Сущность и специфика педагогической деятельности. Особенности педагогической профессии

Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми - педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности - создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступаетрезультатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

    знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

    научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

    педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

    высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

    непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

    малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

    среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

    продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

. Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

    педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

    эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

    педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

    педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

    педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

    культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - коллеги»;

    педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Основные понятия дошкольной педагогики

Методологические основы дошкольной педагогики отражают

современный уровень философии образования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Определяет особое место ведущих деятельностей,

обеспечивающих возможность реализации

различных потребностей ребенка, осознание себя

субъектом (С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский,

А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и

др.). Большое значение в развитии ребенка и имеет

игра как ведущая деятельность, творческая по

характеру, самостоятельная по организации и

эмоционально-привлекательная для проявления себя

«здесь и теперь».

В ФГТ к ООП дошкольного образования

перечислены детские виды деятельности:

двигательная, коммуникативная, продуктивная,

познавательно-исследовательская, трудовая,

музыкально-художественная, чтение

художественной литературы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-

ТВОРЧЕСКИЙ

Раскрытие потенциала каждого ребенка, его

способности к активности, творчеству,

инициативности.

ЛИЧНОСТНЫЙ

Развитие запросов, желаний, интересов,

склонностей ребенка. Предпочтение отдается

гуманному, демократичному (помогающему) стилю

воспитания.

Смысл педагогической позиции заключается в

поддержке: взрослый помогает лишь тому, что уже

имеется в наличии, но еще не достигло должного

уровня, т.е. развитию самостоятельности ребенка.

Современная подготовка специалистов по дошкольн. воспитанию

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог имеет право:

· участвовать в работе совета педагогов;

· избирать и быть избранным председателем совета педагогов ДОУ;

· выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы;

· защищать свою профессиональную честь и достоинство;

· требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;

· повышать квалификацию;

· профессиональное мастерство;

· аттестовываться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;

· участвовать в научно-экспериментальной работе;

· распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование;

· получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией ДОУ.

В соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог обязан:

· выполнять Устав ДОУ;

· соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка ДОУ;

· охранять жизнь и здоровье детей;

· защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;

· сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать

Концепции воспитания дошкольников

Педагогическая концепция – это система идей, выводов о

закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его

организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной

педагогике выделяют следующие концепции детства.

Концепция

Д. Б.Эльконина

Природа детства рассматривается в контексте

конкретно-исторических условий, которые определяют

развитие, закономерности, своеобразие и характер

изменения детства человека.

Детство рассматривается как социально-

психологическое явление в жизнедеятельности

человека, как необходимое условие для приобретения

личностью человеческих способов удовлетворения

органических, социальных, духовных потребностей,

овладения человеческой культурой.

Роль взрослого – оказание помощи ребенку в

овладении родным языком, практическими

действиями, культурой.11

Концепция

Д. И. Фельдштейна

Детство – особое явление социального мира.

Функционально детство – необходимое состояние в

системе развития общества, состояние процесса

вызревания подрастающего поколения, подготовки к

воспроизводству будущего общества.

физического роста, накопления психических

новообразований, определения себя в окружающем

мире, собственная самоорганизация в постоянно

расширяющихся и усложняющихся контактах и

взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

Сущностно детство – особое состояние социального

развития, когда биологические закономерности,

связанные с возрастными изменениями ребенка,

значительно проявляют свое действие, «подчиняясь»

во все большей степени регулирующему и

определяющему действию социального.

Концепция

Ш. А. Амонашвили

Детство определяется как безграничность и

неповторимость, как особая миссия для себя и для

людей. Ребенок наделен от природы неповторимым

индивидуальным сочетанием возможностей и

способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти,

создать условия доброжелательности и заботы, и тогда

ребенок, став взрослым, принесет окружающим его

людям радость.

«Человек нужен человеку, и люди рождаются друг

для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим законам,

вызывает к рождению нужного человека. Вот он и

рождается со своей миссией».

Концепция

В. Т. Кудрявцева

Детство определяет бытие культурного целого и

судьбу отдельного индивида. Ценность детства во

взаимодетерминации культуры и детства как сферы

самой культуры. Выделяются две ведущие

взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок

– культуроосвоение и культуросозидание. Эти же

задачи решает и взрослый, который поддерживает и

обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой.

Результатом их решения для детей и для педагога

будет субкультура детства.

Концепция детства

В. В. Зеньковского

Подчеркивается особая роль игры в детстве. В игре

ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит,

переживает, создавая образы, которые всплывают в

сознании и которые служат средством выражения

эмоциональной сферы, а сама игра служит целям

телесного и психического выражения чувств ребенка.12

Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные,

порождаемые запросами реальной образовательной действительности

Концепции воспитания.

В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране активно развивалась

система общественного дошкольного воспитания, что было связано с

социальными, общественно-политическими изменениями. Происходила

коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего

поколения.

В 1920-х - начале 1930-х гг. ведущей была концепция Н. К. Крупской.

Основные направления концепции: воспитание идейной направленности;

коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В этот период появляются первые программные документы – Проект

программы детского сада (1932 г.) и Программа и внутренний распорядок

детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в концепцию вводится требование

патриотического и интернационального воспитания.

1950-е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей,

в программу было введено обязательное обучение детей (А. П. Усова).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое

дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения

детей в детском саду (1962 г.). В дальнейшем эта программа переиздавалась

и уточнялась вплоть до 1989 г. Все программы были направлены на

подчинение одной идеальной цели – воспитанию всесторонне развитой 15

гармоничной личности – и были едиными и обязательными для всей системы

дошкольного воспитания.

В 1989 г. появляется новая концепция личностно-ориентированной

модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и

ребенка в детском саду. Ведущая идея – развитие индивидуальности

личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания

идейности, патриотизма, коллективизма.

Важным событием в этот период было принятие народами мира

Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. В документах

говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение,

получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его

личности и т. д.

В 1990-х гг. появились новые вариативные программы, основанные на

концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании: «Детство»

(СПб., 1996), «Радуга» (М.,1996), «Развитие» (М., 1994), «Истоки» (М., 1997)

В настоящее время широко распространена педагогическая концепция

целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской

деятельности (М. В. Крулехт, 2003). Целостное развитие ребенка – это

единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения

ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и

индивидуальности.

В дошкольном возрасте ребенок осознает собственное «Я», обретает

компоненты «Я-концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности,

отношения со взрослыми и ровесниками), стремится к самостоятельности

(«Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром

вещей, природы. Ребенок развивается в деятельности, в ней он

самореализуется, самоутверждается. Интеллектуальное, эмоционально-

личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связаны

с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком

позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и

программ в целях развития его индивидуальности.

Традиционный подход включает физическое, умственное,

нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о

необходимости расширения содержания воспитания за счет полового,

правового, экологического, этнокультурного и др.

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции,

который находится в стадии научного осмысления (Г. М.Киселева,

Ю. Н. Рюмина, С. М. Зырянова, B.C. Безрукова и др.).B.C. Безрукова

рассматривает педагогическую интеграцию в трех аспектax:

 как принцип (основоположение) современного состояния

педагогической теории (например, «Проблемы нравственно-трудового

воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей»,

«Познавательно-речевое развитие детей»). При такой интеграции

достигаются более высокие результаты в научной и педагогической 16

деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и

воспитания детей;

 как процесс непосредственного установления связей между объектами и

создания новой целостной системы (например, сочетание в одном

занятии разных видов искусств), объединение форм и методов

познавательной деятельности (наблюдение + рассказ +

экспериментирование + модель);

 как результат (форма, которую обретают объекты, вступающие во

взаимосвязь друг с другом), – интегрированные занятия, модульное

обучение и т.д.).

В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна

интеграция средств обучения, например синтез искусств. Интеграция

заставляет искать новые формы обучения. Идет поиск путей интеграции

видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.)

Особенности педагогического труда на современном этапе

Функции педагогического труда

1. Образовательная: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков.

2. Воспитательная: формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали».

3. Развивающая: при обучении следует развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.

4. Общественно-педагогическая: воспитывать не только ученика, но и его родителей, осуществляя педагогическое просвещение.

5. Общественная: педагог – проводник идей общечеловеческих ценностей, пропагандист, активный член нашего общества.

Характерные черты учебно-воспитательного (педагогического) процесса

1. Определенная направленность.

2. Взаимосвязь и внутренняя противоречивость процессов преподавания и учения.

3. Непрерывное изменение компонентов учебного процесса в связи с изменением социального заказа общества (цели, задач, содержания, форм, методов).

4. Субъект – субъективные отношения, постоянные взаимодействия. Эти черты обусловливают всю структуру педагогической деятельности и делают труд учителя отличным от труда других людей.

Основные факторы, опосредующие деятельность учителя и ее результаты

1. Характер этапа социально-экономического развития общества.

2. Идеология общества.

3. Превращение науки в производительную силу.

4. Дифференциация и интеграция наук.

5. Научно-технический прогресс.

6. Нарастание потока информации.

7. Возрастание роли досуга в становлении людей нового типа.

Требования к деятельности учителя современной школы

1. Целенаправленность обучения, развития и воспитания подрастающих поколений.

2. Осуществление учебно-воспитательного процесса на деятельностно-коммуникативной основе и гуманно-личностном подходе.

3. Учет изменения социальных и возрастных соотношений, ускорения умственного и физического развития школьников.

4. Реализация постоянно изменяющегося содержания образования и воспитания.

5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

6. Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с инновационными образовательными учреждениями и новыми педагогическими технологиями.

7. Систематическое повышение квалификации.

Особенности труда учителя в современной школе

1. Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.

2. Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций. Развитие происходит не в прямой зависимости от педагогических воздействий, а по законам, свойственным психике человека, соответственно особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера школьника.

3. Объект педагогических воздействий является одновременно и их субъектом. Могут быть ответные реакции на воздействия: реакция сопротивления (от минимальной по степени напряженности до остро конфликтной) или реакция в виде познавательной активности (от низкой по уровню до максимальной). В учебно-воспитательном процессе должно быть не просто воздействие педагога на учащихся, а своеобразное взаимодействие их, диалектические отношения между ними, а также между коллективами педагогов и учащихся. При этом могут быть преломления таких воздействий до самостоятельного воздействия субъекта на самого себя: самовоспитание, самообучение, самоусовершенствование.

4. Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.

5. Существенным моментом в педагогических воздействиях является характер видов деятельности, в которые учитель включает школьников, вызывая потребность и интерес к знаниям и способам их добывания, а также вырабатывая у них настойчивость в преодолении учебных затруднений.

6. Педагогический труд – творческий труд. Он требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи.

7. Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.

8. Творческий характер педагогического труда проявляется во всех областях деятельности учителя:

1) в конструктивной, включающей в себя деятельность, направленную на проектирование учебно-воспитательного процесса (отбор содержания и составление композиции из информации, которую он сообщает учащимся; планирование деятельности учащихся, направленной на овладение этим содержанием; конструирование собственной деятельности на каждом этапе обучения);

2) в организаторской, включающей в себя: организацию информации в процессе изучения нового материала, организацию деятельности учащихся, организацию собственной деятельности и поведения;

3) в коммуникативной, включающей в себя организацию взаимоотношений в процессе различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.);

4) в гностической, включающей в себя изучение:

а) объекта своей деятельности (учащихся);
б) содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется;
в) достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования.

9. Творчество в педагогической деятельности представляет собой такую деятельность, продуктами которой являются духовные ценности, имеющие общественное значение. Педагогическое творчество носит, во-первых, массовый характер; во-вторых, оно редко завершается новыми изобретениями или педагогическими открытиями; в-третьих, творчество учителя имеет широкий диапазон.

10. Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.

11. Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство . Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.

Уровни осуществления педагогической деятельности учителем

1-й уровень репродуктивный . Педагог пересказывает другим то, что знает сам, и так, как знает сам.

2-й уровень адаптивный . Педагог не только передает информацию, но и трансформирует ее применительно к особенностям объекта, с которым работает (обеспечивает ее доступность).

3-й уровень – локально моделирующий . Педагог не только передает и трансформирует информацию, но и моделирует системы деятельности, обеспечивающие овладение знаниями, умениями и навыками по отдельным темам и разделам программы у большинства учащихся.

4-й уровень системно моделирующий знание и поведение . Педагог моделирует и реализует систему деятельности, формирующей систему знаний и умений по предмету, а также систему ценностных ориентаций учащихся.

5-й уровень системно моделирующий деятельность и отношения . Педагог моделирует систему деятельности, которая в свою очередь, формирует у учащихся способность добывать знания, вырабатывать черты общечеловеческих ценностей и отношений. Этот уровень является высшим доказательством сформированного творческого мастерства учителя, он обеспечивает максимальный результат его деятельности.

Характеристика типов учителей

1-й тип – проактивный: инициативен в организации общения и взаимодействия в классе.

2-й тип – реактивный: тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен стихии общения (не он, а ученики диктуют характер его общения с классом).

3-й тип – сверхреактивный: замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, считая, что эта модель и есть действительность.

Если ученик чуть активнее других, в их глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь, кретин и т.д. Отсюда и поведение учителя не всегда объективно и оправдано в общении.

Признаки, по которым можно «опознать» наличие негативных установок, то есть бессознательно плохое отношение к ученику:

1) он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему», то есть не дает ему подумать, подготовиться;

2) если «плохим» учеником дан неверный ответ, учитель не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;

3) он «либеральничает» – оценивает положительно неверный ответ;

4) в то же время он чаще ругает «плохого» за неверный ответ;

5) соответственно он реже хвалит «плохого» за правильный ответ;

6) стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки;

7) реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему»;

8) реже вызывает, иногда вообще не работает с «плохим» учеником на уроке.

Профессиональное самосознание учителя

Оно является важным условием роста педагогического мастерства и включает:

1) знания о себе как о специалисте;

2) знание о себе как о личности;

3) эмоциональное отношение к себе как к педагогу-профессионалу.

Развитие профессионального самосознания происходит:

1) в процессе осмысления уровня подготовленности;

2) в самопознании себя как личности;

3) в самопознании себя как профессионала;

4) в процессе самоанализа своей деятельности и ее результатов;

5) в процессе профессиональной самооценки.

От глубины анализа указанных критериев зависят профессиональный рост учителя и развитие его творческого потенциала. Важным показателем уровня профессионального самосознания, критического отношения к себе, к результатам своей деятельности и возможностям самосовершенствования учителя является его профессиональная самооценка. Она играет регулирующую роль в процессе профессионального роста учителя, который возможен лишь при саморегуляции, опирающейся на «рассогласование» между оценкой себя и идеальным представлением об учителе.

Параметры саморегуляции:

1) потребность в саморегуляции познавательной деятельности и самосовершенствовании (стремление изменить себя, свой характер, свою волю, организовать свою деятельность, совершенствовать мастерство и т.п.);

2) устойчивая саморегуляция (реальная продуктивность самоусовершенствования, саморегуляция на уровне привычки, то есть владение своим поведением, умение организовать свою деятельность и т.п.).

Уровни саморегуляции

1-й уровень – высокий . Потребность в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании, то есть в повышении показателей проявления всех личностных и профессиональных качеств. Этот уровень характеризуется высоким развитием любознательности, интеллекта, воли, общей и профессиональной культуры и эрудиции, потребностей и ценностных ориентаций. Высокий уровень саморегуляции предполагает интеллектуальную активность, которой присущи следующие признаки:

1) осознание и вычленение проблемы;

2) умение прогнозировать свою деятельность и деятельность других;

3) умение планировать и реализовывать планы;

4) умение пользоваться логическими операциями и переносить имеющиеся знания и умения в другие ситуации;

5) мотивационно-ценностный диалектический подход к деятельности; способность к восприятию, поиску, анализу и переработке информации, необходимой при принятии и реализации педагогических решений;

6) экономичность мышления (рациональность, нахождение наиболее оригинального способа решения задач и т.п.);

7) самостоятельность мышления в преодолении затруднений, в выборе путей разрешения трудностей, в выработке алгоритмов действий и т.п.;

8) гибкость мышления: быстрота преобразования способа действия в соответствии с изменениями ситуации, отход от стандартных решений, от стереотипа, нахождение целесообразного варианта, переключение с прямого хода мысли на обратный;

9) развитая способность педагогического предвидения, как содержательно-целевого, так и оперативного, обеспечивающего вооружение учителя комплексом стратегических и тактических средств и методов для более совершенной организации учебно-воспитательного процесса.

2-й уровень промежуточный . Он характеризуется тем, что при высокой потребности в саморегуляции наблюдается бессистемность в выполнении необходимой работы: «Хочу быть хорошим педагогом, но не всегда планирую выполнение намеченного», – или «Не всегда могу согласиться с тем, что предлагается или рекомендуется делать» – и т.п. В этом случае резко отстает устойчивость саморегулирования, самосовершенствования, так как такой человек не владеет своим поведением, не руководствуется методическими требованиями и практическими рекомендациями, не может правильно и в нужном направлении организовать свою деятельность. В суждениях такого человека преобладает субъективность; из него редко получается учитель-мастер, так как при подготовке любого дела он пренебрегает главными постулатами и руководствуется «своим разумением», своими не всегда рациональными подходами.

3-й уровень низкий . Саморегуляция характеризуется тем, что она сочетается с низкой потребностью в самосовершенствовании. Хотя такой человек знает мало, он и не хочет знать больше, не желает находить и читать соответствующую литературу, которая подняла бы его на более высокий уровень интеллекта, эрудиции, личностных и профессиональных качеств. Интеллект такого человека узок и инфантилен. Ему свойственно выбирать легкие развлекательные мероприятия, проводить свободное время, гуляя с друзьями, игнорировать чтение газет и художественной литературы. Из таких людей творчески работающих учителей не выходит. Им свойственны самовлюбленность, эгоизм, субъективизм. Главной особенностью такого человека является то, что его самооценка носит конфликтный характер, так как вступает в прямое противоречие с нормой, с научно обоснованными выводами, подтвержденными практикой. Это, как правило, конфликтные люди, потому что им свойственно завышать свои способности, уровни знаний и суждений, завышать притязания и самооценку и снижать значение совершенствования мотивации деятельности и важности работы над собой.

С возникновением профессии педагога, тем не менее, никуда из общественной жизни не исчезло семейное воспитание, общественное воспитание, стихийное и случайное образование детей и юношества.

Как и ранее, почти все общество занимается своеобразной педагогической деятельностью. Педагогический компонент присутствует в деятельности любой управленческой структуры; педагогическую функцию реализует искусство; педагогами-воспитателями становятся врачи, журналисты, режиссеры. Педагогическая деятельность превращается в атрибут общечеловеческой культуры.

Т.о., назначение педагогической деятельности состоит в формировании отношений между людьми в самых различных сферах.

Выделим эти сферы:

  • 1. Семья, семейные отношения - человек воспитывается прежде всего в семье, испытывая влияние родителей, братьев, сестер и др. родственников. В то же время он оказывает влияние на окружающих его близких людей.
  • 2. Сфера самовоспитания, становления себя как личности, как специалиста, Эти процессы начинаются примерно в подростковом возрасте и затем у большинства людей продолжаются всю жизнь.
  • 3. Управленческая сфера - в коллективах предприятий. учреждений и организаций; человек, стоящий во главе коллектива, передает свой опыт, знания молодым, ведет их за собой.
  • 4. Сфера глобальных межчеловеческих отношений - установление взаимоотношений, взаимопонимания, сотрудничества, умение пойти на компромисс, договоренность в сфере международных, межчеловеческих отношений.

Мы выделили сферы, в которых проявляется общепедагогическая деятельность. Формы ее достаточно многосторонни.

Но наряду с общепедагогической деятельностью существует профессиональная педагогическая деятельность. Ею занимаются специально подготовленные люди - педагоги.

Определение педагогической деятельности.

По мнению психолога Л.М.Митиной, “педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения” Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: - 1994, С.15..

Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.) Введение в педагогическую деятельность. М., «Академия». 2000, с.6..

Особенности педагогической деятельности:

  • 1. Педагогическая деятельность уникальна. Уникальность определяется объектом ее. Объектом педагогической деятельности является живая развивающаяся личность. Характерной чертой объекта педагогической деятельности является то, что он выступает одновременно и как субъект этой деятельности. Поэтому для успешности педагогической деятельности важен не только интерес к ней, увлеченность ею, ответственность за нее. Но успех ее зависит и от отношения самих детей к педагогу, т.е. от их взаимоотношений.
  • 2. В педагогической деятельности используется много средств, но главным из них является слово педагога. Его слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации деятельности школьников. Используя слово, педагог влияет на формирование личностного смысла, осознания значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
  • 2. Результаты педагогической деятельности во-первых,“материализуются” в психическом облике другого человека - в его знаниях, умениях, и навыках, в чертах его воли и характера; во-вторых, не сразу очевидны, они могут быть отдалены во времени. В процессе развития личности ребенка наблюдаются периоды прогрессивных изменений, а могут быть и прямо противоположные. В некоторых случаях возникают затруднения в оценке результатов педагогической деятельности с сегодняшних позиций общества. Например, педагог воспитывает нравственные ценности, ориентиры, которые с позиций сегодняшней конкретной ситуации оказываются невостребованными.
  • 3. Рассмотрим еще одну очень актуальную сегодня особенность педагогической деятельности. Современные рыночные отношения предполагают рассматривать педагогическую деятельность как сферу предоставления образовательных услуг. К этим услугам относится обучение по дополнительным образовательным программам, индивидуальные образовательные маршруты, репетиторство и т.п. - то, что выходит за рамки соответствующих образовательных стандартов.

Логика построения рынка образовательных услуг диктует необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов. Разнообразные программы и стандарты образуют поле выбора образовательных услуг. Образовательные программы создаются в целях информирования потребителя о существе услуг. Программы и стандарты выступают гарантом качества образовательных услуг. В этом смысле под образовательными услугами понимаются те, которые могут оказывать государственные учреждения населению, учреждениям и организациям. Таким образом, в образовательных учреждениях посредством педагогической деятельности обществу предоставляются образовательные услуги.

Итак, мы приходим к пониманию того, что целесообразно построенной, организованной педагогической деятельностью занимаются педагоги. Но в педагогической деятельности принимает участие и значительная часть общества в какой-то определенной сфере. Возникает вопрос - может ли массовая профессия опираться на единичный талант, призвание? Или этой деятельностью может заниматься любой?

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания -- это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.

Вот какие противопоказания для учительской профессии приводит в своей книге А.В. Мудрик.

Если у вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится, а вы с ними согласны, то лучше выбрать более спокойную работу, чем учительская.

Если вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией, то вам лучше не идти в учителя.

Если, несмотря на все усилия, у вас не получается контакт с людьми, то не торопитесь поступать в педагогическое учебное заведение.

Если люди, младшие или старшие, вызывают у вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают, то воздержитесь, хотя бы на ряд лет, от вступления на учительскую стезю.

Если ваши товарищи утверждают, что вам не хватает доброты, что вы часто несправедливы, что у вас трудный характер, подумайте, сумеете ли вы избавиться от этих недостатков прежде, чем станете учителем.

Если вы захвачены какой-либо идеей, воплотить которую -- осознанная цель вашей жизни, то не торопитесь отказываться от нее и становиться учителем.

А что делать, если вы все-таки уже учитесь в педагогическом вузе?

Есть два пути исправить ошибку: отказаться от выбранного пути и постараться, хорошо проверив себя, найти свое место; второй вариант -- заставить себя трудиться в поте лица, чтобы исправить свои недостатки и работать, работать над собой.

Педагогический труд характеризуется очень высокой нервной напряженностью. Для того, чтобы овладеть детской массой, захватить ее своим педагогическим, и воспитательным влиянием, необходимо, как отмечал еще нарком здравоохранения И.А.Семашко, исключительно высокое нервно-психологическое напряжение. Труд учителя чрезмерно велик по объему, связан с ограниченными возможностями отдыха и пребывания на свежем воздухе.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа (в том числе учительской) являются слабая нервная система, дефекты речи, невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям "тупосердие", отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.

Но как быть тому, кто уже выбрал профессию учителя, кто уже стал студентом педагогического учебного заведения? Не надо отчаиваться, надо упорно и настойчиво работать над собой. Многое можно изменить, если знать что нужно менять, над чем надо работать. Для этого в книге приводятся различного рода тесты, с помощью которых можно проверить себя и выяснить какие качества личности учителя надо в себе развивать Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1996. С.38..

Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном Я.

Учительская профессия -- особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов:

а) труд как целесообразная деятельность;

б) предмет труда;

в) средства труда.

Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?

Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд -- это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он -- не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник -- такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (на пример, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, -- это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика -- чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане -- непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда -- человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда -- человек -- способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет -- человек, орудие труда -- человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, -- граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 600). Он утверждал, что учителя -- это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д О пользе педагогической литературы).

Рассматривая педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «вы веденную из этих наук», К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыков необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т.1. С. 229, 231).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы я программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. -- М.-Л., 1948. С. 43). Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он -- совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. -- М., 1953. С. 342).

Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. А.В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» (Луначарский А.В. О народном образовании. -- М., 1958. С. 443). Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается огромный поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России.

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Особенности

1. Объект педагогической деятельности - индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив - активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.

2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.

Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.

3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.

4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.

5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.

6. Педагогическая деятельность - это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.

7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.


Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.

Определяя структуру профессиональной педагогической деятельности, исследователи отмечают, что ее основное своеобразие - в специфике объекта и орудий труда.

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента; конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.

Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.

Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. На основе анализа профессиональных функций учителя он выделяет 8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

И. Ф. Харламов среди множества видов деятельности выделяет следующие взаимосвязанные виды деятельности: диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно- стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.

Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, иначе говоря, в прогнозировании конечного результата.

Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.

Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.

В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.

Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества. Понимать их, в случае необходимости - прощать, по сути, вся деятельность педагога носит коммуникативный характер.

Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.

Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.

Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

Педагогическое общение (Кан-Калик) – это система взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им.

Исходя из данных определений, можно выделить три основные черты (стороны) общения: - коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Важно отметить единство и взаимосвязь всех трех сторон, их гармония.

При всем разнообразии педагогических ситуаций принято выделять три вида педагогического общения

1 Социально-ориентированное (лекция, выступление по радио, телевидению), где говорящий выступает как представитель общества, коллектива, группы, а задача, которую он решает – есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, развивает или изменяет их убеждения, установки. В таком общении непосредственно реализуется общественные отношения, организуются социальные взаимовлияния.

2 Групповое предметно ориентированное общение включается в коллективный труд и непосредственное его обслуживание, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Задача, решаемая в этом виде общения, тоже социальная, предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда, в нашем случае учебного труда.

3. Личностно ориентированное общение – общение одной личности с другой, это исходная клеточка общения, она м.б. различной: деловые, направленные на совместную деятельность, и по сути совпадать с предметно-ориентированной, м.б. выяснение личных отношений и не иметь никакой связи с деятельностью.

По В.А. Канн-Калику структура процесса профессионального- педагогического общения включает:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Часто само общение учителя с учащимся представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога.

Что же необходимо учителю на каждом из этапов?

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.

Этап «коммуникативной атаки», говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддержать инициативу школьников, организовать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.