Устройство пешеходных и автомобильных дорожек и площадок. Ландшафтная архитектура и дизайн

Изначально мощение своими руками как дорожек так и площадок на участке представляется делом трудным, и как кажется доставит много хлопот даже опытному мастеру. Но как говорится, стоит только начать а там уж “природа подскажет”. В любом случае никто не знает лучше Вас самих Ваших желаний и устремлений – и как, собственно, вы хотите чтобы выглядел Ваш двор или участок в целом. Поэтому доверять это дело строительной бригаде, на наш взгляд, не стоит – ведь и дорожки и площадки можно легко сделать и самому если твердо представлять и настроится на конечный результат.

Для начала конечно стоит поговорить о выборе материала для устройства дорожек и площадок. А для тех кто твердо настроился сэкономить на дорогостоящих материалах рекомендуем прочитать запись .

Выбор материала для дорожек и площадок

Покрытия из камня долговечны и элегантны. Для мощения используют резаные или колотые плиты, брусчатку или гальку (булыжник).

Наиболее долговечны гранит, базальт, сиенит и серпентинит. Они не впитывают влагу, прочны, устойчивы к истиранию и морозу. Сильнее впитывают влагу более мягкие песчаники и известняки. Их сложнее содержать в чистоте, но они часто применяются в ландшафтном дизайне.

Бетонные покрытия менее долговечны и менее привлекательны, зато относительно дешевы. В продаже есть бетонные элементы (плиты, тротуарная плитка, ФЭМы) разного размера, цвета, формы. ФЭМы могут имитировать каменные плиты или старую мостовую. Внимания заслуживают элементы с лицевой поверхностью, покрытой крошкой, например базальтом или гранитом. Для устройства твердого покрытия дорожек достаточно использовать элементы толщиной 4 см.

Если покрытие предназначено для не слишком интенсивного автомобильного движения, их толщина должна быть как минимум 6, а лучше – 10 см.

Керамика. Для мощения используют специальный клинкерный кирпич. Он долговечен – обладает низким водопоглощением, устойчив к истиранию, ударам, воздействию атмосферных факторов, не меняет цвет. Клинкер для мостовых, как правило, имеет толщину 4,5 см (покрытие для пешеходов) и 5,3 см (покрытие для автомобилен). Для покрытий, эксплуатируемых с небольшими нагрузками, подходит менее плотный и более пористый строительный кирпич. Он сильнее поглощает влагу и быстрее разрушается, но при этом придает ландшафту специфический «антикварный» характер.

Покрытия из щебня выглядят естественно, удачно сочетаются с растениями и элементами садовой архитектуры. Подходят не только для дорожек и площадок, но и для подъездов к дому и гаражу. Условием их износостойкости является использование камней с острыми и неправильными краями (гравий, щебень, галька), которые хорошо заклиниваются. В процессе укладки покрытия очень важно тщательно утрамбовать все его слои. Но даже выполненное наилучшим образом гравийное покрытие разрушается быстрее по сравнению с другими и требует постоянного ухода – удаления сорняков, заполнения углублений в верхнем слое (подсыпки и тщательного уплотнения гравия). Деревянные покрытия выглядят благородно, прекрасно сочетаются с растениями и разными отделочными материалами. Из деревянных элементов выполняют террасы, дорожки и площадки в саду. Элементы нельзя укладывать плотно друг к другу – под воздействием влаги они набухают и могут быть вытолкнуты вверх. Недостатком покрытия является то, что намокшая древесина становится скользкой (предотвратить скольжение может рифленая поверхность).

Элементы должны быть обработаны защитным средством (лучше всего – под давлением). Иначе они могут разрушиться за несколько сезонов. Наиболее долговечны покрытия из дуба и экзотических пород древесины,например тика. Они тверды и устойчивы к воздействию атмосферных факторов, не требуют импрегнации. Обработать их можно лишь для того, чтобы со временем они не потеряли цвет.

Грунтовое покрытие особенно подходит для садов в натуральном стиле. Его наиболее просто сделать своими руками. Качественное грунтовое покрытие должно содержать 30% глины и 70% песка. Если грунт песчаный, в него добавляют сушеную молотую глину (ее можно купить на кирпичном заводе); если глинистый – добавляют песок. Компоненты нужно смешать с грунтом на глубину до 15 см и утрамбовать. В песчано-глинистом грунте форму дорожки вырезают заступом или мини-грейдером, а поверхность утрамбовывают. Поперечное сечение дороги должно иметь форму дуги с уклоном 1-2% от центра к краям. Поверхность можно облагородить тонким уплотненным слоем песка или молотого камня. Грунтовые дорожки менее долговечны по сравнению с дорожками из других материалов и требуют частого ухода.

Как устроить покрытие дорожек и площадок?

  • Определяем границу покрытия.
  • Снимаем верхний плодородный слой почвы и переносим на место. в котором она будет использована надлежащим образом (например, на клумбы и рабатки).
  • Выкапываем котлован. Основание выравниваем и утрамбовываем.
  • Укладываем бордюры. Они необходимы, если мы своими руками устраиваем грунтовое, гравийное или состоящее из небольших элементов (брусчатки, кирпича, колотого камня) покрытие; либо если предусмотрена большая нагрузка на поверхность. Можно использовать готовые бордюры, тротуарные плиты, клинкерный кирпич, каменные, деревянные элементы или ленту (из оцинкованной стали или пластика).
  • Каждый слой основания под покрытие должен быть тщательно утрамбован. Для того чтобы его укрепить, можно поверх каждого слоя щебня разложить 2-3 см смеси цемента с песком (1:12) и полить водой. Таким образом, будут заполнены пустоты между камнями.

Гравийная пешеходная дорожка (рисунок 1 сверху) Заезд для автомобилей, выполненный из щебня ( рисунок 1 – снизу)

  1. бордюр из оцинкованной стали (ленты) либо из пластика
  2. песок, щебень и глина в соотношении 1:1:1 или сухая молотая глина
  3. бетон класса В15
  4. каменный или бетонный бордюр
  5. отсев
  6. щебень или галька фракции 5-16 мм
  7. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Пешеходная дорожка, вымощенная из небольших элементов (рисунок 2 сверху) Вымощенный заезд для автомобилей (рисунок 2 – снизу)

  1. брусчатка, кирпич, деревянные элементы мощения, колотый камень
  2. песок или цементно-песчаная подсыпка 1:12
  3. щебень или гравий фракции 30-40 мм
  4. бордюр
  5. песок или цементно-песчаная подсыпка
  6. щебень или гравий фракции 5-16 мм
  7. бетон класса В15
  8. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Размеры даны в сантиметрах на обоих рисунках

Как тип грунта влияет на устройство покрытия?

Метод устройства покрытия зависит от его предназначения, а также от вида грунта. На проницаемых грунтах, сквозь которые вода просачивается быстро, нет необходимости укладывать под дорожку дренирующий слой. На непроницаемых грунтах обязательно следует выполнить дренаж. Под покрытия, предназначенные для пешеходов, достаточно 10-20 см гравия или щебня крупной фракции. Более нагруженное покрытие, по которому будут ездить автомобили, должно иметь основание, состоящее из гравийного дренажного слоя (приблизительно 10 см) и несущего слоя из щебня или гравия (10-20 см).

Для устройства площадок и дорожек нужно знать что:

  • Ширина удобной дорожки -н е менее 0,8 м; заезда – 3,0 м.
  • Правильно выполненная дорога должна иметь гладкую поверхность с поперечным и продольным уклонами (2-5%), облегчающими сток дождевой воды.
  • Покрытие дорожек, находящихся рядом с клумбами, должно быть несколько приподнято над ними; благодаря этому на дорожку не будет ссыпаться земля.
  • Мощение, граничащее с газоном, лучше уложить вровень с его поверхностью. Это облегчит кошение.
  • Песчаник – не самый твердый камень, но он популярен из-за своего «теплого» вида, относительно невысокой цены и простоты обработки
  • Дорожку из гранитных плит не стоит ограничивать бордюром. Элементы неправильной формы в ландшафте смотрятся естественно
  • Узенькая гравийная тропинка не контрастирует с растениями, а как бы приглашает на прогулку. Среди травы она почти незаметна
  • Дорожка, выложенная тротуарной плиткой серого цвета, не бросается в глаза и служит отличным фоном для ранений

К атегория: Садово-парковое строительство

Устройство садово-парковых дорожек и площадок

Классификация дорожек и площадок

Дорожки и площадки являются одним из основных элементов планировки объекта озеленения. Дорожки служат для прогулок, а на площадках посетители отдыхают. Дорожки и площадки предназначены также для отвода поверхностных ливневых и талых вод.

Виды садово-парковых дорожек. Размеры и протяженность дорожно-тропиночной сети определяются назначением объекта озеленения. Выделяется всего пять классов садово-парковых дорожек.

К первому классу относятся главные дорожки, по которым распределяются основные потоки посетителей, ко второму классу - второстепенные дорожки, предназначенные для более равномерного распределения посетителей по территории объекта и соединяющие главные дорожки друг с другом. Третий класс - дополнительные дорожки, которые как бы «пронизывают» всю территорию, соединяют отдельные элементы планировки друг с другом (площадки, видовые точки и т. п.). К четвертому классу относятся тропы, предназначенные для одиночного движения посетителей. Пятый класс - хозяйственные дороги, по которым осуществляется транспортное движение с целью подвоза материалов и оборудования для ремонта насаждений или сооружений, а также продуктов питания для столовых, кафе и т. п.

Для городских парков и лесопарков характерны все пять классов дорог и дорожек. На бульварах, в скверах, небольших садах устраивают дорожки первых трех классов. На микрорайонных территориях прокладывают дорожки второстепенные- третьего и четвертого классов, играющие роль соединения отдельных элементов планировки друг с другом. В общем балансе распределения территории объекта аллеи и дорожки могут занимать от 5 до 20% его площади.

В соответствии с назначением тех или иных участков объекта и его посещаемостью определяются класс дорожек, а также типы их конструкций. Важным показателем является нагрузка от движения посетителей, которые распределяются по объекту далеко не равномерно. Главные дорожки с интенсивным движением должны быть в меру широкими и иметь прочные малоизнашиваемые и долговечные конструкции. Кроме того, они должны отвечать эстетическим и санитарно-гигиени-ческим требованиям. Очень важно (еще на стадии проектирования) определить достаточную ширину дорожки. Нередко слишком узкая дорожка, предусмотренная в посещаемой части объекта, приводит к вытаптыванию бровок газона и повреждению насаждений.

Рис. 1. Типы профилей садовых дорожек и их конструкции а - односкатный, с бетонным открытым лотком; б - двускатный

В больших парках ширина главных дорожек в зависимости от посещаемости может составлять 15-20 м и более, ширина второстепенных, прогулочных, обычно принимается в пределах 4,5-15 м, а дополнительных дорожек - 2,5-5 м. Ширина тропинок может составлять от 0,5 до 1,5 м в зависимости от планировочных особенностей участков.

Так как дорожки играют роль водоотвода, то их поверхностям придают определенные уклоны в зависимости от материалов, из которых сделаны покрытия. Чем совершеннее материалы, из которых сделано покрытие, тем легче будет осуществляться сток воды с дорожки и тем меньше должен быть поперечный уклон. Так, для покрытий из твердых материалов - бетона, асфальта, плиток - уклон принимается в размере 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - в размере 0,03-0,06 (в зависимости от ширины дорожки). Все дорожки устраивают с выпуклым двускатным либо односкатным профилем. Выпуклый двускатный профиль обычно делают на прогулочных дорожках первого и второго классов. Односкатный профиль предусматривается на дорожках, проектируемых на склонах (рис. 1).

При устройстве дорожек важное значение имеют продольные уклоны. Максимально допустимый продольный уклон дорожки составляет 0,07 (т. е. на каждые 10 м длины участка перепад рельефа составляет 70 см). При уклонах свыше 0,07 (для удобства передвижения) устраиваются садово-парковые лестницы.

Важное значение имеет сопряжение дорожек с окружающими участками насаждений. В северных, северо-западных и центральных районах страны, где осадков выпадает значительное количество, дорожки устраиваются обычно ниже или на одном уровне с окружающей территорией, при этом вдоль дорожек по их границам устраивают открытые лотки для сбора воды. Это необходимо для дренирования участков и сбора излишней поверхностной влаги, что способствует лучшему росту и развитию растительности и предотвращению заболачиваемости территорий.

В южных и юго-восточных районах страны, где осадков выпадает сравнительно мало, дорожки устраиваются несколько выше окружающей территории и без открытых лотков. Это позволяет отвести атмосферную воду с поверхности дорожки на участки насаждений, которые нуждаются во влаге. В обоих случаях дорожки должны иметь выпуклый двускатный или односкатный профиль.

Виды садово-парковых площадок. Площадки являются важными элементами планировки объекта озеленения и предназначаются для отдыха, проведения массовых мероприятий и хозяйственных нужд. Все садово-парковые площадки можно подразделить на две категории: площадки для отдыха и хозяйственные площадки. В особую категорию выделяются спортивные площадки (см. ниже).

Площадки для отдыха, в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от их использования различными возрастными группами посетителей. Так, выделяются следующие типы площадок: детские, площадки для тихого отдыха взрослых посетителей, площадки (или поляны) для массовых игр и гуляний.

Площадки для тихого отдыха взрослого населения характерны для всех объектов озеленения. Хозяйственные площадю устраиваются на различных объектах озеленения.

Все площадки, особенно детские, рекомендуется устраивать на сухих, слегка возвышенных местах. Поверхность площадок должна быть ровной и иметь уклон в одном или двух направлениях не менее 0,006 и не более 0,03. Такие уклоны, во-первых, создают благоприятные условия для поверхностного стока дождевых и талых вод, а, во-вторых - удобны для передвижения и отдыха. Считается, что уклоны круче 0,03 уже неблагоприятны для постоянного движения и пребывания на площадке.

В ряде случаев на участках с высоким уровнем стояния грунтовых вод предусматривается дренаж площадок. Поверх-постный сток организуют так, чтобы вода быстро отводилась в дождеприемные колодцы и затем в ливневую канализацию.

Основные типы конструкции дорожек и площадок. Садово-парковые дорожки и площадки состоят из земляного полотна, одежды и водоотвода (рис. 1).

Земляным полотном называется углубление, подготовленное путем выемки грунта в соответствии с размерами дорожек и площадок и толщины дорожной одежды. Земляное полотно является опорой всех элементов одежды и воспринимает нагрузки от движения пешеходов, передавая их на земную поверхность. Дорожная одежда состоит из подстилающего слоя, основания и покрытия. Подстилающий слой устраивается из песка и служит для уменьшения нагрузок, возникающих от движения пешеходов, а также выполняет роль дренажа, особенно на малопроницаемых для воды грунтах.

Основание - главный конструктивный элемент одежды, являющийся основной несущей частью и определяющий степень долговечности и прочности. Основание служит для равномерного распределения нагрузок от одежды и внешних нагрузок на земляное полотно. Как правило, основание делают из щебня, в качестве которого применяют битый кирпич, дробленый гранит или металлургические шлаки.

Покрытие - верхний конструктивный элемент одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки от движениия; важными качествами покрытий являются их долговечность, декоративность, отсутствие пылимости в сухую погоду, размокае-мости во время дождя.

Покрытия дорог, дорожек и площадок в зависимости от материалов бывают усовершенствованные и простейшие. К усовершенствованным покрытиям относятся покрытия из каменных, бетонных и керамических плит, а также клинкерные, кирпичные и в ряде случаев - из монолитного бетона или асфальта. Простейшие покрытия - щебеночные, гравийные, грунтовые в смеси с цементным порошком. На рис. 2 показаны конструкции дорожек с простейшим покрытием из щебеночных материалов.

Усовершенствованные покрытия обычно предусматриваются на дорожках и площадках в наиболее посещаемых и ответственных частях объекта озеленения. В настоящее время широкое распространение в садах и парках получают покрытия из сборных или «штучных» элементов (рис. 3). Такие покрытия очень удобны и экономичны в эксплуатации. Применение различных по форме и размерам плит, изготовленных индустриальным способом, дает возможность создать необходимый декоративный эффект (рис. 4, 5). Достоинством сборных покрытий из бетонных и керамических плит является то, что плиты не размягчаются, подобно асфальту, в жаркую погоду, покрытия из них не пылят, а во время дождя не становятся скользкими.

Рис. 2. Конструкции садовых дорожек а - с покрытием простейшего типа и бровкой из грунта; б - то же, с бордюрным камнем

Плиточное покрытие не является сплошным, как асфальт, и через зазоры между плитками воздух и влага поступают в почву, тем самым улучшается микроклимат участка.

В настоящее время в СССР выпускаются различные по форме и размерам плиты, применяемые как для дорожных уличных покрытий, так и для покрытий площадок, дорожек в садах и парках. Установлен государственный стандарт на бетонные плиты. Стандартом предусмотрены следующие размеры плит: квадратные 25X25, 37,5X37,5, 50×50 см; прямоугольные 37,5X25, 50X25, 50×37,5, 75×37,5, 75×50 см; шестиугольные 25X43,2, 37,5×64,8, 50×86,5 см. Толщина плит колеблется в зависимости от характера нагрузки и толщины основания и составляет 5-6 см. Для второстепенных парковых дорожек допускается изготовление плит размером 20X20 см и толщиной 3,5 см. Для скверов, бульваров и участков в общественных центрах плитки выпускаются различного цвета - с красителями.

Рис. 3. Виды раскладки плит на садовых дорожках

Рис. 4. Общий вид садовой дорожки из плиток со швами, заполненными почвой и засеянными семенами трав

Рис. 5. Общий вид площадки с газонно-плиточным покрытием

Распространение получают также и керамические плитки размером 20X20 см и толщиной 1,5 см. Такими плитками можно создавать прочные декоративные покрытия различного цвета и рисунка.

Высокодекоративными и долговечными являются покрытия из плит, изготовленных из естественного камня. Они распространены в районах, где камень является местным, доступным Для строительства материалом.

Кирпичную крошку в чистом виде для покрытий применять нельзя, так как покрытие получается «подвижным», пылит, окрашивает обувь пешеходов.

Важным вспомогательным элементом дорожек и площадок являются водоотводные сооружения. Открытым лотком простейшего типа называется сооружение, предназначенное для сбора и отвода поверхностных вод в дождеприемники и состоящее из бортового камня и части одежды дорожки или площадки. Открытые лотки более сложных типов могут устраиваться из кирпича, выложенного плашмя вдоль границ дорожки, или из специальных бетонных изделий. Лотки простейшего типа устраиваются на большинстве второстепенных и дополнительных дорожек, а более сложных типов - на дорожках с ярко выраженным рельефом, на склонах, у откосов и подпорных стенок и т. п.

В качестве бордюра применяются камни правильной формы, выпиленные из гранита или сделанные в специальных формах из бетона. На простейших дорожках вместо бордюра устраиваются бровки из грунта и дерна. Бортовой камень и бровка являются элементами сопряжения между дорожкой или площадкой и прилегающими участками газона.

Технология строительства дорожек и площадок

Устройство полотна дорожек осуществляют при помощи автогрейдеров или бульдозеров (рис. 7). Дну полотна придают выпуклый профиль с поперечными уклонами. Профиль дна корыта проверяют с помощью специального деревянного шаблона, а продольные уклоны - геодезическими инструментами.

Дно корыта уплотняют катком весом до 5 т, начиная от краев к середине полотна с перекрытием следа катка на 20- 30 см. Песчаные и супесчаные грунты уплотняют увлажненными (полив из расчета 5 л на 1 м2 поверхности).

Подстилающий слой из песка (10-20 см) рассыпают по дну, затем его планируют и уплотняют катком. Следует учитывать, что коэффициент уплотнения песка составляет 1,1- 1,15, поэтому укладываемый слой должен быть большей толщины (примерно на 4-5 см), чем проектный, с учетом будущего уплотнения. После этого приступают к устройству бровок или бордюра.

Рис. 7. Работы по устройству полотна садовой дорожки

При устройстве основных дорожек по их краям устанавливают бортовой камень или бордюр. Второстепенные и дополнительные дорожки устраивают без бордюра, но с бровками. При перенесении проекта в натуру надо четко обозначить границы дорожек и площадок. Бровки устраивают строго по шнуру вдоль границ путем подсыпки слоя растительной земли. Землю равномерно расстилают и планируют. Затем осуществляют уплотнение почвы с помощью трамбовок и «обрезку» бровки по линии границы лопатой. Высота бровки устанавливается проектом и должна составлять не менее 10 см над поверхностью покрытия. Готовую земляную бровку обкладывают дерниной.

До установки бортового камня делают разбивку участков по границам с помощью специальных металлических штырей и шнура. После разбивки выкапывают канавки шириной и глубиной, зависящей от величины бортового камня. В канавки укладывают цементный раствор или бетонную смесь. Вслед за этим на раствор или смесь укладывают бортовой камень. Укладку выполняют строго в соответствии с разбивкой. Бортовой камень втапливают в раствор или смесь и «осаживают» с помощью деревянных трамбовок (рис. 8). Для прочного соединения бортовых камней швы заливают раствором, а с боков у основания подсыпают и утрамбовывают бетонную смесь. После укладки бортового камня приступают к устройству основания.

Устройство ведется в определенной последовательности. Сначала завозят щебень и осуществляют послойную его укладку, планировку и проверку поперечных уклонов. Затем уложенный щебень укатывают катком. После укатки небхо-димо еще раз проверить уклон.

Рис. 8. Работы по установке бордюрного камня а - установка на бетонное основание; б - «осаждение» с помощью деревянных трамбовок

Следует учитывать, что сначала укладывают слой щебня с крупными фракциями, а затем - второй слой. Каждый слой укатывают 8-10 раз, проходя по одному следу и перекрывая его на 0,2-0,3 ширины цилиндра катка от краев к середине. При укатке следует одновременно поливать полотно дорожки исходя из расчета 5 л на 1 м2. Признаком окончания укатки является отсутствие заметного следа после прохода катка, а также подвижности щебня. Если брошенные под задний цилиндр катка зерна щебня размером 3-4 см легко вдавятся в основание, то укатку следует продолжить. Затем приступают к устройству покрытия.

Покрытия из плит можно устраивать на основании из щебня или песка, в который добавлен сухой цемент (соотношение цемента и песка 1:10); песчано-цементное основание делают слоем 10-12 см. При укладке плиты «осаживают» специальными деревянными трамбовками и втапливают в песчано-це-ментную смесь примерно на 1/3 их толщины. Впоследствии при увлажнении основания происходит «схватывание» плит цементом, и покрытие делается прочным. Небольшие плитки укладывают вручную, крупные плиты - автокраном. Во избежание размыва плиточных швов дождевой водой дорожки с плиточным покрытием всегда должны иметь односторонний уклон без каких-либо переломов их профиля. При укладке плит следует следить за тем, чтобы покрытие было ровным и плиты не выступали своими гранями над поверхностью. Для этого их укладывают с помощью специальной рейки или деревянного шаблона, которым проверяют правильность укладки и уклоны поверхности всего покрытия в разных направлениях.

Покрытия из специальных смесей (высевки строительного мусора, гранитная и кирпичная крошка, гашеная известь, грунт и песок и т. п.) укладывают в один слой по основанию из щебня, планируют и проверяют шаблоном. Затем поверхность поливают и после высыхания примерно через 2--3 дня укатывают легким катком весом 1-2 т. Сверху посыпают песком слоем 1 см и снова укатывают легким катком.

Покрытия из грунтоцемента устраивают непосредственно на уплотненном земляном полотне по тому же принципу. При этом на 10 частей грунта добавляют одну часть цемента. Затем производятся увлажнение, тщательная профилировка и укатка поверхности дорожек и площадок.

Рис. 9. Работы по укладке плит на садовых дорожках и площадках а, б - укладка плиты на основание; в, г - укладка и уплотнение, проверка уклона и выравнивание поверхности шаблоном

Гравийно-песчаные дорожки устраивают в тех случаях, если имеются в наличии соответствующие материалы необходимого качества, например, если рядом с объектом есть карьер с гравием и песком,

При устройстве грунтовых дорожек плодородный слой почвы срезают, а в образовавшееся «корыто» засыпают бесплодный грунт. Затем в соответствии с проектом осуществляют профилировку и последующую укатку полотна. Если же почвы бесплодны, то полотно дорожки разрыхляют в ее границах, а затем профилируют и укатывают. В сыпучий песчаный грунт следует добавить сухую размельченную глину из расчета 0,2 м3 на 1 м2, с тем чтобы увеличить связность частиц, а к тяжелой глине добавляют песок или гравий в том же количестве для уменьшения скольжения.

Покрытия из торцов дерева или клинкера устраиваются на хорошо подготовленном и спланированном песчано-цементном основании толщиной 10-15 см. Торцы или кирпич втапливают в основание, слегка постукивая кувалдой. Выравнивание осуществляется деревянной рейкой. Торцы кладут вплотную друг к другу, швы засыпают цементом. Кирпичи укладывают на ребро вплотную друг к другу и швы заливают цементным раствором.



- Устройство садово-парковых дорожек и площадок

Закончив постройку дома, можно приступить к ландшафтным работам по облагораживанию участка. Начинать стоит с устройства одного из самых главных элементов, «скелета» окружающего пространства – пешеходных дорожек. При правильно выбранном направлении дорожек можно сделать акцент на нужных декоративных элементах, сгладить острые углы и, естественно, сделать удобным и комфортным ваше передвижение по саду, дачному участку или мини-парку. Устройство дорожек, точнее, то, какими они будут, должно определяться стилем, который хозяева хотят придать своему участку.

Если ландшафт создается с учетом пожеланий хозяина, то он непременно будет передавать жизненный стиль и личную индивидуальность. Проектирование этих путеводных нитей, соединяющих функциональные зоны участка, должно начинаться на стадии ландшафтного проектирования.

Важные моменты при планировании устройства дорожек

  1. При планировании нужно учесть климат вашего района, а также нужно все знать об особенностях грунта на всех участках, где будет проложена дорожка.
  2. Нужно учитывать, какие нагрузки будет испытывать дорожка по всей ее протяженности. Если нагрузки планируются разные, то и дорожку можно сделать комбинированной.
  3. Немаловажное значение имеет рельеф участка. Например, дорожку, ведущую сквозь сосновый бор, для гармоничности стоит сделать из природных материалов, таких как кора или камень.
  4. Стилистика имеющихся дворовых строений и основного здания должна тоже учитываться.
  5. Не обязательно делать так, чтобы тропинка вела только в самые функционирующие места на вашем участке. Пусть одна ветвь тропинки немного попетляет между деревьями или приведет вас к неприметной беседке, где вы с удовольствием отдохнете от забот и хлопот.

Вернуться к оглавлению

Виды технологий создания дорожек

  1. Жесткие (дорожки) – могут быть выполнены из тротуарных плиток, натурального камня или монолитного бетона.
  2. Мягкие – выполненные из щебня, гравия, отсева и даже коры деревьев.
  3. Комбинированные – здесь могут сочетаться самые различные материалы, самое главное – правильно выполнить переходы от вида к другому.

    Специальные дорожки выполняются из декоративного бетона.

    1. Деревянные покрытия, к которым относятся тротуары из досок, спилов, а также помосты и настилы. Если вы остановитесь на этом варианте, то не забудьте, что материалы нужно обязательно обработать специальными составами, которые предотвратят впитывание влаги и гниение.

    При выборе любого варианта, самое главное, чтобы пешеходная зона, была прочной и безопасной, удобной и гармонично сочетающейся с окружающим пространством. Закончив проектирование и имея на руках чертеж в соответствующем масштабе, можно приступить к разметке, для этого вам понадобятся следующие вещи.

    Инструменты и материалы для разметки и работ:

    Инструменты для укладки дорожки: турбинка с диском по камню, уровень, шнур, правило, кельма, резиновый молоток, щетка, лопата.

    1. Два длинных шнура, каждый из них должен быть равен расчетной длине дорожки.
    2. Колышки.
    3. Рулетка.
    4. Чертеж.
    5. Лопата.
    6. Уровень.
    7. Киянка.
    8. Тачка.
    9. Пустая емкость.

    Произведя разметку, выкопайте по всей длине и ширине дорожки слой дерна. Или просто снимите верхний слой грунта на глубину, равную примерно 15 см. Если нагрузка на нее предполагается большая, то эта цифра должна быть больше, например, для того чтобы она выдерживала вес легкового автомобиля, потребуется глубина в 20 см.

    Основание

    Чтобы улучшить основание, после выравнивания грунта на него укладывают геотекстиль. Затем поверх него насыпается слой песка, который тщательно утрамбовывается и смачивается обычной водой.

    Как вариант, можно уложить 3 слоя основания: 2 слоя песка и между ними щебень не крупной фракции.

    Опалубка

    Для опалубки можно использовать самые обычные доски, самое главное, чтобы они выдерживали давление залитой бетонной смеси. Здесь вам снова понадобятся колышки, можете использовать те же, что использовались при разметке, если они подходят по размеру и прочности.

    Здесь нужно учесть, что при создании крепкой и надежной дорожки, обязателен уклон. Он может быть сделан «горбом», то есть с края на край или только в одну сторону. 1 см на 1 м² для нормального уклона вполне достаточно.

    Чтобы увеличить прочность дорожки, надо делить ее на секции, а потом разделять дорожку деформационными швами. Это увеличит ее прочность, растрескивание дорожки при таких предосторожностях весьма маловероятно.

    Для разделения основания на секции, можно воспользоваться твердым пластиком, или какими-либо подходящими металлическими обрезками. Еще стоит сразу предусмотреть: оставите ли вы разделители в дорожке или после окончания работ займетесь их удалением.

    Если в планах стоит удаление, то, чтобы упростить этот процесс, разделители лучше смазать автомобильной отработкой, силиконовой смазкой или другим подходящим материалом.

    Если вы не планируете , то после укладки и уплотнения основания, вы можете приступить к выкладке отделочного материала. Но для создания более прочной и надежной дорожки, вам нужно выполнить еще несколько действий.

    Вернуться к оглавлению

    Укрепление с помощью армирования

    Устройство дорожек из бетона, делается еще и с дополнительным упрочнением при помощи армирования. Для этого совсем не обязательно упрочнять ее арматурными стержнями или сеткой рабицей, подойдет самый разнообразный материал.

    1. Это может быть проволока, старые водопроводные трубы, куски железа – в общем, все, что годится по размеру и прочности.
    2. При укладке важно соблюдать, чтобы материал для упрочнения, укладывался не на грунт, а на подпорки-фиксаторы, которые можно самостоятельно изготовить из проволоки.

    Кроме того, укладывать арматуру нужно примерно в середину бетонной плиты, а не по краям ее, иначе ваша работа по уплотнению будет бесполезной, вы не добьетесь того результата, который запланировали.

    Если вы не используете укрепление арматурой, то в этом случае вам нужно обязательно увеличить толщину плиты. Устройство дорожки требует использования достаточной марки цемента, в противном случае нагрузки на нее должны быть минимальными.

    Перед залитием бетона, дно опалубки непременно выстелите пленкой для того, чтобы песок не вобрал всю влагу из него. От этого может снизиться качество бетона, а значит, и качество дорожки в целом.

В таких местах, как парки, сады, скверы и просто участки около собственных домов устройство дорожек и площадок является обязательным элементом как декора, так и комфорта. Современная садово-парковая классификация предусматривает наличие нескольких классов парковых дорожек в зависимости от их назначения. При этом каждый класс имеет свои особенности устройства.

На сегодняшний день существует и универсальная технология, позволяющая в общем виде благоустраивать дорожки и площадки любого класса.

Подготовка к укладке

Для начала необходимо определиться с размером дорожки или площадки. Это поможет точно определить, сколько необходимо будет укладочного материала. После чего выравниваем участок, на котором непосредственно будет площадка или дорожка. Сделать это можно с помощью обыкновенного катка, но если грунт совсем плохой – с помощью бульдозера. Затем определяемся с материалом: самым дешевым и быстрым вариантом будет выбор тротуарной плитки. А так как плитка тоже бывает разная, отдайте предпочтение плитке из натурального камня. Ее срок службы для парковых площадок самый продолжительный, тем более такая плитка нескользкая в дождевую погоду и в морозные дни. Теперь подготовьте основу для кладки.

Оптимальный вариант – песок и щебень мелкой фракции. Больше ничего для основы не нужно, если грунт, где будет площадка, нормальный. Однако при проседающем или слишком глинистом грунте лучше всего поверх основы залить поверхность бетонной стяжкой. Это даст возможность в будущем держаться плиткам более надежно и не смещаться.

Вернуться к оглавлению

Разметка территории

Переходите к разметке. Для начала на ватмане начертите план участка с точным указанием всех размеров и четким расположением парковых дорожек и площадок относительно других объектов. После завершения сделайте на участке пометки согласно плану. Здесь вам на помощь придет строительная рулетка, веревка и маленькие колышки. Желательно колышки втыкать в землю как можно устойчивее, так как за 1 день вы никак не закончите работу, а погода может со временем поменяться и разрушить все пометки. После окончания разметки пройдитесь несколько раз по дорожке или площадке, чтобы окончательно убедиться в ее удобстве. Если все вас устраивает, тогда переходите к следующему этапу – подготовке основания. А если вам не совсем комфортно, то пересмотрите план еще раз и по возможности откорректируйте его.

Вернуться к оглавлению

Работа с профилем

Теперь необходимо сделать профиль под площадку. Здесь самым важным моментом является правильный расчет глубины. Идеальная глубина профиля должна составлять 28 см плюс высота плитки. В такой глубине учтены уже песок, щебень и стяжка. Этого расчета будет вполне достаточно, если площадка или дорожка устраивается уже в освоенном парке или саду с готовыми газонами. Когда газон и клумбы только предполагается обустраивать, то профильная глубина составит: 28 см плюс высота плитки и минус толщина газонного дерна.

Обычно толщина дерна составляет примерно 15 см, поэтому глубина профиля будет составлять 13 см + высота укладочной плитки. Учитывайте и то, что при устройстве профиля в процессе выкапывания будет достаточно много грунта, который большинство предпочитают вывозить за пределы участка. Гораздо рациональнее будет его использовать в своих целях: засыпать ямки, сделать клумбу или альпийскую горку, или же использовать в качестве грунта для комнатных растений, если вырытая земля достаточно плодородна. К тому же это позволить вам сэкономить на услугах трактора.

Вернуться к оглавлению

Устройство основания

Виды укладки садовых дорожек. Для различных садовых дорожек может быть различное основание.

При устройстве основания парковых дорожек вы для себя должны четко решить: ограничиться песком и гравием или сделать дополнительно стяжку из бетона. Для этого лучше немного больше потратиться и нанять опытного геодезиста, чтобы он посоветовал вам, как поступить лучше. Но если у вас достаточно средств и времени в запасе, то лучше сделайте дополнительно стяжку: это обеспечит долголетие объекта и защитит дорожку от возможного проседания почвы. Прокладывание основного слоя Итак, приступаем к работе с основанием. Технология работы над основанием заключается в том, что на ровную и сухую (или слегка влажную) землю равномерным слоем укладывается мелкофракционный щебень. Высота основания из щебня должна составлять примерно 15 см.

Поверх щебня засыпается слой сухого песка (10 см). Очень важно, чтобы песок был именно сухой, так как в мокром виде он несколько меняет свою фактуру и не ложится идеально ровно на щебень. Еще лучший вариант, когда между щебнем и песком вы проложите специальное текстильное волокно. Приготовление стяжки На следующий день, когда эти 2 слоя слегка улягутся и уплотнятся друг к другу, засыпьте поверхность тонким слоем сухой стяжки. Или же, как оптимальный вариант, замесите в виде обыкновенного раствора цементную стяжку и нанесите ее около 3 см высотой на песок. Делать это нужно очень аккуратно, используя уровень и натянутую нить, так как образовавшиеся перекосы исправить будет очень тяжело, когда стяжка высохнет. Минимум 2 суток ждите высыхания стяжки.

Проектирование и создание дорожно-тропиночной сети является важной частью в процессе создания поместья. Дорожно-тропиночная сеть даёт Вам возможность добраться до каждого объекта Вашего поместья самым удобным и кратчайшим путём. Она образует некие путеводные нити, которые объединяют в единый ансамбль все функциональные зоны поместья и другие элементы ландшафтного дизайна, находящиеся на Вашем участке. Красивые и удобные дорожки позволяют достичь завершённости всего художественного облика Вашего поместья.

Проектирование дорожно-тропиночной сети осуществляется на этапе проектирования всего поместья. Большое значение имеет протяжённость дорожной сети. Анализируя различные проектные решения и исследуя садово-парковые территории, можно сделать вывод, что дорожная сеть и площадки занимают 10 – 15%, а иногда их протяжённость достигает 20% от всей занимаемой площади участка. Относительная протяжённость дорожек на 1 га составляет примерно 300 – 400 м.

Ширина дорожек и площадок различна в разных частях участка и зависит от их назначения. По функциональному назначению все дорожки можно подразделить на две большие группы: утилитарные и декоративные.

  1. Утилитарная группа дорожек.

К этой группе дорожек относятся все дорожки, которые соединяют все хозяйственные постройки и активно эксплуатируются в течение года. К этой группе также относятся все подъездные дороги и дорожки к площадкам для автотранспорта.

  1. Декоративные дорожки.

Данный тип дорожек используют, прежде всего, для украшения поместья. Они прокладываются для совершения прогулок, позволяющих Вам наслаждаться красотами поместья.

Классификация дорожек по функциональному назначению

В садово-парковом дизайне дороги, дорожки и аллеи в зависимости от их функционального назначения можно разделить на 6 классов.

I класс - главные дороги и аллеи. К этому классу относятся такие дороги и аллеи, по которым проходит основной поток посетителей объекта. Они используются в качестве основных маршрутов движения посетителей, и поэтому должны выдерживать большие нагрузки. Из этого следует, что они должны быть достаточно широкими и их конструкция должна быть очень прочной. Покрытие таких дорог и аллей должно быть прочным и декоративным. Для этих целей используются мало изнашиваемые материалы, такие как плиты, камни и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки и аллеи. Они соединяют различные узлы объекта и подводят посетителей к главным маршрутам движения по объекту, площадкам для спорта и отдыха, подводят к различным видовым точкам и другим элементам планировки объекта. Интенсивность движения пот таким дорогам, дорожкам и аллеям меньше, чем на главных. Эти дорожки уже, нежели главные, поэтому пропускная способность их также меньше. Покрытие таких дорог, дорожек и аллей может быть менее прочным, чем на главных, но не менее декоративным.

III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы. Дополнительные дороги, дорожки и тропы этого класса используют для соединения различных второстепенных объектов. Они играют роль переходов и подходов к различным сооружениям и цветникам, а также являются «ответвлениями» от главных и второстепенных дорог и дорожек. Интенсивность движения на дорогах, дорожках и тропинках данного класса ниже, чем на двух предыдущих. В этом классе можно использовать конструкцию и покрытия дорожек более упрощёнными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы. IV класс дорог и троп используется обычно в парках и лесопарках. Они располагаются на отдельных полосах главных дорог и аллей. Основной целью сооружения таких дорог и аллей являются прогулки, осмотр достопримечательностей, иногда используются для спортивных соревнований. Конструкция для велодорог должны быть прочными и устойчивыми.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом. Дороги этого класса предназначаются для прогулок и осмотра достопримечательностей, для занятий конным спортом. Обычно они используются в больших парках, лесопарках и спорткомплексах. Дороги этого класса должны иметь специальные типы покрытий.

VI класс - хозяйственные дороги и проезды. Хозяйственные дороги и проезды предназначаются для движения специализированного автотранспорта, такого как поливомоечные машины, машины для перевозки материалов и оборудования для различных хозяйственных нужд и т.д. и т.п. Конструкции и покрытие для таких дорог делаются из прочных твёрдых материалов, позволяющие выдерживать большие нагрузки.

Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок, применяемую в садово-парковом дизайне. Но все эти классы используются далеко не всегда. Все 6 классов можно встретить только на крупных по площади объектах. В небольших скверах, на дачных участках, в поместье обычно используются дороги, дорожки и тропинки, принадлежащие первым трём классам. На таких объектах по основным и второстепенным дорогам предполагается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации.

Основным связующим элементом поместья являются - главные дорожки. Их ширина должна быть не менее 1,2 метра. При определении ширины дорожки необходимо учитывать её назначение и исходя из этого, рассчитываем ширину дорожки. На главных дорожках необходимо учитывать возможность того, что при встрече двух человек они могли бы свободно разойтись, не причиняя неудобства друг другу.

Второстепенные дорожки могут быть уже главных дорожек. Опять же для определения ширины дорожки учитываем её назначение. Ширина дорожек должна быть не менее 0,5 – 0,7 метра.

Тропинки являются самыми узкими дорожками в вашем поместье. Ширина их предусматривает комфортное движение одного человека и составляет 0,5 – 0,7 метра.

Классификация дорожек по типу мощения

Классификация дорожек может быть не только по назначению, но и по типу мощения.

Дорожное покрытие является важным элементом при проектировании любой дорожки. При проектировании дорог необходимо учитывать конструкцию, прочность и долговечность их покрытия. В зависимости от назначения дорог и их дальнейшего использования выбираются материалы и технологии их укладки. По типу мощения все дорожки делятся на две группы:

1. Жёсткое покрытие – кирпич, монолитный бетон, натуральный камень, тротуарная плитка и т.д.;


2. Мягкое покрытие – гравий, галька, щебень, гранитный отсев (крошка) и т.д.


Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок по их функциональному назначению, которое непосредственно влияет на выбор типа мощения. Создавайте красивые и удобные дорожки в Вашем поместье. Пусть они принесут Вам радость, удовольствие и комфорт. Удачи Вам. Если у вас возникли вопросы или вы хотите что-то обсудить, то обязательно оставьте свой комментарий.