Портал "Экономистъ" - Ваш успех в учебе и работе! Общественные органы управления.

Ученическое самоуправление

как компонент государственно – общественного управления

КГКП «Электротехнический колледж »

Республика Казахстан, г. Семей

Проблемы современного образования обусловлены внешними факторами, которые связаны с социально – экономическими проблемами , социальной дизодаптацией человека к изменившимся условиям и внутренними факторами – элементами самой системы колледжа: субъектно - объектными отношениями учителя и учащихся, процессом обучения. Увлечение фактологией вытеснило знание о методах познания, имеется отставание в правовом, экологическом и экономическом образовании. К негативным фактором и другие относят потерю идеалов, снижение роли ученических организации. Вещизм, наркоманию и др.

Основной задачей системы образования на современнном этапе является организация воспитательно – образовательного процесса с развитием отношений в русле сотрудничества, с переходом от авторитарного стиля управления к самоуправлению. Самоуправление, по мнению, делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учебы и труда самим участникам педагогического процесса.

Необходимым условием развития ответственности и нравственности является самоуправление, как возможность накопления личного опыта выбора способов поведения. Нельзя не согласиться, что «человек чувствует себя ответственным только за те процессы и действия, в которых он принимает более или менее активное участие и имеет возможность выбора. Единственный способ повысить чувство социальной ответственности – расширение реальной, действенной демократии и самоуправления». И, конечно же, управлять колледжем, делами колледжа только тогда, когда человек способен управлять собой.

На всех этапах развития система ученического самоуправления формируется под руководством членов педагогического коллектива на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся - свой орган самоуправления; самоуправлению колледжа - систему исполнительных органов; каждому направлению работы орган - самоуправления; каждому делу - свой организатор; каждому учащемуся - конкретное поручение; всем членам исполнительных органов - действенные права и обязанности; всем активистам - школу организаторов; всем органам самоуправления - единство действий и взаимодействие.

С целью координации деятельности органов самоуправления и обеспечения их более тесного взаимодействия разработана структура самоуправления:

Учебной группы;

- отделения;

Все структурные компоненты системы самоуправления выполняют следующие функции:

1. Контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся.

4. Информирование, идейно-воспитательная и идеологическая работа среди учащихся.

Культмассовый сектор планирует, помогает в организации и проведении общих мероприятий колледжа. Творческая группа ищет материалы для сценариев мероприятий, оказывает содействие в проведении репетиций; организационная группа составляет графики проведения мероприятий, дежурств на мероприятиях, курирует проведение мероприятий.

Информационно-пропагандисткий сектор обеспечивает информационную поддержку всех секторов.

· Редакционная группа освещает деятельность колледжа через печатные издания.

· Выпускает стенные газеты к праздникам, вывешивает объявления о предстоящих мероприятиях.

· Работают в пресс-центре, издают газету «Вестник ЭКО», организуют акции «Милосердия»

Правовой сектор призван способствовать разрешению конфликтов между учащимися и преподавателями, между учащимися и родителями, между учащимися. Сектор способствует правовому всеобучу. В колледже организован отряд «Сақшы». Работа с сотрудниками Затонского ОП УВД г. Семей и правоохранительными органами г. Семей.

Сектор спорта п омогает в организаций спортивных мероприятий, способствует пропаганде ЗОЖ, вовлекает в спортивные секции.

Трудовой сектор помогает в организации дежурства, субботников, уборки территории, способствует сохранности имущества колледжа.

Сектор по связям с общественостью п омогает в профориентационной работе и работе с молодежными организациями города, работа с ОО «Исток», «Жасыл ел», «Салауат», «Ассамблеей народов Казахстана», Музеем боевой славы, краеведческим музеем, музеем Абая, дом-музеем Достоевского, музеем имени семьи Невзоровых

Таким образом, небольшой опыт работы колледжа по формированию навыков самоуправления у учащихся показывает, что:

1. Самоуправление - необходимый компонент современного воспитания.

2. Самоуправление - радикальное средство, обеспечивающее условие для совершенствования идеологической и идейно-воспитательной работы по всем направлениям.

3. Самоуправление - условие, способствующее социализации будущих специалистов.

4. Самоуправление - средство выражение личностных, творческих задатков.

5. Самоуправление - фактор, обеспечивающий развитие профессионально-педагогических качеств личности

Структура Совета учащихся


Список литературы:

2. Быкова, материалы к анализу и планированию работы в учебных заведениях среднего профессионального уровня. // завуч, № 1, 2001.

3. Гершунский диагностика. Киев, 1986.

4. Никитина ценностного сознания учителя. Педагогика,


Одним из факторов устойчивого развития общества является уровень развития системы общественного самоуправления, как создание условий для участия человека в управлении обществом, что устраняет кризисы и конфликты «верхов и низов».

Развитие системы общественного самоуправления строится на выстраивании в коллективах красоты единения и построении объединенной энергосистемы. В настоящем каждая система представляется как подсистема, но более высокого уровня по отношению к большей системе. Тогда её специфику определяют те свойства, которые важны именно с точки зрения функционирования системы более высокого уровня - надсистемы. Поэтому самоуправление рассматривается как тройственность взаимообусловленности развития и целевой ориентации: подсистемы-система-надсистема. общественный самоуправление государственный

Система общественного самоуправления является той основой, на которой создаются условия для проявления инициативы прогрессивно мыслящей части населения. Причем проявление инициативы осуществляется при обеспечении согласованности многоуровневых целей и интересов субъектов участвующих в управлении, устранении дублирующих связей, обеспечении адаптации к конкретным условиям.

В настоящее время, для внедрения актуальной на сегодняшний день системы общественного самоуправления, (далее СиОС) необходима поддержка со стороны государства, что обусловит преодоление социальной апатии посредством увеличения числа людей, участвующих в управлении государством через систему общественного самоуправления на разных административно-территориальных и отраслевых уровнях. Поддержка государством может быть проявлена через создание экспериментальных площадок апробации инновации - системы общественного самоуправления.

Для того, чтобы государство успешно и стабильно развивалось, необходимо наличие согласовательной системы, обеспечивающей связь структурных элементов государства и общественный самоконтроль функционирования всех его звеньев и подсистем. Именно общественное самоуправление должно выступить согласовательным механизмом между ветвями власти, стать в будущем третьей вершиной в силовом треугольнике управления государством, что позволит осуществить общественный контроль за исполнением норм морали, нравственности и эволюционных законов, по которым развивается человечество, исключив тем самым возможность правонарушений, раскрывающую всесторонние возможности для включения каждого человека в управление государством посредством коллективного и общественного сотворчества.

Миссия: Достижение наибольшей эффективности национальной социально-экономической системы, на основе стимуляции включенности человека в жизнедеятельность общества и создание народного контроля.

Цель: Создание экспериментальной площадки под названием «Общественное самоуправление» по апробации инновационных управленческих технологий.

Задачи:

  • 1. Сформировать СиОС как 3 ветви самоуправления: 1) производственное; 2) территориальное; 3) социальное (образовательное, здравоохранение, культура) во взаимодействии с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
  • 2. Создать центр общественного самоуправления, как экспериментальную площадку, для объединения усилий общественных организаций, политических партий, представителей производственных и иных коллективов, а также представителей 3-х ветвей государственной власти по привлечению населения к активному участию в местном самоуправлении.
  • 3. Внедрить механизм функционирования СиОС на базе общественных организаций реализующий инициативу людей посредством их вовлечения в систему общественного самоуправления, избрания координационных советов СиОС как постоянно действующих выборных комиссий, обеспечивающих взаимодействие депутатов, коллективов и общественных организаций, а также инициативных представителей населения.
  • 4. Изучить и применить модель согласования госуправления и общественного самоуправления.
  • 5. Разработать и внедрить систему работы с районными службами, городскими, окружными в рамках территориального самоуправления.
  • 6. Создать общественные кадровые агентства в районах, городах.
  • 7. Внедрить систему коллективной стратегии и модель универсального самоуправления в рамках производственного самоуправления.
  • 8. Разработка схемы взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, культуры для комплексного развития человека в рамках социального самоуправления.

Объект исследования: Модель системы общественного самоуправления

  • 1. Механизм реализации проекта
  • - инновационные модели управления - моделирование успеха;
  • - интегрально-кардинальное обучение;
  • - оздоровительные технологии;
  • - методика коллективной стратегии;
  • - технология работы Совета - 12-ти;
  • - теория и практика интеграционных процессов.

Чтобы будущее вошло в настоящую жизнь человеку нужно научиться мыслить категориями будущего, формируя образ будущего в своем сознании, а затем воплощая этот образ в реальность решения каждодневных вопросов. Если проанализировать, как поступает человек, когда ему нужно решить любую задачу: он строит решение этой задачи на своем прошлом опыте. Но при этом нестандартную задачу, которую человек ранее не решал, он не сможет решить, основываясь на прежнем опыте. И тогда будущее в его жизни не наступит, так как для будущего нужен алгоритм новых решений, а не старых.

Именно с новым, инновационным алгоритмом предлагается ознакомится в реализации проекта. Таким алгоритмом является универсальный природный алгоритм действия Законов Природы.

Но трагедией человека является его нежелание строить новую жизнь по Законам Природы. Отсутствует устремление к новому уровню познания и достижения. Ибо затормозив развитие, человек вступает в конфликт с Законами Природы. И это противоречие связано с воздействием новых энергопотоков, как результат вступления человечества в новую эпоху Водолея стимулирующего человека к групповому творчеству. Человеку надлежит осознанно стремиться к групповому творчеству, обучаясь коллективной ответственности. В противном случае начинается разрушение энергосистемы человека, в том числе и физического тела. В этом случае начнет значительно искажаться сознание и изменяться восприятие окружающего мира. Произойдет самоизоляция, так как развитие будет происходить не по спирали, а по замкнутому личностному кругу.

Структура системы общественного самоуправления (далее СиОС)

СиОС также имеет 3 ветви самоуправления по аналогии с 3-мя ветвями государственного самоуправления:

  • 1. Ученый Совет - создается как законодательная ветвь стратегического планирования. Разрабатывает программы развития, в том числе по конкретным запросам населения, коллективов.
  • 2. Секретариат - создается как вспомогательная ветвь для тактического планирования.
  • 3. Координационный совет - создается как руководящий орган общего собрания СиОС (федерального, регионального, городского, районного, уровней), по наставничеству и подготовке кадров группового сотрудничества.

Для оперативного руководства и согласования действий (стратегии и тактики) трех ветвей СиОС создается согласовательно-экспертная комиссия.

  • 4. Общее собрание представителей прогрессивных сил, партий, предприятий, организаций и т.д.
  • 5. Совет лидеров - представителей предприятий, организаций, учреждений,
  • 6. Предприятия, организации, учреждения.
  • 7. Члены организаций, предприятий, учреждений.

Описание инновационного предложения: Впервые внедряется научно обоснованная модель системы поэтапного целеориентированного формирования общественного самоуправления позволяющая достичь наибольшей эффективности функционирования государственных структур на основе творчества личности и инициативы общественности (населения). В практической деятельности применяется универсальный алгоритм целеориентированного поэтапного формирования системы общественного самоуправления, стимулирующий ускоренное внедрение инноваций и кадровое обновление государственных структур.

Впервые на государственном уровне 3 ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная взаимообусловлены и взаимодействуют с 3-мя ветвями системы общественного самоуправления, что повышает эффективность управления регионом (государством). И именно народовластие в виде многоуровневой СиОС явит собой гарант стабильности в государстве и благополучия членов общества.

Основным условием поэтапного формирования многоуровневой системы СиОС является обучение будущих членов СиОС методам поэтапного формирования коллективной стратегии. Коллективная стратегия позволяет ускоренно внедрить, доработать или поставить заключение о несовершенстве предлагаемых технологий. Это же является фактором обновления и совершенствования госструктур, науки, образования, производства, культуры, управления и т.д.

Творческий рост личности, члена СиОС, демонстрирует взаимодействие госструктур и общественного самоуправления. Причем СиОС являет собой и целевую установку, и стимулирующий фактор.

Взаимодействие госструктур и общественного самоуправления осуществляется через переходный процесс - 7 уровней структуры в пространстве построения и 12 этапов реализации по времени.

В СиОС происходит разработка и, в основном, апробация на практике результатов теоретических исследований и инноваций. Одним из важных направлений исследовательской работы при построении ОЭС является изучение энергий единения и деления. Поскольку энергия единения значительно превышает энергию деления, то эволюция предполагает постепенный отказ от разделения, как первостепенного условия развития.

Синтез и единение становятся основным источником поддержания жизненной активности человека в групповом организме, где личность является его неотъемлемой частью. Процесс анализа и деления используется лишь для замены устаревших для последующей эволюции частей общей Системы Жизни.

На духовном, эволюционном этапе энергия развития созидается при единении разрозненных ранее Систем Жизни в объединенную большую Систему. В результате единения выделяется энергия связи (по принципу дефекта масс - Мп + Мн = Мя + Есв / С в квадрате) значительно большая, нежели при делении на составляющие части (как в случае, например, ядерного распада). Известно, что реакция деления атомных ядер хотя и связана с выделением огромной энергии, но все же менее энергоемка нежели термоядерный синтез, то есть слияние ядер атомов. Поэтому энергия разделения *анализа) всегда меньше энергии единения (синтеза).

Именно это и определяет Путь всеобщего Развития - Путь движения от меньшего единства к большему, при котором организация системы упорядочивается, степень Хаоса уменьшается, а следовательно, понижается энтропия.

Таким образом, выбор эффективного Пути развития и есть высшая Мудрость, и в то же время это есть свободный выбор определения направления движения.

Структура формирования СиОС (8 структурных подразделений):

  • 1. Центр непрерывного образования : «Школа системного мировоззрения» в образовательном самоуправлении создается с целью научить человека коллективному сотрудничеству. Переход к демократическому обществу и системе самоуправления возможно осуществить через подготовку населения на основе концепции коллективной стратегии, активизации творчества людей по месту жительства, вовлечение их в социально значимую деятельность. Это способствует решению вопросов объединения людей, профилактике правонарушений, устранению социальной апатии, кризисов, стрессов, конфликтов.
  • 2. Центр Здорового образа жизни . Устранение искажений в образе жизни - это насущная задача сфер культуры, образования и профилактической медицины. И это то общее, что объединяет медицину, образование и культуру в системе социального самоуправления. В области здравоохранения система здорового образа жизни способна стать надежной системой профилактики на основе: 1) причинно-системной профилактики и методологии ранней диагностики заболеваний; 2) определения отклонений в образе жизни от нормы; 3) обучения людей причинности развития, эволюционным ориентирам и целям при формировании всесторонности жизни.
  • 3. Кадровое агентство . Организуется с целью решения проблемы занятости населения. Проводятся консультации по профессиональной ориентации не трудоустроенного населения. Предоставляется возможность активизации людям пенсионного возраста в социальной адаптации (нужности, значимости, реализации богатого накопленного опыта).
  • 4. Бизнес-инкубатор . Организуется с целью привлечения молодежи обучению организации малого бизнеса. Кадровый менеджмент рассматривается в бизнес-инкубаторе как в широком смысле этого понятия - как социально-экономическая политика государства по стимулированию всестороннего развития личности, в том числе и эволюции сознания человека, так и в узком смысле - как подготовка молодых людей к успешной и эффективной деятельности на производстве и открытии малого бизнеса.
  • 5. Центр социального прогнозирования . Организуется с целью рассмотрения перспектив развития системы общественного (социального, территориального, производственного) самоуправления и стратегии управления районом, городом, областью, государством.
  • 6. Территориальное самоуправление.
  • 7. Производственное самоуправление
  • 8. Социальное самоуправление

Модель общественного сотрудничества

Модель общественного сотрудничества (далее МОС) и СиОС строится на основе универсальных моделей № 1, 2, 3, 4. Модели иллюстрируют процесс поэтапного формирования общественных организаций, систему их взаимодействия и совместной деятельности в том числе созданию экспериментальных площадок, апробации и воплощению новаторских идей, по раскрытию инициативы людей, их трудоустройства и профилактики правонарушений.

МОС и СиОС создают условия для достижения наибольшей эффективности будущего устройства национальной и международной системы общественного самоуправления. Модели СиОС, программа СиОС основаны на теории эволюции человечества, движущей силой которой есть стремление человека к наиболее эффективному управлению пространством жизни посредством познания, адаптации, сотрудничества, кооперировании и интеграции с окружающим миром. Поэтому эволюция определяется как поэтапное формирование сознания личности, коллектива, общества в системе непрерывного в течение жизни обучения. Следовательно, МОС и СиОС открывают для человечества и государств осознаваемые горизонты развития и демонстрируют систему ценностных ориентиров во имя которых Жизнь на Земле и осуществляется.

МОС и программа СиОС описывается формулой совместного развития - СиОС + коллективное сотворчество + универсальные модели, то есть система общественного самоуправления, проявляемая посредством коллективной стратегии, создана на основе универсальных закономерностей развития систем и воплощаемая во всех сферах жизнедеятельности общества. Это позволяет раскрыть движущие и созидательные силы построения новой общественно-экономической формации, а также дает возможность открыть систему и механизм целеориентированного и поэтапного формирования новых более эффективных укладов жизни человека и цивилизации в целом.

Используемые универсальные модели позволяют прогнозировать и моделировать процессы на производстве и в социальной сфере, устраняя конфликтность развития и обеспечивая рост эффективности не только производства, но и развития человека, семьи, коллектива, общества.

2. Модель СиОС

Общественные организации объединяются на экспериментальных площадках для апробации инноваций в обществе.

В настоящее время для достижения обществом (человечеством) качественно нового уровня развития необходимым этапом является преодоление социальной апатии посредством увеличения количества людей участвующих в управлении государством и общественном самоуправлении на разных административно-территориальных и отраслевых уровнях. Для преодоления социальной апатии у людей необходимы следующие основные меры:

  • 1. Со стороны государства - поддержка самодеятельности людей, создание экспериментальных площадок для апробации актуальности и эффективности инициатив и идей, а также разработка механизма их дальнейшего воплощения.
  • 2. Формирование многоуровневой системы общественного самоуправления (СиОС) как механизма воплощения инициативы людей.

Идея, сформированная у человека, вначале должна найти поддержку единомышленников через СиОС - то есть вначале идея должна овладеть массами и на её основе должен быть сформирован носителем идеи творческий коллектив. Творческий коллектив входит в СиОС. СиОС помогает определить эффективность идеи и создать проект внедрения. Далее образованный творческий коллектив у местного совета и администрации (в том числе на производстве) должен получить поддержку для создания экспериментальной площадки с целью разработки и последующего внедрения новации. Это и есть взаимостимулирование деятельности госуправления и общественного самоуправления.

Однако основной проблемой для общества является пробуждение у человека на начальном этапе стремления к активному образу жизни, принятию ответственности за судьбы людей в семье, коллективе, предприятии, обществе.

3. Формирование причинно-системного мировоззрения. Мировоззренческая глубина человека является основой для адекватного расширения в жизненном пространстве. Чем глубже человек, тем шире пространство жизни и эффективнее связи в нем. А потому поверхностный человек рождает поверхностные и малоэффективные отношения. Глубокий человек рождает многоуровневые и высокоэффективные взаимосвязи людей. Однако поверхностные отношения формируются быстрее, но они кратковременны и неустойчивы. Глубокие отношения формируются по времени дольше, но они будут устойчивыми, являющими красоту, чистоту и счастье полноты жизни.

Таким путем создаются условия для развития людей и привлечения их к общественно полезной деятельности, в том числе через предпринимательство, что способствует устранению напряженности, профилактике правонарушений и иных недугов в обществе. В этом случае общественные организации могут выполнять функции кадровых агентств, которые будут решать задачи:

Обучать: 1) более эффективным способам деятельности, коллективной ответственности и сотворчеству; 2) создавать гармонию личной жизни и межличностных отношений, обеспечивая полноту включенности человека в окружающий мир, что компенсирует односторонность развития, которая есть у каждого человека, как причина его болезней, стрессов, неудовлетворенности, нереализованности.

Трудоустраивать как уже ценных специалистов, способных устанавливать бесконфликтные и взаимовыгодные коллективные отношения в труде.

Модель системы госуправления и СиОС

В государстве существует 3 ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная. Для повышения эффективности управления государством деятельность 3-х ветвей власти должна быть согласована с общественным самоуправлением. Общественное самоуправление должно постепенно стать третьей ветвью власти посредством самоуправления, то есть подлинной судебной системой народовластия, формирующей законы, основанные на высокой культуре отношений, ответственности, высших ценностных ориентирах и нравственности идеалов мирового сообщества. Неразвитость же третьей системы власти и её проявление через судебную ветвь обусловлено низким уровнем развития культуры социально-экономических отношений мирового содружества. И именно народовластие в виде многоуровневой СиОС явит собой гарант стабильности в государстве и благополучия членов общества.

В науке управления было доказано, что человечество и другие царства природы развиваются по универсальной схеме 12-ти этапов циклического формирования 7-ми уровней структуры любой системы жизни. В этом проявлена всеобщая схема развития. Модель СиОС - это эффективный механизм всестороннего развития общества посредством согласования межведомственных и территориальных интересов регионов, отраслей и населения при создании условий раскрытия способностей и инициативы человека и его включения в систему многоуровневого управления государством.

Организация работы системы по методике Совета - 12-ти (по 12-ти этапам, блоков организационных задач)

В процессе поэтапной работы происходит поэтапное преобразование материальных и иных ресурсов (элементов) в готовый продукт (реализация цели). В результате периодичности повторения смены 2-х фаз на 7-ми уровнях системы происходит формирование производственного цикла 12-ти этапов, адекватных поставленной цели. В то же время на каждом этапе производственного цикла происходит повторение в малом цикле 2-х фаз (от общего к частному и от частного к общему). Такой малый цикл, состоящий из 2-х фаз, проявленный на одном из 7-ми уровней системы, есть детерминанта системы. Детерминанта системы определяет один из этапов производственного цикла и его сущностную характеристику, при этом включая в работу предшествующие этапы.

  • 1-й этап. Управление и конструирование идеи, проекта. Управляющая структура, стимулирующая активность воплощения проекта. Общественное самоуправление. Дирекция, Администрация, Совет общественного самоуправления.
  • 2-й. (включая предшествующий . Обеспечение деятельности. Форма, через которую проявляется цель создаваемой системы, материальные факторы, кадры, социальное обеспечение проекта. Ресурсы: основные и оборотные фонды. МТС. Отдел кадров. Социальное обеспечение.
  • 3-й. (включая предшествующие. Планирование, распределение ресурсов в предстоящей деятельности и кооперация подразделений. Структуризация технологического процесса. Планово-производственный отдел. Отдел маркетинга. Создание рынка услуг.
  • 4-й. (включая предшествующие. Технология и образец. Технология выполнения действий. Технологическая подготовка. Подготовка кадров к специфике данного производственного цикла. Изготовление образца продукции.
  • 5-й. (включая предшествующие. Комплектация и подготовительное производство. Комплектующие. Отдел главного механика. Управление элементами формы для подготовки исходных для сборки элементов и воплощения замысла.
  • 6-й. (включая предшествующие. Контроль качества комплектации. Структуризация, систематизация и оптимизация процессов как вынашивание (тактико-стратегический поиск) нового качества при синтезе исходных материалов. ОТК. Входной и промежуточный контроль, в том числе социальной инфраструктуры. Контроль социального обеспечения проекта.
  • 7-й. (включая предшествующие. Интеграция элементов комплектациив соответствии с требованиями проекта. Адаптация к применению. Производство: обслуживающее (склад, транспорт и т.д. Диспетчерские.
  • 8-й. (включая предшествующие . Сборочный процесс. Преобразование посредством интеграции исходных подсистем в новую систему заданного качества. Основное производство (сборочное)
  • 9-й. (включающая предшествующие. Наладка и испытания, регулировка, Служба проверки, доводки качества в соответствии с требованиями проекта. Адаптация к применению. (ОТК и т.д.).
  • 10-й. (включая предшествующие. Контроль и приемка результатов деятельности со стороны надсистемы (общества). Образование новой системы и включение её в другие иерархические и синергетические системы Службы приемки заказчика, сбыта, транспортировка.
  • 11-й. (включая предшествующие. Служение во благо обществу. Применение полученной системы в целях развития окружающего мира. Распределение и реализация. Службы распределения, поставки, сбыта, торговли.
  • 12-й. (включая предшествующие. Результаты деятельности по воплощению проекта. Подготовка к новому, еще более совершенному процессу. Синтез предшествующего опыта жизни обретенного в настоящем цикле, что позволит начать новый процесс на качественно более совершенном уровне как суть спиралевидного восхождения. Бухгалтерия. Анализ резервов реализации, внедрения, определение путей совершенствования завершенного цикла

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или ᴎʜаче связанных с адмᴎʜистративно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм адмᴎʜистративного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Муниципальное управление предполагает как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации, муниципальное образование, ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Общественное управление - это управление самого общества для решения своих внутренних задач и достижения поставленных целей. Деятельность субъектов общественного управления распространяется, как правило, только на членов соответствующей общественной организации. Распорядительные действия и решения общественного объединения, как правило, не характеризуются государственно-властным признаком.

Общественное управление не характеризуется применением мер принуждения к различным субъектам права. Общественное управление характеризуется гораздо меньшей степенью правовой регламентированности используемых в своей деятельности управленческих процедур, направленных на достижение целей управленческого процесса, чем государственное.

Характерной чертой как государственного управления, так и управления общественного является то, что государство гарантирует одинаковую правовую судебную защиту граждан как от действий (решений) органов государственного управления, местного самоуправления, так и общественных объединений и их органов.

3.Основные черты социального управления .

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1.существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2.обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

4.характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5.субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6.объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

7.реализуется в рамках определенного механизма.

Особенности социального управления . Социальное управление как общественно-необходимая функция характеризуется рядом особенностей, обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).

1. Социальное управление возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной деятельности, условие их нормального функционирования.

2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности; оно есть управление людьми, общественными отношениями людей, их поведением.

3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений - управленческих отношений; в качестве субъектов (институтов) социального управления выступают государство, политические партии, общественные организации, неформальные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.

4. Социальное управление имеет властно-волевой характер и предполагает подчинение воли объектов управления воле субъектов управления, предполагает авторитет, власть.

5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности как формы активного отношения человека к окружающему миру, включаю­щей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности; люди делятся на управляемых и специалистов по управлению (организаторы, руководители, менеджеры).

6. Социальное управление в современном мире носит поли­тический, классовый характер. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, клас­сы, слои и т.д.), которые руководствуются своими интересами, поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные группы, управление обусловливается этими интересами.

5.Понятие и основные черты государственного управления

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления будет основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают исключительно один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности.

Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.

Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер.

Третьим признаком государственного управления будет исполнительно-распорядительный характер ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности. Этот признак демонстрирует особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Признаки государственного управления:

Это вид государственной управленческой деятельности;

Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

Обеспечивается посредством системы гарантий;

Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Местное самоуправление в системе общественного управления

Тема 10. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Важно заметить, что для системы управления при любой форме государствен­ного устройства, будь то диктаторская или демократическая, характерна та или иная степень разделœения или распределœе­ния функций различных органов власти как по горизонтали, так и по вертикали. Это вполне объяснимо, в случае если учесть, что в современном государстве, особенно крупном или средних размеров, невозможно всœеми делами управлять из единого центра. Ранее, в теме 8, мы уже затронули вопрос о террито­риально-политическом устройстве государства и соответ­ственно о разделœении властных функций по вертикали между различными уровнями власти - центральным, региональным и местным. О горизонтальном разделœении власти на разные ветви речь пойдет в соответствующих темах.

Для правильного понимания этой проблемы важное зна­чение имеет тот факт, что в демократическом типе государ­ственного устройства система местного управления занима­ет особое положение. Речь идет прежде всœего о том, что в современном мире местное самоуправление стало неотъем­лемой частью политической системы демократического типа. Вполне объясним в связи с этим тот факт, что вопрос о ха­рактере взаимоотношений между органами местного само­управления и структурами государственной власти является предметом постоянных споров и дискуссий как среди отече­ственных, так и среди зарубежных политиков, государствен­ных деятелœей, исследователœей различных идейно-полити­ческих направлений. И если одна часть участников этих споров и дискуссий пытается обосновать тезис о том, что Местное самоуправление представляет собой самостоятель­ную, независимую от государства структуру управления, то Другая часть убеждена в том, что оно является составным

элементом государственной власти, занимающим ее низ­шую ступень, или формой организации государственного управления на местах. Анализ реального положения и функ­ций системы местного самоуправления показывает, что ис­тина находится посœерединœе между этими двумя, на первый взгляд, противоположными позициями.

В данной связи крайне важно узнать вопрос о том, как соотносятся между собой местное самоуправление и органы государственного управления. Верно, что в конституциях большинства стран с демократическим типом политической системы, в т.ч. и в Российской Федерации, местное самоуправление отделœено от структур государственной влас­ти. Важно учесть и то, что имеет место конкуренция между органами государственной власти и местным самоуправле­нием за те или иные прерогативы и полномочия. Государ­ство стремится полностью подчинить себе органы местного самоуправления, а эти последние, в свою очередь, пытаются получить как можно большую самостоятельность от цент­рального и регионального правительств.

В этой связи крайне важно определить содержание, точки схождения и различия между понятиями ʼʼместное управле­ниеʼʼ и ʼʼместное самоуправлениеʼʼ. О местном управлении говорят в том случае, когда руководство назначается соот­ветствующими государственными органами и представляет государственную администрацию на местах. Местное само­управление теснейшим образом связано с идеей народного суверенитета͵ согласно которой главным и единственным источником и носителœем власти является народ данной страны. В соответствии с этой идеей народ вправе устано­вить у себя любые формы власти, которые он сочтет наибо­лее подходящими для реализации своих интересов. Органы местного самоуправления, будучи наиболее очевидным воп­лощением идеи народного суверенитета͵ избираются непос­редственно населœением соответствующего муниципального образования и подотчетны ему.

Местное самоуправление осуществляет свои функции в соответствии с конституцией страны и в согласии с общена­циональными стандартами и общим политическим курсом центрального правительства. Одновременно оно является са­мостоятельным институтом, формирующимся путем волеизъ­явления местного населœения. Очевидно, что местное самоуп­равление, с одной стороны, действует в тесном взаимодействии с центральной и региональной властью, с другой стороны, оно

является самостоятельным институтом, выражающим и защи­щающим интересы местных сообществ. Оно обладает соб­ственной легитимностью, муниципальной собственностью, налоговой базой для наполнения местного бюджета͵ кругом полномочий и т.д., определœенной самостоятельностью по отно­шению к структурам государственной власти.

В большинстве демократических стран, особенно с феде­ративным типом государственного устройства, предпочте­ние отдается местному самоуправлению. В унитарных же го­сударствах большей частью местное управление составляет самый нижний уровень системы государственного управле­ния. Это особенно верно применительно к странам с авто­ритарными и полудемократическими режимами.

В Великобритании и США существуют исключительно органы местного самоуправления. Причем отсутствуют наз­начаемые сверху представители центра на местах. Для боль­шинства стран, таких, к примеру, как Франция и Италия, ха­рактерна так называемая смешанная система, сочетающая в себе элементы самоуправления и государственного управле­ния.

Для контроля над деятельностью органов местного само­управления центральная власть использует разные формы и методы. К ним можно отнести прямой контроль или прямое регулирование, финансовые рычаги, отмену тех или иных принятых муниципалитетами решений, отмену субсидий, отстранение от должности избранных мэров, роспуск муни­ципалитетов (как крайняя мера) и т.д. Здесь нельзя забывать, что в финансовом отношении органы местного правитель­ства в значительной степени зависят от центрального прави­тельства. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что в некоторых странах субсидии и дотации центрального прави­тельства муниципалитетам составляют от 5 /з Д° 1 /2 всœех их Доходов.

Очевидно, что органы местного самоуправления не в со­стоянии сколько-нибудь эффективно функционировать вне государства и вопреки его воле, без учета его интересов. В этом плане органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления не исключают, а дополняют друг дру­га, они работают в тесном взаимодействии друг с другом. Нельзя забывать, что местные проблемы в конечном счете являются частью общегосударственных проблем. В этом от­ношении органы местного самоуправления участвуют в реа­лизации государственной политики на местах.

Местное самоуправление в системе общественного управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Местное самоуправление в системе общественного управления" 2017, 2018.

Государственно-общественное управление – это такое управление дошкольным образовательным учреждением, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.
Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя :

· всех участников образовательного процесса,

· органы управления образовательного процесса органы государственного управления образованием;

· нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;

· процедуры и механизмы их взаимодействия.

«Главная задача государственно-общественного управления образованием – помочь детскому саду организовать достойный уклад жизни»

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Участие общественности, общественных и профессиональных организаций в управлении Учреждением осуществляется через органы государственно-общественного управления. Современное образование не может быть замкнутым. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления.

В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами:

1. Общее собрание коллектива.

2. Педагогический совет.

3. Родительское собрание.

4. Родительский комитет.

5. Управляющий Совет.

Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Учреждения являются Управляющий совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов государственно-общественного управления Учреждения и их компетенция определяются Уставом МДОУ детского сада компенсирующего вида № 63 «Росток».

Все участники образовательного процесса составляют коллектив Учреждения. Полномочия коллектива Учреждения осуществляются общим собранием коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава работников Учреждения.

Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции. Общее собрание проводится не реже 2 раз в календарный год .

Органом государственно-общественного управления Учреждения является Управляющий совет Учреждения, деятельность которого основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

Управляющий Совет Учреждения состоит из девяти человек с использованием процедур выборов, назначения и кооптации:

- представителей родителей (законных представителей) воспитанников;

Работников учреждения (в том числе руководителя учреждения);

Представителя учредителя;

Кооптированных членов.

Совет учреждения создаётся с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

Деятельность Управляющего совета Учреждения регламентируется «Положением об Управляющем совете Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 63 «Росток».

Управляющий Совет Учреждения:

- утверждает программу развития учреждения;

Участвует в разработке и согласовывает локальные акты Учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам Учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников Учреждения;

Участвует в оценке качества и результативности труда работников Учреждения, распределяет выплаты стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами Учреждения;

Согласовывает по представлению руководителя учреждения:

Правила внутреннего распорядка учреждения;

Введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;

Рассматривает жалобы и заявления родителей(законных представителей) на действия (бездействия) педагогических и административных работников учреждения;

Осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения, воспитания и труда в учреждении, принимает меры к их улучшению.

Заседания Управляющего совета Учреждения созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения Управляющего Совета Учреждения принимаются открытым голосованием. Решения Управляющего Совета Учреждения являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее половины состава и за них проголосовало не менее 2/3 присутствовавших.

Решения Управляющего Совета, как правило, принимаются большинством голосов членов совета, присутствующих на заседании Управляющего Совета, при отрытом голосовании, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Управляющего Совета.

Решения Управляющего Совета Учреждения, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива Учреждения.

Для рассмотрения основных вопросов образовательного и воспитательного процесса в Учреждении действует Педагогический совет. Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников, в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.

В состав Педагогического совета входят заведующий, все педагоги Учреждения. В нужных случаях на педагогический совет приглашаются медицинские работники, представители общественных организаций, учреждений, родители. Представители Учредителя, необходимость их приглашения определяется председателем Педагогического совета. Приглашённые на заседание Педагогического совета пользуются правом совещательного голоса. Председателем Педагогического совета является заведующий - руководитель Учреждения.

Заседания Педагогического совета созываются не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы Учреждения. Заседания Педагогического совета оформляется протоколом. Решения Педагогического совета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета.

Педагогический совет взаимодействует с другими органами самоуправления Учреждением – Общим собранием, Управляющим советом Учреждения, родительским комитетом:

Через участие представителей Педагогического совета в заседаниях Общего собрания, Управляющего совета Учреждения, родительского комитета Учреждения;

Через представление на ознакомление Общему собранию, Управляющему совету и родительскому комитету материалов, разработанных на заседании Педагогического совета;

Через внесение предложений и дополнений по вопросам, рассматриваемым на заседании Общего собрания, Управляющего совета Учреждения и родительского комитета Учреждения.

Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и Учреждения по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития Учреждения, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива Учреждения по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

Родительское собрание:

Выбирает родительский комитет;

Изучает основные направления образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности в Учреждении (группе) вносит предложения по их совершенствованию;

Заслушивает вопросы, касающиеся содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения (группы);

Принимает информацию заведующего, отчёты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, о ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению;

Заслушивает информацию воспитателей групп, медицинских работников о состоянии здоровья детей группы, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению, итогах учебного года;

Вносит предложения по совершенствованию педагогического процесса в Учреждении (в группе).

В необходимых случаях на заседание Родительского собрания приглашаются педагогические, медицинские и другие работники Учреждения, Уполномоченный по защите прав ребёнка, представители общественных организаций, учреждений, родители, представители Учредителя.

Общее родительское собрание собирается не реже 2 раз в год, групповое родительское собрание – не реже 1 раза в квартал. Решение Родительского собрания принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих. Родительское собрание взаимодействует с Родительским комитетом Учреждения. Заседания Родительского собрания оформляются протоколом.

В качестве органов самоуправления в Учреждении действует Родительский комитет. Родительский комитет – постоянный коллегиальный орган самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского комитета входят по два представителя родительской общественности от каждой группы Учреждения.

Родительский комитет Учреждения:

Обсуждает Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся взаимодействия с родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;

- координирует деятельность групповых родительских комитетов;

- заслушивает доклады, информацию представителей организации и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно – гигиенического режима Учреждения, об охране жизни и здоровья воспитанников;

- вместе с заведующим Учреждением принимает решение о поощрении, награждении благодарственными письмами наиболее активных представителей родительской общественности.

Заседание Родительского комитета созывается не реже 1 раза в квартал. Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих.

Родительский комитет организует взаимодействие с другими органами самоуправления Учреждения, Общим собранием Учреждения, Педагогическим советом, Управляющим Советом Учреждения.

Заседания Родительского комитета оформляется протоколом.

Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Заведующий. Заведующий назначается приказом Учредителя.

Между Учредителем и Заведующим заключается трудовой договор, в котором предусматриваются права и обязанности заведующего Учреждением, показатели эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда, срок действия трудового договора, условие о расторжении трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива Учреждения, родителей, в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.

Взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.

Box" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">