Первая российская революция тест егэ. Гражданская война в России

Проверочная работа по теме:

Вариант 1

1. Возникновение многопартийной системы в России произошло в ходе

А) великих реформ 60-70-х гг. XIX в.

Б) русско-японской войны

В) революции 1905-1907 гг.

2. Какое из названных событий произошло раньше других

Б) начало первой русской революции

В) начало русско-японской войны

3. В сражениях русско-японской войны русскими войсками командовали

А) В. Шульгин, С. Витте

Б) А. Брусилов, А. Самсонов

В) С. Макаров, З. Рождественский

4. Какое событие явилось поводом к первой русской революции

А) русско-японская война

Б) расстрел рабочей демонстрации у Зимнего дворца

В) забастовка на Путиловском заводе

5. В каком году была открыта 1 Государственная Дума

А) 1905 Б) 1906 В) 1907

6.В результате Первой русской революции 1905-1907 годов

А) формально было ограничено самодержавие

Б) запрещены оппозиционные самодержавию газеты

В) образовались легальные политические партии

Г) ликвидировано помещичье землевладение

Д) учреждена Государственная Дума

Выберите правильную комбинацию букв

7. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных

А)третьеиюньский переворот;

Б)восстание на броненосце «Потемкин»;

В)Московское декабрьской восстание;

Г) «Кровавое воскресенье»

8. Назовите не менее трех положений, определяющих движущие силы, характер организованности и задач первой российской революции 1905-1907 гг. Приведите не менее двух ее общественно-политических итогов.

После провозглашения Манифеста 17 октября лидеры буржуазных партий считали, что революция закончилась. Какие события и явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Назовите не менее трех событий, явлений. Почему события развивались таким образом? Укажите не менее трех причин.

10. Существует следующая точка зрения на причины революции 1905- 1907 гг. : Революция 1905 г. была вызвана проигрышем России в войне с Японией, и не будь Русско-японской войны, то существовавший в России до 1905г. режим сохранился бы еще многие годы.

Проверочная работа по теме:

«Россия в начале XX в. Русско-японская война. Первая русская революция»

Вариант 2

1. Назовите дату «Кровавого воскресенья»:

2. Назовите главную причину Русско-японской войны 1904-1905 гг.:

А) столкновение интересов России и Японии на Дальнем Востоке

Б) выполнение Россией обязательств перед Китаем

В) стремление России преградить путь агрессора

3. Как называется договор между Россией и Японией, заключенный в результате войны?

А) Токийский Б) Портсмутский В) Пхеньянский

4.Какое события принято называть высшей точкой первой русской революции?

А) Всероссийская октябрьская политическая стачка

Б) восстание на броненосце «Потемкин»

В) декабрьское вооруженное восстание в Москве

5.Каковы итоги первой российской революции?

А) социальный переворот в стране

Б) переход к конституционному режиму правления

В) отмена выкупных платежей крестьян

6. Впервые советы рабочих депутатов были созданы в 1905 году в:

А) Иваново-Вознесенске;

Б)Санкт-Петербурге;

В)Нижнем – Новгороде

7. Причинами Первой русской революции 1905-1907 гг. являются

А) сохранение докапиталистических пережитков в сельском хозяйстве

Б) межнациональные противоречия в Российской империи

В) сохранение самодержавия, отсутствие политических прав у граждан

Г) образование монополий в форме синдикатов

Д) победа России в русско-японской войне

Выбери правильную комбинацию букв

1) АБВ 2) БВД 3) ВГД 4) АБД

8. Назовите не менее трех мер, которые предприняло царское правительство для подавления революции 1905-1907 гг. Приведите не менее трех результатов этой революции.

9. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением. Укажите, чем завершилась подача петиции. Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

10. Высказывается следующая точка зрения на события войны: Русско-японская война была проиграна из-за неподготовленности русской армии.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.

11. Составьте политический портрет Николая II


Требования кодификатора ЕГЭ к знаниям
по истории России в ХХ – начале XXI вв.

Значком «*» отмечены те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.
2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
2.2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
2.2.7* Русско-японская война
2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
2.2.10 Реформы П.А. Столыпина

3.1 Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
3.1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание
3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
3.1.5 Переход к новой экономической политике
3.2 СССР в 1922–1991 гг.
3.2.1 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны
3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции
3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
3.2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
3.2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы
3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
3.3 Российская Федерация
3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
В.В. Путин. Д.А. Медведев
3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
3.3.6* Современная российская культура

Теория по разделу

Уровень среднего звена

Уровень старшего звена

Повышенный уровень

Мои учебно-методические материалы по разделу

Здесь представлены рабочие листы, задания на закрепления, презентации, которые могут полезны как ученикам (для закрепления знаний), так и учителям (для подготовки к уроку).

Россия в конце XIX – начале ХХ в.
Уровень развития России к началу ХХ в.
Внешняя политика России в 1894-1905 гг.
События Первой русской революции (закрепление)


Россия от революции 1917 г. до Великой Отечественной войны
Революции 1917 г. в России
Гражданская война в России: краткий конспект
Гражданская война в России: красные и белые
Гражданская война в России: закрепление


Великая Отечественная война
События Великой Отечественной войны (рабочий лист 1)
События Великой Отечественной войны (рабочий лист 2)
Командный состав Красной армии в годы Великой Отечественной войны
Герои Великой Отечественной войны (презентация)
Герои Великой Отечественной войны (рабочий лист)

СССР во второй половине XX в.
Внешняя политика СССР в 1930-1980-е гг.
Внутренняя политика СССР в 1930-1980-е гг.
Эволюция высших органов власти СССР


Новейшая Россия
Россия на современном этапе: государственное управление
Россия на современном этапе: внутренняя и внешняя политика
Лидеры и состав СССР. Лидеры современной России


Тесты по некоторым темам раздела

Здесь Вы можете решить тесты по наиболее трудным темам данного раздела, составленные из вопросов банка заданий ЕГЭ прошлых лет.

Видеоматериалы

Дипломатия 1939 - 1945 годов (лекция 1). Андрей Николаевич Сахаров, доктор исторических наук, профессор, директор Института российской истории РАН

Дипломатия 1939 - 1945 годов (лекция 2). Андрей Николаевич Сахаров, доктор исторических наук, профессор, директор Института российской истории РАН

Ценные бумаги и социально-экономические реформы в России (лекция 1). Юрий Петрович Голицын, историк, специалист по истории экономических реформ

Ценные бумаги и социально-экономические реформы в России (лекция 2). Юрий Петрович Голицын, историк, специалист по истории экономических реформ

Битва под Москвой. Документальный фильм

Разгром немецких войск под Москвой. Кинохроника 1941-1942 гг.

Сталинградская битва. Документальный фильм

Курская битва. Документальный фильм

Берлинская операция. Документальный фильм

Пионеры-герои Великой Отечественной войны

Ознакомиться с другими страничками раздела "История":

Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой
российской революции 1905–1907 гг.:
1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего
стабильного развития России по пути умеренного реформирования
(«Союз 17 октября»).
2. Первая российская революция осталась незавершенной (РСДРП).
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более
предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые
могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку
зрения.

Решение.



– Государственная Дума;




реформ;








сокращён рабочий день.

- сохранилась монархия;












своих сторонников;

(третьеиюньский переворот);


возвращены отрезки);


Ответ.

При выборе первой точки зрения:
- в ходе революции было создано народное представительство
– Государственная Дума;
- законодательная власть царя была ограничена
Государственной Думой и Государственным Советом;
- было создано объединённое правительство (Совет
Министров), что позволяло разработать курс дальнейших
реформ;
- были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых
были зафиксированы произошедшие изменения;
- населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября
1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);
- были отменены выкупные платежи;
- с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа,
дававшая надежду на решение аграрного вопроса;
рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был
сокращён рабочий день.
При выборе второй точки зрения:
- сохранилась монархия;
- за императором сохранилась огромная власть в
законодательной и исполнительной сферах;
- за императором было сохранено абсолютное право вето на
принимаемые народным представительством законы;
- император имел право распускать Государственную Думу;
- император мог принимать законы в период роспуска
Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);
- все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;
- в Основных законах было сохранено определение
императорской власти как самодержавной;
- власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы
Государственной думы, обеспечивая преимущество для
своих сторонников;
- 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы
(третьеиюньский переворот);
- не был решён аграрный вопрос (не было значительно
увеличено крестьянское землепользование, не были
возвращены отрезки);
- рабочие не добились 8-часового рабочего дня;
- сохранялось национальное неравенство;
не произошло значительного расширения прав самоуправления

Прошу, срочно помогите решить тест, буду оооочень благодарна!!!
Революция 1905-1907 гг.

1. Что было причиной первой российской революции?
1) отсутствие у населения политических прав и свобод
2) усиление крепостного права
3) начало Русско-турецкой войны
4) убийство Николая II.
2. Какое событие в ходе первой российской революции произошло позднее других?
1) образование первого Совета рабочих уполномоченных
2) всероссийская октябрьская стачка
3) роспуск II Государственной думы
4) образование партии «Союз русского народа» .
3. К чему привела первая российская революция?
1) к уничтожению самодержавия
2) к ликвидации крестьянской общины
3) к созданию представительных законодательных органов власти
4) к предоставлению независимости Польше и Финляндии.
4. Что было задачей первой русской революции:
1) ликвидация крепостного права
2) уничтожение остатков феодальной раздробленности,
3) отмена условий Парижского мира,
4) уничтожение помещичьего землевладения.
5. Какие идеи и требования входили в программу Союза русского народа?
1) Установление конституционной монархии
2) сохранение и укрепление самодержавной власти
3) Россия для русских
4) созыв Государственной думы
6. Отмена частной собственности на землю без выкупа, превращение её не в государственную собственность, а в общенародное достояние без права купли-продажи, являлось требованием партии
1) кадетов
2) эсеров
3) РСДР
4) октябристов
7. Вооружённое восстание в Москве произошло
1) в декабре 1905 г.
2) в октябре 1905 г.
3) в декабре 1906 г.
4) в сентябре 1905 г.
8. Манифест 17 октября носил название:
1) «Об усовершенствовании государственного надзора »
2) «О предоставлении демократических прав и свобод»
3) «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу»
4) «Об усовершенствовании государственного порядка»
9. Какие принципы были положены в основу российской избирательной системы?
1) прямое участие в выборах всего населения
2) равное участие в выборах всего населения;
3) куриальная система выборов
4) многостепенная система выборов
10. Результатом стачки текстильщиков Иваново-Вознесенска стало:
1) появление первого в стране Совета
2) восстановление автономии университетов
3) издание указа о выборах в первую законодательную думу
4) создание Союза Освобождения рабочих
11. В I Государственной думе самой многочисленной была фракция:
1) трудовиков
2) монархистов
3) кадетов
4) РСДРП
12. Какое положение не соответствует содержанию Манифеста 17 октября
1) отмена выкупных платежей
2) свобода слова, печати
3) всеобщее избирательное право
4) создание Государственной Думы
13. Какая партия выступала за реформы сверху и сохранение титула «самодержец»
1) кадеты
2) Союз русского народа
3) РСДРП
4) октябристы
14. К чему привела первая российская революция?
1) к ликвидации монархии
2) к уничтожению общинного землевладения,
3) к установлению 8-часового рабочего дня
4) к установлению демократических прав и свобод.

Бунт не рождается в один день. К нему приводит действие правящих кругов или их бездействие.
Не способность Николая II провести созревшие реформы послужило толчком к революции 1905 – 1907 гг в России. Разберем вкратце, как это произошло. В комментах напишите, что думаете об этом, насколько в России сегодня повторяется ситуация более чем столетней давности?

Причины первой революции

К 1905 году в империи нерешенными оставались вопросы, касающиеся большинства населения. Кратко их можно разделить на:

Проблемы рабочих;
нерешенный аграрный вопрос;
устаревание действующей модели управления империей;
неблагоприятный ход русско-японской войны;
насильственная русификация народов, проживающих на территории империи.

Рабочий класс

В конце XIX века в стране появился новый слой общества – рабочий класс. В первые годы власти игнорировали требования о нормировании трудового дня и социальных пособиях. Но, начавшиеся в 1880-х гг забастовки показали неэффективность такого поведения. Во избежание протестов 1897 г. вводится длительность трудового дня — 11.5 часов. А в 1903 г. выходит постановление о выплате компенсации при несчастном случае.

Министерство финансов, возглавляемое С.Ю.Витте, разработало проект о создании профсоюзов. Но владельцы предприятий отказывались допускать сотрудников к решению социальных вопросов. Единственным легальным союзом было «Общество фабрично-заводских рабочих», руководимое священником Георгием Гапоном. В конце XIX века принимается закон об уголовной ответственности за участие в забастовках и учреждается фабричная полиция (1899 г).

Экономический кризис начала XX века повлек увольнения и сокращение заработной платы. Волнение на фабриках приобрели масштаб, который уже не смогла сдержать армия и полиция.

Крестьянство

Официально с 1861 года крестьяне были свободны. Но это касалось личной свободы крепостного, земля по-прежнему принадлежала помещику. Для получения надела в собственность крестьянин мог выкупить землю. Стоимость участка разнилась и рассчитывалась исходя из размера оброка, иногда превышая его.

Из-за дороговизны земли крестьяне объединялись в общины. Они в свою очередь распоряжались наделами земли. Рост семьи приводил к дроблению участка. А политика власти на экспорт зерна вынуждала продавать необходимые запасы. Неурожай 1891—1892 гг привел к голоду.

В результате к 1905 г. вспыхнули крестьянские волнения, основным требованием которых было изъятие помещичьей земли.

Кризис власти

Взойдя на престол, Николай II дал понять, что не планирует изменение существующего строя. Министры, мечтавшие о либеральных преобразованиях и даровании демократических свод населению, были отправлены в отставку. Среди них оказался министр финансов С.Ю.Витте, выступавший за допуск к управлению государством образованных слоев населения, а также за решение проблем крестьянства.

Николай II, поддерживаемый консервативными дворянами, предпочел отсрочить решение внутренних вопросов. В его понимании недовольство населения можно избежать, сосредоточив народ на внешней угрозе.

Русско-японская война

Николай II и его окружение верили, что быстрая и победоносная война поднимет престиж власти и успокоит народ. В январе 1904 г. Япония и Россия вступили в войну за господство над землями, фактически принадлежавшими Китаю и Корее. Действительно, в начале войны патриотизм подданных вырос, а протесты пошли на спад. Но бездарные действия правительства и большие потери людей (более 52 тысяч: убитые, умерли от ран, не вернулись из плена), а также заключение мирного договора на условиях Японии в августе 1905 г. привели к новым волнениям.

Основные события революции 1905 — 1097 гг.

К концу 1904 г. ситуация накалилась. Политические группировки будоражили народ и призывали к конституции и народному управлению страной.

Окончательным толчком к бунту послужило увольнение 4 тружеников Путиловского завода. Все они состояли в «Обществе фабрично-заводских рабочих», а их мастер в «Общество взаимопомощи». Это вызвало подозрение в объективности его решения об увольнении.

3 января 1905 г. началась мирная забастовка. Требования услышаны не были. Стачка продолжилась, к ней присоединялись новые заводы и фабрики. К 9 января число бастующих достигло 111 тысяч человек и продолжало расти.

Потерпев не удачу в разговоре с местными властями, рабочие принимают решение идти к царю.
Перед этим Г. Гапон подготавливает Петицию к Николаю II со следующими требованиями:

8-часов трудовой день;
создание Учредительного собрания из всех слоев населения;
свобода слова, вероисповедания, печати и личности;
бесплатное образование для всех;
освобождение политических заключенных;
автономию церкви от власти.

Утром 9 января толпа бастующих (численность достигала 140 тысяч) начала движение к Дворцовой площади. Но натолкнулась на сопротивление войск и полиции. У Нарвских ворот солдаты открыли огонь и убили около 40 человек, у Александровского сада – 30. В городе начались беспорядки, строились баррикады. Точное число убитых в тот день неизвестно. Правительство сообщило о 130, в советское время историки увеличили эту цифру до 200. Этот день вошел историю как «Кровавое воскресение».

Хроника дальнейших событий

Разгон бастующих усилил народные волнения. В январе прошли демонстрации в других городах империи.

Весной 1905 г. начался погром крестьянами дворянских усадеб. Худшая ситуация сложилась в Черноземье, Польше, Прибалтике и Грузии. За время бунта уничтожено свыше 2 тысяч владений.

В течение 2-х месяцев (с 12 мая 1905 г.) бастовали текстильщики в Ивано-Франковске. Эта стачка собрала около 70 тысяч человек.

14 июня 1905 г. восстала команда броненосца «Потемкин», но поддержки других кораблей Черноморского флота она не получила. Позднее корабль ушел в Румынию, где моряков сдали российскому правительству.

6 августа 1905 г. царь подписывает указ о создании Думы. Ее формат возмутил население: женщины, студенты и военные не избирались, преимущество оставалось за высшим сословием. Кроме того, Николай II имел право вето и роспуска Думы.

15 октября 1905 г. стартует забастовка железнодорожников, переросшая во всероссийскую стачку. Число бастующих достигло 2-х миллионов. Беспорядки перекинулись на деревню: за осень 1905 г. более 220 крестьянских бунтов.

Проявилась проблемы национального характера: столкновение армян с азербайджанцами в Баку, Польша и Финляндия требовали независимости.

Для успокоения населения 17 октября 1905 г. Николай II подписывает манифест о даровании свободы: личности, собрания, союзов и печати. В России появились первые партии: кадеты и октябристы. Царь обещал скорый созыв Думы и гарантировал ее участие в принимаемых законах. Дума I созыва создалась в апреле 1906 г. и просуществовала до июля. Царь распустил законодательный орган, не сойдясь с ним во взглядах.

В декабре 1905 г. прошли вооруженные столкновения в Москве. Наиболее ожесточенные бои шли в районе Пресни.

Созыв Думы в начале 1906 г. убавил пыл протестующих, но по России прокатывается волна террора, направленная против государственных деятелей. Так 12 августа 1906 г. была взорвана дача П. А. Столыпина, погибло 30 человек, в том числе его дочь.

В ноябре 1906 г. П. А. Столыпин убеждает Николая II подписать закон, регулирующий выход крестьян из общины и получение земли в собственность.

В первой половине 1907 г. в различных городах проходят митинги, но активность протестующих падает. В феврале проводятся выборы в Думу II созыва, но ее состав оказался радикальнее первой. И в нарушение своего обещания не принимать законов без одобрения Думы, царь распускает ее 3 июля 1907 г. Это событие ознаменовало конец революции.

Итоги революции 1905 – 1907 гг.

Получение свободы прессы, вероисповедания организации союзов;
рождение нового законодательного органа – Думы;
появление партий;
рабочим позволили организовывать профсоюзы и страховые общества, защищать свои права;
трудовой день устанавливался в 8 часов;
начало аграрной реформы;
отменена русификация народов, входивших в состав империи.

Революция 1905 – 1907 гг вскрыла проблемы в экономике и политике. Указала на слабые места действующей власти. Это была не единственная революция. Рекомендую ознакомиться с года.

Существует два мнения об историческом значении первой революции. Одни считают ее предвестником февраля 1917 года. Другие утверждают, что начавшиеся преобразования вывели бы Россию на уровень европейских государств, но свержение власти убило эти начинания.

С уважением, Андрей Пучков