В каких главах есть описание штольца. Андрей Иванович Штольц

Кто такой Штольц? Гончаров не заставляет читателя ломать голову над этим вопросом. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер. «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Гончаров вначале пытается показать, что Штольц скорее русский, нежели немец: ведь самое главное – вера и язык у него такие же, как и у русских. Но чем дальше, тем больше начинают проступать в нем качества немца: самостоятельность, упорство в достижении своих целей, бережливость.

Неповторимый характер Штольца сформировался под влиянием двух сил – мягкой и жесткой, на стыке двух культур – русской и немецкой. От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

Практический ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу добиться успеха после того, как он уехал по настоянию отца учиться в Петербург…

По замыслу Гончарова, Штольц – новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся своими делами, … нажил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет».

Если говорить об идейной позиции Штольца, то он «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…». Одним словом, гончаров создал такого героя, какого давно не хватало России. Для автора Штольц – это та сила, которая способна возродить обломовых и уничтожить обломовщину. По-моему, Гончаров несколько идеализирует образ Штольца, ставя его в пример читателю как безупречного человека. Но к концу романа получается, что спасение не пришло к России с появлением Штольца. Добролюбов объясняет это тем, что « теперь для них нет почвы» в российском обществе. Для более продуктивной деятельности штольцев необходимо достичь некоторого компромисса с обломовыми. Именно поэтому Андрей Штольц берет на воспитание сына Ильи Ильича.

Штольц – безусловно, антипод Обломова. Каждая черта характера первого – резкий протест против качеств второго. Штольц любит жизнь – Обломов часто впадает в апатию; Штольц обладает жаждой деятельности, для Обломова лучшая деятельность – отдых на диване. Истоки этой противоположности – в воспитании героев. Читая описание жизни маленького Андрея, невольно сопоставляешь его с жизнью Илюши. Таким образом уже в самом начале романа предстают пред читателем два абсолютно разных характера, два жизненных пути…

Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому, что данный тип не был представлен в самой русской жизни.

«Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества... Оттого-то из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц - человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться... Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное... - это для нас остается тайной», - пишет Н. Добролюбов.

Образ Штольца мог бы так и остаться в романе схематичным, отвлеченным символом деятельного добра, но сам писатель чувствовал это несоответствие. Обозначив положительные качества героя в начале романа, Гончаров затем создает многогранный, объемный характер, не идеальный, не столь отвечающий первоначальному замыслу, но по-своему сложный, жизненно-правдивый, реалистичный.

В романе представлена предыстория Штольца. Писатель подробно рассказывает о его детстве, семье, жизни в родительском доме. Отец Андрея был немец, от него сын унаследовал любовь к порядку, педантизм и аккуратность, деловитость и исполнительность. Отец, желающий видеть в сыне повторение собственной судьбы, дал ему «строгое, практическое воспитание», отличное образование. Но нежная любовь матери, русской дворянки, мечтающей видеть сына русским барином, вариации Герца, соседство Обломовки, княжеского замка - все это призвано было обратить «узенькую немецкую колею в такую широкую дорогу, какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому».

Однако «широкая дорога» Штольца оборачивается его частной семейной жизнью. «И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали далее Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье.,.», - пишет Добролюбов. Однако в изображении характера героя проявилось художественное чутье Гончарова, чутье художника-реалиста, исследовавшего данный характер глубоко и полно.

Первое, что отмечает писатель в характере Штольца, - это рационализм. «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман... У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в области чудесного или подонкихотствовать в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед. Он упрямо останавливался у порога тайны, не обнаруживая ни веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней», - пишет Гончаров. Выше всего Штольц ценил в людях настойчивость в достижении целей, воображения же, мечты, бурных порывов, страстей он боялся и старался избегать в жизни.

Гончаров подчеркивает в герое черты «нерусские», но «европейские». Это рассудочность, сдержанность, умеренность во всем. Штольц «неспособен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену на авось. Он измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили». «Здравый смысл посредственности» - такими словами Толстой обрисовал одного из своих героев, Николая Ростова, в романе «Война и мир». Слова эти как нельзя лучше раскрывают и характер героя Гончарова.

Штольц - сильный, волевой человек, контролирующий не только все свои поступки, но и чувства. Он никогда не отдавался чувствам вполне, «он и среди увлечения чувствовал почву под ногами». Он не боялся трудностей, на жизнь смотрел прямо и просто. Писарев замечает, что «Штольц не принадлежит к числу тех холодных, флегматических людей, которые подчиняют свои поступки расчету, потому что в них нет жизненной теплоты...». Однако восприимчивость героя в этой сфере ограничена. Штольц способен к любви, дружбе, но все эти чувства подчинены его убеждениям, неким формальностям.

Ограниченность сказывается и в «идейных исканиях» героя. Вся его «неуемная деятельность» - это «участие в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Занимаясь коммерцией, Штольц «нажил дом и деньги». Пытливый, ищущий ум Ольги, ее беспокойная натура не могла удовлетвориться тихой семейной идиллией. Когда же она попробовала поговорить об этом с мужем, то в ответ услышала совет смириться с жизнью. «Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним голову и смиренно переживем трудную минуту...», - говорит Штольц Ольге.

Ограниченность Штольца сказывается и в его отношениях с Обломовым. Так, Штольц все время пытается «перекроить» характер друга по собственному подобию, вовлечь его в круговорот жизни, занять трудом. Однако в основе этих побуждений - всего-навсего жажда деятельности. «Ольга, Штольц и Райский не более как гусли-самогуды. Они будят Обломова и Софью Николаевну не из любви, не из дружбы, не из желания им добра, а просто из лихорадочной жажды деятельности...», - замечает Н.К. Михайловский.

Каково же истинное отношение Штольца к Обломову? Андрей Иванович считает себя его другом, вроде бы любит его, между тем он не только не понимает Обломова, но и не принимает его всерьез, в глубине души считая его личностью пустой и ничтожной. Встретив Ольгу в Париже и отметив, как внутренне «развилась эта девочка», он теряется в догадках: «Кто ж был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь в его щегольских фразах ничего! Не у Ильи же!..»

Когда Ольга Ильинская рассказывает Штольцу о своей любви к Илье, то Андрей не может поверить ей. Сознавая собственное превосходство, он считает эти отношения ошибкой, недоразумением, заблуждением, обманом - чем угодно, только не любовью. «Но для любви нужно что-то такое, иногда пустяки, чего ни определить, ни назвать нельзя и чего нет в моем несравненном, но неповоротливом Илье... Ах, если б это была правда! - прибавил он с одушевлением. - Если б Обломова, а не другого! Обломова! Ведь это значит, что вы принадлежите не прошлому, не любви, что вы свободны...» Штольц отказывает Обломову в способности любить, отказывает ему в праве быть любимым.

Вместе с тем в словах этих открывается вся. неуверенность Штольца, его боязнь соперничества с «бывшим поклонником» Ольги. Андрей Иванович лишен душевной широты, свойственной русскому человеку, - неизвестно, решился ли бы он сделать Ольге предложение, будь ее поклонником кто-то другой.

Для Штольца значимо общественное мнение, сословные предрассудки. Он подчиняется во всем установленному в жизни порядку, и всякое нарушение «правил» для него неприемлемо. Правила и законы - это главная жизненная ценность в сознании Штольца. Для него значимы не люди и их чувства, а лишь формальное соответствие принятому в обществе порядку. Женитьбу Обломова на Агафье Матвеевне он рассматривает как нравственное падение Ильи, как его гибель и, по сути, расторгает все отношения с ним. «В чем же заключался смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все пределы!» - замечает А. В. Дружинин.

После смерти Обломова его сын Андрюша был принят в семью Штольца, но слуга Обломова Захар «случайно был найден в числе нищих», и «вдова Ильи Ильича не была приближена к друзьям ее мужа». Будь Обломов на месте Штольца, все было бы иначе. Как замечает А. В. Дружинин, Илья Ильич не стал бы разрывать дружбу из-за сделанного другом мезальянса, он бы взял к себе Захара, помог бы вдове Штольца - «он поделился бы с ними последним куском хлеба и, говоря метафорически, принял бы их всех ровно под сень своего теплого халата».

Штольц непоследователен в своих добрых порывах. Так, в романе он дважды помогает Обломову, устраивая дела друга с имением, разоблачая денежные махинации Тарантьева. Но в целом судьба Обломова не волнует его.

Таким образом, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям как таковой. Это достаточно сложный, реалистичный образ, исследованный писателем глубоко и всесторонне.

Одним из героев своего романа И.А. Гончаров представляет нам интересную натуру гражданина Штольца. Он был наполовину немец, наполовину русский. Автор дает подробное описание его персоны, поэтому, у нас, у читателей, есть достаточно много данных, для того, чтобы представить себе его портрет.

Отец Штольца был немцем. От него герою передались такие черты характера, как упорство и трудолюбие, решительность и самостоятельность. От матери он получил мягкие и душевные качества.

Образ героя сперва раскрывается как образ русского человека. Он исповедовал православную веру, говорил и пользовался русским языком. Но, с развитием сюжета, мы наблюдаем, как в нем просыпаются и качества немца.

Отец всегда приучал Штольца к труду, к тяжкой работе. А мать всегда видела в своем сыне барина. Отец отправляет Андрея на учение в Петербург. Он добивается значительных успехов. Гончаров не расписывает подробно его стремительный жизненный путь. Он лишь говорит читателю о том, что Андрей Штольц много повидал на свете. Он побывал в Европе, исколесил всю Россию, после службы, он смог заработать приличное состояние и жить по своему желанию.

Штольц был достаточно скуп на эмоции. Он знал цену дорогому и хорошему, поэтому, берег свои чувства и не впадал в мечтания.

Многие из нас посчитают Андрея эгоистичной натурой. Но, Гончаров думал совершенно по-другому. Он идеализирует образ Андрея Штольца. Именно этот персонаж, по задумке автора, должен быть переломным в борьбе с обломовцами. Но, дочитывая роман до конца, мы видим, что в таком обществе Штольцу, в чистом виде, не справится с обломовщиной. Таким людям нужно идти на компромисс и уступки в общении с обломовыми.

Два героя романа – Штольц и – это абсолютные противоположности во всем. Штольц деятелем и активен, Обломов ленив и малоподвижен. Штольц проявляет интерес к жизни, интересуется окружающим миром. Обломов частенько впадает в депрессии. Именно при помощи приема противопоставления, И.А. Гончарову и удается так здорово описать образ и черты характера Андрея Штольца.

Андрей Штольц - один из центральных персонажей в известном романе И.А.Гончарова «Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга, главного героя романа Ильи Обломова. Хоть Илья и Андрей дружат с самого детства, они очень разные.

Образ Андрея Штольца выделяется на фоне других образов романа. Этот мужчина будто бы вобрал в себя лучшие качества: он умен, образован, внешне красив и строен, подвижен и активен, богат, он разбирается в искусстве и в женщинах, к тому же он прекрасный друг. Андрей никогда не сидит на месте, как его друг, он постоянно чем-то занят, постоянно куда-то ездит, путешествует, учится чему-то новому, он любит посещать светские мероприятия и знакомиться с разными людьми. В общем-то, можно сказать, что именно энергичный стиль жизни выделяет образ Андрея Штольца.

Гончаров рассказывает, что Андрей рос в семье немца и русской дворянки и каждый родитель внес в формирование личности Штольца большой вклад. Мать привила любовь к искусству,к музыке и книгам, она хотела, чтобы ее сын вырос образованным, умным человеком, которого будут уважать в светском обществе. Отец научил Андрея любить труд, быть сдержанным и целеустремленным. Штольц был очень любопытным ребенком и часто мог на несколько дней уйти из дома, отец спокойно к этому относился. Андрей не находился под чрезмерной опекой, как его друг, что способствовало тому,что Андрей рано стал самостоятельным и упорным человеком, он понял, что нужно добиваться всего своим трудом.

Важным фактом является то, что Штольц не умел мечтать, искренне и страстно любить, отдаваться чувствам высокой любви. Андрей всегда пытался найти всему рациональное объяснение, он не умел расслабляться и показывать нежность по отношению к женщине, потому что боялся, что в ее глазах он будет выглядеть слабым, а это противоречило его образу и стилю жизни.

Важен ли образ Штольца? Безусловно важен. Читатель может по-разному относиться к нему. Можно испытывать сочувствие, ведь Штольц в бешенном ритме жизни не замечает настоящих радостей жизни, он не может радоваться мелочам, его мечты и цели заслуживают уважения, он добьется всего, чего захочет, вот только будет ли он рад потом, когда остановится? Штольц может заслуживать огромного уважения, так как он сам «сделал» себя, сам добился всего. Он может являться примером для многих. Но стоит ли это того?

Вариант 2

Среди людей трудно встретить тех, кто действительно с усердием и любовью выполняет свою работу. Гончаров решил продемонстрировать читателям, каким по жизни будет человек трудолюбивый, зависимый от цифр. Автор в собственном романе изобразил нам Штольца - героя доброго, порядочного.

С детства он любил познавать мир, убегать из дома навстречу приключениям. Его полностью увлекал неизведанный, потрясающий воображение мир. Его отец - немец - ни в коем случае не запрещал малышу покидать родное место на недолгое время. Он свято верил в то, что это поможет ребенку в процессе взросления убедиться в полной состоятельности дитя. Р

одители, как понимающие люди, старались воспитать в Штольце самостоятельную личность. Мать с детства обогащала героя духовно. Она познакомила его с миром книг, с искусством. Помогала воспитать в ребенке нравственные начала. Всё это помогло юноше впитать в себя положительное от жизни.

Выходя из семьи, Штольц был уже ответственным, добропорядочным и важным человеком. Герой для своего возраста был достаточно образованным, чтобы найти себя в любом поприще. Его увлечение - это полная отдача в трудовой деятельности.

Герой по своей сущности является явным антиподом Обломова. В отличие от того персонажа, Штольц довольно серьезно продвинулся в карьерном плане. Он по-настоящему нашел себя в жизни, каждый день пытался самосовершенствоваться. У него на весь день составлялся план, которому он беспрекословно следовал, дабы не упустить главное, не потратить жизнь впустую. Такой добрый, отзывчивый человек предпочитал все свободное время уделять лишь работе, науке, всему тому, что можно объяснить с физической, логической точки зрения.

Настоящая любовь для героя была чужда. Он, в отличие от Обломова, не питал тех искренних чувств к своей возлюбленной. Штольц - это машина, которая направлена на достижение поставленных целей. Мир, в котором всё объясняется с помощью чувств, персонажу не подвластен. Оттого созданный Гончаровым образ Штольца ненароком отпугивает читателей из-за нежелания героя задействовать чувства. Этим персонаж отличается от Обломова: он трудолюбивый мастер собственного дела, не летает герой в облаках.

Конечно, Штольц является, с одной стороны, образцом подражания. Он порядочный, честный и отзывчивый человек. Но, с другой стороны, персонаж зависим от своей деятельности. Ему важны цифры, числа, отсчеты, накопленные средства. А от такого человека искренности, теплой желанной любви ожидать не стоит. Он как механизм, заведен до определенного момента, пока не выполнит поставленную задачу...

Сочинение про Штольца

Андрей Штольц - второй главный персонаж из романа И.А. Гончарова "Обломов".

В пьесе ему за тридцать лет. Андрей имеет и русскую, и немецкую кровь. Мать у него - русская, а отец - немец. Воспитывался он в полной свободе. Родители хотели, чтобы Штольц сам умел управлять своей жизнью, поэтому не запрещали ему отсутствовать несколько суток. Он с раннего детства приучен к труду: когда Андрей не занимался своими делами, то он работал под надзором отца.

Его отец был строгим, жестким, твердым мужчиной и пытался привить такие же качества сыну. Он хотел, чтобы Андрей многого добился в жизни своим трудом. Мать была мягкая, добрая женщина. Она учила мальчика хорошим манерам, научила разбираться в музыке и играть на фортепиано. Хотела, чтобы ее сын был душой светского общества, и рассказывала, как нужно правильно себя вести. Андрей Штольц оправдал ожидания родителей, и у него получилось все, чему хотели научить его родители: он приумножил данные ему деньги отца, с успехом вел свое дело и стал занимать высокое положение в высшем обществе. Штольц перенял от отца жесткость и уверенность, а от матери мягкость и доброту.

Андрей был очень умным человеком. Он окончил университет, много читал и много знал. Имел чин надворного советника. Также много путешествовал, видел все страны вдоль и поперек, нет ни одного места, где бы он не бывал. Молодой человек пользовался бешеной популярностью у женщин: он был завидным женихом, и каждая хотела его в мужья. Ему всегда все хотелось успеть, осуществить. Андрей Штольц считал, что жизнь отводит мало времени, что все может очень быстро закончиться. Он не умел жить настоящим временем, всегда смотрел только вперед.

Кроме такой бешеной гонки по жизни, Андрей любил спокойствие и стабильность, привитые матерью. Поэтому у него был лучший друг - Обломов. Обломов был полной противоположностью Штольца. Он никуда не спешил, делами толком не занимался (этим иногда занимался сам Андрей), с женщинами не водился и т.п. Только Андрей мог его заставить что-либо сделать. Когда он приезжал к Обломову, у того начиналась бурная жизнь: Обломов читал книги, работал над своим имением, занимался самообразованием, выходил в свет, даже собирался жениться.

Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

  • Образ и характеристика Барыни в рассказе Белый пудель Куприна сочинение

    Барыня является второстепенным персонажем произведения, представляющая собой богатую помещицу, мамашу избалованного и капризного ребенка по имени Трилли.

  • Образ и характеристика Господина из Сан-Франциско в рассказе Бунина

    В своем произведение И.А. Бунин повествует о путешествии в Европу некого господина из Сан-Франциско с женой и дочерью. Семья плывет на пароходе с символичным названием

  • Обломов и Штольц

    Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

    Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

    1. Общие черты:

    а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

    б) вероисповедание;

    в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

    г) служба и быстрая отставка;

    д) любовь к Ольге Ильинской;

    е) доброе отношение друг к другу.

    2. Различные черты:

    а) портрет ;

    Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

    «… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

    Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

    Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

    б) родители , семья;

    У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

    Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

    в) воспитание;

    Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

    Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

    Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

    Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

    От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

    г) отношение к учёбе в пансионат;

    Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

    Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

    д) дальнейшее образование;

    Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

    Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

    е) образ жизни;

    «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

    Штольц обладает жаждой деятельности

    ж) ведение хозяйства;

    Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

    Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

    з) жизненные стремления;

    Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

    Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

    и) взгляды на общество;

    Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

    По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

    к) отношение к Ольге;

    Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

    Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

    л) взаимоотношение и взаимовлияние;

    Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

    Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

    Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

    После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

    м) самооценка ;

    Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

    н) особенности характера ;

    Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

    Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

    Значение образов Обломова и Штольца.

    Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

    Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

    Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.