Конспект занятия (НОД) «Ярмарка. Конспект занятия "путешествие на ярмарку" Занятие в старшей группе на тему ярмарка

План - конспект учебного занятия «Введение в образовательную программу» по программе «Творческая мастерская. Основы декоративно-прикладного творчества».

Тема : Путешествие на ярмарку.

Продолжительность занятия : 35 минут.
Занятие разработано для детей 7-8 лет, (учащиеся первого коррекционного класса, VII вид.)

Воспитывать эмоционально – положительный взгляд на мир декоративно-прикладного творчества и искусства в целом.

Развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, и воображение.

Формировать представление о видах декоративно-прикладного искусства, познакомить с различными видами народного творчества: народными промыслами и ремеслами родного края.

Ожидаемые результаты

Участники заинтересуются занятиями в объединении; получат положительный эмоциональный заряд энергии.

Техническое оснащение

Мультимедийный проектор, проигрыватель DVD .

Оборудование, материалы

Магнитная доска, карточки со словами, разноцветные шаблоны, стеки, доски для детского творчества, поделочный материал- соленое тесто, карточки: «серебряная копеечка», «медный рубль».

Организационная структура занятия

Подготовительный этап: Кабинет оформлен под "ярмарку", торговые лавки заполнены разным "товаром": поделками детей, занимающихся в детском объединении: сувениры и украшения из бисера; панно, картины, поздравительные открытки, выполненные в технике изонить; поделки из соленого теста и многое другое.

В проведении занятия принимают участие воспитанники детского объединения «Творческая мастерская», одетые в народные костюмы.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Педагог:

Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Я рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет не обычное занятие. Начну я с того, что расскажу вам о нашем Центре детского творчества. В центре занимаются ребята: учатся танцевать, петь, участвуют в постановке спектаклей, занимаются фототворчеством. Обучаются мастерству: учатся шить, вышивать, рисовать,.

Есть в центре творческое объединение или кружок, называется он «Творческая мастерская ». Занимаются в этом кружке ребят, такого же возраста как вы. Сегодня я пришла к вам в гости не одна, а со своими помощниками, ребятами которые уже занимаются в кружке. И мы вместе вам расскажем и покажем чем мы занимаемся в нашей «Творческой мастерской». А если вам понравится, и вы тоже захотите обучиться какому- то ремеслу - то милости просим к нам, мы всегда рады новым друзьям!!!

2. Актуализация опорных знаний.

Педагог:

Ребята, сейчас мы приглашаем вас отправиться в путешествие вместе с героями мультипликационного фильма «Про Фому и про Ерему» , когда вы посмотрите отрывок из этого мультфильма может быть кто-нибуть из вас догадается в какое путешествие мы вас приглашаем???

*Педагог демонстрирует отрывок из мульфильма «Про Фому и про Ерему», слайды с картинками про ярмарку .

Педагог:

Что ж, давайте по порядку.

Загадаю я загадку.

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот и тему назовёт!

Загадка про ярмарку:

В старину говорили: "Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка ".

Педагог:

Кто догадался, куда мы с вами сегодня попали? (Мы попали на ярмарку.)

Кто знает, что такое ярмарка и попытается объяснить другим ребятам.

Что же происходит на ярмарке? (Продавцы выставляют товары, торгуют ими, покупатели приобретают товары).

Какое настроение создаётся на ярмарке и почему? (На ярмарке шумно, весело. Здесь много людей. Скоморохи и уличные актёры показывают весёлые представления и шутки, устраивают игры и соревнования).

3. Формирование темы занятия. Постановка учебной задачи.

Вот и тема нашей встречи: Путешествие на ярмарку.

Путешествуя по ярмарке мы узнаем кто и зачем приезжал на ярмарку, что происходило на ярмарке;

Узнаем значение новых слов: мастер, ремесленник коробейники, народные промыслы, народные ремесла

На Руси говорили: делу время,а потехе час. Поэтому мы с вами побываем в мастерской и сделаем своими руками поделку.

Педагог:

Приглашаем вас побывать на Ирбитской ярмарке, она находилась на Урале, в городе Ирбите. Наши невьянские мастера и ремесленники были постоянными участниками этой ярмарки, приезжали на ярмарку покупали у купцов заморские товары, и продавали свои изделия.

Ребята, а кто из вас знает значение слова ярмарка? (ответы детей)

Посмотрите, какое объяснение слова «ярмарка» даётся в толковом словаре С.Ожегова.

*На магнитной доске табличка со словом «ярмарка»:

Ярмарка – это большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время

3. Освоение нового материала. Открытие новых знаний.

Выходят скоморохи и коробейники:

1 ученик : Все! Все! Все! Все на праздник!

Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займешь - соседу достанется!

Приходите все без стеснения!

Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!

Приходите, разомните кости!

Сегодня Ярмарка приглашает в гости!

2 ученик: Спешите скорей, спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

Гостей давно мы ждем- поджидаем,

Ярмарку без вас не начинаем.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Пусть проходит праздник пышно!

3 ученик: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Будьте как дома, не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь

Буйная радость ярмарки.
На подводах - товар.
И лучи солнца яркие
Освещают базар.

4 ученик : Пойдёте направо - будет забава!
Пойдёте налево - много смеха и гама!
Успевайте отдохнуть и повеселиться,
Пока гости собираются,
Проходи, честной народ,
Коробейник всех зовёт!

Педагог : Вот ребята мы с вами и очутились на ярмарке.

*на магнитной доске табличка со словом «коробейник», «мастер», «ремесленник».

Незнакомое слово: коробейник – торговец, вразнос продающий галантерейные товары мелкие вещи необходимые в крестьянском быту.

Мастер - ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем;

Наши невьянские мастера и ремесленники приезжали на ярмарку и продавали свои изделия: (презентация народных ремесел Невьянского района).

*Показ презентации: народные промыслы и ремесла Невьянска.

Из века в век передавали мастера свое ремесло, и в наше время много мастеров увлеченных своим делом. Ребята, которые занимаются в кружке «Творческая мастерская» постигают секреты народного мастерства. Осваивают секреты бисероплетения, учатся вышивать в технике «изонить», работать с соленым тестом. Сегодня они организовали для вас выставку своих работ и приглашают вас прогуляться по нашей выставке-ярмарке.

Выступление ребят: скоморохи и зазывалы приглашают на ярмарку:

1 ученик:

демонстрирует поделки выполненные из соленого теста:

Моих кукол разбирай-ка!

Детям радость доставляй-ка!

Становитесь в ряд,

Забирайте всё подряд!

Небольшой расход, подходи, честной народ!

2 ученик: демонстрирует работы выполненные в тезнике изонить.

Тары-бары растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват

3 ученик: демонстрирует поделки выполненные из бисера

- Люди! Подходите!
Украшенья поглядите.
Вот браслеты

Один красный,
Другой синий,
А уж третий - как хорош,
Покупай-ка на свой грош!

4. Динамическая пауза : ребятам предлагается погулять по выставке-ярмарке.

Педагог : Ребята приглашаем вас на выставку-ярмарку. Воспитанники нашего кружка организовали для вас выставку работ, выполненных на занятиях кружка. Они вам расскажут о видах декоративно-прикладного творчества, демонстрируют свои подделки.

*Посетителям выставки предлагают оценить работы, отметить понравившиеся поделки (оставить монетки «серебряные копеечки» на понравившейся работе!!!)

5. Практическая работа:

Педагог:

Ребята приглашаем вас в мастерскую ремесленника.

*Изготовление птички веснянки из соленого теста.

Разминка для рук.

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Это я, я, …я!

6. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Анализ детских работ.

Педагог:

Когда мастер заканчивал работу, он вывозил свои изделия на ярмарку. Кругом веселье, шутки, песни (музыка). Купцы зазывали:

Эй, на ярмарку скорей!

Собирай с собой друзей!

Подходи, не зевай

И поделку выбирай!

Дети выбирают понравившуюся поделку(символично покупаютее за «медный рубль») и объясняют почему. Каждому изделию они присваивают «знак качества» за :

    Аккуратность.

    Красочность

    Выразительность.

Скоморохи и зазывалы подводят итоги выставки, подсчитывают количество «серебряных копеечек», которыми ребяты оценивали детские поделки и выбирали понравившийся вид декоративно-прикладного творчества.

Наше путешествие подошло к концу, а это значит, что ярмарка закрывается.

Понравилось вам путешествовать?

Что нового узнали?

Кто из вас хочет научиться сам делать такие поделки?

Приглашаем вас к нам на занятия в кружок: «Творческая мастстерская».

Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: "До свиданья!
До приятных, новых встреч!”.

Конспект интегрированного занятия
«Ярмарка народных умельцев»

(Подготовительная к школе группа)

Цель:

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании;

Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использования характерных для них элементов узора и цветовую гамму.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

Оборудование: магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки; заготовки (блюда, миски, доски, вазы); кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, карточки с элементами росписи, трафареты цветов, ягод, листиков, штампики.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи, с русской матрёшкой, Павлово-Посадскими платками. Проводили беседы и расписывали изделия из хохломы.

Ход занятия

Зал украшен предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель (гостям). – Добрый день, гости знатные и желанные;

Люди добрые и молодые,

Замужние и холостые!

Милости просим к нам на веселье,

Сегодня принимаем гостей со всем волостей!

В. (к детям). – Заходите, заходите,

(дети входят в зал)

Открывайте ворота,

К нам на ярмарку спешите,

Пропустить ее нельзя!

Что угодно здесь найдете:

И посуду, и игрушки,

И платочки все в цветах!

Много нового поймете

О народных мастерах!

(Звучит мелодия «Ярмарка».)

Дети с воспитателем под музыку идут к прилавкам с товарами.

В. – Ребята, сегодня мы с вами попали на ярмарку, где собраны изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят?

Дети: Золотые, трудовые, умелые.

Ребята, посмотрите, какой изумительной красоты товар выложен на прилавках! Давайте подойдем поближе и получше рассмотрим эту красоту. (Дети подходят к 1-му прилавку.)

В. – Подходите, подходите,

На товары поглядите.

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

Не кольца, не брошки,

А веселые……………

Д. – Матрешки!

В. – Здравствуй, милая матрешка,

Символ русской красоты!

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

И в Загорске, и в Майдане,

У умельцев-мастеров

Появилась ты, матрешка,

Что достойна лучших слов!

В. – Ребята, скажите, а за что в нашей стране и за границей так полюбили матрешку?

Д. – Это игрушка. Если ее открыть, то внутри окажется такая же матрешка, только поменьше.

В. – Правильно (воспитатель раскрывает поочередно матрешку и дает рассмотреть детям).

А из какого материала изготавливают матрешку?

Д. – Из липы и березы.

В. – В какой наряд одевают мастера матрешек?

Д. – Сарафан, блузка, платок, передник.

В. – Ну что ж. Этот товар мы рассмотрела, а сейчас я предлагаю пройти по ярмарке и полюбоваться изделиями других мастеров. (дети с воспитателем идут ко 2-му прилавку).

В. – Подходите, посмотрите!

Здесь платки разные:

И зеленые, и красные.

С набивными цветами,

С бахромой и каймами!

В. – Ребята, а вы знаете, откуда мастера привезли на ярмарку такие красивые платки?

Д. – Из Павлова-Посада!

В. – правильно. Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.

Скажите, а какие узоры встречаются на платках?

Д. – Алые розы с бутонами, гроздья рябины, цветы, восточные орнаменты.

В. – изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками, в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.

Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (Девочки идут по кругу, демонстрируя платки.)

В. – Молодцы, девочки, вы показали нам всю красочность Павлово-Посадских платков!

А теперь пора посмотреть другие товары на нашей ярмарке. (Дети вместе с воспитателем подходят к 3-му прилавку.)

В. – Подходите, не спешите,

Это чудо посмотрите!

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …………………

Д. – Хохломой!

В. – Ребята, посмотрите, какая красивая посуда! Блестит, как золотая, будто солнцем залитая!

Много лет тому назад возник хохломской промысел. Хохлома – большое старинное торговое село, где продавалась эта посуда. Отсюда и название росписи. Какое?

Д. – Хохломская!

В. – А из чего изготавливалась посуда для росписи?

Д. – Из дерева.

В. – Скажите, какие цвета для росписи используют мастера?

Д. – Красный, зеленый, черный, желтый.

В. – А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их назвать. Согласны?

Д. – Да!

(Проводится дидактическая игра «Угадай-ка». По окончании игры звучит сказ. мелодия; воспитатель достает из-за ширмы Жар-птицу).

В. – Ребята, посмотрите, к нам прилетела волшебная Жар-птица! Она может исполнить одно доброе желание. Давайте пожелаем превратиться в мастеров хохломской росписи.

(Ответы детей.)

Вместе с Жар-птицей мы скажем волшебные слова, сделаем волшебные движения и тогда превратимся в чудо-умельцев! (Дети выполняют движения вместе с воспитателем.)

Птица хохломская крыльями махала,

Крыльями махала, злато рассыпала.

(махи, встряхиваем кисти рук)

Головой качала, в стороны качала,

(наклоны головы)

Да с землицы русской травы собирала.

(наклоны в пол – собираем)

Травы собирала, чаши украшала.

(наклоны, руки вверх, вниз)

Мастерство с любовью нам передавала.

(руки к сердцу, руки вперед)

В. – Вы почувствовали в себе перемену? Знание о хохломе у вас есть, а Жар-птица подарила вам умение и мастерство. И вы можете попробовать расписать заготовки хохломской росписью. Готовы?

(Ответы детей.)

Тогда пройдем в нашу мастерскую.

(Дети переходят в рабочую зону.)

В. – Занимайте рабочие места и приступайте к работе. Прежде, чем украшать посуду, скажите, с чего начнете роспись?

Д. – Сначала завиток, потому что на нем рисуют все остальные элементы: ягодки, цветочки, листочки.

В. – Что будете использовать для изображения ягод, листочков?

Д. – Трафареты, губку, тычки.

В. – Как нужно рисовать травку и завитки?

Д. – Концом кисти.

(Во время работы звучит мелодия.)

В. – Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да у природы, а узоры пишите, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

А народ говорил: «Всякое уменье трудом дается».

С давних пор на Руси изображения цветущих кустов и плодов считались пожеланием добра, благополучия и счастья.

(Дети заканчивают свои работы.)

В. – Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Богата и привольна Родина моя,

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль,

И павловский посад,

Загорская матрешка

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят!

В. – Ребята, ярмарка закрывается. Скажем нашим гостям «До свидания!»

(Дети под музыку выходят из группы.)

Цели:
1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
2. Воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
3. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
4. Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.
Материал к занятию:
Гуашь разных цветов, большие тычки, маленькие тычки, шаблоны бумажных лошадок, влажные салфетки, аудиозапись, глиняные дымковские игрушки.
Ход занятия:
Мастерица: Здраствуйте,люди добрые. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда, дети, тут красиво? Ах захватывает дух!
Мастерица: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке веселье,
Люди любят карусели!
Давайте и мы с вами, ребятки покатаемся на каруселях!
Игра «Карусель».
Петрушка: А на ярмарке товары
Продаются самовары,
Продаются вилы, сани
И конфеты и баранки.
Мастерица: Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго не дыша
До чего же хороша
Покупайте-ка игрушки
Барыни, зверюшки.
Посмотрите как живой
Конь красивый, удалой.
Ребята, посмотрите сколько на нашей ярмарке дивных игрушек. Что это за игрушки? (дымковские)
Петрушка: А какие вы знаете дымковские игрушки?
(дети читают стихи про дымковские игрушки)
Мастерица: Молодцы, ребятки. Правильно, конь, индюк, барышня, олень и т.д. – это дымковские игрушки. А где же делают такие дивные, расписные игрушки? (в селе дымково)
Мастерица: Да, делают их в селе Дымково, недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятка, делают игрушки из красной глины. Зима долгая, холодная, в печах обжигаются игрушки, а из труб идет дымок. Тепло и уютно в домах мастеров. Давайте мы с вами заглянем в село Дымково и полюбуемся на расписные дома дымковских мастеров. (игра «Третий лишний», два домика дымковской росписи, а третий филимоновский, дети находят лишний домик) .
Петрушка: Кирилл,а как ты узнал что это домики дымковских мастеров?
Ребенок: Узоры эти не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Петрушка: Ой, а что это тут за чудесный сундучок?
Мастерица: Ребятки, посмотрите, сколько тут белоснежных лошадок. Чтобы они ожили каждый мастер должен нанести дымковский узор на свою игрушку. Давайте займем места в наших мастерских и вспомним с вами какие дымковские узоры мы знаем?
Петрушка: Ребятки, а какого цвета краски мы с вами будем использовать?
А чем мы будем рисовать круги?(большим тычком) А точки? (маленьким тычком)

Дети рисуют под музыку.

Мастерица: На Руси говорили «Кончил дело-гуляй смело». Эй народ становись в хоровод!

Анализ работ.

Мастерица и Петрушка: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Ребенок: Ой, вы гости дорогие!

У нас подарки расписные.

Писали их старались,

Подарить вам собирались. (дети дарят гостям свои рисунки)

Аликова Самиха Хасановна

Программные задачи: Продолжать активно вводить детей в мир народной культуры, путем игрового проживания в атмосфере народного быта (ярмарки). Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, закреплять знания детей о предметах декоративно-прикладного творчества. Обогащать внутренний мир детей музыкальными впечатлениями. Включать детей в разнообразные художественно-творческие деятельности совместно с родителями.

Предварительная работа: Рассматривание изделий народно-прикладного искусства, роспись тарелок, досок декоративной росписью (гжель, хохлома). Чтение произведений фольклора (сказки, загадки, пословицы, потешки, поговорки и т. д.). Слушание русских народных песен.

Материал: на столах предметы народного декоративно-прикладного искусства, предметы, изготовленные детьми, платки для хоровода, платок, балалайка для медведя, угощение на подносе.

"Ярмарка"

Зал празднично оформлен, выставлены лотки со всевозможными ярмарочными товарами: предметами народного декоративно-прикладного искусства, посудой, игрушками. Некоторые изделия расписаны детьми.

В дверях ведущий говорит:

Заходи честной народ

В гости ярмарка идёт.

Вы на шутки не скупитесь:

Улыбнитесь, веселитесь.

Силу, ловкость и сноровку

Покажите нам, друзья!

Кто мрачен, кто не улыбается,

Тот на праздник не допускается!

На середину зала выходят Фома и Ерёма (дети группы).

Фома: Здравствуй, брат Ерёма!

Ерёма: Здравствуй, брат Фома!

Фома: Куда путь держишь?

Ерёма: На ярмарку иду.

Фома: На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперёд первых.

Ерёма: А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал.

Ерёма: Велика?

Фома: Не мерял.

Ерёма: Сильна?

Фома: Не боролся.

Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.

Ерёма: Это ведь медведь был.

Фома: Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерёма: Да это же волк!

Фома: Всё ты брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знавал. Волк маленький, глаза косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ерёма: Это заяц. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань. Давай-ка, лучше на ярмарку пойдём.

Дети-продавцы проходят к столам. Остальные дети с ведущим, Фомой и Еремой медленно проходят у ярмарочных рядов.

Фома: Внимание, внимание

Открывается весёлое гуляние.

Торопись, честной народ

Тебя ярмарка ждёт!

Ерёма: на ярмарку, на ярмарку

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

А ну честной народ

Подходи смелей,

Покупать товар не робей.

Ребятишки, не зевайте

Кто что хочет, покупайте.

У Дядюшки Якова товару хватит всякого

Тары-бары-растабары, расторгуем все товары.

Пироги горячи, только что из печи

С пылу, с жару, за копейку пару

Сладкие, на меду, давай в шапку накладу!

А у меня товар лучше всех!

Называется грецкий орех.

Твёрже столетних дубов

Избавляет от лишних зубов.

Шарики, шарики! Летают как комарики!

За копейку одну улетите на луну!

Вот товары хороши – что угодно для души:

Ленточки в косички, шарфы, рукавички!

На мой товар полюбуйтесь:

Только не торгуйтесь.

Ложки золочёные,

Узоры кручёные,

Налетайте, налетайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Синяя птица, глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса:

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Фома: Такой товар за так не отдам!

Ерёма: Распотешьте народ, становитесь в хоровод!

Дети приглашают родителей в хоровод.

Хоровод "На горе-то калина".

Ведущий: Вдоль улицы да во конец

Шёл удалый молодец.

Звучит музыка – выходит Ваня (один из родителей). Выбегают девочки.

1 девочка: Ваня, Ваня, где ты был?

Ваня: Я на ярмарку ходил!

Инсценировка песни "Где был Иванушка"

Ваня: Делу время, а потехе час. Кто будет играть со мной сейчас?

Дети образуют круг вокруг Вани.

Игра под потешку "Барашеньки-крутороженьки".

Под музыку появляется коробейник (ребёнок). Подходит к родителям, начинает предлагать свой товар:

Эй, народ, и млад, и стар!

Подивись на мой товар.

Бусы, нитки, кружева,

А для девок красных

Ленты есть атласные.

(показывает свой товар)

Девки красны, не зевайте

Полушалки разбирайте

И вставайте в хоровод

Пусть потешится народ!

Мамы водят "хоровод с платками".

Ведущий: А сейчас наши папы померяются силой.

Игра – соревнование.

(поставить стол, два стула)

Ведущий: А какая ярмарка без шуток-прибауток. Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить.

Шла торговка мимо рынка

Споткнулась о корзинку

И упала в яму бух

Раздавила сорок мух.

Ой, качи, качи, качи!

Приехали торгачи,

Продавали калачи,

Прибежал мальчишка,

Схватил калачишко.

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын.

Я на ёлке рос,

Меня ветер снёс,

Я упал на пенёк –

Стал кудрявый паренёк.

Инсценировка потешки "Дунюшка".

Мама: Дунюшка, вставай, уже день занимается.

Дочка: Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.

Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать.

Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова.

Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу.

Ведущий: Была бы охота – заладится любая работа. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде, трудолюбии.

Пословицы, поговорки о труде.

Ведущий: Видно солнце с небосвода

Дети водят хороводы.

Хоровод "Вы позвольте, прикажите…".

Внезапно появился поводырь с медведем.

Поводырь: Расступись, народ честной,

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Много знает он потех

Будет шутка, будет смех!

Покажи медведюшка, как ты петь умеешь.

Поводырь даёт "медведю" балалайку. Медведь играет на балалайке. Открывает рот, что поёт – не слышно.

Поводырь: Как-то тихо ты поёшь ничего не слышно. А вам, гости дорогие, слышно? Попросите медведюшку, пусть громко споёт.

Все просят медведя петь громче. Тот начинает громко реветь. Поводырь отступает, закрывая своими руками уши.

Поводырь забирает у "медведя" балалайку.

Медведь кланяется.

Покажи всем, как Дуняша пляшет.

"Медведь" надевает на голову платок и берет его за концы. Пляшет под русскую народную мелодию. С окончанием музыки садится на пол.

Ведущий: Уморился? Отдохни да немного вздремни.

Дети тихонько подходят. Убегают.

Ведущий: Благодарит гостей.

Появляется молодица.

Молодица: А вот и ребятишки, здравствуйте парнишки! Здравствуйте и вы – славные девчушки – быстроглазые вострушки. Поклон и вам, гости дорогие! Подъезжаю к ярмарке и слышу: ложки трещат, бубны звенят, смех, веселье! ну думаю, Бог миловал, вовремя поспела! Чай не закрылась ярмарка ещё? Нет? Пойду и я свой товар на прилавок пристрою.

(подходит к прилавку, ставит принесенную корзину).

Молодица: А товару-то здесь сколько! И ложки хохломские, и посуда гжельская да дощечки городецкие! Красота-то какая! Неужели вы всё это своими руками изготовили.

А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?

Ведущий: Наши гости – мастера скороговорить.

Выходят 3-4 пары (дети с родителями).

Скороговорки.

Сачок зацепился за сучок.

Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

Осип охрип. Архип осип.

Молодица: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Взрослые и дети вместе пляшут "Калинку".

Молодица: После такой пляски чаю хочется.

Ведущий: наши дети споют шуточную песню "Барыня".

Фома и Ерёма: Ох, живот подвело!

Родителям и детям предлагается вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

Выходит Молодица:

А вот и ярмарочные калачи

Подоспели из печи!

Верные были ваши слова,

Для нас хлеб – всему голова!

Хлеб – угощенье вкусное,

Хлеб – угощенье славное.

На любом из праздников

Угощенье главное!

Кушайте, угощайтесь,

Берите не стесняйтесь!

Фома и Ерёма: делу время – потехе час! Гуляй, гуляй, да не загуливайся.

Ведущий приглашает родителей на чаепитие.




Ольга Яблонская

Цель : приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

Задачи : развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей России, учить различать народные промыслы : дымковские, городецкие изделия, их характерные особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру .

Предварительная работа : беседы о русском народном искусстве, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками , разучивание русских народных игр, потешек, песен, знакомство с дымковской и городецкой росписью.

Материалы и оборудование : на большом экране картинка ярмарки ; столы-прилавки с ярмарочным товаром : предметами народного быта и народно-прикладного искусства – керамические, дымковские, городецкие изделия, матрешки; лоток с разрезными картинками народных изделий (6шт., картинки такие же не разрезные; материалы для рисования – рисунки дымковских игрушек для дорисовывания, краски, вода, кисти; фланелеграф, цветы и листья для фланелеграфа; карусель.

1. Вводная часть. Психоэмоциональный настрой. Воспитатель входит в зал, дети в русских народных костюмах, некоторые девочки с корзинками, останавливаются у входа в зал. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель входит на середину зала. – Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается ! (входят дети под музыку) – Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки . А вы знаете, что такое ярмарка ? (ответы детей : это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные

товары, сладости, хорошо повеселиться )

2. Игровая мотивация. – А вы хотите сегодня посетить одну из таких ярмарок ? (на экране видеоролик про ярмарку ) Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. – А почему мы сегодня тоже нарядно одеты? (собираемся побывать на ярмарке ) – Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар : и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке ! У нас в городе тоже устраивают ярмарки сельскохозяйственной продукции : мед, мясо, овощи. Она проводится в день города. На ней также привозят свои изделия народные мастера.

3. Основная часть. Организационный момент. – Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями. А что нужно, чтобы быть продавцом? (иметь товар, стол-прилавок, уметь продавать) . А чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить, зазывая покупателей. Кто у нас мастер товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей? Пойдемте, погуляем по ярмарке , на людей посмотрим, себя покажем. 1 ребенок : Ярмарка , ярмарка ! У нас сегодня ярмарка ! 2 ребенок : Собирайтесь, наряжайтесь! На ярмарку отправляйтесь !

4. Игра «Ворота» . Два ребенка делают ворота из рук, остальные парами проходят друг за другом в ворота и говорят : Как у наших, у ворот, стоит ряженый народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы вам несут.

5. Знакомство с коробейником. – Посмотри, честной народ, коробейник к нам идет. На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть! Посмотрите, оцените, как назвать их нам скажите. Ребенок в роли коробейника : – Везем на базар расписной товар. Покупайте дружно, что кому нужно! – Ребята, а кто такой коробейник? (ответы детей : это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него на лотке) – Посмотрите, чего здесь только нет! Но кто-то разбил все изделия! Давайте поможем их собрать!

6. Игра «Собери предмет» . (фон музыки) Воспитатель подает с лотка детям разрезные картинки. Дети попарно собирают картинки предметов народных промыслов. – Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали изделия. Расскажите о них. (дети называют то изделие, которое они собрали) – Молодцы! Помогли коробейнику. Желает кто-нибудь что-то купить у коробейника (одна девочка берет изделие, кладет себе в корзинку) А теперь прогуляемся по ярмарке .

7. Встреча с матрешками. – Но вначале отгадайте загадку : Эти яркие сестрички Дружно спрятали косички. И живут семьей одной. Только старшую открой В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая, Доберешься ты до крошки. Эти девицы (матрешки) – Посмотрите, да вот матрешки! (подходят к столу с матрешками) Ребенок-продавец : Дуйте в дудки, бейте в ложки В гости к вам пришли матрешки Ложки деревянные, Матрешечки румяные. (три девочки встают в ряд, поют частушки под музыкальное сопровождение) 1 девочка : Матрешки друг в дружке Не поют частушки, А поставишь их в ряд – Запоют все в лад. 2 девочка : Весь народ глядит в окошки Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет. 3 девочка : Очень любим мы матрешки Разноцветные одежки. Сами ткем их и прядем, Сами в гости к вам придем. (кланяются) – Ай, да матрешки, молодцы! Купит кто-нибудь себе матрешку? (одна девочка берет матрешку, кладет в корзинку) . Пойдемте, матрешки, с нами по ярмарке . (подходят к карусели) – А это что за красота такая? (воспитатель берет карусель) Хотите поиграть?

8. Игра «Карусель» . (2 раза) Дети берут в руки по ленте и начинают движение, проговаривая слова. – Тихо-тихо, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! (воспитатель кладет карусель)

9. Беседа о глиняных изделиях. – Идем дальше по ярмарке (подходят к столу с глиняными изделиями) . – Что мы здесь видим? (дети называют изделия) – Из чего сделаны все эти изделия? (из глины) (на экране : картинки поэтапного изготовления глиняных изделий) – Назовите, в каком порядке изготавливают глиняные изделия. (глина-песок-вода, делается изделие на гончарном круге, высыхает на полках, обжигается в специальных печах, готовые изделия, разрисовывают их, готовое расписное изделие) – А как после обжига будут называться эти изделия? (керамика) – Посмотрите, что за игрушки здесь стоят? (это дымковские игрушки, сделаны в селе Дымково) – Там любили песни, пляски. И в селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. – Кто расскажет, как расписывают эти игрушки? (это точки, кружочки, кольца, линии прямые и волнистые) – А что обозначают цвета , которые используют дымковские мастера? (голубой – реки, зеленый – траву, желтый – солнце, красный – цветы, черный – земля). Воспитатель показывает поднос с глиняными игрушками. – Посмотрите, а здесь есть дымковские игрушка? Возьмите и поставьте на стол-прилавок. (дети выбирают дымковские) . – Давайте и мы с вами сейчас будем в роли дымковских мастеров и раскрасим разные рисунки дымковских изделий. (дети подходят к столам, где лежат бумажные заготовки дымковских изделий, садятся)

10. Художественное творчество. Дети дорисовывают заготовки дымковских изделий, звучит тихая музыка. – Молодцы! Красивые получились изделия. Назовите их. (дети называют каждый свое изделие) . А купить на ярмарке что-нибудь хотите ? (одна девочка берет со стола дымковскую игрушку и кладет в свою корзинку)

11. Физминутка. Сегодня Дымку рисовали и немного мы устали. (дети выходят из-за столов и встают в круг) Руки в кулачки сожмем (сжимают, разжимают руки в кулачки) Кружочки рисовать начнем (руками, сжатыми в кулачки крутят кружочки) Кисти наши разожмем (разжимают сжатые в кулачок кисти рук) Краску лишнюю стряхнем (потряхивают кистями рук) Плечи шире разведем (выполняют движения плечами) Спинки крепкие прогнем (выпрямляют спины) Ладошки солнышку покажем (вытягивают вперед руки) Весело ему помашем (движения руками влево, вправо) .

12. Рассказ о Городце. – Продолжим ярмарку рассматривать ? (подходят к столу с городецкими изделиями) Ребенок-продавец : Есть у нас в стране местечко Где расписывают дощечки! Вот на них растут цветы Небывалой красоты. Гирлянды птицы собирают, Кони гривами играют! Вы по Волге вниз спуститесь, На другой берег поднимитесь, Вас встретит, как родной отец, Славный город Городец!

– Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются! – Что украшают городецкие мастера своей росписью? (солонки, разделочные доски, хлебницы, шкатулки, сундуки, прялки, игрушки) – Чем украшают свои изделия, какими узорами? (Цветами, бутонами; волшебными птицами, конями, сценками из жизни людей.) – Почему городецкая роспись такая праздничная? (в росписи используются разные цвета) – Городецкая роспись вся символична : конь – символ богатства, птица – символ семейного счастья, гирлянда из цветов – символ здоровья. Цветы необыкновенные, сказочные. Главный элемент городецкой росписи – круг. С круга начинают рисовать цветы, весь рисунок на разных изделиях расположен как бы в круге. Городецкие цветы мы с вами тоже рисовали, а давайте попробуем создать из городецких цветов гирлянду.

13. Выкладывание на фланелеграфе. Дети из готовых цветов и листиков выкладывают на фланелеграфе городецкую цветочную гирлянду (фон музыки) . – Что выкладываете? Чего еще не хватает? Что теперь будете выкладывать?

14. Заключительная часть. Рефлексия. – Вот и закончилось наше необычное путешествие. А где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? (ответы детей) – Мы сегодня чудеса видали, мы на ярмарке весёлой побывали ! К прилавкам своим подойдите, на товары поглядите! Все вместе : Тары-бары-растабары, раскупили все товары! – А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод! (хоровод с каруселью на русскую мелодию) – Посмотрите, у меня на подносе есть разные цветы (берет поднос с цветами) . Здесь есть яркие цветы, красочные, и белые, не раскрашенные. Кому понравилось наше путешествие на ярмарку возьмите себе яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно возьмите не раскрашенный (дети выбирают) – Уходя с ярмарки , я хочу купить вот эту шкатулку (беру шкатулку с одного стола, открываю) – Да она не простая, а с подарками! Настоящими ярмарочными петушками ! Угощайтесь! (включается музыка, дети берут петушки, уходят из зала) .