Своеобразие социальной географии как географической науки. Экономическая география

Социальная география (СГ) в последние десятилетия стала, очевидно, самой актуальной научной дисциплиной в структуре общественной географии. Имеются все основания для ее существования как самостоятельной науки, и в то же время она является непременной составной частью социально-экономической географии, рассматриваемой в качестве сложной, многокомпонентной географической науки.

М. Д. Шарыгин характеризует СГ как науку, изучающую "закономерности пространственно-временной организации социальной сферы общества, особенности функционирования и развития территориальных социальных систем, а также управление ими..." По его мнению, "развитие социальной географии дает импульс становлению таких новых научных дисциплин, как поведенческая география, география науки и образования, социальная экология".

Специфические особенности социальной географии состоят в следующем:

  • она изучает "пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения человека – условий его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни... пространственные аспекты поведения людей (в первую очередь процесс расселения..."; дает "объяснение и прогнозирование этого поведения";
  • основными объектами исследования СГ "выступают различные территориальные общности людей, их исторические особенности развития, внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой, взаимосвязи между различными территориальными общностями, различные группы населения внутри этих общностей..."

В обобщающем виде можно принять определение социальной географии как науки, исследующей территориальную организацию всей социальной жизни (сферы), закономерности ее территориального развития в конкретных общественно-исторических условиях.

В мировой и отечественной географической литературе можно встретить и существенно отличающиеся, слишком широкие толкования СГ – фактически как "географии человека". В этом отношении примечательны взгляды Б. Б. Родомана, который рассматривает СГ двояко: как комплексную науку о территориальной организации человеческого общества и как совокупность географических наук о человеке и его деятельности, т.е. частных социально-географических наук.

В первом случае в рамках СГ выделяются такие ее главные ветви, как география человеческих рас; этническая география; политическая география; география расселения (охватывающая географию населения и географию поселений); социологическая география, или социогеография (изучающая пространственные процессы и формы организации жизни людей прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни человека, т.е. то, что выше мы рассматривали как собственно СГ); география культуры; география коммуникаций (изучающая потоки вещества, энергии, информации); экономическая география (изучающая территориальную организацию производства). Как можно судить по имеющимся публикациям, такая точка зрения не нашла значительной поддержки в отечественной географии. Территориальные различия в социальной жизни, как правило, рассматриваются в рамках СГ в узком смысле слова, или социологической географии (социогеографии), а, по мнению С. Я. Ныммик, "последняя не может быть включена в экономическую географию в качестве ее компонента".

Судьба СГ в нашей стране была нелегкой. Характерно, что в "Энциклопедическом словаре географических терминов" (1968) СГ "забыта". Для становления этой науки в отечественной географии многое было сделано Η. Н. Баранским, который еще в 1930 г. поднял вопрос о создании "социогеографии". Он подчеркивал важность органического слияния экономического и социального аспектов исследования. Баранский считал, что экономикогеограф должен знать не только состав населения, расселение, характер населенных пунктов, но и нравы, обычаи, культуру. Его глубоко беспокоило то, что сведения о населении, социальной сфере в свое время выпали из географических работ. В 1946 г. он писал: "В каких домах живут люди данной страны, чем они питаются и во что одеваются, во что верят и как проводят свободное время – обо всем этом наши современные географические описания неизменно умалчивают... Человек – тема для наших географов определенно неприятная, щекотливая тема, которую предпочитают не касаться. Как-никак, а в результате “человека забыли”!!!"

Другой известный отечественный географ, ученик Η. Н. Баранского, Ю. Г. Саушкин обращал внимание на то, что СГ, составляя нераздельное единство с экономической географией, оценивает территориальную организацию производительных сил в целом и отдельных ее сторон с точки зрения не только экономики, но и социальной эффективности. В числе слагаемых планирования и достижения социальной эффективности Саушкин выделял:

  • работу с высоким качеством итога в благоприятной среде – человеческом коллективе при высокой степени механизации и автоматизации, в окружающей среде, близкой по чистоте к природным условиям;
  • хорошее образование – среднее или высшее, которое дало профессиональную подготовку, создало культурную основу жизни;
  • интенсивную общественную жизнь;
  • удавшуюся личную жизнь, в том числе семейную, и достаточные удобства жизни, прежде всего жилищные, включая и чистоту окружающей среды в месте постоянного проживания;
  • значительное реальное свободное время, которое можно использовать творчески (плодотворную творческую жизнь, связанную с наукой, изобретательством, культурой и т.п.);
  • самодеятельные путешествия по стране для знакомства с ее природой, историей, памятниками искусства и т.д.

Таким образом, поле деятельности СГ – исследование географических различий в условиях, уровне и характере жизни населения. В центре ее внимания – человек, условия его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.

Место СГ в системе географических наук определяется той ролью, которую играют социальные отношения (социальная сфера) в обществе. А роль их исключительно велика, ибо они охватывают всю совокупность отношений между отдельными группами людей, личностью и социальной общностью, личностью и трудовым коллективом, а также отношения, формирующиеся между территориальными общностями людей. Исходя из этого, можно считать вполне справедливым утверждение о том, что СГ должна занимать центральное, узловое положение в системе географических наук, что только она способна взять на себя географический анализ социального развития.

В своих исследованиях СГ тесно взаимодействует не только с экономической географией, но и с региональными общественными науками (региональной экономикой, региональной социологией и др.), использует методы и приемы социологии, опирается на социологический анализ развития сел, городов, районов, предприятий, различных групп населения.

Развитие каждой науки и любого научного направления определяется в первую очередь тем, насколько верно установлены объект и предмет их изучения, как они вписываются в общую систему научного знания. Для социальной географии это имеет особое значение, потому что, во-первых, она является еще относительно молодой наукой, а, во-вторых, постоянно расширяется спектр нерешенных социально-географических проблем.

Определение объекта и предмета социальной географии сопряжено с рядом трудностей, обусловленных сложностью и многогранностью объекта (и предмета) самой географии.

Социальная география относится к числу тех отраслей общественной (социально-экономической) географии, сущность которых «выкристаллизовалась» лишь на рубеже XX и XXI веков. Именно это определяет внутреннюю противоречивость и неоднозначность понимания даже самого названия этой науки.

Энциклопедии как основные источники сведений о явлении дают следующие определения. Так, «Большой Энциклопедический Словарь» определяет социальную географию как отрасль социально-экономической географии, которая изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего, с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека. Она тесно связана с социологическими, демографическими, экономическими и другими исследованиями ‘. В «Географической энциклопедии» речь идет об условиях не только труда и быта, но и развития личности . «Современная иллюстрированная энциклопедия» в качестве предмета социальной географии указывает также «взаимосвязь между различными аспектами человеческой деятельности и их проявлением в пространстве» .

По нашему мнению, все рассмотренные определения есть по сути перефразировка основных положений Большого Энциклопедического Словаря.

Определение, даваемое социологической наукой, имеет определенные отличия. «Социологический словарь» трактует социальную географию как дисциплину, изучающую закономерности и факторы возникновения территориальных различий в социальных структурах (классовых, промышленных, национальных, половозрастных и других) и рассматривающую их во взаимосвязи с материальным производством и окружающей природной средой . Таким образом, социологи акцентируют внимание на взаимодействия социума с внешней средой - производственной, экологической и т.д.

Рассмотрим мнения ряда отечественных и зарубежных ученых по поводу определения сущности социальной географии.

Так, в словаре-справочнике «Социально-экономическая география: понятия и термины» (2013) М.С. Савоскул определяет социальную географию как ветвь социально-экономической географии, которая изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего, с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни человека, взаимосвязь между различными аспектами человеческой деятельности и их проявлением в пространстве. Исходя из этого, к сфере ее деятельности практически относят все географические исследования, не затрагивающие изучение материального производства и природных ресурсов. По существу, такой подход принципиально совпадает с определением этой науки, обоснованным Э.Б. Алаевым еще в 1983 г. в его понятийно-терминологическом словаре «Социально-экономическая география» .

По мнению М.С. Савоскул, предельным объектом социальной географии является «все человечество», а конкретными объектами - различные территориальные общности людей, постоянно трансформирующиеся пространственно-социальные системы. В широком смысле социальная география рассматривается как совокупность всех разделов и направлений общественной географии, изучающих социально-пространственные группы населения, территориальные различия в условиях, уровне и образе жизни населения. Поэтому к социальной географии относятся география населения, география сферы обслуживания, география потребления, рекреационная география. При такой трактовке социальная география - это комплекс уже сложившихся наук внутри общественной географии.

По мнению Э.Б. Алаева, в социальной геофафии категории возможности, необходимости, рациональности развития рассматриваются через оценку условий жизни отдельного человека как биологического вида и личности, различных общностей людей и общества в целом. Потом эти различия получают экономическую, политическую, технологическую и иную интерпретацию. Поэтому основной предмет исследования социальной географии - объяснение и прогнозирование пространственных аспектов поведения людей.

Кроме того, Э.Б. Алаев считал, что объектом исследования социальной географии выступают различные территориальные общности людей, их исторические особенности развития, внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой, взаимосвязи между разными территориальными общностями, различные фуппы населения (классовые, национальные, профессиональные) внутри этих общностей. Социальная география исследует и региональные различия в условиях жизни людей (природные, экономические, социальные), пути выравнивания уровней жизни между различными районами и типами поселений.

По мнению этого ученого, социальная география исследует и региональные различия воспроизводства населения и трудовых ресурсов, пространственные перемещения людей. Конкретными объектами наблюдения социальной географии автор считал различные типы, формы, сети и системы населенных пунктов, районы и страны. Однако при этом основной единицей наблюдения служит человек, который в случае необходимости характеризуется согласно своей классовой, национальной, семейной, производственной принадлежности, полу, возрасту, образованию, профессии, состоянию здоровья и т.п. Объекты, отношения и процессы, изучаемые социальной географией, требуют интегрального подхода, включающего экономические и экологические оценки, поэтому четкой грани между социальной и экономической географией не существует.

Свое понимание сущности социальной географии представили в 1983 г. С.А. Ковалев, А.И. Алексеев и А.А. Ткаченко . Авторы отмечали, что содержание самого понятия «социальная география» и ее положение в системе географических наук трактуется по-разному и выделили три группы взглядов.

Первая группа объединяет взгляды исследователей, которые считали, что социальная география - это новая наука в составе географии населения. Так, А.А. Долинин отмечал, что социальная география - новая наука в составе географии населения, которая занимается изучением региональных особенностей социального состава населения и социальных явлений . А.А. Анохин и А.И. Костяев также считали социальную географию «новой отраслью» географии населения, которая изучает пространственную организацию социальной жизни районов разных иерархических типов .

Вторая группа взглядов объединяет мнения о том, что социальная география - самостоятельная наука наряду с экономической географией и географией населения. Такую точку зрения высказывали ученые Тартусского университета Эстонии. С.Я. Ныммик считала, что социальная география на эмпирическом уровне изучает «систему пространственных отношений в непроизводственной сфере» (от территориальной организации отраслей до географических различий в образе и уровне жизни населения). Поэтому география населения и социальная география частично перекрывают друг друга, хотя и являются самостоятельными науками в системе общественной географии |0 . По мнению Т.В. Райтвийр, в рамках узкой трактовки социальная география - это «социологическая география», изучающая социологические объекты, смысл исследования которой заключается в исследовании и управлении социальной сферой территориальных систем м. При этом тоже сохраняется размытость границы между социальной географией и географией населения.

Третья - наиболее многочисленная - группа взглядов исходила из того, что социальная география не является какой-то самостоятельной наукой в рамках общественной географии, а представляет «социальный срез», социальный подход в исследовании хозяйства, расселения населения и даже отчасти природной среды. Так, Ю.Г. Саушкин полностью отрицал возможность формирования социальной географии как особой новой отрасли общественной географии, а считал ее лишь социально-географическим аспектом исследования в рамках этой науки |2 . В.М. Гохман выделял всисте-ме общественной географии три направления исследований - социальногеографическое, экономико-географическое и культурно-географическое, - которые можно выделить в каждом из ее традиционных направлений .

Наряду с вышеизложенными точками зрения в отечественной географии были и другие взгляды, которые трактовали еще более широко понятие социальной географии. Например, В.В. Покшишевский считал, что социальная география - единственная из обществоведческих географических наук, которая включает в себя и всю экономическую географию и, а Н.К. Мукитанов в своих трудах отмечал, что социальная география должна исследовать социальные функции географической среды, которые у нее формируются в процессе включения ее в хозяйственную деятельность .

Оценивая все эти весьма различные подходы, Э.Б. Алаев еще в начале 80-х годов прошлого века сделал вывод, что дальнейшая социологизация и гуманизация географии превратят социальную географию в «венец» географического знания |6 . Однако, не смотря на исключительную важность социально-географических исследований, становление этого направления отечественной общественной географии до сих пор встречает немало сложностей.

Столь же неоднозначное понимание сущности социальной географии сложилось и в зарубежной науке. В словаре общегеографических терминов, изданном английскими географами под редакцией Д. Стампа в 1961 г. (в русском переводе - 1976 г.), приведена подборка взглядов разных ученых на понимание этой науки . По мнению Gilbert E.W. и Steel P.W., социальная география имеет 4 основных раздела:

  • 1. распределение населения на Земном шаре;
  • 2. распределение и тип сельских поселений;
  • 3. географическое учение о городах, или «география городов»;
  • 4. распределение социальных групп и их «образ жизни» в различных условиях внешней среды, включающее географический анализ жилищных условий, благо со стояния и условий труда.

С.С. Huntington и F.A. Carlson еще в 1931 г. писали, что социальная география изучает взаимоотношения между человеком и окружающей его средой с точки зрения человека и его деятельности. При этом люди рассматриваются не как индивидуумы, а в группах, в целом в их отношении к тому миру, составной частью которого они являются. Taylor (1951) под социальной географией понимал выявление различных районов земли в зависимости от сочетаний социальных условий на основе общих условий внешней среды. J.M. Houston (1953) определял социальную географию как учение о сельских и городских поселениях и их населении. W. Fitzgerald (1945) считал, что социальная география изучает пространственное распределение или структуру явлений, которые имеют социальную значимость для человека, причем они рассматриваются не изолированно, а во взаимопроникающих соотношениях с общим окружением человека, подвергающегося непрерывному изменению.

По мнению Дж. Хьюстона (J.M. Houston), термин «социальная география» впервые был использован в 1908 г. Камилем Валло в значении «география человека» (Human Geography). О формальном понимании термина британскими географами свидетельствует такой факт: когда Лондонский университет в 1948 г. создал кафедру социальной географии при Лондонской школе экономики, и Дадли Стамп стал ее первым профессором, то название означало не более чем сферу исследований в области, связанной с социальными науками.

До распада СССР в капиталистических странах социальная география изучала преимущественно поведение населения и его различных групп в той или иной местности под влиянием изменений рыночной конъюнктуры, состояния окружающей среды и т.п. При этом население дифференцируется по демографическому, имущественному, этническому, расовому составу. В качестве объектов наблюдения рассматривались не только регионы и города, но и юродские районы (кварталы), различаемые по имущественной и национальной специфике их обитателей.

Такая сложность в определении сущности социальной географии несомненно имеет объективный характер и связана, во-первых, с неоднозначностью понимания термина «социальный», а во-вторых, с историческими аспектами формирования национальных школ общественной географии.

В самом общем виде термин «социальный» (от лат. «socialis» - «общественный, дружеский, союзный») - общественный, то есть связанный с жизнью и отношениями людей в обществе,8 . В свою очередь, «общество» в широком смысле-совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений ; совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни; исторически конкретный тип социальной системы, определенная общественно-экономическая формация .

Некоторые исследователи трактуют термин «социальный» более развернуто и выделяют в нем три аспекта:

I. существенная черта общественного человека - способность к совместной деятельности, существование сообществами и постоянное их воспроизводство через деятельность индивидов и их групп; в результате этого возникает, формируется и устанавливается конкретный тип единства взаимодействующих индивидов и групп;

  • 2. совокупность характеристик взаимодействующих индивидов (как членов различных групп) формируется благодаря статусной динамике и изменению характера взаимодействий и отношений;
  • 3. интерсубъективная реальность «повседневного мира» создается, интерпретируется и воспринимается через типизацию смыслов и значений .

Такой анализ рассмотрения термина «социальный» в его воспроизводственном аспекте требует осмысления термина «социализация», который трактуется, с одной стороны, как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, которые накапливались и передавались от поколения к поколению, а, с другой стороны, как процесс введения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств.

На наш взгляд, в целом такой понятийно-терминологический анализ весьма полезен, но он не может определить сущность социальной географии и ее положение в системе географических наук. Решение этой задачи требует применения историко-генетической методологии, которая позволяет проследить формирование социальных отношений между людьми и их территориальными группами на разных этапах развития географической науки и сопредельных с ней областей знания.

Каждое из рассмотренных выше понятий социальной географии не исключает одно другого и отражает какой-либо ее аспект. Особо нужно подчеркнуть, что одному к тому же объекту можно дать ряд правильных и не взаимоисключающих определений в зависимости от того, под каким углом зрения смотреть на объект, какую сторону его содержания раскрывать.

Мы полагаем, что социальная география - это научное направление в системе общественной географии, изучающее закономерности территориально-временной организации социальной сферы общества, законы формирования, функционирования и развития территориальных социальных систем, а также принципы и механизм управления ими. Предельным объектом социальной географии является общество, а непосредственным предметом изучения - территориальные социальные системы. Конкретными объектами исследований выступают различные территориальные общности людей, в том числе исторические особенности их развития, структура, связи с производством и окружающей средой, а также взаимосвязи между различными территориальными общностями. Социальная география также изучает региональные различия и особенности формирования образа жизни людей, обусловленные укладом, уровнем, качеством жизни и рассматриваемые в единстве с природными, экономическими, социальными и другими условиями.

Конкретными объектами наблюдения в социальной географии служат поселения и регионы, а основной единицей наблюдения является человек, характеризуемый по полу, возрасту, профессии, семейному положению и другим признакам.

Объекты, отношения и процессы, изучаемые социальной географией, требуют комплексного подхода, включающего социологические, экономические, экологические, статистические и другие оценки.

Территориальные социальные системы можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, как самостоятельные, относительно автономные территориальные образования; во-вторых - как подсистемы более интегральных территориальных социально-экономических и общественных систем. При этом следует иметь в виду, что такой двойственный подход к территориальным социальным системам не только правомерен, но и творчески продуктивен. Он отражает процессы дифференциации и интеграции общественной жизни и позволяет глубже познать социальную сферу жизни людей, а также выявить всю гамму ее взаимоотношений с другими сферами общества. Приоритетность социальной составляющей в воспроизводственных процессах стран и районов способствует повышению уровня сбалансированного развития всех территориальных образований. Она же и предопределяет важность изучения территориальной организации социальной сферы общества.

Интегрирующая роль социальной сферы во всех территориальных общественных системах наложила отпечаток и на отношения социальной географии с другими науками и научными направлениями. Общеметодологической основой социальной географии как в СССР, так и в современной России являются исторический материализм и общая социологическая теория. Как общественно-географическое направление она стала формироваться на основе географии населения, заимствуя опыт демографического анализа, его теоретические концепции и методический инструментарий. В ходе интеграции географии и социологии и обособления социальной географии она во многих отношениях опиралась на геодемографию, географию сферы обслуживания и другие географические дисциплины. Однако, к сожалению, до настоящего времени еще нет полной ясности в структурных взаимосвязях ее с другими географическими направлениями, рассматривающими явления и процессы социального характера. В то же время несомненно то, что ускоренное развитие социальной географии предопределено как внутренней логикой эволюции научного познания, так и усложнением задач, стоящих перед обществом.

Положение социальной географии в системе наук определяется той ролью, которую выполняют социальные отношения в жизни общества. Они являются особым видом отношений. Специфика их заключается в том, что они возникают между людьми в процессе воспроизводства и развития человека как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности. Социальная сфера охватывает всю совокупность отношений, складывавшихся между отдельными группами людей, личностью и социальной общностью, личностью и трудовым коллективом, а также между территориальными общностями людей.

Здесь уместно подчеркнуть, что социальное развитие - это, прежде всего, процесс совершенствования человека, гармоничное развитие личности. Социальные процессы, направленные на повышение благосостояния людей и всестороннее развитие человека, реализуют главные целевые установки в функционировании общества. На современном этапе ощутимо, что социальная география обладает свойством интеграции отдельных направлений и в общественно-географической науке и в системе всей географии.

Одновременно социальная география выступает как элемент обществоведческого научного знания и в качестве такового использует категории и понятия многих общественных наук. Она тесно взаимосвязана не только с историческим материализмом и социологией, но и с демографией, историей, психологией, этнографией и др. Социальная география существует на стыке с географией культуры, физической географией, рекреационной географией и другими отраслевыми науками.

Отдельно следует остановиться на отношениях социальной географии с региональной социологией. В литературе по этому вопросу имеются разные точки зрения. Так, Т.В. Райтвийр полагает, что это два разных названия одной и той же науки .

Мы полагаем, что при определении сходства и различий между социальной географией и региональной социологией нужно иметь в виду разные уровни проведения исследований. На теоретическом уровне расхождения между ними заключаются в исходных позициях и подходах, в использовании преимущественно географических или социологических концепций. На эмпирическом уровне между ними очень много сходства, так как конкретные исследования часто перекрываются, образуя междисциплинарную кооперацию. В процессе решения прикладных проблем, например, определения уровня социального развития района, неизбежно привлечение данных социологии, демографии, экономики, статистики. Эта задача может быть решена и региональной социологией, и социальной географией, но с использованием соответствующих материалов и теоретических положений других наук.

Еще раз подчеркнем, что социальная география изучает всю совокупность проблем социального развития в их региональном направлении, включая территориальную организацию социальной сферы, свойства и особенности образа и качества жизни людей, различные виды структур населения.

Социальная география призвана анализировать социальные проблемы региональных процессов общественного развития. Однако задачи, стоящие перед ней, не ограничиваются лишь вопросами территориальной организации, они могут включать и другие аспекты социального развития. Отражая потребности общества и необходимость реализации долговременной экономической и социальной стратегии, цели исследования могут быть разного масштаба и значимости. Они должны быть направлены на достижение оптимальности всей совокупности социальных процессов в их территориальном выражении, повышение социальной эффективности функционирования всего общества, отдельных субъектов Федерации, муниципальных районов, городских округов.

англ. geography, social; нем. Sozialgeographie. Дисциплина, изучающая закономерности и факторы возникновения территориальных различий в соц. структурах (классовых, промышленных, национальных, половозрастных и др.) и рассматривающая их во взаимосвязи с материальным производством и окружающей природной средойХ

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

в широком смысле география об-ва, изучающая территориальную организацию об-ва (ТОО) - сочетание соц. структур, взаимодействующих между собой. Это взаимодействие происходит как непосредственно, так и через структуру управления в целях обществ. воспроизводства на основе действующих в данной соц.-экономич. формации законов функционирования и развития об-ва. В узком смысле Г.с. исследует непроизводственные компоненты ТОО. В развитии географич. науки произошли существенные сдвиги. Один из самых важных сдвигов состоит в том, что в центре ее внимания оказалось понятие "об-во", к-рое ранее рассматривалось не как нераздельное целое, не как целостная система, а как его отдельные структурные единицы. В центре внимания специалистов ранее находились такие понятия, как "производительные силы" и "производство", делался упор на изучении размещения производительных сил, географии производства. В связи с перестройкой предмета изменилось понимание обществ.-географич. ветви системы географич. наук, в рамках к-рой рассматриваются не только экономим., но и соц. аспекты территориального развития. И называется она ныне не экономим., как раньше, а соц.-экономич. географией (СЭГ). В самом содержании научн. исследований при этом сохраняется значимость фактора размещения прежде всего экономики. СЭГ в современном понимании не должна означать, что экономика отодвигается как бы на второй план. В самом названии утверждается нацеленность на соц. рез-ты жизнедеятельности об-ва, но при безусловном сохранении направленности на фундаментальное изучение прежде всего экономич. стороны. СЭГ охватывает более полно и различн. стороны изучения того, что назовем условно территориальной деятельностью людей. СЭГ становится географией образа жизни, а не только производства и его соц. факторов, населения и поселений. Системы, к-рые рассматриваются в Т.е., - это территориальные обществ. (соц.-производст-венно-технич. в широком смысле) системы (комплексы). Существуют как территориальные, так и обществ. системы не только этого класса, но и других (видов, типов). Напр., могут быть выделены территориальные природные системы, а также природно-обществ. Территориальная обществ. система (ТОС) - это сложная, субординированная, вероятностная, развивающаяся, открытого типа система, в к-рой главнейшую роль играет вопрос управления ее поведением и развитием. ТОС в действительности характеризуется, как правило, следующим набором основных, системообразующих факторов: общность производственных и транспортных связей; единство системы населенных пунктов и демографич. связей; единство системы соц. инфраструктуры; общность природопользования и охраны окружающей среды; единство системы информации; общность и централизация управления автономными объектами системы. ТОС в рамках определенных обществ. отношений формируется как обществ.-территориальная система, включающая население, производство, природные ресурсы, т. е. существующая прежде всего как территориальная система производительных сил. В со-циологич. литературе сравнительно недавно появилось новое понятие "общность социально-территориальная" (см.). При проведении экономико-соц.-географич. исследования необходимо использование целого спектра (совокупности) методологич. подходов. Неизбежность синтетич. подхода при изучении соц.-экономич. действительности вытекает уже из самой интегральной ее сущности. Сущность географич. подхода отражена в четырех принципах: геоториальность (территориальность), комплексность, локальность и глобальность. Особенность экологич. подхода состоит в анализе взаимодействия об-ва и природы с позиций ди-намич. равновесия между человеком и природой. Социологич. подход в исследовании стави во главу угла интересы человека, общность людей, об-ва в целом. Сущность поведенч. подхода заключается в учете соц-психологич. реакциилкдей на качество и свойство окружающей среды. Нек-рые авторы пишут о "соц. географии в узком смысле", "социогеографии", изучающей "всевозможные социологич. объекты" (не смешивать с "обществ. географией", или соц. в широком смысле), выводя ее за пределы не только географии производства, но и уже давно сложившейся научн. дисциплины - географии населения и поселений. На самом деле они ведут речь не о соц., а о поведенческой географии. ТОС - объект исследований в Г.с, но вместе с тем служит объектом исследований и др. научн. дисциплин, в первую очередь региональной экономики и региональной социологии. У этих дисциплин, связанных с соц.-экономич. географией, общий объект, но разные предметы исследований неодинаковая предметно-методологич. сущность. Наиболее рационально сформированная ТОС - это система, основанная на концепции ТПК, на теории экономич. районирования страны и теории управления. В области практич. действий актуальна задача оптимизации сложившихся территориальных структур, прогнозирования и проведения определенной политики в сфере территориального развития об-ва - его региональной политики. В области науч. исследований актуальна задача выявления всех закономерностей ТОС и возможностей управления. В территориальном развитии следует различать процессы самоорганизации (саморазвития), требующие изучения, осознания и разработки проблем управления, и процессы организации посредством системы управления. И в том, и в другом случае особое значение в изучении ТОС придается парадигме управления. Несомненна связь проблемы управления развитием об-ва со всей тематикой территориально-системной организации страны в целях этого управления, и прежде всего с соц.-экономич. районированием, какое и соответствует, в сущности, этим целям. Понятие районирования в широком смысле включает научно обоснованную классификацию и типологию территориальных объектов управления на разных иерархия, и функциональных уровнях, формирование более соответствующей требованиям обществ. развития иерархии этих объектов, наконец, определение их границ, а также разработку критериев и методов, к-рые должны быть положены в основу их пространственного разграничения. Лит.: Ныммик С.Я. Соотношение экономической, социальной и социально-экономической географии//Изучение проблем социально-экономической и социальной географии. Тарту, 1979; Анохин А. А., Федоров Г.М. Социальная география в системе наук. Л, 1984; Хорев Б.С. Региональная политика в СССР. М., 1989; Morill R.L. The spatial organization of society. Belmont. (California). 1970. Б.С. Хорее.

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

Экономическая и социальная география мира – общественная географическая наука, изучающая развитие экономики и размещение населения в мире в целом, в отдельных регионах и странах.

Экономическая география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только экономические, но и социологические методы исследования.

Социология – наука об обществе и поведении людей, Экономическое и социальное неравенство тесно связано между собой, Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора. Таким образом, поставив человека в центр внимания, экономическая география породнилась с социальной географией.

Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования.

Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды.

Длительное развитие географии привело к углублению её внутренней дифференциации. В экономической географии: география населения, промышленности сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.

  1. Источники географической информации

Основные методы географических исследований.

Описательный. Изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство).

Сравнительный. При изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы.

Картографический. Для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэро– и космоснимков, математическими и т. д.

Ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее.

Типологический. По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки.

Методы географических исследований. Традиционные методы : 1) картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы анализа карт). Карта при обучении выполняет ряд функций: источника информации, средства обучения, метода обучения.

2) Статистический

3) Сравнительный

4) Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

5) Математические методы исследования позволяют перейти к математическому моделированию физико - и экономико-географических явлений и процессов.

Современные методы географических исследований :

1) Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др.

2) Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Мы живём в эпоху «информационного взрыва», когда объём научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Информатика позволяет применять экономико-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинфомационных систем (ГИС). Внедрение ГИС-технологий в географию затронуло многие отрасли и в первую очередь пиктографию. (Пример: уже созданы мировые электронные карты, различающиеся по характеру и языку. Национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции, Китая и др. стран).

3) Космические методы исследований нашей планеты, т. к. климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Источники географической информации.

1. Карты, атласы, топографические планы.

2. Географические описания разных территорий.

3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д.

4. Космические и аэрофотоснимки.

5. Географоинформационные системы (ГИС).

В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС.

Практическая Работа №1. « Источники географической информации».

Задание 1. Провести сравнительный анализ карт атласа Экономическая и социальная география мира.

Задание 2. Изучить особенности легенды (условных обозначений) на тематических картах мира. Выделить различные способы вынесения нагрузки на карту.

Задание 3. Изучить характер и способы размещения статистического материала на тематических географических картах.

2. Политическое устройство мира.

2.1. Политическая карта мира

2.1.1. Этапы формирования политической карты мира.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий. Выделяют: древний, средневековый, новый и новейший периоды.

а) Древний – от эпохи возникновения первых форм государства до V в. н.э. охватывает эпоху рабовладельческого строя. Первые государства, Древняя Греция, Древний Рим и другие. Главное средство изменения территорий – военные действия.

б) Средневековый период ( V - XV вв.) – эпоха феодализма. Складывается внутренний рынок, преодолевается обособленность регионов. Поиск новых путей в Индию т.к. Османская империя контролировала восток.

Государства: Венгрия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и т.д. Эпоха Великих географических открытий сильно изменили политическую карту мира.

Появление первых колоний Португалии: Мадейра, Азорские острова, Невольничий Берег (Африка).

Испанская колонизация:

1492-1502 – открытие Америки Колумбом.

Магеллан (1519-1522 гг.) А. Веспутчи 1499-1504 гг. открыл Южную Америку. На арену выходят Англия, Германия, Франция, Нидерланды, США.

Новый период соответствует этапу новой истории (ХVI - ХI Х вв.) – формирование колониальной системы.

Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже XIX -XX вв. – резко обострилась борьба за территориальный раздел мира.

Новейший период (первая половина ХХ века) – образование социалистических стран (Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария и др.), распад колониальной системы.

Современный период с окончанием II Мировой войны. Выделяют три этапа:

1-ый этап : формирование мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии 40-50-е годы ХХ века;

2-ой этап после II Мировой войны – распад мировой колониальной системы и образование новых независимых государств в Африке (60-70-е годы ХХ века);

3-ий этап с начала 90х годов по сей день:

  1. образование СНГ
  2. «бархатные» революции в Европе.

Изменение политической карты мира сопровождалось не только изменением количества государств, но и сменой общественно-политических формаций.

2.1.2. Территории и границы.

Территория – часть поверхности суши с присущей ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами.

Государственные границы – линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства, т.е. пределы распространения суверенитета).

Два типа установления границ: делимитация и демаркация.

Делимитация – определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесения ее на географическую карту.

Демаркация – проведение линии государственной границы по местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Известные орографические, геометрические, географические государственные границы (географические координаты).

Выделяют:

а) государственную территорию;

б) территорию с международным режимом (в общем пользовании государств – море, космическое пространство).

в) территории со смежным режимом;

г) экономическая зона – территория акватории Мирового Океана за пределами территориальных вод шириной 0≈200 морских миль – особые территориальные режимы – это международно-правовой режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией или пространством.

Главные субъекты политической карты мира – суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. В 1900 году было всего 55 государств. Распад к. системы (II Мировая война) накануне 71 в 1947-81, 1995-190 государств. После 2000 года количество их достигло 230. Суверенных государств 192, остальные приходятся на так называемые несамоуправляющиеся территории – преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, США. Суверенитет государства – полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающую всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения за исключением случаев явного выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.

Суверенитет государства основывается на принципах: суверенного равенства государств и взаимного уважения государственного суверенитета; и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Существует ≈ 30 несамоуправляющихся территорий (см. стр. 16, 17, 18 –Родионова их 2 группы).

а) колонии - официально включенные в список ООН (Гибралтар, Остров Святой Елены, о. Кергелен);

б) территории, фактически колонии, не включенные в перечень ООН – «заморские департаменты», «заморские территории», «свободно ассоциированные государства».

Не определен до сих пор статус Сахары – бывшей колонии Испании. Предлагается референдум по вопросу самоопределения.

Вопрос предоставления независимости колониям сложен: многие из них важны для метрополий как военно-стратегические или другие объекты. Так базы США в Тихом и Атлантическом океанах.

Образование и развитие государств – сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних факторов политических, социальных, экономических, этнических ≈ 300 объектов по которым споры в 100 – острые конфликты (Проблема курдов, Чечня, республик на территории бывшей Югославии, Индо-Пакистанский и Арабо-Израильский конфликты).

Колонии (от латинского Colonia -население) – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии) лишенная экономической и политической самостоятельности во внутренних делах, а его внешние отношения: оборону и т.д. осуществляет государство – метрополия.

Доминион (владение, власть) – государства в составе Британской империи признавшие главой английского короля (Канада 1867, Австралийский Союз 1901, Новая Зеландия 1907). После образования Британского Содружества термин доминион вышел из употребления.

Мандатные (подмандатные) территории – общее название бывших колоний Германии и бывших владений Османской империи, переданных после первой мировой войны. Лигой наций под управление странами победителями.

После второй мировой войны мандатная система была заменена системой опеки ООН.

Подопечные территории – зависимые территории, управление которыми было передано ООН какому-либо государству. Примеры: до получения независимости Каролинские, Маршаловы острова – были под опекой США, часть Каролинских островов – острова Палау находились под опекой ООН.

Кондоминиум – совладение, совместное осуществление верховной власти над одной и той же территорией двумя или несколькими государствами (с 1899 по 1956 гг. – англо-египетским совладением был Судан).

По величине территории выделяют страны:

Большие (страны-гиганты). Таких стран семь (Россия, Китай, Индия, США, Канада, Бразилия, Австралия). Площадь их более 3 млн. км2 ;

- «крупные страны » страны Европы, их площадь более 500 тыс. км² (Франция, Испания); площадь более 1 млн. км2 у стран Судан, Алжир, Ливия;

Микрогосударства – это страны Европы – Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан, Сингапур и другие островные государств.

По численности населения :

Страны-гиганты – свыше 100 млн чел. (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия, Бангладеш, Япония, Нигерия, Мексика);

Средние страны – Финляндия, Польша, ЮАР, Болгария, Перу и др;

-микрогосударства с населением 10-30 тыс. чел. и менее – Ватикан, Монако, Андорра, Сан- Мариино, Лихтенштейн, Страны Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксимбург).

По географическому положению страны подразделяются:

С приморским положением (Россия, США, Китай, Бразилия, Мексикаи т. д.);

Полуостровным (Корея, Вьетнам, Саудовская Аравия, Индия Италия и т. д.);

Островным (Исландия, Япония, Великобритания, Шри-Ланка, Мадагаскар, Филиппины, Малайзия, Индонезия и т.д.);

42 страны лишены выхода к морю (Монголия, Белоруссия, Чехия, Непал, Бутан и т.д.).

2.1.3. Влияние современных международных отношений на политическую карту мира.

Во второй половине 80х годов в международных отношениях наметился переход от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Это относится к отношениям между Россией, странами СНГ и США, между странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), других регионов.

Путем переговоров были разрешены такие конфликты в Центральной Америке (Никарагуа, Сальвадор) на Юге Африки (Намибия), Камбоджа.

В результате международная напряженность пошла на убыль, в мире стало спокойнее и безопаснее.

Но есть вопросы, требующие своего разрешения:

1) локальные конфликты и региональные конфликты (Югославия, Кавказ);

2) борьба за нераспространение ядерного оружия. В «клуб» ядерных держав получили право входить только пять стран: СССР, США, Великобритания, Франция, Китай. Нелегальной разработкой занимается Индия, Пакистан, Иран, Израиль, Северная Корея;

3) расширение блока НАТО – возник в 1949 г. входило 16 стран. В настоящее время идет расширение блока на восток. В 1999 г. в его состав вошли Польша, Чехия, Венгрия. Претендуют и другие государства. НАТО не только политический, но и военный блок. Доказательством того являются бомбардировки Югославии. Российская дипломатия выступает против подобных планов. Россия предлагает разработать новую систему безопасности, основанную на блоковом, а не всеобъемлющем коллегиальном подходе.

4) Большую тревогу вызывают события на севере Африки. Трагические события в Ливии привели к кровопролитным действиям в стране. Стабильность не наступила и по сей день. Наличие легкодоступных залежей нефти вызывает нездоровый интерес отдельных государств к запасам страны и разжиганию внутригосударпственного конфликта.

5) События в Сирии оставляют желать лучшего. Благодаря принципиальной позиции правительств государств Российской Федерации Китая удается сдерживать вторжение войск иностранных государств на территорию страны. Оппозиция, поддерживаемая иностранными государствами, не позволяет обеспечивать мир и спокойствие граждан страны. Военные действия продолжаются около года, что препятствует ирному развитию экономики страны.

Всемирная торговая организация

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО ; англ. World Trade Organization (WTO ), фр . Organisation mondiale du commerce (OMC ), исп . Organización Mundial del Comercio ) — международная организация , созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе , Катар .

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве , Швейцария .

Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами .

На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 95 % мирового торгового оборота.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.[

22 августа 2012 года вступил в силу Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994г. В этот день Россия официально становится 156-м государством - участником ВТО.

Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в международной торговле, упразднение таможенных пошлин и импортных квот. На сегодня в ВТО состоят 80% стран мира, на их долю приходится 97% мирового торгового оборота. На основе доли страны в мировом торговом обороте рассчитывается взнос страны - участницы в ВТО.

Соглашение о вступлении России в ВТО устанавливает "четкие правила внешней торговли с понятным алгоритмом их применения", отмечал ранее министр экономического развития РФ Андрей Белоусов. "Это обеспечивает стабильность внешнеторгового режима и предсказуемость правовых условий для экономических операторов, то есть для российских компаний, российских и зарубежных инвесторов, то есть гарантии, что они будут работать по одинаковым правилам и у себя дома, и других странах", - отмечал глава Минэкономразвития.

Снижение тарифной защиты является основным фактором риска для развития отраслей. Наиболее серьезные последствия может нанести снижение уровня таможенно-тарифной защиты рынка мяса, зерна, молока, сельхозмашиностроения, которое может повлечь рост импорта и, как следствие, сокращение отечественного производства, рабочих мест, прежде всего на предприятиях с низким технологическим уровнем и высокой себестоимостью выпускаемой продукции.

В связи с этим в правительстве разрабатывался ряд законопроектов, направленных на защиту наиболее уязвимых отраслей. Были введены переходные периоды для либерализации доступа на рынок, которые составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, члены рабочей группы по ратификации отнесли автомобильную промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение и легкую промышленность.

Стоит отметить, что вступление РФ в организацию на всех этапах воспринималось неоднозначно. Во время ратификации протокола в Госдуме депутаты фракции КПРФ выставляли пикет, держа в руках плакаты, содержащие призывы против вступления России в ВТО. Фракция "Справедливая Россия" также выступала против ратификации протокола.

Эту позицию разделил лидер ЛДПР Владимир Жириновский: "Если даже положительные факторы есть, то количество отрицательных моментов намного больше. Наша экономика не будет развиваться, у нас не будет блестящих перспектив. Мы будем волочиться в последнем вагоне этого обоза ВТО, где всем руководят транснациональные компании", - отмечал лидер фракции.

По мнению экспертов, выводы о том, как вступление России в ВТО повлияет на экономику страны, можно будет делать через 5-7 лет, когда закончится действие промежуточных соглашений, предполагающих постепенную либерализацию торговли с зарубежными государствами.

Процесс вступления России в ВТО длился 18 лет - с 1993г. До 2008г. Россия практически завершила переговоры со всеми странами, однако вооруженный конфликт в Южной Осетии осложнил ситуацию вокруг договоренностей с Грузией, которых удалось достичь лишь 2 ноября 2011г. при посредничестве Швейцарии.

22 августа 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом.

Цели и принципы ВТО *

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Список стран-членов ВТО

В ВТО входят 157 членов, в том числе: 153 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань , 2 зависимые территории (Гонконг и Макао ) и Европейский союз .

Состав ВТО: Австралия , Антигуа и Барбуда , Аргентина , Бангладеш , Бахрейн , Бельгия , Бразилия , Бруней , Великобритания , Венгрия , Венесуэла , Габон , Гайана , Гана , Германия , Гондурас , Гонконг (зависимая территория Китая ), Греция , Дания , Доминика , Европейский союз (международная организация), Замбия , Индия , Индонезия , Ирлндияа , Исландия , Испания , Италия , Канада , Кения , Коста-Рика , Кот-д’Ивуар , Кувейт , Люксембург , Маврикий , Макао (зависимая территория Китая ), Малайзия Мальта , Марокко , Мексика , Мьянма , Намибия , Нигерия , Нидерланды , Новая Зеландия , Норвегия, Пакистан Парагвай , Перу Португалия, Румыния , Свазиленд, Сенегал , Сент-Винсент и Гренадины , Сент-Люсия , Сингапур , Словакия Суринам , США , Таиланд , Танзания , Уганда , Уругвай , Филиппины , Финляндия , Франция , Чехия , Чили , Швеция , Шри-Ланка , ЮАР , Республика Корея , Япония , Тринидад и Тобаго , Зимбабве , Доминиканская Республика , Ямайка , Турция , Тунис , Куба , Израиль , Колумбия , Сальвадор , Ботсвана , Гвинея-Бисау , Джибути , Лесото , Мавритания , Малави , Мали , Мальдивы , Того , ЦАР , Буркина-Фасо, Египет , Польша , Швейцария , Гватемала , Бурунди , Сьерра-Леоне , Кипр , Словения , Монако , Лихтенштейн , Никарагуа , Боливия , Гвинея , Мадагаскар , Камерун , Катар , Фиджи , Эквадор , Гаити , Сент-Китс и Невис , Бенин , Гренада , ОАЭ , Руанда , Папуа — Новая Гвинея , Соломоновы Острова , Чад , Гамбия , Ангола , Болгария , Нигер , ДР Конго , Монголия , Республика Конго , Панама , Киргизия , Латвия , Эстония , Иордания , Грузия , Албания , Оман , Хорватия , Литва , Молдавия , КНР , Китайская Республика (частично признанное государство), Армения , Македония, Непал , Камбоджа , Саудовская Аравия , Вьетнам , Тонга , Украина , Кабо-Верде , Черногория , Самоа , Россия , Вануату .

БРИКС –одна из самых молодых и влиятельных экономических группировок современной действительности. В состав входят страны: Бразилия, Россия, Индия, Китай. Около половины всей производимой в мире продукции выпускают страны БРИКС. Брикс оказывает серьезное влияние на принятие важных международных решений. Аналитики считают, что за этой группировкой важное политическое будущее.

2.2. Формы государства

2.2.1. Форма правления. По форме правления современные государства делятся на четыре группы.

1. Республиканская возникла в древности (Афинская демократическая республика V -IV в. до н.э.; Римская аристократическая республика). Наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории 1991 г. сейчас их число превышает 140.

Законодательная власть принадлежит парламенту.

Исполнительная власть – правительству.

Президентская республика – президент возглавляет правительство (США, Латинская Америка).

Парламентская республика – роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр.

Социалистическая республика.

2. Монархическая форма правления – возникла в условиях рабовладельческого общества.

При феодализме – основная форма правления.

Первое государство с монархической формой правления – Древнегреческая монархия.

Сейчас в мире насчитывается около 30 монархий. В Америке нет ни одной страны с монархической формой правления.

Разновидности монархий:

- герцогство (Люксембург);

Королевство (Бельгия, Испания, Нидерланды);

Княжество (Андорра, Монако);

- Папское (теократическое) государство (Ватикан);

Империя (Япония);

- султанат (Малайзия) ;

- эмираты (Объединенные Арабские Эмираты).

В Саудовской Аравии и Брунее теократическое государство – глава светской и духовной власти одно лицо.

Конституционные монархии – подавляющее большинство среди монархий. Реальная власть в них принадлежит парламенту (Великобритания, Норвегия, Швеция).

Абсолютная монархия – правительство и другие формы власти ответственны лишь перед монархом – Оман, Саудовская Аравия. Эти страны являются теократическими государствами.

3. Содружество возглавляемое Великобританией. В состав содружества входят Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа, Барбадос, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка и др.

4. Четвёртая форма правления – была представлена одной Ливией (или официально – Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерея в настоящее время перестало существовать).

2.2.2. Форма государственного устройства .

Унитарное государство – это единое цельное государственного образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладает. Единая законодательная и исполнительная власть в Великобритании, Франции, Италии, Японии и др.

Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Территория состоит из определенных субъектов (штатов);

Субъекты наделены правом принятия собственных решений;

Компетенции между федерацией и субъектами определены конституцией;

Каждый субъект имеет свою правовую и судебную системы;

Единое союзное гражданство (как правило). В мире федеративное устройство имеют 22 страны: Россия, ФРГ, Швейцария, Индия, Нигерия и др.

Конфедерация – форма федеративного государства (временный юридический союз суверенных государств). Таковым в настоящий момент являются СНГ, Швейцария – союз суверенных государств, союз независимых кантонов (3 из них разделены на полукантоны).

2.2 .3. Формы государственного режима .

Совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим демократический и антидемократический (тоталитарный, авторитарный, расистский).

Тоталитаризм был развит в Фашистской Италии.

Диктатура – неограниченная власть (может быть пролетариата).

Апартеид (расизм) – крайняя форма расовой дискриминации существовал в ЮАР. Негры сгонялись в резервации за колючей проволокой. Коренное население было лишено всех социальных прав.

Геноцид – истребление отдельных групп населения. Например в годы Второй мировой войны фашисты истребляли евреев. В настоящий момент курды проживающие на территории Турции, Ирака и других государств лишены государственности и подвергаются жестокому гонению и уничтожению.

2.3. Типология стран мира.

Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые сходны. Выделяют несколько типологий.

2.3.1 . По уровню социально-экономического и политического развития :

а) Экономически развитые : делят на три подгруппы.

Первая подгруппа состоит из стран большой семёрки - США, Канада, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Япония. Внутренний Валовой Продукт (ВВП) в этих странах от 20 до 30тыс. долларов на душу населения. С правом совещательного голоса в состав стран большой восьмерки входит Россия.

Ко второй подгруппе относят менее крупные страны западной Европы , ВВП – как в странах большой семёрки. Исключение составляют Испания, Португалия, Греция, Ирландия.

К третьей группе относят (доминионы Великобритании) – Австралия Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

б) Развивающиеся страны можно разделить на шесть подгрупп:

Первая подгруппа – ключевые страны – Индия, Бразилия, Мексика обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. Хотя ВВП составляет 350 долларов.

Вторая подгруппа – страны Латинской Америки – Аргентина, Венесуэла и др.; а также страны в Азии и Сев. Африки. ВВП превышает 1000 долларов.

Третья подгруппа – новые индустриальные страны (НИС) – 1980 90-е годы – «азиатские тигры » - первой волны: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг.

Четвёртую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны Персидского залива Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, а также Ливия. ВВП – от 10 до 20 тыс. долларов US .

В пятую группу входят большинство «классически» развивающихся стран , отстающих в своем развитии, с подушевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. Это большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки (Лаос, Камбоджа, Чили и др.).

Шестую группу составляют 40 стран (с населением 600 млн. человек). Это наименее развитые страны, их называют «четвертым миром». ВВП – менее 300 долларов в год (Бутан, Непал, Афганистан).

в) страны с переходной экономикой (республики бывшего СССР) «постсоциалистические». По своим социально-экономическим показателям страны Восточной Европы, как и страны Балтии, и некоторые страны СНГ, относятся к экономически развитым государствам (Россия, Чехия, Украина и т.д.). Но среди них есть и развивающиеся государства (страны бывшей Югославии, Белоруссия и т.д.). Такое же двоякое положение занимает и Китай (душевой ВВП в этой стане составляет всего 500 долларов).

2.3.2. По уровню экономического развития :

а) экономически высокоразвитые страны :

1) Крупные экономически развитые страны: США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания;

2) небольшие страны Западной Европы: Швейцария, Австралия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия.

3) страны переселенческого капитализма Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, ЮАР.

б) страны со средним уровнем развития : Испания, Греция, Португалия, Ирландия.

в) экономически менее развитые страны – бывшие колонии:

1) ключевые страны – Бразилия, Мексика, Индия;

2) относительно зрелого капитализма : Боливия, Колумбия, Парагвай;

3) молодые освободившиеся государства – Гамбия, Габон, Индонезия, Пакистан, Бруней, Ливия;

Задание для самостоятельной работы

1. Назовите наиболее древние государства на политической карте мира.

2. Сколько этапов, и какие выделяют в формировании политической карты мира?

3. Покажите на контурной карте по памяти следующие страны: Россию, Францию, Китай, Японию, Саудовскую Аравию, Нигерию, США, Канаду, Бразилию, Австралию.

4. Какие страны добились политической независимости после Второй Мировой войны.

5. Приведите примеры стран – архипелагов (нанесите на контурную карту).

6. Дайте определение понятий:

- «экономической географии»,

Методу изучения в географии (приведите их классификацию), - «унитарное государство»,

- «суверенное государство»,

- «федеративное государство»,

- «республика»,

- «доминион»,

- «кондоминиум»,

- «геноцид»,

- «апартеид»,

- «граница».

7. Что изучает политическая география?

8. Используя материалы периодической печати, радио, телевидения охарактеризуйте современные международные отношения. Отметьте позитивные и негативные стороны, влияющие на современные международные отношения.

9. Приведите примеры стран «переселенческого капитализма».

10. Перечислите страны большой семёрки. Какая страна приглашается на заседания с правом совещательного голоса.

11. Перечислите страны ОПЭК.

12. Приведите примеры группировки государств «азиатские тигры». Почему их так называют?

13. Перечислите страны входящие в СНГ.

14. Назовите основные формы административно-территориального устройства. В чем заключается их основное отличие?

15. Назовите основные виды государственного строя. Перечислите отличительные признаки республик и монархий.

Практическая работа №2. «Типология стран по территории, численности населения и особенностям географического положения».

Задание 1. На основе политической карты мира в атласе и форзаца учебника выпишите в тетрадь: а) семь самых больших по территории стран мира; б) 11 стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек; в) примеры полуостровных, государств, стран – архипелагов, внутриконтинентальных стран. Вынесите эти страны на контурную карту.

Задание 2 . На основе методического пособия и форзаца учебника составьте таблицу: государственный строй мира, укажите форму правления и форму административно-территориального устройства. В каждой графе приведите по несколько примеров. Данные таблицы нанесите на контурную карту.

География - комплекс наук о Земле и обществе

География - одна из древнейших наук на Земле. Название ей дал древнегреческий ученый Эратосфен. Слово «география» произошло от греческого geo - «земля» и grapho - «пишу». На разных этапах развития человеческого общества, она помогала человеку решать самые насущные проблемы.

В энциклопедическом издании «География. Современная иллюстрированная энциклопедия» география определяется как «наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных частей и компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества» .

При этом под географической оболочкой понимается «оболочка Земли, включающая земную кору, гидросферу, нижнюю часть атмосферы, почвенный покров и всю биосферу. Термин введен академиком А. А. Григорьевым. Верхняя граница географической оболочки располагается в атмосфере на высоте 20-25 км ниже озонового слоя, предохраняющего живые организмы от ультрафиолетового излучения, нижняя - на глубине 5-8 км под дном океанов, 30-40 км под материками, 70-80 км под горными массивами. Таким образом, ее мощность меняется от 50-100 км на материках до 35-45 км в пределах океанов. Ее уникальность состоит в том, что на стыке литосферы, атмосферы и гидросферы зародилась органическая жизнь» .

Важнейшим предметом географического изучения в том же издании названы процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, государственном, континентальном, океаническом, глобальном уровнях.

Географическая среда - земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, в той или иной степени освоенная человеком и вовлеченная в общественное производство и социально-культурную деятельность человечества. Особенности ее, заключающиеся в разнообразии природных условий различных стран и регионов (полезные ископаемые, климат, рельеф, водные ресурсы и др.), влияют на жизнь общества, ускоряют или замедляют его развитие .

Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что дает основание рассматривать современную географию как сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико- географические), общественные (социально-географические и экономико-географические), прикладные географические науки и географические науки, носящие интегральный (пограничный) характер.

Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом: землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию (эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию, лимнологию ), гляциология, география почв, биогеография.

В социально-экономическую географию входят общие науки: социальная география и экономическая география, а также география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные социально-географические науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг. К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие системы географических наук привело к формированию прикладных географических наук и направлений - медицинской географии, рекреационной географии, военной географии и др.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путем развития некогда единой географии и ее расчленения на специализированные научные дисциплины в соответствии с практическими потребностями общества. Поэтому все частные географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность) и общий специфический язык науки - карту.

В ходе своего развития география не изолировалась от других научных дисциплин. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географической оболочки укреплялись связи географии с физикой, химией, геологией и биологией, а при исследовании социальной сферы - с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь, география обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками таких динамично развивающихся научных направлений, как экология, демогеография, этническая география, районная планировка, региональная экономика.

Методика географических исследований - это сложная система, включающая общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.); конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.); рабочие приемы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в том числе авиакосмические; лабораторные методы, например, спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.); методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.); методы и приемы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.). Особая функция географии - получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях ее естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств.

Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования. В процессе развития содержание географии, а также само понятие географического открытия неоднократно менялись. На протяжении веков главным содержанием географии было открытие и описание новых земель и океанских просторов. Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии. Уже античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии. Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древнегреческим философам милетской школы Фалесу и Анаксимандру (VI в. до н.э.); Аристотель (IV в. до н.э.) ввел представление о шарообразности Земли; Эратосфен (III-II вв. до н.э.) довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввел термин «география»; Страбон (I в. до н.э.- I в.н.э.) в 17 томах обобщил страноведческие знания по географии; Птолемей (II в.н.э.) в своем «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские ученые-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественник Ибн Баттута.

Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира. В XVII-XVIII вв. наряду с продолжением географических открытий и описания Земли поступательно развивается теоретическая деятельность. Варениус в «Генеральной географии» (1650) и Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687) заложили основы физического мышления в географии. М. В. Ломоносов в середине XVIII в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввел в науку термин «экономическая география». Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А .Гумбольдта (1845-1862) к классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал провозвестником комплексного подхода в географии. Во второй половине XIX в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в социально-экономическом развитии народов и стран. В творчестве В.И. Вернадского была обоснована планетарная роль антропогенного фактора; он доказывал, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведет к становлению ноосферы. Развитие географии в конце XIX-XX вв. связано с именами К. Риттера, П.П. Се-менова-Тян-Шанского, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, В.В. Докучаева, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, Н.Н. Баранского. Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений Докучаева о природных зонах, Вернадского - о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и эволюционно-стадиальном ее развитии, Григорьева - о географической оболочке и ее динамических процессах, Берга - о ландшафтном устройстве земной природы, Баранского - о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических районов.

В конце XX в. на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами стал преобладать над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация наряду с позитивными тенденциями увеличивает разрыв между бедными и богатыми странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Все это ставит перед географией соответствующие задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией.

Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет самые разные отрасли знания и методы исследования для того, чтобы помочь решить важнейшую проблему нашего времени - обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие человечества.