Кто будет премьером после выборов президента. Новый состав российского правительства: претенденты на отставки и неприкасаемые

Весной 2018 года в России пройдут президентские выборы. Следом за назначением нового главы государства последуют замены и в министерских креслах. Кто же займет должность премьер-министра России весной 2018?

Эксперты считают, что в случае победы Владимира Путина Дмитрий Медведев останется на своей должности, чтобы сохранить текущее положение вещей. При этом возможным остается вариант полного обновления министров.

Для продолжения текущего курса государства, по мнению политологов, будущему президенту также можно назначить на пост премьер-министра вице-премьера Игоря Шувалова, первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко или помощника президента Андрея Белоусова. Некоторые же эксперты смело заявляют, что новый премьер не будет принадлежать к числу работников «старого» аппарата.

Кто будет премьер-министром России в 2018: выбор главы правительства зависит от президента

Компания Bloomberg, ссылаясь на некоторых чиновников, заявляет, что прекрасным претендентом на должность премьера при президенте Путине является Максим Орешкин, нынешний министр экономического развития. Также, прессой замечено сотрудничество Владимира Путина с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.

Одной из версий общества стал вариант о назначении премьер-министром России женщины. СМИ утверждают, что на эту роль прекрасно подойдет спикер Совета России Валентина Матвиенко, председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина, или глава Счетной Палаты Татьяна Голикова.

Также в сети обсуждается вариант полной ликвидации должности премьер-министра будущим главой государства. Таким образом, президент сможет напрямую управлять кабинетом министров.

Вариант внедрения черт парламентской республики в Российской Федерации тоже имеет право на существование и рассматривается как один из потенциальных. При таком развитии событий правительство будет формироваться большинством депутатов в парламенте.

Кто будет премьер-министром России в 2018: вариант развития событий повлияет на судьбу государства

Татьяна Становая, руководитель аналитического отдела Центра политических технологий, заявляет, что Владимир Путин, как потенциальный претендент на победу в президентской гонке, имеет несколько вариантов развития событий. Он может оставить на посту Дмитрия Медведева, назначить премьера-реформатора, премьера-дирижиста или технического премьера. Дирижист, по мнению эксперта, будет поддерживать жесткое урегулирование экономической сферы. В то время как технический глава правительства будет занимать свою должность исключительно номинально.

Технический премьер оказывается главным конкурентом системных либералов и условной «партии роста», готовых включиться в президентскую гонку через борьбу за представительство своих идей в программе Путина или электоральный результат своего кандидата, если он будет выставлен.

В любом случае, жителям России сперва предстоит выбрать главу государства, а уж потом следить за изменениями в правительстве.

Политолог Александр Шпунт - о том, какие кандидаты на пост премьер-министра России в 2018 году наиболее вероятны и какую до лжность создадут для Дмитрия Медведева

Забрать себе

Е сть общее экспертное мнение, что после выборов (будем исходить из того, что главным кандидатом и победителем на них станет Владимир Путин, если к нам не прилетят инопланетяне и не установят диктатуру рептилоидов) правительство получит нового премьера. Но не потому, что премьер не справился со своими задачами, по крайней мере с точки зрения Путина, и уже тем более не потому, что Медведев непопулярен — по недавним опросам , у премьера второй электоральный рейтинг в стране, в случае если Путин не идет на выборы. То есть он — единственная альтернатива, которую население видит как главу государства.

Таким образом, мнение о том, что премьера поменяют, не связано ни с его работой, ни с его политическим авторитетом. Просто в условиях, когда Путин находится у власти пятый срок — включая премьерский, — из политических соображений было решено провести другие масштабные обновления. Это в первую очередь состав губернаторов: напоминаю, что за год их сменилось 20, то есть каждый четвертый губернатор был отправлен в отставку. Во вторую очередь — изменения в кабинете министров.

Прежде всего это происходит потому, что изменяются курс и политическая повестка. Если предыдущий президентский срок главным образом прошел в борьбе с внешними угрозами и экономическими вызовами, связанными с падением цен на нефть и так далее, то следующий срок будет строиться вокруг перспектив развития России.

Логичной фигурой, которая могла бы возглавить судебную власть в стране, может стать Дмитрий Медведев

Так что сам факт обсуждения кандидатуры нового премьера абсолютно неудивителен. Не удивительны и те три фигуры, которые Bloomberg: Сергей Собянин, Эльвира Набиуллина и Денис Мантуров. Кстати, существуют разные списки, и только Собянин переходит из одного в другой из раза в раз. Остальные фигуры в списках меняются. Мантурова, например, раньше кандидатом в премьеры не называл никто. Набиуллину называли пару раз. Сам я не хотел бы давать прогноз, кто из этого списка наиболее вероятный кандидат, но еще раз обращаю внимание на популярность Собянина среди составителей таких списков. Впрочем, это совершенно не означает, что он гарантированно станет премьером.

Очень давно идет подготовка к созданию в России особой должности — председатель Высшего судебного присутствия. Суды — единственная ветвь власти, у которой нет единственного главы. Формально председатели Верховного, Арбитражного и Конституционного судов равны. Многие обыватели вообще считают, что Конституционный суд, как Верховный суд в Америке, главнее остальных. Но по Конституции это не так. Он имеет власть только в области трактовки законности и соответствия ее Конституции.

Потому и появилась идея создать Высшее судебное присутствие, которое объединяло бы все три суда. И логичной фигурой, которая могла бы возглавить судебную власть в стране, может стать Дмитрий Медведев. Он юрист, и у него есть опыт премьерства и президентства. Это мне кажется наиболее вероятным решением карьерного движения Медведева, если он продолжит политическую деятельность.

04.03.2018 Александр КРАСОВСКИЙ

Через две недели состоятся выборы президента России, а сразу после этого, согласно Конституции, новый глава государства должен будет сформировать и новое правительство страны. Об этом сейчас не так часто говорят, но ведь именно от того, каким будет состав кабинета министров РФ, во многом зависит эффективность преобразований и качество жизни россиян.

Новый старый премьер?

Интриги дискурсу добавил и сам Владимир Путин, употребивший в своем послании Совету федерации формулировку «новое правительство». Каким будет новый состав правительства, останется ли прежний премьер, и кто из руководителей министерств и ключевых фигур уйдёт в отставку?

Сразу надо отметить, что говорить о новом составе правительства можно лишь с позиции того, кто станет президентом страны. Очевидно, что правительство, которое захочет сформировать, например, Павел Грудинин, будет существенно отличаться от варианта правительства предложенного, скажем, Ксенией Собчак. Но давайте, всё-таки, рассуждать реалистично и понимать, что никто из них выборы президента не выиграет. После 18 марта президент страны, с большой вероятностью, будет прежний. Что в этом случае нам ждать от правительства?

Несмотря на то, что уровень общественного недовольства работой правительства в стране высок, скорее всего, нового премьер-министра в марте 2018 года мы не увидим. Владимир Путин в декабре публично заявил, что оценивает работу правительства России на «удовлетворительно». Именно эта оценка является определяющей с точки зрения перспектив нового премьер-министра после мартовских выборов. Кроме того, нужно иметь в виду ещё ряд обстоятельств. Во-первых, Путин идёт на выборы, чтобы реализовать масштабные социально-экономические преобразования, в том числе озвученные во время недавнего послания Совфеду. В этих условиях, возможно, Владимир Владимирович и не захочет менять Медведева. Во-вторых, власть будет думать уже о перспективах 2024 года. В этом отношении, сохранение за Дмитрием Медведевым функций председателя правительства выгодно, как поддерживающим его группам элиты, так и оппонентам. Первые могут использовать его статус в ходе выборов президента 2024 года, а вторые рассчитывают на то, что экономические проблемы страны навсегда поставят крест на политических перспективах действующего премьер-министра. При этом потенциальная отставка Медведева может выглядеть, как нарушение этого принципа. Тем более, что это будет означать фактический конец политической карьеры Дмитрия Анатольевича, так как любая иная должность в структурах власти вряд ли удовлетворит человека, некогда бывшего главой государства. Таким образом, отставки премьера, скорее всего, не будет.

Кто ещё останется?

Эксперты и политологи говорят о высокой вероятности точечных изменений в составе правительства. Это значит, что значительная часть министров останется. У кого самые высокие шансы? В первую очередь, посмотрим на группу вице-премьеров.

Заместитель председателя правительства страны Ольга Голодец курирует вопросы социального характера - здравоохранение, наука, культура. Г-жа Голодец не обладает существенным влиянием, но при этом её позиции устойчивы, она не фигурировала в коррупционных делах или в иных скандалах, которые вызвали бы широкое общественное обсуждение. Вероятность того, что Ольга Голодец сохранит пост вице-премьера высока ещё и потому, что она может стать проводником главной задачи Владимира Путина в ходе его очередного президентского срока - улучшения качества жизни людей. Это как раз та сфера, за которую г-жа Голодец в ответе.

Вице-премьер Дмитрий Козак курирует в правительстве вопросы, связанные с федеративными отношениями и новыми субъектами - Крымом и Севастополем. Позиции г-на Козака выглядят устойчивыми, ему неоднократно поручались сложные государственные задачи, с которыми он, в целом, справлялся. Также, как и Голодец, Козак не фигурировал в резонансных скандалах. Более того, некоторые наблюдатели не исключают рост влияния Дмитрия Козака, вплоть до его назначения первым заместителем председателя правительства. Сейчас эту должность занимает Игорь Шувалов.

Вице-премьер Александр Хлопонин курирует вопросы реализации государственной национальной политики. Позиции Хлопонина внутри политической элиты устойчивы, кроме того, он демонстрирует относительно высокий уровень эффективности и в меньшей степени причастен к политическим скандалам. Вероятность сохранения Александром Хлопониным места в составе правительства высока. Тоже самое можно сказать относительно вице-премьера и руководителя аппарата правительства Сергея Приходько .

Вице-премьер Юрий Трутнев курирует развитие Дальневосточного федерального округа. Влияние Трутнева растёт, и он может рассматриваться как фигура, претендующая на повышение - вплоть до первого заместителя председателя правительства и вице-премьера по одному из ключевых направлений. Юрий Трутнев известен как достаточно жёсткий, но эффективный управленец, способный найти общий язык с представителями разных элитных групп.

Министров российского правительства можно условно разделить на три блока - силовой, экономический и социальный. В силовом блоке прочными можно считать позиции Сергея Лаврова (МИД) и, в несколько меньшей степени, Владимира Пучкова (МЧС). В «экономическом блоке» сильными являются позиции Дениса Мантурова , которого эксперты называют претендентом на пост одного из вице-премьеров, курирующих экономический блок - предположительно, ТЭК. Также растёт политический вес министра энергетики Александра Новака . Министры социального блока почти не замешаны в коррупционных и скандальных делах, что делает их позиции относительно устойчивыми и во многом зависимыми от результатов их работы по своему профилю. Почти наверняка сохранят свои позиции министр здравоохранения Вероника Скворцова и министр образования Ольга Васильева . Серьёзных претензий к ним нет, те проблемы, которые характерны для их отраслей, возникли задолго до их прихода на министерскую должность. К тому же, как уже отмечалось, Владимиру Путину для реализации нового модернизационного курса понадобятся люди с опытом государственного управления.

Так кто же может уйти?

Конечно, большинство интересует вопрос, головы каких министров «полетят» после выборов. Сразу отметим, что отставки внутри группы вице-премьеров вполне вероятны. В частности, многие эксперты отмечают снижение политического веса первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. Против Шувалова работает и негативный имидж, связанный с обвинениями в коррупции. Кроме того, эксперты отмечают снижение аппаратного веса первого вице-премьера. В этих обстоятельствах замена г-на Шувалова другой кандидатурой в будущем правительстве выглядит вполне вероятной.

Вице-премьер Аркадий Дворкович курирует в правительстве ТЭК, и считается человеком близким к Дмитрию Медведеву. Против г-на Дворковича работает то, что курируемая им отрасль интересует значительную часть представителей высшей элиты. Помимо этого, отставку Дворковича могут спровоцировать его родственные связи - жена связана с крупным бизнесом, отец был близок к Каспарову, а брат - оппозиционер. Всё это понижает статус Аркадия Дворковича, отставка которого выглядит реальной.

Наиболее критикуемой фигурой среди заместителей председателя правительства является Виталий Мутко , отвечающий за развитие спорта, туризма и молодёжную политику. Г-н Мутко фигурирует во множестве скандалов, крупнейший из которых привёл к фактическому отстранению России от Олимпийских игр в Корее из-за допинга. В этой связи, сохранение Мутко на прежней должности после выборов может выглядеть как вызов общественному мнению. Поэтому Виталий Мутко - наиболее реальный кандидат на отставку, или, если сказать правильно - на то, чтобы не быть представленным в новом составе правительства. Вместе с тем, можно предположить, что он останется в системе власти, но в другом качестве. Например, в качестве советника президента по развитию спорта и туризма.

Проблемной, с точки зрения имиджа правительства, является фигура вице-премьера Дмитрия Рогозина , который курирует сферу ВПК, ракетно-космическую отрасль и оборону. Г-н Рогозин не имеет существенного аппаратного веса внутри элитной группы близкой к Путину, но при этом уже долго - с 2011 года - занимает одну из ключевых должностей в правительстве. Часть элиты, имеющая влияние на ключевые кадровые назначения, может посчитать это достаточным сроком. Против г-на Рогозина может сыграть и его склонность к неосторожным, эпатажным заявлениям, характерным для всей его политической карьеры.

Что касается министров правительства, то, например, изменение в «силовом блоке» эксперты, в основном, связывают с фигурой губернатора Тульской области Алексея Дюмина , которого считают вероятным министром обороны. При этом позиции Сергея Шойгу остаются прочными. Его отставка возможна только в случае перехода на более высокую должность, например, вице-премьером. В «экономическом блоке» всё чаще называется фигура губернатора Московской области Андрея Воробьева , который якобы может заменить Михаила Меня на посту министра строительства и ЖКХ. Позиции большинства остальных министров тоже нельзя считать прочными - возможны отставки, среди которых наиболее вероятными являются уход Сергея Донского (министр природных ресурсов и экологии), Николая Никифорова (связь и массовые коммуникации) и Максима Соколова (транспорт). Есть вероятность отставок и в «социальном» блоке правительства. Большинство министров данного блока не обладают серьёзным административным весом, хотя, как уже отмечалось выше, здесь существенно меньше коррупционных скандалов. Наиболее уязвимыми, пожалуй, следует признать позиции министра спорта Павла Колобкова , что связано с допинговым скандалом. Серьёзным объектом критики является также министр культуры Владимир Мединский . Нельзя назвать гарантированным положение министра образования Ольги Васильевой . Несмотря на то, что она меньше всех других членов правительства находится на должности, разговоры о ее отставке и замены на одного из руководителей подведомственного учреждения, ходят упорно.

Словом, в правительстве следует ожидать перестановок на уровне части вице-премьеров и на уровне руководителей министерств. Позиции председателя правительства Дмитрия Медведева выглядят относительно прочными. Вероятно, нас ждёт частичное обновление состава правительства при сохранении значительной части нынешних ключевых фигур.

Как это коснётся регионов?

Региональная политика власти, скорее всего, не претерпит существенных изменений. Позиции Дмитрия Козака и Александра Хлопонина , которые отвечают за связь с регионами крепкие, а значит серьёзных перемен можно ждать только в контексте межбюджетных отношений, которые были анонсированы г-ном Медведевым на недавнем форуме в Сочи, который тоже можно рассматривать как перспективный план работы правительства на будущее. Башкирия вполне вписывается в этот план, сохраняя высокий уровень доверия со стороны федерального руководства и оставаясь проводником политики федерального центра на местах. Несколько хуже ситуация у наших соседей из Татарии. Там продолжает тлеть конфликт с федеральной властью, что выражается и в языковом вопросе, и в вопросе смены именования главы региона с «президента» на какое-либо иное. Впрочем, это вопросы в компетенции не столько правительства России, сколько администрации президента. В любом случае, главной задачей нового состава главного исполнительного органа страны будет создание условий для эффективного и социально ориентированного развития регионов.

Bloomberg назвал кандидатов на замену Медведева после выборов президента и возможного преемника Путина.

С приближением очередных президентских выборов в РФ в стране растет политическая напряженность. И волнующий наблюдателей вопрос, как ни странно, не в том, кто станет новым главой государства, а кто займет пост премьер-министра. Несмотря на то, что действующий президент Владимир Путин еще не дал своего согласия побороться за свое кресло, ему уже прочат уверенную победу. После нее он будет должен распустить правительство и представить на утверждение Госдумы кандидата на пост премьер-министра.

По данным агентства Bloomberg, среди возможных кандидатов на пост премьера выделяют трех фаворитов - председателя Банка России Эльвиру Набиуллину, мэра Москвы Сергея Собянина и главу Минпромторга Дениса Мантурова.

По словам источников агентства, влиятельные различные силы, в том числе и из бизнеса, начинают рассматривать возможных претендентов на президентское кресло в 2024 году, хотя до этого еще очень далеко. При этом активизировались лоббисты, выступающие за замену нынешнего главы правительства Дмитрия Медведева более сильным управленцем, способным предпринять больше усилий «для оживления барахлящей экономики».

Весной это же агентство со ссылкой на двух соратников Медведева сообщало, что глава правительства был обеспокоен своим политическим будущим. В свою очередь, тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на это сказал: «Я не думаю, что Bloomberg хорошо знает Дмитрия Анатольевича Медведева и может обладать такой информацией».

Достаточно сложно сказать, почему именно эти три кандидатуры попали с поле зрения Bloomberg, потому что не три, а как минимум тридцать три кандидата могут гипотетически рассчитывать на премьерское кресло, полагает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Как отметил собеседник газеты «Колокол России», западные агентства достаточно активно участвуют во всевозможных, так называемых слухмейкингах относительно преемников и кандидатов на пост премьер-министра. Ранее тот же Bloomberg писал, что «самый любимый чиновник Путина - это министр Орешкин». Безусловно, те люди, которых перечисляет влиятельное агентство, входят в список на премьерский пост, и слухи вокруг них муссируются активно. Однако нельзя исключать, что через какое-то время будет очередной список с новыми претендентами.

«Сегодня ситуация сложилась таким образом, что все понимают главной интригой избирательной кампании 2018 года вовсе не президентские выборы, а выбор главы правительства. И есть все основания полагать, что его президент будет делать уже после 18 марта. Но поскольку вся политическая система страны пришла в движение в виде перестановок и отставок, все это способствует повышению нервозности на фоне того, что сам Путин упорно молчит относительно своего выдвижения, хотя все прекрасно понимают, что он пойдет на новый срок. Более того, вся эта неопределенная ситуация активно провоцирует огромное количество слухов и сплетен, которые проявляются и в информационном поле», - отметил эксперт.

При этом собеседник издания не исключил, что таким образом в информационном поле может умышленно формироваться некий образ вокруг определенного кандидата. Но нередко бывает, что чем чаще СМИ пишут про какого-то кандидата, тем меньше у него становится шансов занять определенный пост.

Между тем, как считает Bloomberg, президент Путин распустит правительство и назначит нового премьер-министра после победы на выборах 2018 года, при этом как отмечает агентство, его выбор может стать знаком, кого он хочет видеть своим преемником.

«Учитывая, что фигура премьера РФ является одной из топовых в руководстве страны, за пост будут бороться все влиятельные кланы, так как иметь своего премьера - это мечта любой номенклатурной группы. При этом действующий глава кабинета министров Медведев является одним из претендентов на премьерский пост, и он является пока фаворитом этой гонки, поэтому, все кто не входит в личный клан Медведева - все являются сторонниками его ухода с занимаемой должности», - подытожил Константин Симонов.

В качестве примера обострения противостояния политических элит Bloomberg приводит дело, возбужденное в отношении экс-министра Улюкаева по обвинению в вымогательстве взятки у главы «Роснефти» Сечина . Как отмечают авторы статьи, теперь все ждут, какой оборот примет судебный процесс над Улюкаевым, в надежде, что вердикт намекнет на намерения Путина. Обвинительный приговор станет ударом по уже ослабленным технократам от экономики.

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников назвал заметку агентства Bloomberg ангажированной, а вся аргументация, по его мнению, сводится к тому, что все они известные люди и принимают активное участие в руководстве страной. Как отметил собеседник газеты «Колокол России», не совсем понятно, почему в список не вошли сразу несколько людей из либерального клана, к примеру - Максим Орешкин, которого некоторые рассматривают как одного из фаворитов главы государства, и Алексей Кудрин, которого активно лоббирует определенная структура на премьерскую должность. Плюс ко всему, нет и альтернативного кандидата либеральному блоку, к примеру - того же Сергея Шойгу.

«Любой выбор премьер-министра сейчас станет сигналом для формирования образа России в следующем этапе развития страны. Поэтому будущий глава кабинета министров, может стать потенциальным преемником президента (если Путин выдвинет свою кандидатуру на новый президентский срок, - ред.) Однако есть все основания полагать, что не он станет в итоге претендентом на президентское кресло, в случае, если состоится досрочная отставка главы государства до 2024 года. Как показала ранее практика, перед своим уходом Борис Ельцин назначил премьером на короткий срок Сергея Степашина , потом на этот пост был назначен Владимир Путин. Таким образом, вполне возможен сценарий, что будет назначен технический премьер, который проработает определенное время, но будет заменен в самый последний момент, перед тем, как нужно будет назначать исполняющего обязанности президента», - предположил собеседник издания.

По мнению политолога Дмитрия Солонникова, более реалистичным выглядит сценарий, и так уже было в истории, когда Владимир Путин шел на выборы с новым составом кабинета министров, говоря, что эта команда будет реализовывать его новую предвыборную программу. Не исключено, что и на этот раз подобный сценарий вновь может повториться, тем более это будет хорошим предвыборным ходом.

Анатолий Молчанов

Никто не знает, как в России будет устроена власть после президентских выборов 2018 года. Но в предвыборную пору возникают классические сюжеты российской политики: отставка премьер-министра Дмитрия Медведева и «выборы» преемника президента Владимира Путина.

Путин - и президент, и премьер

Председателя правительства «не уберегли» еще в марте, когда Медведев по причине болезни не пришел на совещание главы государства с кабинетом министров. Тогда политологи спешили связать его отсутствие с грядущей отставкой, поводом для которой в числе прочего мог послужить фильм-расследование оппозиционера Алексея Навального «Он вам не Димон». Но обошлось, премьер оправился от гриппа и, как выяснилось, «политическим» он не был.

Однако в первых числах всегда тревожного для России августа появилась другая версия, основанная исключительно на слухах - о предстоящей административной реформе и переподчинении правительства напрямую президенту. В конце же месяца, обошедшегося без серьезных потрясений, наблюдатели отметили одно, на первый взгляд, странное совещание президента и сотрудников его администрации с экономическим блоком правительства (Шуваловым, Козаком, Орешкиным и Силуановым). Со стороны правительства за протокол никто не отвечал, а о Медведеве, кажется, никто и не вспомнил - он официально пребывает в отпуске.

И снова же появились предположения, что после переизбрания в 2018 году Путин возглавит кабинет министров как президент или объединит аппараты правительства и президента ради «мобилизации управляемости» и лишения сугубо технического премьера политической самостоятельности. «Новым» формат встречи Путина с кабмином мог показаться исключительно с бюрократическо-протокольной точки зрения. Тем не менее, публике была явлена четкая картинка: Путин берет на себя «бразды правления» и устраивает совещание с членами правительства, тогда как Медведев в очередной раз не держит руку на пульсе.

Но это не более чем умелое манипулирование общественным мнением - посмотрите, Путин зашел в кабину пилота и взял штурвал в свои руки. Шоу для тех, кто готов поверить, что теперь все будет в порядке, поскольку все проблемы нынешнего срока шли от правительства. При этом, однако, остается за скобками, что правительство в России - главный распорядитель федерального бюджета, лишенный в данный момент многих полномочий, которые у него «откусили» различные отраслевые советы при президенте, а также доступа к теневому бюджету (средствам того же «Роснефтегаза», у которого кабмин не может стребовать дивиденды от «Роснефти» и «Газпрома»).

Другими словами, Путин, назначающий вице-премьеров и утверждающий министров, и без особых реформ госуправления довольно жестко ограничивает работу правительства. И продуктивнее без текущего премьера оно вряд ли станет - тут вопрос к способности результативно работать самого Путина, а вернее - его ближнего круга.

Политбюро вместо правительства

Говорят, после того как Путин посидел в кресле премьер-министра, ему очень нравится работать в «ручном режиме», а перед публикой представать в образе «раба на галерах». Однако дело даже не в личных пристрастиях и предпочтениях, а в том, что практики управления и решения вопросов премьера Путина 2008-2012 годов весь его третий срок (2012-2018) входили в острые противоречия с интересами условной группы Медведева - коалиции, сформировавшейся в период его недолгого президентства. Поскольку конкуренция центров силы верхами воспринимается как ненужная конфликтность, полное устранение бюрократического противовеса и привидение госуправления к условностям премьерства Путина для президента может быть приемлемым развитием событий.

Переселение правительства в Кремль определенно снизит внутриэлитную конфликтность, а ближний круг президента получит возможность выйти из полутени и при должностях занять просторы чиновничьих кабинетов. Неформальные связи могут быть формализованы, но именно это, в конечном счете, может лишить конструкцию путинского правительства эффективности - слишком разные практики решения вопросов у членов правительства и его друзей. Когда все сводится к одному центру силы, он рискует потерять какую бы то ни было эффективность. Более того, слияние личных связей, пресловутого ближнего круга президента, и института госуправления станет еще одной ступенью длинной лестницы постепенной деградации российского государства.

Интересно и то, что, согласно новой редакции антироссийских санкций США, американские контролирующие органы должны будут к марту 2018 года представить первый доклад о деньгах путинского окружения и их перемещениях по миру. Тщательно скрытое в очередной раз станет явным, как в 2014 году страна вдруг узнала про Ротенбергов, Ковальчуков и Тимченко, которые, оказывается, через госзаказы, госфинансы и экспортные каналы национальных ресурсов контролируют внушительную долю отечественной экономики. Деловые издания писали об этом давно, но политизировать вопрос удалось лишь с подачи Вашингтона.

Старые преемники и новый фаворит

В такой обстановке нервы сдают у всех: в течение одной недели вышло два рейтинга расстановки политических фигур на шахматной доске под названием «российская власть».

В одном из них - пятом ежегодном докладе «Политбюро 2.0» компании «Минченко консалтинг», выдвигаются смелые гипотезы об ослаблении ближнего круга президента, а также утверждается, что самые устойчивые позиции как раз у Медведева. В то же время Путину пророчат сбывшуюся мечту писателя Лимонова - стать «русским аятоллой».

В другом докладе, Фонда «Петербургская политика», представлен топ-10 вероятных преемников Путина, первая тройка которого выглядит так: Медведев, Собянин и Дюмин (губернатор Тульской области). Подобные рейтинги и аналитика ничто иное как политические ставки следующего сезона в отсутствие публичной конкуренции. Строго говоря - это не рейтинги, которые можно замерить и оцифровать, а политологические ощущения и предчувствия. Они могут снизить тревожность, но не снять.

Почему вообще возникают разговоры на эту тему? Во-первых, на дворе предвыборный год и все ждут перемен, если не содержательных, то стилистических. Во-вторых, есть потребность представлять себе контуры завтрашней власти, ее конфигурации, действующих лиц. Так, в качестве реакции на публикацию рейтингов три неназванных федеральных чиновника вбросили в информационное поле новость о том, что фаворитом Путина на самом деле является молодой министр экономики Максим Орешкин. В новостном вакууме августа сообщение прогремело шаром от боулига и сбило выстроенный политологами треугольник кеглей. Частью аудитории оно было воспринято всерьез - Орешкин может прийти на смену Медведеву и стать тем самым преемником, которого все так активно ищут.

Однако страшная тайна этой «новости» и «странного» совещания Путина с правительством без Медведева заключается в том, что Орешкин один из высокопоставленных чиновников, которые уже сегодня несут ответственность за выборы 2018 года. В частности, он «придумывает» и «расписывает» экономический рост и перспективное развитие экономики. К примеру, предложения о повышении производительности труда, которые, возможно, станут частью предвыборной программы Путина. Вместе с ним над переходом к четвертому сроку также работают глава администрации президента Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко, помощник президента Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов. С высокой степенью вероятности они и сформируют предвыборный штаб Путина.

В целом же вся предвыборная политология пока выглядит достойным продолжением кремленологии - науки, которая возникла в США и не далеко ушла от гадания на кофейной гуще: закрытую систему политического управления СССР пытались расшифровывать по косвенным знакам, например, расстановке бюрократической верхушки на мавзолее во время парадов и торжеств. Примерно то же самое происходит сейчас с Медведевым и Орешкиным.

Настоящая же проблема заключается в том, что в России снова сложилась закрытая, непроницаемая и замкнутая на себя система власти. Не удивительно, что все хотят иметь хоть какие-то представления об образе будущего. И, конечно, все подразумевают не инновации и технологии, о которых учителям велено рассказывать школьникам 1 сентября, а совершенно конкретные вопросы, ответы на которые Путин, естественно, не даст.