Понятие «социального». Социальные связи, действия, отношения, закономерности, законы, нормы, явления, процессы и их специфика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

"Понятие "социальное"

Введение

В данном реферате рассматривается понятие «социальное», история возникновения и понимания, основные предпосылки и влияние на человека. Определяются различия между понятиями «социальное» и «общественное», а также поясняется термин «социетальный». Важность темы объясняется тем, что «социальное» есть ключевая, исходная категория социологии, через которую определяются такие важные понятия, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. Эта категория служит рабочим инструментом для понимания социальных процессов и явлений.

1. Понятие социальное, как базовая категория социологии

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Таким образом, в структуре знания любой науки категории и понятия занимают ведущее место, они, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);

собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т.д.);

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др.

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis - совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. Это был качественно новый тип связи, который обусловливали не инстинкты, а необходимость совместной деятельности для обеспечения средств к жизни. Сами условия жизни людей побуждали индивидов к объединению друг с другом в коллективном труде по производству всего того, что являлось необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, тем самым порождалась социальная связь во всех ее многообразных формах. Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни, так как без нее невозможно было самосохранение и выживание человека. Как отмечал К. Маркс, общество есть «продукт взаимодействия людей».

Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.

2. Предпосылки социального

Для того чтобы выяснить сущность социального, необходимо остановиться на его предпосылках. В науке выделяется три основные предпосылки социального, органически взаимосвязанные, не существующие друг без друга, исторически изменчивые во времени и пространстве.

Первой предпосылкой социального является существование живых индивидов. Существование живых индивидов основоположники марксизма рассматривали как производство непосредственной жизни, осуществляемое в двух взаимосвязанных формах. Первая форма - это производство собственной жизни посредством труда, в процессе которого индивид производит не только средства существования, но и свои потребности, способности и т.д., то есть он производит себя как общественного субъекта и прежде всего как субъекта трудовой деятельности. Вторая форма - это производство чужой жизни посредством деторождения, семьи и т.д. Производство чужой жизни не ограничивается только деторождением, а предполагает также создание особых общественных институтов - семьи, коллектива, других общностей, которые охватывают весь процесс производства и воспроизводства людей. Таким образом, в процессе воспроизводства жизни, как собственной, так и чужой, человек, с одной стороны, воспроизводит себя как природное (биологическое), а с другой - как общественное существо, в том смысле, что он вступает во взаимоотношения и сотрудничество с другими людьми, становится субъектом совместной, коллективной жизни. Диалектическая взаимосвязь биологического и социального в человеке весьма сложна, чтобы категорически утверждать, какой из этих компонентов играет решающую роль. В.М. Шепель считает, что «без биологического материала, прошедшего исторически длительный процесс обретения человеческих характеристик, никакие социальные условия не воссоздадут личности. В свою очередь, вне социальных условий невозможен качественный переход биологического материала в то состояние, которое мы называем личностью».

Второй важнейшей предпосылкой социальности, наряду с существованием индивидов, выступает коллективный характер деятельности людей. Человек сформировался как социальное существо, не способное самостоятельно обеспечивать себе свою жизнь. Коллективность - изначальное условие выделения человека из природы, делающее необходимым сознательные усилия каждого индивида, сообщества людей по выработке способов, правил взаимодействия.

Третьей предпосылкой социальности является сознание, интеллект, духовно-информационное содержание человеческой деятельности, определяющие особенности проявления двух первых факторов.

Таким образом, решающими предпосылками появления социальности явились: труд, общение и познание. Они лежат в основе трех ведущих сфер жизнедеятельности и общественных отношений в обществе: экономических, социально-политических (правовых, нравственных), духовно-культурных (религии, науки, искусства и пр.) связей и взаимодействий. Личность, являясь слепком общества, выступает как объект и субъект труда, общения, познания.

Рассмотрим эти предпосылки конкретнее:

1) Труд - вечное, естественное и главное условие человеческой жизни. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

2) Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

3) Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Познание - активное отношение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Целью познания является истина.

Существуют несколько форм познаний: научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное. Также выделяют два уровня познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический - в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

3. Общественное и социальное

В социологической науке отсутствует четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное». Различие общественного в целом и социального в нем оказалось делом сложным. К. Маркс и Ф. Энгельс при анализе общества, его процессов и отношений использовали два термина: «общественный» и «социальный». Они употребляли понятия «общественный», «общественные отношения» и т.д., когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д. Когда же они исследовали природу отношений людей (друг к другу, человека с человеком, к факторам и условиям жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе), то применяли понятие «социальное», «социальные отношения». В их трудах «социальное» нередко отождествлялось с понятием «гражданское».

Отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было у нас в известной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. Если мы обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то увидим, что «социальное» понимается как общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе, т.е. понятие «социальное» рассматривается как синоним понятия «общественное». С развитием социологической науки в нашей стране термин «социальное» приобрел самостоятельное значение.

Нечеткое разграничение общественного и социального обусловлено было и тем, что при разработке научной теории общества главное внимание уделялось взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности. В результате, в системе общественных и гуманитарных наук оставалась лишь общая теория, а специфический объект социологического значения, социальные связи и отношения не привлекали внимания.

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где доминирующее развитие получила эмпирическая социология. Так, во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия «общество», традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении. Это вызвало определенные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Поэтому на определенной стадии развития социологической науки, когда встал вопрос о разработке ее общей теории, было введено понятие «социетальное», которое стало использоваться для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических и т.д.).

Термин «социетальный» (societal) был введен Т. Парсонсом и относится к числу трудно переводимых и неоднозначно интерпретируемых. В отечественной социологии этот термин впервые стал использовать академик Г.В. Осипов. Еще во второй половине 60-х годов, при разработке проекта «Социальная организация промышленного предприятия», он обратил внимание участников проекта на значение этого нового термина. Г.В. Осипов интерпретировал его как общество в целом, или все общество.

Многие исследователи сходятся во мнении, что социальное следует понимать не в широком смысле, как общественное, а в более узком, собственном значении. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

4. История понимания социального

Пониманию социального много внимания уделяется в западной социологической литературе. Среди авторов можно назвать Р. Арона, который говорит о преемственности между марксистской социологией Востока и парсонсовской социологией Запада, между великими учениями прошлого века и сегодняшними частичными и эмпирическими исследованиями. В центре истории социологии он ставит проблему социального: «Социология есть исследование, претендующее на научный подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на макроуровне больших совокупностей, классов, нации, цивилизации, или, используя ходячее выражение, глобальных обществ».

Р. Арон считает, что историю социологии можно было бы начать с Монтескье, аналитические умозаключения которого относительно политической социологии позволяют поставить главные проблемы его общей социологии. Если Монтескье исходит из разнообразия явлений жизни людей, то О. Конт - прежде всего социолог, который исходит из единства людей, всей истории человечества. Анализируя труды А. Токвиля, его взгляды на демократию в Америке, Р. Арон пишет, что тот противодействовал некоторым направляющим идеям социологической школы, зачинателем которой, по крайней мере во Франции, считался Конт. Эти идеи сводились к тому, что социология включает в себя тематизацию социального как такового, она не допускает сведения политических институтов, способа правления к общественному базису или их дедуцирования из структурных особенностей общественного строя.

Изучая 35 лет социологическую концепцию Маркса, Арон показал, что марксова концепция современного общества отвечает социоисторическим условиям, для которых характерны острые социальные конфликты, иерархическое социальное устройство, разделение общества на социальные группы, различающиеся статусом, классовой принадлежностью, обладанием властью. Однако марксова схема не имела универсального значения. Разница между позициями Конта и Маркса состоит в том, что Конт пытался найти средство устранения выявленных антагонизмов путем примирения противоречий, а Маркс стремился устранить коллизии на путях классовой борьбы.

По мнению Арона, Дюркгейм в качестве точки отсчета берет конфликт и господство, но проводит четкое различие между конфликтами социальных групп и классов, с одной стороны, и всеобщим фактором господства - с другой. Для Дюркгейма центральная тенденция общества - движение к социальной солидарности, основанной на новых формах структурной независимости. Вебер доводит до конца теоретический разрыв между анализом общества и принципами действия. Анализируя взгляды Парето на буржуазный парламентаризм, Арон сравнивает их со взглядами Вебера. При этом он отмечает: в отличие от Вебера, который надеялся, что усиление роли парламентских институтов положительным образом скажется на управлении обществом, итальянский социолог относится к парламентаризму с неприкрытой иронией.

Проблема понимания социального интересовала и русских социальных философов, и представителей философии права. К ним относятся Н.А. Бердяев и П.И. Новгородцев. Бердяев решительно выступает против всеобщего как власти государства, нации, народа, коллективизма над человеческой сущностью. В этом суть бердяевского понимания социального и отношения к нему. Здесь он затрагивает одну из самых острых и больных проблем нашего века - века тоталитарных режимов, массовых типов общностей, деспотических и нетерпимых к свободе отдельного человека. Может быть, нет для XX в. темы более насущной, чем тема «человек и коллектив», и она как раз является стержневой в творчестве Бердяева.

Бердяев пишет, что этика не только связана с социологией, но и подавлена социологией. Это не есть порождение позитивизма XIX и XX вв., дело совсем не в Конте и Дюркгейме. В соотношении этики и социологии отражается мировая подавленность нравственной жизни социальностью, социальной дисциплиной и социальными нормами. Террор социальности, власть общества царят над человеком почти во всю его историю и восходят к первобытному коллективизму. И даже христианство не могло его окончательно от этого освободить. Бердяев подчеркивает, что социальность не может быть верховной ценностью и конечной целью человеческой жизни.

Самым распространенным учением в современной Европе Бердяев называет антропологическое учение - понимание человека как существа социального, как продукта общества, а также как изобретателя орудий. Данное учение имеет сейчас большее значение, чем учение естественно-биологическое. Конт, Маркс, Дюркгейм приняли нравственное сознание первобытного клана за вершину нравственного сознания человечества. И они отрицали личность. Для них есть лишь индивидуум, соотносительный с социальным коллективизмом. По словам Бердяева, этика должна прежде всего вести духовную борьбу против той окончательной социализации человека, которая подавляет свободу духа и совести. Говоря о иерархии духовных ценностей, Бердяев первое место отводит личности, второе обществу и лишь третье - государству. Но в мире социальной обыденности, в мире греховном ценность низшая приобретает наибольшую силу, ценность же высшая - наименьшую.

Бердяев пишет о социологах, которые утверждают, что человеческая личность формируется обществом, социальными отношениями, что организованное общество есть источник высшей нравственности. Но извне идущее социальное воздействие на человека требует приспособления к социальной обыденности, к требованиям государства, нации, установившимся нравам. Наиболее духовно-значительное в человеке, подчеркивает Бердяев, идет совсем не от социальности влияния, не от социальной среды, а изнутри.

Отношение к пониманию социального у П.И. Новгородцева выразилось в написании им книги «Об общественном идеале» (1917 г.). Данная работа стоит в теснейшей связи с другим ранее вышедшим его трудом «Кризис современного правосознания». Оба исследования исходят из общей мысли изобразить кризис политических и общественных идей.

Общее значение происходящего кризиса он выразил в формуле крушения идеи земного рая, выходом из этого кризиса признал неизбежную замену конечного совершенства началом бесконечного совершенствования. П.И. Новгородцев пишет, что едва успел померкнуть идеал политический, как на смену ему тотчас же выдвинулся идеал социальный: если политические реформы не принесли ожидаемого блаженства, то его надо ждать от более радикального переворота. Он доказывает, почему не может быть достигнут общественный идеал (земной рай), рассматривает общественный идеал в свете бесконечности, абсолютное и относительное в осуществлении общественного идеала, содержание общественного идеала, другие проблемы. Здесь названы только отправные моменты для самостоятельного и более глубокого изучения проблемы социального в творчестве П.И. Новгородцева.

5. Социальное как явление общественной жизни

социальный общественный социетальный термин

Существенным признаком социального выступает целостность бытия субъектов общественной жизни. Действительно, их производство и воспроизводство осуществляется во всех сферах общества, во всем богатстве их отношений и связей с миром. Человек взаимодействует с обществом не только на индивидуальном уровне, но и на уровне составных элементов социальной структуры общества: семьи, коллектива, социальной группы, класса, нации, народа.

Общественные субъекты выступают в качестве коллективных (групповых) субъектов и в качестве индивидуальных (единичных) субъектов, т.е. личностей. При этом индивидуальный общественный субъект рассматривается в социологии как представитель общественных групп, общностей, носитель различных социальных ролей и позиций.

Общественный субъект характеризуется определенными функциями: воспроизводство жизненных сил субъекта; обеспечение необходимыми условиями путем производства материальных и духовных благ; адаптация (приспособление к условиям окружающей среды как общественной, так и природной); регуляция и саморегуляция (координация совместной деятельности и самоуправление как способ регулирования внутренних отношений и связей субъектов); нововведение (создание качественно новых ценностей и форм деятельности, способствующих развитию и саморазвитию субъекта); трансляция (передача и освоение) социального опыта субъектов общественной жизни (воспитание подрастающих поколений, обогащение культуры и т.д.); защита (сохранение) интересов субъекта посредством правовых и моральных норм и институтов.

Рассматривая социальное как явление общественной жизни, можно все общественные явления подразделить на два наиболее общих вида: социальные процессы и социальные образования.

Социальные процессы представляют собой основные общественные явления, выступающие причиной всех остальных общественных явлений. Социальный процесс - это такое взаимосвязанное действие людей, в результате которого осуществляются перемены. Сущность социального процесса выражается в воспроизводстве различных социальных общностей и явлений, в многообразии результатов их деятельности, выступающих социальной органической целостностью, организацией данной общественной системы.

Социальный процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию социальной системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий субъектов по осуществлению своих специфических функций в различных сферах жизни общества, ведущих к изменению и развитию социальной системы.

Каковы же объективные черты социального процесса? К ним можно отнести следующие.

1. Всеобщность социальных процессов: ничто не может осуществиться в обществе помимо социального процесса; социальные процессы происходят в различных формах и во всех сферах жизни общества; сам процесс есть не что иное, как развертывание потенциала личности, утверждение статуса социальных групп, классов, этнических и социальных отношений, образа жизни людей, социальные процессы развертываются как в пространстве, так и во времени.

2. Связь социального процесса с его субъектом. Эта черта имеет принципиальное значение для политической социологии, ибо дает возможность видеть реально действующего субъекта, его место и роль в обществе, его ответственность за социальные процессы, снять безликость осуществления и развертывания социальных процессов, определить формы и методы ускорения, торможения или нейтрализации социальных процессов в зависимости от меняющихся условий. Недостаточная зрелость субъекта, отсутствие у него необходимого политического опыта, культуры, четкости мировоззренческих позиций, профессионализма и т.д. сказываются на характере осуществления социального процесса, формирующейся социальной организации и, наконец, качества жизни и общества.

3. Связь с массовыми движениями народов в реализации исторических задач общественного развития. Закономерность социального процесса такова, что вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой оно является.

В обществе происходит множество социальных процессов, которые можно подразделить на целенаправленные и стихийные, материальные и духовные, процессы сотрудничества и соперничества, созидания и разрушения. Изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы: изменения в природе, изменения, происходящие с самим человеком, изменения в обществе. В познании социальных процессов также важно выделение уровней и подуровней социального процесса. Их можно представить в виде пирамиды: общество - класс - социальная общность - коллектив - группа - личность. Каждый выделяемый уровень социального процесса имеет свою масштабную характеристику.

Социальное образование можно определить как сравнительно уравновешенное, кристаллизованное состояние, результат социального процесса. Оно представляет сгусток, целостное скопление социальных процессов. Наиболее важным социальным образованием являются социальные группы. Социальные группы объединяют людей, связанных некоторым социальным процессом (или процессами) и осуществляющих своим взаимодействием данный социальный процесс. Политическая социология изучает социальные образования как результат и продукт общественных процессов, поскольку процессы становятся «осязаемыми» для изучения только тогда, когда проявятся и выкристаллизуются в социальном образовании.

Относительно понятия социальной группы нет единого мнения, т.е. существует много дефиниций социальной группы. «Под социальной группой понимается любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей».

Интересное определение дает Д. Маркович: «Мы полагаем, что социальная группа представляет собой более или менее многочисленную совокупность людей, которые, вступая во взаимные отношения, осуществляют деятельность (или разные виды деятельности) в целях удовлетворения определенных личных и общественных потребностей».

Для того чтобы совместная деятельность группы людей осуществлялась, необходимо иметь общность интересов, общность целей и единство действий.

Общность интересов не есть среднестатистическое от общего количества интересов участников группы. Общность интересов является тем большей, чем большее количество элементов совпадает. Общность интересов складывается не только на базе объективных условий, сходного социального положения и образа жизни, они являются также результатом и информационных процессов - воспитания, образования, воздействия средств массовой коммуникации.

Общность интересов при определенных условиях может развиться в общность целей. Общность целей не возникает без общности интересов, но общность интересов не обязательно порождает общность целей. Цель - это предполагаемый результат какого-либо действия субъекта, в котором реализуются его интересы. Цели могут быть разные: главная, вспомогательная, дополнительная.

Единство действия означает согласование и координацию действий членов группы. Важное место в формировании и реализации совместного действия занимает принцип ассоциации, суть которого состоит в том, что люди объединяются в групповой субъект тогда, когда мотивом выступает подражание или оппозиция какому-то образу действия, мнению, вкусам.

Наличие значительного числа социальных групп поставило проблему их классификации. Такая классификация может быть осуществлена на основе различных критериев. Исходя из такого критерия, как осуществление в некоторой социальной группе максимального числа социальных функций, присущих данной ступени развития общества, все социальные группы делятся на глобальные и парциальные.

Глобальными, или тотальными, называются те социальные группы, в которых осуществляются все процессы жизнедеятельности, характерные для данной ступени развития общества. В них производятся все необходимые для существования средства. Глобальными социальными группами в истории человеческого общества являются: первобытное человеческое стадо, род, племя, народ, нация и человечество как социальная общность.

Парциальными являются такие социальные группы, в которых осуществляются две или более социальных функций (процессов). Парциальные социальные группы существуют в рамках глобальных социальных групп. К ним относятся семья, классы, государство, политические партии, социальные группы, образования по месту жительства.

Таким образом, рассматривая различные аспекты понятия социального, соотношения его с общественным, можно выделить основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство присуще различным индивидам и группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений.

Во-вторых, социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение индивидов и социальных групп. Характер и содержание отношений между различными индивидами и их группами зависит от места их в различных общественных структурах.

В-третьих, социальное проявляется только через взаимодействие различных индивидов и групп индивидов в процессе непосредственного, а также опосредованного общения.

В-четвертых, специфика социального проявляется через социальные процессы и социальные образования.

Социальное служит для выявления и отражения:

Во-первых, сущности общественной жизни людей (теоретические и прикладные проблемы взаимодействия природы и общества).

Во-вторых, специфики высшей (социальной) формы движения материи, отличия общества от объединений животных (надбиологический характер социальных организмов и законов их развития).

В-третьих, противоречивого единства человека как общественного существа и вместе с тем биологического организма (соотношение биологического и социального).

В-четвертых, структуры общественных систем с точки зрения оптимизации их функционирования и развития (место социальной сферы общества, взаимообусловленность социальных и экономических, культурных, национальных и других процессов и явлений).

Заключение

В заключение, после раскрытия понятия «социальное», можно сделать выводы, что данная категория в большей степени есть свойство индивидов и их групп. Она отражает их взаимоотношения, взаимоположения и существует только при взаимодействии. Другими словами «социальное» позволяет делать человека человеком, а не биологической единицей подобно животным.

Список литературы

1. Политическая социология: учеб. пособие. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

2. Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, С69 НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

3. Предвечный Г.П. Общая социология. Ростов н/Д, 1992.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сиротство как социальное явление российского общества. Понятие "социальное сиротство", его виды и причины появления. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство в Югорске, статистические данные.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2010

    Социальное партнерство, как специфический тип общественных отношений, его понятие и признаки. Социальное партнерство, как идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Социальное партнерство в индустриально развитых странах и социальные группы.

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Андеграунд как социокультурный феномен. Функциональное своеобразие андеграунда в современной культуре, его место в системе культурных предпочтений человека. Основные проблемы изучения андеграунда. Отношение современного общества к андеграунду в искусстве.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2009

    Социальное государство: содержание, конституционное закрепление, предпосылки и условия зарождения в России. Концепция социального государства, проблема ценности общества и личности, публичного и частного; противоречия между обществом и государством.

    реферат , добавлен 14.03.2012

    Социальное и биологическое начала в человеке. Выделение человека из животного мира как грандиозный скачок, сравнимый с возникновением живого из неживого. Особенности развития общественного сознания людей. Основные концепции происхождения общества.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Социальное сиротство. Жизнеустройство детей-сирот. Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях. Профилактика социальной дезадаптации и подготовки к самостоятельной жизни в обществе, в учреждениях системы социального обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2008

    Социальное проектирование как отрасль социологической науки. Разработка различных вариантов решения социальных проблем. Технология социального прогнозирования. Метод ассоциации. Формулировка задания. Социальное проектирование новых производств, городов.

    реферат , добавлен 25.04.2016

    Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения. Микро- и макроуровень социального взаимодействия. Основные теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символического интеракционизма, управления впечатлениями и психоаналитическая.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Специфика социологических подходов к научному исследованию моды. Социальный ритм модного процесса, его задачи, формы и функции. Модное поведение индивида и группы в трансформирующемся обществе. Механизм влияния моды на социальное поведение студенчества.

    магистерская работа , добавлен 26.09.2010

    Социальное взаимодействие и коллективное поведение. Принципы теории обмена Джорджа Хоуманса. Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме. Сфера применения концепции Мида. Предмет изучения этнометодологии. Драматургический подход Гоффмана.

совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений общественных (см.) данного об-ва, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, к явлениям и процессам в обществ. жизни. С. - это то общее свойство, к-рое присуще различн. группам индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ. отношений. Характер и содержание отношений между различн. индивидами и группами индивидов зависят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в различн. обществ. структурах. С. - это рез-т совместной деятельности различн. индивидов. С. как явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или групп индивидов независимо от физич. присутствия этого индивида или группы. Именно при взаимодействии друг с другом индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств обществ. отношений. С. возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных обществ. структурах, что проявляется, в свою очередь, в различи. отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам обществ. жизни. Содержательными элементами С. являются понятия равенства, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биологическому. Лит.: Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М., 1971; Осипов Г-В. Социология и социализм. М., 1990; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парада ма, предмет и структура социологического знанпгя//Психология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В. Москвичева Л.Н.). М., 1996; Осипов Г.Е. Природа и обшество. Там же. Г.В. Осипов.

Существуют различные точки зрения на то, что является центральным в вопросе о категориях социологии. Одни считают, что это понятие – «общество», другие – «социальное», третьи – «социальная система», четвертые – «социальная группа». Но понятие «общество» слишком абстрактно и носит слишком общий характер, чтобы быть исходной категорией социологии.

Понятия «социальная система», «социальная структура», «социальная группа» более точно отражают объект и предмет социологии, хотя и сужают их. Наиболее общей категорией социологии является понятие «социальное». Оно может включать в себя такие понятия, как «социальная организация», «социальная структура» и т. д. А уже из этих понятий вытекают другие очень важные и менее общие категории социологии (например: из понятия «человек» могут вытекать такие понятия, как «семья», «социальный статус», «малая группа»). Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

7.философские взгляды на социальную сферу и предпосылки появления социологии.

Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира. Очень богатый материал о практике проведения социальных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам история Древнего Рима.

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Великие средневековые ученые Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень поднимали проблемы человеческих отношений в обществе. Модель общества в их понимании напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально- политических институтов определенный порядок.

Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” («порядок позитивный»).

Предпосылки возникновения социологии как науки- социальные и теоретические:

1) Промышленная революция, изменение социальной стратификации, НТР, разделение труда, повышение роли личности, ее ценности и значимости, связанное с возникновением идеологии либерализма.

2) Великая Французская Революция, и необходимость решения социальных проблем, возникших в результате нее.

3) совокупность накопленного социального знания

4) открытия в других науках

4) Как результат накопления знания об обществе: Труды Ж.Ж. Руссо, Гельвеция, Кондорсе, Сен-Симона, Монтескье и других мыслителей.

Монтескье пытался понять историю как законообразный процесс, сообразный развитию природы. Это учение связано с идеей детерминизма, т. е. причинной обусловленности событий и социальных явлений. Ш. Монтескье также пытался решать политические проблемы – выдвинул идею разделения властей. Сен- Симон обратил внимание на то, что методологию естественных наук можно применять в социальных науках для объяснения явлений и фактов социальной жизни.

Эту новую науку Сен-Симон и его ученый секретарь Огюст Конт назвали «социальной физикой».

СОЦИАЛЬНОЕ - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни (Г. В. Осипов).

1) Совокупность отношений данного общества, объединенных в процессе взаимодействия индивидов и групп, совокупность общественных отношений, экономических, политических и других (понятие «социальное» в данном понимании близко к понятию общественное).

2) Социальное – эта одна из сторон общественной жизни, в данной трактовке понятие социальное было введено К.Марксом. При анализе общества, Маркс использовал два термина: А) Общественный – характеризует общество в целом, во взаимодействии его сторон. Б) Социальный, или социальные отношения, данное понятие раскрывает природу отношений людей друг к другу, их отношений к факторам и условиям жизни, обществу в целом, собственному положению и роли в нем. В трудах Маркса и Энгельса понятие социальное нередко отождествляется с понятием «гражданское», под которым понималось взаимодействие идет в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.)

3) В отечественной, марксисткой социологии ряд ученых отождествляет понятие «общественное» и «социальное», объектом социологии рассматривается гражданское общество, в последствии и этот объект (т.е. социальные связи и отношения), был утрачен.

4) В западной социологии (Западная Европа и США), где особое развитие у прикладной социологии, понятие «социальное» использовалось в узком (эмпирическом) значении. В ряде языков (французский и английский), понятие «социальное» - производное от понятие общество. Таким образом возникли трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. По этой же причине были введены термины: социетальный, который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

5) В отечественной науке отсутствие четких разграничений общественное и социальное, связано с языковыми традициями, т.к. в русском языке обычно используются термины «общественное» и «гражданское». Социальное рассматривалось как синоним слову общественного, а гражданское связывалось с юридической наукой. Позднее социология была определена в значении употребляемым Марксом – отношение между людьми.

Иногда оно оказывается тавтологичным. Например, есть утверждение, что это в "узком" смысле это понятие означает наличие социальных связей между людьми, возникающих при взаимодействии индивидов и групп, преследующих социальные цели.

Свойствами социального являются:

1) Социальное – это общее свойство, которое присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции различных свойств общественных отношений.

2) Социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимоположение индивидов, таким образом характер и содержание отношений между индивидами, группами зависит от места, роли, которые он занимает и выполняют в обществе.

3) Социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп друг к другу, к своему положение в обществе, явлениям и процессам, происходящим в обществе.

4) Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов и групп, которое проявляется в их общении, взаимодействии.

Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ - совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений общественных (см.) данного об-ва, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, к явлениям и процессам в обществ. жизни. С. - это то общее свойство, к-рое присуще различн. группам индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ. отношений. Характер и содержание отношений между различн. индивидами и группами индивидов зависят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в различн. обществ. структурах. С. - это рез-т совместной деятельности различн. индивидов. С. как явление или возникает тогда, когда даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или групп индивидов независимо от физич. присутствия этого индивида или группы. Именно при взаимодействии друг с другом индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств обществ. отношений. С. возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных обществ. структурах, что проявляется, в свою очередь, в различи. отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам обществ. жизни. Содержательными элементами С. являются понятия равенства, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биологическому. Лит.: Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М., 1971; Осипов Г-В. Социология и . М., 1990; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парада ма, предмет и социологического знанпгя//Психология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В. Москвичева Л.Н.). М., 1996; Осипов Г.Е. Природа и обшество. Там же. Г.В. Осипов.

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНОЕ Я - См. Я, социальное … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНОЕ - 1) в широком смысле слова – имеющее отношение к обществу в целом (тождественно понятию «общественное»); 2) в узком смысле – имеющее отношение лишь к социальной сфере общественной жизни, в которой осуществляется сохранение и воспроизводство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Социальное обеспечение - Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России. . 194 Социальное страхование в СССР........ 196 Социальное страхование в капиталистических странах...................... 204 Социальное страхование в царской России.… …

    Социальное пространство - – один из видов пространства (наряду с физическим и другими); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой. Философы и… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - одна из форм социального обеспечения; госу дарственная система материального обеспечения граждан в старости в слу чае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны ихздоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из … Финансовый словарь

    Социальное поведение - (англ. Social behavior) поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально экономических факторов и господствующих норм. Изучением социального поведения человека… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Социальное управление , А. И. Гомола, И. А. Гомола. Изложены сущность, принципы, функции, методы социального управления и их классификация. Раскрываются основные понятия социальной политики, ее функции и направления. Анализируются разные формы… Купить за 916 руб
  • Социальное управление. Серия: Среднее профессиональное образование , А. И. Гомола, И. А. Гомола. 176 стр. Изложены сущность, принципы, функции, методы социального управления и их классификация. Раскрываются основные понятия социальной политики, ее функции и направления. Анализируются…