В чем проявляется неразумность. Отношения человека к природе: кратко

  • Природа и человек - нужны ли они друг другу?
  • О чем предостерегают фантасты?
  • Когда иссякнут природные кладовые?
  • Способствует ли разум сохранению человечества как вида?

Что такое природа? Природа - это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать и жить в некоем искусственном подземном или инопланетном мире, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д.

И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвется, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти все время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день». В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное - опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Природа - это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь - все это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, ископаемых углеводородов - нефти, угля - и цивилизация рухнет. Мы снова вернемся в каменный век.

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природные процессы, на окружающую среду.

Что же такое природа? Ученые употребляют это слово в двух значениях. Первое - более широкое - природа как окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Второе - природа как биосфера нашей планеты, т. е. земная оболочка, охваченная жизнью. Жизнь на Земле есть в лесах, степях и пустынях, в океане и пресных водоемах, в высоких горах и почве. Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.

Связь человека с природой . Обратимся к библейской притче о сотворении мира. Согласно ей, Бог создал растения, животных, птиц в разные дни и так, что они не имели между собой ничего общего: все они сотворены «по роду их». Человек же - особое дело. Его Всевышний создал по своему подобию. Таким образом, религиозное учение, объясняя сотворение мира, приспособленного для жизни человека, разделяло его на обитателей земли, воды, воздуха. Научное же знание говорит о единстве мира. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Не будем приводить здесь всю сумму научных доказательств этого факта. О них вы узнаете на уроках биологии. Вспомним еще один известный рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром». Его герои с помощью машины времени отправились путешествовать в далекое прошлое, на 60 млн лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Компания, организующая такие путешествия, казалось бы, предусмотрела все, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу, куда прибудут охотники. Вот как рассуждает один из героев: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это означает, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет - верно?.. Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса. Десятью лисами меньше...- погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но увы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает с голоду. А этот человек... не просто один человек, нет! Это целый будущий народ». У этого человека было бы десять сыновей. От них произошло бы сто - и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека - и вы уничтожите целое племя, народ, историческую цивилизацию. Эти рассуждения оказались пророческими. Один из путешественников, сойдя со специально проложенной тропы, нечаянно раздавил бабочку. Последствия этого отразились на всей цепи последующих событий. Герои поняли это, возвратившись в свое время.

Рассказ был написан фантастом. Однако он очень поучителен. Как легко нарушить связи, существующие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский ученый В. И. Вернадский считал, что придет то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман специальный термин - ноосфера (в переводе с латинского - разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью.

Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив ее развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту сферу предполагает в первую очередь изменение отношений человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию в развитии природы и общества. Время покажет, возможно ли это.

Человек - венец природы? Наука доказала, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет.

Какое же место занял появившийся человек в мире природы? Древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: растения внизу, рыбы повыше, звери еще выше и человек, конечно, на верхней ступеньке. С тех пор наука ушла далеко вперед. Однако общие представления людей об эволюции как лестнице, ведущей вверх, на последней ступени которой стоит человек, изменились мало. Человек - царь природы, ее венец. Так сами люди определили свое место под солнцем. И долгое время ничто не могло поколебать эти представления. Напротив, приводились все новые и новые подтверждения.

Во-первых, человек наделен разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнем, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.

Во-вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать ее открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».

В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества. Как и почему он был сделан? Вот как отвечает на этот вопрос известный ученый академик Н. Н. Моисеев: «Вначале человек развивался как все живое: трудные условия существования и естественный отбор были причиной быстрого индивидуального совершенствования прачеловека. Но потом быстрое индивидуальное развитие замедлилось и, наконец, вовсе прекратилось: десятки тысяч лет человек практически не меняется*. Далее ученый отмечает, что причиной этому был труд, благодаря которому австралопитек (представитель вида наземных приматов) сумел превратиться в человека современного физического вида - homo sapiens (с лат.- человек разумный). Знания и труд - вот что постепенно становилось гарантией жизни первобытных племен. Их представитель - носитель знаний, умений, владеющий тайнами ремесла, оказывался обычно далеко не самым смелым и самым сильным. И вряд ли он был способен отстоять себя в жестокой борьбе за выживание. Но именно этот представитель первобытного общества в наибольшей степени способствовал процветанию этого общества. И оно должно было брать его под свою опеку. Принцип «не убий» становится постепенно общим запретом в тех первобытных племенах, чьи потомки сейчас населяют планету. А те, которые его не приняли, были безжалостно стерты историей с лица Земли.

Нормы морали стали регулировать отношения людей. Это значит, что человечество поднялось на новую ступень развития - от первобытного стада к общественной организации людей.

Таким образом, могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек - существо высшее и живет по собственным законам, а природа - это источник ресурсов для жизнедеятельности человека.

Значит, вопрос, поставленный в конце заголовка этого текста, можно вполне заменить на восклицательный знак.

Однако не будем торопиться. Человеку свойственно сомневаться. И это тоже одно из проявлений его разумности.

Вершина пирамиды или звено в цепи? Мы уже приводили доводы тех, кто убежден, что человек - «венец природы», способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают ее сторонники? Во-первых, само понятие прогресса (движение от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае ее надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа). Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее - пчела или рыба. Человек, конечно, сложнее синезеленой водоросли, но ни один его орган, пожалуй, не сравнится по сложности с сосательным аппаратом клопа.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева - млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побежденным... Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъемы каких-то групп, быстрые взлеты, стремительные крушения. Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками - разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?

В-четвертых, человек наделен разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Итак, свои аргументы привели обе стороны. Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, ее прогрессивной направленности?

    Основные понятия

  • Природа, биосфера, естественная среда обитания.

    Термины

  • Ноосфера, «вторая природа».

Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте основные значения понятия «природа».
  2. Какова роль природы в жизни человека и общества?
  3. В чем выражается природное единство мира?
  4. Каков смысл понятия «ноосфера»?
  5. Как, по мысли В. Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
  6. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
  7. Правильно ли, на ваш взгляд, утверждение: природа создала человека и общество, а общество создало культуру? Свой ответ аргументируйте.
  8. В чем значение моральных норм и запретов в жизни общества?
  9. Присущ ли прогресс развитию природы? Поясните свой вывод.
  10. В чем проявляется неразумность отношения человека к природе?

Задания

  1. Покажите на известных вам примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясните почему.
  2. Проанализируйте, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем автор показал себя как глубокий реалист.
  3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить свое существование. Морские черепахи, имеющие мозг с «горошину», появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило свое существование под угрозу.

    Подумайте, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой вывод обоснуйте.

  4. Попытайтесь объяснить следующий факт: является ли он показателем наличия сознания у животных?

    Американские антропологи в одном из зоопарков обучали орангутангов языку жестов. Орангутанг по имени Чаптек усвоил, к примеру, что за уборку своего помещения он получает монеты, которые может потратить на лакомства, в качестве денег сначала использовались пластмассовые фишки. Чаптек решил увеличить денежные запасы, разломав каждую фишку пополам. Затем деньгами стали жетоны. Чаптек стал находить кусочки фольги и пытался подделать «деньги».

  5. Вы читаете в газете: «После тайфуна пляж был покрыт толстым слоем гниющих водорослей. Тысячи двухстворок были выброшены на берег. Погибли сотни птиц. Пострадали восемь рыбаков, один из них в тяжелом состоянии доставлен в больницу».

    Жертвы человека несоизмеримы с теми, которые понесли птицы и обитатели моря, а о водорослях и говорить не приходится. Чем больше возможностей сохранить каждую индивидуальную жизнь биологического вида, тем выше его место на «лестнице прогресса».

    Выскажите ваше отношение к этой точке зрения.

О природе и человеке всерьез и не очень

«Природа - единственная ивдга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах»:
- - - И. В. Гёте (1749-1832) - немецкий поэт, философ, ученый.

«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»:
- - - А. Эйнштейн (1879-1955) - немецкий физик-теоретик.

«Обезьяна не просто превратилась в человека - она выбилась в люди своим трудом».
- - - Д. Рудный (1926-1983) - украинский писатель.

Человек одарён качествами, которые резко выделяют его среди живой природы. Одно из них - он наделён разумом и благодаря ему многого достиг. Это породило у людей представление о собственном всемогуществе. Наши современники продолжают подчинять природу своим потребностям. Немногие готовы ограничиться тем, что «необходимо и достаточно», и думать о глобальных последствиях своих действий.
Численность человечества растёт. Оно требует всё новых и новых ресурсов. Где их взять? Только у Природы, больше негде. Но у неё-то они небезграничны. И тогда кто-то говорит, например:

«Кому он нужен, этот лес?»


Выжигание или вырубки лесов - обычное дело в Азии, Африке, Латинской Америке. Леса, как правило, заменяются сельхозугодьями - пастбищами, плантациями хлопчатника, масличной пальмы, бананов и т.п. Но ведь человеку нужны не только еда и одежда, но и оптимальная для дыхания атмосфера, мягкий климат, чистая вода - то, что как раз и обеспечивают обширные леса.
Результат массового сведения лесов - глобальное потепление, смыв дождями плодородного слоя почвы. Климат становится суше, падает уровень подземных вод, мелеют водоёмы. К примеру, из-за вырубки 90% естественных лесов некогда цветущий Мадагаскар стремительно опустынивается и уже не в состоянии обеспечить себя ни продовольствием, ни пресной водой.

Фауна на прицеле


Казалось бы, одомашнивание животных и растений, должна умерить аппетиты людей в эксплуатации дикой природы. Но в представлении многих её ресурсы по-прежнему ничейные и неисчерпаемые, а эгоизм человека не позволяет ему отказаться от прибыли и удовольствий.

В 1986 г. Международный китобойный комитет ввёл запрет на коммерческий промысел китов. Акцию поддержало большинство стран, которые его вели. Япония же объявила, что продолжит отстрел «с научными целями». За истекшие с тех пор годы японские китобои добыли 10 тысяч китов, в том числе несколько тысяч малых полосатиков - вида, включённого в Красную книгу.

В 2014 г. Международный суд ООН признал японскую программу добычи китов ненаучной и запретил Японии их добычу. Напомним - речь идёт о стране, которая отнюдь не голодает. Стране, наука и технологии которой вполне могут найти замену китовому жиру и прочим продуктам промысла.

Из одной лишь Кении для капризных модниц контрабандисты вывозят ежегодно 50 000 меховых шкур хищников (пантер, гепардов и т.п.). Браконьеры вырезают бивни убитых ими слонов и рога носорогов и в джунглях туши в несколько тонн весом. Во Франции вовсю идёт охота на журавлей, лебедей, аистов, охраняемых розовых фламинго.

Если человек не способен отказаться от убийства животных ради своего удовольствия, трудно ожидать, что он сделает это в ущерб собственным доходам. Увы, помимо разумности, люди наделены ещё и легкомыслием и жадностью.


Знаете, какое самое большое в мире сооружение, созданное цивилизацией? Нью-Йоркская свалка! Особенно, она была проблемой в начале 70-х. В 2001 году свалку закрыли, но тут же создали на её месте новый свалочный полигон, где ежедневно сбрасывается 13000 тонн мусора.

С давних пор человек все отходы своей деятельности оставлял природе. А уж она их хранила, транспортировала, обезвреживала и разлагала. Но объём и характер отходов современного общества уже становится природе не под силу. Из-за массы отходов в 1969 г. загорелась река в США, в 2014 г. - в Китае. Огромные острова из миллионов тонн пластика и прочего мусора дрейфуют в океанах.
Пестициды и радиоактивные отходы, целые облака газов, выброшенных промышленностью и транспортом - люди уверен, что природа всё примет и всё как-то утрясётся. Близорукое потребительство оборачивается ухудшением качества жизни.

Человек привык смотреть на природу как на универсальную кладовую и свалку. Ему не приходит в голову, что он в этой же природе и живёт и что она, собственно, его дом. Любой дом немало даёт жильцам, но он требует ещё и поддержки и заботы. Иначе он становится малопригодным для жилья. Разве кто-то хочет жить на заброшенном складе или на свалке?

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

В чем проявляется неразумность отношения человека к природе, Вы узнаете из этой статьи.

В чем проявляется отношение человека к природе?

Человек в процессе своей эволюции был наделен разумом. Но это не обозначает, что он совершает только разумные поступки. В первую очередь, это проявляется в отношении людей к природе. Человек считает, что ему позволено хозяйничать на планете бесконтрольно и на свое усмотрение. Такое поведение не может остаться безнаказанным – мы и наши потомки будут расплачиваться.

Но почему же человек не бережет свою естественную среду обитания? Почему мы, высшие существа, поступаем так глупо – разрушаем, то, что так долго создавалось еще до нас? Можно пофантазировать и представить, что человечество придумает свой искусственный инопланетный или подземный мир, где будут созданы при помощи техники все условия для существования. Но ведь тогда мы потерям значительно больше, потеряем то, что вернуть уже будет практически не реально – нашу природу.

Раньше человек более бережно относился к природе, порой богобоязненно и уважительно. С развитием технологического процесса, новых механизмов и роботизированной техники мы позабыли о том, что не всемогущи, хоть и кажемся себе такими. Чрезмерное использование ресурсов планеты приводит к ее истощению. Чрезмерные выбросы отходов в воду, воздух и землю загрязняют среду нашего обитания, делают ее непригодной для жизни.

А природа отвечает человеку взаимностью: глобальное потепление, извержение вулканов, цунами и землетрясения, бури и ураганы. И это только малая часть. Стоит ли говорить о том, что неразумное отношение человека к природе приводит к уменьшению животного и растительного мира. Возможно, наши предки увидят синичку или лисицу, кита или жабу только на картинке. Поэтому человеку стоит задуматься о своем отношении к окружающей среде и принимать меры для сохранения природы для наших же детей.