Духовный рост или личностное развитие? В чем отличие? Личностный рост, личностное развитие.


Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер пос¬ледовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка обще¬ственного мнения, его формирование. При этом в одинако¬ва степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя пере¬дачу социального опыта человечества, поэтому преемствен¬ность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от по¬вседневной жизни людей. При их посредстве новые поколе¬ния приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех граж¬данских отношений, которые существуют во всех сферах об¬щественной жизни.

Характеристика подросткового возраста как этап развития личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен¬ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

Личностное развитие человека несет на себе печать...

Почему столько споров ходит вокруг такой темы, как личностное развитие человека? Люди живут в эпоху комфорта. Возвращаясь с работы домой, мы не рискуем, что на нас выльются помои с верхних этажей, как это происходило в Средневековой Франции. Кажется, сейчас достигнуты все удобства, которые только нужны человеку. Что же провоцирует людей на размышление о таком вопросе, как личностное развитие? Совесть? Желание реализовать себя? Сотворить нечто величественно или оставить след потомкам?

Этот вопрос далеко не абстрактный, несмотря на то, что он входит в категорию духовных исканий. Он имеет серьезную практическую базу. Каждый человек старается как можно лучше сориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Он задается вопросом, что делать со своими способностями, так как если они не востребованы, то человек обречен чувствовать себя несчастным. Политические проблемы, семейные дрязги, бедность – все эти горы стоят на пути самореализации человека. Экономка даже обладает специальным термином – , который может с математической точностью предсказать, добьется ли успеха в самореализации житель той или иной страны. Но что, в конце концов, каждый из нас должен делать с собой? Существует кредо, которое, несмотря на свою известность, не теряет своего глубинного смысла. О нем должен помнить каждый, кто избрал тропу развития личности: человек – это то, что он сотворил из себя сам.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Мечтать о достижениях или оценивать себя реально?

«На что я способен?», «Каков максимум моего потенциала?» — задумывается менеджер по продажам дверных ручек за чашкой кофе с утра, возводя свои вопросы в общефилософский ранг. Но абстрактные, оторванные от действительности размышления бесплодны. Реально ли сделать личностное развитие объектом собственного научного мини-исследования? Изучить объем своего внимания, уровень эмоциональной устойчивости, время протекания разных психических реакций? Ведь без этих показателей невозможна объективная оценка индекса развития человеческого потенциала. Известный патофизиолог Ганс Селье, интересовавшийся вопросами влияния стресса на организм, на основании своих исследований выдвигал очень дерзкие утверждения. Он говорил, что в коре головного мозга человека находится такое же количество энергии мыслительной, сколько и физической энергии содержит кора планеты Земля. Однако его заявление не ново. Многие ученые хором гласят: возможности человека практически безграничны. Природой людям дан огромный кредит, которым, увы, они практически не пользуются, ленясь тренировать разум. Пристальное изучение своих личностных и физиологических показателей позволяет во многом расширить возможности личностного развития человека. В самых простых формах такая оценка – это обычный подсчет калорий, часов сна, времени, потраченного на изучение какой-либо дисциплины.

«Гуглить» самого себя – новый тренд

Для оценки факторов, непосредственно влияющих на личностное развитие, нелишним будет также и количественная оценка. Приведем пример. Вы замечаете, что наибольшая продуктивность в работе достигается после съедения на десерт определенного фрукта. А если бы можно было сказать с точностью, что самое лучшее время для «откровенных» разговоров с супругой или супругом – это ровно половина девятого утра? Умение правильно составить распорядок дня – ценнейший инструмент для личностного развития человека. Учеными было проведено занимательное исследование. Предметом его были решения относительно амнистии заключенных израильских тюрем. Исследователи решили заняться изучением принятия решений, которые «вызваны усталостью». Они получили потрясающие результаты: заключенные, которые подавали свои заявления на амнистию в утренние часы, в 70% случаев получали положительные ответы. Процент счастливчиков из тех, кто делал это вечером, едва достигал призрачных 10%. На самом деле, этот подход лег в основу одной из главных концепций, вокруг которых была построена поисковая система Google. Каждую секунду эта мега-корпорация собирает мельчайшие крупицы информации от пользователей всего мира. Какие сайты посещают люди, кому они пишут свои письма, и даже то, о чем в них идет речь – вся эта информация пропускается через сложные программы. Как результат – открывая очередную страницу, вы видите подходящее именно вам рекламное объявление. Почему бы не применить подобный подход и к самому себе? Ведь дьявол кроется в мелочах. Конечно, для многих такая жизнь может показаться странной. Что скажет ваша девушка, когда услышит: «О, я забыл включить шагомер, пока поднимался по лестнице!»? Но именно такой дотошный подход дает реальные результаты. Постепенно мы приходим к выводу о том, что личностное развитие сводится к умению управлять собой. Популярность психологического знания в 21 веке обрела немыслимые масштабы. Однако же при этом, например, довольно непросто определить значение всем известного слова «характер». Можно сказать: «у этого хороший характер», « у этого – плохой». Человек может отличаться сильным складом личности. Или же его могут называть бесхребетным.

Как развить характер: личностное развитие человека

Характер в общих чертах – это определенный способ реагировать на сигналы окружающей среды. Манера эта является устойчивой, поскольку формируется в раннем детстве. Сам же процесс формирования подвержен трем факторам. Это наследственность, окружающая среда, а также работа над собой. Характер непосредственным образом связан с человеческой волей, которая является сознательным и целенаправленным способом регулировать и свою деятельность, и восприятие окружающего мира. Воля же – это способность к напряжению сил при встрече с преградами. Когда нет борьбы, сопротивления – тогда и отсутствует необходимость проявлять волевое усилие. Известен пример великого скульптора и художника Микеланджело. Когда он расписывал потолок Сикстинской капеллы, ему приходилось работать, запрокинув голову. Итогом такой работы лично для Микеланджело стало то, что на определенное время он превратился в калеку. Гений не мог просто опустить голову, чтобы прочитать какое-нибудь письмо. Но, поговаривают, он ни на минуту не пожалел об этом увечье. К счастью, терпеть ему пришлось недолго. Сила его воли помогла противостоять физическим страданиям. Микеланджело закончил свою капеллу, так как созидательный процесс доставлял ему истинное счастье. Личностное развитие не должно переходить в фанатизм. Если человек ставит перед собой цель, совершает при этом волевые и физические усилия, и при этом не получает удовольствия от процесса, нужно заметить: при этом происходит пустое насилие над той природой, которой он наделен. Подобные случаи нередки, когда, к примеру, от проявляющего способности к математике ребенка требуют идеального знания иностранного языка. Так можно принести вред не только себе, но и другим. Сигналом о том, что личностное развитие происходит в правильном направлении, является чувство удовлетворенности от волевых усилий. Волей нельзя назвать упорное достижение цели, выбранной наобум. Важным моментом волевого усилия является борьба между пресловутыми «не хочу» и «надо». Некоторым задатки сильной воли даются по наследству. Большинству же приходится работать над развитием личности и воли самостоятельно. Это всегда происходит посредством небольших, но регулярных шагов по достижению нужной цели. Какие упражнения помогают развить волю?

Способы развития силы воли

Выделяют два типа силы воли – так называемая «короткая» и «длинная». Личностное развитие предполагает тренировку обоих типов волевых усилий. «Короткая» нужна для того, чтобы сдержаться и не съесть, на ночь глядя, кусок торта. Длинная сила воли необходима там, где перед нами стоят требующие больших временных и эмоциональных затрат проекты – построение бизнеса «с нуля», воспитание детей, умение управлять эмоциями. Для начала можно поставить перед собой простейшую цель – например, делать каждое утро зарядку. Потом можно расширить это упражнение до более сложного. В течение дня для этого нужно делать те дела, выполнять которые хочется меньше всего. На начальной стадии за день нужно совершать от пяти до десяти таких волевых актов. Эти упражнения развивают «короткую» силу воли. Некоторые специалисты дают и такое упражнение. Для его выполнения требуется коробок спичек и десять минут свободного времени. Смысл его состоит в том, что спички нужно рассыпать по поверхности в полном беспорядке, а затем снова собрать в коробок. Проделывать это нужно каждый день в течение двух недель. Первое, что напрашивается у любого здравомыслящего человека, слышащего об этом упражнении – зачем его вообще нужно выполнять? Каков смысл разбрасывать и затем снова собирать спички? Именно в вопросе и заключается ответ. Бессмысленность упражнения – это тот фактор, который провоцирует не заниматься «этой ерундой». Но если добросовестно продолжать делать эту работу, игнорируя внутреннее сопротивление, можно достаточно в короткий срок «накачать» волевую мышцу. Можно попробовать и такой способ, как намеренное поддержание хорошего настроения в течение определенного промежутка времени. Оптимальный отрезок для старта – два часа. В это время нельзя позволять себе никакого ворчания, жалоб, нытья. Этот способ хорош для тренировки «длинной» силы воли. Слово «воля» имеет двоякое значение в русском языке. Первый смысл в него вкладывают, когда говорят об усилиях по преодолению трудностей. Второе значение слова «воля» — свобода. Не добавляет ли тренированная сила воли у человека большую степень свободы в его жизни?

Узкая специализация или всестороннее развитие?

О том, что такое были написаны тонны трудов и исследований ученых. Но в большинстве своем они приводят читателя выводу: то, что ученые называют «способностями», на самом деле представляет собой не более, чем «обрывками» истинной мощности человеческого разума. Предполагает ли такой термин, как личностное развитие человека всестороннее развитие способностей? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к воспоминаниям русского кораблестроителя академика Алексей Крылова. Для начала приведем небольшую биографическую справку. А.Н. Крылов родился 3.08.1863 года в поселке Висяга. В 1787 г. он поступил в Морское училище, которое закончил с наградой в 1884г. Портрет Крылова был вынесен на доску почета. Охваченный желанием найти прикладное применение своим способностям, выпускник выбрал своей отраслью кораблестроение. В 1908 году он получил новую должность – инспектора по данной отрасли. А затем Крылов становится председателем Морского комитета. Его исследовательская деятельность, которая продолжалась порядка шести десятков лет, была посвящена самым разным отраслям физических и математических наук. Современные кораблестроители по праву считают Крылова отцом современного кораблестроения. Над какой бы проблемой не приходилось трудиться ученому, он всегда умел подойти к любым задачам просто. Даже трудности, которые его современники называли неразрешимыми, Крылов решал легко. Он решительно проливал свет истины на ошибки иностранных кораблестроителей. Вернемся к вопросу о том, возможно ли всестороннее развитие личности. Воспоминания кораблестроителя Крылова наглядно показывают, что оно не только возможно, но и нередко было обязательным условием в образовательной сфере прошлого. Ученый вспоминает, как проходили экзамены в Германии и Франции. Студенты сдавали их по принципу так называемого «конвейера», где они должны были переходить от одного экзаменатора к другому, которые принимали у них разные предметы. Если хотя бы на один вопрос у одного из экзаменаторов студент не мог ответить, он был лишен возможности продолжать сдавать свой экзамен. Такого студента гнали вон. Таким образом, выпускники кораблестроительных учебных заведений тех времен к своему выпуску должны были помнить все предметы, пройденные ими за четыре года, и плюс к этому уметь самостоятельно составлять проект корабля. Поэтому, специализироваться ли на одной сфере или быть разностороннее развитым специалистом – решать лишь вам. Оба пути имеют свои плюсы и минусы. Важно лишь одно – умение посвящать себя делу.

Вывод

Один из авторов как-то утверждал о том, что «Все люди – гении», поскольку каждый хотя бы в чем-то, но превосходит других. Пусть это утверждение слегка и преувеличено. Но в нем заложена изрядная доля истины. Существует огромное количество талантливых и одаренных людей, которые никогда не реализуют свой внутренний потенциал. Разница между неудачниками и теми, кто сможет выточить себя, как Пигмалиона, из камня – в реальном действии.

На протяжении жизни человек никогда не должен останавливаться в своем развитии. Кроме интеллектуального и профессионального развития важной составляющей совершенствования человека является личностное развитие.

Под словом «развитие» подразумевают изменение качественных характеристик. Для каждого человека могут быть свои пути личностного развития и свои этапы роста. Все зависит от того, какой уровень у человека был вначале и чего он хочет достичь.

Развитие личностных качеств может происходить под влиянием внутренних и внешних факторов. Внешние факторы личностного развития могут менять человека, независимо от его воли и осознания процесса. Сюда относится воспитание, наследственность, окружающая среда. Внутренние факторы являются подконтрольными человеку. Наилучшим вариантом развития являются внутренние факторы, внутренняя мотивация и желание изменить себя.

Книги для личностного роста и развития

Для личностного роста и развития помогают человеку пересмотреть свои взгляды и выбрать новое направление личностного движения. Для своего развития можно почитать такие книги:

  1. Стивен Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности».
  2. Николай Козлов «Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности».
  3. Ричард Темплар «Правила жизни».
  4. Роберт Бетс «Выбрасываем старые ботинки! Даем жизни новое направление».
  5. Кови Стивен Р. «Восьмой навык. От эффективности к величию».
  6. Вячеслав Красько «Год весны. Кругосветное путешествие длиною в год».

Личностное развитие, или как еще его называют – личностный рост, это процесс который не должен останавливаться ни на секунду. Многие успешные бизнесмены отмечают, что они никогда не переставали учиться, и даже в возрасте далеко за пенсионный, стараются находить что-то новое, узнавать, познавать, учиться и развиваться. Сегодня мы с Вами поговорим о личностном развитии, ведь это очень важный элемент общего успеха независимого, успешного, состоятельного человек, а ведь именно таким вы себя видите, не так ли?

Статья в тему:

Итак, сегодня речь пойдет не столько о понятиях личностного развития, а в большей степени о тех ошибках, которые допускают очень много людей в процессе становления себя. Подобную форму выкладки материала мы практикуем уже не первый раз, и как показывает прошлый опыт, данная система является очень эффективная. Как говорится, нужно учиться на ошибках, а очень удобно когда на эти ошибку указывают, да еще и детально рассказывают как их избежать.

Ошибки личностного развития: ставьте перед собой цели

Отсутствие четко сформулированных целей – это самая частая и распространенная ошибка, которая не просто тормозит, а стопорит развитие вас как личности. Казалось бы, что тут сложного, поставил перед собой цель, обозначил способы и методы ее достижения и все, вперед за орденами. Во многих бизнес книгах постановка целей идет первым пунктом, но почему ж так мало людей следует этому совету? В чем кроется причина?
Давайте проведем небольшой эксперимент. Вот прямо сейчас назовите 3 своих заветных желания, чего вы хотите… Не думайте, быстро, четко, лаконично. Получилось? Вы конкретно знаете к чему стремитесь? Если не получилось, то не расстраивайтесь. Как говорит статистика, более 90% людей не могут четко определить чего хотят, и ограничиваются лишь размытыми понятиями и общими словами. Если вы не знаете чего хотите, то ничего и не получите.
Что ж делать?

Прежде всего возьмите лист бумаги, ручку, соберитесь с мыслями и запишите все-все-все о чем мечтаете. Если вы хотите собственный дом, то детально опишите какой, каких размеров, продумайте все до деталей, представьте какие у Вас будут дорожки и газон. Если же вы хотите путешествовать, то опишите какие страны хотите посетить, что увидеть, что узнать. Главный секрет – это конкретика, детализация каждой мелочи.

Статья в тему:


Ошибки личностного развития: сомнение и страхи

Еще одним препятствием на пути личностного развития становятся сомнения и страхи. Большинство людей не берутся за дело, ведь уже заранее моделируют себе негативный исход, не верят в свои силы, силы команды и тех людей, с которыми придется работать. Как только появляется интересная идея, то сразу же возникают и страхи. А почему так? Откуда вы знаете, что именно сейчас ничего не получится, что именно это дело закончится провалом? Правильно, вы не знаете, вы только можете догадываться, но ваши догадки ничто иное как проекция прошлых неудач и страхов.
Что ж делать?
Вы точно не узнаете достойная это идея или нет, если не возьмете и не попробуете ее реализовать. И вот сейчас многие из Вас могут сказать, мол я уже десятки раз пробовал, и во всех случаях результат одинаковый. Ну что я могу ответить, значит что-то делали не так. Ведь у других же получается, кто-то реализовывает схожие идеи, доводит их до ума, развивает и зарабатывает, а у Вас одни отмазки. Соберитесь с мыслями, и перед запускам следующего проекта подумайте, а что вы не так делали в прошлые разы, где поспешили, на что не обратили внимание, что спустили на абум.

Ошибки личностного развития: отсутствие плана

Без четкого планирования будет очень тяжело исполнять поставленные цели. Ученые из США провели эксперимент – было отобрано 20 человек, которым дали одинаковые задания. Одна группа из 10 человек получила четкий план выполнения задания, в котором были расписаны этапы, время исполнения, время на отдых и развлечение, а вторая группа сама должна была определять как и что исполнять. Результат оказался удивительным. Первая группа, которая имела четкий план, смогла выполнить все задания, отдохнуть, повеселиться, провести время с пользой, и к концу дня была морально и физически свежа, а вот втора наоборот. Большинство не смогли четко определить свой план действий, все делали в последнюю очередь, и несколько заданий не успели исполнить.
Какой напрашивается вывод? Планируйте свой день. Я не говорю, что нужно планировать месяц, квартал или целый год, но следующий день, или ближайшую неделю – обязательно. Это приучит Вас к дисциплине, вы перестанете тратить время в пустую, просиживая его в социальных сетях, обновляя ненужные сайты, или смотря в окно.

Статья в тему:


Ошибки личностного развития: отсутствие действий

Это четвертая ошибка, которая тормозит личностное развитие человека. Можно четко определить свои желания, поставить цели, расписать план и… и все. Дальше нужно начинать действовать, но именно с этим возникает множество проблем у большинства наших соотечественников. Как говорит китайская мудрость: «Дорога в тысячу ли начинается с маленького шага».
Что ж делать?
Не ждать помощи, не надеяться на кого-то, не тянуть время. Все что Вам нужно, вы уже имеете, начинайте действовать. Однажды я прочитал интервью Сергия Брина (основателя компании Гугл), где он сказа: «Пока вы думаете, ваши конкуренты действуют, пока вы разрабатывает стратегию, они создают бета версию проекта, пока вы просчитываете риски – они привлекают инвесторов, пока вы сомневаетесь и еще раз все перепроверяют – они заходят на новые рынки. Вы думаете, они действуют, вы думаете, они действуют. Думаю вы меня поняли».
Конечно, думать тоже нужно, но это можно делать и в процессе развития и становления вашего проекта.

Ошибки личностного развития: мнение других людей

Мнения других людей – вот еще одна преграда на пути личностного развития. Если вы будете чем-то заниматься, то готовьтесь к тому, что многие начнут отговаривать Вас от этой «гиблой идеи», а аргумент будет просто шикарный: «Та я уже это видел/читал/пробовал, и ничего не получилось». Общественное мнение – это то, на что нужно плевать с большой горы. Вы верите в то, что делаете, Вам это нравится, вы хотите достигнуть успеха? Если да, то не стоит слушать мнения неудачников, которые ничего не смогли сами сделать. Может это и грубо, может немного резко, на так оно и есть. Пару лет назад я смотрел интервью с Карлосом Слимом, в котором он сказал одну интересную фразу: «Хотите быть успешным? Окружите себя успешными людьми». Выводы делайте сами.

Ошибки личностного развития: отсутствие настойчивости

Вот, вот еще один краеугольный камень, способный свести на нет все ваши старания, мечты и желания. Вы всегда должны быть настойчивы, до последнего дня, минуты, секунды, до того момента, пока не достигните поставленной цели. И опять же китайская мудрость, молодцы Китайцы, знают что говорить, гласит: «Желание сдаться особенно велико за секунду до победы».
Что делать?
Не бояться, верить и идти до конца. Конечно, можно все бросить, разувериться в себе и своих силах, а потом пол жизни ненавидеть себя за подобную слабость духа и необдуманное решение.

Статья в тему:


Ошибки личностного развития: отсутствие наставника

Конечно, это можно назвать ошибку с натяжкой, ведь многие люди без проблем достигают все самостоятельно, без дополнительной помощи и стимулирования. Но сколько на это уходит времени? Порой годы, а то и десятки. Вы будете делать ошибки, набивать шишки, падать, вставать, опять падать, но уверенно идти дальне. В конце концов придете к задуманному, но каких усилий это может стоить? Не будьте горды, не бойтесь спросить совета, узнать у более опытных людей о их жизненном пути, про их ошибки, трудности с которыми они сталкивались, и пути решения этих трудностей.

Ошибки личностного развития: неправильное окружение

Выше я уже говорил о том, что если вы хотите развиваться (не важно в какой сфере), то нужно окружить себя единомышленниками, людьми которые понимают ваши жизненные цели, устои, разделяют ваши стремления и желания. Если честно, то не стоит это делать резко, не стоит рвать все контакты в один миг, и стараться найти тех, кто вам понимает. Если вы начнете меняться внутри, измените свои мысли, отношение к миру, к себе и своим целям, то нужные люди сами к вам потянутся, а те, кто далек, плавно уйдут. Это кажется нереальным, но так оно и есть, ведь уже не раз подобный эффект испытывал на себе.

Ошибки личностного развития: отсутствие обучения

В самом начале статьи я уже отмечал, что многие успешные люди акцентируют свое внимание на том, что необходимо учиться, узнавать что-то новое, осваивать до сегодня не известные области знаний. Поверьте, мир развивает очень стремительно, и то, что вы знали 10 лет назад, сегодня уже может быть не актуально, с такими знаниями далеко не уйдешь. Да что там 10 лет, тут то, что учил на 1-м курсе института, при выпуске уже не имеет никакой практичной силы. Вот и задумайтесь, а что вы выучили в последнее время, какую книгу прочитали, в какой области знаний начали разбираться. Кто-то может сказать: «а для чего мне это знать, ведь я и так успешно работаю и зарабатываю с теми знаниями, которые имею». А дайте себе ответ, вы уверены в том, что будет через год, что ваша профессия будет востребована, что условия не изменятся и от Вас не потребуют чего-то дополнительного? Конечно нет. Поэтому, нельзя наперед знать какие знания Вам понадобятся.

Ошибки личностного развития: неумение отдыхать

Я специально поставил эту ошибку в конце. Конечно, учиться, развиваться, познавать новое – это хорошо, но не стоит зацикливаться на личностном росте. Умейте отдыхать, абстрагироваться от всего, просто оставаться наедине с собой и своими мыслями. Правильный отдых – это столь важно, как и хорошее обучение.