младший сын Виктор. В последний год Великой отечественной войны Павел Федорович Дерунов был переведен в г. Рыбинск для восстановления производства на моторостроительном заводе и назначен на должность главного инженера предприятия. Инициативного руководителя и высококвалифицированного специалиста, каким в те годы был павел Федорович, в 1958 году назначили директором Ярославского моторного завода, а затем заместителем председателя Ярославского совнархоза (1959). В марте 1960 Павел Федорович назначен директором Рыбинского моторостроительного завода. Он много сделао для внедрения на предприятии научной организации труда, производства и управления, разработал систему количественной оценки НОТПУ, за что был удостоен Государственной премия СССР в области науки и техники в 1969 году. В феврале 1973 года Дерунов П.Ф. был назначен на должность заместителя министра авиационной промышленности СССР. В декабре 1974 года назначен генеральным директором Рыбинского производственного объединения моторостроения. Обладая большим организаторским талантом и разносторонним производственным опытом, глубокими экономическими и техническими знаниями, Пвел Федорович внес крупный вклад в развитие объединения и повышение эффективности его работы. Выпускаемые объединением авиационные моторы для флагмана Аэрофлота-пассажирского самолета ИЛ-62М по надежности и экономичности относятся к числу лучших в мире. За период работы Павел Федорович прилагает большие усилия для улучшения социального развития города Рыбинска. В широких масштабах ведется объединением строительство жилых домов, объектов социально-культурной сферы хозяйственным способом, благодаря этому в городе появляется крупный жилой микрорайон "Скоморохова гора", дворец спорта "Полет", плавательный бассейн "Сатурн" и др. Павел Федорович принимает активное участие в партийной и государственной деятельности, являясь депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го Созыва 1971 года, 9-го Созыва 1975 года, 11-го Созыва 1985 года, членом Ярославского областного комитета КПСС и Андроповского горкома КПСС, депутатом Андроповского городского Совета народных депутатов и членом бюро парткома объединения. 22 февраля 1973 года Дерунову П.Ф. было присвоено звание Почетного гражданина г. Рыбинска Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. Решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва №130 от 22.09.2005 года площадь Юбилейная города Рыбинска была переименована в площадь П.Ф. Дерунова.Личные документы Дерунова Павла Федоровича передала в архивный отдел жена - Зоя Афанасьевна.

27-го марта 2019-го года - 103 года со дня рождения Павла Дерунова. К этой дате «Черёмуха» повторно анонсирует материал, выпущенный к юбилею руководителя.

Успех крупного предприятия, безусловно, зависит от тысяч людей, которые день за днём добросовестно выполняют доверенную им работу. Но историю, как известно, двигают личности. За вековой путь «Сатурна» вместе с ним профессионально росли выдающиеся специалисты, которые внесли неоценимый вклад в развитие завода, города и страны. Почётное место среди них занимает, пожалуй, самый известный директор моторостроителей - Павел Фёдорович Дерунов. Человек, изменивший Рыбинск и его главное предприятие до неузнаваемости. 27-го марта исполнилось 100 лет со дня рождения руководителя. В этом выпуске «Заводные будни» расскажут о том, каким Павел Фёдорович был в рабочем кабинете, а каким - дома в окружении близких.

Одна судьба на двоих

Впервые на моторостроительном заводе Дерунов оказался в 1944-м. Тогда его в числе других квалифицированных специалистов направили в Рыбинск восстанавливать пострадавшее от бомбёжек предприятие. Вслед за ним отправилась и его семья - жена Зоя и двухмесячный сын Герман. Быт, свои переживания и наблюдения Зоя Афанасьевна описывала в дневнике для подрастающего сына. Эта тетрадочка сохранилась до наших дней и стала семейной реликвией. Пожелтевшие страницы оживляют далёкие сороковые и, словно проектор, воспроизводят картину того, как непросто жилось в послевоенном Рыбинске, как много работал глава семейства Деруновых. Запись от первого января 1947-го:

«День начинается, как и в прошлом году. Вот я пишу дневник. Ты играешь тут же на полу. На улице сегодня холодно, мороз, но мы затопили маленькую печь, и у нас очень тепло и уютно. Папуля спит. Мы стараемся по возможности ему не мешать и дверь в комнату открываем редко, хотя он дома, так нам хочется торчать около него, ведь он у нас такой хороший человек, что пап таких нет ни у кого».

Поддержку жены Дерунов чувствовал постоянно. Именно она обеспечивала уют для много работающего мужа, почти полностью посвятившего себя заводу, вела дом и растила сыновей. Впрочем, и сам он, несмотря на постоянную занятость, от воспитания не уклонялся.

Герман Дерунов: «Когда я был маленьким, отец брал меня с собой на завод. Сначала в кабинете посадит, даст пачку бумаги, цветные карандаши, как сейчас помню, фирмы „Тактика“, и я сидел и рисовал. Потом обедали вместе в столовой на втором этаже в заводоуправлении. Там стоял резной из дуба огромный буфет, в середине зала ― овальный стол. Начинался обед, и в столовую приходили начальники цехов, большинство были в галифе и белых бурках.

После обеда мы с отцом шли по цехам смотреть, что там делается. Как раз строилась испытательная станция, везде грязь, приходилось по досочкам проходить. Он разговаривает со всеми, а я хвостиком за ним мотаюсь. А когда в городе стройка началась, они с матерью по всем участкам ходили, с прорабами разговаривали, всё проверяли».


П.Ф. Дерунов с женой Зоей Афанасьевной и сыновьями Германом и Виктором

На судьбу сыновей Павел Фёдорович оказал большое влияние. Особенно это почувствовал старший - Герман. После окончания школы он планировал поступать в кораблестроительный институт, потому что давно и сильно болел судостроением, но отец настоял - сын должен заниматься авиационными двигателями. В это время Павел Дерунов, после непродолжительной работы в Ярославле, уже стал директором Рыбинского моторостроительного завода.

На новом посту

Высокая должность мало сказалась на укладе семьи Деруновых, разве что видеть главу семейства дома стали ещё реже. А вот и предприятие, и город от этого назначения только приобрели. Улицы Герцена, Плеханова, микрорайон Скоморохова гора, первый в области 12-этажный дом, бассейн с «олимпийскими» 50-метровыми дорожкам, ледовая арена - всё это лишь часть объектов, появившихся в Рыбинске во времена Дерунова. Он понимал, чтобы предприятие развивалось, чтобы специалисты ехали в Рыбинск, необходимо создать для этого условия. И город строился темпами, которых не видели ни до, ни после.


Центральные проходные, фото 80-х годов

Также активно кипит жизнь и на самом моторостроительном заводе. Адольф Игнатьевич Петров почти два десятилетия управлял делами Дерунова. Он вспоминает о том, как добились выделения отдельной гостиницы в Москве для сотрудников предприятия; организовывали прямо на территории завода народный книжный магазин, ничуть не уступавший по ассортименту городскому «Книжному миру»; как заказывали на фабрике «Большевичка» единую форму для технологов и мастеров; как доставили в Рыбинск первый снегоход.

Адольф Петров: «Я привёз в город первый канадский снегоход прямо с выставки в Москве. Это сейчас всё просто: заплатил деньги и получил. А тогда мало было просто договориться, нужно было успеть сделать всё первыми. Мы заказали машину из нашего представительства в столице, а она прошла гружёная и на международную выставку её не пропустили. И по правилам, если не забираешь экспонат в течение часа, то сделать это можно было только через три дня. Ситуация осложнялась тем, что на снегоход претендовал министр связи. Заказывать другую машину было некогда, и нам пришлось метров 200 вчетвером тащить тяжёлый снегоход на руках. Но поставленную задачу мы выполнили».


П.Ф. Дерунов с секретарями и управляющим делами Адольфом Петровым

Строгий, но справедливый. Так говорит Адольф Игнатьевич о своём шефе. Внимательный к окружающим, но очень требовательный. Не допускающий никаких привилегий для себя, своих близких и окружения. К нему шли с бедами и проблемами работники завода и обычные рыбинцы. У него почти не было выходных, а из отпуска Дерунов всегда возвращался раньше срока. Завозил жену домой, а сам прямиком направлялся на завод проверять дела.

В шестидесятые Дерунов продвигает в жизнь идеи научной организации труда на производстве. НОТ стал своего рода предшественником современной концепции бережливого производства. Опыт, полученный в Рыбинске, затем внедрили сотни других предприятий по всему СССР. За это в 1971-м году Павел Фёдорович получил Государственную премию.

Тогда же, в 70-е, завод на два года остался без Дерунова. Его пригласили работать в министерство. Но так уж вышло, что Рыбинск оказался ближе, чем столица, а должность директора - важнее, чем пост замминистра. Все это время верный помощник Адольф Петров хранил квартиру Деруновых, хоть, признаётся, и не надеялся на возвращение руководителя.

В 1984-м в Рыбинске начинается серийный выпуск двигателя Д-30КУ, который до сих пор используется в России и ряде зарубежный стран. За более чем тридцать лет Д-30КУ и ещё одна модернизация Д-30 - Д-30КП - стали настоящими бестселлерами.

Верный до последних дней

В 1986-м Дерунов ушёл с завода, которому очень хотел быть полезным. Коллеги говорят, не по его воле так случилось. Павел Фёдорович спокойно сменил кабинет директора на маленькую комнату рядового инженера, но вот того, что у него отберут пропуск, а вместе с ним возможность быть причастным к жизни предприятия, не ожидал. В последующем новый директор Юрий Ласточкин восстановил права Павла Фёдоровича, вернул пропуск и установил великому предшественнику пожизненную пенсию от родного завода.

Ведя образ жизни обычного пенсионера, живя на скромной даче, он до последних дней жизни интересовался работой предприятия и его судьбой. Рядом были дети и внуки, и верная спутница Зоя Афанасьевна. В 2001-м Павла Фёдоровича не стало.

Спустя двенадцать лет на площади, названной в честь выдающегося директора, появился памятник. Высокая фигура с гордым профилем, кажется, вот-вот шагнёт вперёд с пьедестала. Таким он был в жизни, говорят близкие. Прямым и решительным. Способным вести переговоры и добиваться своего от самых высоких чинов. И в то же время очень внимательным к простым рабочим. Неравнодушным и болеющим за свой завод и город.

Сегодня именем Павла Фёдоровича названа самая современная школа, расположенная на Скомороховой горе. В ней в первом классе учится правнук Павла Дерунова - Ваня, очень похожий на своего легендарного предка. Накануне юбилея он проводил экскурсию по школьному музею, открытому в 2013-м году. Одна из её частей - «Человек-эпоха» - посвящена жизни Павла Дерунова, а остальные - тому предприятию, которому он отдал более сорока лет.


Праздничная линейка в школе №12

История не терпит сослагательного наклонения, но вряд ли кто-то будет спорить о той роли, которую сыграл Дерунов в судьбе Рыбинска. И, наверное, неслучайно и завод, и его самый известный руководитель появились на свет в одном году, для того, чтобы имя одного и слава другого навсегда были связаны.

ДЕРУНОВ Павел Фёдорович (27 марта 1916, с. Алтайское Томской губ. — 30 июня 2001, Рыбинск) — генеральный директор Рыбинского моторостроительного завода(ныне — НПО« Сатурн») в 1960 — 1986 гг., Герой Социалистического Труда(1971).

Родился в семье фельдшера в селе Алтайское Бийского уезда Томской губернии(ныне — Алтайский край). Русский. В 1923 году с родителями переехал в поселок Песочное, ныне Рыбинского района Ярославской области. Здесь окончил школу-семилетку. Учебу продолжил в Калязинском механическом техникуме(Тверская область), с 1934 года — в Рыбинском авиационно-технологическом институте. Окончив институт в 1939, получил направление на работу на завод имени Сталина в городе Перми. Работал инженером-технологом, затем старшим технологом участка, начальником участка, ведущим технологом.

В 1944 году направлен на Рыбинский моторостроительный завод и назначен на должность главного инженера предприятия. Внес большой вклад в восстановление производства на заводе, разрушенного войной, когда большая часть оборудовании и рабочих была эвакуирована в Уфу. В послевоенные годы П. Ф. Дерунов внес большой вклад в освоение на заводе серийного выпуска новых авиационных двигателей конструкции А. Д. Швецова. Еще в конце 1944 года завод освоил серийный выпуск мотора АШ-62ИР, который устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, а чуть позднее — на АН-2. По своим эксплуатационным данным мотор не уступал лучшим зарубежным образцам. В послевоенный период завод освоил серийный выпуск еще более мощного двигателя АШ-73ТК, который выпускал до 1957 года. Эти двигатели, оснащенные каждый двумя турбокомпрессорами, устанавливались на самолет-бомбардировщик Ту-4, а двигатели АШ-73 без компрессора — на летающую лодку Бериева Бе-6. С 1954 г. наряду с авиационными двигателями предприятие стало выпускать тракторные дизели Д-48.

В 1958 году П. Ф. Дерунов, как инициативный руководитель и высококвалифицированный специалист, был назначен директором Ярославского моторного завода, а затем заместителем председателя Ярославского совнархоза(1959).

В марте 1960 года назначен директором Рыбинского моторостроительного завода(ныне — НПО« Сатурн»). Много сделал для внедрения научной организации труда, производства и управления. В 1960-е годы на предприятии был налажен серийный выпуск турбореактивного двигателя конструкции А. М. Люльки АЛ-7Ф-1. Как серийное изделие этот двигатель выпускался заводом почти 14 лет и устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители Су-9, Су- 17, разработанные КБ П. О. Сухого. В КБ завода были разработаны и переданы в серию двигатели РД36−51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36−41 для сверхзвукового дальнего бомбардировщика Т-4(так называемой« сотки»). По итогам семилетки в 1966 года завод был награжден орденом Ленина.

Большое распространение в это время на заводе получила система НОТ(научная организация труда). За разработку системы количественной оценки НОТПУ в 1969 году П. Ф. Дерунов был удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий.

В начале 1970-х годов предприятие получило большой заказ по выпуску двигателей для гражданской авиации. В 1971 году со сборочного конвейера сошел первый серийный двигатель П. А. Соловьева Д-30КУ для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М, годом позднее — производящийся и по сей день двигатель Д-30КП для транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Дерунову Павлу Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали« Серп и Молот».

В феврале 1973 года П. Ф. Дерунов был назначен на должность заместителя министра авиационной промышленности СССР, но уже в декабре 1974 вернулся в Рыбинск на свой завод, получивший новый статус — производственного объединения моторостроения. Наряду с выпуском основной продукции — авиационных двигателей — предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления.

Обладая большим организаторским талантом и разносторонним производственным опытом, глубокими экономическими и техническими знаниями, П. Ф. Дерунов внес крупный вклад в развитие объединения и повышение эффективности его работы. Павел Федорович прилагал большие усилия для улучшения социального развития города Рыбинска, в 1970 — 1980 гг. завод построил десятки многоквартирных домов с полной инфраструктурой. П. Ф. Дерунов руководил предприятием до выхода на пенсию в 1986 году.

Принимал активное участие в партийной и государственной деятельности. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го, 9-го и 11-го созывов. Был членом Ярославского областного и Рыбинского городского комитетов КПСС, депутатом городского Совета народных депутатов и членом бюро парткома объединения.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Знак Почёта, медалями. Почетный гражданин города Рыбинска(22.02.1973)

В Рыбинске в его честь в 2001 году была названа площадь, в 2013 году на площади открыт памятник. На доме, где жил Дерунов, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено рыбинской средней общеобразовательной школе № 12.

Дата смерти:

Биография

Родился на Алтае в семье фельдшера. В 1920 г. семья переехала в посёлок Песочное Рыбинского уезда Ярославской губернии. В 1933-34 гг. учился в техникуме в городе Калязин и в 1934-1939 в , после чего работал на Пермском моторном заводе им. Сталина . В 1944 году переведён в Рыбинск на должность заместителя главного технолога по механическим цехам, Затем работал заместителем главного инженера, главным инженером перевод был связан с необходимостью восстановления производства на Рыбинском моторостроительном заводе, эвакуированном в 1941 г. в Уфу . В 1958 году назначается на должность директора Ярославского моторного завода , а в 1959 становится заместителем председателя Ярославского совнархоза . Директором Рыбинского моторостроительного завода стал в 1960 году.

Всесоюзную известность П. Ф. Дерунову принесла активно продвигаемая им в 60-х годах идея применения НОТ в производстве. Высказанные им идеи получили одобрение и поддержку руководства страны, после этого отделы НОТ стали обязательным атрибутом советских предприятий. Именно за эту идею он в 1971 г. получил Государственную премию.

В 1972-1973 работал заместителем Министра авиационной промышленности , но в скором времени вернулся в Рыбинск, и до ухода на пенсию в 1986 г. возглавлял НПО, возникшее в результате слияния завода с конструкторским бюро.

Под его руководством рыбинский завод стал одним из ведущих производителей авиационных моторов, развивались и другие направления - производство дизельных моторов, новинкой для СССР стало производство снегоходов «Буран» . Производственные успехи поддерживались соответствующими инвестициями, в городе велось активное жилищно-коммунальное строительство, возводились спортивно-зрелищные сооружения.

Павел Федорович Дерунов умер 30 июня 2001 года. В память о нём одна из центральных площадей города, создаваемая при его участии к юбилею Октябрьской революции в 1977 г. и носившая название Юбилейной переименована в площадь П. Ф. Дерунова, решением Рыбинского Совета депутатов 3-го Созыва № 130 от 22.09.2005 года. В 2012 году проведён конкурс проектов на создание памятника. Торжественное открытие памятника состоялось 31 августа 2013 года и стало одним из знаковых событий празднования Дня города Рыбинска.

Источники

  • Рыбинск: Восемь избранных маршрутов/ Автор-сост. О.Хробыстова, гл. ред. В.Горошников. - Рыбинск, Медиарост, 2012. ISBN 978-5-906070-01-2

Напишите отзыв о статье "Дерунов, Павел Фёдорович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дерунов, Павел Фёдорович

Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!
Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.