Презентация на тему Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальная революция: достижения и проблемы презентация к уроку по истории (8 класс) на тему Индустриальные революции достижения и проблемы презентация 8

Индустриальный век стал временем металла: из него делались станки, транспорт, иногда даже особые здания. Причём использовался не просто металл, а сталь (сырьё для которой – чугун). При этом развития производства требовало и совершенствования транспорта, потому что нужно было возить гораздо больше сырья и готовой продукции, причём делать это гораздо быстрее. С этой справлялись железные дороги. Потому все три таблицы показывают процесс индустриализации в этих странах.

3. Пронумеруйте перечисленные явления в соответствии с их значимостью. Главным содержанием развития экономики западных стран в XIX в., определившим развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства, стал:

3) рост городов; 2) рост численности населения; 1) промышленный переворот.

4. Какое явление было вызвано указанными ниже причинами? Ответ запишите. Необходимость доставки сырья на фабрики и вывоза готовой продукции; необходимость снабжения городского населения продуктами питания; необходимость укрепления экономических связей между странами.

Развитие транспорта, появление новых его отраслей. Прежде всего, имеется в виду появление парохода и паровоза, сеть железных дорог, покрывшая индустриальные страны.

5. Выберите правильный ответ. Первый мировой экономический кризис разразился в:

7. Каковы черты, присущие монополистическому капитализму?

A) Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии.

Б) Индустриализация страны.

B) Образование монополий.

Г) Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров.

Д) Экономический раздел мира на сферы влияния.

Е) Территориальный раздел мира.

Ж) Вытеснение кустарного производства фабрично-заводским.

Правильный ответ:

8. Когда, по вашему мнению, могли возникнуть и что означали выражения?

«Некоронованные короли Америки»

Фраза возникла в эпоху монополистического капитализма. Она означала, что у владельцев монополистических компаний США фактически было больше власти, чем у любых королей.

«Что хорошо для Круппа, то хорошо для Германии»

Фраза возникла в эпоху монополистического капитализма. Она означала, что интересы государства подчинились интересам крупнейших монополий этого государства.

Индустриальная революция: достижения и проблемы

Выполнила: учитель истории и обществознания

МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП

Антонкина Е.Е.


  • Рассмотреть основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; выяснить что такое монополистический капитализм, рассмотреть формы слияния предприятий; познакомить учащихся с основными техническими изобретениями и открытиями.
  • - Привить умение использовать межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;
  • - Решать проблемы

  • 1. Завершение промышленного переворота
  • 2. Переворот в средствах транспорта
  • 3. Экипаж без лошадей
  • 4. « Страна на колесах»
  • 5. Дороги, мосты, туннели
  • 6. Первые полеты человека
  • 7. Военная техника
  • 8. Новые источники энергии
  • 9. « Превратить ночь в день»

  • В первой половине 19 в. Промышленный переворот вступил в стадию своего завершения. Об этом свидетельствует то, что машины создаются при помощи станков .
  • Наиболее развитой страной в области промышленного переворота оставалась
  • Новая отрасль промышленности- машиностроение



Автоматический станок Ж.М. Жаккара 1804 г .


  • 30-40-е гг. 19 века - время железнодорожного строительства
  • 1825- завершение аграрной революции (преобладание фермерских хозяйств- прогрессивные способы земледелия, новая техника: сеялки, молотилки, плуги)

  • Конвертер -печь для выплавки стали Г. Бессемера 1856 г.


  • Джорж Стефенсон 1825 г. первая железная дорога в Англии (соединила Стоктон и Дарлингтон)
  • 1829 г. железная дорога (Ливерпуль-Манчестер)





« Саванна »-первый пароход, переплывший Атлантический океан в 1819г.


3. Экипаж без лошадей

1803-1804 Эванс- первый автомобиль с паровым двигателем Филадельфия

Тревитик «Огненный дракон» Лондон


1885 Карл Бенц «Трехколесная повозка с горизонтальным бензиновым двигателем» 15 км.час

1895 Готлиб Даймлер


4. «Страна на колесах»

Генри Форд


5.»Дороги, мосты, туннели »

1859-Суэцкий канал Фердинанд Лессепс (фр.)

1818-1826 Телфорд первый ж.д. висячий мост


Иоганн Реблинг (США) Бруклинский мост

Симплонский(Швейцария ) туннель. 20км


6. Первые полеты человека

Жак Шарль «Модель аэростата, наполняемого водородом»

Братья Монгольфье «Аэростат» 1783


  • Отто Лилиенталь -наука о планетаризме
  • Клемент Адер, братья Райт- полеты на планере, оснащенном бензиновым двигателем (12 сек)

7. Военная техника

1803 англ. генерал Х. Шрапнел- разрывной снаряд (шрапнель)

1862г. Швед Альфред Нобель-динамит


1835г. Американец Сэмюэл Кольт-револьвер

1883г. К. Мэксим-

станковый пулемет «Максим»


8. Новые источники энергии

Нефть

Электричество

  • С 1890-1900 потребление нефти увеличилось с 1 до 10 млн. т.
  • Из нефти стали получать бензин и керосин
  • Электрическая энергия использовалась на промышленных предприятиях и для освещения улиц в крупных городах

9. «Превратить ночь в день»

1875г. П.Н. Яблочков-электродуговая лампа

Т. Эдисон «производство электрического света»


10. Революция в средствах связи

А. Попов и Г. Маркони (ит) -радио

М. Грей и А. Белл (ам)-телефон


11. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма

В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере.

Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.

Т.е. конкурентная борьба в этот период была неограниченна.

Первый в мире кризис перепроизводства произошёл в Англии в 1825 году. Тогда частично были затронуты и экономики других стран: США и Франции. К тому же этот кризис коснулся не одной, а сразу нескольких отраслей промышленности. Через 30 с небольшим лет разразился настоящий экономический и финансовый кризис, которому было присвоено звание «первого мирового».

Итак, все предприятия стремились к получению наивысшей прибыли и увеличивали производство товаров, что и приводило к экономическим кризисам.


12. Монополистический капитализм

В последней трети 19в. Появляются мощные финансовые и промышленные корпорации.

Возникают различные формы слияния предприятий:

Картель

объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

Синдикат

объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест

полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

Концерн

объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы


В этот период господствовали идеи о недопустимом вмешательстве государства в частную собственность, регулированием производства товаров и их сбыта стали заниматься крупные предприниматели. Промышленники стали сговариваться между собой о ценах, рынках сбыта, чтобы избежать острой конкуренции. И к 1870-1880 гг. производственная сфера завоевывается монополиями. Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.


Т.о. складывается монополистический капитализм (империализм). Империализм особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества. Признаки империализма: Сочетание свободной конкуренции и монополии Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров Экономический раздел мира на сферы влияния Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством


Закрепление изученного материала: - О каких открытиях и достижениях вы узнали на уроке? - Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе? -Что такое капиталистическая монополия? -Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий? -Какие формы слияния предприятий вы знаете? -Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?


  • Параграф 1-2;
  • Письменно 1,5 вопрос;
  • Заполнить таблицу;
  • Понятия выучить.

Слайд 2

План урока

  • Основные технические изобретения и научные открытия XIX века;
  • Характеристика общества свободной конкуренции;
  • Экономические кризисы, как одна из причин перехода к монополистическому капитализму;
  • Черты монополистического капитализма;
  • Характерные черты империализма.
  • Слайд 3

    Понятия

    • Монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым, устанавливая свое господство в определенной отрасли хозяйства.
    • Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.
    • Экономический кризис – период спада и застоя производства, влияющий на благосостояние общества и государства.
  • Слайд 4

    • Синдикат – одна из форм объединения предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность при сохранении производственной самостоятельности.
    • Картель – форма экономического объединения, участники которого устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта.
    • Трест – одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.
  • Слайд 5

    • Концерн – форма объединения предприятий разных отраслей, характеризуется самостоятельностью управления этих предприятий, большим объемом внутрифирменных поставок, централизованным капиталом.
  • Слайд 6

    Основные технические изобретения и научные открытия XIX века

    • Процесс модернизации, который в XIX веке в западных странах завершился, практически не затронул страны Востока.

    Как вы думаете почему?

    • В странах Востока существуют ценности, основанные на сохранении традиций. Изменения внедряются крайне неохотно и медленно.
    • В странах запада, наоборот, активно используют технические изобретения и благодаря им вырываются далеко вперед
  • Слайд 7

    • Какими техническими изобретениями мы пользуемся повседневно и практически их не замечаем?
    • Все изобретения этого века носили практический характер и были направлены на то, что бы с меньшими затратами получить большую прибыль.
    • Они изменили повседневную жизнь общества, человека, повлияли на развитие всех сфер жизни общества, особенно экономики.
  • Слайд 8

    Характеристика общества свободной конкуренции

    • Какие отношения господствовали в экономике стран запада в XIX века?
    • «Дикий капитализм».
    • свободные отношения, не регулируемые государством то есть, свободная конкуренция.
  • Слайд 9

    Какую роль конкуренция играет в развитии производства?
    Главным стимулом в развитии производства. В ходе конкуренции предприниматели, стремясь получить большую прибыль и снизить затраты, внедряют новые изобретения, увеличивают выпуск, снижают цену. Помимо этого они увеличивают ассортимент и улучшают качество товаров.

    Слайд 10

    Экономические кризисы, как одна из причин перехода к монополистическому капитализму.

    • Стремление предпринимателей расширить производство и увеличить выпуск товаров приводит к нарушению пропорций развития экономики
    • Что произойдет, если предложение значительно превышает спрос?
      (кризис перепроизводства)
  • Слайд 11

    Экономический кризис

    • С одной стороны они приводят к падению производства, тормозят развитие экономики, с другой – являются дополнительным стимулом для усовершенствований производства, внедрению новой техники и технологии.
    • Развитие рыночной экономики происходит по схеме:
      Кризис - застой производства - подъем кризис.
  • Слайд 12

    Черты монополистического капитализма

    • В результате такого развития экономики, выживают лишь сильнейшие, те кто послабее прекращают свое существование, либо начинают объединяться.
    • В 1880-1890 гг. на смену общества свободной конкуренции приходить общество, в котором главную роль играют крупные союзы капиталистов – монополии.

    Прочитайте текст на странице 19-20 до текста дополнительного чтения и выделите причины создания крупных финансовых и промышленных объединений

    Становление индустриального общества

    Милагина Марина Васильевна

    МОУ «Шестаковская ООШ»

    Московская область

    Волоколамский район


    Индустриальное общество – это общество, основанное на развитии крупного промышленного производства.

    Индустриальная революция (промышленный переворот) – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, от аграрной экономики к промышленному производству.

    В первой половине 19 века ПП подошёл к своему завершению – машины стали создаваться при помощи других машин. Для их создания требовалось много металла. Таким металлов была сталь. Она была более гибкой, чем железо, меньше ржавела. Но производство стали до середины

    19 века было дорогим.


    Железную руду в печах плавили на каменном угле, а для ускорения процесса нагнетали в печь горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки стали вращающуюся печь – конвертор.

    Французский инженер Мартен сконструировал печь, которая выплавляла сталь высокого качества – мартеновскую печь.



    В текстильной промышленности появился первый автоматический станок. Его создал Ж.М. Жаккар. На станке устанавливали перфорированные карты, которые позволяли ткачу производить ткань с определенным рисунком.

    Станок имел специальные иглы, которые управляли нитями ткани, получался изумительный по красоте рисунок.


    19 век назвали веком железных дорог. Первую железную дорогу построил в 1825 году Г. Стефенсон между Стоктоном и Дарлингтоном. Это позволило перевозить уголь, хлопок к фабрикам и заводам, вывозить готовую продукцию, снабжать города продуктами питания.

    Железные дороги позволили освоить новые территории в США, Индии, Африке.



    Автоматические тормоза и сцепка повысили безопасность железнодорожного транспорта.

    В 1879 году В. Симменс построил узкоколейку длиной 300 м с электрической тягой. Маленький электровоз тянул поезд из пяти вагонеток (вроде 5 диванов) на Берлинской промышленной выставке. Тогда это было развлечением, но вскоре электрички появились в Европе и США.


    Первый паровой пароход «Клермон», построенный Фультоном имел длину 40,5 м, ширину 5,5 м и глубину 2,74 м. Его пробная поездка была назначена на 17 августа 1807 года. Огромная толпа людей стояла на берегу и смеялась над этой затеей. Но когда пароход со страшным шумом двинулся вперёд, насмешки сменились криками одобрения.

    «Клермон» вызвал не только удивление, но и страх. Из его трубы вырывались пламя и искры. Матросы упали на колени, и стали молить Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось против ветра и освещало себе путь.



    Зимой 1803 – 1804 года американский инженер Эванс пустил по улицам Филадельфии первый автомобиль с паровым двигателем.

    Паровая амфибия Эванса 1801 год


    Первые автомобили на улицах часто

    окружала толпа, поднимающая свист и шум, перед автомобилем на дорогу бросали брёвна и куски железа, причём радость была велика, когда автомобиль ломался и лошади увозили его в мастерскую. Произошли первые ДТП, и власти издали закон: перед «экипажем без лошадей» за 100 м шёл человек с красным флажком – знаком опасности. Скорость ограничивалась 4 км в час.




    Паровой грузовик Пекье. Франция 1828 г.

    Автомобиль Маркуса. Австро-Венгрия 1875 г.

    Автомобиль Селдона. США 1877 г.


    Даймлер. Германия 1886 г.

    Бенц. Германия 1886 г.











    В 1782 году Жозеф Монгольфье нашел средство, с помощью которого можно было подняться в воздух. Этим средством оказалась, наполненная дымом оболочка. Этьенн и Жозеф Монгольфье соорудили шар диаметром

    3, 5 м. Успех был полный: шар продержался в воздухе 10 мин. Поднялся на 300 м и

    пролетел 1 км.














    Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1835 г. американец Сэмюэл Кольт изобрел револьвер, названный его именем.

    В 1883 г. К. Максим изобрёл станковый пулемёт («максим»).


    К концу XIX века в жизни людей появилось еще одно новшество – электрическое освещение. В 1875г. Русский ученый П.Н.Яблочков изобрел электродуговую лампу (электрическую свечу).

    Эти лампы использовали для освещения магазинов, театров. Но дуговые лампы были опасны для населения, свет их не регулировался и включались они все сразу.

    Эдисон изобрёл закрытую лампу, в которой несильно горел свет. Впервые 115 ламп осветили параход «Колумбия» в 1880 году.




    А. Белл одновременно подали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Грей подал заявку на два часа позже, и патент получил Белл. Так, в дома пришел телефон.



    Домашнее задание:

    Заполнить таблицу «Важнейшие научные открытия 19 века» стр. 10 - 19

    Имя ученого или изобретателя

    Генри Модсли

    Сущность научного открытия

    Около 1800 года

    Токарный станок, который заменил ручной труд в трех операциях по точной обработке металла

    Начать мини-проект: «Наука и техника в 19 веке»








    Возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Потребность в металле Новые изобретения в металлургии - все больше изобретений из стали. - англ. инженер Г.Бессемер в 1856 г. Изобрел для выплавки стали вращающуюся печь – конвертер. - братья Э. и П. Мартены сконструировали специальную печь, позволяющую выплавлять сталь более высокого качества. Печь была названа их именем – мартеновская.




    Несмотря на растущее строительство пароходов, до последней трети XIX века преобладал парусный флот. В 1803 году в Париже проходил испытание первый пароход, построенный Р. Фултоном. «Саванна» - первый пароход, переплывший в 1819 г. Атлантический океан, совершил рейс за 26 дней (Х.Колумб преодолел этот путь за 70 дней). Клермон. Саванна.




    В последней трети века начался триумф бензиновых автомобилей. Первым опытом создания бензинового автомобиля считают построенную в 1885 г. Карлом Бенцем, немецким изобретателем, трехколесную повозку с горизонтальным бензиновым двигателем, развивающую скорость 15 км в час.




    Братья Монгольфье были фабрикантами из Франции и занимались производством бумаги. В 1782 г. Они случайно заметили, что бумажный мешок, наполненный теплым воздухом, поднимается вверх. Тогда они сконструировали большой шар и наполнили его теплым воздухом (аэростат). Шар братья назвали своим именем – монгольфьером.
















    Российский ученый А. Попов и итальянский ученый Г. Маркони одновременно изобрели радио. Маркони успел раньше запатентовать свое изобретение в Англии и там же создал фирму «Компания беспроволочного телеграфа и сигналов». В 1899 г. была дана первая радиограмма. А. Попов Г. Маркони